УДК 93/94
В.В. Дзюбан,
доктор исторических наук, кандидат педагогических наук,
профессор и заведующий кафедрой «Гуманитарных дисциплин и коммуникационных технологий»
НАНО ВО «ИМЦ», Москва
КАЗАЧЕСТВО В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПОИСК ИСТИНЫ
V.V. Dzuban,
Doctor of Historical Sciences, PhD in Pedagogical Sciences, Professor and head of the Department of «Humanities and communication technologies» NANO VO «IWC», Moscow E-mail: bryanskstudzuban@mail.ru
COSSACKS IN ARTISTIC AND SCIENTIFIC LITERATURE: SPIRITUAL EDUCATION AND THE SEARCH FOR TRUTH
Аннотация. В статье раскрывается процесс возрождения казачества России через воспитание и с
помощью научной и художественной литературу. Abstract. The article reveals the process of revival of the Cossacks of Russia through education and with
the help of scientific and fiction. Ключевые слова: казаки, воспитание, Россия, духовность, будущее. Key words: Cossacks, education, Russia, spirituality, future.
Судьба казачества — это трудные, но славные страницы истории России. Казачество являлось пограничным буфером нашего государства на Кавказе и Урале, в Сибири иСредней Азии, в Забайкалье и на Дальнем Востоке, во многих других регионах страны, участвовало, практически, во всех войнах и вооруженных конфликтах в защиту и во славу Отечества [3, с. 48].
Один из самых загадочных вопросов Российской истории кто такие казаки? Обычные солдатские гимнастерки, но штаны с особыми лампасами — казаки Дона. В черкеске и папахе — кубанские казаки, с верблюдами вместо лошадей астраханские казаки, в башлыке похожий на горца — терский казак. Казаки — мусульмане — Персия.
Казачество на непростых путях-дорогах своего существования, отсчетная точка которого теряется во времена древних, на степных просторах Дикого Поля, раз за разом являло окружающему миру все но-
вые и новые сообщества вольных людей, воинов землепашцев [6, с. 119].
Казаки — племя особое. Донские и кубанские в России, запорожцы — в Украине, они схожи в главном своем устремлении — к свободе. Этот народ издревле хотел автономности и права решать судьбу своей общины без указки сверху [4, с. 36].
При этом в периоды войн казаки становились внушительной силой в войсках державы. Ради общего дела они жертвовали жизнями. Художественные книги про казаков откроют вам мир вольного народа с его самобытными традициями и впечатляющей историей [10, с. 18-19].
В читательском мире утвердилось мнение, что основоположником художественной литературы о казаках является Николай Васильевич Гоголь с его знаменитой повестью «Тарас Бульба». Затем эту тему мощно продолжили Александр Сергеевич Пушкин «Капитанской дочкой» и стиха-
ми, Лев Николаевич Толстой повестью «Казаки» и Михаил Александрович Шолохов «Донскими рассказами» и романами «Тихий Дон», «Поднятая целина» [8, с. 400].
Если ещё немного напрячь память старшего поколения, то кто-то припомнит «Железный поток» Александра Серафимовича, «Новочеркасск» Геннадия Семе-нихина, «Конармию» Исаака Бабеля, «Я, Богдан» (о Богдане Хмельницком) Павла Загребельного, «Даурию» Константина Седых. Сегодняшние книгочеи, пожалуй, назовут произведения эмигрантов Петра Краснова (бывшего атамана Области войска Донского) и Николая Туроверова, антипода Шолохова — Фёдора Крюкова. Их книги последние 20 лет довольно часто появляются на стеллажах книжных магазинов. Вот собственно и весь перечень-более-менее известных среднестатистическому гражданину России произведений о казачестве и фамилий их авторов.
А между тем литература о казачестве значительно более обширна и по перечню книг, и по времени их написания. Своими корнями она уходит в древнерусские народные предания и былины, в средневековые анонимные источники [11, с. 60].
Это и «Сказание о Мамаевом побоище», где упоминаются «неведомые люди воинского сословия, зовомие донски коза-ци», пришедшие на помощь московскому князю Дмитрию с иконой Гребенской Божьей Матери, той самой, что ныне называется Донской.
Это и былина «Битва Ильи Муромца с жидовином» (о противостоянии казачьего пограничья Руси во главе со «старым казаком, атаманом Ильёй Муромцем» Хазарскому каганату в Х веке). В русском воинском фольклоре казачьи исторические песни составляют две трети всех собранных текстов, начиная с шестнадцатого века.
Особую главу в создание художественной литературы о казачестве вписал в конце восемнадцатого века, начале девятнадцатого донской казак, священник и дипломат, которого по праву можно назвать основоположником казачьего эпоса, Алексей Григорьевич Евстафьев. Он, первый русский консул в Бостоне (США), является автором памфлета «Преимущества
России в случае войны с Францией», исторических драм «Мазепа — гетман Украины», «Казаки на пути в Париж», «Дмитрий Донской». Алексей Григорьевич, прекрасно владевший многими иностранными языками, перевёл на английский трагедию Сумарокова «Дмитрий-самозванец» и ряд произведений Ломоносова.
Составителем первой летописи кубанских казаков, автором многих рассказов об их жизни и быте был наказной атаман Черноморского казачьего войска, погибший в плену у горцев, Яков Герасимович Кухаренко.
Во всём мире известен толковый словарь «Живого русского языка» Владимира Ивановича Даля. Но мало кто знает, что начинал свою литературную деятельность этот писатель и учёный под псевдонимом «Казак Владимир Луганский», что именно он собрал, обработал и опубликовал в первой половине XIX века казачьи сказки, предания, рассказы из истории казачества, создал историко-этнографическое исследование «Уральский казак».
Кровавые вихри ХХ века жестоко ворвались в судьбу казачества. Гражданская война, вынужденная эмиграция значительной части казаков за рубеж, репрессии против оставшихся в России, расказачивание и раскулачивание, высылка из родных станиц и хуторов, устранение самого понятия «казак» из народной жизни, казалось бы, должны были занести пылью забвения историческую память о вольных степных рыцарях. Но никакие политические и идеологические догмы и акции не вытравили образы создателей и защитников России из сознания народа и из творчества многих писателей [1, ^ 21; 7, с. 60].
Помимо Александра Серафимовича (Попова) и Михаила Шолохова о казачестве в тридцатые годы замечательно писал один из лучших поэтов того периода Павел Васильев. Его поэмы «Песня о гибели казачьего войска», «Соляной бунт» — реквием сибирским казаком «Горькой линии».
Кому, как не им, суждено было постигнуть великую миссию своих предков по собиранию и защите России и стать активными продолжателями, искусственно-
24
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Том 10 № 3 (24) 2019
прерванной, традиции самоотверженного служения казаков Отечеству?!
Больше 20 лет идёт возрождение и становление казачества в России, Казахстане, Украине, Приднестровье. И хотя далеко не всё складывается так, как хотелось бы потомкам казачьих родов и их соратникам, но новая страница истории казачества открыта и ждёт своих летописцев. И они появляются там, где того требует обстановка и благие дела [9, с. 35].
Как правило, не по заданию кого-то из начальствующих чинов, а по велению души. Так вместе с движением за возрождение казачества начали выходить казачьи газеты и журналы, книги прозы и стихов. Появился всероссийский журнал «Казаки». А в 2012 году была создана казачья секция в Союзе писателей России и начал ежегодно проводиться открытый литературный конкурс «О казаках замолвим слово».
Это показывает, что по всей России и далеко за её пределами живёт много талантливых авторов, не забывших славные дела предков и слышащих их голоса в своей душе. А это значит — казачеству России быть, новым деяниям и подвигам совершаться и создаваться новым книгам о них! [5, с. 7].
Список литературы
1. Афанасьева Е.В., Дмитриева Ю.В., Кокорева ЕА., Сыч Ю.Я. проблема формирования системы духовных и нравственных ценностей личности // Грани культуры: актуальные проблемы истории и совре-
менности: Материалы XIII научной конференции с международным участием: сборник статей. — 2018. — С. 19-27.
2. Быстрова С.П. Истоки философии культуры Цицерон. — СПб., 2010.
3. Васильева, С. Какими были казаки? / С. Васильева // Омский вестник. — 2010. — 19 мая. — С. 48.
4. Васильева, С. Легендарный Ермак Тимофеевич / С. Васильева // Омская правда. — 2014. — 10 сентября. — С. 36.
5. Дзюбан В.В. Духовно-нравственное и военно-патриотическое воспитание казачьей молодежи // Вестник КГУ им Н.А. Некрасова. — 2012. — № 2. Культурология. Искусствоведение. — С. 60-64.
6. Жириновский В.В. Русский характер: социально-политические аспекты. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям /В.В. Жириновский; под ред. Н.А. Васецкого; Современная гуманитарная акад. — М., 2009.
7. Казачество // Новая Российская энциклопедия. Т. 7 (2). — М.: Инфра-М, 2010. — С. 30-34.
8. Савельев, Е.П. Древняя история казачества / Е.П. Савельев. — М.: Вече, 2012. — 448 с.
9. Селезнев, В. Крепость духа / В. Селезнев // Российское казачество. — 2012. — № 9-10. — С. 33-37.
10. Татков О. Из истории казачьей лавры / О. Татков // Казаки. — 2012. — № 6. — С. 18-19.
11. Черников, В.В. Казачество в истории России / В.В. Черников. — М.: Айрис Пресс, 2013. — 160 с.