Научная статья на тему 'Из истории торгово-экономических связей народов Кавказа (вторая половина i тыс. До Н. Э. - начало i тыс. Н. Э. )'

Из истории торгово-экономических связей народов Кавказа (вторая половина i тыс. До Н. Э. - начало i тыс. Н. Э. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
614
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАВКАЗ / CAUCASUS / ТОРГОВЛЯ / TRADE / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / ECONOMIC RELATIONSHIP / ГОРОД / CITY / СТРАНА / COUNTRY / ГОСУДАРСТВО / STATE / ТОРГОВЫЕ ПУТИ / TRADE WAYS / ТОРГОВЫЕ ЦЕНТРЫ / SHOPPING CENTERS / ПРЕДМЕТЫ ТОРГОВЛИ / SUBJECTS TO TRADE / КАСПИЙСКОЕ МОРЕ / CASPIAN SEA / ЧЕРНОЕ МОРЕ / BLACK SEA / ДЕРБЕНТ / DERBENT / МЦХЕТА / ДИОСКУРИАДА / ДАГЕСТАН / DAGESTAN / АРМЕНИЯ / ARMENIA / ГРУЗИЯ / КАВКАЗСКАЯ АЛБАНИЯ / CAUCASIAN ALBANIA / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / NORTH CAUCASUS / MCHETA / DIOSKURIADA / LOAD / EMBARK / STEVEDORE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гасанов Магомед Раджабович

В статье рассматриваются некоторые вопросы торгово-экономических связей племен и народов Кавказа во второй половине I тыс. до н.э. нач. I тыс. н.э. При ее написании использованы труды различных авторов, обобщающие работы отдельных народов, государств и владений, сочинения греко-римских авторов, а также археологические материалы. В первой части статьи говорится о наличии условий для развития разносторонних связей между различными владениями Кавказа, о производстве изделий, предметов торговли. Здесь же приводится материал о металлообработке, металлургии, керамическом производстве, ткачестве, ювелирном деле, производстве стекла. Во второй подробно изучены торговые пути местного и международного значения, по которым осуществлялись связи жителей Кавказа между собой и с другими регионами. В третьей части изложен материал о торговых центрах, раскрыта их роль в экономических связях населения Кавказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From History of Trade-Economic Relationships of Caucasus Nations (from the Second Half of 1st BC to the Begin of 1st AD)

Some questions trade-economic relationships Caucasus nations from the Second Half of 1st BC to the Begin of 1st AD are considered. The author used works of the different scientists generalizing work separate nations, state and possessions, compositions Greek-Roman authors, as well as archeological material. In the first part of article is spoken about presence of the conditions for development of the many-sided relationships between different possessions Caucasus, about production product, subject to trade. Here happens to the material about metalworking, metallurgy, ceramic production, jewelry deal, production glass. In the second in detail studied trade ways local and international importance, on which were realized relationship of the inhabitants Caucasus between itself and with the other region. Material is stated in the third part about shopping centers, is revealled their role in economic relationship of the Caucasus population.

Текст научной работы на тему «Из истории торгово-экономических связей народов Кавказа (вторая половина i тыс. До Н. Э. - начало i тыс. Н. Э. )»

In: Nogaytsy: 21 vek. Istoriya. Yazyk. Kul'tura. Ot istokov - k gryadushchemu [Nogais: XXI century. History. Language. Culture. From sources - to the future]. Cherkessk, Karachay-Cherkessia State Univ. Press, 2014, 480 p., pp. 384-389.

6. Kazenin K. Elementy Kavkaza. Zemlya, vlast' i ideologiya v severokavkazskikh respublikakh [Elements of the Caucasus. The earth, the power and ideology in the North Caucasian republics]. Moscow, REGNUM Publ. House, 2012, 176 p., p. 112.

7. Informatsiya o Nogayskom rayone na ofitsial'nom sayte Glavy Respubliki Dagestan [Information on the Nogai area on the official site of the Head of the Republic of Dagestan], available at: http://president.e-dag.ru/respublika/2013-03-24-22-55-10/content/63-nogayskiy-rayon/ (accessed April 11, 2015).

8. Minimushchestvo Dagestana vyyavilo na zemlyakh otgonnogo zhivotnovodstva 199 sel [The Ministry of Property of Dagestan revealed on lands of distant-pasture animal husbandry of 199 villages],

available at: http://chemovik.net/content/inye-smi/ minimushchestvo-dagestana-vyyavilo-na-zemlyah-otgonnogo-zhivotnovodstva-199-sel (accessed April 13, 2015).

9. Zhiteli Babayurtovskogo rayona potrebovali iz-menit' zakonodatel'stvo o statuse zemel' otgonnogo zhivotnovodstva [Residents of the Babayurtovsky area demanded to change the legislation on the status of lands of distant-pasture animal husbandry], available at: http://dagestan.kavkaz-uzel.ru/articles/258640/ (accessed April 13, 2015).

10. Zhiteli Nogayskogo rayona Dagestana zayavili ob ugroze opustynivaniya zemel' otgonnogo zhivotnovodstva [Residents of the Nogai region of Dagestan declared threat of desertification of lands of distant-pasture animal husbandry], available at: http://www.kavkaz-uzel. ru/articles/259238/ (accessed April 13, 2015).

11. Degtyarev A.K., Chernous V.V. Izvestiya vuzov. Severo-Kavkazskiy regin. Obshchestvennye nauki, 2011, no. 1, pp. 16-20.

Статья подготовлена в рамках НИР по теме "Факторы и механизмы дестабилизации ситуации на Северном Кавказе: исламизм, национализм и регионализм" (проектная часть государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации в сфере научной деятельности № 30.1577.2014/К)

13 мая 2015 г.

УДК-94

ИЗ ИСТОРИИ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

НАРОДОВ КАВКАЗА (вторая половина I тыс. до н.э. - начало I тыс. н.э.)

М.Р. Гасанов

Одной из актуальных задач исторической науки является освещение ранних этапов экономических связей кавказских народов и стран. Кавказ не только физико-географическое понятие, но и историко-этнографический регион, имеющий под собой цивилизацион-ную основу, которая складывалась веками, тысячелетиями.

О Кавказе и его народах писали и высоко отзывались древние, средневековые авторы, видные ученые, общественные деятели разных времен и народов. В масштабах статьи нет возможности дать даже поверхностный ее обзор. Несмотря на это, тема связей на-

Гасанов Магомед Раджабович - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории Дагестанского государственного педагогического университета, 367003, г Махачкала, ул. Ярагского, 57.

селения Кавказа не получила специального освещения в литературе в масштабе кавказского региона.

Отдельные вопросы темы затронуты в работах Я.А. Манандяна, Г.А. Меликиш-вили, З.Н. Ямпольского, К.Ф. Смирнова, С.Т. Еремяна, К. Алиева и др. Некоторые сюжеты темы освещены в обобщающих трудах: "Очерки истории СССР. Первобытнообщинный строй и древнейшие государства на территории СССР", "История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в.", "История Дагестана", "Очерки истории Грузии", "История Азербайджана", "История Армении", и др. По этой проблеме опубли-

Magomed Gasanov - Dagestan State Pedagogical University, 57, Yaragskogo Street, Mahachkala, 367003.

кованы сборники статей: "Взаимоотношения Дагестана с народами Кавказа" (1977), "Из истории взаимоотношений Дагестана с Россией и с народами Кавказа" (1982), а также тезисы докладов научной конференции "Историко-культурные и экономические связи народов Кавказа: прошлое, настоящее, будущее". (Махачкала 2004).

Определенный интерес для освещения проблемы представляют сочинения античных и раннесредневековых авторов. Следует особо отметить значение археологических исследований.

Данная проблема не только актуальная, но и весьма сложная. Статья является первой попыткой обобщить имеющиеся сведения о некоторых вопросах экономических связей владений народов и племен Кавказа в указанных рамках. Другая сложность разработки темы связана с тем, что история отдельных обществ и владений Кавказа изучена неравномерно.

В глубокой древности уже на Кавказе сложились условия для развития разносторонних связей племен региона между собой, а также с различными странами и народами. В эпоху железа, с возникновением крупных объединений племен и государств, связи между жителями Кавказа вступили в дальнейший этап своего развития. Уже в начале I тыс. до н.э. началось производственное освоение железа почти на всей территории Кавказа, где существовали, как указывают археологи, железообрабатывающие очаги. В административно-политических образованиях Кавказа производились различные изделия. В Грузии была развита цветная металлургия, Албания могла вывозить рыбные продукты. Особое место в торговле населения Кавказа в древности занимало олово. Ремесленные центры Кавказа производили продукцию, пользовавшуюся большим спросом не только на территории собственно региона, но и далеко за его пределами.

Население Кавказа было связано с различными странами и народами. В Закавказье и на Северный Кавказ из соседних регионов ввозили предметы роскоши. На территории региона найдены привозные зеркала, пряжки, колокольчики, браслеты, височные кольца, бусы и т.д. Следует отметить также роль Кавказского региона в международных связях как местного населения, так и различных стран и народов. Связи жителей Кавказа между собой и с соседними регионами, странами

осуществлялись по различным путям сообщения. Не только общекавказское, но и международное значение имела сухопутная трасса вдоль западного побережья Каспийского моря, по которой исстари велась интенсивная торговля между владениями Кавказа, а также с населением Юга России и Передней Азии. На торгово-экономическое значение этой дороги указывали античные авторы - Геродот (V в до н.э.), Страбон (I в. до н.э. - I в. н.э.), Диодор Сицилийский (I в. до н.э. - I в. н.э.), Плиний (I в. н.э.) и др. Страбон сообщает о существовании торгового пути аорсов, ведущего с Северного Кавказа в Закавказье и Мидию. Важную роль в связях населения Кавказа и с жителями соседних регионов, стран играла Меото-Колхидская дорога. Академик Я.А. Манандян [1] убедительно доказал существование древнего пути из Приазовья в Закавказье вдоль восточного побережья Черного моря, которым воспользовались при совершении походов сперва киммерийцы, затем и скифы. Жителей различных регионов Кавказа между собой связывали перевальные тропы через Главный Кавказский хребет, Дарьяльское ущелье, Мамисонский и Клухор-ский перевалы.

В развитии связей населения Кавказа, а также связей населения региона с окружающими странами и народами огромной была роль международной торгово-транзитной дороги, ведущей из Индии по направлению к греческим городам Восточного Причерноморья. Об этом пути сообщает Страбон [2, с. 311]. Некоторые исследователи отрицали существование указанного торгового пути. Этот вопрос был специально исследован в трудах Г.К. Гозалишвили, З.И. Ямпольского, О Д. Лордкипанидзе, Г.А. Меликишвили и др., которые подтверждали достоверность сообщения Страбона об этом торговом пути. Территория Кавказа служила зоной транзита товаров из Индии и Китая до берегов Атлантики. Главными товарами, поступавшими из Индии в то время, были рис, хлопчатобумажные ткани, пряности, драгоценные камни и жемчуг, красильные вещи и т.д. Из Китая шел шелк, шелковые материи, пряности. Население Кавказа с Китаем и Индией поддерживало связи через Среднюю Азию. Через Кавказ на восток вывозили медь, свинец, олово, золотые и узорчатые ткани египетских и сирийских мастеров, стеклянные изделия Александрии, Сирии и других стран. Древние караванные

пути связывали население Северного Кавказа с жителями Юга России, Закавказья и Передней Азии. Северокавказский степной торговый путь проходил через степи Центрального Предкавказья, который связывал города Босфора с Северным Кавказом и Закавказьем. Этот путь связывал города Таманского полуострова - Фанагориа, Гермонасса и др. с населением Закавказья. Из этих городов караваны двигались по правобережью Кубани, затем по меотоколхидской трассе - на юг, к перевалам Кавказа.

В период усиления влияния сармат на Северном Кавказе под их контролем оказались перевальные пути, соединявшие Северный Кавказ с Закавказьем.

Исследователи справедливо отмечают, что в период вхождения Дагестана в Кавказскую Албанию аорсы, являющиеся одним из крупных сарматских племенных объединений, продолжали торговый караванный путь, соединявший Переднюю Азию с Закавказьем. Путь этот оттуда вел в глубь северокавказских степей [3]. О существовании этого торгового пути свидетельствуют находки боспор-ских и римских монет в районе Центрального и Восточного Предкавказья.

Из города Диоскурмада торговый путь шел через Клухорский перевал и далее по долине Теберды в глубь Кавказа. Он связывал Черноморское побережье с горцами Центрального Кавказа и прибрежным населением Каспийского моря.

Торговые пути имели и обратное направление - с берегов Каспийского моря к берегам Черного, и они пролегали через горы, равнины.

Важную роль в международной торговле народов Кавказа играл Каспийско-Волжский путь. В античных источниках содержатся сообщения об этом пути. В древний период осуществлялись интенсивные торговые контакты по Каспийско-Волжскому пути между жителями Кавказа и Юга России. О значении этого пути в связях населения Кавказа свидетельствуют и результаты археологических исследований.

Письменные источники содержат сведения о караванных путях из Закавказья в Сар-матию и Скифию. Как полагают, во времена полководца Патрокла впервые были обнаружены следы былого соединения Каспийского моря с Азовским через Кума-Маныческую впадину. По свидетельству некоторых письменных источников, существовавший ранее

соединительный канал сильно обмелел, и Па-трокл предложил расчистить пролив и восстановить морское сообщение между Азовским и Каспийским морями. О существовании связи Каспийского моря с Азовским, в доисторическое время Манычским, проливом установлено достаточно точно [4].

В установлении связей племен и народов Кавказа между собой, а также с другими народами и странами значительной была роль Великого Шелкового пути. "Шелковый путь" - общее название торговых, караванных путей, связывавших со II в. до н.э. до XVI в. Китай с Передней Азией, Кавказом и другими регионами через Среднюю Азию. Название получил в связи с тем, что товаром, привозимым по шелковому пути, был китайский шелк. Великий Шелковый путь представлял собой огромную цепь, звеньями которой служили отдельные народы и государства. Это было громадное экономико-культурное пространство шириной в одну, а то и полутора тысячи километров. В первые века существования шелкового пути велась борьба за преобладание в посреднической торговле между Римской империей и Парфянской державой. Стремление римлян утвердиться на западном берегу Каспия было продиктовано желанием поставить под контроль одну из ветвей шелкового пути. Торговые магистрали, протянувшиеся из Китая, Индии, Средней и Передней Азии, с одной стороны, а также Восточной Европы - с другой, скрещивались на территории Кавказа, население которого с древних этапов истории вплоть до раннего средневековья включалось в торговые связи с различными странами и народами.

Прослеживая историю древних межрегиональных коммуникаций, следует отметить, что общение, обмен и межэтническая торговля развивались вопреки существующей примитивности путей сообщения с глубокой древности.

Были известны и пути, связывавшие страны Кавказа. Дорога, пролегавшая по долине р. Алазани и связывавшая Албанию с Иберией и Колхидой, уже в раннеэллини-стическую эпоху являлась одним из важных отрезков так называемой Фасид-Гирканской торговой магистрали.

По данным греко-римских авторов, дорога из Колхиды в Иберию шла через Сурамский перевал и Картлийскую низменность - дорога "со стороны северных кочев-

ников" через Дарьяльское ущелье и крестовый перевал вдоль течения Арагви. Из Албании дорога шла через Алазанскую долину и Кахе-ти, а проход из Армении через ущелья "при Куре и при Араге". Так, Страбон, описывая Иберию и иберов отмечает, что "существуют четыре прохода в страну [2, с. 185].

С соседними народами и владениями Иберия (Картли) была связана и другими путями, пролегавшими через перевалы Главного Кавказского хребта. Сарматские ворота, или Сарматский проход, как считает С.Т. Ере-мян [5], соответствует Кодорскому перевалу, который был одним из удобных путей, связывавших Иберию с Дагестаном в древний период. Существует и другое мнение, согласно которому Сарматские ворота соответствуют Вантлашетскому перевалу.

В связях Дагестана с Закавказьем большую роль играли и другие перевальные пути, пролегавшие через перевалы Салават, Гурушдереси, Херакова, Малкамуд и другие, пересекающие Главный Кавказский хребет в районах с. Хачмас, Куткашен, Бум, Вандам и др. [6].

В пределах Армении существовали торговые пути, которые связывали население различных частей страны. Геродот пишет: "В Армении есть пятнадцать стоянок с жилыми помещениями на протяжении пятидесяти шести с половиной парасангов; эти [стоянки имеют] укрепление" [7, с. 159].

В свою очередь, торговые пути связывали Армению со многими государствами и народами. Для транзитной торговли главными магистралями, полагают, служили южные дороги в Сирию и Египет, а также так называемая "Царская дорога", подробно описанная у Геродота. Из Вавилонии эта дорога имела боковую магистраль - через Загар мимо Багистанской или Бахистунской скалы на Экбатану, а оттуда к Бактрийской и Индийской границе. Эти дороги предназначались как для административных сношений, так и для караванной торговли [8, с. 16]. Важное значение в международной торговле имела сухопутная магистраль через Экбатану и Атропатенский Гандзак. Эта дорога, являясь на севере основной магистралью для транзитной торговли, шла из Мидии в столицу древней Армении - Арташат, из которого транзитные товары шли в порты Черного моря - Фасис и Диоскурию.

Страбон указывает на наличие караванной торговли индийскими и вавилонски-

ми товарами, которые при посредничестве армян и мидян, с одной стороны, и аорсов, с другой - поступали в Боспорское царство и Приазовье. "Они (аорсы. - М.Г.), - пишет Страбон, - вели караванную торговлю на верблюдах индийскими и вавилонскими товарами, получая их в обмен от армян и ми-дийцев" [4, с. 193].

Жители различных владений и обществ Северного Кавказа поддерживали торговые связи также по перевальным путям. Дорога, которую называли Сарматской, проходила по долинам Терека и Арагвы. Она связывала горцев Северного Кавказа между собой и с различными регионами. Свидетельством торговых связей являются разнообразные находки импортных вещей в могилах и на городищах. Прикубанье стало в древний период районом сбыта для боспорских торговцев, поглощая большое количество товаров, как импортных, шедших транзитом через Боспор из Римской империи, так и непосредственно боспорских [9]. Касаясь влияния аорсов на Северном Кавказе, Страбон говорит о том, что они владели огромной территорией и господствовали над большой частью Каспийского побережья. В их руках был древний путь из Северного Причерноморья на Восток, в Среднюю Азию и Китай. «В Китае страна аорсов называлась "Янт-сай", - говорится в "Истории Осетии", - через нее шел путь, соединявший Китай и Среднюю Азию с Восточной Европой и морской торговлей по Черному и Средиземному морям. Этот путь огибал Каспийское море с севера. Другой торговый маршрут шел по Западному берегу Каспийского моря через проход, который позже стали называть Дербентским» [10].

В связях населения Северного Кавказа и Закавказья значительной была роль дороги через Центральный Кавказ - Дарьяльского прохода, а также тропов через Мамисонский, Клухорский и другие перевалы.

В развитии торгово-экономических связей населения Кавказа значительную роль играли центры торговли - города и села. По данным античных авторов, одним из наиболее известных центров международного торгового значения был г. Диоскуриада. Этот город был широко известен своими торговыми рынками. Согласно данным Тимосфена Родосского (III в. до н.э.), в Диоскуриаде для коммерческих сделок собирались представители 300 народов и племен. Страбон,

опираясь на источники ПН вв. до н.э., писал: "Диоскуриада является началом перешейка между Каспийским морем и Понтом и общим торговым центром для живущих выше и соседних народностей. Во всяком случае, в этот город собирается 70 народностей (согласно другим, которые вовсе не заботятся о действительности, даже 300) Все они говорят на разных языках, так как живут замкнуто" [8, с. 183]. В другом месте своего сочинения о торговом значении Диоскуриады Страбон писал: "Наиболее высокими частями настоящего Кавказа являются самые южные его части - у Албании, Иберии, страны колхов и гениохов. Там обитают племена, которые, как я указал выше, сходятся в Диоскуриаду, сходятся они туда главным образом за солью" [7, с. 192]. В период стихийных бедствий Диоскурия сначала потеряла свой порт с причалами и молами, а потом и большая часть города ушла под воду. О Диоскурии античный автор Плиний писал: "Теперь этот город находится в запустении, но некогда был столь знаменит, что, по словам Тимосфена, туда сходились 300 племен, говоривших на разных языках. И после того наши римляне вели здесь свои дела при посредстве 130 толмачей" [8, с. 218]. Далее Плиний сообщает, что римляне построили на этом же месте свою крепость и назвали ее Себастополисом. Полагают, что ее создание, кроме прочего, было связано с устремлением римлян прололжить северную обходную трассу знаменитого "шелкового пути" в Индию и Китай. Эта трасса проходила через Марухский перевал Главного Кавказского хребта.

Огромной в развитии торгово-экономических связей народов Кавказа была роль городов Армении, Иберии, Албании, Северного Кавказа.

В Армении периода арташесидов существовали города Арташат, Тигранакерт, Армавир, Ван, Еруандашат, Валаршапат, Аршамашат и др., которые являлись центрами ремесла и торговли [1, с. 30]. Благодаря выгодному географическому положению они играли важную роль в торговых связях Армении с народами и владениями Кавказа. Направления торговых путей из армянских городов, как полагают, шли в Малую Азию, Сирию, Двуречье, страны Закавказья, Северный Кавказ, Приазовье и Боспор, в города Южного Причерноморья [11, с. 162].

На рубеже ^-Ш вв. до н.э. центром Картлийского царства становится район

Мцхета, через который проходили дороги, связывающие Картли с соседними странами, а также международный торговый путь, идущий из Индии к черноморским греческим городам [12, с. 259-260].

К числу крупных центров - городов в древней Иберии (Картли), древнегрузинская историческая традиция относит Каспи, Уплис-цихе, Урбниси, Непреси и др. [12, с. 366]. Города античной Картли являлись в первую очередь торгово-ремесленными центрами. Главные торговые пути на территории Грузии в древности проходили там же, где и ныне проходят основные магистрали, соединяющие разные части Грузии, а также связывающие ее с соседними областями. Благодаря торговым путям древняя Картли была связана с главными международными путями, идущими с востока на запад. Но не только эти пути связывали Картли с основными международными торговыми магистралями, проходящими через территорию исторической Армении. Через Самцхе и Джавахети, несомненно, шли дороги, идущие не только на юго-восток, в сторону Арташата, но и на юго-запад, в области Кларджети, Тао и т.д. [12, с. 368].

Иберия (Картли) являлась связывающим звеном северокавказских областей с закавказскими торговыми центрами. Тем более, что жители картлийских городов поддерживали торгово-экономические связи с населением Северного Кавказа и Закавказья [11, с. 370].

0 вовлечении Картли в международные торгово-экономические связи говорит также наличие большого количества импортных товаров в археологическом материале конца

1 тыс. до н.э. и начала I тыс. н.э. Значительным был экспорт картлийских товаров в соседние страны, в том числе в горные области [12, с. 371]. Города древней Картли, наряду с центрами торговли, являлись и центрами ремесла. В них были развиты стекольное, металлообрабатывающее, керамическое, ювелирное и другие производства [12, с. 373], продукция которых вывозилась в различные владения и страны.

Важную роль в развитии торгово-экономических связей населения Кавказа с жителями соседних регионов и стран играли города Кавказской Албании. В последние века I тысячелетия до н.э. в Албании существовало солидное количество населенных пунктов, в том числе и городов. Так, Клавдий Птолемей пишет о 29 городах и населенных пунктах,

особо выделяя четыре города: Телеба, расположенный в устье р. Гарр (Герр); Гельда -в устье р. Касий; Албана - в устье р. Албана и Гетера - в устье р. Кир [13], жители которых поддерживали торгово-экономические связи с соседними народами и владениями. Города и села были расположены как на приморской территории Албании, так и во внутренней части страны [14].

В городах Албании получили дальнейшее развитие такие виды промыслов и ремесел, как металлургия и металлообработка, ювелирное дело, гончарное производство, стеклоделие, обработка камня, кости и дерева, кожевенное ремесло, ткачество и т.д.

Торговыми магистралями Кавказская Албания была связана со странами, владениями Кавказа, Передней Азии, Юга России. Интенсивная торговля велась с Боспором. Товары из Боспора в Албанию и наоборот шли по северной дороге, через Дербентский проход на Северный Кавказ. С другими странами торговля шла по Куре, Риону и к берегам Черного моря.

Из Албании товары вывозились в Китай, Индию, Атропатену и другие страны. Товары из Албании и других стран Кавказа поступали также в один из крупных торговых центров - Экбатаны.

Археологические исследования, проведенные на Северном Кавказе, показали наличие здесь огромного количества памятников, не говоря о нескольких сотнях поселений и городищ IV в. до н.э. - IV в. н.э. Это городища - Зилгинское, Алхан - кала, Серноводское, Нижний Чулат, Заюнковское, Семибратнее и др. Древние названия городищ неизвестны, поэтому они носят условные археологические названия. Некоторые городища находились вблизи международных магистральных путей, связывавших различные регионы Северного Кавказа, Юга России и Закавказья.

Таким образом, активизация транзитной торговли на Кавказе стимулировала вовлечение местного населения в международный товарообмен. Появление и расширение местных рынков сбыта, новых поселений способствовала формированию и развитию ранних городов, становившихся торгово-экономическими центрами региона.

Итак, археологические материалы, письменные источники свидетельствуют о том, что в хозяйстве населения регионов Кавказа

во второй половине I тыс. до н.э. и в первые века I тыс. н.э., наряду с земледелием и скотоводством, значительное место занимали различные промыслы: металлообработка, металлургия, керамическое производство, ткачество, ювелирное дело, производство стекла, обработка дерева и т.д. Разнообразие географических и климатических условий территории Кавказа способствовало производству различных изделий, продуктов и их обмену.

Торговля здесь велась в основном путем обмена. Условия для возникновения и развития денежного обращения в регионе появились с возникновением первых государств, особенно в эллинистическую эпоху, когда торговые связи приобрели мировой характер. Древнейшими монетами, довольно широко распространенными на Кавказе, были монеты Александра Македонского, парфянские драхмы.

В странах Кавказа появилась нужда и в местной чеканке, и началась чеканка собственных монет, следующих типу тогда популярных, широко распространенных тетрадрахм и драхм Александра Македонского.

Развитие промыслов и ремесел на Кавказе привело к возникновению, наряду с поселениями, крупных населенных городищ, которые играли важную роль в торгово-экономических связях в регионе, а также его населения с Передней Азией и Югом России.

С древнейших времен через территорию Кавказа пролегали пути, которые связывали как население региона, так и жителей многих соседних стран и народов. В результате Кавказ на всем протяжении своей истории был контактной зоной многочисленных народов, цивилизаций и культур [15].

Изложенный материал позволяет полагать, что экономические связи между племенами, народами, государствами и владениями Кавказа были более разносторонними, чем те, которые получили отражение в источниках и об этом свидетельствуют вещественные памятники.

Вместе с тем торгово-экономические связи населения Кавказа развивались неравномерно, не всегда они были регулярными. Развитию связей мешали военные столкновения, нашествия, завоевателей, а также плохое и небезопасное состояние дорог и перевальных путей.

В данной статье затронуты лишь некоторые вопросы торгово-экономических

связей населения Кавказа в древний период. Эта проблема гораздо шире и глубже и требует своего дальнейшего осмысления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Манандян Я.А. О некоторых проблемах истории древней Армении и Закавказья. Ереван: Изд-во Ереван. ун-та, 1944. 142 с. С. 16.

2. Страбон. География (XI. 7,3). М.: Олма-пресс, 2004. 632 с.

3. Смирнов К.Ф. Археологические исследования в Дагестане в 1948-1950 годах // КСИИМК. М.: Изд-во АН СССР, 1952. № 45. С. 80-93.

4. См.: Кавказ и Дон в произведениях античных авторов Ростов н/Д: Изд-во "Русская энциклопедия" Ростовский-на-Дону филиал. 1990. 400 с.

5. Еремян С.Т. Моисей Каланкатуйский о посольстве албанского князя Вараз-Традата к хазарскому хану Алп-Илитверу // Записки Института востоковедения АН СССР. Т. VII, М.-Л.Изд.-во АН СССР. 1929. С. 141-152.

6. Гасанов М.Р. Исторические связи Дагестана и Грузии. Махачкала: Даг. кн. изд.-во 1991. 100 с. С. 10.

7. См.: Доватур А.И., Каллистов Д.П., Шишо-ва И.А. Народы нашей страны в "Истории" Геродота. М.: Наука, 1982. 454 с.

8. Манандян Я.А. О торговле и городах Армении в связи с мировой торговлей древних времен (V в. до н.э. - XV в. н.э.). Ереван. Изд-во Ереван. ун-та, 1954. 346 с.

9. См.: История народов Северного Кавказа с древнейших времен до наших дней: В 2 т. Т. 1. М.: Наука, 1988. 544 с.

10. Блиев М.М., Бзаров Р.С. История Осетии. Владикавказ: Ир, 2000. 352 с. С. 10.

11. Тирацян Г.А. Город Армении эллинистического времени в свете археологических исследований // Вестник древней истории. 1979. № 2. С. 160-174.

12. Очерки истории Грузии: В 2 т. Т. I. Тбилиси: Мецниереба, 1989. 508 с.

13. Халилов Дж. А. Материальная культура Кавказской Албании. Баку: Элм, 1985. 276 с. С. 168.

14. Гасанов М.Р. Дагестан в составе Кавказской Албании. Махачкала. Даг. кн. изд-во, 1995. 64 с. С. 13.

15. Черноус В.В. Кавказ - контактная зона цивилизаций и культур // Научная мысль Кавказа. 2000. № 2. С. 30-33.

REFERENCES

1. Manandyan Ya.A. O nekotorykh problemakh istorii drevney Armenii i Zakavkaz'ya [About some problem of the histories ancient Armenia and Transcaucasia]. Erevan. Erevan State University, 1944, 142 p.

2. Strabon. Geografiya [The Geography] (XI. 7, 3). Moscow, Olma-Press, 2004, 632 p.

3. Smirnov K.F. Arkheologicheskie issledovaniya v Dagestane v 1948-1950 godakh [The Archeological studies in Dagestan in 1948-1950]. In: KSIIMK. Moscow, Academy fo Science USSR, 1952, no. 45, pp. 80-93.

4. Kavkaz i Don v proizvedeniyakh antichnykh av-torov [Caucasus and Don in the works of antique authors]. Rostov-on-Don, Russian encyclopedia. Rostov-on-Don Filial, 1990, 400 p.

5. Eremyan S.T. Zapiski instituta vostokovedeniya AN SSSR, 1929, vol. 7, pp. 141-152.

6. Gasanov M.R. Istoricheskie svyazi Dagestana i Gru-zii [The History relationships of Dagestan and Georgia]. Mahachkala, Dagestan book Publ., 1991, 100 p.

7. Dovatur A.I., Kallistov D.P., Shishova I.A. Narody nashey strany v "Istorii" Gerodota [Nations of our country in "Historiy" by Gerodot. Moscow, Nauka, 1982. 454 p.

8. Manandyan Ya.A. O torgovle i gorodakh Armenii v svyazi s mirovoy torgovley drevnikh vremen (5 v. do n.e. - 15 v. n.e.) [About the trade and cities of Armenia in relation to ancient world trade times (5th century BC - 15th century AD)]. Erevan, Erevan State Univ. Press, 1954, 345 p..

9. Istoriya narodov Severnogo Kavkaza s drevney-shikh vremen do kontsa 18 v. [The history of the nations of the North Caucasus from ancient times to the late 18th century]. Moscow, Nauka, 1988, 544 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Bliev M.M., Bzarov R.S. Istoriya Osetii [The History of Ossetia]. Vladikavkaz, "Ir", 2000, 352 p., p.10.

11. Tiratsyan G.A. Vestnik drevney istorii, 1979, no. 2, pp. 160-174.

12. Ocherki istorii Gruzii [The Essays on the history of Georgia]. Vol. 1. Tbilisi, " Metsniereba", 1989, 508 p.

13. Khalilov Dzh. A. Material 'naya kul'tura Ka-vkazskoy Albanii [Material culture of the Caucasian Albania]. Baku, "Elm", 1985, 276 p.

14. Gasanov M.R. Dagestan v sostave Kavkazskoy Albanii [Dagestan as a part of Caucasian Albania]. Mahachkala, Dagestan book Publ., 1995, 64 p., p. 13.

15. Chernous V.V. Naucnaa mysl' Kavkaza, 2000, no. 2, pp. 30-33.

23 апреля 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.