Научная статья на тему 'КАЗАЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ'

КАЗАЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
323
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАЧЕСТВО / ДОНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО / КУБАНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Петешев В.В., Дзюбан В.В.

Данная статья затрагивает актуальную тему современности - роль казачества в современном мире. В работе рассмотрены понятия «казачество», «Донское казачество», «Кубанское казачество» как факторы исторической роли субкультуры. Особое внимание уделяется истории возникновения казачества, отношению современников к данному явлению и процессу сохранения традиций в XXI веке. В результате анализа автор выделяет не только важность и актуальность явления, но и заслуги казачества в развитии современной цивилизации. Публикация представляет интерес для студентов факультетов социологии, политологии и международных отношений, культурологии, психологии, а также для специалистов для массовой информации и коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COSSACKS IN MODERN WORLD

This article touches upon the actual topic of our time - the role of the Cossacks in modern world. The concepts of “Cossacks”, “The Don Cossacks”, “The Kuban Cossacks” as the factors of the historical role of the subculture are considered. Particular attention is paid to the history of the Cossacks, the attitude of contemporaries to this phenomenon and the process of preserving traditions in the 21st century. As a result of the analysis, the author highlights not only the importance and relevance of the phenomenon, but also the merits of the Cossacks in the development of modern civilization. The publication is of interest to students of sociology, political science and international relations, cultural studies, psychology, as well as for specialists for mass media and communication.

Текст научной работы на тему «КАЗАЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

УДК 394

В.В.Петешев

студент 1 курса, факультет Международных отношений и ГП направление «Зарубежное регионоведение», НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», Москва

В.В. Дзюбан,

доктор исторических наук, кандидат педагогических наук, профессор и заведующий кафедрой «Гуманитарных дисциплин и коммуникационных технологий» НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», Москва

КАЗАЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

V.V. Peteshev,

1st year student, Department of International relations and SE Direction «Foreign Regional Studies» NANO VO «Institute of world civilizations», Moscow Email: petesheff28xx@gmail.com

V.V. Dzuban,

Doctor of Historical Sciences;

Candidate of Pedagogical Sciences, Professor and Head of the Department of Humanitarian Disciplines and Communication Technologies NANO VO «Institute of world civilizations», Moscow

THE COSSACKS IN MODERN WORLD

Аннотация. Данная статья затрагивает актуальную тему современности — роль казачества в современном мире. В работе рассмотрены понятия «казачество», «Донское казачество», «Кубанское казачество» как факторы исторической роли субкультуры. Особое внимание уделяется истории возникновения казачества, отношению современников к данному явлению и процессу сохранения традиций в XXI веке. В результате анализа автор выделяет не только важность и актуальность явления, но и заслуги казачества в развитии современной цивилизации. Публикация представляет интерес для студентов факультетов социологии, политологии и международных отношений, культурологии, психологии, а также для специалистов для массовой информации и коммуникации.

Ключевые слова: казачество, Донское казачество, Кубанское казачество.

Abstract. This article touches upon the actual topic of our time — the role of the Cossacks in modern world. The concepts of "Cossacks", "The Don Cossacks", "The Kuban Cossacks" as the factors of the historical role of the subculture are considered. Particular attention is paid to the history of the Cossacks, the attitude of contemporaries to this phenomenon and the process of preserving traditions in the 21st century. As a result of the analysis, the author highlights not only the importance and relevance of the phenomenon, but also the merits of the Cossacks in the development of modern civilization. The publication is of interest to students of sociology, political science and international relations, cultural studies, psychology, as well as for specialists for mass media and communication.

Keywords: Cossacks, The Don Cossacks, The Kuban Cossacks.

Исследования на данную тему считаются дискуссионными не только на территории Российской Федерации, но и в Украине, Белоруссии и ряда других стран, входивших в состав Российской Империи. Необходимо показать важность изучения истории возникновения казачества, поскольку только благодаря историческому пути мы сможем проследить цепь событий, выявить причинно-следственные связи тех или иных действий, совершенных казаками во времена своего эпогея. То, что складывается в последние десятилетия с казачеством, безусловно, можно назвать сохранением и защитой культуры, традиций, образа жизни явления.

Весомый вклад в зарубежной и отечественной исторической литературе, касаемо вопроса изучения казачества, внесли: У. Крессон, И. Середенко, Л. Толстой, А.Е. Емельянов, П.Н. Краснов, А.В. Стороженко, В.Г. Белинский, В.В. Жириновский, а также В. Дахно и В.В. Дзюбан. Несмотря на то, что большинство исследователей уже подняли данную проблему, в науке все же остается место для дальнейших изучений сущности и культа казачества.

В данной статье раскрыта сущность казачества как особой прослойки общества, Донского казачества и Кубанского казачества как ряды определенных сообществ, различающихся друг с другом местом своей дислокации, пути, роли, положения групп на исторической арене, а также причины важности данного явления.

Для начала нужно выяснить, что же такое термин «казачество». Обращаясь к толковым словарям, мы найдем разную интерпретацию данного термина. Так, например, в «Толковом словаре живого и великорусского языка Даля» слово «казак» разъясняется как: «войсковой обыватель, поселенный воин, принадлежащий к особому сословию казаков, легкого конного войска, обязанного служить по вызову на своих конях, в своей одежде и вооружении» [3, с. 73].

В словаре под редакцией Ожегова и Шведовой, тот же термин расценивается, как «член военно-земледельческой общины вольных поселенцев на окраинах государства» [9, с. 266].

Большинство историков и этнографов, такие как У. Крессон, А.Е. Емельянов, опиравшиеся на фольклор казаков, их песни, сказания и легенды, считали, что казачество поистине уникальное явление в нашем государстве.

Профессор и доктор политических наук В.В. Дзюбан посвятил себя изучению субкультуры Северского казачества в историческом и социокультурном аспектах. По его мнению, «казаки — это значительная, организованная общность, в традициях, идеологии, образе жизни которой совмещаются важнейшие национальные приоритеты: производительная продуктивная экономическая деятельность, основанная на личном и коллективном труде; защита Отечества и правопорядка; активное и ответственное гражданское поведение; сохранение и воспроизводство духовного и культурного наследия; общественное самоуправление; укрепление традиционной семьи» [4, с. 3].

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что роль казачества играла важную и значительную роль в Российской культуре на протяжении многих веков и являлось настоящим подлинным примером братских, кровных и семейных отношений.

Сохраняющее традиции уже много столетий подряд, явление затрагивает интерес многих исследователей истории и социологии. Вид и форма одежды, манера голоса и пения, гордость своей самобытностью и вольностью, отвага и лихость, понятия о чести и достоинства — все эти признаки и качества присущи данному народу.

Уделяя внимание рассмотрению явления, важно проследить становление данного общества на историческом пути. В целом, история казачества начинается с ХП-ХШ вв. Мы же рассмотрим наиболее популярные группы казачеств, возникшие и сформировавшиеся к XVI веку, а именно Донское и Кубанское казачества.

Начнем с наиболее ранней группы — Донской. Она окончательно сформировалось 3 января 1570 года. Иван Грозный, разгромивши Татарское ханство, предоставил на вечное право пользования возможность «свободному народу» обживать новые территории вдоль побережья реки Дона. Началось расселение казаков. Во времена Смуты, казаки сформировали свои отряды и стояли на страже своего государства и закона. Безусловно, главным казаком (или атаманом, как принято называть) был великий атаман Иван Заруцкий. С его именем связано освоение казаками Чёрного и Азовского морей.

При императоре Петре I, казаки были включены в состав Имперского войска, а также стояли и на государственной службе. Казаки принимали участие в войнах против Швеции, Пруссии и намного позже — в Первой Мировой войне.

Судя по поступкам, принятых до XX века, казаков безусловно можно назвать настоящими патриотами. Важно отметить то, что данная часть общества положительно относилось к службе в армии, участии в войнах, ведь будучи сильными и отважными, казаки насмерть стояли за свою родину.

Однако ситуация существенно переменилась к середине ХХ века. Не приняв падение царского режима и восхода социализма, большинство казаков ушло в эмиграцию, либо продолжало отстаивать свои права, воюя с большевиками. Давая отпор большевистскому режиму, было сформировано Казачье движение, во главе которого стоял атаман-коллаборационист П.Н. Краснов, воевавший в Великой Отечественной Войне на стороне Германии. В связи с этим событием, большинство Донских казаков было подвержено репрессиям, расстрелу или ссылкам в лагеря. Чуть позже, с началом процесса Десталинизации, большинство казаков было реабилитировано и амнистировано. Несколько десятилетий спустя, государство принимало меры по воссозданию историко-культурных объектов Казаческого объединения.

Кубанское казачество было основано во второй половине XIX века на современных территориях Северного Кавказа, Ростовской области, Краснодарского края, Ставропольского края, республики Адыгея с центром в городе Екатеринодар (ныне Краснодар). После расформирования Екатериной II Запорожской Сечи, Кубанские казаки были вынуждены бежать на побережье Чёрного моря. Неудачные попытки возродить казачество на побережье моря под покровительством турецкого султана, вынудили общество вновь повернуться лицом к Российской Империи. Победив Русско-Турецкой войне, Екатерина II передала казакам земли Тамани и Кубани в вечное пользование. В XX веке во время Гражданской войны казаки лавировали между Красными и Белыми. Однако, как и Донское войско, Кубанское вскоре тоже было упразднено. Начались репрессии, раскулачивание казаков. К концу XX века ситуация началась меняться в такой же последовательности, как и у Донских казаков, а именно массовая амнистия, восстановление традиции, культуры казаков.

Проблема сущности казачества решается с 1990-х годов и по сей день на территории России. Органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации способствуют реабилитации репрессированного российского казачества, подвергшегося массовому террору, «расказачиванию» в советский период. Так, например, в 2000-м году на очередном Большом круге казаков России было принято решение о создании общественного-политического движения «Казаки России» [2, с. 4].

На сегодняшний день казаки из разных городов, областей и краев предлагают государству свои услуги для укрепления безопасности страны. Приведем несколько примеров того, как успели за последнее время проявить себя казаки нового поколения.

С конца прошедших нескольких лет успокоилась ситуация с так называемыми казачьими патрулями в крупных городах России. Деятельность казаков, которые при согласовании с городскими правоохранительными органами выходили на улицы Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Ростова на Дону и Краснодара для проведения мероприятий по охране правопорядка.

В одном из многих интервью рассказывает казак ВКО «Резервное казачье войско» «Все-великое войско Донское» А. Попов: «Меня, как рядового казака, привлекали для охраны общественного порядка во время празднования дня города. Задача передо мной и группой других казаков была поставлена следующая: мы должны были не допускать в места массового скопления людей изрядно подвыпивших лиц, а при излишнем желании таковых попасть на празднества, докладывать об инциденте своему непосредственному главе. Он уже связывался с полицейскими, которые хулигана и повязывали. Полномочий на то, чтобы самим принимать меры в отношении нарушителей, у нас не было» [7, с. 3].

7 апреля 2011 года Заместитель Председателя Государственной Думы, лидер ЛДПР В.В. Жириновский принял участие в парламентских слушаниях Комитета ГД по делам

Федерации и региональной политике. Речь шла об изменениях в ФЗ «О государственной службе российского казачества» [1, с. 1].

Законопроект, внесенный в Госдуму, предусматривает создание Всероссийского казачьего общества, устав которого утверждается Главой Государства.

Цитируя В.В. Жириновского, казачество должно играть огромную роль в обеспечении государственной безопасности. «Казаки внесли колоссальный вклад в наши воинские победы. Восстановить казачество — очень важно. Казаки нужны везде. Мы, ЛДПР, будем всячески приветствовать расширение прав казачества», — отметил Председатель ЛДПР [6, с. 2].

Он подчеркнул, что особенно важно правильно организовать службу казаков на юге страны. «Можно было бы подумать о создании особого казачьего округа на юге, который охватил бы всю территорию от Каспия до Черного моря», — предложил лидер ЛДПР. Кроме того, необходима мощная правовая база [5, с. 375].

12 сентября 2012 года Президент Российской Федерации В.В. Путин по инициативе многих политических деятелей, депутатов, в том числе и В.В. Жириновского утвердил «Стратегию Развития Российского казачества до 2020 года» [8, с. 3-7].

В Стратегии прописана как и историческая казачья геральдика, так и система по разработке новых знаков отличия, формы одежды, геральдических знаков и наград.

Подводя итог, важно отметить то, что положение казачества на территории Российской Федерации существенно меняется по сравнению с периодом ХХ века. Регламентируются новые права и обязанности казаков, повышается рейтинг и популярность казачества среди многих социальных групп в России, разрабатываются и принимаются новые федеральные законы, затрагивающие казачество. Параллельно происходит повышение интереса общества к казачеству, как к определенному и оригинальному социальному слою; в рядах казаков можно наблюдать пополнение молодым поколением. Наряду с тем же, казачество открывает разные образовательные учреждения, школы, казачьи кадетские корпуса, посвященные изучению культуры казачества.

Главное, чтобы и казачество, и государство при этом не забывали, что главная их цель — всё-таки защита прав и свобод всех без исключения граждан России, а не только тех, кто входит в плеяду избранных, достойных особого внимания — в этом плане государство и современные казаки единодушны.

Список литературы

1. ФЗ «О государственной службе российского казачества» от 5 декабря 2005 г. — №№ 154. — 9 с.

2. Постановление Совета Атаманов Союза Казаков России № 4 от 19 февраля 2006 года, для поощрения членов «Союза Казаков». — 5 с.

3. Даль В.В. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. — М., 1863. — Т. 2. — 814 с.

4. Дзюбан В.В. Субкультура брянского (северского) казачества в историческом и социокультурном аспектах (XVI-XXI вв.). — М., 2015. — 42 с.

5. Жириновский В.В. ЛДПР: 20 лет борьбы. Монография. — М.: Издательство Либерально-Демократической партии России, 2009. — 464 с.

6. Жириновский В.В. Станичники. История, характер, уклад и традиции казаков. — М., 2014. — 148 с.

7. Журнал «Life Internet». — 2013. — 4 с.

8. Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года. — М., 2012. — 47 с.

9. Толковый словарь Русского языка / Под ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой. 4-е изд.,

доп. — М.: ООО «А ТЕМП», 2006. — 944 с.

—-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.