Научная статья на тему 'Макаренковская логика воспитательного действия и трудности воспитания'

Макаренковская логика воспитательного действия и трудности воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1090
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ ХАРАКТЕРА / CHARACTER EDUCATION / ПРИВЫЧКИ / HABITS / ЗАКОНЫ ВОСПИТАНИЯ / LAWS OF PARENTING / ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ / EFFECTIVE PARENTING TECHNIQUES / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / EDUCATIONAL RESULT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гликман Иосиф Залманович

Макаренковский подход к воспитанию. Психоло-педагогическая позиция Макаренко. Воспитание привычек и характера. Образование в воспитании личности. Законы воспитания и результат по Макаренко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Макаренковская логика воспитательного действия и трудности воспитания»

Чародный ПРОЕКТ

МАКАРЕНКОВСКАЯ ЛОГИКА воспитательного действия и трудности воспитания

Иосиф Залманович Гликман,

доцент, кандидат педагогических наук,

г. Москва

Невиданная эффективность макаренковского подхода к воспитанию давно уже побуждает многих педагогов — практиков и теоретиков — доискиваться его главного отличия от тех, что применялись до него. В чём же состояло это главное отличие выдающегося педагога XX века? В поисках истины автор отвечает на этот вопрос.

• воспитание характера • привычки • законы воспитания методы воспитания • воспитательный результат

эффективные

Психолого-педагогическая позиция Макаренко

Одни исследователи отмечают, что Макаренко воспитывал в коллективе. Но использовать коллектив в воспитании детей пытались многие известные

педагоги начала ХХ века, однако такого результата не удавалось достичь никому.

Другие полагают, что решающее средство воспитания заключается в изменении

характера их деятельности. Вот если бы вместо учёбы или параллельно с ней включить детей в различные занятия, то дело пойдёт лучше! Особенно большие надежды возлагались на труд. Ведь у А.С. Макаренко дети действительно ежедневно работали. Особенно важен был настоящий производственный труд. Именно он, полагают эти исследователи, дал потрясающие воспитательные результаты. Во многом соглашаясь с ними, я хотел бы напомнить, что труд в воспитании детей рекомендовали применять и применяли многие педагоги, начиная со времён Песталоцци и Руссо, пропагандировали и успешно использовали Киршен-штейнер, Шацкий, Дьюи и многие другие. Но у них он не дал таких потрясающих результатов в воспитании детей.

Третьи полагают, что главное отличие состоит в сочетании высокой требовательности к детям с огромным уважением к ним, которое было характерно для всего стиля воспитания в учреждениях А.С. Макаренко.

Четвёртые уверены, что решающим являлось налаживание такого самоуправления детей, которого раньше не наблюдалось в школах. Ведь они действительно сами руководили делами и даже жизнью детского учреждения в целом.

Все эти мнения выделяют важные стороны макаренковского подхода. И массовая организация оплачиваемого труда, и новое построение коллектива с разновозрастными и сводными отрядами, и реально действующее ответственное самоуправление, и использование перспектив, и многое другое — всё это новаторски создавалось и прекрасно работало в колонии и коммуне Макаренко.

Однако из суммы всех этих и других содержательных и методических средств Макаренко нельзя собрать современную методику воспитания, если мы не определим главное отличие макаренковской методики воспитания от домакаренковской.

Я полагаю, что главное отличие состоит в исходной психолого-педагогической позиции Макаренко1.

Домакаренковская психолого - педагогичес -кая концепция исходила из того, что поведением человека управляет его сознание. Поскольку воспитание озабочено подготовкой детей к жизни в культурном обществе, считалось, что оно должно обогащать знания детей о жизни общества, о подобающем поведении в этом обществе. Главное, полагали, чтобы дети правильно понимали, почему и как надо себя вести. Поэтому считалось, что знания, наука — это самые могущественные средства воспитания.

Соответственно этому воспитание происходит, полагали сторонники этой концепции, обязательно в процессе обучения, ведь именно там даются основные знания, Учитель всё рассказывает и объясняет детям. Разговоры, беседы, объяснения, убеждения и внушения — вот главные методы воспитания.

Так как учитель имеет больше знаний, чем дети, то именно он и является воспитателем детей. Он сам воспитывает детей. Правда, практика, да и вся история образования показывали, что делать это нелегко, так как дети почему-то сопротивляются воспитанию, и педагогам приходилось тратить много нервов и сил. Отсюда следует, что воспитание — это очень тяжёлая работа учителей, но такова уж доля педагогов. Эта профессия требует от человека огромной самоотверженности!

1 А.С. Макаренко серьёзно изучал психологию. Он писал в автобиографической справке: «Читал всё, что имеется на русском языке по психологии. ...Люблю психологию, считаю, что ей принадлежит будущее». К заявлению А.С. Макаренко. Вместо коллоквиума. Цит. по кн.: Воспитание гражданина в педагогике А.С. Макаренко. Автор монографии, примечаний, редактор-составитель С.С. Невская. — М.: Академический Проект Альма Матер, 2006. — С. 444.

Таковы домакаренковские представления о воспитании, опирающиеся на его «знание-вую» концепцию.

Скажем сразу, что в значительной массе педагогов эти представления благополучно дожили до наших дней! Приведу только небольшой пример. В 2011 году я провёл анкетирование среди учителей Москвы. Участвовали педагоги разных школ — всего 91 человек. Среди вопросов анкеты был такой: «Какими способами создать у детей привычки положительного поведения?» 79% ответили: «Примерами», «Беседами», «Поощрениями»! И только 16% указали на необходимость организации повторения правильного поведения, пока оно не войдёт в привычку. Повторив это анкетирование на Урале, я получил примерно такой же результат2. Привычку создадим разговорами!..

Теперь обратимся к исходной концепции А.С. Макаренко.

Словесное воспитание бесполезно, бессмысленно и вредно, считал А.С. Макаренко! Это не зависит от того, такие знания сообщаем, передаём или разъясняем или другие, хорошо мы говорим или плохо, громким голосом или тихим, «духовно», «проникновенно» или как-либо ещё. Оно не годится в принципе! Почему?

Потому что поведение человека определяется прежде всего его характером. Именно от него в основном зависит, как будет поступать человек в той или иной ситуации, а не от его сознания и накопленных знаний. Объектом воспитания должен быть характер.

От характера человека зависит вся его жизнь. Как говорит известная пословица:

Посеешь поступок — пожнёшь привычку, Посеешь привычку — пожнёшь характер, Посеешь характер — пожнёшь судьбу!

Но воспитать характер путём разговоров, объяснений, сообщения знаний невозможно!

2 Любопытно, что подобное же анкетирование среди первокурсников педвуза и даже старшеклассников в школе дало схожие результаты. Но это тема отдельного разговора.

Характер складывается у человека в результате собственного опыта деятельности, поведения, проб и ошибок, контактов с другими людьми и отношений с окружающими. Поэтому главный путь воспитания — разумная, целесообразная организация опыта деятельности, поведения и отношений детей.

Роль образования в становлении личности

Разговорное «воспитание» до сих пор очень распространено и в школе, и в семье, но оно бессмысленно, безрезультатно и приносит огромный вред нравственному становлению личности.

Почему вред?

Потому что, во-первых, изображая воспитание, замещает реальную воспитательную работу видимостью воспитания и мешает педагогам и родителям искать более эффективный способ влияния на детей.

Во-вторых, раздражает детей повторением давно известных идей, постоянными поучениями, внушениями и нотациями.

В-третьих, вызывает сопротивление детей воспитателям, которые пытаются навязать им собственные взгляды. Если бы задача воспитания состояла в том, чтобы объяснить детям что-то непонятное, сделать это было бы несложно. Но влияние на характер не так просто. Характер — весьма устойчивое и консервативное образование. Детский характер, хотя и пластичнее взрослого, упорно сопротивляется попыткам учителей и родителей его улучшить, уговорить или переделать.

В-четвёртых, из-за сопротивления детей работа педагогов с ними действительно оказывается весьма трудной, нервной, изматывающей! Из-за распространённости разговорного «воспитания» у многих

учителей, родителей и в общественном мнении в целом сложилось непререкаемое представление о том, что воспитательная работа вообще очень напряжённая, трудная, нервная и изматывающая!

При правильной организации воспитательная работа не труднее, чем другие, это очень интересное и увлекательное дело.

Но чтобы организовать её правильно, надо глубже разобраться в её сущности и не путать воспитание с обучением, как это часто бывает3. У него своя специфическая сущность, законы, принципы и методы.

В формировании человеческой личности участвуют различные факторы — и природные и социальные, в том числе образование. Задача образования — поднять личность до уровня современной культуры, сделать её культурной. Образование включает два основных процесса — обучение и воспитание.

Обучение передаёт человеку накопленные человечеством знания умения, навыки и развивает его мышление. Воспитание же обеспечивает основу его культурного поведения, формируя его базовый характер.

Эти разные процессы связаны и часто дополняют друг друга. Приведу такой пример. Воспитатель приучает детей к вежливости, и для этого так организует их жизнь, чтобы они постоянно повторяли вежливое обращение с окружающими, пока такие отношения не войдут в привычку. В какой-то момент работы с ними (может быть, и в начале, но не обязательно!) он считает необходимым объяснить им, почему и для чего надо быть вежливым. Разумно сказанное слово

3 Спутывание обучения с воспитанием было типичной особенностью советской официальной педагогики. Это убедительно показано в капитальном исследовании Е.Ю. Илалтдиновой по истории освоения макаренковской педагогики: Илалтдинова Е.Ю. «Официальная педагогика» и общественно-педагогическая инициатива в истории освоения и разработки наследия А.С. Макаренко. Н. Новгород: ГОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет», 2010.

или даже целая этическая беседа могут оказаться нужными для школьников и расширят их этические представления и знания. Проведя её, воспитатель сделал полезное дело. Однако, строго говоря, беседа была фрагментом этического обучения, а не воспитания. Именно потому, что она расширила круг знаний, пусть нравственных, этических, но знаний, а не привычек.

Вместе с тем нельзя забывать, что из одних элементов обучения, которые использует учитель или воспитатель, нельзя получить весомый воспитательный результат!

А.С. Макаренко показал, что воспитание имеет дело не столько с разговорами и объяснениями, сколько с организацией жизни, деятельности и поведения детей.

Культурный характер складывается и крепнет только в процессе культурной жизнедеятельности.

В связи с этим можно дать такое определение воспитания: это формирование характера человека через целесообразную организацию его деятельности и поведения, а также ближайшей среды.

Разумная организация труда, отдыха, игр, общения, развлечений, спорта, учения, общественной деятельности и взаимоотношений воспитуемых в воспитательных коллективах — всё это и есть воспитание.

Дети любят действовать — возиться, путешествовать, играть, что-то расследовать, куда-то карабкаться и откуда-то прыгать. Включить их в действия не представляет особой сложности. Но это вовсе не значит, что воспитывать очень просто! В частности, деятельность может оказаться и вредной. Не только прекрасные человеческие качества складываются в результате деятельности, но и все пороки! Воровство, хулиганство, бандитизм — это тоже деятельность. И она накладывает страшный отпечаток на своих участников.

И это чисто воспитательная задача — оттянуть, отвлечь детей от вредной, разрушительной деятельности и включить в постоянную полезную, созидательную и нравственную, позволяющую накопить нужный опыт и полезные привычки. Одними запретами и призывами здесь не обойтись. Воспитателю приходится вооружиться целой системой стимулов и способов увлечения детей полезными делами. Подробнее о методах воспитания мотивов культурного поведения мы поговорим позже.

Законы воспитания по Макаренко

Макаренковское деятельностное понимание сущности воспитания позволяет по-настоящему сформулировать законы воспитания. Назовём некоторые из них.

1. Закон жизнедеятельности

Воспитание личности происходит в организованном и направляемом педагогом процессе жизнедеятельности ребёнка.

Деятельность понимается здесь не просто как выполнение конкретного дела, включающего систему действий, а как многократная, постоянная деятельность, ставшая жизнедеятельностью.

2. Закон

отношений

Определяющую для воспитания роль в деятельности имеют особенности отношений, функционирующих между данным человеком (в частности — ребёнком) и обществом, его частями и отдельными людьми.

Тип складывающихся у человека отношений к другим людям, объектам и явлениям окружающего мира зависит от того, насколько все эти объекты способствуют или препятствуют удовлетворению его потребностей в самом широком смысле слова. Всё, что способствует удовлетворению его потребностей, вызывает у него положительное отношение, то, что препятствует, — отрицательное. Это необходимо учитывать воспитателям, которые стремятся вызвать положительные отношения школьников к социально ценным явлениям и культурной деятельности.

Из этого закона следует, что не сама по себе деятельность, в которую включён школьник, какой бы она увлекательной или социально-приемлемой ни была, воспитывает ребёнка. Всем известно много случаев, когда дети включены в труд, часто работают в школьной мастерской, но вовсе не становятся трудолюбивыми. Занять детей какими-либо делами — это не главное. Решающим для воспитания является то, в какие именно отношения они становятся в ходе этой деятельности — к её задачам, процессу, участникам и т.д., какие отношения налаживаются, повторяются и становятся привычными. Процесс воспитания предполагает закрепление социально ценных, культурных отношений в опыте человека.

3. Закон моделирования ближайшей среды

Обеспечение воспитанника опытом культурного поведения происходит лишь тогда, когда существенная часть его микросреды построена как очищенная модель общества, а его поведение в этой среде организовано подобно поведению культурного гражданина.

Весьма сильное влияние микросреды на развитие ребёнка становится действительно воспитательным, то есть способствующим его культурному развитию, когда оно педагогически облагорожено и скорректировано в виде разумного подобия отношений, принятых в данном обществе и государстве. Это способствует эффективной социализации школьника. Так могут быть построены отношения школьника в школе, классе, в воспитательной детской организации

4

и даже в семье .

Обеспечить формирование культурного характера у каждого воспитанника не так-то просто. Почему? Для понимания этого

4 Подробнее см.: Гликман И.З. Основы воспитания. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. — С. 24-26.

надо разобраться в сущности характера и отдельных его черт.

Характер — это система устойчивых мотивов, убеждений и привычных способов поведения, образующих поведенческую основу личности. Он представляет собой совокупность качеств личности (черт характера). Они могут быть культурные (нравственные), например: правдивость, тактичность, щедрость, ответственность, трудолюбие, скромность, гордость, самокритичность, бережливость, аккуратность, гуманность, принципиальность. Или некультурные (безнравственные): лживость, грубость, нечестность, недобросовестность, леность, самовлюблённость, безответственность, расточительность, неряшливость, агрессивность, жадность. Воспитание направлено, естественно, на формирование нравственных качеств.

Как и характер в целом, каждая его черта является единством 3-х видов отношений: убеждения, мотива поведения и привычки. Если какое-то из этих отношений отсутствует, то нельзя говорить о сложившейся черте характера. Например, человека, убеждённого в необходимости честного поведения, но привыкшего присваивать чужое, нельзя назвать честным!

Необходимость обязательно воспитывать все три вида отношений — убеждения, мотивы поведения и привычки — заставила подробно разработать три основные группы методов воспитания: методы воспитания убеждений, методы воспитания мотивов культурного поведения и методы воспитания привычек.

Эффективные методы воспитания обязательно опираются на активную деятельность самих воспитуемых. Мне пришлось убедиться в этом не только в процессе собственной воспитательной работы со школьниками, но и тогда, когда я продумывал и разрабатывал учебники и пособия по воспитанию для студентов и практических работников. Пришлось глубже разобраться с методикой воспитания. Я пришёл к выводу, что, воспи-

тывая школьников, мы имеем дело с такими основными методами, составляющими три группы.

1. Методы убеждения. Убеждение в необходимости нравственного поведения

не обеспечивается передачей тех или иных этических знаний. Чтобы убедить, надо доказать, включить школьников в самостоятельный поиск и исследование фактов и идей, связанных с нравственными проблемами, побудить их к активному обсуждению этих проблем и к пропаганде самостоятельно выработанных нравственных идей! Перечислим основные методы воспитания убеждений:

• доказательство;

• поисковый метод;

• дискуссионный метод;

• самоубеждение через убеждение других.

Таким образом, формирование нравственных убеждений предполагает напряжённую интеллектуальную активность школьников.

2. Методы формирования привычек. Приучение к нравственному поведению невозможно без организации постоянного и активного положительного поведения. Здесь используются такие методы:

• эпизодическое ситуационное упражнение;

• приучение;

• педагогическая организация жизнедеятельности;

• общественное поручение.

Как и в методике убеждения для создания привычек требуется напряжённая активность и деятельность самих школьников.

3. Методы формирования мотивов правильного поведения. Мотивация культурного поведения обеспечивается такими методами, которые не только побуждают детей к нравственному поведению, но и закрепляются в его психике как постоянные мотивы поведения. Назовём эти методы:

• личный пример воспитателя;

• игровой подход к организации деятельности;

• перспектива будущих дел;

• требование;

• общественное мнение;

• поощрение и наказание;

• сравнение и соревнование;

• педагогический мажор;

• ситуация успеха;

• доверие5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все эти методы можно использовать для побуждения детей к нравственной деятельности. Их подробное рассмотрение безусловно подтверждает деятельностный характер вос-питания6.

С точки зрения воспитания в характере можно различать две основные части: 1) базовую часть и 2) индивидуальные особенности характера. Базовая часть — это те качества личности, которые в решающей степени определяют поведение и положение человека в обществе: его отношения к обществу, государству, социальным ценностям, людям, природе, труду, собственности, к своим обязанностям и т.д. (вышеперечисленные качества относятся именно к этой группе). Индивидуальные особенности отличают людей друг от друга и придают каждому неповторимое своеобразие. Воспитание направлено на совершенствование прежде всего базовой части характера.

Для воспитания культурного характера у каждого воспитанника надо добиться, чтобы сложились сотни нравственных качеств личности! Учитывая, что каждое из них предполагает наличие трёх основных элементов — убеждения, мотива поведения и привычки — и над каждым элементом надо немало потрудиться — можно представить себе огромный, неподъёмный объём работы воспитателя, который стремится воспитать культурную личность!

5 Подробнее см.: Гликман И.З. Воспитатика. Учебник. В 2 частях. Часть 1. Теория и методика воспитания. — М.: НИИ школьных технологий, 2009. Главы 5, 6, 7; Гликман И.З. Основы воспитания. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. Главы 4-6.

6 Кстати, многие из этих методов были усовершенствованы или даже изобретены А.С. Макаренко. Обстоятельнее проблема стимулирования полезной деятельности детей рассмотрена

в книге: Гликман И.З. Спецкурс по педагогическому стимулированию. Методическое пособие. — М.: Школьные технологии, 2008.

Он не в силах сам воспитать культурную личность!

Успешный воспитательный

результат!

Когда А.С. Макаренко начинал работать с детьми, он убедился, что необходимо найти некий инструмент, механизм, кардинально усиливающий работу воспитателя. И этот механизм он нашёл в особой организации школьного учреждения и каждой его части.

Это коллектив. Но не в том значении, как это слово употреблялось до Макаренко. Тогда под ним понимали некое объединение, совокупность детей, находящихся в школе, классе или какой-либо группе. Однако попытки воспитателей в работе опираться на такие аморфные группы не приводили к устойчивому результату.

А.С. Макаренко заново разработал теорию коллектива и коллективного воспитания. Он показал, что коллектив — это организованная группа людей, сплочённая совместной общественно-полезной деятельностью членов и их личными взаимоотношениями и обладающая сложной структурой. Он признавался, что над устройством и многими особенностями этого воспитательного механизма он бился всю жизнь7! Но зато получился, как он говорил, великолепный «гимнастический зал для упражнений в правильном поведении», отличный «штамп для массовой штамповки» необходимых качеств личности.

7 Вот типичная для него запись: «...Организационная проблема в вопросе о коллективном воспитании всегда будет оставаться самой важной проблемой». А.С. Макаренко. Докладная записка в Главсоцвос НКП УССР. 8 августа 1925 г. Цит. по кн.: Воспитание гражданина в педагогике А.С. Макаренко. Автор монографии, примечаний, редактор-составитель С.С. Невская. — М.: Академический Проект Альма Матер, 2006. — С. 522.

Но послушаем самого Антона Семёновича. Привычка к чистоте и точности «буквально штампуется в коллективе. Не нужно никакого индивидуального подхода к этому вопросу. Вы создаёте общие условия, создаёте ежедневный опыт. Изо дня в день умываются, чистят зубы, моют ноги, и когда они выходят из коммуны, они уже не могут не умываться ежедневно» Для этого «нужно тонко, точно, правильно организовать коллектив, и тогда этот штамп будет действовать». «Благодаря такому штампу многие привычки без особых хлопот прививаются человеческой личности» .

Сами дети при организации коллектива оказывались лучшими помощниками воспитателя. Коллектив, усиливая его действия, продлевал, стабилизировал поведенческие упражнения школьников, обеспечивал достаточно длительный опыт культурного поведения, пока оно не входило в привычку. Работа воспитателя существенно облегчалась.

Макаренковские идеи воспитания в коллективе неоднократно искажались в педагогической литературе. То писали, что коллектив — это казарма, которая нивелирует детей. То противопоставляли коллективное воспитание личностному подходу к детям и пытались доказать, что они несовместимы. То утверждали, что в коллективе ребёнка воспитывают лишь «для коллектива», а не в интересах общества и его собственных.

Все эти и многие другие искажения связаны с недостаточно внимательным изучением опыта и наследия А.С. Макаренко и практической деятельности его последователей. Не останавливаясь подробнее на анализе ан-тимакаренковских работ, хочу ещё раз подчеркнуть главное: коллектив, построенный по макаренковским принципам, — это ак-

8 Макаренко А.С. Встреча с читателями Московского завода «Шарикоподшипник» им. Л.М. Кагановича (25.10.1936 г.). Цит. по кн.: Макаренко А.С. Публичные выступления (1936—1939). Аутентичное издание. Составитель, автор комментариев Гётц ХИЛЛИГ. Елец, 2012. — С. 42.

тивная воспитывающая среда, воспитательный механизм и усилитель воспитания, без которого невозможно успешное формирование личности школьников.

Воспитательный процесс, построенный по макаренковской логике воспитательного действия, — это увлекательная организация жизнедеятельности детей в разумно организованных самоуправляемых школьных коллективах. Организаторы и вдохновители этой жизнедеятельности, этих коллективов и их самоуправления прежде всего педагоги, но их управление подчас скрытно, незаметно, а явные руководители — активисты из детей.

При такой организации воспитания нет места той «трудной, изматывающей воспитательной работы», которая столько мучила школьных педагогов.

Действительно ли она трудная? Давайте разберёмся.

Скажите, а переводить с французского на русский (или: водить самолёт, собирать компьютеры, строить дом) легко? Тем, кто не умеют это делать, все эти работы будут очень трудными или невозможными. А те, кто действительно знают, как это делать, и кто по-настоящему овладел мастерством — делают это в порядке обычной работы.

Когда Антон Семёнович Макаренко овладел методикой воспитания, его работа стала нетрудной и радостной — он замечательно показал это в «Педагогической поэме». Кстати, обратите внимание, книгу об огромной воспитательной работе с беспризорниками он назвал не «Педагогические мучения», не «Педагогические страдания», не «Педагогическая драма», а именно «Педагогическая поэма»! Впервые работа с детьми представлена как нечто радостное, поэтическое. И в самом тексте «Поэмы» он не раз подчёркивал мысль о радости, удовольствии, наслаждении работать с детьми!

Мне могут возразить, что Макаренко был особенно выдающимся, талантливым воспитателем, поэтому воспитание и оказалось для него вполне посильным и радостным делом. А как же быть обычному, рядовому воспитателю?

Разрешите сослаться на собственный опыт. Я как раз и был тем самым обычным, рядовым воспитателем. К счастью, ещё будучи студентом и в первые годы после университета, я прочёл и проштудировал не только «Педагогическую поэму», но и все изданные к тому времени труды А.С. Макаренко. После этого те сведения о воспитании, которые в учебниках и вузовских лекциях представляли собой какую-то несъедобную мешанину из различных мнений философов и педагогов, указаний и постановлений государственных органов и на которые невозможно было опираться в работе с детьми, вдруг заменились в моём представлении доказанной, стройной и ясной наукой о воспитании.

После окончания МГУ я работал в школе на Донбассе учителем истории и классным руководителем, то есть воспитателем класса. Старшеклассники избрали меня секретарём большой школьной комсомольской организации, и здесь на первом месте была воспитательная работа. Вернувшись через четыре года в Москву, я был последовательно: штатным воспитателем старших классов в школе для трудновоспитуемых, воспитателем в школе с продлённым днём и восемь лет воспитателем в школе-интернате.

И вот, сознательно применяя в воспитании идеи Макаренко, я никогда не ощущал воспитательную работу как трудную! Никогда!

Наоборот, это была самая замечательная и увлекательная работа, когда утром идёшь в школу как на праздник, а вечером не хочется уходить от ребят! Конечно, иногда бывали и отдельные сложности, но они возникали или от моих собственных просчётов, которые удавалось быстро преодолеть, или от неразумных действий некоторых администраторов, которые очень мешали практической работе.

Педагоги макаренковского направления регулярно встречаются друг с другом на различных конференциях, симпозиумах, совещаниях и других встречах, переписываются между собой, общаются по Интернету и по другим каналам. Много лет участвуя в этом процессе общения, я не припомню, чтобы кто-либо из практических последователей А.С. Макаренко когда-либо жаловался на трудную и изматывающую воспитательную работу! Этого не было, да и при грамотном использовании макаренковского инструментария быть не могло.

Макаренковская логика воспитательного действия гарантирует успешный воспитательный результат. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.