Научная статья на тему 'Казаки: на защите государственных интересов'

Казаки: на защите государственных интересов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
85
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАКИ / ГОСУДАРСТВО / АТАМАН / АТАМАНСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ / СТАНИЧНОЕ ОБЩЕСТВО / СТАНИЧНАЯ ОБЩИНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ерохин И. Ю.

В исторической науке сформировалось совершенно двойственное отношение к казачеству и его традициям. С одной стороны, очень длительное время казачество рассматривалось как вольный, бунтарский и свободолюбивый этнос. Особенно данный постулат культивировался представителями советской исторической школы. С другой стороны, многие исследователи рассматривали казачью общность исключительно в духе «имперской традиции». Такие диаметральные разночтения приводили к неизбежному формированию ложного образа казачества. Автор данного исследования базируется на принципе и теории «казачьего дуализма» как главнейшего фактора истории развития казачества. Другим заблуждением, было считать, что вопрос государственного служения казачества находил и находит свое выражение исключительно в вопросах организации военной службы. Безусловно, военная служба является наиглавнейшим элементом и признаком государственности казачества. Но, рассмотрение ее в отрыве от других элементов казачьего жизнеобустройства категорически недопустимо. Только комплексный подход к освещению взаимодействий казачества и государства позволяет избежать грубых ошибок в оценке потенциала данного этноса. В данной статье мы рассмотрим казачество комплексно. Кроме вопроса собственно военной службы остановимся еще и на фрагменте участия общности в территориально-административном управлении, что является тоже признаком осуществления государственных функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Казаки: на защите государственных интересов»

КАЗАКИ: НА ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ

© Ерохин И.Ю.*

Кройдон Колледж, Великобритания, г. Лондон

В исторической науке сформировалось совершенно двойственное отношение к казачеству и его традициям. С одной стороны, очень длительное время казачество рассматривалось как вольный, бунтарский и свободолюбивый этнос. Особенно данный постулат культивировался представителями советской исторической школы. С другой стороны, многие исследователи рассматривали казачью общность исключительно в духе «имперской традиции». Такие диаметральные разночтения приводили к неизбежному формированию ложного образа казачества. Автор данного исследования базируется на принципе и теории «казачьего дуализма» как главнейшего фактора истории развития казачества.

Другим заблуждением, было считать, что вопрос государственного служения казачества находил и находит свое выражение исключительно в вопросах организации военной службы. Безусловно, военная служба является наиглавнейшим элементом и признаком государственности казачества. Но, рассмотрение ее в отрыве от других элементов казачьего жизнеобустройства категорически недопустимо. Только комплексный подход к освещению взаимодействий казачества и государства позволяет избежать грубых ошибок в оценке потенциала данного этноса.

В данной статье мы рассмотрим казачество комплексно. Кроме вопроса собственно военной службы остановимся еще и на фрагменте участия общности в территориально-административном управлении, что является тоже признаком осуществления государственных функций.

Ключевые слова: казаки, государство, атаман, атаманское правление, станичное общество, станичная община.

Древнейшая казацкая пословица гласит: «Для того казак родится, чтоб царю на службе пригодиться». И это утверждение вполне справедливо. К периоду заката царской династии Дома Романовых трудно найти более преданных трону слуг государевых, нежели тех из них, которые принадлежали к казачьему сословию.

При нашествии войск Наполеона на Россию в 1812 г. казаки вышли на службу поголовно, - от 17 до 60 лет включительно. Под водительством славного атамана войска Донского М.И. Платова, казаки в немалой степени способствовали победоносному завершению французской компании, вписав на страницы истории много ратных подвигов и воинских доблестей [5].

Казачьи части принимали активнейшее участие в Крымской войне 18531856 гг., русско-турецких войнах ХУП-Х1Х вв. В этот период за особые за-

* Старший научный сотрудник.

слуги перед государством казаки наделяются особыми сословными привилегиями в виде освобождения от налоговых податей и наделения в вечное пользование земельными наделами от 30 десятин земли.

Уже в ранний период истории казачества появляются многочисленные художественные и литературные источники в признание заслуг этноса, воспевающие ратные доблести защитников земли Русской - казаков. В 40-х годах XVII в. увидела свет «Повесть об Азовском сидении донских казаков», наиболее значительный художественный документ. Историки дают очень высокую оценку данному источнику, говорят об исключительном воздействии Повести на эмоции, мысли и чувства. «Повесть отличается великолепным патриотическим пафосом, точностью описаний, простонародностью языка и поэтичностью стиля, в котором заметны приемы русских воинских повестей и донского фольклора. Это оригинальное, новаторское произведение и по содержанию, и по стилю изложения». Интересно и то, что авторство Повести приписывается не простому человеку, а войсковому дьяку Федору Ивановичу Порошину.

Жертвенность казачества при защите государственных интересов и целостности России хорошо известна отечественной исторической науке, общественности. Источники объективно свидетельствуют, что только «В период Первой мировой войны [1] на полях сражений приняли участие более 300 тыс. казаков. Как то: 164 конных полка, 30 пеших батальонов, 78 батарей, 175 отдельных сотен, 78 полусотен, и это без учета системы вспомогательных служб и запасных резервных частей». Находим обширные данные и об участии в этот период казачества и в широко развернувшемся партизанском движении.

Традиционным для казаков стало награждение высшими знаками воинской доблести Российской империи, - георгиевскими знаками отличия: наградным оружием, георгиевскими крестами, медалями. Ни одна другая историческая этно-социальная группа России не могла похвастаться столь внушительным перечнем списка наград. В составе почти каждого казачьего войска имелись свои георгиевские кавалеры. Бермондт Павел Рафаилович (Уссурийское казачье войско), Болдырев Сергей Владимирович (хорунжий Донского полка), Якушов Никита Михайлович (урядник), Яицков Иван Васильевич, Юшкин Иван Иванович, Чижов Петр, Харитонов Дмитрий Лукич, Фролов Александр, Февралев Трофим Казьмич, Слепков Иван Евграфович, Сайко Иван и Илья (Кубанское казачье войско), Пантелеев Алексей Антонович, Мордвинцев Тимофей Петрович, Мельников Илья Васильевич, Лису-нов Павел Иванович, Левшин Максим Агафонович, Куркин Парамон Сам-сонович, Кузнецов Роман Яковлевич, Королев Тимофей Иванович, Колесов Терентий Матвеевич, Климов Федор Григорьевич, Каргин Андрей Захарович, Каргин Александр Иванович, Каргальский (Каргальсков) Георгий Дмитриевич, Ефимов Михаил Филиппович (Оренбургское казачье войско), др.

Но, даже среди этих прославленных воинов государства российского имелись свои легенды. Те, чьи подвиги поражали воображение и служили образцом для подражания, а мужество, стойкость и самоотверженность были безграничны. Первыми, кто за период Первой мировой войны получил знаки отличия Св. Георгия, были донские казаки.

Богаевский В., Агафонов О. и мн. др. упоминают о первом георгиевском кавалере, получившем первый солдатский Георгиевский крест, приказном 3-го Донского казачьего полка Козьме Фирсовиче Крючкове, уроженце станицы Усть-Хоперской, при столкновении с немецким разъездом получившем множество ранений, но мужественно выполнившем до конца свой солдатский долг. И первом офицере, получившем орден Св. Георгия - хорунжем 1-го Донского полка Сергее Васильевиче Богоявленском, казачьем разведчике, проведшем глубокую разведку в немецком тылу (В. Богаевский). И хотя данные о К. Крючкове разнятся, так В. Богаевский говорит о полученных им 11 ранениях, а О. Агафонов уже 16 ранениях лично Крючкова пикой и 11 ранениях его коня, это нисколько не умаляет заслуг отважного казака и не ставит под сомнения сам факт его воинской доблести.

Целая сотня казаков, возглавляемых есаулом Степаном Оленовым (тоже донцы) состояла полностью из одних Георгиевских кавалеров.

Уже в вопросах производства казаков в георгиевские кавалеры мы находим фрагменты казачьей государственности как факта участия в управлении и организации управления административно--территоральными единицами Империи.

Георгиевские кавалеры часто избирались атаманами, к их мнению прислушивались при решении административных вопросов, активно привлекали к участию в местном самоуправлении, советовались с ними по тем или иным основополагающим вопросам жизни казачьего общества, они становились признанными авторитетами и лидерами казачьих станиц, хуторов. Все это убедительно доказывает преемственность военного и гражданского государственного служения казачества и роль первого в становлении государственности мировоззрения древнейшей исторической общности России.

Георгиевские наградные традиции были ярким проявление признания факта героического государственного служения казачества. Революционные события и чехарда гражданской войны прервали их на длительное время. Но, само казачество было очень благодарно государству за факты признания его ратных заслуг, всегда помнило о них и с бережной трогательностью относилось к истории, традициям наградной системы, как важного признака единства его с государством.

Белые армии, считавшие себя правоприемниками традиций старой русской армии, очень быстро вернулись к идее георгиевских награждений. Солдатскими Георгиями - крестами и медалями за проявленное отличие рядовые участники из состава Белой Гвардии награждались вплоть до 1922 г. В армиях ген. Деникина и Врангеля офицеры георгиевских наград не удостаи-

вались, но в армии генерала Колчака широко практиковалось награждение Георгиевским оружием.

Военная служба была элементом государственной службы казачества [2, с. 173]. Элементом важным, не менее того, но и не более. Важными факторами государственности казачества являлась инфраструктура казацкой семьи, организация деятельности казацкой общины и др. элементы группы, которые позволяли в полной мере осуществлять казачеству его право по воздействию на институты государства и власти, взаимодействовать с ними.

Первоначально военная служба вступала в конфликт и противоречила интересам развития, укрепления казацких семейных ценностей. Казацких семей не существовало как таковых в ранний период на Дону и Запорожской Сечи. Такое положение длилось довольно долго. Затем формируется традиция казачьей патриархальной семьи, где женщина-казачка была сильно урезана в правах. И наконец, с наступлением периода империализма, началом боевых действий на фронтах Второй мировой войны ситуация кардинально меняется. Женщина все более и более становится полноправным членом казачьей общности, принимает участие в административном управлении [3, с. 39-40].

В правовой и государственной системе у казачества важнейшую роль играет станичное сообщество. По своей структуре станичное сообщество включает в себя следующие важнейшие элементы: станичный сбор (сход), атаманское правление, суд. Вся полнота распорядительной власти принадлежит станичному сбору. Исполнительная же власть делегируется правлению и выбираемому атаману. Судебная власть у казачества представлена отдельной ветвью. Например, именно такая структура традиционно складывалась у Терского казачества [4, с. 310].

Казачья диаспора не живет в государственном и административном плане замкнуто, не является в отличие от многих других этнических анклавов и социальных групп «вещью в себе», она активно участвует в государственном регулировании и управлении, - функциях делегированных ею властью.

Примечательно, что со стародавних времен станичный атаман на подведомственной и подотчетной ему территории являлся административно-полицейским лицом, которому были обязаны подчиняться все без исключения лица, даже совсем не имеющие отношения к казачьему этносу.

В своем распоряжении станичный атаман наделялся государством и властью значительным арсеналом мер воздействия на провинившихся граждан и прочих правонарушителей. Это могли быть финансовые меры (штраф в сумме не более 3 рублей), меры принудительных или общественных работ (сроком до 3-х дней). Для особенно злостных нарушителей эти меры могли быть повышены до пяти рублей штрафа и до пяти дней принудительных работ, соответственно [4, с. 310].

Станичный атаман обладал правом проводить любые мероприятия по поддержанию порядка, законности, спокойствия и благочиния на контролируемой территории. В ряде случаев он со своими ближайшими соратниками

выполнял и функции института современных судебных приставов, т.е. контролировал исполнение судебных и иных приговоров, решений, принимаемых казачьими сходами. В этот список попадало и частное право казаков. Атаман имел право по разрешению залоговых, частных и иных договоров, споров населения. Станичный атаман накладывал вето и резолюции на командировки (отлучки) в прошениях казачества.

Во время исполнения атаманских обязанностей, атаман, не имевший казачьего воинского звания, назначался на должность хорунжего и приравнивался к этому чину. За подготовку и несение любым членом казачьей общины воинской службы отвечала именно административно-территориальная единица - казачья станица. Многие исследователи даже говорят и говорили о «службе казака как особом виде и роде самоуправления» в правовом и государственном качестве.

Станичная община время от времени практиковала не только собственные нововведения в специфику организации военной службы и систему самообороны казачьих станиц, но и передел земельных паев среди казачества. Важно отметить, что в царской России существовала достаточно сложная система земельных собственнических отношений. Главным собственником земли являлось государство. От имени Государя власть жаловала землю определенному войску на правах коллективной, общинной собственности. Потом уже само войско распределяло эту землю в качестве паев и наделов между отдельными станицами. В системе большинства казачьих войск существовал еще и институт «дворянских войсковых казачьих наделов». Обычный казак за пользование землей должен был нести воинскую повинность по договору со станицей. Казаки-дворяне же жаловались землей по факту получения казачьего офицерского чина. Их собственность носила потомственный характер, но потомок обязательно должен был иметь отношение и происходить из структур самого войска.

Если изначально, в древнейшую историю казачества «казак был враг земли» и за ее обработку ему грозила смертная казнь, то впоследствии земельные отношения казачества становится одним из наиглавнейших факторов военного, административного и территориального структурирования казачества. Естественно, что ни какой иной вид сельскохозяйственных работ (рыболовство - Уральское казачество, охота - Сибирское казачество, виноделие - Кубанское казачество и казачество Терека, и т.д.) не могли так влиять на государственность менталитета данной общности, как система особых поземельных отношений. Она становилась определяющей.

Список литературы:

1. Воскобойников Г.Л. Казачество в Первой мировой войне 1914-1918 гг. -М., 1994.

2. Ерохин И.Ю. Казачество в свете вопроса военной службы // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 4. - С. 172-174.

3. Ерохин И.Ю. Казачья семья: уникальный культурный феномен в системе государства // Современные исследования социальных проблем. -2013. - № 1. - С. 38-43.

4. Караулов М.А. Терское казачество в прошлом и настоящем. - Пятигорск, 2002.

5. Очерк боевой деятельности донцов // Русский инвалид. - 1870. - № 110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.