Научная статья на тему 'Статус казаков – важнейший инструмент развития войск казаков как региональных социально-экономических систем России (XVII – начало xx века)'

Статус казаков – важнейший инструмент развития войск казаков как региональных социально-экономических систем России (XVII – начало xx века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2635
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТУС / КАЗАКИ / ОБЩИНА / ВОЙСКО КАЗАКОВ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / ДЕМОКРАТИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / СТРУКТУРА / РАЗВИТИЕ / КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Глущенко Виталий Васильевич

В работе рассматривается ряд актуальных вопросов: общее и особенное статуса казаков и статуса известных в мировой истории иных военизированных отрядов; эволюция статуса Войск донских, уральских, терских казаков после вхождения их в Российское государство, а также и новых казачьих Войск созданных государством в XVIII –XIX вв.; освещены также аспекты воинской повинности казаков, численности казачьего населения, земли и капиталы Войск казаков, представлены краткие хронологические данные, отражающие институциональную политику по развитию статуса казаков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Глущенко Виталий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Статус казаков – важнейший инструмент развития войск казаков как региональных социально-экономических систем России (XVII – начало xx века)»

Г лущенко Виталий Васильевич

Сочинский государственный университет, профессор, доктор технических наук, Действительный член Академии военных наук, е-mail: vitavas44@yandex.ru

Статус казаков - важнейший инструмент развития Войск казаков как региональных социально-экономических систем России (XVII - начало XX века)

The status of cossacks - the most important instrument for the development of Troops of cossacks as a regional socio-economic systems of Russia (xvii - in the

beginning of XX century)

Аннотация: В работе рассматривается ряд актуальных вопросов: общее и особенное статуса казаков и статуса известных в мировой истории иных военизированных отрядов; эволюция статуса Войск донских, уральских, терских казаков после вхождения их в Российское государство, а также и новых казачьих Войск созданных государством в XVIII -XIX вв.; освещены также аспекты воинской повинности казаков, численности казачьего населения, земли и капиталы Войск казаков, представлены краткие хронологические данные, отражающие институциональную политику по развитию статуса казаков.

Ключевые слова: статус; казаки; община; Войско казаков; образ жизни; демократия; социальноэкономическая система; структура; развитие; капитал.

Abstract: The paper considers a number of topical issues: general and special status of cossacks and the status of well-known in the world history of other paramilitary squads; the evolution of the status of Troops don, ural, terek cossacks after their entering into the Russian state, and also new cossack Forces, created by the government in the XVIII -XIX centuries.; also highlighted aspects of the military service of the cossacks, the number of cossack population, land, and capital of the Troops of cossacks presented a brief chronological data, reflecting institutional policies on the development of the status of cossacks.

Key words: status; the cossacks; community; Army of cossacks; lifestyle; democracy; a socio-economic system; structure; development; capital.

Преамбула. К началу XX века каждое Войско казаков представляло собой

сложную территориально-географическую социально-экономическую систему c военизированным уклоном, образованных путем объединения вольных казачьих общин в Войска, а также и созданных государством в XVIII-XIX вв. казачьих войск. Войска вольных казаков до вхождения в состав России имели в элементарном основные виды общепризнанные признаки государственности, что позволяет говорить о них и как о квазигосударствах [9], но, со своей стороны, подчеркнем при этом, только до вхождения их в состав России.

Этноним казак означает два понятия - это вольный и сторожевой человек.

Казаки вольные или природные, самостоятельно зарождали свои общины вне пределов каких-либо государств, начиная примерно с середины XII в. на Днепре и Дону, несколько позднее на Яике (Урале) и Тереке, и которые постепенно к ХУ-ХУ1 в. объединились в Войска казаков, с основными чертами социальноэкономической системы того времени, но при этом, помимо охоты и рыболовства, военизированная составляющая этой системы являлась основным видом деятельности для получения средств существования. Этот подход и лежал в основе мотивации создания государством в основном на новых территориях Войск казаков.

К началу XX в. в Российском государстве было 11 Войск казаков, а также отдельной строкой выделялось казачье население Иркутской и Енисейской губерний (Иркутская и Красноярская казачьи сотни) и все они находились в основном в приграничных регионах государства. За данными Войсками казаков государство закрепляло определенную территорию (область) и передавало в собственность Войск землю, пригодную к сельскохозяйственной деятельности, лесные угодья и водные ресурсы для охоты и рыбной ловли и т.д. Казаки же осуществляли, на выделенных Войском в пользование земельных наделах, хозяйственно-экономическую деятельность, полностью обеспечивая свое существование, включая и оснащение себя для военной службы холодным оружием, обмундированием, приобретение и содержание строевого коня и, самое главное, воспроизводство своей рабочей силы, то есть способности и возможности к труду и прежде всего к ратному. Таким образом, государство посредством приведения в действие рабочей силы казаков получало услуги не только по экономическому освоению новых земель, но и военной их защите и границ государства. В свое время Л.Н. Толстой писал, что казаки создали Россию.

Управление казачьими войсками, как сложными социально-экономическими системами, требовало проведение в отношении их определенной институциональной политики, т.е. установление и постоянное

совершенствование правовых и социально-экономических институтов. Это стало важным после вхождения вольных Войск казаков в структуру российской государственности, но еще более актуальным с присоединением новых земель и создания на них Войск казаков. К числу институциональных факторов этой политики можно с полным правом отнести статус казаков.

Понятие статус социальный в общем случае, как известно, обозначает положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. И он определяется по специфическим признакам, в качестве которых выступают экономические, этнические, профессиональные, возрастные и др. признаки. Социальный статус также разделяется по умениям, навыкам, образованию. Каждый человек, как правило, обладает не одним, а несколькими статусами. Так, каждый имеет прирожденный статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность). Далее он со временем получает приобретенный или достигаемый статус, который человек достигает своими усилиями (должность, пост). Кроме этого, существует и т.н. предписанный статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), который с течением времени может меняться.

Этот предписанный статус может быть как прирожденным, так и приобретенным. Статус, как правовое положение какой-либо организации, характеризуется и определяется нормативно-правовым документом, которыми могут быть Положения и/или Уставы организации, правами и обязанностями в них предусмотренных, а также полномочиями, вытекающими из законодательных и нормативных актов.

Исходя из вышеизложенных понятий, и будем рассматривать наиболее актуальные, на наш взгляд, аспекты статуса Войск казаков от момента зарождения первых казачьих общин, но сосредоточив особое внимание на эволюции статуса казаков в Российском государстве в XVII -нач. XX вв.

1. Общее и особенное статусов общин вольных казаков и наиболее известных в мировой истории, военизированных общин, отрядов и братств. Статус вольных казаков, первоначально объединившихся в общины, а затем и в Войска казаков (Запорожское, Донское, Уральское, Терское), определялся из понятия вольный человек. Статус же людей, называвшихся также казаками, и несших в средние века время охранную службу крепостных укреплений и границ русских княжеств, определялся понятием сторожевой человек, и права и обязанности данным казакам устанавливались работодателем (князем). Последние казаки известны как служилые и они делились на городовых (полковых), охранявших города, и сторожевых (станичных), несших пограничную службу разведывательными отрядами (станицами) в степях.

Казачество ряд исследователей [9] определяют как феномен во всемирной истории. При этом обращается внимание на то, что в исторически разные времена существовали различные общины, отряды и т.п. военного, этнического, религиозного и др. характера. Некоторые из них, особенно имеющих военный характер, на первый взгляд, по отдельным типологическим признакам имеют кажущееся сходство с общинами вольных казаков.

Для того чтобы убедится какое есть на самом деле место такого сходства и в самой сути феноменальности казачества, послужит сопоставление статуса Войск казаков со статусом, наиболее известных в мировой истории военизированных отрядов: реконкистадоров, конкистадоров, братьев-

витальеров, граничаров, гайдамаков, гайдуков и т.п., а также невоенизированных так называемых братств [1,9,17,18,19,20]., обратив при этом внимание на то, что в данном случае общее и особенное, так как последнее во многом и определяет феноменальное.

Так, реконкистадоры (от испан. reconqшstar - отвоевывать), это участники отвоевания в VIII - XV вв., захваченных арабами территорий Пиренейского полуострова. В процессе т.н. реконкисты на отвоеванных землях постепенно образовывались самостоятельные государства Испания и

Португалия. С освобождением полуострова от арабских завоевателей нужда в реконкистадорах отпала и они ушли с исторической арены.

Другие отряды испанцев делала все наоборот. Это конкистадоры (от испан. conquistador - завоевывать) представляли собой отряды участников завоевательных походов в Южную и Центральную Америку, Вест-Индию в конце XV- XVI вв., которые имели своей целью порабощением и ограблением народов. Награбленные золото и другие богатства делись между ними. Время ухода их с исторической арены - XVII в. по причинам образования нового господствующего класса, социальная дифференциация нового общества и жесткие меры против них испанского королей, а также большие потери в завоевательных походах.

К вольным людям можно отнести т.н. братьев-витальеров, то есть

общины пиратов в XIII - XV вв., имевших опорным пунктом вначале остров Готланд в Балтийском море, а затем в Северном море остров Гельголанд. Они известны, помимо всего прочего, и тем что в 1389-95 гг. доставляли осажденному датскими войсками Стокгольму продовольствие - vitalien. Они имели поддержку со стороны Ганзы - торгового и политического союза около 100 городов Балтики, Уход их с исторической арены вызван упадком Ганзейского союза, прекращением борьбы последнего с Данией, усилением мощи Швеции, очищением в XV в. Балтийского и Северного морей от пиратов.

Швейцарские кнехты (от нем. - крестьянин, батрак), сформировались как общности, отряды в XIII - XIV вв. и просуществовали до XVII в. Они использовались государством как военная сила для осуществления влияния на европейские дела, в борьбе с междоусобицей и федеральной смутой, После того как Швейцария стала нейтральной, а в Европе стали появляться наемные армии они стали переходить на службу в них.

Гайдуки (хайдуки), название идет от венгерского haiduk-пехотинец. Это были отряды-общины южных славян, молдаван, венгров, валахов и др. народов, которые вели борьбу против турецких завоевателей в XV - XIX вв., что

наиболее заметно в периоды подъема национально- освободительного движения и антифеодальной борьбы на Балканах. Так, они участвовали в Первом сербском восстании 1804-13 гг., а во время русско-турецкой войны 1877-78 гг. при освобождении Болгарии о турок они были на стороне русских войск. С освобождением балканских народов от турецкого ига и образованием национальных самостоятельных государств нужда в них отпала и они перестали существовать.

Клефты, представляли собой отряды греческих партизан, состоявших в основном из крестьян, боровшихся против турецкого господства, совершали также и нападения на крупных греческих землевладельцев, которые и дали им за это прозвище ЫерЫ^ - воры. В конце XVII в. турки были вынуждены легализировать часть клефтов под названием Арматолы и использовать их в качестве внутренней стражи. Но с освобождением Греции о турецкого ига и созданием регулярной армии клефты в XIX в. ушли с исторической арены.

Граничары, это отряды из сербов и хорватов, несших службу по охране границ Австрийского государства от Османской империи с XVI в. по вторую половину XIX в. С ослаблением последней и образованием ряда независимых государств на Балканах потребность в граничарах отпала, часть из них поступила на службу кавалерийские части Австрийского государства.

Страдиоты или скипетары (албанцы), представляли собой отряды легкой наемной иррегулярной конницы с сороковых годов XIV по XVII век, нанимались на службу итальянскими государствами, большей частью Венецией, а также Францией в Албании (Скипетарии) и на Севере Греции. С упадком Венеции и ослаблением Османской империи нужда в них отпала.

Гуркхи, это своего рода конфедерация народов кхасы, чурунги, магары, таманги и др. в Непале и Северной Индии во второй половине XVII в., которые составили ядро современных непальцев. В результате распада Британской1 империи и образования независимых государств на Индостане гуркхи сохранили

клановые, родоплеменные отношения и из низ них создали первые элитные специальные войска Непала, при отсутствии национальной армии.

Гайдамаки, это были отряды на Правобережной Украине, боровшиеся против национально - религиозного гнета во втором десятилетии XVIII в. на Волыни и Западной Подолии. Они состояли из крестьян, ремесленников, бедных днепровских казаков, белорусов, поляков, молдаван, русских старообрядцев и др. С укреплением на Украине власти Российской империи движение гайдамаков прекратило свое существование.

Самураи (от японского самурау - служить), под этим понятием понимают светских феодалов в широком смысле слова, а в узком и наиболее употребляемом значении - военно-феодальное сословие мелких дворян Японии. В основном самураи были вассалами князей, они не имели своих земель, состояли на жаловании за службу. Самураи имели свой кодекс чести - “Бусидо” (путь воина), они были проникнуты духом презрения к простым смертным, т.е. работающим. К середине XVIII в. практически был завершен процесс распада самураев как сословия, но из бывших самураев пополнялись кадры чиновников, офицеров армии и флота, а прославленные самурайские воинские доблести, культ войны были в свое время составной частью идеологического арсенала японской армии.

Далее перейдем к краткому рассмотрению невоенизированных так называемых братств. Прежде всего это братства во Франции: 1) крестьян -фререски, объединения крестьянских дворов для общего ведения хозяйства, периодически стояли во главе борьбы крестьян за свои права; другие братства объединяли городских ремесленников, имевшие благотворительные, религиозные цели; союзы подмастерьев, которые в XV-XVI в. подобно фререскам возглавляли борьбу против их эксплуатации мастерами.

Братства национально-религиозные, украинские и белорусские при православных церквях в XV - XVIII вв. Их целью была борьба против насильственного окатоличивания православных христиан. Членом братства

мог быть любой, внесший свой денежный взнос на общие расходы. Так, к примеру, в 1620 г. все Запорожское войско во главе с гетманом Сагайдачным записалось в Киево - Богоявленские братство.

В Российской империи этноним “Братские люди” обозначал всех бурят (булагов, эхиритов, хоринцев и др.), которые занимали своими кочевьями обширные территории по обе стороны о. Байкал.

Для всех вышеназванных военизированных общин, отрядов со смешанным или моноэтническим составом общим является то, что почти все они образовывались на территории средневековых государств для участия в освободительных войнах против иноземцев, а некоторые также и для захвата чужих богатств. Но во всех случаях основное занятие у них была война, которая позволяла иметь добычу, т.е. средства для существования. Образ жизни во многом носил характер разбойно-рыцарский, что исторически и предопределило переход их большинства на службу государствам.

К общим качествам казачьих и различных иных военизированных общин можно отнести: храбрость, здоровый авантюризм, братство и товарищество, гордость и свободолюбие, чувство взаимовыручки, принципы самоуправления. Последнее проявлялось в выборности вожаков, командиров или атаманов на общем сборе, круге (раде) и беспрекословное подчинение в боевых походах. Во всех военных общинах и у казаков, в том числе, формировался особый духовнопсихологический тип личности.

Казаки на первых исторических этапах своего развития, в глухих степных просторах, также не чурались походами в далекие и ближние края за добычей разбоем и грабежами. Так, например, известны морские походы в средние века запорожских и донских казаков к далеким чужим берегам Черного и Каспийского морей с этой целью.

Из всех вышеназванных военных общин условно можно назвать “первопроходцами”, да и то в кавычках, только отряды испанских конкистадоров, но которые огнем и мечом покоряли или полностью

уничтожали непокорные племена, народы и грабили их, вывозя богатства в Испанию.

Казаки же - первопроходцы умножили Сибирью, Дальним востоком, Аляской и др. местами Северной Америки богатства былой России. Их участие в освоении новых земель носил больше миссионерский характер, они в процессе соседского проживания несли кочевым племенам свою более высокую хозяйственно-экономическую, духовную и религиозную культуру. Этим самым они заложили основу для дальнейшего развития и расцвета этих необъятных просторов.

С уходом различный вышерассмотренных военных отрядов с исторической арены постепенно были утрачены многие их качества, за исключением самурайского духа, который еще и сейчас в определенных формах жив в Японии.

2. Эволюция статуса казаков (донских, уральских, терских) после вхождения их в Российское государство и Войск казаков, созданных государством в XVIII -XIX вв. Место казаков среди других народов и народностей, определяется примерно следующим образом: вольные

казачьи общины-республики зародились вне территорий каких-либо

государств, в лесостепных зонах бассейнов рек Днепр, Дон, Терек, Урал (Яик); казаки с момента своего зарождения проживали в сферах военногеополитических и экономических интересов различных гособразований и государств.

Казачья демократия в устройстве самоуправления, геополитические и природно-климатические суровые факторы жизнедеятельности обусловили развитие в казачьей среде таких специфических статусных признаков-характеристик:

смешанной этничности, т.е. не изолированности влияния на формирование генотипа казаков Днепра, Дона, Терека, Яика (Урала) со стороны разных этносов, его консолидация на первых этапах развития в вольных

общинах в "козацький” народ, затем в последующем славянизация и русификация;

форумность культурной среды, т.е. объединение в вольных казачьих общинах, а затем и в казачьих войсках разнообразных культурных обычаев, традиций и особенностей различных этносов;

конфессиональную терпимость казаков к наличию в казачьих войсках иноверцев, а также и вероисповеданиям соседних народов по месту проживания;

развитие пассионарного генотипа казаков.

Казаки, в отличие от народов многих стран Евразии, развили и принципы общинной социальной самоорганизации, близкой к республиканской, причем минуя крепостничество. Казаки - не только воины, но и лидеры - первопроходцы неизведанных земель и их первичного хозяйственно-экономического освоения и т.д. Все эти характеристики лежат в основе развития казачества и во многом определяют, как уже отмечалось, его как феномен в мировой истории [9]. Но, здесь надо отметить и недостаточность еще бытующей "сословной" концепции во взглядах на сущность казачества.

Казачьи общины, после своего зарождения и первоначальных этапов развития, а затем уже и как Войска казаков формировалось, на наш взгляд, как социальная общность, в которую по вхождению вольного казачества в российское государство, последнее включало представителей и других групп населения. Войска казаков вобрали в себя многообразные этнические, социально-экономические, культурно-исторические, политические элементы тех народов, с которыми казакам приходилось жить рядом и делить свою судьбу.

До конца XVII в. в отношениях с Войсками казаков русское государство было вынуждено маневрировать. Так, ставя себе задачу, ограничить самостоятельность казаков, подчинить их себе, государство действует то “кнутом”, то “пряником”. К примеру, дарует земли Яицкому войску в 1619 г. (грамота царя Михаила Романова), или жестоко подавляет всякое недовольство

и бунты казаков и приводит к насильственной присяге (Донское войско в 1671 г.). В самом начале XVIII в. казаки еще не разделяют в полной мере судьбу стрельцов, но сразу после Булавинского восстания было на Дону сожжено 50 городков, многих казаков казнили, а затем на плотах, прикрепив их тела к стоящим бревнам, спускали в низ по течению реки, чтобы их видели в назидание другие казаки.

Войска казаков донских, яицких, терских в 1721 г Петр I перевел отношения с казаками из Иностранной коллегии в ведение военного ведомства, что означало уже не союзные взаимоотношения, а вхождение в структуру, и прежде всего, в военную структуру централизованного русского государства. Далее, в 1723 г. Петр I отменил выборность атаманов Войск казаков, что означало конец казачьим республикам, былой казачьей демократии и какой-либо самостийности их существования. Законы Российского государства стали законами и для казаков.

Начинался новый этап не только военного, но социально-экономического развития Войск казаков, но уже под непосредственным управлением государства. И теперь понятие вольный перестало относиться к названным выше казакам. Петр I именовал всех казаков военно-служилым народом. И это стало коренным принципом всей последующей институциональной политики российского государства по отношению к Войскам казаков, как вольных так и служилых по происхождению.

Государство решительно ограничивало былые казачьи свободы. Теперь не выборные, а наказные (назначенные) атаманы и другая старшина образуют слой войскового чиновничества, послушного правительству, и к нему постепенно переходит власть с одновременным ограничением прав казачьего Круга, на котором ранее избиралось руководство (старшина) Войска - атаман , войсковой судья, писарь, священник, без благословления последнего не принималось ни одно важное решение.

Казачьий Круг перестал теперь являться Высшим органом Войска, где и решались важные жизненные вопросы войны и мира, общих хозяйственноэкономических аспектов, устанавливались единые правового характеры нормы жизни, осуществлялся прием царских, султанских, ханских и прочих посольств, производилась отправка своих посольств (зимовых станиц) в Москву и к окрестным правителям, рассматривались церковные дела, вопросы занятия новых земель и строительства городков, судили казаков за наиболее тяжкие преступления (предательство, трусость, грабеж и воровство в своей среде и т.д.) и многие другие аспекты казачьей жизни. Все это стало решаться административной системой государства того времени.

Кроме этого, сразу начинала выстраиваться и система внешнего управления казачьими войсками. Что касается служилых городовых казаков, то они с самого начала находились в подчинении соответствующих государственных органов: во второй половине XVI в. - Стрелецкого, Разрядного приказов, затем - Казанского, Сибирского и Приказа Малая Россия. Имеются свидетельства (1614, 1618, 1646 гг.) о существовании Казачьего приказа, но о деятельности его было мало что было известно, даже чиновникам Главного казачьего управления в начале ХХ в. [7].

С вольными донскими, яицкими, терскими казаками отношения с давних времен строились через Посольский приказ, ведавшего иностранными делами, но, как уже отмечалось выше, в 1721 гг. казаки передаются в ведение Военной Коллегии, где создаются соответствующие отделения (Донское, Яицкое, Терское), а затем - "казачья экспедиция".

Завершается это в XVIII в. началом изданий "Положений" о казачьих войсках, свидетельствующих, во-первых, о прекращении казачьих волнений и массовых протестов против государственной службы, во-вторых, - о безвозвратном включении казачества в систему российской государственности. В Войсках вводится также штатные расписания с соответствующими чинами -сотники, урядники, капралы, рядовые и т.д. [10].

Тем не менее, к началу XIX в. с точки зрения государства назрела необходимость упрочить статус казаков путем создания свода законодательных актов о порядке управления казачьими войсками и их населением, о существе и границах их прав и обязанностей. Этого требовало и состояние внутри войсковых межличностных отношений, поскольку значительно возросла власть войсковой верхушки, сосредоточившая все управленческие функции в войсковых канцеляриях. Кроме того, получив права дворянства и права владеть крестьянами, казачья старшина стала активно занимать свободные войсковые земли, создавая тем самым угрозу развития самих Войск, т.е. роста их численности на базе определенного уровня благосостояния. Этим же грозило и начавшееся с конца XVIII в. переселение на казачьи земли крестьян из внутренних губерний России [11].

О реформах первой четверти XIX в. трудно сказать, что они носили системный характер и проходили по какому-то определенному плану. По-видимому, это объясняется как известной некоторой непоследовательностью во внутренней политике Александра I, так и меняющейся ситуацией накануне и после Отечественной войны 1812 г. Но все же, тенденция к укреплению централизованного управления Войсками казаков явно прослеживалась.

Если раньше делами разных Войск и казачьих формирований ведали либо инспекции (Литовская и Брестская, Оренбургская, Кавказская, Сибирская), либо гражданское ведомство (Саратовская, Камышинская, Царицынская, Дубовская команды, казаки Китайской пограничной линии), либо непосредственно высшие правительственные учреждения (Донское, Чугуевское, Черноморское, Уральское войска), то с образованием Военного министерства непосредственное руководство казачьими формированиями перешло к нему, а административными, судебными, гражданскими, уголовными делами казачьего населения ведали или Кабинет Министров, или Правительствующий Сенат.

Преобразования в военной сфере России были направлены на усиление единообразия различных видов войск, включая и Войска казаков, на

максимальное сближение правил службы в казачьих и регулярных войсках. С этой целью был увеличен штатный состав казачьих полков до 578 чел., созданы казачьи артиллерийские части, принят ряд постановлений по обеспечению отставных и раненных казачьих офицеров.

Наконец, на казачьи войсковые формирования были распространены некоторые социального характера правила, предусмотренные для регулярных войск: установление жалованья для казачьих офицеров и чиновников; выдача казачьим офицерам патентов на чины; установление форм отчетности казачьих полков. По отдельным войскам денежное содержание казачьих офицеров было уравнено с окладами армейских гусарских полков, и вводилась также единая форма обмундирования [7].

Все это повышало на ступени уровень статуса казаков, их социальный внутренний и внешний престиж. И такая тенденция со стороны государства будет продолжаться и в последующие годы существования Российской империи.

Более целенаправленный и системный характер правительственные реформы казачьих войск приняли во второй четверти XIX в. Особый смысл государственного влияния на жизнь казачества заключался в назначении в

1827 г. Атаманом всех войск и Шефом Донского войска престолонаследника Александра Николаевича. Эта чисто формальная акция окончательно подтвердила место и роль казачества в системе российской государственности, его полную в нее включенность.

В 1832 г. началась общая реформа военного управления, еще более ужесточившая сами условия военной службы казаков. Примечательно, что в 1833 г. все дела по иррегулярным (или “неправильным”, т.е. не являвшимися регулярными обычными военными частями), в т.ч. и казачьим войскам были переданы в Департамент Военных Поселений, а в 1836 г. в "Наказ" при учреждении Военного министерства были включены параграфы (396-398), гласившие, что "влияние Военного министерства на войска иррегулярные,

состоящие на службе, основывается на тех же началах, какие предписаны по заведованию войсками регулярными".

Это означало, что строевая служба, подготовка, снабжение, вооружение, размещение, передвижение, действия казачьих частей находятся в ведении Департаментов министерства, а предметы внутреннего благоустройства войск (дела полицейские, судные, экономические) - в ведении учреждений и лиц, установленных для этого в общем порядке государственного управления.

Военное устройство, порядок управления и службы регламентировались специальными Положениями об отдельных видах войск. Но, ряд общих постановлений рассматриваемого периода свидетельствует о сближении казачьих войск с регулярными войсками. В 1828 г. выходит Высочайшее повеление "в видах единообразия в названиях офицерских и нижних чинов казачьих войск" (казак - рядовой, урядник - унтер-офицер и т.д.), в 1838 г. -утверждены Правила для состава и построения казачьих войск, а в 1844 г. составлены краткие Правила строевой службы для иррегулярных войск.

В первой половине XIX в. происходит и значительное расширение функционального статуса казаков, что изменяло и характер их службы. Во-первых, они активно начинают привлекаться к таможенной службе. В 1811 г. издается Положение об устройстве пограничной стражи на границах западных губерний, для чего были назначены 8 Донских и 3 Бугских полка.

Но, опыт таможенной службы казаков на западной границе был признан неудачным и в 1822 г. эта служба здесь была упразднена. Однако, аналогичный опыт распространялся и на юго-восточных границах: Ямышевская и Семипалатинская таможни обслуживались томскими и кузнецкими казаками, затем их сменили линейные казаки [12]. Во-вторых, в некоторых областях казаки начинают осуществлять и полицейские функции в части охраны различных объектов, охраны общественного порядка, конвоирования арестованных. Выполняли их городовые казачьи команды [13]. Это вызывало негативную реакцию в среде казаков.

С другой стороны, ряд мер свидетельствовал о том, что правительство было еще намерено сохранить казачество в обособленном от других российских сословий состоянии. Не считая реформы местного управления, эти меры касались гражданского статуса казачества. Положения о казачьих войсках теперь подробно регламентировали их социальное положение, землевладение, войсковые финансы, промыслы, торговлю, здравоохранение и т.д. Поскольку воинская служба казачества к этому времени основывалась на общинном войсковом землепользовании, эти два фактора и предопределяли и социальный и правовой статус казаков.

Во второй четверти XIX в. было запрещено оседлое проживание на казачьих землях лиц не войскового сословия, а также зачисление их в казаки (исключения определялись самим правительством). Запрещался и обратный процесс. В 1852 г. вышло общее запрещение перевода казачьих офицеров в регулярные войска. Очевидно, что эти меры явно носили охранительный характер и свидетельствовали о завершении процесса оформления социальногражданского статуса казачества в условиях уже отживавшего свое время сословий России. Следует отметить, что сам этот процесс затянулся почти на два века. Если в Соборном Уложении 1649 г. регламентировалось хотя бы организация военной служилых службы казаков, то петровская "Табель о рангах", включая 14 рангов неподатного служилого населения, казачьи чины вообще не упоминает.

В тех Войсках, где с самого начала земля находилась в войсковом владении (Донское, Терское, Уральское) или там, где новые Войска казаков получали землю в собственность Войска (Оренбургское, Сибирское линейное, Забайкальское), там положение казачества было прочным. Но, если казаки не получали права войсковой собственности на землю, это означало постепенное их исчезновение, как это произошло с городовыми казаками Западной Сибири во второй половине XIX в. [8].

Специфика социального статуса казаков определялась и правом владения верхушкой казачества зависимыми людьми. Например, в Донском войске с ростом величины земельной собственности на землю казачьей верхушки, которая уже сравнялась в начале XIX в. в правах с дворянством, развивалось и крепостное право. Например, казачий генерал Денисов за время службы увеличил число крепостных с 200 до 1700 душ, что, наверное, не совсем удивительно, если учесть, что в некоторых округах казачьи земельные наделы составляли 7-10 десятин, а помещики, в т.ч. и из казаков, владели по 1000 десятин на ревизорскую душу, являвшуюся их собственностью [14].

Окончательно к середине XIX в. оформляются специфические социальные черты казачества: особый порядок отбывания воинской службы, освобождение от подушной подати, рекрутской повинности и государственного земского сбора. Кроме того, государство подчеркивало тенденцию отнесения верхушки казачества к высшим сословиям (законом от 23 февраля 1848 г. о правах на дворянство лиц казачьих войск) [7].

Во второй половине XIX в. общественно-политическая ситуация в стране начинает меняться. Отмена крепостного права нанесла удар по сословному строю, положила начало формированию более размытой социальной структуры общества. Это не могло не сказаться на состоянии и Войск казаков, которые уже с конца XVIII в. переживали "спровоцированный" государством процесс социальной дифференциации. Выход из казачества был разрешен казакам только в 1869 г., а до этого казаки не вправе самостоятельно строить свою судьбу, т.е. это напоминало в чем-то элементы крепостного права, отмененного в 1861 г.

Авторы "Истории казачества Азиатской России" [8] подчеркивают, что сам этот процесс к середине XIX в. далеко не завершился, т.к. его нельзя рассматривать лишь с точки зрения социально-экономической: социальноэкономические процессы, угрожавшие разрушением казачества, сглаживались процессами этносоциальными, сохранявшими казачество в качестве

субэтнического образования в составе русского народа. Но, именно эта сторона социальной характеристики казачества подверглась во второй половине XIX в. серьезным испытаниям в ходе реформ местного управления, разрушавшим принципы былой казачьей демократии.

Казаки не могли оставаться равнодушными к определенным ограничением государством их традиционных вольностей и повышению требований к их военной службе. Не касаясь примеров участия казаков в социальнополитических конфликтах ХУП-ХУШ вв., которые достаточно основательно проанализированы в научной и иной литературе, обратим внимание на другого рода примеры казачьего протеста. Они касаются проблем переселения казачества на новые необжитые земли, формирования инородческих казачьих частей, реформ местного управления.

Так, насильственное переселение казаков в процессе формирования новых казачьих войск с насиженных мест не могло не вызывать протеста, который чаще всего принимал формы бойкота. Главным резервом переселения были, как самые многочисленные, донские казаки. В 1724 г. на Кавказ, на Аграхань и на Гребень в крепость Св. Креста было переселено по 500 семей донцов. В 1733 г. -еще 1057 семей этого войска переброшены на образованную Царицынскую линию. Но, когда в 1769 г. правительство предприняло переселение 2 полков к Азову и Таганрогу, это вызвало волнения среди казаков. Это "азовское" переселение было отменено, а уже переселенных казаков вернули на прежнее место жительства.

Такой же итог ожидало переселение донцов в 1792 г. на Кубань: сопротивление казаков позволило переселить лишь 1000 семей из запланированных 3000. В 1792 г. сильные волнения среди донцов были вызваны слухами об обращении казаков в "регулярство", причем неповиновение возглавил атаман С. Ефремов, за что был арестован, предан суду и сослан в г. Пернов [7, 21].

Яицкие казаки традиционно отбывали службу посредством найма добровольцев, т.е. "наемки", состоявшей в том, что уходившие на действительную службу в счет компенсации за лишение возможности жить мирной жизнью получали плату от оставшихся дома казаков, размер которой определялся договором (торгом). Этот порядок соответствовал казачьим представлениям о вольности. Попытка правительства отменить "наемку" вызвала почти непрерывную цепь выступлений в середине XVIII в. Тем не менее, она была осуществлена после подавления Пугачевского бунта, когда войско было переименовано в Уральское, в его столицу был назначен гарнизон, а казачье самоуправление отменено [15].

Донцы составили ядро последних переселенцев при создании Амурского и Уссурийского войск, но когда переселение приняло добровольный характер в 1895-1901 гг. его бойкот стал очевиден: из 1800 запланированных семей в край приехали 858, более того, обратный поток составил 46 семей, или 4,0 %.

Во многом неудачным оказался опыт правительства по созданию инородческих казачьих частей. Как отмечают [8] авторы "Истории казачества Азиатской России", трудный и болезненный процесс интеграции казачества в систему абсолютистского государства был во многом аналогичен процессу адаптации вошедших в состав России родоплеменных и национальных образований. Процесс этот шел в значительной степени стихийно, через пробы и ошибки, с заметными региональными особенностями [7]. Одной из форм этой интеграции и было создание иррегулярных формирований.

Возрождение Астраханского казачества было начато с формирования Трехсотенной команды из калмыков (271 чел.). Однако тяготы службы быстро привели к массовому дезертирству, и через два года их осталось в команде 107. При реформировании команды в пятисотенный полк в 1750 г. калмыков в нем было лишь 36 чел., или 6,6 % [2,16].

Неудачей закончилась и попытка обращения в казаков ногайцев и сформирования из них двух полков пятисотенного состава в 1801 г. Уже через

четыре года они ходатайствовали об "увольнении из казачьего звания". В 1842

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г. на Волге было упразднено Ставропольское калмыцкое войско, в свое время активно участвовавшее в Пугачевском бунте. По тому же сценарию была значительно ограничена служба Башкирско-мещерякского войска, значительная часть которого поддержала выступления крестьян Пермской губернии, поводом же послужили слухи о насильственном крещении.

В 1860 г. был упразднен крымско-татарский эскадрон. Причиной стала напряженность, вызванная слухами о насильственном переселении крымских татар во внутренние районы России, и 230 тыс. их семей эмигрировали в Турцию. В итоге в России 1878 г. в инородческих частях на службе состояло лишь около 24 тыс. чел., тогда как несколько десятилетий назад не менее 500 тыс. [2,7].

Усилия государства, исходя из вышесказанного, по развитию казачества за счет инородцев и приданию казачеству все больших социальных черт российского общества того времени носили в некоторой степени двойственный и даже, наверное, противоречивый характер. С одной стороны, было очевидно стремление подогнать казаков под общий стандарт. С другой стороны, осознавая необходимость сохранения “особости” казачества и периодически обнаруживая примеры протеста, государство сознательно шло на выделение его из общей массы населения государства, но сосредоточивая эти послабления в сфере внутренней жизни Войск и создавая искусственные межсословные ограничения.

Теперь, полагаем, пришло время коснуться и такого аспекта как отношение казаков к сословности. По нашему мнению, есть основания полагать, что казачество есть иное понятие, более широкое, скорее всего это все же социальная общность, чем сословие. И вот почему. Определить его как особый класс, как мы убеждены, тоже невозможно. Ведь среди казаков были и помещики, и высокопоставленные военачальники, и интеллигенция, и, наконец, основная масса казаков в XVIII - нач. ХХ вв. составляли люди, которых, если

подходить формально с классовой точки зрения, следовало бы отнести к крестьянскому слою, ибо только примерно одна треть из него (мужчины) несла пожизненную службу, а с 1869 г. в разных формах сперва до 36, а затем 38 летнего возраста.

Становясь офицерами, дворянами, священниками, учеными и т.д., казаки не порывали духовной связи со своей средой происхождения, гордились своим казачьим происхождением и внутренне не отделяли себя от казачества. При этом следует отметить, что они чувствовали себя составной частью российского казачества в целом, хотя и подчеркивали свою принадлежность к конкретному казачьему войску.

Вот этот приоритет общенационального над местным, акцент на том, что он казак вообще, а потом уже донец, кубанец, уралец и т.д. заставляет думать о том, что казакам присуще чувство единства, тесного родства, ощущение того, что все они, где бы не жили, имеют один общий корень, единых предков, единое Отечество - российское государство.

Но поразмышляем немного далее. Здесь отметим, что, несомненно, классовая солидарность существует. Однако, пролетарий остается пролетарием лишь до тех пор, пока ему "нечего терять". Практически тоже самое происходит и в сословной "солидарности". Для большинства она существует лишь до тех пор, пока гражданин не оказывается в вышестоящем сословии. Даже дворянская "солидарность" была весьма относительной. В допетровскую эпоху бояре "чинились" друг перед другом, хвастаясь даже не столько славою своих предков, сколько древностью рода. После Петра I, когда дворянство стало в принципе более доступно, были созданы шесть книг, куда заносились дворянские фамилии опять же по степени родовитости, и дворяне, занесенные в Шестую книгу (самые знатные) отнюдь не считали себя ровней с дворянами из Первой книги ( т.е. новоиспеченными).

Нахождение в структуре российского государства, придание ему и закрепление, начиная с Петра I, черт военно-служилого народа, дальнейшее

развитие государством казачества в этом же направлении, обусловили эволюцию социального статуса Войск казаков, с упрочением его особых, отличительных характеристик. К таковым, прежде всего, следует отнести следующие:

1) неизменность военной службы, как становой характеристики их жизни;

2) самостоятельная хозяйственно-экономическая деятельность для жизнеобеспечения с целью воспроизводства своей рабочей силы, приведение в действие которой и позволяло государству получать услуги, прежде всего военного характера;

3) демократическое устройство казачьих общин на уровне станиц и хуторов, их высокая духовность, основанная на православном христианстве;

4) высокая степень адаптации к любым природно-климатическим, политическим и социальным условиям;

5) синтетичность культурных традиций (язык, воспитание, быт) и национальная, социальная и религиозная терпимость в среде казачества.

3. Воинская повинность казаков России, население, земли и капиталы Войск казаков, краткие хронологические данные отражающие эволюцию статуса казаков. На начало XX в. личную воинскую повинность должны нести на особом положении от 18 до 38 лет - 475502 чел. (или 27,5 % войскового населения мужского пола), в т.ч. офицеров - 3950 чел.

Всего полагалось выставлять:

1) в военное время - 4629 офицеров и 197280 нижних чинов;

2) в мирное время - 3506 офицеров и 63272 нижних чина.

На 1 января 1905 г. состояло на службе: 3489 офицеров, т.е. 75,6% против военного времени; 99695 нижних чина, т.е. 50,6% против военного времени.

Сроки службы казаков: в 1763 г. введена обязательная пожизненная военная служба, которая была отменена только в 1869;

в 1909 г. казакам установлен срок службы 18 лет, в т. ч. 1 год в

“приготовительном” разряде, 4 года на действительной службе, 8 лет на льготе в постоянной боевой готовности, 5 лет в запасе, после 33-х лет

предусматривалось в случае войны быть в ополчении.

Земли и население казачьих областей и Войск России на 01. 01. 1904 г. Казачьи области - 570800 кв. верст или 608929,44 кв. км.

Население: всего 7305 тыс. чел., в том числе войскового - 3381, 6 тыс. чел.

Земли казачьих войск России на 1905 г. составляли:

всего - 65 млн. дес. или 70,85 млн. га; в т.ч. войсковых - 56 млн. дес. или 61,04 млн. га; удобной земли - 41 млн. дес. или 44,69 млн. га; лес - 6 млн. дес. или 6,54 млн. га.

Казачьи капиталы - 39,7 млн. руб. , а стоимость царского рубля на начало 2012 г. составила 1335 р. (исходя из стоимости унции золота).

В том числе земли и капиталы по Войскам казаков составили:

№ п/ п Наименование Войск Земли казачьи млн. дес./млн. га Казачьи капиталы млн. руб.

1 Донское 15/16,35 16,6

2 Кубанское 8,6/9,374 8,9

3 Терское 6,6/7,194 4,2

4 Астраханское менее 1-го млн. дес. менее 2-х млн.

5 Уральское 6,4/6,976 менее 2-х

6 Оренбургское 7,4/8,066 2,6

7 Сибирское 4,9/5,341 менее 2-х млн.

8 Семиреченское менее 1-го млн. дес. менее 2-х млн.

9 Забайкальское 8,9/9,701 менее 2-х млн.

10 Амурское 5,7/5,751 менее 2-х млн.

11 Уссурийское менее 1-го млн. дес. менее 2-х млн.

Краткие хронологические данные, отражающие эволюцию статуса казаков Евразии

1570 - Первое упоминание о царском жаловании Донским казакам в грамоте, привезенной на Дон боярином Иваном Новосильцевым - факт послуживший к установлению с этого года старшинства Донскому войску.

1571 - Первый “Устав сторожевой станичной службы”, составлен боярином князем Воротынским. Устав впервые четко делил казаков: на городовых или полковых, на сторожевых или станичных (охранные разведывательные отряды, как правило, в степи).

1572 - В Польше (Речь Посполита) по Универсалу короля Сигизмунда II Августа создано Войско реестровых казаков, получавших за свою службу по реестру жалование. ( Прим.: реестр - это список)

1591 - Первое упоминание о службе Яицких казаков, в Царской Грамоте воеводе князю И.В. Сицкому о походе против Шамхала - Тарковского. С этого времени установлено старшинство Уральского войска.

1613 - Яицкое казачье войско, с присоединившейся к нему разной вольницей, принято по их челобитью, в подданство Московскому государю.

1614 - первое пожалование царского знамени донским казакам.

1649 - Соборное Уложение, свод законов Русского государства, принят Земским Собором. В нем определено место городовых и сторожевых казаков среди других служилых групп.

1654, январь - Переяславская Рада «козацького народа» Левобережной Украины, по решению которой признано главенство России. Этот акт ранее в истории был известен как договор о воссоединение Украины с Россией.

1654 - Мартовские статьи 1654 года «Статьи Войска Запорожского», «Статьи Богдана Хмельницкого», т.е. Акт, утвержденный царем Алексеем Михайловичем 21 марта 1654 года. Здесь определялась автономия казаков Левобережной Гетманщины (Украины) и в т.ч. Войска Запорожского.

1671 - Первая присяга казаков (донских) на службу русскому царю.

1721 - Подчинение всех казаков и казачьих войск Военной Коллегии - до этого отношения с казаками велись через Посольский приказ, а затем через созданную вместо последнего Иностранную Коллегию.

1723 - Упразднение выборных атаманов и назначение их Высочайшей властью с наименованием «наказными».

1732 - Первое учреждение государством Войска казаков - Волгского казачьего войска на Царицынской линии - факт, послуживший к установлению с этого года старшинства Волгским полкам Терского войска и полкам Кубанского войска.

1769 - Установление первой казачьей формы для Азовского, Таганрогского и Дмитриевского полков.

1775 - Яицкое казачье войско переименовано в Уральское, а река Яик в реку Урал.

1775 - Запорожское войско было ликвидировано, часть его казаков ушла за Дунай в турецкие владения, а другая часть осталась проживать в Новороссийском и Азовском наместничествах.

1783 - создано князем Г.А. Потемкиным Войско “Кош верных казаков запорожских” из оставшихся запорожских казаков в Новороссийском и Азовском наместничествах. Оно после его поселения в 1888 г. на Тамань было названо “ Войско верных казаков черноморских”. Это войско под названием Черноморское вошло в созданное в 1860 г. Кубанское казачье войско.

1797 - Сравнение казачьих офицерских чинов с офицерами армии (в Донском войске). в

1801 - Установление домашней и строевой форменной одежды в Донском войске, послужившей образцом для всех прочих войск.

1802 - Первое Положение о Донском казачьем войске.

1802 - Первое Положение о Черноморском казачьем войске.

1803 - Первое Положение об Оренбургском казачьем войске.

1803 - Первое Положение об Уральском казачьем войске.

1808 - Первое Положение о Сибирском линейном казачьем войске.

1809 - Установление казачьих генеральских султанов (челенг) и дарование погон казакам.

1813 - Первое пожалование казачьим частям серебряных труб (Лейб - Гвардейский Казачий полк).

1814 - Пожалование казачьим офицерам кавалерийских эполет, в бытность казаков в Париже.

1816 - Утверждены первая форменная одежда, предметы вооружения и снаряжения для казаков и офицеров Черноморского казачьего войска.

1817 - Утверждена первая черкесская форма для конно-артиллерийских полков казаков, поселенных на Кавказской линии.

1828 - Установление однообразного именования казачьих чинов во всех казачьих частях, кроме гвардии.

1838 - Установление, впервые, на вооружении всех казаков шашки вместо сабли и шпор у нижних чинов.

1838 - Утвержден первый строевой устав казачьих войск «Правила для состава и построения казачьих полков».

1845 - Утверждено Положение о Кавказском линейном казачьем войске.

1869- Казакам разрешено выходить из казачества.

1871 - Утверждено Положение о регалиях и старшинстве войсковых частей, в том числе и казачьих.

1882 - Впервые установлен вечный шеф казачьей части: Ермак Тимофеев в Сибирском казачьем № 1 полку.

1889 - Установлены полковые и сотенные значки.

1890 - Установлены дни войсковых праздников.

1891 - Установлено дарование казачьим полкам знамени вместо штандартов, кроме гвардии.

1904 - 05 - Казаки участвуют в Японской войне, мобилизованы почти все Войска; в боевых действиях Кубанские - 2 полка и 1 батарея; Сибирские - 4 полка; Забайкальские - все Войско; Амурское и Уссурийское - в полном составе.

1914 - 1918 - Казаки на фронтах 1-й Мировой войны: 164 конных полка, 54 батареи, 30 пластунских батальонов, 179 отдельных сотен, 78 полусотен, 9 конных и пеших дивизий, 63 запасные сотни и 3,5 запасных батарей, императорский конвой - всего свыше 200 тыс. человек.

1917 - Во время Февральской и Октябрьской революций казачьи части не выступали против них.

1917, 23 марта (5 апреля) - 1-й съезд казачьих войск, создан т.н. в советское время "буржуазный" Совет Союза казачьих войск.

1917, 25 марта (7 апреля) - создан "пролетарский" Центральный Совет казаков. 1917, 7 (20) июня - 2-й съезд Союза казачьих войск.

1917, ноябрь - учрежден Казачий Комитет, который с сентября 1918 г. стал Отделом ВЦИКа - Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета. Казачий Отдел существовал по январь 1921 г., издавал газету "Клич казачьей бедноты" и журнал "Голос трудового казачества".

1919 - Декрет ВЦИК “О расказачивании”.

В заключении данной статьи приведем [1] составные части определения казачества: I. до 1918 г. совокупность множества: 1.1. казаков Войск, как

образованных из самостоятельно зародившихся вольных казачьих общин, так и созданных российским государством; 1.2. воинов, называвшихся казаками во время службы, в иррегулярных казачьих войсках, других войсковых частях и формированиях бывших на положении казачьих, создаваемых государством на определенный период времени из казаков, славянских, тюркоязычных и иных народов России. Они имели особую систему комплектования и прохождения службы;

II. потомков всех вышеназванных в п.1 казаков и потомков других граждан считавших себя казаками в периоды :

2.1. с 1919 по 1991 гг. - это период после т.н. расказачивания по Декрету Советского российского государства в 1919 г. В этот период по окончанию гражданской войны в России несколько сотен тысяч казаков эмигрировали за рубеж в страны Балканского полуострова, Польшу, Чехословакию, Германию, Францию, Китай, Австралию, острова Индийского и Тихого океанов, Канаду , США и некоторые другие страны. Эти казаки в эмиграции создали казачьи общины с прежними наименованиями, ставшими хранителями архивов и регалий, которые удалось спасти от большевиков и вывезти за границу.

С середины 30-х гг. XX в. были созданы, в основном из казаков и других народов, в составе Красной Армии различные казачьи формирования, который геройски себя проявили в Великой Отечественной войне 1941- 45 гг.

2. 2. с 90 гг. XX в., т.е. с начала возрождения казачества в Евразии:

а) граждане - потомки казаков вольных казачьих общин-республик, ставшие затем Войсками Запорожским, Донским, Терским, Уральским;

б) граждане - потомки казаков созданных государством новых казачьих войск;

в) граждане, считающие себя казаками , как потомки своих предков, служивших в казачьих войсках и частях, бывших на положении казачьих и, а также служивших в казачьих временных частях, бывших на положении казачьих и иррегулярных частей;

г) любые граждане, как казаки по происхождению, так и не “козацкого” рода, изъявившие желание именовать себя казаками, являющиеся ныне членами войсковых казачьих обществ, общественных некоммерческих казачьих организаций общегосударственного, регионального, муниципального и другого уровня, в Уставах которых их члены обозначаются как казаки.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Глущенко В.В. Казачество Евразии: зарождение, развитие, интеграция в структуру российской государственности. Монография. - 4-е изд., доп. и испр. - М.: Вузовская книга, 2009.

2. Казачьи войска. Краткая хроника казачьих войск и иррегулярных частей. Справочная книжка Главной Императорской квартиры. 1912 г. Репринтное издание. АОН «Дорваль»., 1992

3. Потто В.А. Два века Терского казачества. (1577 - 1801). Владикавказ, 1912.

4. Ригельман А.И. Летописное повествование о Малой России и ее народе казаках вообще. Отколе и из какого народа оные происхождение свое имеют, и по каким случаям они ныне при своих местах обитают, как то: черкасские или малороссийские и запорожские, а от них уже донские, а от сих яицкие, что ныне уральские, гребенские, волгские, терские, некрасовские и пр. казаки, как равно и слободские полки. - М., 1947.

5. Савельев Е.П. История казачества Т. 1-3. Новочеркасск., 1915

6. РГВИА, Ф. 13, Оп. 2/110, Д. 51, л. 214-220, 227-228, 241-242.

7. Столетие Военного министерства. . Т. XI. Главное управление казачьих войск. Исторический очерк. - СПб., 1902.

8. История казачества Азиатской России. Т. 1,2,3 - Екатеринбург, 1995.

9. Лукичев П.Н., Скорик А.П., Тикиджьян Р.Г. Казачий феномен во всемирной истории / Казачий Дон: Очерки истории. Ч.1 - Ростов н/Д: Изд-во обл. ИУУ, 1995.

10. РГВИА, Ф. 13, Оп. 2/110, Д. 51, л. 214-220, 227-228, 241-242.

11. РГВИА, Оп. 1/1-7, кн. 54, л. 50-55, 65-67, 169-175, 416-418; Ф. 23, оп. 1/121,

д. 317, л. 4-29; Д. 937, л. 14-70.

12. РГИА, Ф. 1264, оп. 1, Д. 4, л. 161-177.

13 РГАДА, Ф. 517, Оп. 1, Д. 528, л. 81, 121; Ф. 831, Оп. 1, д. 17, л. 37;

РГИА, Ф. 1150, Т. 1. 1810 г., Д. 32. л. 35; Ф. 1264, Оп. 1, Д. 539, л. 100, 104105.

14. Гордеев А.А. История казаков. Ч. 3. - М., 1992.

15. РГАДА, Ф. 214, Соб. 76, л. 195-198, 200-203; Соб. 186, л. 117, 125-126,

163; Соб. 97, л. 17, 24, 30-33, 44-46.

16. История Астраханского казачьего войска. Ч. I. Сост. И.А. Бирюков. - Саратов, 1911.

17. См.: Лукичев П.Н., Скорик А.П., Тикиджьян Р.Г. Казачий феномен во всемирной истории / Казачий Дон: Очерки истории. Ч.1 - Ростов н/Д: Изд-во обл. ИУУ, 1995. - с.25.

18. Пичугина И.С. Реконкиста / БСЭ, т.21. - М., 1975, с.614.

19. Конкистадоры./ БСЭ, т. 13. -М., 1973 - с.27.

20. Сыркин А.Д. / БСЭ, т. 22. - М., 1975. - с. 552.

21. Гуслитый К.Г. / БСЭ, т.12. - М, 1971.1

22. Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. Краснодар, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.