Научная статья на тему 'Кавказская Албания - древнейшее государство на территории Кавказа и России'

Кавказская Албания - древнейшее государство на территории Кавказа и России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
12183
869
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАВКАЗСКАЯ АЛБАНИЯ / СТРАБОН / ПЛИНИЙ / ПТОЛОМЕЙ / АЛБАНЫ / ГЕЛЫ / ЛЕГИ / ГАРГАРЕИ / УДИНЫ / ТАВАСПАРЫ / РИМ / ТИГРАН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гасанов Магомед Раджабович

Статья посвящена одной из актуальных проблем истории Кавказа. В ней освещаются вопросы возникновения Кавказской Албании, расселения племен, социально-экономического, политического развития страны. В статье раскрыта борьба албанцев против иноземных завоевателей. При написании статьи использованы античные и средневековые источники, археологические материалы, а также литература.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кавказская Албания - древнейшее государство на территории Кавказа и России»

Общественные и гуманитарные науки

• ••

21

УДК 94

КАВКАЗСКАЯ АЛБАНИЯ - ДРЕВНЕЙШЕЕ ГОСУДАРСТВО

НА ТЕРРИТОРИИ КАВКАЗА И РОССИИ

CAUCASIAN ALBANIA, THE MOST ANCIENT STATE ON THE TERRITORY OF THE CAUCASUS AND RUSSIA

© 2014 Гасанов М. Р.

Дагестанский государственный педагогический университет

© 2014 Gasanov M. R.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. Статья посвящена одной из актуальных проблем истории Кавказа. В ней освещаются вопросы возникновения Кавказской Албании, расселения племен, социально-экономического, политического развития страны. В статье раскрыта борьба албанцев против иноземных завоевателей. При написании статьи использованы античные и средневековые источники, археологические материалы, а также литература.

Abstract. The article deals with the actual problem in the history of the Caucasus. It highlights the issues of occurrence of Caucasian Albania, resettlement tribes, socio-economic, political development of the country. The article considers the struggle of the Albanians against foreign invaders. The article used the ancient and medieval sources, archaeological materials and literature.

Rezjume. Stat'ja posvjashhena odnoj iz aktual'nyh problem istorii Kavkaza. V nej osveshhajutsja voprosy voz-niknovenija Kavkazskoj Albanii, rasselenija plemen, social'no-jekonomicheskogo, politicheskogo razvitija strany. V stat'e raskryta bor'ba albancev protiv inozemnyh zavoevatelej. Pri napisanii stat'i ispol'zovany antichnye i sredne-vekovye istochniki, arheologicheskie materialy, a takzhe literatura.

Ключевые слова: Кавказская Албания, Страбон, Плиний, Птоломей, албаны, гелы, леги, гаргареи, удины, таваспары, Рим, Тигран.

Keywords: Caucasian Albania, Strabo, Pliny, Ptolemy, Albanians, Gels, Legs, Gargarians, Udi, Tavaspars, Rome, Tigran.

Kljuchevye slova: Kavkazskaja Albanija, Strabon, Plinij, Ptolomej, albany, gely, legi, gargarei, udiny, tavas-pary, Rim, Tigran.

Албанское государство, занимавшее часть территории Дагестана и Азербайджана, сыграло большую роль в истории народов Кавказа. К этой теме обращались различные авторы ХУШ-ХХ вв. Наибольший интерес к истории этого государства проявили историки XX - нач. XIX вв.

Одним из спорных является вопрос о границах Албании, которые в зависимости от внутренней обстановки и международного положения на Кавказе менялись.

В обосновании вопроса о бесспорности вхождения Дагестана в Албанию значительный интерес представляет сообщение Страбона о 26 различных племенах Албании - это албаны, леги, гелы, гаргары, каспии, андаки, соды, таваспары, удины и др. [7. С. 6]. Этническая пестрота, многоязычие в античную эпоху засвидетельствованы учеными именно на территории Дагестана.

В период усиления в его состав входила территория Дагестана до реки Сулак. Поэтому есть все основания полагать, что наибольшее число албанских племен занимали территорию Дагестана.

Сведения античных авторов о вхождении Дагестана в состав Албании подкрепляются и данными этнографии, археологии, фольклора.

Исследования археологов показали поразительное единство археологических культур на территории Дагестана и Северного Азербайджана в эпоху Албанского государства.

Материальная культура народов Дагестана с III в. до н. э., как указывают археологические материалы, в основе своей является местной, албанской, ибо формирование ее происходило в составе Кавказской Албании.

Основным занятием населения Албании было земледелие и садоводство. Как сообщают античные авторы, природные условия Албанского государства были благоприятными для успешного развития земледельческого хозяйства.

На территории Дагестана при раскопках обнаружено немало сельскохозяйственных орудий, свидетельствующих о развитии земледельческих культур. Страбон отмечает, что в Албании росли всякие растения; есть даже вечнозеленые.

22

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2014

Албанское население занималось также и скотоводством. Страбон пишет: «Точно так же и животные у них как домашние, так и дикие, имеют хороший рост». В Дагестане разводили самые различные породы скота: овец и коз, быков, лошадей, свиней и ослов. Уделялось большое внимание и коневодству.

Об уровне развития промыслов и ремесел в Албании свидетельствуют сообщения античных авторов о превосходном для этой эпохи военном снаряжении, а также археологические материалы [5. С. 110-150].

Развитие земледельческо-скотоводческого хозяйства, торгово-ремесленного производства, усиление внутреннего и внешнего обмена -все это создало условия для возникновения городов - центров торговли в Албании [7. С. 11].

Подробное описание городов и значительных населенных пунктов Албании дает Птолемей, который перечисляет их до 29. Упоминаемое у Птолемея количество намного превышает количество населенных пунктов соседних государств. Ряд городов по его карте локализуется на приморской равнине Дагестана, у устьев рек. Крупным политическим и торгово-экономическим центром Албанского государства был город Албана, который, видимо, не случайно назван по имени страны.

Археологические раскопки на территории Топрах-Калы, где локализовалась Албана, показали, что это крупный город античной эпохи.

В III-II вв. до н. э. Урцекское поселение вырастает в город, планировка которого отражала классовую структуру общества [6. С. 138].

Укрепленная цитадель занимала возвышенности, по склонам ее были возведены жилые, хозяйственные и общественные постройки. «Городище Урцеки, - пишут Дж. А. Халилов, И. А. Бабаев, - отождествляется с раннесредневековым городом, упоминаемым у Моисея Каганкатваци, столицей царства гуннов в Дагестане - Варачаном. Нет сомнения, что до этого город был одним из крупных городов Албании» [26. С. 93-94]. Развитие земледельческо-скотоводческого хозяйства, а также торговли способствовало углублению имущественной и социальной дифференциации, выделению «царей». О социальном строе Албании на первом этапе его существования Страбон писал: «Прежде каждый народец с особым наречием имел своего царя».

В III-II вв. до н. э. Албания выступает уже как государство, имеющее крепкую центральную власть. Это нашло отражение и в религии. Исторические, этнографические материалы дают целый пантеон богов, во главе которых стоят боги центральной власти страны.

На социально-экономическое развитие Албании в IV-III вв. до н. э. не мог не повлиять такой фактор, как связи ее с древнейшими рабовладельческими государствами Востока и Закавказья - Урарту, Иберией (Картлией) и др. Известно, что огромное влияние Урарту оказало не только на Закавказье, но и на Северный Кавказ [17. С. 233].

Касаясь общественного строя Албании, следует отметить, что к царю были представлены различные социальные группы. Самым близким к царю лицом Албании был жрец, о котором Страбон сообщает следующее: «Жрецом служит наиболее уважаемое после царя, лицо, стоящее во главе управления священной землей, обширной и хорошо населенной, а также во главе служителей храма, из которых многие вдохновляются и пророчествуют».

Термин жрец, которым Страбон обозначает господствующий слой в Албании, был широко распространенным социальным термином на эллинистическом Востоке. Поэтому Страбон, сам являясь по происхождению малазийцем, албанских жрецов представлял более сходными по социальному положению с жрецами восточных стран.

Жречество в Кавказской Албании, как и в рабовладельческих государствах Древнего Востока, играло значительную роль в экономической и политической жизни страны.

К господствующему сословию принадлежали и «царьки» 26 народов, о которых писал Страбон. Позже о них пишут и древнеармянские авторы Егише и Ф. Бузанд.

Атрибутом сложившегося государства являются и военные силы. У албанов уже в IV в. до н. э. существовало войско. Арриан (II в. н. э.), повествуя о битве при Гавгамеле в 331 г. до н. э., сообщает, что в составе Ахеменидской армии был албанский отряд. В IV в. до н. э. в первый период, когда в Албании на основе племенного союза начала складываться государственная единица, сформировалось войско. Страбон свидетельствует, что «войска они (ал-баны) выставляют больше, чем иберы: они вооружают шестьдесят тысяч пехоты и двадцать две тысячи всадников, - с таковыми силами выступали в борьбу с Помпеем». Плутарх сообщает, что снаряжение большинства сражавшихся с римлянами албанов было изготовлено из звериных шкур. Можно полагать, что главную военную силу в Албании представляли воины-горцы [19. С. 25].

О высоком уровне вооружения албанов в I в. до н. э. говорят и сравнительные данные их вооружения с армянским и иберийским. В результате археологических раскопок на территории Дагестана добыты разные виды вооружения. Не меньший интерес при изучении социального строя Албании представляет сопоставление уровня его развития с соседней Иберией «Подобный социальный процесс имел место и в соседней Албании», - пишет

Н. Адонц.

Основной социальной единицей Албанского государства являлась сельская община со всеми специфическими чертами восточной общины. Для обозначения общины в дагестанских языках существуют термины: в аварском «бо», в даргинском «хГуреба» (литерат. хГуреба), которые, по мнению исследователей, возникли еще в эпоху военной демократии. Безусловно, эти термины в албанский период имели другое содержание. Сельская община Албании у Моисея Каганкатваци названа «ми-

Общественные и гуманитарные науки

23

• ••

ром», а общинники - «мирянами». Для обозначения общинников в Дагестане у Иакута находим термин «хамашира», который в переводе

В. Ф. Минорского обозначает «свободный».

Общинники, пользовавшиеся самоуправлением сохраняли, конечно, известную независимость, однако не были избавлены от эксплуатации со стороны государственной власти Албании. Независимость их была номинальной.

К зависимому населению Албанского государства относились и рабы. «До арабского завоевания, - пишет проф. С. В. Юшков, - рабство в Дагестане не имело ярко выраженный характер». В то же время оно было патриархальным. Следует полагать, что при определении общественного строя у албанцев главную роль играло не абсолютное количество рабов, а какое они имели значение в производстве.

Подозревать Страбона и других античных авторов в искажении фактов в вопросе о рабстве в Албании нет оснований. Но вполне возможно, что они под впечатлением сильно развитых у себя рабовладельческих отношений уменьшали их роль в Албании, как и в соседней Иберии, и оставили лишь скудные данные. Следует иметь в виду и тенденцию античных авторов подчеркивать отсталость других народов.

Известные из античных источников храмовые служители (гиеродулы), о которых, в частности, сообщает Страбон, полагают, являлись рабами. В армянском источнике категория зависимого населения, обозначенная термином «простолюди», вероятнее всего следует отнести к рабам. У арабских авторов служители дагестанского владения Лакз обозначены термином «м шак». Подобным термином обозначались рабы в древней Армении.

Лингвистический анализ социальных терминов в дагестанских языках позволяет судить, что рабство в Дагестане своими корнями уходит в глубь веков. Наличие в словах «лук!» и «лагъ» (которыми в дагестанских языках обозначается раб) звуков, характерных для иберийско-кавказских языков, по мнению лингвистов, дает основание предполагать, что они относятся к одной основе исконно дагестанского лексического фонда и являются древними социальными терминами [20. С. 156].

Основными источниками рабства в Албании, видимо, были рабы, появившиеся в результате войн.

В греко-римскую эпоху Албания не платила Римской империи столько дани, сколько она обязалась участвовать в совместных походах, в результате которых немалая доля пленных доставалась албанской военной знати, превращавшей их в рабов. Эллинистический период - это время широкого распространения пиратства. Древнеармянский историк Ф. Бу-занд (V в. н. э.) отмечает: «Но когда персидские войска пошли походом на армян, то с ними был также и албанский царь Урнайр со своим отрядом. Албанский царь вступил в разговор с теми, кто находился при нем, и сказал: «Ныне же я вас предупреждаю, чтобы вы помнили,

что когда мы заберем в плен греческие войска, то многих из них надо оставить в живых, мы их свяжем и отведем в Албанию и заставим их работать как гончаров, каменотесов и кладчиков для наших городов, дворцов и других нужд». Довольно любопытные сведения о пиратстве северокавказских племен сообщает Страбон.

Труд рабов использовался в основном на стройках. Античные города и другие сооружения воздвигались рабами, строительство которых требовали необычайных усилий.

В связи с дальнейшим развитием производительных сил, ростом ремесленного производства, торговли, а также возникновением городов -торгово-ремесленных центров, определенный процент населения Албании составляли ремесленники, которые специализировались по производству предметов роскоши, военного снаряжения [5. С. 120-125].

Большой интерес для раскрытия социальных отношений, господствовавших в Албании, представляет выяснение вопроса о земельных отношениях. Сопоставляя известное об Албании с государственным устройством соседней Иберии, можно предположить, что в Албании существовала «царская земля».

Крупными земельными собственниками в Албании, как и в других переднеазиатских государствах, выступали храмы, которым принадлежали обширные земельные владения. Земля, которой владели жрецы, у Страбона названа «священной». Она была населена в основном рабами (иеродулами).

Землей была наделена и военная знать. У арабского географа Иакута встречается термин, который в переводе А. Караулова обозначает «ал-акра», а у проф. В. Ф. Минорского - «ака-ра». Термином «агарак» обозначалось частновладельческое хозяйство в древней Армении. Он восходит к шумеро-аккадскому <^аг» (акар) со значением «посев», пахотное поле, луг. Можно допустить, что и в древней Албании частновладельческая земля обозначалась подобным термином. О других формах земельной собственности античные авторы ничего не сообщают.

Вследствие наличия транзитных торговых путей, скрещивающихся в Албании, ее население включается в товарообмен эллинистическо-римского мира. Это положение иллюстрируется многочисленными монетными и другими находками в различных пунктах древней Албании. На мировом рынке иноземные монеты играли роль международного эталона. В ходу у албанцев в этот период были монеты римские и аршакидские [10. С. 60].

В эпоху Помпея индийские товары шли из Индии в Бактрию, отсюда - к Каспийскому морю, а далее - по Куре и Фасису - к Черному морю. Этот путь использовался с раннеэллинистических времен. Посредниками в индийской торговле, происходившей на Кавказе, были албанцы, иберы и др.

В свою очередь, население Албании экспортировало различные изделия. Еще в первые века нашей эры население Албании изготовля-

24

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2014

ло полотняные, льняные ткани. Из Албании, как отмечали еще античные авторы, вывозили в сопредельные и отдаленные страны рыбу, клей, ткани из верблюжьей шерсти. Последние пользовались широкой известностью за пределами Албании. Албания являлась посредницей торговых сношений Северного Причерноморья, Юга России со странами Средней и Передней Азии.

В античную эпоху интерес народов к западному побережью Каспия, где происходила международная торговля, был значительным. Как указывают античные авторы, на прикаспийской дороге утидорсы торговали индийскими и вавилонскими товарами, а изделия албанского рыбного промысла вывозились в Экбатаны (современный иранский г. Хамадан) и в другие страны.

По свидетельству греко-римских, древнегрузинских и древнеармянских источников, Албанское государство в последние века I тысячелетия до н. э. и первые века I тысячелетия н. э. стояло на довольно высоком уровне экономического развития.

Торгово-ремесленных центров, о которых сообщают Плиний и Птолемей, было немало и в Албании. По данным последнего, в Албании число городов и наиболее значительных центров достигало 29. В албанских городах жило большое количество иностранцев - греков, армян, сирийцев, иудеев и др. Ремесленные центры располагались на торговых путях, связывающих различные внутренние части Албании с соседями. Факт наличия городов в этом государстве говорит о многом.

Активное участие Албании в международной торговле в последние века до н. э. и первые века н. э. хорошо иллюстрируется нумизматическими и археологическими материалами [25.

С. 152].

Значительная роль в торговоэкономических взаимоотношениях населения Албании принадлежала Западному и Северному Причерноморью. В последних веках I тыс. до н. э. и первых веках I тыс. н. э. обмен между населением Северо-западного Причерноморья, Кавказа, Передней и Средней Азии усиливается. Греческие и боспорские предметы ювелирного мастерства, художественные изделия из бронзы, золота и серебра, разнообразные украшения, оружие греческого производства, посуда, вино, оливковое масло и ткани пользовались большим спросом у представителей местной знати Албании. Население Албании находилось в разносторонних связях с жителями различных областей Кавказа.

На наличие экономических связей между кавказскими народами указывают и данные письменных источников. Так, Страбон (I в. до н. э. - 1 в. н. э.) подчеркивает, что кавказские народы имели значительные торговые связи между собой и соседними народами. Диоску-риада (Сухуми) засвидетельствована античными авторами как крупный экономический центр межкавказского значения [13. С. 192]. Другим крупным торговым центром на Кавказе в античную эпоху являлся город Фасис, куда

сходились шестьдесят племен, говоривших на различных языках. Значение Фасиса выходила далеко за пределы Кавказа. Сюда приезжали торговцы из Индии и Бактрии. На рубеже веков до н. э. интерес как Востока, так и Запада к Кавказу был довольно велик. Города восточночерноморского побережья в античную эпоху играли роль связующих звеньев как в отношениях Запада и Востока, так и самих кавказских народов.

Таким образом, население Албании в античную эпоху поддерживало экономические контакты со многими странами и народами. Основными предметами обмена являлись продукты земледельческо-скотоводческого хозяйства, предметы домашнего производства - украшения, орудия труда, оружие.

Территория, занимаемая Албанией, играла важную роль во взаимоотношениях народов, так как через нее пролегали международные пути торгово-экономического и военностратегического значения.

Кратчайшие пути сообщения между Албанией и соседними регионами шли по перевалам главного Кавказского хребта. Население Албании общалось с внешним миром не только по этим кратчайшим путям, но и через приморскую территорию.

Играя важную роль во взаимоотношениях народов, торговые пути содействовали дальнейшему экономическому и культурному подъему Албании и расширению торговоэкономических контактов между албанским населением, с одной стороны, предками грузин, армян, чеченцев, ингушей, осетин - с другой.

Торговые пути втягивали Албанию в орбиту международной торговли - с Китаем, Индией и Египтом, Парфией и Причерноморьем, Средней Азией.

Предки дагестанских горцев в составе Албании боролись против многочисленных завоевателей [19. С. 29].

Арриан (II в. до н. э.), ссылаясь на автора книги «Анабасис» сообщает, что в битве при Гавгамелах, в битве, в которой решалось быть или не быть персидскому государству, Дарий III выставил на поле боя албан, и при этом в центре своего боевого построения.

Взоры преемников Александра неоднократно обращались в сторону Кавказа; они предпринимали многочисленные попытки завоевать этот край, но все их попытки завоевать его оказались тщетными. Армения, Албания, Иберия выстояли в упорной многолетней борьбе и сохранили свою самостоятельность.

Албаны боролись и против римского рабовладельческого государства, превратившегося в ведущую державу Средиземноморского бассейна. Стремясь к захвату и удержанию мировых путей и рынков в Восточном Средиземноморье и Малой Азии, римляне совершали ряд завоевательных походов на Восток, в частности, на Кавказ. Овладение им давало Риму возможность держать в подчинении кавказских горцев и опасную соперницу Парфию, а также охранять свои богатейшие восточные провин-

Общественные и гуманитарные науки

25

• ••

ции от нашествия кочевых племен [24. С. 8895].

На эти же экономически и стратегически важные районы претендовал и понтийский царь Митридат Евпатор (111-63 гг. н. э.). Между Римом и Понтийским царством в начале I в. н. э. произошел ряд войн, в результате которых понтийский царь потерял важные экономические области.

Разбив войска понтийского царя Митридата Евпатора, римляне под командованием Лукулла в 69 г. до н. э. напали на Армению. Римские войска направились к городу Тигранокерту, основанному Тиграном II. Армянский царь вынужден был отступить в глубь страны, чтобы собрать силы для борьбы с Римом. Началась длительная осада города. В этой борьбе на помощь армянскому народу пришли албаны и другие народы. Борьба с Римом для албан стала не только делом знати. По существу, начинается война населения Кавказа против римских завоевателей. Хотя римскому полководцу удалось занять территорию Понтийского царства, однако взять Тигранокерт он не смог. Тигран, поддержанный совместными усилиями албан, продолжал борьбу с Римом.

В 68 г. до н. э. римляне двинулись на город Арташад (Артаксат - греко-римских). И здесь албаны выступили против римлян. В сражении близ Артаксат в войске Тиграна было выстроено против Лукулла множество всадников и отборных отрядов, в их числе были и албаны. Военные действия приняли затяжной характер, римские легионы понесли значительные потери, Лукулл вынужден был отступить в Киликию, не достигнув поставленных задач. В 66. г. н. э. народный трибун Гай Мамилий внес в ко-миции предложение о передаче верховного командования Помпею для продолжения войны с Митридатом.

Албаны оказали решительное сопротивление и Помпею, преследовавшему понтийского царя Митридата. Плутарх сообщает, что албаны в количестве около сорока тысяч человек напали на римское войско, перейдя через реку Куру. Предводителем албанов в этой битве был царь Ориоз (Орис). На помощь албанам и на этот раз пришли иберы и другие кавказские горцы [24. С. 89]

Римские авторы преувеличивали успехи военных действий легионов. Но они не могли не считаться с борьбой, которую вели кавказские народы против римских завоевателей. Дион Кассий признает, что Помпею не удалось покорить албанцев, иберов и другие кавказские народы. Об этом факте он пишет следующее: «Помпеи даровал мир албанам и заключил через послов договоры с некоторыми другими из обитателей Кавказа до Каспийского моря, у которого оканчивается этот хребет, начинающийся от Понта».

Зависимость Албании от Рима была номинальной.

В середине I в. до н. э. продолжались римско-парфянские войны. Открытое военное столкновение Парфии с Римом последовало в 50-х гг. до н. э., когда Парфия попыталась за-

хватить Армению. В 54 г. до н. э. Рим перешел к активным действиям на Кавказе и начал очередную экспансию против албанов. По предложению Помпея предводителем войска был назначен Красе. Победив иберов, он вторгся в Албанию, однако упрочиться здесь он не смог. Поход Красса, предпринятый против Парфии и Кавказа в 53 г. до н. э., также закончился его поражением.

В 36 г. до н. э. М. Антоний вновь совершил поход на Парфию. Одного из своих полководцев Красса Антоний оставил в Армении для усмирения соседних албанов [24. С. 113].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Римляне на Кавказе проводили традиционную политику натравливания одних народов на другие, что отвечало их интересам. Как сообщает Д. Кассий, зимой Красе, предприняв поход против иберов, победил в бою царя из Фарнаваза, привлек его к союзу и, вторгшись вместе с ним в соседнюю Албанию, победил албанов и царя их Зобера. Хотя временами римлянам удавалось подкупать правителей и разжигать вражду между ними, иберы и аланы в основном совместно отстаивали свою независимость. И после парфянского похода Антония (36 г. до н. э.) иберы и албаны фактически оставались независимыми от римлян.

Совместная борьба народов Кавказа против римских завоевателей имела важное значение. Своей упорной борьбой за независимость албаны внесли значительный вклад в дело разгрома общего врага.

В I в. н. э. разгорается ожесточенная борьба между Парфией и Римом. Международная обстановка, сложившаяся на Кавказе и в Передней Азии, вновь диктовала необходимость объединения сил народов Кавказа против иноземных завоевателей. Римские завоеватели делали новые попытки покорения народов Кавказа. Император Нерон в конце своего правления (368 г.) мечтал о восточных походах против кавказских народов. По мнению одних исследователей, дело не дошло дальше широковещательных планов, а, по мнению других, отряд Нерона совершил экспедицию к границе Дагестана, к берегу Каспийского моря, к Дербентскому проходу, известному в древности под названием Каспийских ворот. При Домициане римские войска очутились недалеко от нынешнего Баку, на пути к Дербентскому проходу. Как полагают, новый римский император, привел в исполнение план Нерона: захватил Албанию и покорил сарматов, живших вблизи нынешнего Дербента, оставив в стране последних целый легион. Объективно же все эти события диктовались стремлением Рима утвердиться в Закавказье и овладеть Дербентским проходом. Исследователи полагают, что есть все основания предполагать, что карательная экспедиция Доминициана окончилась неудачей - уходом римлян из Албании. Таким образом, план Нерона наполовину был выполнен Веспасианом, а завершен Домицианом [24. С. 128].

Часть дагестанских горцев принимала активное участие в борьбе против римлян, саса-нидов и под собирательным названием аланов.

В. Миллер пишет, что нельзя сомневаться в

26

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2014

том, что все северокавказские народы, которых грузинская летопись называет иногда по именам, известны были римлянам под общим именем аланов.

Образование Новоперсидского царства са-санидов на Востоке нарушило устойчивость Римской империи. Противоречия между Саса-нидской державой и Римом далеко еще не были устранены. Стремление покорить Кавказ и другие районы Востока продолжало оставаться одной из главных внешнеполитических задач римлян и новоперсидской державы. Охрана кавказских проходов была еще с первых веков н. э. предметом соглашений между империей и парфянской державой, а позднее, с половины III в., сменившей ее персидской. В период саса-нидского Ирана (Ш-IV вв.) не прекращалась борьба дагестанских горцев и других народов Кавказа против нашествий сасанидов. Таким образом, дагестанские горцы в составе Кавказской Албании оказали ожесточенное сопротивление против многочисленных завоевателей. Государство, сумевшее не только оказать сопротивление, но и сохранить свою независимость от крупнейших держав античной эпохи,

следует полагать, было достаточно организованным и значительным.

Подводя итог, следует отметить, что Албанское государство возникло как непосредственный результат развития древнедагестанского и древнеазербайджанского обществ.

Албанское государство, возникшее в античную эпоху, было раннеклассовым государством с пережитками первобытнообщинного строя.

Изложенный материал дает основание предложить следующую периодизацию истории древней Албании: V-III вв. до н. э. - период зарождения и складывания крепкого союза албанских племен и возникновения зачатков государственности; III-II вв. до н. э. - II в. н. э. -период возникновения и расцвета разноплеменного, раннерабовладельческого или общиннорабовладельческого государства с пережитками первобытнообщинного строя; c середины II в. н. э. - IV в. н. э. - период распада Албанского раннерабовладельческого государства и образования раннефеодальных политических владений на территории Дагестана.

Литература

1. Акопян А. А. Албания - Алуанк в греко- латинских и древнеармянских источниках. Ереван, 1987. 2. Алиев К.

Кавказская Албания. Баку, 1974. 3. Алиев К. Античная Кавказская Албания. Баку, 1992. 4. Бакиханов А.-К. А.

Гюлистан-и-Ирам. Баку, 1991. 5. Гаджиев М. С.Древний город Дагестана. М., 2002. 6. Гаджиев М. Г., Давудов

0. М. Шихсаидов А. Р. История Дагестана. Махачкала, 1996. 7. Гасанов М. Р. Дагестан в составе Кавказской Албании (некоторые вопросы социально-экономической и политической истории). Махачкала, 1995. 8. Гасанов

М. Р. Дагестан в истории Кавказа и России. Махачкала, 2004. 9. Давудов О. М. Материальная культура Дагестана албанского времени. Махачкала, 1996. 10. История Азербайджана Т. 1. Баку, 1958. 11. История народов Се-

верного Кавказа с древнейших времен до конца ХVШ в. М., 1988. 12. История Дагестана. Курс лекций. Махачкала, 1992. 13. Кавказ и Дон в произведениях античных авторов. Составители: В. Ф. Патракова. В. В. Черноус. Ответственный редактор М. Р. Гасанов. Ростов-на-Дону, 1990. 14. Латышев В. В. Известия древних писателей о

Скифии и Кавказе // ВДИ. 1947, 1-4; 1948 1-4, 1949-1-4. 15. Мамаев М. М. Декоративно-прикладное искусство Дагестана. Махачкала, 1989. 16. Мамедова Ф. Политическая история и историческая география Кавказской Албании (III в. до н. э. - VIII в. н. э.). 1986. 17. Меликишвили Г. А. К истории древней Грузии. Тбилиси, 1959.

18. Нуриев А. Б. Из истории ремесленного производства Кавказской Албании. Баку: Элм. 1986. 19. Очерки истории Дагестана. Т. 1. Махачкала, 1957. 20. Рамазанов Х. Х. К вопросу о рабстве в Дагестане // УЗ ИИЯЛ. Т. IX.

Махачкала, 1961. 21. Рамазанов Х. Х., Шихсаидов А. Р. Очерки истории южного Дагестана. Махачкала, 1964.

22. Рзаев Н. И. Художественная керамика Кавказской Албании. Баку. 1964. 23. Рзаев Н. И. Искусство Кавказ-

ской Албании IV в. до н. э. Баку, 1976. 24. Тревер К. В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. М.-Л. 1959. 25. Халилов Дж. А. Материальная культура Кавказской Албании (IV в. д. н. э. - III в. н. э.) Баку, 1985.

26. Халилов Д. А. Кавказская Албания // Древнейшие государства Кавказа и Средней Азии. М. : Наука. 1985.

С. 93-104. 27. Юшков С. В. К вопросу о границах древней Албании // Исторические записки. М., 1937.

References

1. Akopyan A. A. Albania-Aluank in Greco-Latin and Old Armenian sources. Yerevan. 1987. 2. Aliev K. Kavkazskaya

Albania. Baku, 1974. 3. Aliev K. Antique Caucasian Albania. Baku, 1992. 4. Bakikhanov A.-K. A. Gyulistan-i-Iram.

Baku, 1991. 5. Gadzhiyev M. S. Ancient city of Dagestan. M., 2002. 6. Gadzhiev M. G., Davudov O. M. Shikhsaidov

A. R. History of Dagestan. Makhachkala, 1996. 7. Gasanov M. R. Dagestan as a part of Caucasian Albania (some problems of social and economic and political history) Makhachkala, 1995. 8. Gasanov M. R. Dagestan in the history of the Caucasus and Russia. Makhachkala, 2004. 9. Davudov O. M. Material culture of Dagestan of the Albanian time. Makhachkala, 1996. 10. History of Azerbaijan. Vol. 1. Baku, 1958. 11. History of the peoples of the North Caucasus since the most ancient times up to the end of the 18th c. M., 1988. 12. History of Dagestan. Course of lectures. Makhachkala, 1992. 13. The Caucasus and Don in works of antique authors. Compilers: V. F. Patrakova, V. V. Chernous. Editor-inchief M. R. Gasanov. Rostov-on-Don, 1990. 14. Latyshev V. V. Proceedings of ancient writers on Skifia and the Caucasus // VDI. 1947, 1-4; 1948, 1-4, 1949, 1-4. 15. Mamaev M. M. Arts and crafts of Dagestan. Makhachkala, 1989.

16. Mamedova F. Political history and historical geography of Caucasian Albania (3rd c. BC- 8th c. AD). 1986.

17. Melikishvili G. A. The history of ancient Georgia. Tbilisi. 1959. 18. Nuriev A. B. The history of craft production of the

Caucasian Albania. Baku: Elm. 1986. 19. Sketches of history of Dagestan. Vol. 1. Makhachkala. 1957.

20. Ramazanov Kh.Kh. The problem of the slavery in Dagestan // EI IHLL. Vol. IX. Makhachkala, 1961.

21. Ramazanov Kh. Kh., Shikhsaidov A. R. Sketches on the history of Southern Dagestan. Makhachkala, 1964.

22. Rzaev N. I. Art ceramics of Caucasian Albania. Bank, 1964. 23. Rzaev N. I. Art of Caucasian Albania in the 4th c BC. Baku, 1976. 24. Trever K. V. Sketches on history and culture of the Caucasian Albania. M.-L., 1959. 25. Khalilov D. A.

Общественные и гуманитарные науки

• ••

27

Material culture of Caucasian Albania (4th c. BC - 3rd c. AD). Baku, 1985. 26. Khalilov D. A. Caucasian Albania // The most ancient states of the Caucasus and Central Asia. M. : Nauka. 1985. P. 93-104. 27. Yushkov S. V. The problem of borders of ancient Albania // Historical notes. M., 1937.

Literatura

1. Akopjan A. A. Albanija - Aluank v greko-latinskih i drevnearmjanskih istochnikah. Erevan, 1987. 2. Aliev K. Kavkazs-kaja Albanija. Baku, 1974. 3. Aliev K. Antichnaja Kavkazskaja Albanija. Baku, 1992. 4. Bakihanov A.-K. A. Gjulistan-i-Iram. Baku, 1991. 5. Gadzhiev M. S. Drevnij gorod Dagestana. M., 2002. 6. Gadzhiev M. G., Davudov O. M. Shihsai-dov A. R. Istorija Dagestana. Mahachkala, 1996. 7. Gasanov M. R. Dagestan v sostave Kavkazskoj Albanii (nekotorye voprosy social'no-jekonomicheskoj i politicheskoj istorii). Mahachkala, 1995. 8. Gasanov M. R. Dagestan v istorii Kav-kaza i Rossii. Mahachkala, 2004. 9. Davudov O. M. Material'naja kul'tura Dagestana albanskogo vremeni. Mahachkala, 1996. 10. Istorija Azerbajdzhana T. 1. Baku, 1958. 11. Istorija narodov Severnogo Kavkaza s drevnejshih vremen do konca XVIII v. M., 1988. 12. Istorija Dagestana. Kurs lekcij. Mahachkala, 1992. 13. Kavkaz i Don v proizvedenijah antichnyh avtorov. Sostaviteli: V. F. Patrakova. V. V. Chernous. Otvetstvennyj redaktor M. R. Gasanov. Rostov-na-Donu, 1990. 14. Latyshev V. V. Izvestija drevnih pisatelej o Skifii i Kavkaze // VDI. 1947, 1-4; 1948 1-4, 1949-1-4.

15. Mamaev M. M. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo Dagestana. Mahachkala, 1989. 16. Mamedova F. Politicheskaja istorija i istoricheskaja geografija Kavkazskoj Albanii (III v. do n. je. - VIII v. n. je.). 1986. 17. Melikishvili G. A. K istorii drevnej Gruzii. Tbilisi, 1959. 18. Nuriev A. B. Iz istorii remeslennogo proizvodstva Kavkazskoj Albanii. Baku: Jelm.

1986. 19. Ocherki istorii Dagestana. T. 1. Mahachkala, 1957. 20. Ramazanov H. H. K voprosu o rabstve v Dagestane // UZ IIJaL. T. IX. Mahachkala, 1961. 21. Ramazanov H. H., Shihsaidov A. R. Ocherki istorii juzhnogo Dagestana. Mahachkala. 1964. 22. Rzaev N. I. Hudozhestvennaja keramika Kavkazskoj Albanii. Baku, 1964. 23. Rzaev N. I.

Iskusstvo Kavkazskoj Albanii IV v. do n. je. Baku, 1976. 24. Trever K. V. Ocherki po istorii i kul'ture Kavkazskoj Albanii.

M.-L., 1959. 25. Halilov Dzh. A. Material'naja kul'tura Kavkazskoj Albanii (IV v. d. n. je. - III v. n. je.) Baku, 1985.

26. Halilov D. A. Kavkazskaja Albanija // Drevnejshie gosudarstva Kavkaza i Srednej Azii. M. : Nauka. 1985. S. 93-104.

27. Jushkov S. V. K voprosu o granicah drevnej Albanii // Istoricheskie zapiski. M., 1937.

Статья поступила в редакцию 10.06.2014 г.

УДК-94(470.67)

«ГИБКИЕ СРЕДСТВА» САМОДЕРЖАВИЯ В ОТНОШЕНИИ НАРОДНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ БОРЬБЫ НАРОДОВ КАВКАЗА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

“FLEXIBLE MEANS” OF THE AUTOCRACY AGAINST THE NATIONAL LIBERATION STRUGGLE OF THE CAUCASIAN PEOPLES IN THE FIRST HALF OF THE 19th CENTURY

© 2014 Гичибекова Р. М.

Дагестанский государственный университет

© 2014 Gichibekova R. M.

Dagestan State University

Резюме. В статье на основе архивных и других материалов описываются методы и средства заигрывания с мусульманскими религиозными лидерами на Кавказе в первой половине XIX в. в целях дискредитации предводителей народно-освободительной борьбы и подавления этой борьбы.

Abstract. The author of the article on the basis of archival and other materials describes the methods and means of making advances with Muslim religious leaders in the Caucasus in the first half of the 19th c. to discredit the leaders of the national liberation fight and to suppress this struggle.

Rezjume. V state na osnove arxivnyx I drygix materialov opisybautsa metodi I sredstva zaigrivania s mysyl-manskimi religioznimi liderami na Kavkaze v zelax diskreditazii predvoditeleu narodno-osvoboditelnou borbi i podovlenia atou borbi.

Ключевые слова: Кавказ, имам, мусульманское духовенство, Шамиль, вооруженная борьба, кадий, Дагестан, российские власти, горцы, наиб.

Keywords: the Caucasus, Imam, Muslim clergy, Shamil, armed struggle, Qadi, Dagestan, Russian authorities, highlanders, Naib.

Kluchevie slova: Kavkaz, imam, mysylmanskoe dyhovenstvo, Shamil, voorygonnaa borba, kadiy, Dagestan, rossiuskie vlasti, gortsi, naib.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.