КАТЕГОРИАЛИЗАЦИЯ И СУБЪЕКТЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
С.А. ЗАЙЦЕВ,
заместитель начальника Саратовского юридического института МВД России по служебно-боевой подготовке
[email protected] 22.00.05 — политическая социология
Аннотация. Приводятся определения общественной безопасности. Рассматриваются субъекты и участники общественной безопасности на разных уровнях современного социума.
Ключевые слова: общественная безопасность, субъекты, политика, дефиниция, общество, государство, личность.
THE CATEGORIALIZATION AND SUBJECTS OF PUBLIC INSURANCE
S.A. ZAYTSEV
Deputy Head of the Saratov Law Institute of the Russian Interior Ministry for combat training.
Annotation. Different definitions of Public Insurance are resulted in the article. The subjects and participants of Public Insurance in different levels of modern society are considered. Key words: Public Insurance, subjects, policy, definition, society, state, person.
В условиях развития правового государства и гражданского общества в России актуализируются вопросы, связанные с участием граждан в обеспечении общественной безопасности и развитием правовой культуры. Правосознание современного российского общества подвергается существенным изменениям вследствие модификации ценностной системы общества и культуры, маргинализации права и несовершенства принимаемых законов, распространенности рисков криминогенного характера. Преодоление этого разрыва возможно при условии общности интересов и целей у органов правопорядка и других социальных субъектов и государственных структур, а также согласованности действий по их реализации.
Ученые и политики обсуждают проблемы, связанные с переосмыслением роли местного сообщества в формировании процесса гражданского участия. Выходит на повестку дня понятие социальной мобилизации, т.е. участие граждан в процессах социального планирования на уровне местных сообществ. Успешность социальной интеграции зависит от того, насколько активно и продуктивно население участвует в процессах социального контроля и социальных изменений. В публичной сфере осуществляется нормативная ориентация действия в направлении демократизации и консолидации общества, а также объединение людей в процессе повышения качества жизни и контроля над социальным порядком. Политика общественной безопасности на муниципальном уровне (микрорайона, объединений граждан по месту жительства) способна стать основной для налажива-
ния конструктивного диалога между государственными органами, негосударственным сектором и населением.
Национальная безопасность как научная категория занимает умы отечественных ученых и практиков с момента возникновения новых общественно-политических отношений, а точнее с начала 1990-х гг. Активно проводились и проводятся исследования, связанные с обеспечением национальной безопасности России, которые так или иначе затрагивают исследование категорий «безопасность», «национальная безопасность». Термин «национальная безопасность» в научной литературе многозначен, до сих пор не выработано четкого и строгого определения этого понятия. В одних случаях национальная безопасность рассматривается как цель, в других — как концепция, в третьих — как научная программа или научная дисциплина.
В.И. Митрохин под национальной безопасностью предлагает понимать меру защищенности среды жиз-небытия, чести, достоинства, ценностей личности, социальных групп, государства, общества, цивилиза-ции1. С. Васильев предлагает следующий вариант определения: «Национальная безопасность Российской Федерации есть состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства, достигаемое совместными действиями государственных и общественных институтов путем гибкого использования экономических, политических и иных средств как во внутренней политике, так и международных отношениях»2.
Многие исследователи считают важным, чтобы при формировании и проведении в жизнь политики и стратегии национальной безопасности приоритет отдавался не защите, не состоянию защищенности, а последовательной, твердой и эффективной реализации ценностей и интересов в обстановке разных опасностей и угроз3. Это положение важно и тем, что приоритет функций реализации национальных интересов перед их защитой позволяет придать политике и стратегии национальной безопасности активность, наступательность, а значит, результативность. В.А. Труханов предлагает рассматривать национальную безопасность как защиту национального бытия через реализацию интересов, ценностей и целей. Национальная безопасность — это не просто абстрактная научная категория, по сути которой можно вести споры до бесконечности. В сложившихся геополитических, экономических, экологических социальных условиях национальная безопасность должна стать мировоззрением всего российского общества4.
Следует отметить некоторые аналогии между дефинициями национальной безопасности и безопасности государства. Безопасность государства — это состояние защищенности его жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз. В свою очередь, под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития государства5. Понятие «безопасность государства» («государственная безопасность») носит обобщающий характер и включает в себя безопасность конституционного строя и территориальной целостности государства, его суверенитета.
Безопасность личности предполагает предотвращение, устранение, снижение угрозы конституционно закрепленным правам и свободам конкретного человека (право на жизнь, достоинство личности, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища, свободу передвижения, частной собственности и т.д.). В законодательных актах в качестве интересов личности, определяющих состояние ее безопасности, выделены реализация конституционных прав и свобод, обеспечение личной безопасности, повышение уровня и качества жизни, духовное и интеллектуальное развитие человека и гражданина. В отличие от безопасности личности общественная безопасность есть состояние защищенности от угроз не конкретного лица, а неопределенного круга лиц и их сообществ, а в итоге — общества6. В этом определении акцент делается на то, что общество по свей природе неоднородно, поскольку в силу разных обстоятельств экономического, социального, политического характера, в зависимости от пола, возраста, направленности личных интересов и других факторов делится на социальные слои, общности и группы, объединенные единством интересов их
членов и осознанно или неосознанно преследующих общие цели. В этом случае безопасность есть высшая социальная ценность гражданского общества, понятие, согласно которому все общество существует и развивается.
Сформулировать определение общественной безопасности сложно ввиду разнородности и трудно сопоставимости подходов к этой категории. Попытки осмыслить проблему общественной безопасности осуществляются преимущественно в функциональном аспекте. Преобладание односторонних подходов приводит к тому, что ее дефиниция разрабатывается как бы для совершенно разных объектов. Необходим комплексный взгляд и системный подход к решению существующих проблем. В таком контексте теоретические представления об общественной безопасности определяют ее как состояние социальной системы. Речь идет не о защите (функциональный подход), а о защищенности, т.е. о характере социальных отношений (институциональный подход). Центр внимания перемещается на внутренние механизмы поддержания устойчивого, сбалансированного развития системы, воспроизводство ее основных параметров. Речь идет о гомеостатических механизмах стабильного самовоспроизводства системы и ее базовых элементов.
Рассмотрение разных точек зрения и видов аргументации приводит к выводу, что общественная безопасность должна рассматриваться как институциональная система воспроизводства условий стабильной, устойчивой динамики посредством действия самих социальных отношений. В этом случае исходное определение понятия «общественная безопасность» — это состояние, при котором институционально, т.е. самими общественными отношениями, поддерживаются факторы, сохраняющие стабильность и позитивную направленность социальной системы.
Систему обеспечения общественной безопасности России можно классифицировать по такому основанию, как субъектный приоритет, с их общей структурной диспозиции. Первый, макроуровень, состоит из специальных государственных органов, политических, правовых, запретительных, контрольных, силовых структур обеспечения защиты и интересов общества. Второй, микроуровень, включает в себя индивидов, социальные группы и общности. Устойчивость системы достигается в результате действия противоречивых процессов на разных уровнях субъектной структуры. Существование сложной, многоуровневой системы субъектов безопасности (государства, регионов, социальных групп, отдельных индивидов) свидетельствует о наличии нескольких градаций безопасности, которая на каждом из этих уровней проявляется в специфических формах и имеет самостоятельное содержание7.
Микроуровень проблемы общественной безопасности современного российского общества тесно связан с формирующейся системой общественной
регуляции. Государственное управление является тем самым фактором, который поддерживает и стабилизирует спонтанные защитные реакции всех других социальных субъектов.
Особое значение в обеспечении общественной безопасности России имеет организация системы подготовки и принятия управленческих решений по защите социальных интересов страны, а также формирование политики общественной безопасности на муниципальном уровне.
Политику общественной безопасности на муниципальном уровне можно интерпретировать как одно из основных направлений, элемент содержания правоохранительной функции государства. Такой методологический подход позволяет рассматривать правопорядок как социально-политическое и государственно-правовое явление в единстве институционального, функционального и социального аспектов. В институциональном — через систему органов, которые реализуют правоохранительную функцию государства. В функциональном — как целенаправленную управленческую деятельность органов государства в области охраны правопорядка, обеспечивающих сбалансированное решение задач государственной политики в целях организации, стабильности, развития и безопасности социальной системы. В социальном — посредством взаимодействия правоохранительных органов с органами государственного управления и местного самоуправления, общественными объединениями, гражданами по реализации правоохранительной функции государства.
Правоохранительную систему можно рассматривать как согласованноеединствогосударственно-правовых средств, методов и гарантий, призванное обеспечивать высокую степень уважения и защищенности человека и гражданина от противоправных нарушений и злоупотребления властью. Правоохранительная система функциональна. Она состоит из двух основных
подсистем — охранительных правовых норм и правоохранительных органов, организаций. Правоохранительная система включает в себя три субстанции: цели и объекты правоохраны; субъекты правоохраны; правоохранительную деятельность. Цель правоохранительной системы, которая конкретизируется применительно к разным объектам правоохранительной системы, — охрана прав, свобод и интересов граждан. Объекты правоохранительной системы классифицируются в соответствии с основными сферами общественной жизни. Субъектами правоохранительной системы являются государство, правоохранительные организации и физические лица.
Правоохранительная деятельность определяется охранительной функцией правовой системы и правоохранительной функцией государства. Любые органы государства в той или иной мере осуществляют правоохранительную деятельность, являясь прямыми и непосредственными участниками обеспечения безопасности на разных уровнях в современном обществе.
1 Митрохин В.И. Концептуальные основы стратегии национальной безопасности России // Социально-политический журнал. 1996. № 6. С. 23.
2 Васильев С. Новые подходы к понятию безопасности России. М., 1999. С. 10.
3 Манилов В.Л. Национальная безопасность: ценности, интересы и цели // Военная мысль. 1995. № 6. С. 40.
4 Труханов В.А. Социальный фактор в системе национальной безопасности. Саратов, 2001. С. 38.
5 Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.В. Лазарева. М., 2001. С. 85.
6 Кондрашов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Закону Российской Федерации «О милиции». М., 2006. С. 14, 19.
7 Волков Ю.Г, Мостовая И.В. Социология. М., 1998.
КОНТРРАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ МУРМАНСКОГО КРАЯ В ПРЕДДВЕРИИ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
А.А. ИВАНОВ,
доцент Мурманского института экономики Санкт-Петербургской академии управления и экономики, кандидат исторических наук
[email protected] 12.00.01 - теория и история права и государства;
история учений о праве и государстве
Аннотация. Исследуется история развития контрразведывательных служб на Севере России после Октябрьской революции. Особого внимания заслуживают взаимоотношения между региональными контрразведывательными органами, центральным аппаратом контрразведки, другими советскими управленческими структу-