Научная статья на тему 'Категории деятельности и потребности в сфере физической культуры'

Категории деятельности и потребности в сфере физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
880
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / деятельность / потребность / деятельностный подход / цель / условия достижения цели / социальное поведение человека / physical training / activity / needs / activity approach / purpose / conditions of purpose approach / human social behavior

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А В. Лотоненко, Г Р. Гостев, И Б. Щербакова

Деятельность и потребность в области физической культуры рассматриваются как форма двигательной активности. Деятельностный подход, по существу, задаёт для социального гуманитарного знания то, что в современной методологии науки определяется научной картиной реальности. Потребности стимулируют активную деятельность, выступают в качестве причин поведения, избирательное отношение к условиям окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF ACTIVITY AND NEEDS IN PHYSICAL TRAINING SPHERE

Activity and needs in the sphere of Physical Training are studied as moving activities forms. An activity approach actually gives for social arts knowledge of modern methodology in defined by real science. Needs stimulate the activity and the attitude to environmental conditions. They are the main activity reasons.

Текст научной работы на тему «Категории деятельности и потребности в сфере физической культуры»

А.В. Лотоненко, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент МАНПО,

главный редактор журнала «Культура физическая и здоровье»

Г.Р. Гостев, кандидат педагогических наук, доцент

И.Б. Щербакова

(г. Воронеж)

КАТЕГОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОТРЕБНОСТИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Статья рекомендована к печати доктором педагогических наук, профессором Г.Н. Пономаревым, кандидатом педагогических наук, профессором В.А Кашкаровым.

Аннотация. Деятельность и потребность в области физической культуры рассматриваются как форма двигательной активности. Деятельностный подход, по существу, задаёт для социального гуманитарного знания то, что в современной методологии науки определяется научной картиной реальности. Потребности стимулируют активную деятельность, выступают в качестве причин поведения, избирательное отношение к условиям окружающей среды.

Ключевые слова: физическая культура, деятельность, потребность, деятельностный подход, цель, условия достижения цели, социальное поведение человека.

УДК 796

В философской, социологической и психологической литературе деятельность человека рассматривалась с различных позиций. Её исследовали и как реальный процесс, складывающийся из совокупности действий и операций (А.Н. Леонтьев); как взаимосвязь противоположных, но предполагающих друг друга акций - опредмечивания и распредмечивания (Г.С. Батищев); как силу, производящую культуру (Э.С. Маркарян); как совокупность определенных видовых форм, необходимых в реальной жизни каждому человеку (Б.Г. Ананьев).

В современном познании, особенно гуманитарном, понятие деятельности играет ключевую, методологически центральную роль, поскольку с его помощью дается универсальная характеристика человеческого мира (Юдин Э.Г., 1978). Другими словами разработка теоретического понятия деятельности предполагает некоторую исследовательскую программу, связанную с выявлением существа деятельности как формы активности, и только в таком качестве понятие деятельности может выступать в качестве предпосылки исследования «мира человека» в его своеобразии (Швырев В.С., 1990, с.9).

Рассматривая деятельность как определенный тип отношения к действительности, прежде всего подчеркивают, что деятельность в че-

ловеческом обществе, в отличие от поведения в животном мире, определяется не биологически заданными, а исторически выработанными социокультурными программами. Наличие этих программ и позволяет говорить о переходе от поведения как системы действий, направленных на поддержание биологического существования в рамках «генетически обусловленной экологической ниши», к деятельности как специфически человеческой форме «активного отношения к окружающему миру», содержание которой составляет «целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры» (Юдин Э.Г., 1978, с.268).

Э.С. Маркарян (1969) определяет деятельность как направленную активность живых систем, возникающую на основе их отношения к окружающей среде с целью самоподдержания. Он считает нецелесообразным "использовать" понятие "деятельность" лишь для характеристики активности людей. М.С. Каган (1974) указывает, что более точным в этом смысле является термин "жизнедеятельность". Л.С. Выготский подчеркивал, что человек "сам создает стимулы, определяющие его реакции, и употребляет их в качестве средств для овладения процессами собственного поведения" (1960,

с. 101). Деятельность, не исключая, конечно, целесообразности, предполагает, по словам B.C. Швырева, "возможность свободного целе-полагания, перманентного конструирования целей"(1990, с.15). По словам А.Н. Леонтьева деятельность характеризуется "специфическим набором действий и последовательностью их осуществления"(1975, с.107). B разных условиях достижение одной и той же цели может складываться из различной деятельности (А.Л. Никифоров, 1990).

«Деятельность», по мнению Кагана M.C., наиболее адекватно выражает активность человека, в отличие от животных, активность человека призвана обеспечить не только биологическую, но и его социальную жизнь. Т.о., понятие «деятельность» охватывает и биологическую жизнедеятельность человека, и его социокультурную, специфически человеческую деятельность.

По мнению ученык, деятельность - это такая форма активности, которая способна по самой своей природе к неограниченному какими-либо извне заданными рамками пересмотру и совершенствованию лежащих в ее основании программ, к неограниченному, так сказать, «перепрограммированию». B этом смысле деятельность - принципиально открытая система, способная к неограниченному саморазвитию в рамках объемлющего ее универсума (Швырев B.C., 1990). Биологические программы поведения также, конечно, совершенствуются и развиваются в процессе естественной эволюции организмов.

Возможности человеческой деятельности, в свою очередь, тоже ограничены, исторически «конечны», относительны. Но эта ограниченность программ, лежащих в основании человеческой деятельности, принципиально отлична от ограниченности видовых программ поведения животных. Прорывая узкие рамки приспособления к среде, человек в своей деятельности, совершенствуя и развивая ее возможности, в принципе способен овладеть любыми «пространствами» мира, «секторами» бытия.

Выготский Л.С. (1960) подчеркивал, что в отличие от животного «человек сам создает стимулы, определяющие его реакции, и употребляет их в качестве средств для овладения процессами собственного поведения. Человек

сам определяет свое поведение при помощи искусственно созданных стимулов-средств» (Выготский Л.С., 1960, с. 101).

Бесспорно, что «сущность человека значительно богаче, разностороннее, сложнее, чем только система его деятельности» (Буева Л.П., 1978. - С. 49), и таким образом понятная категория деятельности не дает ключа к анализу скрытых потенций человека.

Категория деятельности, по мнению Швырева B.C. (1990), означающая определенный способ отношения к действительности, представляет не исходное понятие какой-либо теории деятельности, а основу деятельностного подхода к анализу «человеческого мира».

Определяя общие направления исследования «человеческого мира» как мира деятельности в единстве ее сущностных сил и их конкретно-исторических проявлений существования общества и индивидуального человеческого существования, в разнообразии форм материальной и духовной культуры, деятельностный подход, по существу, задает для социального и гуманитарного знания то, что в современной методологии науки именуется «научной картиной реальности», в данном случае - реальности человека и его мира (Швырев B.C., 1990).

А.Л. Никифоров (1990, с.52) деятельность определяет как специфически человеческую форму активности, содержанием которой является целесообразное изменение и преобразование окружающего человека мира.

Деятельность носит целенаправленный характер, т.е. это такая активность, которая направлена на достижение сознательно поставленной цели. Бесцельная активность не является деятельностью (например, прогулка в парке). Деятельность приводится в движение целью, пока нет цели - нет и деятельности, появляется цель - может начаться деятельность.

Другой важной чертой деятельности является ее предварительная продуманность. После того, как цель поставлена, человек анализирует ситуацию, в которой ему предстоит действовать, и выбирает способы и средства достижения цели, намечает последовательность своих будущих действий. Так создается идеальная схема деятельности, которая определяется,

с одной стороны, целью, с другой - ситуацией, в которой находится деятель, и условиями, в который ему приходится действовать.

Всякая деятельность характеризуется определенной структурой, т.е. специфическим набором действий и последовательностью их осуществления (Леонтьев А.Н., 1975). Последовательность действий и их характер в значительной мере зависят от объективны« условий деятельности, в разных условиях достижения одной и той же цели может складываться из раз-личнык действий. Если общей цели нет, то нет и деятельности, и совершение действий становится бессмысленным.

Свое завершение деятельность находит в результате. Его не всегда отличают от цели, хотя ясно, что цель и результат - разные вещи. Деятельность представляет собой единство двух сторон - внутренней и внешней. Цель, анализ условий, схема действий, выбор средств - все это принадлежит идеальной стороне деятельности. Физическая активность субъекта, взаимодействие средств с объектом или предметом деятельности, входящие в деятельность объективные процессы, результат - все это образует внешнюю сторону деятельности. Цель деятельности и ее результат лежат в разнык плоскостях, поэтому не могут быть тождественными. На этот момент порой не обращают внимания, определяя деятельность как «целесообразную активность». Однако, «целесообразная» значит «сообразующаяся с целью», т.е. приводит к цели (Никифоров А.Л., 1990, с.56).

Если конечный результат деятельности совпадает с поставленной целью, такую деятельность называют рациональной; если же результат деятельности не совпадает с целью, деятельность можно назвать нерациональной. Совпадение результата с целью свидетельствует о том, что наши действия в самом деле были «целесообразными», а это означает, что наш анализ ситуации и выработанная схема достижения цели являются истинными.

Деятельность, как методологический принцип, служит раскрытию специфики социальной формы движения материи, способа существования человека, который состоит в том, что человек не просто адаптируется к миру, а

изменяет его в соответствии со своими интересами и потребностями, т.е. создает свой, социально обусловленный, человеческий мир, включая мир его собственных отношений -социальную действительность.

В работах А.Н. Леонтьева (1983) развернуто представлено психологическое строение деятельности, имеющее следующие составляющие: потребность ^ мотив цель условия достижения цели (единство цели и условий составляет задачу). Достижение цели в определенных условиях (или решение задачи) осуществляется человеком посредством выполнения действий (само действие состоит из операций, соответствующих условиям задачи).

Проблема потребностей человека и общества изучается целым рядом наук: философией, социологией, культурологией, педагогикой, психологией, физиологией и др. Потребности - это двигательная сила поведения всех живык организмов, в том числе и человека. Человек привык объяснять свои действия из своих потребностей, которые при этом отражаются в его сознании (В.А. Ядов, 1975; Н.Н. Михайлов, 1981; А.Н. Леонтьев, 1984 и др.). Они стимулируют активную деятельность, выступают в качестве причин поведения, избирательного отношения к условиям окружающей среды (Ю.В. Шаров, 1970; Н.И. Пономарев, 1974; Ю.В. Манько, 1985 и др.).

Потребность в философском энциклопедическом словаре определяется как "нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом" (1983, с. 318). Она является источником активности человека, побудительной причиной деятельности.

В самом общем виде потребность определяется как реакция общества (личности) на информацию об испытываемой нужде и является основным фактором поведения человека, отношения его к условиям жизни и являются производными от необходимости (Д.А. Кикнад-зе,1968; Р.Д. Гринкевич,1968). По мнению А.Г. Ковалева (1965), потребности проявляют фундаментальные свойства личности, в конеч-

ном итоге определяют образ жизни. Другие подчеркивают, что потребность отражает состояние организма человека, личности, социальной группы, общества в целом, выражающее зависимость от объективного содержания условий их существования и развития и выступающее источником различных форм их активности (A.B. Петровский; Н.И. Пономарев, 1974). На основе уже "удовлетворенных потребностей возникает и развиваются новые, более высокие потребности, которые требуют активных и более совершенных форм и видов деятельности как личности, так и общества в целом" (B.M. Выд-рин, 1988, с .6).

Главным фактором, который опосредует потребности, является воспитание, как приобщение субъекта к миру человеческой культуры. Формирование потребностей, необходимых для всестороннего развития личности и прогресса всего общества, выступает важной задачей социальной жизни (В.Д. Резанов, 1970; Н.И. Пономарев, 1974; В.К. Вилюнас, 1985; B.M. Выдрин, 1988; С.Э. Александров, 1990; В.И. Жолдак, 1996; П.А. Виноградов, 1996; M.ß. Виленский, 1996).

Понимание огромной роли потребностей как побудительных сил человеческой активности имеет принципиальное значение для теории воспитания. Если потребности и интересы составляют глубинные механизмы человеческого поведения, то воспитание, естественно, и должно быть направлено на их формирование. Как подтверждают наши наблюдения, любую норму жизнедеятельности лишь тогда можно считать прочно усвоенной личностью, ставшей составной частью ее внутреннего духовного мира, когда она приобрела форму потребности, вошла в культуру, стиль и образ жизни. Глубокий смысл воспитательной работы, указывал А.С. Макаренко (1957), состоит в отборе и воспитании человеческих потребностей, в приведении их к нравственной высоте. Привитие потребностей, по мнению Б.Н. Воронцова (1990), есть реальный путь формирования сознания молодого человека, которое, как правило, изменяется вслед за изменением потребностей.

Изменение и развитие потребностей происходит через изменение и развитие предметов,

которые отвечают им и в которых они опредмечиваются и конкретизируются. Наличие у человека потребности составляет необходимую предпосылку любой деятельности, однако потребность сама по себе еще не способна придать деятельности определенную направленность. Побудитель направленной деятельности заключен в предмете, который отвечает данной потребности. Предмет потребности - материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане в психологии называют мотивом деятельности (А.Н. Леонтьев, 1984).

Многие ученые справедливо подчеркивают, что проблема человеческих потребностей является исходной в теориях, объясняющих активную творческую деятельность людей (B.C. Магун, 1983; Б.Ф. Ломов, 1984; А.Г. Здраво-мыслов, 1985; Н.И. Пономарев, 1974; 1988; В.М. Выдрин, 1988; 1995; Н.В. Видинеев, 1989; Б.Н. Воронцов, 1990; B.A. Масляков, 1991; А.В. Ло-тоненко, 1998 и др.).

Потребность, в понимании Е.А. Донченко (1984), принадлежит человеку как субъекту деятельности, поэтому субъективные характеристики человека находят свое выражение в тех формах, в которых трансформируется потребность в процесс ее осознания каждым конкретным человеком. Данное толкование, по мнению Б.Н. Воронцова (1990), глубоко объясняет дея-тельностный характер потребностей, создает адекватное представление об их природе, а значит, и о путях их формирования, что особенно важно в формировании осознанной деятельности в области физической культуры.

В сознании индивида потребности, воздействуя на сферу эмоций, чувств, настроений, в свою очередь, подвергаются их воздействию. При этом они претерпевают массу разнообразных давлений, интерпретаций, приобретая известную самостоятельность по отношению к породившим их объективным условиям. Многие феномены сознания (идеалы, убеждения, знания, логическое мышление) складываются на основе определенных потребностей. Если говорить о потребностно-мотивационной сфере, то она, как указывают П.В. Симонов, П.М. Ершов (1984), включает в себя сознание,

но не ограничивается этим, а захватывает и нижние этажи психики, область подсознательного, уходит своими корнями в "глубинные слои психики". Во взаимодействии сознания и потребностей решающая роль принадлежит потребностям.

Психологи разделяют потребности на предметные (заключенные в материальных вещах, духовных ценностях и других результатах деятельности) и функциональные, потребности в самой деятельности (труд, учеба, овладение способами удовлетворения потребности). Потребности, как психическое явление, Ю.В. Шаров (1970, с. 65) рассматривает в следующих аспектах: " Потребность есть определенный вид отношений организма, личности с окружающей средой; она отражает недостаток или отсутствие факторов, необходимых для нормального функционирования организма (стремление избавиться от избытка того, что мешает нормальному функционированию организма, также является потребностью); потребность как состояние характеризуется напряжением организма; она является основным побудителем организма, личности к активной деятельности, направленной на ее удовлетворение". Потребность, как состояние неудовлетворенности, напряжения, позволяет представлять ее как источник активности (Ю.В. Шаров, 1970; Н.И. Пономарев, 1974).

Л. Гараи (1966, с.67) полагает, что у человека потребность в функционировании "есть лишь своеобразное проявление основной потребности - потребности в предметной деятельности". Н.И. Пономарев (1974, с.111) находит, что взгляды венгерского ученого лишний раз подтверждают правильность "характеристики физического воспитания как явления, в котором переплетаются игровое и утилитарное начала, образуя чрезвычайно сложную картину".

Отдельные авторы выделяют условно "высшие" и "низшие" потребности. К низшим потребностям относят постоянное функционирование организма, поддержание его теплового режима и т.д. К высшим же - те потребности, которые связаны с деятельностью человека, его творческого развития, эстетического удовлетворения и т.п. Особую роль среди этих по-

требностей занимает потребность в умственной и физкультурной деятельности, т.е. он (человек) должен трудиться умственно и физически. В.С. Романов (1969) подчеркивает, что если "эта потребность длительное время не удовлетворяется, то, как доказывает и жизнь, и наука, происходит физиологическая, умственная и психологическая деградация личности"(С.61).

Потребности делят на разумные и неразумные. Разумные потребности, поскольку они будут представлять гармонию развития личности, сами направлены на гармоническое развитие. Этот вывод верен с той точки зрения, что разумные потребности системны, а высшим выражением целостности, системности потребностей является их гармония (Б.Н. Воронцов, 1990). Гармония потребностей предполагает и их многообразие, и их целостность. Поэтому удовлетворение материальных потребностей открывает перспективу для развития духовных потребностей, а удовлетворение последних способствует возвышению, облагораживанию первых. Это явление очень важно в физкультурной деятельности молодежи, так как потребности, находящиеся в гармоническом единстве, действуют в направлении всестороннего, целостного развития личности.

Следует заметить, что в удовлетворении разумных потребностей находит выражение подлинная свобода личности. Здесь "необходимость" и "свобода" настолько глубоко взаимно проникают, что переходят друг в друга. Это тот случай, когда удовлетворение потребностей выступает для индивида как необходимость, как нужда в его наиболее полном, свободном, всестороннем развитии.

Вместе с тем, многие стороны проблемы по-прежнему остаются дискуссионными: нуждается в более углубленном исследовании вопрос о сочетании личных, коллективных и общественных потребностей и интересов, о конкретном механизме оптимального их сочетания, необходим углубленный анализ путей, форм и способов целенаправленного формирования разумных потребностей молодежи, управления этим процессом. Все эти вопросы достаточно актуальны в рассматриваемой нами проблеме формирования физической культуры личности.

В плане диалектики единичного, особенного, общего потребности делятся на индивидуальные, групповые, национальные, региональные, общечеловеческие. Потребности по территориальному признаку можно разделить на глобальные, региональные, местные. По времени удовлетворения - на ближайшие и перспективные; по социальному характеру - на прогрессивные и реакционные, на главные и второстепенные. Одни потребности бывают исторически проходящими, другие - устойчивыми, постоянно действующими. В условиях демократического общества очень заметно появление новых потребностей человека.

Иерархию человеческих потребностей, всегда динамичную, можно выявить на основе классификации, проведенной по способу их выражения, т.е. деления на материальные, социальные и духовные (М.С. Каган, 1974; Э.С. Маркарян, 1983; В.М. Выдрин, 1988; А.В. Лотоненко, 1998 и др.).

Анализируя потребности, связанные с развитием личности (материальные, социальные, духовные), мы сталкиваемся с понятием "интереса". Как утверждает А.Г. Спиркин (1972), интерес личности является субъективным выражением объективного существования потребностей, т.е. есть осознанная потребность человека. Данный подход упрощает проблему и утверждает, что в интересе проявляется отношение человека (группы, общества) к своим потребностям и условиям их удовлетворения (H.H. Михайлов, 1982). Однако нельзя смешивать интерес и мотив. Интерес есть, с одной стороны, естественное продолжение потребности, устремленной к своему удовлетворению. Он отображает деятельное отношение индивида не только к своей потребности, но, главное, отношение к предмету удовлетворения, связи с ним. Следовательно, между интересом и потребностью лежит проблема выбора предмета удовлетворения. Здесь особое внимание, указывает Н.В. Видинеев (1989), заслуживает ценностная ориентация человека, являющаяся во многом проекцией ценностей данной формы общества.

Данное направление суждений затрагивает проблему иерархии потребностей личности,

которая в свою очередь обусловливает выбор индивидом своего социального поведения, которое затрагивает интересы семьи, группы, коллектива и т.д. На выбор социального поведения человека влияют предпочтения личности, степень актуальности тех или иных потребностей, меры согласованности индивидуальных и общественных интересов в мировоззрении личности. Здесь отчетливо проявляется зависимость проблемы разумности потребностей с проблемой разумности поведения личности, его целесообразности, согласованности с требованиями прогресса личности, коллектива, общества.

Человек удовлетворяет свои потребности, взаимодействуя с окружающей средой, причем последняя включает в себя мир человеческой культуры. Непременное условие удовлетворения потребностей - вооруженность человека соответствующими средствами, способами, знаниями и умениями. Отчасти они врожденные (в этом случае их называют способностями), но главным образом приобретаются в процессе индивидуального развития в результате присвоения опыта предшествующих поколений.

Изучая потребности, П.В. Симонов (1984) разработал информационную теорию эмоций, основные положения которой имеют важное значение в наших исследованиях. Рассматривая ценности физической культуры и технологию их освоения Л.И. Лубышева указывает, что "важнейшим эмоциональным фактором в освоении ценностей физической культуры является получение быстрого эффекта от физкуль-турно-спортивнык занятий"(1995, с. 6). В этой связи можно с уверенностью говорить, что в вузах нефизкультурного профиля будущее за такими видами физической культуры, которые охватывают весь обучающийся контингент молодежи и способствуют гармоническому развитию интеллектуальных и двигательных способностей каждого студента (физкультурное образование, спорт, физическая рекреация, двигательная реабилитация, адаптивная физическая культура).

Многообразие и богатство эмоций студенческой молодежи свидетельствует о чрезвычай-

ном многообразии их потребностей. Потребности молодежи и производные от них трансформации - мотивы, интересы, влечения, стремления, желания, убеждения, ценностные ориентации представляют основу и движущую силу поведения молодого человека, его побуждения и цель. Эти побуждения, по мнению П.В. Симонова (1984), следует рассматривать как ядро личности, как самую существенную характеристику, которая начинается с уяснения и анализа ее потребностей. В физкультурной деятельности важной характеристикой индивидуальных различий (особенно первокурсников) окажутся индивидуальные особенности взаимодействия потребностей с механизмами оценки вероятности их удовлетворения.

Как показывают педагогические наблюдения, помимо эмоций, в конкуренции потребностей (мотивов поведения), трансформации их в действие, в поступок, активно воздействуют волевые качества личности. Индивидуальные особенности волевых качеств субъекта лежат в основе характера, проявляющегося во внешне реализуемой деятельности.

Внедрение различных видов физической культуры в гуманитарных и технических вузах, многообразия их средств, методов и форм проведения, обеспечивает новые возможности привлечения эмоционального фактора. С этой целью необходимо вооружить личность студента средствами и способами удовлетворения тех его потребностей в физкультурной деятельности, которые представляют наибольшую ценность как для формирования его высококультурной личности, так и для прогрессивного развития общества в целом.

Отсюда ясно, что от того, в какой мере педагогическим коллективам удается решать задачу формирования разумных потребностей молодежи, в том числе и потребностей в различных видах физической культуры, зависит воспитание личности нового типа, а вместе с тем и прогресс общества в культурном развитии в целом.

Проблема биологических и социальных потребностей стала одной из центральных для наук, изучающих общество и человека. Проблема человека, его сущности и существования

чрезвычайно многогранна, но "главной ее философской основой является вопрос взаимосвязи социального и биологического"- пишет Л.И. Лубышева (1996, с.2). Наличие этих потребностей определяет специфику человека как субъекта исторического процесса, преобразующего природную и социальную среду общества (В.М. Выдрин, 1988).

В 70-е годы прошлого столетия в нашей стране были предприняты попытки философского проникновения в проблему человека, реализуемые навстречу друг другу представителями конкретных наук и философами (Н.П. Дубинин, 1972; Б.А. Никитюк, 1974; В.М. Банщиков, Б.Ф. Ломов, 1975 и др.). Диалог был посвящен проблемам соотношения социального и биологического, что придало обсуждаемой проблеме, во-первых, общенаучное звучание; во-вторых, широкую гласность; в-третьих, ускорение темпа, быструю сменяемость одного этапа дискуссии другим.

На проходившей 10-12 мая 1987 г. конференции "Человек-наука-общество" указывалось, что комплекс наук о человеке должен выдвинуться на первый план во всех областях и структурах, на всех направлениях исследований, используя при этом потенциал всей нашей культуры (К.М. Смирнов, 1989). Проблема биологических и социальных потребностей во многом определяла понимание развития социальной жизни, их источников, тенденций трактовки культуры (в том числе и физической) как феномена, проблем личности и индивидуальности. Подтверждением этого служит создание в Москве Центра наук о человеке.

В науке существует несколько тенденций понимания этой проблемы (И.С. Кон, 1967; Н.Ф. Добрынин, 1974; Л.Н. Коган, 1984; М.С. Каган, 1987;). Однако в наших исследованиях нам ближе идеи тех исследователей, которые утверждают о том, что человек - биосоциокультурная система, неповторимость и уникальность которой в современной жизни определяется комплексом природных, врожденных особенностей индивида с учетом влияния, в ходе его развития, ценностей культуры, влияния социального фактора, в котором формировалась личность. Следует указать, что динамика и ха-

рактер социализации находится в прямой зависимости от природных данных индивидуума (генотипа) - его телесной и психической организации, темперамента, интеллекта, его потребностей и мотивов, способностей и одаренности (В.Г. Афанасьев, 1977; М.С. Каган, 1987; В.П. Казначеев, Е.А. Спирин, 1988; Т. Парсоне, 1985; Л.И. Лубышева, 1996; В.К. Бальсевич, 2000 и др.).

Индивидуальные биологические различия человеческих организмов, зависимость их от психологических особенностей индивидуума свидетельствуют о неразрывности социологических и биологических факторов становления и развития человека (В.И. Говалло, 1984; В.М. Русалов, 1979; К.Е. Тарасов, Е.К. Черненко, 1979 и др.).

Наиболее важным представляется выяснить диалектику соотношения, взаимодействия, приоритета возрастной динамики биологического и социального в организме, раскрытие доминирующего воздействия первого на второе (Л.И. Лубышева, 1996).

В физкультурной деятельности важны методологическая направленность и способы интерпретации ценностных ориентаций личности, динамики морфологических и функциональных особенностей организма, развития физических качеств и двигательных навыков, формирование здорового образа и стиля жизни, взаимосвязи человека и общества, человека и экологии (природы). Все эти проблемы приобретают актуальность в условиях интенсификации гуманитарного образования молодежи, усиления воздействия науки и техники, экологии на организм и психологическое благополучие молодежи (А.В. Лото-ненко, Е.А. Стеблецов, 1997).

Необходимость учета взаимосвязи социального и биологического в экстремальных условиях жизнедеятельности студенческой молодежи обосновывается данными современной медицины, антропологии, генетики человека, педагогики, психологии, теории и практики физической культуры и других наук (Л.И. Лубышева, 1997; А.В. Лотоненко, 1998). Биосоциальность создает особый мир и целостность, с одной стороны, способную чувствовать, переживать, приобретать силу жизненной необходи-

мости, осознавать новое, перспективное, оригинальное и т.п. ^циальное организуется из природного, где постоянно присутствует живое начало, "подаренное человеку природой", что и определяет жизнь социального существа (Л.И. Лубышева, 1996).

Различают социальную деятельность человека как "социальную обязанность" и как "естественную необходимость". Bо втором случае она превращается во внутреннюю необходимость (потребность), человек не может не заниматься ею (Л.Н. Коган, 1984). Cпециалисты в сфере физической культуры выделяют две ступени формирования этого отношения - определение настоящего состояния и преобразование его в идеальное. Процесс оценивания, по мнению ученых, позволяет установить возможность тем или иным способом удовлетворить потребность в предмете деятельности, основу чего составляет желаемое представление (А.М. Катиков, Н.И. Пономарев, 1988).

Физическая культура и ее виды самым естественным образом соединяет в единое целое социальное и биологическое в молодом человеке. Поэтому влияние природных факторов на развитие физического потенциала студенческой молодежи носит объективный характер, однако его специфическая особенность в вузах нефизкультурного профиля заключается в том, что оно может усиливаться или ослабевать в зависимости от организации физкультурного воспитания молодежи, которое может целенаправленно влиять на развитие этого процесса, опираясь на познание его законов и сущности (B.M. Bыдрин, 1988; Л.И. Лубышева, 1996).

Методологической основой познания сущности феномена физкультурной активности современной молодежи должен стать эволюционный подход, дающий возможность всестороннего изучения физических возможностей и резервов человеческого организма на основе познания и учета социально-биологических закономерностей его развития (B.K. Бальсевич, B.A. Запорожанов, 1987; Л.И. Лубышева, 1996). На страницах центральной печати особенно остро подчеркивается проблема формирования научного знания о естественных законах развития физического потенциала молодого челове-

ка и разработка на этой основе стратегии социального стимулирования, управления и коррекции индивидуального и коллективного физкультурного воспитания, что особенно важно в вузовской системе физкультурного воспитания студенчества.

Большинство ученых сходятся во мнении о том, что социогенез одновременно обуславливает антропогенез. Так, Т.В. Корсаевская (1970, с. 11-12) пишет, что "социальность" человека в своем исходном значении выводима из биологии человека, из его телесной организации"; "из биологии человека вырастает его социальность, которая "снимает его биологию". Однако решающее значение в формировании специфической человеческой биологии принадлежит социогенезу (К.Е. Тарасов, Е.К. Черненко, 1979; Л И. Лубышева, 1996).

Как известно, понятие "человек" включает в себя понятие "человеческий индивид", характеризующее биологическую сущность человека, и понятие "личность", выражающее его социальную сторону. Главным связующим звеном между организмом индивида и социальной средой является личность, которая и испытывает постоянное влияние социального. Личность является носителем определенных социальных функций, однако, выполняя их, накладывает на их выполнение своеобразные неповторимые черты - характер, волю, интересы, потребности, знания, ценностные ориентации и мировоззрение (Е.В. Шорохова, 1977, с.69; Л И. Лубышева, 1996, с.3).

Социальные, личностные качества молодого человека в большей степени формируются под воздействием социальной среды и проявляются в их социальной деятельности, в той роли, которую он выполняет в общественной среде. Биологическая сторона жизнедеятельности студенческой молодежи обуславливает их образовательную и социальную активность, формируя при этом личность будущего специалиста. Следовательно, потребности социогенного характера связаны с сознанием человека, которое уже способно выбирать те или иные направления удовлетворения такого рода потребностей (Е.Ф. Сулимов, В.П. Коломиец, 1989).

Необходимо заострить внимание на том, что деятельность человека во многом обеспечивается метаболизмом, имеющим биологический характер, который в молодые годы проявляется более интенсивно, что вполне физиологически оправдано. Поэтому игнорирование биологических факторов жизнедеятельности молодого человека представляется безосновательным. Только в диалектическом единстве биологического и социального может успешно развиваться и формироваться личность студента. Основываясь на представлениях о сущности единства социального и биологического, указывает Л.И. Лубышева (1996, с.3), необходимо рассматривать проблему формирования физической культуры как отдельного человека, так и общества в целом. Основная задача высшей школы заключается в том, чтобы познать естественные, природные законы индивидуальной эволюции физических способностей молодого человека, а затем с учетом их выработать и реализовать пути социального (в том числе педагогического и организационного) стимулирования гармоничного развития этих способностей. Приоритет биологического в данном случае состоит в том, что оно формирует стратегию последовательности и интенсивности тренировочных воздействий, обеспечивающих развитие физических (телесных) возможностей человека. Социальное заключается в обеспечении процесса познания природных данностей и в то же время - практическую реализацию его результатов в соответствии с запросами, возможностями, моральными и нравственными ценностями общества (В.К. Бальсевич, В.А. Запорожанов, 1987; Л.И. Лубышева, 1996).

Формирование потребности молодежи в различных видах физической культуры физическими упражнениями в своей основе высокосоциальна, и нельзя сводить ее роль только к телесному развитию, укреплению здоровья и к борьбе с последствиями гиподинамии и гипокинезии. Физические упражнения, их комплексы служат средством активного отдыха, способствующего ускорению полноценного восстановления умственной и физической работоспособности, улучшению координации дви-

жений, регуляции вегетативных функций молодого человека.

Указывая на необходимость упражнять органы как на естественную биологическую потребность - биологическую предпосылку появления физических упражнений, Н.И. Пономарев (1974) подчеркивает, что "человек, коль скоро он превратился из природно-биологического существа в социальное, вынужден усваивать все формы человеческой жизнедеятельности". Однако потребности в двигательной активности являются непроизвольными, независимыми от нашего сознания отнюдь не во все периоды жизни. Оптимальные величины двигательной активности, любовь к движению (кинезофилия) характерны лишь для раннего возраста. Следовательно, потребность в двигательной активности, являясь вначале естественной, внутренне присущей человеку, переходит в "социогенную, нуждающуюся в формировании" (Н.И. Пономарев, В.М. Рейзин, 1989, с. 5-6.).

Процесс развития индивидуальных качеств личности - это одновременно и процесс развития тела человека. Именно благодаря своей телесности личность вступает в контакты с социальной средой. Человеческое тело не просто присутствует в мире наряду с другими объектами, а присоединяется к миру и в известном смысле творит его: потребности и желания человека, выраженные в экспрессивных жестах, создают значения и, следовательно, тело проектирует вокруг себя культурный мир (И.М. Быковская, 1993).

Механизм социализации личности в процессе деятельности в сфере физической культуры и ее видов имеет ряд специфических особенностей. Важно выяснить, какие элементы социального можно назвать побудительными силами поведения личности. Это становится возможным при изучении ценностных ориен-таций, интересов, потребностей и мотивов деятельности (О.А. Мильштейн, 1975). Именно в этих характеристиках концентрируется целостность и слитность социального и биологического в проявлении качеств личности студента. В.М. Выдрин (1988) указывает, что "деятельность в данной области культуры заключает в себе процессы познания, ценностные ориента-

ции, создание и закрепление ценностей в специфической форме, присущей физической культуре".

Деятельность в сфере физической культуры имеет как материальные, так и духовные формы выражения. Материален результат воздействия на биологическую сторону человека - двигательные возможности, физические качества. Духовное же воплощается в результатах проектирующей и моделирующей деятельности, теоретическом обосновании целей, задач, содержания и т.п. Поэтому физическая культура представляет собой сложное социокультурное явление, которое не ограничено решением одних только задач физического развития, а выполняет и другие "социальные заказы общества в области политики, морали, воспитания, эстетики и в этой части принадлежит общественному сознанию" (В.М. Выдрин, 1988). Ее виды способствуют возникновению новых направлений в развитии материальной и духовной культуры, теории и практики. Все это закономерно определяет взаимосвязь и взаимообусловленность материальной, духовной и физической культуры в рамках культуры общества в целом.

Наиболее развернутая теория деятельности была разработана в отечественной психологии А.Н. Леонтьевым. Согласно этой теории, структура деятельности включает в себя следующие составляющие: потребность, мотив, цель, условия ее достижения (единство цели и условий представляет задачу) и соотносимые с ними деятельность - действие - операции (С.Д. Неверкович, 1995). О конкретной деятельности, указывает автор, следует говорить тогда, "когда относительно какой-либо его активности выделены именно ее потребность и мотивы при достаточно четких характеристиках их содержания". Мотив деятельности, писал А.Н. Леонтьев (1981), "может, сдвигаясь, переходить на предмет (цель) действия, в результате этого действие превращается в деятельность. Этот момент представляется исключительно важным. Именно этим путем и рождаются новые деятельности, возникают новые отношения к действительности. Этот процесс как раз и составляет ту конкретно-психологическую основу, на которой возникают изменения ведущей

деятельности и, следовательно, переходы от одной стадии развития к другой". Сущность единства социального и биологического позволяет рассматривать проблему формирования физической культуры как отдельного человека, так и общества в целом.

Физическое и психическое развитие человека, формирование его как общественно полезной личности всегда протекает в деятельности (В.М. Выдрин, 1974; Н.И. Пономарев, 1974; В.М. Выдрин, 1988; В.И. Глухов, 1989). Деятельная сторона в этом процессе является ведущей в формировании человека, ибо только через деятельность он удовлетворяет свои потребности и передает накапливаемый опыт. Процесс познания человека, раскрытие его возможностей могут быть эффективно осуществлены лишь при условии изучения структуры его деятельности (Н.С. Злобин, 1990).

Суть деятельностного подхода к миру человека заключается в анализе специфических для человека форм преобразования наличной действительности (В.С. Швырев, 1990). Именно в связи с возможностью такого анализа в современном познании, особенно гуманитарном, "понятие деятельности играет ключевую, методологически центральную роль, поскольку с его помощью дается наиболее полная и универсальная характеристика человеческого мира"( Э.Г. Юдин, с.266). Следовательно, разработка теоретического понятия деятельности предполагает определенную исследовательскую программу, связанную с выявлением существа деятельности как формы активности, и только в таком виде понятие деятельности может выступать в качестве предпосылки исследования "мира человека" в его своеобразии (В.И. Глухов, 1989; Н.С. Злобин, 1989; 1990; В.С. Швырев, 1990 и др.).

Деятельность рассматривается как специфическая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей, условия существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс (Сов.Энц.сл., 1982, с.381).

В другой интерпретации - деятельность -форма активного отношения человека к окружа-

ющему миру, которая предполагает его осознание, целесообразное изменение и преобразование в интересах свободной личности и данного общества. "Деятельность людей должна быть всегда целенаправленной, исходить из их потребностей, интересов, чувства долга, которые в свою очередь определяются общественными условиями и уровнем индивидуального культурного развития человека",- пишет В.М. Выдрин (1988, с.36). Данная концепция наиболее полно отражает изучаемую нами проблему, так как она заостряет внимание на индивидуальном культурном развитии каждой личности. Именно повышение культурного уровня студенческой молодежи в сфере физической культуры, является одной из центральных задач нашего исследования.

Деятельность следует рассматривать как главную форму и способ существования человека и общества, способ воздействия на окружающий мир предметов и явлений с целью его изменения, совершенствования. Основанием деятельности является цель, а основанием цели - мотивы, идеалы, ценности. Практика включает в себя многообразие форм человеческой активности, практической и теоретической форм деятельности. Высшей формой деятельности человека является творческий труд (В.М. Ме-жуев, 1977; А Н. Леонтьев, 1983; В.М. Выдрин, 1988; Н.С. Злобин,1990).

Человек, в процессе своей игровой, познавательной, коммуникативной деятельности воздействует на природу, на окружающую среду посредством своих физических сил и двигательных действий. Физические способности человека вначале совершенствовались "попутно", в ходе естественного биологического развития и трудовой деятельности. Из этого сложного процесса первобытной "педагогики" постепенно, по мере исторического развития общества, выделяются и первые признаки физической культуры как области специальной деятельности, в которой решаются задачи собственно физической подготовки людей к различным требованиям жизни. По словам В.М. Выдрина (1988, с.10), "главной причиной возникновения физической культуры является труд, а главным фактором развития - обще-

ственные потребности в физической подготовке людей к труду, к жизни в обществе, к различным видам деятельности, к перемене этих видов, потребности в получении удовольствия от свободной, ничем не регламентированной двигательной деятельности".

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Деятельность в сфере физической культуры приводится в движение осознанной потребностью и носит целенаправленный характер. Поставив цель, человек анализирует ситуацию, в которой ему предстоит действовать, и выбирает средства, методы и формы достижения цели, намечает последовательность своих будущих организованных действий. По такому способу (принципу) создается идеальная схема деятельности (например, спортивная - А.Л.), которая определяется, с одной стороны, целью, а с другой - ситуацией, в которой находится человек, и условиями, в которых ему приходится осуществлять деятельность. Особенно это наблюдается в физкультурной деятельности студентов, когда при выработке этой схемы они опираются на свое знание ситуации, на знание возможных эффективных средств достижения цели и законов природы, управляющих взаимодействием вещей и течением процессов в объективной реальности. При этом они используют способность аналитического мышления - разум, логику, продумывая порядок деятельности и ее возможные результаты (А.Л. Никифоров, 1990).

Достижение цели в физкультурной деятельности свидетельствует о том, что разработанная идеальная схема деятельности является адекватным отображением одного из возможных реальных путей, ведущих к цели. Если деятельность оказалась неэффективной (нерациональной), то можно заключить, что она опиралась на ложные основания.

Категория целостной деятельности соотносима с понятием потребности и понятием мотива, с определением их предметного содержания. Поэтому о "конкретной деятельности человека можно говорить только тогда, - указывает С.Д. Неверкович (1995, с.45), - когда относительно какой-либо его активности выделены именно ее потребность и мотивы при достаточно четких характеристиках их содержания".

Чтобы действие возникло, указывает автор, и могло совершиться, необходимо, чтобы поставленная цель выступила перед субъектом в своем отношении к мотиву деятельности - отражение человеком этого отношения придает данному действию конкретный смысл.

В структуре физкультурной деятельности В.И. Глухов (1989) предлагает выделить такие мотивационные характеристики, как выработка, ориентация в деятельности (разработка плана действий), оценка результата. В действительности, актуализация потребностно-моти-вационных состояний, постановка целей, стремление к ее достижению и т.д. есть неотъемлемые компоненты любой деятельности (М.С. Каган, 1974; Н.С. Злобин, 1990; B.C. Швырев, 1990).

Физкультурную деятельность человека можно представить потребностью, мотивацией, целью, задачей и др. Если раскрыть их содержание, то получится следующий ряд: потребность -мотив - цель - действие - условие достижения цели - результат (А.Н. Леонтьев, 1975). Аналогичный подход использует Г.И. Щукина (1978) и выстраивает последовательность: "цель деятельности - мотивы - содержание деятельности предметные действия - умения - результат". И.Т. Федоренко (1976) предлагает свою структуру: "цель - предмет - условие - задача -мотив - содержание - продукт деятельности. Общее в этих подходах заключено в том, что основное внимание отводится в деятельности побуждающим мотивам человека.

Согласно исследованиям Р.А. Пилояна (1984), структуру физкультурной деятельности человека можно представить следующим образом: сосредоточение внимания на социальной значимости физической культуры - получение информации о предмете потребности (актуализация потребности) - осознание потребности (выбор мотива) - выбор решения (постановка цели) - стремление к цели (осуществление тренировочных действий) - получение оперативной информации (подкрепление уверенности в правильности действий) -самооценка результата оздоровительной деятельности (эмоциональное отношение к результату).

В этой структуре делается акцент на моти-вационной основе деятельности. Так, например, при выполнении физических упражнений с рекреационной направленностью необходимо сосредоточить свое внимание на важности занятий данным видом физической культуры, переключить на свои интересы, цели, мотивы, затормозить отрицательные побуждения, отвлекающие от режима физкультурной деятельности.

Способность человека сосредотачивать внимание на заданном объекте - необходимое условие оздоровительной деятельности. По словам К.Д. Ушинского, - "это единственные ворота, через которые знания могут проникнуть в сознание человека"(1950. - Т.8, с.20). Чтобы осознать потребность в любом действии, человеку необходимо сначала представить его как значимое для себя, как нужное в данный момент или в перспективе. В этом случае в сознании человека отразится действие, способное удовлетворить потребность. Для этого необходимо прежде всего раскрыть смысл физкультурной деятельности, обосновать смысл физических нагрузок (тренировочной работы), то есть с тем, что предстоит делать и почему. Только тогда, когда человек осознает ценность предстоящей физкультурной деятельности, у него возникает желание активно включиться в здоровый образ и спортивный стиль жизни (Н.С. Злобин, 1990; A.A. Васильев, 1992; Д.К. Эндрюс, 1993; Л.И. Лубышева, 1995; А.В. Лотоненко, 1998; В.К. Бальсевич, 2000; A.A. Горелов, В.В. Сокорев, 2009).

Осознание потребности и выбор приоритетного в конкретной ситуации мотива приводит к выбору решения (постановке цели). Именно цель определяет, как будет складываться деятельность. Если мотив побуждает к деятельности, то цель характеризует направленность активности занимающихся, определяет характер физкультурной деятельности. Мотив относится к потребности, побуждающей индивида к деятельности, цель - к предмету, на который деятельность направлена (Б.Ф. Ломов, 1981; Н.С. Злобин, 1990). Как только в сознании человека возникло отражение предмета действительности, способного удовлетворить

самую значимую для него потребность, он тут же принимает решение действовать и стремится достичь цели. Но, чтобы было принято решение удовлетворить именно оздоровительную потребность, следует с помощью методов стимулирования актуализировать именно эту потребность, оттеснив на второй план все остальные (В.М. Выдрин, 1988; В.И. Глухов, 1989).

Для достижения поставленной цели молодой человек должен быть уверен в правильности своих действий. Ему необходимо постоянно использовать информацию, которая будет стимулировать его деятельность, контролировать и оценивать свои действия и учитывать результаты физкультурной деятельности. Интерес, стремление к деятельности, другие мотивы подкрепляются, если планируемое реализуется, если есть результат от выполняемой тренировки. Как показывает опыт работы, препятствия и неудачи в удовлетворении потребности порождают негативные эмоции, раздражение, состояние подавленности и угнетенности. Зачастую преодоление трудностей в правильном выполнении и дозировке физических упражнений вызывают у молодежи чувство растерянности, уныния, тревоги. Неудовлетворение потребности может вызвать ее угасание. И тогда ни воля, ни способности молодежи, ни приемы воспитания или пропаганды не смогут изменить этого положения (А.Н. Леонтьев, 1971; М.С. Каган, 1974).

Для успешного развития и формирования потребностей в физкультурной деятельности молодежи их необходимо подкреплять эмоциональным удовлетворением от успешности результатов физкультурной деятельности. Эту работу можно проводить регулярно, на каждом учебно-тренировочном занятии. Для этого человеку, выполняющему физические упражнения, целесообразно предлагать небольшие (адекватные уровню его подготовки) физические нагрузки, посильные конкретные задания и сопровождать их постоянной информацией об успешности их выполнения. Он должен быть обеспечен экспресс-информацией о состоянии своего здоровья, в противном случае он лишается способности испытывать удовольствие (наслаждение) от физкультурной

деятельности. Это в конечном итоге ведет к снижению интереса заниматься физической культурой (В.И. Глухов, 1989; Н.М. Северико-ва, 1990).

Физическая культура в вузах нефизкультурного профиля должна быть ориентирована на "оптимизацию функциональных состояний здоровья и работоспособности человека посредством физической активности как одного из элементов культуры двигательной деятельности" (В.К. Бальсевич, Г.Г. Наталов, Ю.К. Чер-нышенко, 1997). Именно в процессе физкультурной деятельности формируется человек и в культурном отношении, ибо действительным содержанием культуры, в том числе и физической, является его развитие - в совокупности образующих его отношений, сил, способностей и потребностей. Физические качества, двигательные умения, навыки, спортивные результаты и т.д. составляют предметную, внешнюю форму физической культуры. Ценность их определяется сформированным уровнем развития самого человека, его личности.

Представляя категорию деятельности как теоретическое основание разработки педагогической системы формирования физической культуры молодого человека с целью практического решения актуальных вопросов, возникающих при составлении программ различных видов физической культуры, следует иметь в виду, что эта категория позволяет: 1- анализировать целостность поведенческих проявлений личности в конкретном виде деятельности; 2 - выделять специфические задачи, встающие перед человеком, как единство его целей, мотивов и условий достижения; 3 - определять действия, посредством которых молодежь решает эти задачи. Изменения в соотношении таких составляющих деятельности, как действие, мотив, цель, служат основой психофизического развития молодежи. Это особенно важно учитывать в гуманистических программах подготовки молодых специалистов, которые должны ориентироваться на основные положения развивающей педагогики (специфические особенности профессиональной деятельности, развитие теоретического мышления, участие в деловык играх) (С.Д. Не-

веркович,1995). Отсюда следует, что в вузах нефизкультурного профиля необходимо решать одну из основных задач педагогической системы - постепенное воспитание потребностно-мотивационной сферы к занятиям физическими упражнениями и формирование на этой основе сознательного отношения студенческой молодежи к здоровому образу и спортивному стилю жизни - ведущих компонентов культуры физической активности. Деятельность здесь выступает как высшая форма системной активности - упорядоченного взаимодействия всех ее видов.

Развитие (формирование) личности студента на протяжении всего периода его обучения в вузе может осуществляться только в процессе творческой деятельности. Идеальной следует считать такую ситуацию, при которой студент сможет так или иначе участвовать во всем многообразии жизнедеятельности студенческого коллектива, раскрывая и утверждая себя в полноте своих личностно-человеческих качеств, высоком уровне развития культуры, где физическая культура имеет огромную и незаменимую ценность.

Основными факторами, определяющими качественное соотношение деятельности и потребности в физической культуре личности являются: естественный процесс физического (телесного) развития и сопутствующая ему осознанная потребность в двигательной активности, условия экологической среды, характеризующиеся особенностями климатических, гигиенических и социальных компонентов воздействия на личность, а также жизненный культурологический опыт, накопление которого формирует потребностно-мотивационную сферу молодежи, их отношение к различным видам физической культуры.

Проведенный нами теоретико-методологический анализ проблемы соотношения биологического и социального позволяет обоснованно утверждать идею единства и взаимообусловленности, детерминированности этих философских категорий применительно к процессу сознательного освоения и творческой реализации студентами ценностей физической культуры и ее видов.

Примечания:

1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человеко-знания / Б.Г. Ананьев. - М.: Наука, 1977. - 380 с.

2. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К. Анохин. - М.: Медицина, 1975. - 477 с.

3. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич. - М.: ФиС, 1988. - 208 с.

4. Бальсевич, В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1995. - №4. - С. 2-8.

5. Виленский, М.Я. Педагогические основы формирования потребности в физическом самосовершенствовании у студентов / М.Я. Виленский, А.П. Внуков, И.Ф. Чернобаб. - Умань: УСХИ, 1985. - С. 51.

6. Виленский, М.Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения в высшей школе: Учеб. пособ. / М.Я. Виленский. - М.: МГПИ, 2004. - 197 с.

7. Внуков, А.П. Формирование у студентов потребности в физическом самосовершенствовании как задача учебно-тренировочного процесса / А.П. Внуков // Матер. IV Всесоюзн. научн. конф. - Львов, 1987. - С. 2-3

8. Воронцов, Б.И. Разумные потребности личности: сущность, критерии, пути формирования / Б.И. Воронцов. - Воронеж: ВГУ 1990. - 180 с.

9. Выдрин, В.М. Теория физической культуры (культу-роведческий аспект): Учеб. пособие / В.М. Выдрин. -Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1988. - 45 с.

10. Выдрин, В.М. Деятельность специалистов в сфере физической культуры : Учеб. пособ. / В.М. Выдрин. -СПб., 1997. - 74 с.

11. Гостев, Р.Г. Спорт в условиях глобализации и устойчивого развития / Р.Г. Гостев // Культура физическая и здоровье. - 2004. - № 2. - С. 3-10; 2005. - № 1(3). - С. 315.

12. Гостев, Р.Г. Спорт и законодательство. - М.: НИЦ «Ев-рошкола», 2001. - 438 с.

13. Гостев, Г.Р. Основные направления в организации и развитии физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации (на примере Воронежской

области) / Г.Р. Гостев // Сб. ст. «Физическая культура и спорт в РФ», вып. 1 (под ред. Р.Г. Гостева, С.И. Гусь-кова). - М., 2000. - С.171-179.

14. Каган, М. С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) / М.С. Каган. - М.: Политиздат, 1974. -328 с.

15. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /

A.K Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

16. Леонтьев, А.Н. Л^ализ деятельности / АН. Леонтьев. - Вестн. МГУ: серия 14. - Психология. - 1981. - № 2. - С. 9.

17. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / A.fr Леонтьев // Психология эмоций: Сб. науч. тр. / Под ред.

B.К. Вилюнас, Ю.Б. Гишенрейгер. - М.: МГУ 1984. -

C. 162-168.

18. Лотоненко, А.В. Молодежь и физическая культура / AB. Лотоненю, E.A. Стеблецов. - М.: ФОН, 1997. - 317 с.

19. Лотоненко, А.В. Педагогическая система формирования у студенческой молодежи потребностей в физической культуре: Дис. ...д-ра пед. наук / AB. Лотоненко. - Воронеж, 1998. - 360 с.

20. Лубышева, Л.И. Концепция формирования физической культуры человека: Монография / Л.И. Лубышева. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 120 с.

21. Лубышева, Л.И. Физическая культура и молодёжь: Монография / Л.И. Лубышева, AB. Лотоненко, A.C Игнатьев. - М.: ТиПФК, 2001. - 181 с.

22. Маркарян, Э. С. Теория культуры и совершенная наука: (Логико-методологический анализ) / Э.С. Маркарян. - М.: Мысль, 1983. - 284 с.

23. Михайлов, Н.Н. О потребностях человека, их возвышение и формирование / Н.Н. Михайлов. - М.: Знание, 1982. - 150 с.

24. Пономарев, Н.И. О формировании потребности человека в физкультурно-спортивной деятельности / Н.И. Пономарев, В.М. Рейзин // Теория и практика физической культуры. - 1989. - № 10. - С. 5-6.

25. Рождественский, Ю.В. Введение в культуроведение / Ю.В. Рождественский. - М.: ЧеРо, 1996. - 388 с.

26. Юдин, Э.Г. Системный подход и принцип деятельности / Э.Г. Юдин. - М., 1978. - 266 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.