КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ в свете макаренковских идей
Иосиф Залманович Гликман,
доцент Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук
Поразительное богатство находок одного нз плодотворнейших классиков мировой педагогики A.C. Макаренко в области воспитания позволяет создать единую, обоснованную теоретически и экспериментально, науку о воспитании.
• образование • обучение • воспитание • учебно-воспитательный процесс
• педагогика • дидактика • воспитатика • культура • базовый характер человека • поведенческая основа личности • эффективность школьного воспитания
Педагогическая наука — о пользе понимания основных терминов
Невозможно представить создание современных компьютеров, Интернета, космических аппаратов, томографов, телевизоров, если бы учёные не договорились заблаговременно о точном смысле множества физических понятий: атом, фотон, молекула, излучение, притяжение и многих-многих других. Без точного понимания и употребления важнейших понятий наука превращается в набор недостаточно обоснованных и мало связанных, а нередко и давно устаревших представлений.
К сожалению, ситуация в педагогике намного хуже. Многие педагогические термины до сих пор понимаются и трактуются по-разному. Такое положение не может быть терпимо.
Почему вредна распространённая в педагогике неточность понятий?
Во-первых, она не позволяет учёным и практикам понять друг друга, ибо каждый под используемыми словами понимает разные, не совпадающие смыслы.
Так, говоря «воспитание», одни имеют в виду «широкий», давно устаревший смысл этого слова, включающий в себя обучение, а другие — подразумевают «узкий» смысл («собственно воспитание»).
Я знаю школу, где удовлетворительно поставлено обучение, и старшеклассники могут показать неплохие знания по изучающимся там предметам. Однако многие из них неорганизованны, эгоистичны, распущены и скандальны, говорить
об их воспитанности не приходится. Воспитательная работа выражается там в беседах классных руководителей с детьми и наказаниях нарушителей дисциплины за некоторые проступки. Обсуждая ситуацию в этой школе, один районный инспектор делает заключение, что воспитание в ней поставлено удовлетворительно, а другой — что его совершенно нет! И оба правы, потому что один имел в виду широкий смысл слова «воспитание», а другой — узкий! Разное понимание слова приводит к противоположным выводам и управленческим действиям: если всё в порядке, то надо продолжать работу в том же духе, а если воспитания в этой школе нет (что соответствует действительности), то надо в корне изменить организацию педагогического процесса!
Вот что получается, если с педагогическими понятиями обращаются неправильно!
Во-вторых, такая неточность мешает успешному применению научных достижений на практике.
Возьмём такой пример. Положительное влияние труда на развитие школьников отмечали многие учёные педагоги. Особенно доказательным и поразительным было исследование этой проблемы в многолетнем эксперименте А.С. Макаренко, который ввёл массовый, ежедневный и оплачиваемый труд воспитанников, труд как заботу об интересах собственного коллектива и всего общества. Он показал прекрасное и неоспоримое воздействие этого процесса на детей.
И вот, под влиянием этого опыта, а также теоретических выводов передовых педагогов в практику многих советских школ тоже стали «вводить труд» детей в мастерских.
Результат оказался настолько плачевным, что от «труда» отказались, и школы до конца советского периода, да и до сих пор оставались и остаются центрами «книжного учения», «школами учёбы», которые ещё век назад Н.К. Крупская считала безнадёжно устарелы-
ми, противопоставляя их школам труда и жизни.
Но виноват не труд! Почему же так получилось? Потому что, на самом деле, в массовую школу вводили не труд, а обучение труду, именно этим занимались в школьных мастерских!
Итак, под «трудом» одни учёные и практики (работники образования и учителя) понимали (и до сих пор понимают) практическую преобразовательную, полезную для общества и оплачиваемую деятельность детей, а другие — учебные занятия ещё одним школьным предметом под названием «труд». Такая, мягко говоря, неточность сделала бессмысленным применение в школе важных научных идей.
В-третьих, указанные неточности демонстрируют низкий уровень развития самой науки.
Набор неточных представлений, знаний и утверждений мало похож на науку! А многие педагогические труды насыщены и перенасыщены неточными и устаревшими утверждениями и понятиями! Только при точном употреблении понятий можно говорить о современной науке.
Это же относится и к науке о воспитании. Часто говорят, что иначе и быть не может, что настоящее воспитание очень сложно, что оно не поддаётся осмыслению, программированию и руководству, и поэтому-де науки о воспитании просто не может быть!
Но мне представляется, что распространённые разговоры о сложности воспитания, о сложности и запутанности многих связей и влияний в процессе развития, обучения и воспитания человека и невозможности точно разобраться в этих процессах обычно прикрывают теоретическую слабость говорящих.
Да, связей действительно необозримо много (всё связано со всем!), но для дела
НАРОДНЫ1Й ПРОЕКТ
надо и можно выявить важнейшие, решающие связи и зависимости! Только тогда мы получим (и получаем) точные знания о воспитании, тогда всё становится на своё место, и обретаем не указанный выше набор представлений и знаний, а настоящую науку, которая становится мощным инструментом образовательной и воспитательной работы.
Рассмотрим с этой точки зрения основные понятия педагогики.
Требуют уточнения, как я полагаю, понимание и представление таких важнейших педагогических категорий и выражений:
• Педагогика.
• Образование.
• Воспитание.
• Обучение.
Распространённые (в том числе, в учебниках педагогики) представления об этих категориях, как правило, устарели.
На мой взгляд, устарели также следующие представления:
• Педагогика — это наука о воспитании.
• Образование — это систематическое обучение.
• Образование — это формирование личности.
• Воспитание — это целенаправленное формирование личности.
• Обучение — это передача школьникам знаний, умений и навыков.
Утверждая это, я предвижу немедленную отрицательную реакцию и протест многих читателей. Но не будем торопиться и рассмотрим всё поподробнее.
Образование, обучение, воспитание
Образование не сводится только к систематическому обучению личности, потому что нельзя назвать образованным и подготовленным к жизни человека, каким бы знающим и эрудированным он бы ни был, если он некультурно ведёт себя в обществе. Если он не воспитан, то он не может считаться образованным!
С этой точки зрения устарело выражение «образованный и воспитанный человек», потому что понятие «воспитание» уже входит в поня-
тие «образование». Образованная (сформированная) личность и обучена, и воспитана.
Действительно, когда говорят о государственной системе учреждений образования, то их задачи видят не только в многостороннем и систематическом обучении, но обязательно и в воспитании школьников. Школ никто не освобождал — и никогда не освободит — от задач воспитания. К сожалению, на практике многие из них решают эти задачи неудовлетворительно, но это уже другой разговор.
Итак, образование включает и обучение, и воспитание.
Воспитание — не есть целенаправленное формирование личности, ибо
• Нормальная личность формируется и в процессе воспитания, и в процессе обучения, которое тоже является целенаправленным педагогическим процессом.
• Поэтому в данном случае правильнее было бы говорить об образовании.
Утверждение, что воспитание — это целенаправленное формирование личности, неминуемо приводит нас к ошибкам. Либо, чувствуя, что без необходимого круга знаний, умений и навыков, а также без развитого мышления личность не является сформированной, вынуждены в объём понятия воспитания добавить ещё понятие обучения, и тогда возвращаемся к надоевшей путанице понятий воспитания и «в широком», и «в узком» смыслах» слов, к путанице понятий «воспитание» и «обучение», которая разрушительно влияет на организацию воспитательного процесса. Либо возникает неизбежная путаница терминов «воспитание» и «образование».
Но и утверждение, что образование — это целенаправленное формирование личности, недостаточно точно,
ибо оно неполно и не отражает специфической роли образования в формировании личности.
Что такое личность? Это человек как носитель сознания и как социальное существо. Любой нормальный человек (т.е. не клинический идиот) становится личностью и без образования (обучения и воспитания), поскольку личность формируется под влиянием многих факторов. Особенно важно то, что человек находится и развивается в социальной среде. Строго говоря, личностью — пускай ущербной, тёмной, малоразвитой или искалеченной — является и неграмотный человек, который ни одного дня не учился в школе, и пьяница, и вор, и любой преступник.
Выражение: «Образование — это целенаправленное формирование личности» неточно. Специфика образования, в отличие от других факторов, формирующих личность, заключается не только в том, что оно участвует в процессе формировании личности, но, главное, в том, что, передавая человеку накопленную культуру, оно делает личность культурной .
Образование — это целенаправленное формирование культурной личности2.
Личность как носитель сознания и социальное существо на уровне культуры своего времени складывается не столько под влиянием окружающей социальной среды3, сколько именно в результате образования, то есть обучения и воспитания.
1 Под культурой здесь разумеется достигнутый уровень развития человечества.
2 Поэтому, кстати, подготовка террористов и убийц в специальных лагерях не является образованием, поскольку готовит разрушителей культуры и человеческого общества.
3 В определённом смысле можно сказать, что образование
тоже является частью социальной среды. Разграничивая эти понятия, мы имеем в виду, что влияния на человека соци-
альной среды случайны и разнонаправлены, а влияние образования имеет целенаправленный характер.
1. Педагогика занимается вопросами и обучения, и воспитания. Поскольку образование представляет собой взаимосвязанный процесс обучения и воспитания, педагогика — это не наука о воспитании, а наука об образовании.
2. Обучение — это формирование культурного круга знаний человека, развитие его сознания, доведение его мышления до уровня культурной части общества
и обеспечение его комплексом необходимых в обществе умений и навыков.
Обучение выводит на уровень культуры сознание и мышление человека, а воспитание — его характер и поведение.
До сих пор во многих педагогических трудах путаются функции обучения и воспитания. Так, в учебнике В.В. Анисимова, О.Г. Грохольской и Н.Д. Никандрова «Общие основы педагогики» написано: «Обучение объективно воспитывает, то есть формирует взгляды, убеждения, отношения, качества личности»4. То, что является результатом учебно-воспитательного процесса в школе, здесь подаётся как результат лишь обучения!
3. Одной из причин этой распространённой путаницы является то, что в образовательной практике, в частности, в работе школы, не бывает отдельного, «чистого» обучения или «чистого» воспитания, они сочетаются в едином образовательном, учебно-воспитательном процессе5.
4 В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. «Общие основы педагогики». М., «Просвещение», 2005.
5 Подобное явление наблюдается во многих областях действительности и во многих науках. Возьмём для примера, физиологию. Дыхание и кровообращение (так же, как кровообращение и работа нервной системы и т.д.) невозможны друг без друга, они не могут существовать в «чистом», отделённом друг от друга виде. Тем не менее у каждого из них свои особенности, задачи, ритмы, и никто не скажет, что дыхание «входит» в кровообращение или наоборот! А при рассмотрении обучения
и воспитания так говорят! Или говорят так: «Воспитательная функция обучения!!» Интересно, биолог может сказать: «Дыхательная функция кровообращения»?!...
НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
Это довольно своеобразное единство, когда — в конкретных школах — может быть много обучения, но мало воспитания (что типично для большинства школ), или наоборот. Но всё же это единство двух разных, во многом несовпадающих процессов, имеющих собственные задачи, принципы и методы. И если нет чёткого различения этих процессов, то нельзя правильно понять и эффективно наладить ни обучение, ни воспитание! Поэтому хочется ещё раз напомнить и повторить, что у них и задачи-то разные: Обучение выводит на уровень культуры сознание и мышление человека, а воспитание — его характер и поведение.
4. Действительно, воспитание имеет дело прежде всего с характером человека. Под
характером здесь понимается система устойчивых мотивов, убеждений и способов поведения, образующих поведенческую основу личности. Можно сказать ещё так: Характер человека — это система качеств (черт) личности, образующих устойчивый тип его отношений и поведения.
5. В характере целесообразно выделить: 1) социально базовую часть, определяющую поведение человека в обществе, и 2) индивидуальные особенности характера, придающие его поведению индивидуальную специфику и окраску.
Воспитание направлено, прежде всего, на формирование именно базовой, социальной части характера.
6. Характер человека воспитывается организацией его деятельности, отношений и поведения в повторяющихся жизненных ситуациях. Думаю, что будет целесообразнее дать такое определение воспитания: Воспитаниея— это формирование культурного характера человека через целесообразную организацию его жизнедеятельности, отношений и ближайшей среды. (Кстати, вспомним, что писал о характере человека психолог С.Л. Рубинштейн: «Поскольку характер выражается прежде всего в отношении к другим людям, в общественном по существу отношении к миру, он появляется и формируется преимущественно в поступках»6.
6 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, Питер, 2000.
Преимущество такого определения в том, что оно не только выявляет специфику воспитания, но и показывает самое важное для настоящих воспитателей, которые не тратят своё время на бесконечные разговоры с детьми и рассуждения о «воспитательных компетенциях», но организуют реальный процесс формирования базового характера у детей, для тех, кто практически занимается воспитанием детей и молодёжи (классные руководители и учителя школ, воспитатели интернатных учебных заведений, офицеры, работники полиции и исправительных заведений, да и все родители). Именно таким людям, прежде всего, нужны конкретные и достаточно подробные знания о том, как формировать характер.
7. Польза предложенного определения воспитания очевидна.
Во-первых, становится понятной причина застарелой неэффективности школьного воспитания, традиционно организованного в виде моральных проповедей, наставлений и бесед, которые бессильны сформировать нужный характер школьника. Бесплодно тратится масса сил учителей и воспитателей, напрасно пропадает время, школьники только устают и настраиваются против педагогов и против школы в результате такого «воспитания». Характер беседами и разговорами не формируется!
Во-вторых, проясняются основные средства школьного воспитания, а именно:
• Дополнение учебного процесса широкой организацией социально полезной деятельности и, в частности, посильного оплачиваемого труда.
• Разумная массовая организация досуга воспитанников через самоуправляемый школьный клуб с различными секциями и студиями.
• Массовая организация спорта и туризма.
• Построение школьного сообщества как идеальной, воспитательно доработанной модели современного общества как настоящего самоуправляемого коллектива.
• Широкая организация общественной деятельности школьников, дающей полезный опыт заботы об интересах окружающих, опыт гражданских отношений, воспитание ответственности и порядочности7.
Без такой повседневной, массовой, специально педагогически организованной деятельности школьников нет эффективного совершенствования характеров школьников, а значит, и нет настоящего воспитания.
Конечно, можно возразить, что всё это сложно, хлопотно, нужно немало усилий и средств, которые так трудно достаются. Не надо преувеличивать трудности, я по собственному опыту могу сказать, что все эти проблемы вполне решаемы.
Но даже если бы это было так сложно, ну и что? Конечно, дополнить уроки лишь «воспитательными» беседами намного проще и дешевле. А результат?!
Возражать против необходимой организации школьной жизни, ссылаясь на необходимость дополнительных усилий, так же неразумно, как возражать против серьёзных трат и усилий при строительстве многоквартирного дома или прокладке асфальтированной дороги. Да, деньги и усилия можно существенно сэкономить, но тогда получится хибарка и грунтовая дорога, а не то, что нужно.
В-третьих, предложенное определение показывает важность для воспитания построения нужной системы отношений школьника с ок-
7 Гликман И.З. Воспитатика. Часть 1. Теория и методика воспитания. М., НИИ школьных технологий, 2009.
ружающим миром. Это важно потому, что в качество личности превращается закрепившееся, ставшее привычным отношение и состояние. Закрепившееся ответственное отношение делает человека ответственным, а закрепившееся хамское отношение делает его хамом.
Отсюда вытекает чрезвычайная важность построения разумных устойчивых отношений школьников, пронизывающих всю их жизнедеятельность. Область отношений и взаимоотношений школьников — важнейший объект работы воспитателей.
Сейчас накоплено так много целостных, взаимосвязанных и проверенных на практике знаний по воспитанию, что назрела необходимость в современном обозначении этих знаний. Современные воспитатели нуждаются в системных знаниях по организации воспитательного процесса. Выделение специальной науки, содержащей знания именно по тому, как воспитывать современных детей, давно уже назрело.
К началу XXI века накоплено достаточно знаний именно о целенаправленном формировании системы качеств личности, которые образуют характер. Эта наука, входящая в систему педагогических наук, нуждается в своём названии. Наука о воспитании, созданная А.С. Макаренко, требует своего названия.
Поскольку системные основы знаний о воспитании были заложены именно в нашей стране — в работах великого педагога А.С. Макаренко — корень названия этой науки должен отразить приоритет России в этой области. Желательно, чтобы звучание этой науки показывало близость её к дидактике (науке об обучении). Наиболее точно суть этой науки передаёт «Воспитатика». НО