Научная статья на тему 'Кавказская албания - древнейшее государство на территории Кавказа'

Кавказская албания - древнейшее государство на территории Кавказа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2174
368
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАВКАЗСКАЯ АЛБАНИЯ / CAUCASIAN ALBANIA / СТРАБОН / STRABO / ПЛИНИЙ / PLINY / ПТОЛОМЕЙ / PTOLEMY / АЛБАНЫ / ГЕЛЫ / GELA / ЛЕГИ / ГАРГАРЕИ / УДИНЫ / ТАВАСПАРЫ / БОСПОРСКОЕ ЦАРСТВО / РИМ / ТИГРАН / TIGRAN / МИТРИДАТ / ALBANIANS / DOPING / GARGAR UDI / TAVASPARY / BOSPORSKOE KINDOM ROME / MITRIDAT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гасанов Магомед Раджабович

В статье освещаются вопросы возникновения Кавказской Албании, расселения племен, социально-экономического, политического развития страны, рассматривается борьба албанцев против иноземных завоевателей. При написании статьи использованы античные и раннесредневековые источники, археологические материалы, а также имеющаяся литература.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Caucasian Albania - an Oldest State on Territory Caucasus

The subject of the article is development of Caucasian Albania. It is one of the ancient state. One of disputable considers the author is a question about border Caucasian Albania, which were changed depending on internal and foreign policy to situation on Caucasus. The Important place in article occupations of the population a husbandry, cattle breeding, providence and craft, as well as arising the large populated points, including city, questions of the social relations, political device to Caucasian Albania. The Author reveal; open questions tradeeconomic relationships of the Albanian population with different policy given the, folk and state Zakavkaziya, Front Asia, north Caucasus, south to Russia, is spoken about intermediary dug the Caucasian Albania in relationship between folk. The Albanian with Iberians, Armenians waged war against Parthians and Romans. They defended its liberty and independence in fight against the conquerors. In article is noted that to the 3rd century B.C. state device in Caucasian Albania, headed reign. The process of the disintegration this state began in the 1st century A.D. on independent political units.

Текст научной работы на тему «Кавказская албания - древнейшее государство на территории Кавказа»

НАРОДЫ КАВКАЗА: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

УДК 94(395,6)

КАВКАЗСКАЯ АЛБАНИЯ - ДРЕВНЕЙШЕЕ ГОСУДАРСТВО

НА ТЕРРИТОРИИ КАВКАЗА

М.Р. Гасанов

Проблема возникновения и дальнейшего развития Кавказской Албании имеет обширную историографию. К этой теме обращались авторы XVIII-XX вв. Наибольший интерес к истории этого государства проявили К.В. Тревер [1], К. Алиев [2], Дж.А. Халилов [3], М.Р. Гасанов [4], О.М. Давудов [5], М.С. Гаджиев [6] и др. Этой теме касались в своих трудах Г.А. Ме-ликишвили [7], авторы книг "История Азербайджана" [8], "История Дагестана" [9] и др.

При написании статьи использованы сведения античных [10], раннесредневековых источников, археологический, этнографический и лингвистический материалы.

Вновь усилившийся в исторической науке интерес к теме Кавказской Албании - явление закономерное, обусловленное прежде всего необходимостью осмысления и интерпретации тех материалов и фактов, которые накоплены в процессе многолетних исследований.

Одним из спорных является вопрос о границах Албании, которые менялись в зависимости от внутренней обстановки и международного положения на Кавказе [1, с. 88]. В обосновании бесспорности вхождения Дагестана в Албанию значительный интерес представляет сообщение Страбона о 26 различных племенах Албании - это албаны, леги, гелы, гаргары, каспии, андаки, соды, таваспары, удины и др. [2, с. 83]. Этническая пестрота, многоязычие в античную эпоху засвидетельствованы учеными именно на территории Дагестана. В период усиления Кавказской Албании в ее состав входила территория Дагестана до реки Сулак. Поэтому есть все основания полагать, что наибольшее число албанских племен занимали территорию Дагестана.

Гасанов Магомед Раджабович - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории Дагестанского государственного педагогического университета, 367003, г. Махачкала, ул. Ярагского, 57, e-mail: rabadan.sultanbekoff@yandex.ru.

Сведения античных авторов о вхождении Дагестана в состав Кавказской Албании подкрепляются и данными этнографии, археологии, фольклора. Исследования археологов показали поразительное единство археологических культур на территории Дагестана и Северного Азербайджана в эпоху Албанского государства. Материальная культура народов Дагестана с III в. до н.э., как указывают археологические материалы, в своей основе является местной, албанской, ибо формирование ее происходило в составе Кавказской Албании.

Основным занятием населения Албании было земледелие и садоводство. Как сообщают античные авторы, природные условия Албанского государства были благоприятными для успешного развития земледельческого хозяйства.

На территории Дагестана при раскопках обнаружено немало сельскохозяйственных орудий, свидетельствующих о развитии земледелия. В Дагестане разводили самые разные породы скота: овец и коз, быков, свиней и ослов. Большое внимание уделялось и коневодству.

Об уровне развития промыслов и ремесел в Албании свидетельствуют сообщения античных авторов о превосходном для той эпохи военном снаряжении, а также археологические материалы [3, с. 93].

Развитие земледельческо-скотоводческо-го хозяйства, торговли и ремесленного производства, усиление внутреннего и внешнего обмена - все это создало условия для возникновения городов - центров торговли в Албании [4, с. 6]. Подробное описание городов и значительных населенных пунктов Албании дает Клавдий Птолемей, который насчитывает их до 29. Упоминаемая у Птолемея цифра на-

Gasanov Magomed Radzhabovich - Dagestan State Pedagogical University, 57, Yаragskogo Street, Mahachkala, 367003, e-mail: rabadan.sultanbekoff@yandex.ru.

много превышает число названий населенных пунктов в соседних государствах. Ряд городов по его карте локализуется на приморской равнине Дагестана, у устьев рек. Крупным политическим и торгово-экономическим центром Албанского государства был город Ал-бана, который, видимо, не случайно назван по имени страны. Археологические раскопки на территории Топрах-Калы, где локализовалась Албана, показали, что это крупный город античной эпохи. В III-II вв. до н.э. Урцекское поселение вырастает в город, планировка которого отражала классовую структуру общества [11]. Укрепленная цитадель занимала возвышенность, по склонам ее были возведены жилые, хозяйственные и общественные постройки. "Городище Урцеки, — пишут Дж.А. Халилов, И.А. Бабаев, — отождествляется с раннесредневековым городом, упоминаемым у Моисея Каганкатваци, столицей царства гуннов в Дагестане — Варачаном. Нет сомнения, что до этого город был одним из крупных городов Албании" [3, с. 93].

Развитие земледельческо-скотоводческого хозяйства, торговли способствовало углублению имущественной и социальной дифференциации, выделению "царей". В III-II вв. до н.э. Албания выступает уже как государство, имеющее крепкую центральную власть. Это нашло отражение и в религии. Исторические, этнографические материалы дают представление о целом пантеоне богов, во главе которых стояли боги центральной власти страны.

На социально-экономическое развитие Албании в IV-III вв. до н.э. не мог не повлиять такой фактор, как ее связи с древнейшими рабовладельческими государствами Востока и Закавказья - Урарту, Иберией (Картлией) и др. Известно огромное влияние Урарту не только на Закавказье, но и на Северный Кавказ [7]. Касаясь общественного строя Албании, следует отметить, что к царю были представлены различные социальные группы. Самым близким к царю лицом Албании был жрец. Жречество в Кавказской Албании, как и в других государствах Древнего Востока, играло значительную роль в экономической и политической жизни страны.

Атрибутом сложившегося государства являются и военные силы. У албанов уже в IV в. до н.э. существовало войско. Плутарх сообщает, что снаряжение большинства сражавшихся с римлянами албанов было изготовлено из звериных шкур. Можно полагать, что главную военную силу в Албании

представляли воины-горцы [12]. О высоком уровне вооружения албанов в I в. до н.э. говорят и сравнительные данные с вооружением армянского и иберийского войск. В результате археологических раскопок на территории Дагестана обнаружены разные виды вооружения.

Основной социальной единицей Албанского государства являлась сельская община со всеми специфическими чертами восточной общины. Для обозначения общины в дагестанских языках существуют термины: в аварском - "бо", в даргинском "х1уреба" (литерат. х1уреба), которые, по мнению исследователей, возникли еще в эпоху военной демократии. Безусловно, эти термины в албанский период имели другое содержание. Сельская община Албании у Моисея Каганкатваци названа "миром", а общинники - "мирянами". Для обозначения общинников в Дагестане у Йакута находим термин "хамашира", который в переводе В.Ф. Минорского обозначает "свободный".

Общинники, пользовавшиеся самоуправлением, сохраняли известную независимость, однако не были избавлены от эксплуатации со стороны государственной власти Албании. Независимость их была номинальной. К зависимому населению Албанского государства относились рабы. Следует полагать, что при определении общественного строя у албанцев главную роль играло не абсолютное количество рабов, а то, какое значение они имели в производстве. Известные из античных источников храмовые служители (гиеродулы), о которых, в частности, сообщает Страбон, как полагают, являлись рабами. В армянском источнике категория зависимого населения, обозначенная термином "просто-люди", вероятнее всего, следует отнести к рабам. У арабских авторов служители дагестанского владения Лакз обозначены термином "м. шак". Подобным термином обозначались рабы в древней Армении. Лингвистический анализ социальных терминов в дагестанских языках позволяет судить, что рабство в Дагестане своими корнями уходит в глубь веков. Наличие в словах "лук1" и "лагъ" (которыми в дагестанских языках называли раба) звуков, характерных для иберийско- кавказских языков, по мнению лингвистов, дает основание предполагать, что они относятся к одной основе исконно дагестанского лексического фонда и являются древними социальными терминами [12]. Рабство в Албании — это следствие многочисленных войн: количество рабов пополнялось за счет воинов, попавших в плен.

В греко-римскую эпоху Албания не столько платила Римской империи дань, сколько обязалась участвовать в совместных походах, в результате которых немалая доля пленных доставалась албанской военной знати, превращавшей их в рабов. Труд рабов использовался в основном на стройках. Античные города и другие сооружения при слаборазвитой технике воздвигались рабами. В связи с дальнейшим развитием производительных сил, ростом ремесленного производства, торговли, а также возникновением городов - торгово-ремесленных центров - определенный процент населения Албании составляли ремесленники, которые специализировались на производстве предметов роскоши, военного снаряжения [5, с. 120].

Для анализа социальных отношений, господствовавших в Албании, большой интерес представляет выяснение вопроса о земельных отношениях. Сопоставляя известное об Албании с государственным устройством соседней Иберии, можно предположить о существовании в Албании "царской земли". Крупными земельными собственниками в Албании, как и в других переднеазиатских государствах, выступали храмы. Земля, которой владели жрецы, у Страбона названа "священной". Она была населена в основном рабами (ие-родулами). Землей была наделена и военная знать. У арабского географа Иакута встречается термин, который в переводе А. Карауло-ва обозначается как: "ал-акра", а у профессора В.Ф. Минорского - "акара". Термином "агарак" обозначалось частновладельческое хозяйство в древней Армении. Он восходит к шумеро-аккадскому '^аг" (акар) со значением "посев", пахотное поле, луг. Можно допустить, что и в древней Албании частновладельческая земля обозначалась подобным термином. О других формах земельной собственности античные авторы не сообщают.

Вследствие наличия транзитных торговых путей, скрещивающихся в Албании, ее население включалось в товарообмен эл-линистическо-римского мира. Это положение иллюстрируется многочисленными монетными и другими находками в различных пунктах древней Албании. На мировом рынке иноземные монеты играли роль международного эталона. В ходу у албанцев в этот период были монеты селевкидские, римские и другие [8, с. 98]. В эпоху Помпея индийские товары шли из Индии в Бактрию, отсюда — к Каспийскому морю, а далее по Куре и Фасису -к Черному морю. Этот путь использовался

с раннеэллинистических времен. Посредниками в индийской торговле на Кавказе были албанцы, иберы и др. В свою очередь население Албании экспортировало различные изделия. Еще в первые века нашей эры население Албании изготовляло полотняные, льняные ткани. Из Албании, как отмечали еще античные авторы, вывозили в сопредельные и отдаленные страны рыбу, клей, ткани из верблюжьей шерсти. Последние пользовались широкой известностью за пределами Албании. Албания являлась посредницей торговых сношений Северного Причерноморья, юга России со странами Средней и Передней Азии. В античную эпоху интерес народов к западному побережью Каспия, где происходила международная торговля, был значительным. Как указывают античные авторы, на прикаспийской дороге утидорсы торговали индийскими и вавилонскими товарами, а изделия албанского рыбного промысла вывозились в Экбатаны (современный иранский г. Хамадан) в другие страны.

По свидетельству греко-римских, древ-негрузинских и древнеармянских источников, Албанское государство в последние века I тысячелетия до н.э. и первые века I тысячелетия н.э. стояло на довольно высоком уровне экономического развития. Торгово-ремесленных центров, о которых сообщают Плиний и Птолемей, было немало и в Албании. По данным последнего, в Албании число городов и наиболее значительных центров достигало 29. Ремесленные центры располагались на торговых путях, связывающих различные внутренние части Албании с соседями. В албанских городах жило большое количество иностранцев -греков, армян, сирийцев, иудеев и др. Факт наличия городов в этом государстве говорит о многом. Активное участие Албании в международной торговле в рассматриваемый период хорошо иллюстрируется нумизматическими и археологическими материалами [3, с. 93].

Значительная роль в торгово-экономических взаимоотношениях населения Албании принадлежала Западному и Северному Причерноморью. В последних веках I тыс. до н.э. и первых веках I тыс. н.э. обмен между населением Северо- Западного Причерноморья, Кавказа, Передней и Средней Азии усиливается. Греческие и боспорские предметы ювелирного мастерства, художественные изделия из бронзы, золота и серебра, разнообразные украшения, оружие греческого производства, посуда, вино, оливковое масло и ткани поль-

зовались большим спросом у представителей местной знати Албании.

Население Албании находилось в разносторонних связях с жителями различных областей Кавказа. На наличие экономических связей между кавказскими народами указывают и данные письменных источников. Диоскуриада (Сухуми) засвидетельствована античными авторами как крупный экономический центр межкавказского значения. Другим крупным торговым центром на Кавказе в античную эпоху являлся город Фасис, куда сходились шестьдесят племен, говоривших на различных языках. Значение Фасиса выходило далеко за пределы Кавказа. Сюда приезжали торговцы из Индии и Бактрии. В античную эпоху интерес как Востока, так и Запада к Кавказу был довольно велик. Города восточно-черноморского побережья играли роль связующих звеньев в отношениях Запада и Востока, как и самих кавказских народов.

Таким образом, население Албании в античную эпоху поддерживало экономические контакты со многими странами и народами. Основными предметами обмена являлись продукты земледельческо-скотовод-ческого хозяйства, предметы домашнего производства - украшения, орудия труда, оружие.

Территория, занимаемая Албанией, играла важную роль во взаимоотношениях народов, так как через нее пролегали международные пути торгово-экономического и военно-стратегического значения.

Кратчайшие пути сообщения между Албанией и соседними регионами шли по перевалам Главного Кавказского хребта. Население Албании общалось с внешним миром не только по этим кратчайшим путям, но и через приморскую территорию.

Играя важную роль во взаимоотношениях народов, торговые пути содействовали дальнейшему экономическому и культурному подъему Албании и расширению торгово-экономических контактов между албанским населением, с одной стороны, и предками грузин, армян, чеченцев, ингушей, осетин — с другой. Торговые пути втягивали Албанию в орбиту международной торговли с Китаем, Индией и Египтом, Парфией и Причерноморьем, Средней Азией.

Предки дагестанских горцев в составе Албании боролись против многочисленных завоевателей [10, с. 29]. Взоры преемников Александра Македонского неоднократно обращались в сторону Кавказа; они предпринимали много-

численные попытки завоевать этот край, но все они оказались тщетными. Армения, Албания, Иберия выстояли в упорной многолетней борьбе и сохранили свою самостоятельность.

Албаны боролись и против Римского государства, превратившегося в ведущую державу Средиземноморского бассейна. Стремясь к захвату и удержанию мировых путей и рынков в Восточном Средиземноморье и Малой Азии, римляне совершили ряд завоевательных походов на Восток, в частности, на Кавказ. Овладение им давало Риму возможность держать в подчинении кавказских горцев и опасную соперницу Парфию, а также охранять свои богатейшие восточные провинции от нашествия кочевых племен [1, с. 88].

На эти же экономически и стратегически важные районы претендовал и понтий-ский царь Митридат Евпатор (111-63 гг. до н.э.). Военные действия между Митридатом и Римом велись с некоторыми перерывами в течение почти двадцати шести лет. Они вошли в историю под названием Митри-датовых войн [13].

Разбив войска понтийского царя Митри-дата Евпатора, римляне под командованием Лукулла в 69 г. до н.э. напали на Армению. Римские войска направились к городу Тигра-нокерту, основанному Тиграном II. Армянский царь вынужден был отступить в глубь страны, чтобы собрать силы для борьбы с Римом. Началась длительная осада города. В этой борьбе на помощь армянскому народу пришли албаны и другие народы. Борьба с Римом для албан стала не только делом знати. По существу начинается война населения Кавказа против римских завоевателей. Хотя римскому полководцу удалось занять территорию Понтийского царства, взять Тигранокерт он не смог. Тигран, поддержанный албанами, продолжал борьбу с Римом.

В 68 г. до н.э. римляне двинулись на город Арташад (Артаксат). И здесь албаны выступили против римлян. В сражении близ Артаксат в войске Тиграна против Лукулла участвовало множество всадников, в их числе находились и албаны. Военные действия приняли затяжной характер, римские легионы понесли значительные потери. Лукулл вынужден был отступить в Киликию, не достигнув поставленных задач. В 66. г. до н.э. народный трибун Гай Мамилий внес в комиции предложение о передаче верховного командования Помпею для продолжения войны с Митридатом. Албаны оказали решительное сопротивление и Помпею, преследовавшему понтийского царя Митри-

дата. Римские авторы преувеличивали успехи военных действий легионов. Но они не могли не считаться с борьбой, которую вели кавказские народы против римских завоевателей. Зависимость Албании от Рима была номинальной.

В середине I в. до н.э. продолжались римско-парфянские войны. Открытое военное столкновение Парфии с Римом последовало в 50-е годы до н.э., когда Парфия попыталась захватить Армению. В 54 г. до н.э. Рим перешел к активным действиям на Кавказе и начал очередную экспансию против албанов. По предложению Помпея предводителем войска был назначен Красс. Победив иберов, он вторгся в Албанию, однако упрочиться здесь он не смог. Поход Красса, предпринятый против Парфии и Кавказа в 53 г. до н.э., закончился его поражением. В 36 г. до н.э. М. Антоний вновь совершил поход на Парфию. Одного из своих полководцев — Красса Антоний оставил в Армении для усмирения соседних албанов. Римляне на Кавказе проводили отвечавшую их интересам политику натравливания одних народов на другие. Хотя временами римлянам удавалось подкупать правителей и разжигать вражду между ними, иберы и аланы в основном совместно отстаивали свою независимость. И после парфянского похода Антония (36 г. до н.э.) иберы и албаны фактически оставались независимыми от римлян.

Совместная борьба народов Кавказа против римских завоевателей имела важное значение. Своей упорной борьбой за независимость албаны внесли значительный вклад в дело разгрома общего врага.

В I в. н.э. разгорается ожесточенная борьба между Парфией и Римом. Международная обстановка, сложившаяся на Кавказе и в Передней Азии, вновь диктовала необходимость объединения сил народов Кавказа против иноземных завоевателей. Римские завоеватели делали новые попытки покорения народов Кавказа. Император Нерон в конце своего правления мечтал о восточных походах против кавказских народов. По мнению одних исследователей, дело не пошло дальше широковещательных планов, а по мнению других отряд Нерона совершил экспедицию к границе Дагестана, к берегу Каспийского моря, к Дербентскому проходу, известному в древности под названием Каспийских ворот. При Домициане римские войска очутились недалеко от нынешнего Баку, на пути к Дербентскому проходу. Как полагают исследователи, новый

римский император привел в исполнение план Нерона: захватил Албанию и покорил сарматов, живших вблизи нынешнего Дербента, оставив в стране последних целый легион. Объективно же все эти события диктовались стремлением Рима утвердиться в Закавказье и овладеть Дербентским проходом. Исследователи считают: есть все основания предполагать, что карательная экспедиция Домициана окончилась неудачей — уходом римлян из Албании. Албания поддерживала отношения с Римом до середины III в, но никогда не признавала власти римлян, хотя в отдельные периоды попадала под его влияние.

Часть дагестанских горцев принимала активное участие в борьбе против римлян, са-санидов под собирательным названием аланов.

Образование новоперсидского царства сасанидов на Востоке нарушило устойчивость Римской империи. Противоречия между са-санидской державой и Римом не были устранены. Стремление покорить Кавказ и другие районы Востока продолжало оставаться одной из главных внешнеполитических задач римлян и новоперсидской державы. Охрана кавказских проходов еще с первых веков н.э. была предметом соглашений между империей и парфянской, а позднее, с половины III в., — сменившей ее персидской державой. В период сасанидского Ирана не прекращалась борьба дагестанских горцев и других народов Кавказа против нашествий сасанидов. Таким образом, дагестанские горцы в составе Кавказской Албании оказали ожесточенное сопротивление многочисленным завоевателям. Государство, сумевшее не только оказать сопротивление, но и сохранить свою независимость от крупнейших держав античной эпохи, следует полагать, было достаточно организованным и значительным.

Подводя итог, отметим, что Албанское государство возникло как непосредственный результат развития древнедагестанского и древнеазербайджанского обществ. Оно являлось раннеклассовым государством с пережитками первобытнообщинного строя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тревер К.В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. М.-Л.: Наука, 1959. 389 с.

2. Алиев К. Кавказская Албания. Баку: "Элм", 1974. 363 с.

3. Халилов Д.А. Бабаев И.А. Кавказская Албания // Древнейшие государства Кавказа и Средней Азии. М.: Наука, 1985. 493 с. С. 93-106.

4. Гасанов М. Р. Дагестан в составе Кавказской Албании. Махачкала, 1995. 64 с.

5. Давудов О.М. Материальная культура Дагестана албанского времени. Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН. 1996. 422 с.

6. Гаджиев М.С. Древний город Дагестана. М.: Изд-во "Восточная литература". 2002. 319 с. С. 214.

7. Меликишвили Г.А. К истории древней Грузии. Тбилиси: Изд-во АН Груз. ССР, 1959. 503 с.

8. История Азербайджана. Баку: "Элм", 2009. 421 с.

9. История Дагестана. Курс лекций. Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. 303 с.

10. Кавказ и Дон в произведениях античных авторов / Сост.: В.Ф. Патракова, В.В. Черноус. Отв. ред. М.Р. Гасанов. Ростов н/Д: Изд-во "Русская энциклопедия", 1990. 399 с. С. 29.

11. Гаджиев М.Г., Давудов О.М. Шихсаидов А.Р. История Дагестана. Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 1996. 462 с. С. 138.

12. Гасанов М.Р. Дагестан в истории Кавказа и России. Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 2004. 604 с. С. 156.

13. Сапрыкин С.Ю. Понтийское царство. М.: Наука. 1996. 347 с. С. 199.

LITERATURE

1. Trever K.V. Ocherki po istorii i kul'ture Kavkazskoy Albanii [The Essays on histories and culture to Caucasian Albania]. Moscow, Leningrad, Nauka, 1959, 389 p.

2. Aliev K. Kavkazskaya Albaniya [Caucasian Albania]. Baku, Elm, 1974, 363 p.

3. Khalilov D.A. Babaev I.A. Kavkazskaya Albaniya [Caucasian Albaniya]. Drevneyshie gosudarstva Kavkaza i Sredney Azii [Ancient states of Caucasus and Central Asia]. Moscow, Nauka, 1985, 493 p., pp. 93-106

4. Gasanov M.R. Dagestan v sostave Kavkazskoy Albanii [Dagestan in composition of the Caucasian Albania]. Mahachkala, 1995, 64 p.

5. Davudov O.M. Material'naya kul'tura Dagestana albanskogo vremeni [The Material culture Dagestana albanian time]. Mahachkala, Daghestan Sci. Center RAS, 1996, 422 p.

6. Gadzhiev M.S. Drevniy gorod Dagestana [The Ancient city of Dagestan]. Moscow, Publisher House "East Literature", 2002, 319 p.

7. Melikishvili G.A. K istorii drevney Gruzii [For the history of Ancient Georgia]. Tbilisi. Acamy Sci. of Georgian SSR], 1959, 503 p.

8. Istoriya Azerbaydzhana [The History Azerbaijan]. Baku, Elm, 2009, 421 p.

9. Istoriya Dagestana [The History of Dagestan]. Mahachkala, Daguchpedgiz, 1992, 303 p.

10. Kavkaz i Don v proizvedeniyakh antichnykh avtorov [Caucasus and Don in making the antique authors]. Compilers: V.F. Patrakova. V.V. CHernous. Ed. by M.R. Gasanov. Rostov-on-Don, The Publisher House "Russian Encyclopedia, 1990, 399 p.

11. Gadzhiev M.G., Davudov O.M. Shikhsaidov A.R. Istoriya Dagestana. [The History of Dagestan]. Mahachkala, Dagestan Sci. Center RAS, 1996, 462 p[.

12. Gasanov M.R. Dagestan v istorii Kavkaza i Rossii [Dagestan in histories Caucasus and Russia]. Mahachkala, Dagestan Sci. Center RAS, 2004, 604 p.

13. Saprykin S.Yu. Pontiyskoe tsarstvo. [The Pontic Kingdom]. Moscow, Nauka, 1996, 347 p.

18 февраля 2015 г.

ТОК(збз)94(479)+94(=352.3) К-327

КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА КАК СВИДЕТЕЛЬСТВО РАЗНОЧТЕНИЙ

АДЫГСКОЙ ИСТОРИИ

Дж. Квициани

Глобализация и регионализация -это двуединый процесс интеграции людей, который сопровождает мировую историю, по крайней мере, начиная со времен Александра Македонского. Только этот, в зависимости от культуры технологии человеческой деятельности и параллельно соответствующих ей возникающих ценно-

Квициани Джони Джокиевич - доктор исторических наук, профессор Института кавказоведения факультета гуманитарных наук Тбилисского государственного университета им. Ив. Джавахишвили, 0128, Грузия, г. Тбилиси, пр. Чавчавадзе, 1, e-mail: kvitsiani@yandex.ru, тел.(99532)2291608, 2704228.

стей процесс, меняет человеческие действия, усиливает или ослабляет тяготение людей к этнической, национальной, региональной и глобальной социальной интеграции.

Ослабление интеграционных начал часто было вызвано нарушением внутренней, естественной преемственности социально-культурного развития народа и индуцированием чужой

Joni Kvitsiani - Institute of Caucasus studies of the Humanities Faculty at the Tbilisi State University named by Iv. Javakhishvili, e-mail: kvitsiani@yandex.ru, tel. (99532)2291608, 2704228.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.