6
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2014
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 94 (470.67)
ЛЕЗГИНСКИЕ НАРОДЫ В СОСТАВЕ КАВКАЗСКОЙ АЛБАНИИ
THE LEZGHIN PEOPLES IN THE PART OF
CAUCASIAN ALBANIA
© 2014 Акимова А. А., Гусейнова Р. Т.*
Дагестанский государственный технический университет ^Дагестанский государственный педагогический университет
© 2014 Akimova А. А., Guseynova R. Т.*
Dagestan State Technical University *Dagestan State Pedagogical University
Резюме. История Дагестана тесно связана с историей возникновения и становления древнейшего государства Кавказская Албания. Даннная статья посвящена истории и культуре албано-лезгинского народа. Статья способствует более глубокому изучению данной проблемы. В ней привлечены сведения античных авторов, сообщения русских, армянских и грузинских авторов. Частично рассмотрены вопросы экономики албано-лезгинского народа.
Abstract. The history of Dagestan is closely connected with forming and developing the ancient state of Caucasian Albania. The article deals with the history and culture of the Albanian Lezghin people. The article contributes to a deeper study of this problem. The authors involve information of ancient authors, messages of Russian, Armenian and Georgian authors. They partially address the problems concerning the Albanian Lezgin people’s economy.
Rezjume. Istorija Dagestana tesno svjazana s istoriej vozniknovenija i stanovlenija drevnejshego gosudarstva Kavkazskaja Albanija. Dannnaja stat'ja posvjashhena istorii i kul'ture albano-lezginskogo naroda. Stat'ja spo-sobstvuet bolee glubokomu izucheniju dannoj problemy. V nej privlecheny svedenija antichnyh avtorov, soobshhe-nija russkih, armjanskih i gruzinskih avtorov. Chastichno rassmotreny vopro-sy jekonomiki albano-lezginskogo naroda.
Ключевые слова: лезгины, Кавказ, Албания, этнокультура, античность, город крепость - Чула, Хазар, Лакз, древность, цивилизация, культура, кабала, леки.
Keywords: Lezghins, Caucasus, Albania, ethnic culture, antiquity, Chula city-fortress, Khazar, Lakz, antiquity, civilization, culture, Leks.
Kljuchevye slova: lezginy, Kavkaz, Albanija, jetnokul'tura, antichnost', gorod krepost' - Chula, Hazar, Lakz, drevnost', civilizacija, kul'tura, kabala, leki.
Дагестан является уникальным регионом, так как населен множеством самобытных народов, сохранивших свой исконный этнокультурный характер.
Вторая половина 1-го тысячелетия до н. э. ознаменовалась важнейшим историческим событием, которое определило дальнейший ход развития Северо-Восточного Кавказа, особенно Дагестана. В этот период начался процесс формирования государственного образования Кавказская Албания. Сведения об образовании Кавказской Албании содержатся в древних письменах Геродота, (425 г. до н. э.), Моисея Каганкатваци, Моисея Хоренаци и др.
Время формирования албанской государственности обусловлено распадом персидской империи Дария III, в результате поражения в битве при Гавгамелах, в 331 г. до н. э. с Алек-
сандром Македонским. В это время на исторической арене появляются албаны. Об этом свидетельствует сообщение в IV в. до н. э. о поднесении албанским царем Александру Македонскому подарка - двух собак, способных победить слона и льва [1]. Столицей Кавказской Албании была Кабалака (трансформированное лезгинское название Къвепеле, что означает город на двух холмах).
Албанские племена упоминаются у Геродота в его «Истории» и у Страбона, который писал, что «вследствие отсутствия сношений с другими у албанов имеется 26 племен», такие как ал-баны, удины, леги, гелы, каспии, гаргары, соды, сильвы, андаки, дидуры и др. Языки и наречия у албанских племен наложили прочный отпечаток на название местностей, рек и т. д. [2]
Общественные и гуманитарные науки
• ••
7
У Геродота засвидетельствованы племена каспиев, входивших в 11 сатрапию персидского царя Дария. После каспиев ведущее положение на Восточном Кавказе занимали племена алба-нов, которые объединили местные народы и создали древнейшее политическое объединение.
Некоторые исследователи, говоря о границах Кавказской Албании, считают, что в ее состав входила значительная территория Дагестана. На западе Албания граничила с Иберией. Археологические исследования говорят о сходстве археологических культур на территории Дагестана и Северного Азербайджана, который также входил в Кавказскую Албанию. В состав Кавказской Албании вошло и население приморской части Дагестана. Северная граница доходила до р. Сулак. Однако, следует заметить, что границы Албании менялись в зависимости от внешней обстановки и внутреннего развития. Эту теорию поддерживают многие зарубежные и отечественные историки, такие как В. Ф. Минорский, Д. Трейд, дагестанские историки Р. М. Магомедов, А. Р. Шихсаидов и др.
Албания (Алпан) была многоплеменным лезгиноязычным государством, считает профессор А. Гюльмагомедов, который провел сравнение букв, звуков и слов в албанском, удинском и лезгинском языках и нашел общие корни албаноязычных племен [3]. Основой их является лезгинский язык. Лезгиноязычные народы являлись аборигенным народом и играли большую роль в политическом устройстве Кавказа, в его экономическом и культурном развитии [4]. У древнего населения Кавказской Албании были свои религиозные представления и обряды. Это видно из найденных в древних погребениях сосудов. На них встречаются изображения солнца, луны и животных. Люди считали их священными и поклонялись им, приносили жертвоприношения. Археологические исследования обнаружили керамические фигурки идолов, которые свидетельствуют о религиозном мировоззрении народа. Об этом пишет А. Трофимов, который ссылается на
М. Каганкатваци, указывающего на существование в Арцахе «различного рода жертвенной службы»
Кавказская Албания в источниках упоминается как богатая, густонаселенная страна. Племена, которые входили в Кавказскую Албанию, отличались по уровню как экономического, так и социального развития. Часть населения занималась скотоводством, часть земледелием. Те, кто проживал на побережье Каспийского моря, занимались морским промыслом.
О вхождении лезгинских племен в состав Кавказской Албании свидетельствуют археологические раскопки, проведенные недалеко от селения Мамраш (Сулейманстальского района). Там были найдены зернотерка, обломки кремниевых вкладышей, керамика. На одном из холмов Гильяра был обнаружен кувшин с обуглившимся зерном, ячменем, пшеницей и
т. д. Это говорит о том, что в тот период было развито земледелие. Кроме того раскопки велись близ Магарамкента (Мугерганский могильник), в селении Зильдаг, Куг Хивского района. Был найден Шаракунский могильник времени Албании (местность от Белиджи до Касумкента) [6]. Все это говорит о вхождении лезгиноязычных племен в состав Кавказской Албании.
Известный ученый, археолог А. Кудрявцев, описывая ранний период развития Восточного Кавказа, пишет, что «керамика, широко бытовавшая на памятниках Южного Дагестана, подчеркивает его хронологическое и культурное сходство с синхронными памятниками этих территорий» [7].
Исследуя материалы археологических раскопок, можно сделать вывод, что уже с 3 тыс. до н. э. лезгинская группа языков выделяется из иберо-кавказской. К лезгинской группе относят - лезгинский, табасаранский, агульский, цахур-ский, рутульский, арчинский, крызский, будух-ский, хиналугский, удинский. Кстати, лезгинский язык с античных времен до настоящего времени не претерпел больших изменений, поэтому многие старинные названия мест на территории Албании объяснимы на основе лезгинского языка.
К. Тревер, А. Алиев, М. Ихилов считают, что в античную эпоху лезгины проживали в тех же местах, что и сейчас. Это долина Кудиала и Са-мура [5].
Интересен также вопрос, откуда появился этноним «лезги». Вплоть до 10 в. в античных средневековых и арабских, армянских, иранских источниках часто встречается этноним «лег». Профессор А. Агаев связывает этноним «лезги» с захватом Кавказской Албании персами в 3 в. н. э. [8]. В связи с этим он пишет: «В транскрипции фарсидского языка суффикс «з» показывает происхождение. Поэтому иранцы этноним «лек» употребляют с суффиксом «лекз», подвергшийся позже огласовке - «лезг». «Стан» по-фарсидски означает «страна».
Известно, что у албанцев была своя письменность, состоящая из 52 букв. Профессор Г. Ибрагимов, например, считает, что она была создана на языке цахур, у которых самый гортанный язык из всех групп лезгин. Г. Ибрагимов в цахурах видит античных гарга-рейцев. Он пишет, что толкование этнонима «гаргар» в рутульском и цахурском языках означает форму обращения (сосед, близкий) [9].
Однако с этим не согласен М. Ихилов, который считает, что албанская письменность была создана на основе общелекского языка [10].
Этот же вопрос рассматривает профессор А. Агаев, который пишет: «Мы знаем удин, которые, с одной стороны были продуктами сегментации лезгиноязычных племен, а с другой -были настолько родственны албанам, что имели с ним одну общую письменность. Отсюда можно сделать вывод, что предки лезгинского народа не были лишены генетического родства с албанами».
8
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2014
Благодаря своим богатейшим природным условиям и выгодным географическим положением эта земля всегда привлекала внимание греков, персов, грузин, армян, так как лезгины были первым из народов, находящихся в Каспийском проходе. Это привело к тому, что лезгины оказались в гуще политических событий мира и вошли в контакт с другими народами: скифами, армянами, хазарами, гуннами и т. д.
Кавказская Албания была крупным торговоремесленным, административным и культурным центром, с развитым денежным обращением, высоким уровнем социальноэкономической и культурной жизни. С 2 по 4 века в Кавказской Албании стали развиваться феодальные отношения. Государство возглавлялось царской династией, которая имела свою резиденцию, вооруженные силы и царский суд. Религиозные представления у албанов были различными. Они поклонялись солнцу, луне, небу и различным животным.
Страбон пишет, что они почитали богов Ге-лиоса, Зевса, Селену. Он сообщает, что есть святилище богини Селены недалеко от Иберии. В 313 г. верхушка Кавказской Албании официальной религией приняла христианство.
Между Лезгистаном и бывшей Кавказской Албанией до сих пор прослеживается связь. Если сравнить сведения об албанской языческой религии, то мы можем провести параллель с некоторыми поверьями у лезгинского населения. «Священные рощи», существовавшие в Кавказской Албании, символизирующие силы природы, существуют на склонах Шал-буз-Дага. Весенний праздник «яран-сувар» также носит доисламский характер. Этот праздник означает готовность народа к пахоте. Сопрово-
ждается он разжиганием костра, прыганием через него, песнями и танцами. Считается, что огонь очищает тело и сжигает старые грехи, укрепляет организм. Огонь у лезгинов является очистительным культом.
Большинство арабских авторов сопоставляет ал-Лакз (легов-леков) с предками современных лезгин [7].
Лезгины играли весьма важную роль в развитии и расцвете древнейшего государства Кавказская Албания, которая просуществовала вплоть до V в. н. э. С VI в. после распада Албании, под ударами хазар часть лезгин вошла в состав Дербентского владения (Чора), управляющегося иранским наместником, а основная часть лезгин была объединена в государство Лакз.
Государство Лакз просуществовало вплоть до XIII в. В XII-XV вв. на территории лезгин не существовало единого государства, а было несколько мелких политических образований: Ахбы, Курах, Кюре [11].
Таким образом, лезгины, как и любой другой народ, имеют древнюю историю. Земля лезгин была одним из древнейших очагов цивилизации на Кавказе.
Объединившись в единый племенной союз еще в глубокой древности, лезгины смогли создать свое государство, развить оригинальную материальную и духовную культуру, имеющую много общего с культурами древнейших закавказских (кути, хурриты) и малоазийских (хат-ты) цивилизаций. Лезгины до сегодняшнего дня смогли сохранить свой язык, культуру, вопреки бесконечным завоевательным походам иноземцев.
Литература
1. Страбон. География в 17-ти книгах (перевод с греческ., предисл. и указ. Ф. Мищенко). М. 1879.
2. Гюльмагомедов А. Журнал. Лезгистан, № 1-2, Махачкала, 1992. С. 9-12. 3. Вагабов С. Формирование лезгинской национальной литературы. Махачкала, 1970. 4. Ихилов М. М. Народности лезгинской группы. Махачкала,
1967. 5. Котович В. Отчет о работе 1-го горного отряда. Раскопки. Фонд ИИЯЛ. C. 104-105. 6. Кудрявцев А.А.
Дербент-5000 лет. М., 1989. 7. Агаев А. Г. Происхождение лезгин. «Садвал», № 2-5, 1991. 8. Ибрагимов Г. Х. К
вопросу языка и письма Кавказских албанцев // Рукоп. Фонд ИИЯЛ, 1963. C. 6-7. 9. Тревер К. В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании М.-Л, 1959. 10. Гаджиев М. Г., Давудов О. М., Шихсаидов А. Р. История Дагестана, 1996. 125 с.
References
1. Strabo. Geography in 17 books (translated from Greek, ed. and ref. F. Mishchenko). M., 1879. 2. Gyulmagomedov
A. Journal. Lezgistan, # 1-2, Makhachkala, 1992. Р. 9-12. 3. Vagabov S. the Formation of the Lezgin national literature. Makhachkala, 1970. 4. Ikhilov M. M. Nationalities of the Lezghin group.Makhachkala, 1967. 5. Kotovich V. Report on the work of the 1st mountain brigade. Excavations. IALL Fund. Р. 104-105. 6. Kudryavtsev A. A. Derbent is
5000 years old. M., 1989. 7. Agaev A. G. The Lezghins' origin. "Sadval", # 2-5, 1991. 8. Ibragimov G. Kh. The problem of language and writing of the Caucasian Albanians // IHLL Manus. Fund, 1963. Р. 6-7. 9. Trever K. V. Essays on the history and culture of Caucasian Albania. M.-L., 1959. 10. Gadzhiev M. G., Davudov O. M., Shikhsaidov A. R. History of Dagestan, 1996. 125 p.
Literatura
1. Strabon. Geografija v 17-ti knigah (perevod s grechesk.,predisl.i ukaz. F. Mishhenko). M. 1879. 2. Gjul'magomedov
A. Zhurnal. Lezgistan, № 1-2, Mahachkala, 1992. S. 9-12. 3. Vagabov S. Formirovanie lezginskoj nacional'noj litera-
tury. Mahachkala, 1970. 4. Ihilov M. M. Narodnosti lezginskoj gruppy. Mahachkala, 1967. 5. Kotovich V. Otchet o
rabote 1-go gornogo otrjada. Raskopki. Fond IIJaL. S. 104-105. 6. Kudrjavcev A. A. Derbent-5000 let. M., 1989.
7. Agaev A. G. Proishozhdenie lezgin. «Sadval», № 2-5, 1991. 8. Ibragimov G. H. K voprosu jazyka i pis'ma Kavkazskih albancev // Rukop. Fond IIJaL, 1963. S. 6-7. 9. Trever K. V. Ocherki po istorii i kul'ture Kavkazskoj Albanii. M.-L,
1959. 10. Gadzhiev M. G., Davudov O. M., Shihsaidov A. R. Istorija Dagestana, 1996. 125 s.
Статья поступила в редакцию 12.08.2014 г.