Научная статья на тему 'Социологическая интерпретация муниципальной политики общественной безопасности'

Социологическая интерпретация муниципальной политики общественной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
91
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / NATIONAL SAFETY / A MUNICIPAL POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зайцев Сергей Анатольевич

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена объективной потребностью личности, общества, государства в научно обоснованной, эффективной и оптимально сбалансированной политике общественной безопасности. Необходимость формирования такой политики на муниципальном уровне жизнедеятельности социума определяется рядом обстоятельств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL INTERPRETATION OF THE MUNICIPAL POLICY OF THE PUBLIC SAFETY

The urgency of a considered problem is caused by objective requirement of the person, of the society, of the state for scientifically proved, effective and optimal balanced policy of public safety. The necessity of the formation of such policy at municipal level of vital activity of the society is defined by a number of circumstances.

Текст научной работы на тему «Социологическая интерпретация муниципальной политики общественной безопасности»

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

© Зайцев Сергей Анатольевич

заместитель начальника Саратовского юридического института МВД России по служебно-боевой подготовке.

@ (845-2) 379-104, И suimvd@overta.ru

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена объективной потребностью личности, общества, государства в научно обоснованной, эффективной и оптимально сбалансированной политике общественной безопасности. Необходимость формирования такой политики на муниципальном уровне жизнедеятельности социума определяется рядом обстоятельств.

Ключевые слова: национальная безопасность, муниципальная политика.

Базовым для социологической интерпретации муниципальной политики общественной безопасности является понятие «безопасность». В соответствии с терминологией действующего российского законодательства безопасность определяется как состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы представляют собой совокупность потребностей, удовлетворение которых надёжно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. Угроза безопасности (реальная или потенциальная) - это совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства [1].

Правовую основу безопасности составляют Конституция, федеральные законы и международные договоры Российской Федерации [2, с. 232]. Анализ этих документов показывает, что понятие «безопасность» включает такие операциональные конструкты, как «национальная безопасность», «безопасность личности», «безопасность государства», «общественная

безопасность», строгое определение которых является необходимым условием отображения ими социальной действительности.

Сам термин «национальная безопасность» был введен в научный оборот группой американских учёных сразу после Второй мировой войны [3, с. 76]. За несколько лет они выработали концепцию национальной безопасности, затем на её базе разработали доктрину госбезопасности, которая даёт основное направление для всех действий госаппарата и на которую должна быть ориентирована вся экономическая, политическая и социальная жизнь страны. Если суммировать научные разработки США в этом направлении, то создается определённая модель доктрины национальной безопасности, которая обязывает все государственные структуры вести строго установленную политику.

Система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности, важнейшие направления государственной политики Российской Федерации сформулированы в концепции национальной безопасности Российской

Информационная безопасность регионов. 2010. № 1 (6)

Федерации [4]. Под национальной безопасностью Российской Федерации здесь понимается безопасность её многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

Национальная безопасность как научная категория занимает умы отечественных учёных и практиков с момента возникновения новых общественно-политических отношений, точнее сказать, с начала 90-х гг. XX в. Активно проводились и проводятся исследования, связанные с обеспечением национальной безопасности России, которые, так или иначе, затрагивают исследование данной категории. Термин «национальная безопасность» в научной литературе весьма многозначен, до сих пор не выработано чёткого и строгого определения этого понятия. Иногда национальная безопасность рассматривается как цель. В других случаях - как концепция, в третьих - как научная программа или научная дисциплина. Например, В. И. Митрохин под национальной безопасностью предлагает понимать меру защищённости среды жизнебытия, чести, достоинства, ценностей личности, социальных групп, государства, общества, цивилизации в целом [5, с. 23].

С. Васильев предлагает следующий вариант определения: «национальная безопасность Российской Федерации - есть состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства, достигаемое совместными действиями государственных и общественных институтов путём гибкого использования экономических, политических и иных средств как во внутренней политике, так и международных отношениях» [6, с. 10].

Многие исследователи считают принципиально важным, чтобы при формировании и проведении в жизнь политики и стратегии национальной безопасности приоритет отдавался не защите, не состоянию защищённости, а последовательной, твёрдой и эффективной реализации ценностей и интересов в обстановке различных опасностей и угроз [7, с. 40]. Важность данного положения состоит также в том, что приоритет функций реализации национальных интересов перед их защитой позволяет придать политике и стратегии национальной безопасности активность, наступательность, а значит, и результативность. Исходя из этого В. А. Труханов предлагает рассматривать национальную безопасность России как защиту национального бытия через реализацию интересов, ценностей и целей. В связи с этим автор отмечает, что национальная безопасность - это не просто абстрактная научная категория, по сути которой можно вести споры до бесконечности. В сложившихся геополитических, эконо-

мических, экологических социальных условиях - национальная безопасность должна стать мировоззрением всего российского общества [8, с. 38].

Следует отметить некоторые аналогии между дефинициями национальной безопасности и безопасности государства. Безопасность государства - это состояние защищённости его жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз. В свою очередь, под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей, удовлетворение которых надёжно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития государства [9]. Таким образом, понятие «безопасность государства» («государственная безопасность») носит обобщающий характер и включает безопасность конституционного строя и территориальной целостности государства, его суверенитета.

Безопасность личности предполагает предотвращение, устранение, снижение угрозы конституционно закреплённым правам и свободам конкретного человека (право на жизнь, достоинство личности, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища, свободу передвижения, частной собственности и так далее). В законодательных актах в качестве интересов личности, определяющих состояние её безопасности, выделены: реализация конституционных прав и свобод, обеспечение личной безопасности, повышение уровня и качества жизни, духовное и интеллектуальное развитие человека и гражданина [2, с. 14].

В отличие от безопасности личности, общественная безопасность есть состояние защищённости от угроз не конкретного лица, а неопределённого круга лиц и их сообществ, а в итоге - общества в целом [2, с. 19]. В данном определении упор делается на то, что общество по свей природе неоднородно, поскольку в силу различных обстоятельств экономического, социального, политического характера, в зависимости от пола, возраста, направленности личных интересов и других факторов делится на различные социальные слои, общности и группы, объединённые общностью интересов их членов и осознанно или неосознанно преследующих общие цели. В этом случае безопасность есть высшая социальная ценность гражданского общества, понятие, согласно которому всё общество существует и развивается.

Рассматривая общественную безопасность как научную категорию, следует подчеркнуть, что сформулировать её определение крайне сложно ввиду разнородности и трудности сопоставимости подходов к данной категории. Попытки осмыслить проблему общественной

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

безопасности осуществляются преимущественно в функциональном аспекте. Преобладание односторонних подходов приводит к тому, что её дефиниция разрабатывается как бы для совершенно разных объектов. По нашему мнению, необходим комплексный взгляд и системный подход к решению существующих проблем. В таком контексте теоретические представления об общественной безопасности определяют её как состояние социальной системы. Речь здесь идёт не о защите (функциональный подход), а о защищённости, то есть о характере социальных отношений (институциональный подход). Центр внимания перемещается на внутренние механизмы поддержания устойчивого, сбалансированного развития системы, воспроизводство её основных параметров. Речь идёт о гомеоста-тических механизмах стабильного самовоспроизводства системы и её базовых элементов.

Таким образом, рассмотрение различных точек зрения и разных видов аргументации приводит к выводу, что общественная безопасность должна рассматриваться как институциональная система воспроизводства условий стабильной, устойчивой динамики посредством действия самих социальных отношений. В этом случае исходное определение понятия «общественная безопасность» - это состояние, при котором институционально, то есть самими общественными отношениями, поддерживаются факторы, сохраняющие стабильность и позитивную направленность социальной системы. Политику общественной безопасности на муниципальном уровне, по нашему мнению, можно интерпретировать как одно из основных направлений, элемент содержания правоохранительной функции государства. Такой методологический подход позволяет рассматривать правопорядок как социально-политическое и государственно-правовое явление в единстве институционального, функционального и социального аспектов. В институциональном - через систему органов, которые реализуют правоохранительную функцию государства. В функциональном - как целенаправленную управленческую деятельность органов государства в области охраны правопорядка, обеспечивающую сбалансированное решение задач государственной политики в целях организации, стабильности, развития и безопасности социальной системы. В социальном - посредством взаимодействия правоохранительных органов с органами государственного управления и местного самоуправления, общественными объединениями, гражданами по реализации правоохранительной функции государства.

Общественная безопасность обеспечивается проведением единой государственной поли-

тики в этой области, выработкой и реализацией системы мер политического, экономического, правового, организационного, информационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам общества.

Особую значимость политика общественной безопасности приобретает на муниципальном уровне, который представляет собой первичный уровень организации публичной власти, где интегрируются социально-политические процессы, проявляются противоречия между социальными группами, действует институт общественного мнения, обеспечивается в целом устойчивость всей системы власти. Развитие местного самоуправления определяется в качестве важнейшей основы формирования гражданского общества, обеспечения социальной и политической стабильности России. Возрастание значимости местного самоуправления подтверждает истинность теорий демократии, констатирующих, что механизм реализации власти на максимально приближенном к гражданам уровне наиболее наглядно демонстрирует степень демократичности социальной системы. Посредством местного самоуправления структурируются отношения между обществом и государством, закладываются основы демократии и гражданской активности населения.

Муниципальная политика общественной безопасности интерпретируется на операциональном и эмпирическом уровне социологического анализа рядом параметрических характеристик со своими метрическими шкалами. Авторский методический подход ориентирован на комплексное применение качественных и количественных методов изучения конкретно-социологической информации и построен на приоритетном внимании к синтетическим проявлениям муниципальной политики общественной безопасности, её объективному и субъективному отображению. В качестве таковых выступает состояние правопорядка и правосознания соответственно.

Библиографический список

1. О безопасности: закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 15. - ISSN 0868-4944.

2. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / отв. ред. В. В. Лазарев. - М., 2001.

3. Мильштейн М. Военно-промышленный комплекс США. - М., 1974.

4. О концепции национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. -№ 24 // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 2. -ISSN 1560-0580.

Информационная безопасность регионов. 2010. № 1 (6)

5. Митрохин В.И. Концептуальные основы стратегии национальной безопасности России // Социально-политический журнал. -1996. - № 6. - ISSN 0869-8120.

6. Васильев С. Новые подходы к понятию безопасности России. - М., 1999.

7. Манилов В. Л. Национальная безопасность: ценности, интересы и цели // Военная мысль. - 1995. - № 6.

8. Труханов В. А. Социальный фактор в системе национальной безопасности. - Саратов, 2001.

9. Кондрашов Б. П., Соловей Ю. П., Черников В. В. Комментарий к Закону Российской Федерации «О милиции». - М., 2006.

информационная безопасность и сетевой подход в экономическом развитии

СОЦИУМА НА СОВРЕМЕННОМ ЗТАПЕ

© КОЛОКОЛЬЦеВА Ольга Владимировна

кандидат социологических наук, доцент, старший науч ный сотрудник организационно-научного и редакционно издательского отдела Саратовского юридического института МВД России.

8 (845-2) 379-131 И olga_kolokolceva@mail.ru

© ЦеЙКО Виталий Иванович

кандидат экономических наук, консультант Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

8 (495) 606-7919 И vits69@mail.ru

Рассматриваются проблемы информационной безопасности в условиях межсекторального взаимодействия. Теневые сети и неформальная экономика выступают факторами коррупционной коммуникации в современном социуме.

Ключевые слова: секторы экономики, формальная и неформальная экономика, социальная роль, межорганизационные связи, информационные и материальные потоки, ресурсное поле.

Э

я

Экономическое развитие общества "является основополагающим фактором, детерминирующим другие подсистемы социума, такие как политика, право, культура и собственно социальная сфера. В условиях мирового кризиса, затронувшего национальные экономики в глобальном масштабе, концепция

экономического детерминизма приобретает особую актуальность. Наиболее ярко это выражается на примере всех трёх секторов экономики любого государства.

1. Государственный сектор экономики объединяет государственные и муниципальные организации, то есть организации, имущество

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.