Научная статья на тему 'К вопросу о взаимоотношениях государств и обществ Кавказа (i тыс. До Н. Э. - начало i тыс. Н. Э. )'

К вопросу о взаимоотношениях государств и обществ Кавказа (i тыс. До Н. Э. - начало i тыс. Н. Э. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1375
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАВКАЗ / CAUCASUS / ИБЕРИЯ / IBERIA / КОЛХИДА / COLCHIS / УРАРТУ / URARTU / АРМЕНИЯ / ARMENIA / АЛБАНИЯ / ALBANIA / ЗАКАВКАЗЬЕ / TRANSCAUCASIA / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / NORTH CAUCASUS / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / RELATIONSHIP / ГОСУДАРСТВО / STATE / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / НАРОД / PEOPLE / ПЛЕМЯ / TRIBE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гасанов Магомед Раджабович

В статье рассматриваются вопросы взаимоотношений племенных объединений и государств Кавказа в древний и античный периоды истории. При ее написании использованы труды различных авторов, обобщающие работы по истории отдельных народов и государств, сочинения греко-римских и раннесредневековых авторов, а также археологические и лингвистические материалы. Статья написана в тесной связи с событиями, происходившими в странах Передней Азии и Юга России, которые активно влияли на взаимоотношения племен, народов и государств Кавказа. В статье приводится материал о политических взаимоотношениях, нашествиях различных держав, кочевых народов на Кавказ, о борьбе народов региона против завоевателей. В статье говорится о роли христианства во взаимоотношениях различных народов региона в первые века I тыс. н.э.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о взаимоотношениях государств и обществ Кавказа (i тыс. До Н. Э. - начало i тыс. Н. Э. )»

НАРОДЫ КАВКАЗА: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

УДК 94

К ВОПРОСУ О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ГОСУДАРСТВ И ОБЩЕСТВ КАВКАЗА (I тыс. до н. э. - начало I тыс. н. э.)

М.Р. Гасанов

Б01 10.18522/2072-0181-2016-86-2-63-75

На планете не существует региона, где жили бы длительно и совместно сотни народов. Армяне и грузины, азербайджанцы и кабардинцы, курды и таты, балкарцы и адыги, русские и евреи, аварцы и лезгины, кумыки и даргинцы, греки и украинцы, карачаевцы и осетины, чеченцы и ингуши; в одном Дагестане свыше сорока народов.

Ю.А. Жданов. Солнечное сплетение Евразии // Избранное. Т. 2. Ростов-на-Дону, 2001. С. 345.

Проблема взаимоотношений кавказских народов и стран между собой и с соседними народами является одной из актуальных в исторической науке. Касаясь проблемы связей кавказских народов, следует отметить, что в трудах исследователей подчеркивается об их этнокультурном единстве, хотя многое еще остается невыясненным [1].

О Кавказе и его народах писали и высоко отзывались древние, средневековые авторы, видные ученые, общественные деятели разных времен и народов. Скудные сведения по интересующей нас теме содержатся в источниках. Следует отметить также значение данных археологии, лингвистики, этнографии и др. дисциплин.

Несмотря на актуальность данная тема не получила специального освещения в литературе в масштабе кавказского региона. Статья является попыткой обобщить имеющиеся данные по некоторым вопросам связей народов и племен Кавказа в указанных рамках.

Кавказ не только физико-географическое понятие, но и историко-этнографический регион, имеющий под собой цивилизационную основу, которая складывалась веками, тысячелетиями.

Гасанов Магомед Раджабович - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории Дагестанского государственного педагогического университета, 367003, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Ярагского, 57, e-mail: [email protected].

В литературе существуют различные мнения по вопросу о границах кавказского региона. По мнению исследователей, регион распространяется на южный Кавказ, состоящий из Грузии, Армении и Азербайджана. Северный Кавказ распадается на субрегионы: Северо-Западный Кавказ, охватывающий Ставропольский и Краснодарский края, республики Адыгею, Карачаево-Черкесию и Абхазию; Центрально-Северный Кавказ, включающий Кабардино-Балкарию, Северную Осетию и Ингушетию; Северо-Восточный Кавказ, состоящий из Чечни и Дагестана [2].

Прежде чем перейти к раскрытию темы, необходимо вкратце выяснить, какие владения и общества существовали на территории региона в рассматриваемый период.

На рубеже II—I тыс. до н. э. на территории Кавказа существовали крупные племенные объединения, которые явились зародышем первых государственных образований региона. Уже к XIII—XII вв. до н. э. армянские племена, жившие в стране Хайса-Хате, начинали углубляться в пределы Армянского нагорья и Северной Месопотамии. В 1170—1165 гг. до н. э. индоевропейские предки армян вторглись в ассирийскую область Шуприю (Софену

Magomed Gasanov - Dagestan State Pedagogical University, 57, Yaragsky Street, Makhachkala, Dagestan, 367003, e-mail: [email protected].

и Верхнюю Месопотамию). По имени новых насельников область Шуприа в ассирийских и урартских надписях стала называться Уруме или Арме, а позже и Армина. На территории Софены-Шупри сложилось второе объединение армянских племен. Со временем на базе племенных объединений на территории Армянского нагорья образовалось древнейшее государство - Урартское царство.

К середине II тыс. до н. э. в восточной части Малой Азии возникли объединения грузинских племен - мушков, тубалов, а к концу II тыс. до н. э. на территории юго-западной Грузии образовались большие племенные объединения: Диаохи и Колха. После падения Диаохи часть его территории вошла в состав Урарту, а часть - в состав Колхи. После разгрома Колхи на территории Грузии образовались новые крупные объединения грузинских племен. В верховьях р. Чорохи во главе с картскими племенами сформировалось большое племенное объединение, которое древние греки называли "сасперами". Оно простиралось от Колхиды до Мидии. Сасперы приняли активное участие в разгроме Урартского царства. Вскоре после этого южные районы Закавказья вошли в сферу влияния сасперов. В VI в. до н. э. на территории Западной Грузии возникло Колхидское царство - преемник древней Колхи.

В начале I тыс. до н. э. часть древнейших племен на территории Южного Азербайджана составляли маннеи, обитавшие к югу и востоку от оз. Урмия. Объединение племенного союза маннеев явилось основой государства Манна, возникшего в IX в. до н. э. со столицей в г. Изурту. Восточнее и юго-восточнее маннеев располагались племена мидян, которые в конце VII в. до н. э. - начале VI в. н. э. создали могущественное государство Мидия. Последняя разгромила Урарту и подчинила Манну. В середине VI в. до н. э. Мидия была завоевана персидской династией Ахеменидов.

На западном и юго-западном побережье Каспийского моря обитали каспии. Позже каспии, имя которых сохранилось в названии Каспийского моря, слились с другими местными племенами.

В начале I тыс. до н. э. основное население Северо-Западного Кавказа составляли меоты и племена Черноморского побережья Кавказа - керкеты, зихи, ахеи и др. Впервые меоты упоминаются в античных источниках

VI в. до н. э. Они занимали территорию восточного побережья Азовского моря, в нижнем и среднем течении р. Кубани. Южная граница шла по северному склону Кавказского хребта; на севере меоты граничили с савроматами, на востоке граница их расселения доходила до Ставропольского плато. На Таманском полуострове жили синды. Согласно Псевдо-Ски-лаку (вторая половина IV в. до н. э.), за Синд-ской гаванью жили керкеты, далее - тореты, ахеяне, моски, а за ними гениохи. Страбон первыми называет ахеян, за ними - зихов, затем и керкетов [3, с. 182].

Конкретные названия племен Северного и Центрального Кавказа той эпохи неизвестны.

Такова в общих чертах картина расселения племен Кавказа и их локализация, до возникновения первых государств.

Взаимоотношения племенных объединений между собой и с населением соседних областей на этом этапе истории зависели как от внутриполитической обстановки Кавказа, так и международного положения, вызванного военными столкновениями крупных держав.

Кавказ испытывал влияние как с юга -Передней Азии, так и с севера - Юга России.

В развитии политических связей между племенами, народами и владениями Кавказа в I тысячелетии до н. э. определенную роль играли Ассирия, Урартское государство, занимавшее территорию между Кавказом, Малой Азией, Северной Месопотамией и Северо-Западным Ираном, а также Манейское царство. Восемь стран, расположенных в районе оз. Ван в ассирийских источниках были известны под общим наименованием Уруатри. В IX в. до н. э. вместо мелких владений возникло Урартское царство, охватившее обширную территорию вокруг Ванского озера [4, с. 57]. Урарты были исконным народом Закавказья.

Столицей Урартского государства стал город Тушпа в районе оз. Ван, вокруг которого были возведены мощные каменные стены. Расширение Урартского государства происходило к северу от р. Аракс, подчиняя себе все новые области. Границы Урарту простирались: на востоке - до озера Урмия и страны албан, на севере - до Малого Кавказа, на западе - до реки Евфрат и на юге - до Таврского хребта. В состав Урарту входили довольно значительные области Закавказья - части территории современных Армении и Грузии [5, с. 201].

Наряду с территорией, включенной в Урартское царство, многие области Закавка-

зья и Северного Кавказа превратились в объект опустошительных походов урартийцев.

Подлинным создателем урартского могущества был царь Менуа. Военные походы Менуа шли в двух направлениях - на юг, в сторону Сирии, где его войска захватили левобережье Евфрата, и на север, в сторону Закавказья.

Надписи сообщают сведения о странах Диаохи, Луша, Колха, Катарза, Игани и др. Страна диаохов - таохов рисуется богатой золотом, медью, скотом и лошадьми. Союзниками царя диаохов названы страны Луша и Катараза, которые объединялись под названием страны Колха, т.е. Колхида [6, с. 34].

Урартские надписи конца IX в. до н. э. рассказывают о направлении в Закавказье войска, состоявшего из 66 колесниц, конных отрядов и 15 760 человек. О 23 племенных названиях среднего и восточного Закавказья упоминает Колагранская урартская надпись на скале у берега озера Севан. "19 княжеств "в высоких горах к северу от озера (Севан. -М.Г), перечисляемых далее в Колагранской надписи, - пишет П.Н. Ушаков, - следует размещать к северу и северо-востоку от озера Севан, в сторону Азербайджана, вплоть до бассейна р. Куры" [6, с. 41-42].

Походы урартских царей против крупнейших политических образований юго-западной Грузии - Диаохи и Колха (Колхида) подробно описаны в трудах акад. Г.А. Мели-кишвили [5, с. 203]. Особое внимание царями Урарту уделялось организации подчиняемых территорий. В ряде случаев сохранялась власть местных царьков, но одновременно назначались и представители центральной власти.

При сыне и преемнике Менуа Аргишти (786-764 гг. до н. э.) Урарту достигло зенита своего могущества. Важное значение Аргишти придавал продвижению в Закавказье и на Северный Кавказ. Во второй четверти VIII в. до н. э. к Ванскому царству он присоединил всю Араратскую равнину и на холме, господствующем над всей равниной, построил свою крепость, назвав ее Аргиштихинили. Из этого города совершались походы в Закавказье и на Северный Кавказ по разным направлениям: на северо-восток, по р. Занге к оз. Севан и на север, за гору Арарат. На северо-западном склоне Арагац была обнаружена клинообразная надпись, рассказывающая о походе в страну Кулиани и захвате города Дурубани

(Дарбани). В одной надписи Сардури II отмечает: "Цитадель города Дарбани, укрепленную в бою я завоевал". Название Дарбани, по мнению акад. И.И. Мещанинова, созвучно названию современного Дербента. Названия некоторых урартских племен также напоминают этнонимы албанских племен. Урартское царство, как отмечает Е.Д. Аллен, "имело связи с Понто-Каспийским перешейком и имел торговое, а может быть, и политическое влияние в этих частях" [7, р. 15].

Урартское царство активно повлияло на политическое положение Кавказа. Цари Урарту совершали походы и на территорию Северного Кавказа, о чем свидетельствуют археологические данные и письменные свидетельства, в том числе, урартские надписи.

Тот факт, что в период расцвета Урарт -ского государства его границы соприкасались с албанами говорит о многом. Это свидетельство дальнейшего контактирования племенных объединений Северного Кавказа не только с государствами Закавказья, но также и с Урарту. Более того, хотя по этническому составу население Урарту было разнородным, но по языку и историческим судьбам оно находилось в тесных связях с коренным населением Кавказа [8, с. 13]. Как считает академик Г.А. Меликишвили, в древности дагестанские племена были распространены в Закавказье и южнее. "Характерно, - пишет он, - что уже в древневосточных источниках (хеттские, ассирийские и урартские надписи) на территории к югу от Закавказья мы встречаем ряд названий, обнаруживающих поразительную близость к названиям, засвидетельствованным позднее в адыгейско-чечено-лезгинской среде" [4, с. 120]. С этой точки зрения интересный материал содержит этнонимика и топонимика как Северного (древняя Албания), так и южного Азербайджана. Обращает на себя внимание упоминание в ассирийских источниках ГХ^Ш вв. до н. э. крупной страны Андиа, занимавшей долину р. Сифид-руд вплоть до побережья Каспийского моря. Данное название, - пишет Г.А. Меликишвили, - фигурирует в современной топонимике Дагестана, а также под названием андийского известен один из дагестанских языков [4, с. 121].

По мнению некоторых исследователей, термин "лаки" (леки) впервые встречается в анналах ассирийских царей до VIII в. до н. э., а их страна была известна под название Ку-мух, которая граничила с Урарту [9, с. 10].

"После падения Урарту, - пишут Р.Г. Маршаев и Б. Бутаев, - лаки (кутмухи), потеряв в лице Урарту своего союзника, были оттиснуты сильной ассирийской державой на север Кавказа" [9, с. 13]. Однако в Ассирии происходит известная внутренняя стабилизация - к власти приходит Тиглатпаласар III, усиливший боевую мощь ассирийской армии. В 735 г. до н. э. он наносит удар Урартскому государству, в районе оз. Ван.

Царь Руса I (735-713 гг. до н. э.) стремился возродить могущество Урарту. Урартские владения в Закавказье систематически расширялись, основывались новые города. Видя, с какой энергией Руса I укрепляет могущество Урарту, Ассирия поспешила с нанесением нового удара. В 714 г. до н. э. ассирийские войска, возглавляемые Саргоном II, двинулись в области к востоку от оз. Урмия против местных правителей, искусно натравливаемых на Ассирию урартским царем. В результате этого похода Урарту потерпело поражение в борьбе за политическую гегемонию в Передней Азии и уступило эту роль Ассирии.

В дальнейшем обе стороны избегали прямых столкновений. В этих условиях Аргишти II (713-685 гг. до н. э.) направил свои походы на восток, достигнув побережья Каспийского моря [10, с. 227]. Здесь продолжалась традиционная политика урартских царей - побежденные области не разорялись, а подчинялись на условиях выплаты дани.

В период существования государства Урарту возникло и Манейское царство, которое в продолжение ГХ-УШ вв. до н. э. представляло самое значительное политическое объединение после Урарту среди "стран Наи-ри", а начиная с конца VIII в., когда Урарту значительно ослабело, Манна, как полагают, становится самой значительной силой в области Наири. Основная территория страны Манна находилась в области Урмийского озера. Согласно источникам, Андиа находилась в непосредственной близости с Манна [11, с. 58]. "Правитель находящейся в Закавказье, в районе современного г. Ленинакан, области ^к^иИ), - пишет Г. А. Меликишвили, - оказывается в каких-то сношениях со страной Манна. Возможно, это обстоятельство говорит о значительном распространении Маннейской страны в северном направлении".

Соперничество Урарту и Маннейского царства из-за влияния в Закавказье сказыва-

лось на взаимоотношениях государств и племенных объединений кавказского региона.

Постоянные вторжения и разорительные для местного населения походы урартийцев на Закавказье и в Северо-Восточный Кавказ усиливали, естественно, стремление к объединению, к образованию федераций и выдвижению наиболее удачливых племенных вождений на роль царей крупных союзов, вводивших у себя такие порядки, пример которых подавало современное им Урартское царство.

В начале VI в до н. э. Урарту попадает в вассальную зависимость от Мидии, а к 590 г. до н. э. прекращает свое существование как независимое государство.

Во взаимоотношениях населения и владений Кавказа большую роль играли киммерийцы и скифы. На протяжении всего VII в. до н. э. скифо-киммерийские военные отряды активно участвовали в политической жизни Кавказа, Передней Азии, вмешивались в конфликты между государствами, поддерживали одних, наносили удары другим.

Полагают, что киммерийцы, являлись давними аборигенами степных пространств северного Причерноморья, Крыма и северо-западного Кавказа, были неоднородны и что самоназвание "киммерийцы" ("гимери", "гиммирраи", "гомер", "кимеры") в качестве собирательного имени распространялось на все местное доскифское население обширной территории, обнимающей пространство почти от Волги до Западной Европы.

Общепризнано также, что их появление на указанной территории и исторически засвидетельствованное движение из северного Причерноморья через северо-западный Кавказ в Переднюю Азию явились одним из факторов, обусловивших связанность исторических судеб племен и народов Кавказа, Передней Азии и древнего населения юго-восточной Европы [12, с. 190].

Киммерийцы вторглись в Переднюю Азию по Меотидо-Колхидской дороге, тянувшейся вдоль восточного побережья Азовского и Черного морей, через перевалы Большого Кавказа, частично и через Дербентский проход.

О проникновении киммерийцев в страны Ближнего Востока через Кавказ двумя путями - восточным и западным указывают письменные источники и другие материалы [13, с. 82].

Независимо от маршрута вторжения киммерийцев в Малую Азию, для нас важен

факт присутствия их вообще на Кавказе, общения их с племенами, как Северного Кавказа, так и Закавказья, в языках которых отложились слова из киммерийского языка.

В развитии контактов населения Кавказа огромной была роль и скифов. Как отмечает Геродот, скифы перешли Аракс и прибыли в киммерийскую землю [14, с. 5].

В скифское время зарождались некоторые племенные образования Кавказа. Степные племена, проникшие на Северный Кавказ в начале I тыс. до н. э., не только теснее связывали Кавказ с основными областями степного юга, но и реально подготовили более крупные исторические события и более массовые явления, наблюдаемые в истории Кавказа в скифскую эпоху.

На территории Кавказа выявлены различные предметы вооружения, конского убора и украшения, выполненные в характерном скифском "зверином стиле", которые показывают, что Кавказ был приобщен к историко-культурной общности, возникшей на территории Евразии благодаря скифам.

Ранняя история скифов связана с военными походами в страны Передней Азии. Предки жителей Кавказа в составе скифских войск участвовали в походах на страны Передней Азии. Греческий трагик Эсхил назвал Кавказ "скифской дорогой". Плацдармом для скифских походов служил Северный Кавказ.

На своем пути скифы-сарматы вступали в контакты с различными племенами и народностями Кавказа. Происходили широчайшие связи скифо-сарматской культуры и этноса с другими культурами и этническими общностями [15, с. 8].

Пребывание скифов на Ближнем Востоке, знакомство с древневосточной цивилизацией не прошло бесследно, оставив заметный след в облике скифской культуры. Скифское царство занимало территорию между Курой в районе севернее Кировабада и Манейской территории вокруг озера Урмии, южнее Арак-са. Население, входившее в состав скифского царства в подавляющем своем большинстве было не скифское, а состояло из албанов, утиев, каспиев, кадусиев и тому подобных.

Бурная эпоха скифо-киммерийских вторжений и связанных с ними других потрясений не могла пройти бесследно для населения Кавказа. Стали более интенсивными связи населения Северного Кавказа и Закавказья, а также Северного Причерноморья, Юга России, Малой и Передней Азии.

"Скифо-киммерийские вторжения, - пишет Г.А. Меликишвили, - способствовали изменению политической обстановки на Кавказе, вызвав разгром одних политических объединений и способствуя выдвижению других" [5, с. 230]. Скифы и киммерийцы осели в разных частях Закавказья и Северного Кавказа и еще долгое время играли определенную роль в политической жизни этих регионов.

В связях населения Кавказа определенную роль играла Мидия, которая возникла в 70-х гг. VII в. до н. э. Границы ее простирались: на западе - до реки Галис (Кызыл-Ирмак) в Малой Азии, на востоке - до реки Гильменд, на юге - до Персидского залива и на севере - до Аракса. На этой территории жило большое количество племен и народностей, говоривших на различных языках. С Мидией были связаны жители стран Кавказа. Через Мидию проходил один из важнейших торговых путей древности, связывавший ее с Месопотамией, Средней Азией, Индией, Малой Азией, Колхидой, Иберией, Албанией. Столица Мидийского государства - Экбата-на - была крупным торгово-экономическим, культурным и политическим центром [16, с. 39]. Владения Кавказа разносторонними, в том числе и политическими, узами были связаны как с Экбатаном, так и с остальными городами Мидии.

К середине VI в. до н. э. при последнем мидийском царе Астиаге (584-550 гг. до н. э.) внутреннее положение страны осложнилось, чем воспользовались персы. В 553 г. до н. э. персы восстали против Астиага. Вождем персов был Кир из рода Ахеменидов. В 550 г. Мидия пала, Кир завоевал Вавилонию и возникло государство Ахеменидов. При Дарии I (522-486 гг.) государство Ахеменидов усилилось. Власть Ахеменидов, как считает Геродот, распространилась до Кавказского хребта, но народы, жившие к югу от него, находились в различной степени зависимости от державы Ахеменидов. Дарий I укрепил власть Ахеменидов в завоеванных странах. Он разделил свою державу на 20 сатрапий (провинций). Управление ими было поручено наместникам - сатрапам. Некоторые из народов, племен, таких как каспии, саспейры и другие, входили при Дарии I в состав податных округов державы. Другие приносили лишь дань в виде добровольных приношений, как например, колхи и Колхидское царство.

В истории взаимоотношений стран и народов Кавказа важным периодом была эпоха

образования эллинистических монархий, а затем поглощения их Римской империей.

Эпоха, начавшаяся с завоеваний Александра Македонского, крушения Ахеме-нидской державы и создания величайшей империи, знаменует собой конец одного из периодов в древней истории и начало нового - эллинизма. Эллинизм - это по существу история цивилизаций обширнейшего региона ойкумены, начиная от Эллады и заканчивая Индией на протяжении приблизительно трех столетий. Это новый этап в развитии государств Запада и Востока. С образованием эллинистических монархий политические связи между населением различных стран расширились.

Важный период в истории взаимоотношений населения Закавказья и Северного Кавказа связан с образованием и существованием Парфянского государства. Формирование этой державы по времени совпадало с отделением от Селевкидов Греко-Бактрии и ориентировочно относится к 250 г. до н. э.

Племена парнов, кочевавшие в степях между Амударьей и Каспийским морем, около 247 г. до н. э. провозгласили царем Аршака (по его имени правители династии называются Аршакидами). В 239 г. до н. э. парны захватили провинцию Парфиену, ранее принадлежавшую Селевкидам. Около 171 г. до н. э. царем Парфии стал Митридат I, при котором это государство превратилось в могущественную державу, ставшую наследницей политического могущества Ахемени-дов. Парфянская держава не была однородна. На юге Ирана, в Фарсе, в начале III в. н. э. существовало несколько полузависимых мелких княжеств. Во главе одного из них стоял Сасан, от которого позднее правители Са-санидской династии получили свое родовое имя. На древней родине ахеменидских царей возникла новая иранская империя - империя Сасанидов. Она объединила многие страны Востока и оказала большое политическое и культурное влияние на Армению, Азербайджан, Грузию и владения Северного Кавказа, а также на их взаимоотношения.

Во II половине I тыс. до н. э. - начале I тыс. н. э. на территории Кавказа, наряду с племенными объединениями, возникли государства: Колхида, Иберия, Кавказская Албания, которые поддерживали разносторонние связи между собой. На территории Армении на базе политических объединений,

слагавшихся еще при Ахеменидах, возникли независимые и полунезависимые государства - Малая Армения, Восточная Армения, Западная Армения - Софена (в греческих текстах), Цопак - в армянских. В этот период на территории Северного Кавказа существовали различные по уровню развития объединения племен.

Во взаимоотношениях населения Кавказа важную роль играла Колхида. Она граничила с селевкидскими владениями, на севере охватывала Северо-Западное Закавказье, не доходя до Северо-Западной окраины Кавказского хребта; на Востоке находилась Иберия [17, с. 192]. Колхида была более тесно связана со среднеморским миром и стала объектом греческой колонизации. Благодаря существованию торгового пути через Кавказ по рекам Риону и Куре Колхида была связана со многими регионами Кавказа. Изделия колхских мастеров поступали на Северный Кавказ, в Восточное Закавказье, и в другие страны [18, с. 138]. Взаимоотношения населения Восточного Закавказья и Северного Кавказа с Колхидой расширяются с усилением политического господства Иберии над восточными областями древней Колхиды.

Весомую роль во взаимоотношениях владений Кавказа играла Иберия. Греко-римские авторы Иберией называли Восточногру-зинское царство античной эпохи (III в. до н. э. - III-IV вв. н. э.). Средневековые грузинские источники именуют его Картли. Согласно "Картлис цховреба", власть царя Картли Фар-наваза распространялась на территории почти всей Восточной (Шида-Картли, Квемо-Картли, Кахети), Западной (Аргвети, Эгриси, Аджара) и южной Грузии (Самцхе, Джвахети, Кола, Артани, Кларджети)" [5, с. 290]. Северо-восточную горную область царства Ибери (Карт-ли), наряду с горцами-грузинами, населяли вейнахские и дагестанские горцы. На востоке границей между Картлией (Иберией) и Албанией служила долина реки Алазань. Связи с соседними дагестанскими и остальными северокавказскими горцами имели важное значение для сохранения политической независимости Иберийского (Картлийского) царства, а также давали возможность укрепить и держать под контролем экономически и стратегически важные пути, идущие с Северного Кавказа в Закавказье.

Академик Г.А. Меликишвили считает не случайным тот факт, что в древнегру-

зинской исторической традиции, а также в античной истории взаимоотношениям с горцами больше всего отводится место именно при описании этого периода.

Северокавказские, в том числе дагестанские, горцы представляли внушительную военную силу на Кавказе. Правители Ибери использовали их для борьбы с иноземными завоевателями. В свою очередь Иберийское царство сыграло огромную роль в сохранении политической независимости народов Северного Кавказа. Достаточно вспомнить хотя бы о той роли, которую сыграла Иберия в борьбе с греко-римскими завоевателями. Иберийские цари неоднократно выступали в роли организаторов борьбы народов Кавказа против иноземных завоевателей.

Следует отметить также роль Армении во взаимоотношениях народов Кавказа. В этом отношении роль Армении возросла при царе Ерванде III (336-300). При нем в царство Еврандидов входили почти все области Великой Армении: Цопк, Ахцник, Кор-чек, Васпуракан, Тарон, Басен, Араратская долина, Ширак, Арцах и др. Армения находилась в связях не только с Иберией, Албанией, но также и с владениями Северного Кавказа, Югом России. О дорогах, связывавших Албанию с Арменией, Страбон писал: "Проходы же из Армении - это ущелья Кира и Арага [3, с. 186]. По территории Армении пролегали пути, связывавшие горцев Кавказа со странами Передней Азии. В древности, по мнению акад. Я.А. Манандяна, "главными магистралями служили южные дороги в Сирию и Египет, а также так называемая "Царская дорога", подробно описанная у Геродота. Она соединяла столицу Персии Сузы с бывшей столицей Лидии - Сардами. Из Вавилонии эта дорога имела боковую магистраль - через Загр мимо Багистанской или Бехтустанской скалы на Эк-батану, а оттуда к Бактрийской и Индийской границе [19, с. 16].

В связях кавказских народов и племен важную роль играла Кавказская Албания. Выгодное географическое положение страны, способствовало многогранным связям с различными государствами и обществами Кавказа, а также со странами Передней Азии и населением Юго-Восточной Европы.

В античных и раннесредневековых письменных источниках содержатся данные о пу-

тях связывавших Кавказскую Албанию с Арменией, Иберией, Северным Кавказом и Югом России. О пути, ведущем из Албании в Иберию, Страбон писал: "Проход из Албании идет сначала через скалы высеченной в камне тропой, а затем через пойму, образуемую рекой Алазанием, текущей с Кавказа". В другом месте своего сочинения он указывал: "Проход из Иберии в Албанию идет через безводную и каменистую область Камбисену к реке Ала-занию" [3, с. 186, 188]. Албания была связана и с обществами Северного Кавказа.

На рубеже IV и III вв. до н. э. на территории Северного Причерноморья и Северного Кавказа расселялись сарматы. Крупными сарматскими союзами были языки, роксаланы, сираки и аорсы. Подробные сведения о пребывании сираков и аорсов в последние века до н. э. в предкавказских степях содержатся у Страбона. "Спускаясь в предгорья, - пишет он, - попадаем в область, расположенную севернее, но с более мягким климатом... эта область прилегает к равнине сираков... Аорсы живут по течению Танаиса, а сираки -по течению Ахардея, который вытекает с Кавказских гор и впадает в Меотиду" [3, с. 193]. Вопрос об Ахардее окончательно не решен. Одни исследователи считают, что это современный Маныч с притоками, другие склонны отождествлять его с Кубанью.

Подчинив на Кавказе скифо-кобанские, меотские и, возможно, другие племена, сарматы включали их в состав своих союзов. Наиболее высоким уровнем политического развития отличались сираки, которые подчинили на Северо-Западном Кавказе меотов и создали свое государство.

Одной из резиденций сиракских царей был город Успа, находившийся недалеко от восточного побережья Азовского моря. Древнеримский историк Плиний (I в. н. э.) знает в Кавказских горах савроматов и эпа-герритов, которых он называет "сарматским народом".

В I в. н. э. начинается новый этап в истории сарматов, когда часть их стала известна под общим названием "аланы". Со II в. н. э. в сочинениях античных авторов появляется общее имя страны - Алания, которая с первых веков н. э. была достаточно прочным политическим объединением. Царей Алании с правителями многих стран Кавказа

связывали династические браки и дипломатические отношения, в частности, с правителями Иберии, Албании, Боспора и др. Аланы имели в Закавказье надежный плацдарм -царство маскат (Маскут), возникшее в I в. н. э. В связях с Аланией находились и другие дагестанские политические образования - Се-рир, Джидан и др.

В V в. до н. э. на территории Северо-Западного Кавказа, на Северном Причерноморье, возникло Боспорское государство со столицей Пантикапей. В начале IV в. до н. э. Синдика была включена в состав Боспорского царства. Это способствовало укреплению позиций Боспора на Черноморском побережье Кавказа и облегчило подчинение ему многих меотских племен уже в первой половине IV в. до н. э. Боспорское царство было связано с Предкавказьем, Колхидой, Северным Кавказом.

В истории взаимоотношений народов Кавказа заметным был период, связанный с нашествиями гуннов. "Кочевники Великой степи играли в истории и культуре человечества не меньшую роль, чем европейцы и китайцы, египтяне и персы, ацтеки и инки. Только роль их была особой, оригинальной, как, впрочем, у каждого этноса" [20, с. 476]. Гунны (хунны) в IV в. до н. э. образовали мощную державу - племенной союз 24 родов. Пассионарное напряжение разорвало хуннский этнос на две части. К 158 г. хунны отступили на Запад и к 158 г. достигли Волги и нижнего Дона, в 155 г. н. э. победили там аланов. Аланы, жившие между нижней Волгой и Доном, встретили хуннов недружелюбно. Однако во II-III вв. хунны, постепенно становящиеся гуннами, были слишком слабы для войн с аланами. Известно, что гунно-аланская война началась в 360 г. и закончилась победой гуннов в 370 г. Мобильные конные отряды гуннов контролировали степи Северного Кавказа от Каспийского моря до Азовского.

Пребывание гуннов в приморском Дагестане подтверждают письменные источники и археологические материалы. Набеги гуннов приводили к нарушению связей между дагестанскими обществами и владениями.

На части приморской территории Дагестана возникло "царство гуннов" (Джидан) со столицей Варачан.

Гуннские отряды по Дербентскому проходу совершали походы в Закавказье, в Сирию и Малую Азию и разгромили там

ряд городов. Одновременно они вступили в пределы римской империи.

В 30-х годах V в. н. э. во главе гуннского объединения встали два вождя - Атилла и Бледа. Атилла объединил все племена гуннов под своей властью и в течение 20 лет определял политическую жизнь Европы.

Связи народов Кавказа крепли в борьбе против иноземных завоевателей. На протяжении многих веков Кавказ был ареной многочисленных столкновений различных народов и стран. В древнегрузинских источниках содержатся данные, свидетельствующие о совместной борьбе народов Дагестана под названием хазар.

Как сообщает М. Хоренский, иберийские и алабнские ратники совместно выступили против Мидийского царя Астиага (584-550 гг. до н. э.). Согласно "Картлис цховреба", царь Мцхета Фарноваз и правитель Эгриси (Западная Грузия) в создаваемую против завоевателей коалицию привлекали осов и леков.

Предки кавказских горцев в составе войск персидского царя Дария участвовали в знаменитом сражении при Гавгамелах в 331 г. до н. э., поход которого решил участь Ахеменидской империи [21, с. 175].

Связи кавказских народов особенно крепли в борьбе против римлян, которые совершали ряд завоевательных походов на Кавказ. На этот же экономически и стратегически важный регион претендовал и понтийский царь Митридат Евпатор. Между Римом и Пон-тийским царством в начале I в. н. э. произошли войны, в результате которых Понтийский царь потерял важные экономические области. Разбив войска Понтийского царя Митридата Евпатора, римляне под командованием Лукулла в 69 г. до н. э. напали на Армению. Поводом для вторжения послужил отказ Тиграна Великого выдать своего зятя. Римские войска направились к городу Тигранокерту. В целях сбора сил для борьбы с Римом, армянский царь вынужден был отступить в глубь страны. Началась длительная осада Тигранокерта. В этой борьбе на помощь армянскому народу пришли иберы, албанцы и др. народы [3, с. 262]. Борьба для кавказских стран стала не только делом знати, но и народным. По существу начинается совместная освободительная война народов Кавказа против римских завоевателей. Хотя римскому полководцу удалось занять территорию Понтийского цар-

ства, однако взять Тигранокерт он не смог. Совместными усилиями иберов и албанцев Тигран продолжил борьбу с Римом. В 68 г. до н. э. римляне двинулись на город Арташат (Артаксат - в греко-римских источниках). И вновь армяне, иберы и албанцы совместно выступили против римлян. Армянский царь Артавазд, сын Тиграна, приказал собрать "... войско из области Атерпатакана, из жителей горы Кавказской, из Ахванов (Албании. -М.Г) и иберийцев, спустился в Месопотамию и выгнал оттуда римские войска" [22, с. 97]. В сражении близ Артаксата Тигран выстроил против Лукулла множество всадников и отборные отряды, в составе которых находились иберы и албанцы.

Военные действия приняли затяжной характер. Римские легионы понесли значительные потери. Не решив поставленных задач, Лукулл вынужден был отступить в Киликию. В 66 г. до н. э. народный трибун Гай Мами-лий внес предложение о передаче верховного командования Помпею для продолжения войны с Митридатом. Иберы, армяне, албанцы оказали решительное сопротивление и Помпею, преследовавшему Понтийского царя Митридата. По словам античного автора, "иберы и албанцы не пропускали Помпея" [23, с. 220]. Несмотря на ряд поражений, нанесенных римлянами армянам, иберам и албанцам, поход Помпея в страны Закавказья закончился неудачно. Помпей не достиг поставленной им цели покорения Закавказья, так как встретил сопротивление населения региона. И заключенный между римлянами, с одной стороны, и иберами, албанцами, -с другой, мир был недолгим. Помпей снова решил вторгнуться в Иберию, затем продолжать свой путь в сторону Колхиды. Римские войска, направляясь на север, в Колхиду, наткнулись на решительное сопротивление армян, иберов и албанцев. Узнав о выступлении армян и албанцев, Помпей двинулся в Албанию. С трудом переправившись через Кирн, у реки Абанта он встретил в боевой готовности шестьдесят тысяч пехоты и двенадцать тысяч конницы. Албанцы и армяне оградили огромное пространство частоколом. Предводительствовал войсками брат царя албанцев Косис. Когда дело дошло до рукопашной, он бросился на Помпея и ударил его копьем в пластину панциря, в ответ Помпей нанес ему смертельный удар копьем. Однако и этот

поход Помпея в Албанию и Иберию (65 г. до н. э.) не привел к установлению римского господства в этих странах, и Помпей был вынужден отступить в Малую Армению.

Римские авторы преувеличивали успехи военных действий легионов, но они не могли не считаться с борьбой, которую вели кавказские народы против римских завоевателей. Дион Кассий признает, что Помпею не удалось покорить армян, албанцев, иберов и другие кавказские народы [3, с. 342].

В 50-30-е гг. до н. э. правители Армении, Иберии, так же как и Албании, полностью освободились от римлян, стали независимыми.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В середине I в. до н. э. начались рим-ско-парфянские войны. Открытое военное столкновение Парфии с Римом последовало в 50-х г. до н. э. Рим перешел к активным действиям на Кавказе и начал очередную экспансию против армян, иберов и албанцев. По предложению Помпея, предводителем войска был назначен Красс. Победив иберов, он вторгся в Албанию, однако упрочиться здесь не смог. Поход Красса, предпринятый против Парфии и Кавказа в 53 г. до н. э., также закончился его поражением.

Очередной поход на Парфию совершил Марк Антоний в 36 г. до н. э. Одного из своих полководцев он оставил в Армении для усмирения соседних иберов и албанцев. На Кавказе римляне проводили традиционную политику натравливания одних народов на другие, что отвечало их интересам. Как сообщает Д. Кассий, "зимой Красс, предприняв поход против иберов, победил в бою их царя Фарнаваза, привлек его к союзу и, вторгшись вместе с ним в соседнюю Албанию, победил албанцев и их царя Зобера" [3, с. 350]. Хотя временами римлянам удавалось подкупать правителей владений Кавказа и разжигать вражду между ними, надо отметить, что армяне, иберы и албанцы в основном совместно отстаивали свою независимость. И после парфянского похода Антония (36 г. до н. э.) закавказские народы фактически оставались независимыми от римлян [5, с. 336]. На всех этапах борьбы против иноземных завоевателей правители стран Закавказья привлекали горцев Дагестана и остальных владений Северного Кавказа.

Последствия римских завоевательных походов были значительным тормозом

для дальнейшего экономического и культурного развития народов Кавказа. Вместе с тем они подрывали устои существующего социального строя, а также связывали народы края между собой и с другими странами.

В I в. н. э. войны между Парфией и Римом продолжились. Император Тиберий подкупом склонял на свою сторону царей Армении, Албании и Иберии [24, с. 212]. Борьбу против парфян возглавил Фарсман. Перед началом боя он призывал воинов к храбрости, упорству [3, с. 276]. И они оказали решительное сопротивление парфянам. Последние, приложив все усилия, надеялись на победу, и вскоре царь парфян Артабон со своим войском выступил против них. Однако это не привело к успеху. Упорная и совместная борьба армян, иберов, албанцев и остальных кавказских народов завершилась разгромом парфянских завоевателей.

В 63 г. н. э. между Парфянским государством и Римской империей было заключено перемирие, по условиям которого Армения фактически подпадала под зависимость Пар-фии, а формально зависела от Рима. В этот период обострились армяно-грузинские отношения. Военные действия между Арменией и Грузией продолжались недолго. Международная обстановка, сложившаяся на Кавказе и в Передней Азии, вновь диктовала необходимость объединения сил народов Кавказа против иноземных завоевателей [25, с. 51].

Римские завоеватели делали новые попытки покорения народов Кавказа. Император Нерон в конце своего правления (68 г. н. э.) мечтал о восточных походах против кавказских народов. По мнению одних исследователей, дело не пошло дальше планов, а по мнению других, отряд Нерона совершил экспедицию к Дербентскому проходу, известному в древности под названием Каспийских ворот. При этом экспедиция закончилась неудачей - уходом римлян из Албании.

В борьбе против римлян, парфян активно участвовали предки дагестанских и северокавказских горцев. В. Миллер пишет, что нельзя сомневаться в том, что все северокавказские народы, которых грузинская летопись называет иногда по именам, известны были римлянам под общим именем аланов [26, с. 58].

Образование Новоперсидского царства сасанидов на Востоке нарушило устойчи-

вость Римской империи. Противоречия между Сасанидской державой и Римом далеко еще не были устранены. Стремление покорить Кавказ и друге районы Востока продолжало оставаться одной из главных внешнеполитических задач римлян и новоперсидской державы. Охрана кавказских проходов еще с первых веков н. э. стала предметом соглашений между империей и парфянской державой, а позднее, с половины III в., сменившей ее персидской [27, с. 32].

В 476 г. погибла западная Римская империя. Восточная Римская империя, которая превратилась в крупное государство, просуществовала более десяти веков. Само название этого нового государства было "Царство ромеев", на латинском Западе его называли "Романия", а турки впоследствии стали называть "Государством румов" или просто "Рум". Историки начали в своих трудах именовать это государство "Византией" и "Византийской империей" уже после его гибели в результате турецкого завоевания.

"Царство ромеев" было могущественным государством, занимавшим обширную территорию. В V-VI вв. под властью византийских императоров находились Балканы и Малая Азия, острова Эгейского моря и некоторые города Северного Причерноморья, Сирия, Палестина, Египет. Византийская империя играла первостепенную роль в международных отношениях государств и обществ Кавказа в эпоху раннего средневековья.

Борьба кавказских народов против саса-нидов не прекратилась и в III-VI вв. Во второй половине III в. армянский царь Аспагур начал борьбу против персов. Как сообщает источник, на помощь армянам пришли леки, и дзурдзуки. Соединившись с войсками картвельского и армянского царей, они двинулись на Персию. В IV в., когда Персия послала значительные военные силы в Армению и Грузию и принуждала население этих областей к выплате тяжелой дани, армяне обратились к грузинскому царю Вараз-Бакару, чтобы он открыл Кавказские ворота и мобилизовал осетин и леков для борьбы с персами. Гово -ря о совместных действиях народов Кавказа против Арташира, армянский историк Ухта-нес (X в.) пишет, что царь Армении Хосров, сын Валарша II, разбил войско Сасанида с помощью войск из Албании, Иберии, племен лбинов, джилбов, каспиев и др. [28, с. 132].

Несмотря на упорное сопротивление народов Кавказа, Сасанидской державе удалось покорить некоторые кавказские народы.

В конце IV - начале V вв. в результате более чем двухсотлетней борьбы с Римом, а после 395 г. с Византией, покорив восточную часть Армении, Иберию, Албанию и Южный Дагестан, Сасанидский Иран овладел всеми путями, морскими и сухопутными, которые вели с запада на восток и тем самым оттеснил Византию от непосредственной торговли с Индией, Центральной Азией и Китаем.

Впоследствии противоречия между Византийской империей и Ираном обострились еще сильнее. Кавказские государства вновь стали главными из плацдармов, где происходили военные действия между этими державами. Сасанидская империя делала попытки достичь берегов Черного моря, действуя как дипломатическим путем, вступив в сношения с лазами или цанарами, так и оружием. Главной причиной, побудившей персов начать борьбу за Кавказ, являлось стремление овладеть этим важным в стратегическом отношении районом. Все действия завоевателей Византии и Ирана непосредственно касались народов Кавказа.

В целях укрепления своих стратегических позиций на Кавказе Иран и Византия осуществляли ряд действенных мероприятий. Если на территории Западного Кавказа грандиозные оборонительные сооружения воздвигали византийские завоеватели, то подобное строительство на Восточном Кавказе начали сасаниды (Дербентская и Закатальская стены). Важное стратегическое значение Кавказа в значительной мере также было причиной раздора между Византией и Ираном.

В осуществлении своих захватнических планов Иран и Византия прибегали к различным приемам. Одним из испытанных приемов, проводимых Византией и Сасанидами на Кавказе, помимо насильственных захватов, была религиозная ассимиляция его населения.

Иногда правители Византии и Парфии за счет порабощения других народов старались сгладить свои противоречия.

Что же касается народов Кавказа, то им были чужды захватнические цели, присущие обеим крупнейшим мировым державам того времени, и, борясь против них, они отстаивали свою свободу и независимость.

Одним из проявлений политических связей населения Кавказа явилось распространение в регионе христианской религии.

Религиозный признак в ту эпоху был одним из важных факторов определяющих внешнеполитическую ориентацию того или иного народа или группы народов и стран. Христианство возникло в I-II вв. в Палестине и прилегающих областях, первоначально как секта в иудаизме. Согласно христианской традиции ученики Христа (апостолы) после смерти и воскресенья своего учителя рассеялись по всей земле, пронося его слово по различным странам. Так, апостол Фаддей отправился в Армению, Албанию и другие восточные страны. В Грузии, а также на Руси, по легендам, ту же роль играл апостол Андрей и т.д.

Идеи христианства в Армении начали проповедовать еще во II в. н. э. Принятие христианства в качестве официальной религии в Армении было подготовлено предшествующим периодом, так как эта религия стала распространяться среди армян (особенно Малой Армении) очень рано. Уже в III в. в Малой Армении имелся христианской епископ, а следовательно, и определенная его паства. Из Сирии и Малой Азии в Армению проникали сирийские и греческие проповедники христианства. Сохранились сведения, что в III в. во многих районах Армении были организованы тайные христианские общины и создано епископство. Официальное принятие христианства в Армении произошло в 314-316 гг. Из Армении христианство распространялось в некоторые владения Кавказа. Христианизация Картли связывается с именем Константина, умершего в 337 г. Полагают, что распространение христианства в Картли началось намного раньше, уже в III в. [29, с. 49]. В Кавказской Албании христианство было принято в начале IV в. при царе Урнай-ре. Албанская церковь находилась в зависимости от армянского католикоса.

Армения, политическое влияние которой на южный Дагестан возросло в IV в., посылала сюда миссионеров для насаждения христианства среди населения. Благодаря деятельности армянских миссионеров в Чоге был создан очаг христианства - епископат, перенесенный впоследствии в 552 г. в Партав. В распространении христианства в Западном

Дагестане и на Северном Кавказе значительную роль сыграла и Грузия [30, с. 302].

Знакомство алан с христианством связывают с именем апостола Андрея Первозванного, который в середине I в. посетил аланский город Фуст и проповедовал в Алании учение Христа. Первое упоминание о попытках армянской церкви распространить христианство в южном Дагестане находим в "Истории Армении" Фавстоса Бузанда в связи с событиями 315-390 гг. По его данным армянский епископ Григорис стал проповедовать христианское Евангелие. Однако царь маскутов Санесан отказался от христианства и Григорис был убит.

Большую роль в распространении христианства в Северном Причерноморье и на Северном Кавказе играла Византия.

Уже в начале IV в. христианство проникло на Боспор: в Керчи было найдено христианское надгробие с датой 304 г.; на Вселенском соборе в Константинополе в 325 г. присутствовал епископ Боспора. Вскоре христианство проникло и на Северо-Западный Кавказ. На территорию адыгов христианство проникло из городов Таманского и Крымского полуостровов, где оно было известно с начала IV в. В Зихии христианство проповедовали ссыльные из Закавказья.

Распространение христианства сопровождалось дальнейшим развитием политических и культурных связей стран и владений Кавказа между собой и с другими странами и регионами.

В заключение надо отметить, что взаимоотношения кавказских народов и стран, надо полагать, были гораздо разнообразнее, теснее и разностороннее, чем то, что нам авторы источников хотели сообщить и свидетельствуют об этом вещественные памятники.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев В.П. Происхождение народов Кавказа. М.: Наука, 1974. 318 с.; Джапаридзе О.М. К раннему этногенезу кавказских племен // Историко-филологические разыскания. Ч. 1. Тбилиси: Изд-во Тбилисского университета, 1980. С. 7-36; Он же. На заре этнокультурной истории Кавказа. Тбилиси: Изд-во Тбилисского университета, 1989. 422 с.; Гасанов М.Р. Палеокавказская этническая общность и проблема происхождения народов Дагестана: Махачкала, Дагучпедгиз, 1994. 30 с.

2. Топчишвили Р.А. Какую территорию охватывает Кавказ? // Этнографическое обозрение. 2013. № 5.

С. 61-65; Ямсков А.Н. О Кавказе и его границах // Этнографическое обозрение. 2013. № 5. С. 66-73; Арутюнов С.А. Где кончается Кавказ и где начинается истина? // Этнографическое обозрение 2013. № 5. С. 77-80.

3. Кавказ и Дон в произведениях античных авторов / Сост.: В.Ф. Патракова, В.В. Черноус. Отв. ред. М.Р. Гасанов. Ростов н/Д: Изд-во "Русская энциклопедия" Ростовский-на-Дону филиал, 1990. 400 с.

4. Меликишвили Г.А. Наири-Урарту. Тбилиси: Изд-во АН Грузинской ССР, 1954. 276 с.

5. Меликишвили Г.А. К истории древней Грузии. Тбилиси: Изд-во. АН Грузинский ССР, 1959. 508 с.

6. Ушаков П.Н. К походам урартийцев в Закавказье в IX и VII вв до н. э. // Вестник древней истории. 1946. № 2. С. 31-46.

7. Allen W.E.D. A histoy of Georgian people. London, 1932. 342 р.

8. Дьяконов И.М. Алародии (хуриты, урарты, кути, чеченцы и дагестанцы) // Алародии. Махачкала. Изд-во Института ИАЭ ДНЦ РАН, 1995. 142 с.

9. Маршаев Р.Г., Бутаев Б. История лакцев. Махачкала: Редакционно-издат. отдел Госкомиздата ДАССР, 1992. 210 с.

10. История Древнего Востока. М.: Высшая школа, 1979. 456 с.

11. Меликишвили Г.А. Некоторые вопросы истории Манейского царства // Вестник древней истории. М.: Наука. 1949. № 1. С. 46-63.

12. Крупнов Е.И. Киммерийцы на Северном Кавказе (по археологическим данным) // Материалы и исследования по археологии СССР. № 68. М.-Л.: Изд-во Ан СССР, 1958. 195 с.

13. Грантовский Э.А., Погребова М.Н., Раевский Д.С. Киммерийцы в Передней Азии // Вестник древней истории. 1997. № 4. С. 74-86.

14. Смирнов А.П. Скифы. М.: Изд-во "Наука", 1966. 198 с.

15. Гасанов М.Р. Дагестан и иранский мир. Штрихи взаимосвязей. Ереван: Кавказский центр иранистики, 1999. 80 с.

16. История Азербайджана: В 3 т. Т. 1. Баку: Изд-во АН Азербайджанской ССР, 1958. 422 с.

17. Лоркипанидзе О.Д. Древняя Колхида. Тбилиси: Изд-во "Сабчота Сокартвело", 1979. 228 с.

18. Лоркипанидзе Г. Колхида в VI-II вв. до н. э. Тбилиси: Изд-во "Мецниереба", 1978. 168 с.

19. Манандян Я.А. О торговле и городах Армении в связи с мировой торговлей древних времен (V в до н. э. - XV в. н. э.). Ереван: Изд-во Ереван. унта, 1954. 346 с.

20. Гумилев Л. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации. М.: АСТ, 2004. 606 с.

21. Гафуров Б.Г., Цибукидис Д.И. Александр Македонский и Восток. М.: Наука, 1980. 452 с.

22. Хоренский М. История Армении / Пер. с древ-неарм. яз. Н. Эмина. М.: Наука, 1858. 324 с.

23. Тит Ливий. История от основания города // ВДИ. 1949. № 1. С. 212-234.

24. Флавий Иосиф. Иудейские древности // ВДИ. 1947. № 4. С. 206-218.

25. Гасанов М.Р. Исторические связи Дагестана и Грузии. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1991. 102 с.

26. Миллер В. Осетинские этюды. Ч. III. М., 1887. 321 с.

27. Ранович А. Восточные провинции Римской империи в I-III вв. М.-Л.: Наука, 1949. 342 с.

28. Тревер К.В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. Изд-во АН СССР, 1959. 390 с.

29. Очерки истории Грузии: В 2 т. Т. 2. Тбилиси: Мецниереба, 1988. 580 с.

30. Семенов Л.П. К вопросу о культурных связях Грузии и народов Северного Кавказа // Материалы и исследования по археологии СССР. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951. № 23. С. 302-306.

REFERENCES

1. Alekseev V.P. Proiskhozhdenie narodov Kavkaza [The origin of the peoples of the Caucasus]. Moscow, Nauka, 1974, 318 p.; Dzhaparidze O.M. K rannemu etnogenezu kavkazskikh piemen [To early ethnogenesis of the Caucasian tribes]. In: Istoriko-filologicheskie razyskaniya [Historical philological investigations]. Ch. I Tbilisi, Tbilisi Univ. Press, 1980, pp. 7-36. Dzhaparidze O.M. Na zare etnokul'turnoy istorii Kavkaza [At the beginning of ethnocultural history of the Caucasus]. Tbilisi, Tbilisi Univ. Press, 1989, 422 p.

2. Topchishvili R.A. Etnograficheskoe obozrenie, 2013, no. 5, pp. 61-65; Yamskov A.N. Etnograficheskoe obozrenie, 2013, no. 5, pp. 66-73; Arutyunov S.A. Etnograficheskoe obozrenie, 2013, no. 5, pp. 77-80.

3. Kavkaz i Don v proizvedeniyakh antichnykh avtorov [The Caucasus and Don in works of antique authors]. Compilers V.F. Patrakova, V.V. Chernous. Ed. by M.R. Gasanov. Rostov-on-Don, "The Russian encyclopedia" Rostov-on-Don branch. 1990, 400 p.

4. Melikishvili G.A. Nairi-Urartu [Nairi-Urartu]. Tbilisi, Publishing house of the Academy of Science of Georgian SSR, 1954, 276 p.

5. Melikishvili G.A. K istorii drevney Gruzii [To history of ancient Georgia]. Tbilisi: Publishing house of the Academy of Science of Georgian SSR, 1959, 508 p.

6. Ushakov P.N. K Vestnik drevney istorii, 1946, no. 2, pp. 31-46.

7. Allen W.E.D. A histoy of Georgian people. London, 1932, 342 p.

8. D'yakonov I.M. Alarodii (khurity, urarty, kuti, chechentsy i dagestantsy) [Alaradi (charity, Urartu, Kuti, Chechens and Dagestanis)]. In: Alarodii [Alaradi]. Makhachkala, Publishing house of the Institute History and Anthropology of the Dagestan Scientific Center of RAS, 1995, 142 p.

9. Marshayev R.G., Butayev B. Istoriya lakcev [History of Laks]. Makhachkala, Academy of Science of Dagestan SSR, 1992, 210 p.

10. Istoriya Drevnego Vostoka [History of the Ancient East]. Moscow, Vysshaya shkola, 1979, 456 p.

11. Melikishvili G.A. Vestnik drevney istorii, 1949, no. 1, pp. 46-63.

12. Krupnov E.I. Materialy i issledovaniya po arkheologii SSSR, 1958, no. 68, 195 p.

13. Grantovskiy E.A., Pogrebova M.N., Raevskiy D.S. Vestnik drevney istorii 1997, no. 4, pp. 74-86.

14. Smirnov A.P. Skify [Scythians]. Moscow, Nauka, 1966, 198 p.

15. Gasanov M.R. Dagestan i iranskiy mir. Shtrihi vzaimosvyazey [Dagestan and Iranian world. Strokes of interrelations]. Yerevan, Caucasian center of an Iranistika, 1999, 80 p.

16. Istoriya Azerbaydzhana [History of Azerbaijan]. In 3 vol. Vol. 1. Baku, Publishing house of the Academy of Science of Azerbaijan SSR, 422 p.

17. Lorkipanidze O.D. Drevnyaya Kolhida [Ancient Colchis]. Tbilisi, Publishing house "Sabchota Sokartvelo", 1979, 228 p.

18. Lorkipanidze G. Kolhida v VI-II vv. do n.e. [Colchis in the 6th-2nd centuries BC] Tbilisi, Publishing house "Metsniyereba",1978, 168 p.

19. Manandyan Ya.A. O torgovle i gorodah Armenii v svyazi s mirovoy torgovley drevnih vremen (V vek do n.e. - XV vek n. e.) [About trade and the cities of Armenia in connection with world trade of ancient times (5th century BC - 15th century AD)]. Yerevan, Erevan State Univ. Press, 1954, 346 p.

20. Gumilev L. Ritmy Evrazii. Epohi i civilizacii [Rhythms of Eurasia. Eras and civilizations]. Moscow, AST, 2004, 606 p.

21. Gafurov B.G., Tsibukidis D.I. Aleksandr Makedonskiy i Vostok [Alexander of Macedon and East]. Moscow, Nauka, 1980, 452 p.

22. Horensky M. Istoriya Armenii [Istoriya of Armenia]. Transl. from Ancient Armen. N. Emin. Moscow, 1858, 324 p.

23. Tit Liviy. Vestnik drevney istorii, 1949, no. 1, pp. 212-234.

24. Flavius Josef. Vestnik drevney istorii, 1947, no. 4, pp. 206-218.

25. Gasanov M.R. Istoricheskie svyazi Dagestana i Gruzii [Historical links of Dagestan and Georgia]. Makhachkala, Dagknigoizdat, 1991, 102 p.

26. Miller V. Osetinskie etyudy [Ossetian etudes]. Ch. 3. Moscow, 1887, 322 p.

27. Ranovich A. Vostochnye provincii Rimskoy imperii v I-III vv. [East provinces of the Roman Empire in the I-III centuries]. Moscow- Leningrad, Nauka, 1949, 342 p.

28. Trever K.V. Ocherki po istorii i kul'ture Kavkazskoy Albanii [Sketches on history and culture of the Caucasian Albania]. USSR Academy of Sciences, 1959, 390 p.

29. Ocherki istorii Gruzii [Sketches of history of Georgia]. Vol. 2. Tbilisi, "Metsniyereba", 1988, 580 p.

30. Semenov L.P. Materialy i issledovaniya po arkheologii SSSR, 1951, no. 23, pp. 302-306.

1 февраля 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.