Научная статья на тему 'КАЗАЧЕСТВО В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПОИСК ИСТИНЫ'

КАЗАЧЕСТВО В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПОИСК ИСТИНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
124
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАКИ / ВОСПИТАНИЕ / РОССИЯ / ДУХОВНОСТЬ / БУДУЩЕЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дзюбан В.В.

В статье раскрывается процесс возрождения казачества России через воспитание и с помощью научной и художественной литературу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COSSACKS IN ARTISTIC AND SCIENTIFIC LITERATURE: SPIRITUAL EDUCATION AND THE SEARCH FOR TRUTH

Тhe article reveals the process of revival of the Cossacks of Russia through education and with the help of scientific and fiction.

Текст научной работы на тему «КАЗАЧЕСТВО В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПОИСК ИСТИНЫ»

УДК 93/94

В.В. Дзюбан,

доктор исторических наук, кандидат педагогических наук,

профессор и заведующий кафедрой «Гуманитарных дисциплин и коммуникационных технологий»

НАНО ВО «ИМЦ», Москва

КАЗАЧЕСТВО В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПОИСК ИСТИНЫ

V.V. Dzuban,

Doctor of Historical Sciences, PhD in Pedagogical Sciences, Professor and head of the Department of «Humanities and communication technologies» NANO VO «IWC», Moscow E-mail: bryanskstudzuban@mail.ru

COSSACKS IN ARTISTIC AND SCIENTIFIC LITERATURE: SPIRITUAL EDUCATION AND THE SEARCH FOR TRUTH

Аннотация. В статье раскрывается процесс возрождения казачества России через воспитание и с

помощью научной и художественной литературу. Abstract. The article reveals the process of revival of the Cossacks of Russia through education and with

the help of scientific and fiction. Ключевые слова: казаки, воспитание, Россия, духовность, будущее. Key words: Cossacks, education, Russia, spirituality, future.

Судьба казачества — это трудные, но славные страницы истории России. Казачество являлось пограничным буфером нашего государства на Кавказе и Урале, в Сибири иСредней Азии, в Забайкалье и на Дальнем Востоке, во многих других регионах страны, участвовало, практически, во всех войнах и вооруженных конфликтах в защиту и во славу Отечества [3, с. 48].

Один из самых загадочных вопросов Российской истории кто такие казаки? Обычные солдатские гимнастерки, но штаны с особыми лампасами — казаки Дона. В черкеске и папахе — кубанские казаки, с верблюдами вместо лошадей астраханские казаки, в башлыке похожий на горца — терский казак. Казаки — мусульмане — Персия.

Казачество на непростых путях-дорогах своего существования, отсчетная точка которого теряется во времена древних, на степных просторах Дикого Поля, раз за разом являло окружающему миру все но-

вые и новые сообщества вольных людей, воинов землепашцев [6, с. 119].

Казаки — племя особое. Донские и кубанские в России, запорожцы — в Украине, они схожи в главном своем устремлении — к свободе. Этот народ издревле хотел автономности и права решать судьбу своей общины без указки сверху [4, с. 36].

При этом в периоды войн казаки становились внушительной силой в войсках державы. Ради общего дела они жертвовали жизнями. Художественные книги про казаков откроют вам мир вольного народа с его самобытными традициями и впечатляющей историей [10, с. 18-19].

В читательском мире утвердилось мнение, что основоположником художественной литературы о казаках является Николай Васильевич Гоголь с его знаменитой повестью «Тарас Бульба». Затем эту тему мощно продолжили Александр Сергеевич Пушкин «Капитанской дочкой» и стиха-

ми, Лев Николаевич Толстой повестью «Казаки» и Михаил Александрович Шолохов «Донскими рассказами» и романами «Тихий Дон», «Поднятая целина» [8, с. 400].

Если ещё немного напрячь память старшего поколения, то кто-то припомнит «Железный поток» Александра Серафимовича, «Новочеркасск» Геннадия Семе-нихина, «Конармию» Исаака Бабеля, «Я, Богдан» (о Богдане Хмельницком) Павла Загребельного, «Даурию» Константина Седых. Сегодняшние книгочеи, пожалуй, назовут произведения эмигрантов Петра Краснова (бывшего атамана Области войска Донского) и Николая Туроверова, антипода Шолохова — Фёдора Крюкова. Их книги последние 20 лет довольно часто появляются на стеллажах книжных магазинов. Вот собственно и весь перечень-более-менее известных среднестатистическому гражданину России произведений о казачестве и фамилий их авторов.

А между тем литература о казачестве значительно более обширна и по перечню книг, и по времени их написания. Своими корнями она уходит в древнерусские народные предания и былины, в средневековые анонимные источники [11, с. 60].

Это и «Сказание о Мамаевом побоище», где упоминаются «неведомые люди воинского сословия, зовомие донски коза-ци», пришедшие на помощь московскому князю Дмитрию с иконой Гребенской Божьей Матери, той самой, что ныне называется Донской.

Это и былина «Битва Ильи Муромца с жидовином» (о противостоянии казачьего пограничья Руси во главе со «старым казаком, атаманом Ильёй Муромцем» Хазарскому каганату в Х веке). В русском воинском фольклоре казачьи исторические песни составляют две трети всех собранных текстов, начиная с шестнадцатого века.

Особую главу в создание художественной литературы о казачестве вписал в конце восемнадцатого века, начале девятнадцатого донской казак, священник и дипломат, которого по праву можно назвать основоположником казачьего эпоса, Алексей Григорьевич Евстафьев. Он, первый русский консул в Бостоне (США), является автором памфлета «Преимущества

России в случае войны с Францией», исторических драм «Мазепа — гетман Украины», «Казаки на пути в Париж», «Дмитрий Донской». Алексей Григорьевич, прекрасно владевший многими иностранными языками, перевёл на английский трагедию Сумарокова «Дмитрий-самозванец» и ряд произведений Ломоносова.

Составителем первой летописи кубанских казаков, автором многих рассказов об их жизни и быте был наказной атаман Черноморского казачьего войска, погибший в плену у горцев, Яков Герасимович Кухаренко.

Во всём мире известен толковый словарь «Живого русского языка» Владимира Ивановича Даля. Но мало кто знает, что начинал свою литературную деятельность этот писатель и учёный под псевдонимом «Казак Владимир Луганский», что именно он собрал, обработал и опубликовал в первой половине XIX века казачьи сказки, предания, рассказы из истории казачества, создал историко-этнографическое исследование «Уральский казак».

Кровавые вихри ХХ века жестоко ворвались в судьбу казачества. Гражданская война, вынужденная эмиграция значительной части казаков за рубеж, репрессии против оставшихся в России, расказачивание и раскулачивание, высылка из родных станиц и хуторов, устранение самого понятия «казак» из народной жизни, казалось бы, должны были занести пылью забвения историческую память о вольных степных рыцарях. Но никакие политические и идеологические догмы и акции не вытравили образы создателей и защитников России из сознания народа и из творчества многих писателей [1, ^ 21; 7, с. 60].

Помимо Александра Серафимовича (Попова) и Михаила Шолохова о казачестве в тридцатые годы замечательно писал один из лучших поэтов того периода Павел Васильев. Его поэмы «Песня о гибели казачьего войска», «Соляной бунт» — реквием сибирским казаком «Горькой линии».

Кому, как не им, суждено было постигнуть великую миссию своих предков по собиранию и защите России и стать активными продолжателями, искусственно-

24

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Том 10 № 3 (24) 2019

прерванной, традиции самоотверженного служения казаков Отечеству?!

Больше 20 лет идёт возрождение и становление казачества в России, Казахстане, Украине, Приднестровье. И хотя далеко не всё складывается так, как хотелось бы потомкам казачьих родов и их соратникам, но новая страница истории казачества открыта и ждёт своих летописцев. И они появляются там, где того требует обстановка и благие дела [9, с. 35].

Как правило, не по заданию кого-то из начальствующих чинов, а по велению души. Так вместе с движением за возрождение казачества начали выходить казачьи газеты и журналы, книги прозы и стихов. Появился всероссийский журнал «Казаки». А в 2012 году была создана казачья секция в Союзе писателей России и начал ежегодно проводиться открытый литературный конкурс «О казаках замолвим слово».

Это показывает, что по всей России и далеко за её пределами живёт много талантливых авторов, не забывших славные дела предков и слышащих их голоса в своей душе. А это значит — казачеству России быть, новым деяниям и подвигам совершаться и создаваться новым книгам о них! [5, с. 7].

Список литературы

1. Афанасьева Е.В., Дмитриева Ю.В., Кокорева ЕА., Сыч Ю.Я. проблема формирования системы духовных и нравственных ценностей личности // Грани культуры: актуальные проблемы истории и совре-

менности: Материалы XIII научной конференции с международным участием: сборник статей. — 2018. — С. 19-27.

2. Быстрова С.П. Истоки философии культуры Цицерон. — СПб., 2010.

3. Васильева, С. Какими были казаки? / С. Васильева // Омский вестник. — 2010. — 19 мая. — С. 48.

4. Васильева, С. Легендарный Ермак Тимофеевич / С. Васильева // Омская правда. — 2014. — 10 сентября. — С. 36.

5. Дзюбан В.В. Духовно-нравственное и военно-патриотическое воспитание казачьей молодежи // Вестник КГУ им Н.А. Некрасова. — 2012. — № 2. Культурология. Искусствоведение. — С. 60-64.

6. Жириновский В.В. Русский характер: социально-политические аспекты. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям /В.В. Жириновский; под ред. Н.А. Васецкого; Современная гуманитарная акад. — М., 2009.

7. Казачество // Новая Российская энциклопедия. Т. 7 (2). — М.: Инфра-М, 2010. — С. 30-34.

8. Савельев, Е.П. Древняя история казачества / Е.П. Савельев. — М.: Вече, 2012. — 448 с.

9. Селезнев, В. Крепость духа / В. Селезнев // Российское казачество. — 2012. — № 9-10. — С. 33-37.

10. Татков О. Из истории казачьей лавры / О. Татков // Казаки. — 2012. — № 6. — С. 18-19.

11. Черников, В.В. Казачество в истории России / В.В. Черников. — М.: Айрис Пресс, 2013. — 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.