Научная статья на тему 'Формирование политики общественной безопасности на муниципальном уровне: актуальность и проблемы социологического анали'

Формирование политики общественной безопасности на муниципальном уровне: актуальность и проблемы социологического анали Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
99
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ЛИЧНОСТЬ / A POLICY / PUBLIC SAFETY / A RULE-OF-LAW STATE / CIVIL SOCIETY / THE PERSON / THE STATE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зайцев Сергей Анатольевич

Рассматриваются особенности политики общественной безопасности на муниципальном уровне, а также факторы её формирования. Особое место в этом процессе уделяется институтам гражданского общества в современных условиях российской действительности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE POLICY OF THE PUBLIC SAFETY AT MUNICIPAL LEVEL: THE URGENCY AND PROBLEMS OF THE SOCIOLOGICAL ANALYSIS

The features of a policy of public safety at municipal level, and also factors of its formation are considered. The special place in this process is given to the institutions of a civil society in modern conditions of the Russian reality

Текст научной работы на тему «Формирование политики общественной безопасности на муниципальном уровне: актуальность и проблемы социологического анали»

16. Андреев В. К. Право государственной собственности в России. - М., 2004.

17. Закон РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 3 июля 1991 г. № 1531-1 // Ведомости РСФСР. - 1991. - № 27.

18. Указ Президента РФ «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 29 декабря 1991 г. № 341 / / ИПС «ГАРАНТ» (дата обращения: 30.03.2010).

19. Петраков Н. Отношения собственности: анализ трансформации в переходной экономике // Проблемы теории и практики управления. -2005. - № 2. - ISNN 0234-4505.

20. Boyeko M., Shleifer A., Vishny R. Privatizing Russia. - Cambridge. Mass. The MIT Press, 1995.

21. Рябухин С. Н. Региональный аспект приватизации государственной собственности // Эко. Всероссийский экономический журнал. - 2004. - № 7. - ISNN 0131-7652.

22. Медведев Д. А. Россия, вперед! // URL: http://www.gazeta.ru/ comments/2009/09/ 10_a_ 3258568.shtml (дата обращения: 30.03.2010).

формирование политики общественной безопасности на муниципальном уровне: актуальность и проблемы

социологического анализа

© Зайцев Сергей Анатольевич

заместитель начальника института по служебно-боевой подготовке Саратовского юридического института МВД России

® (845-2) 379 104

Рассматриваются особенности политики общественной безопасности на муниципальном уровне, а также факторы её формирования. Особое место в этом процессе уделяется институтам гражданского общества в современных условиях российской действительности.

Ключевые слова: политика, общественная безопасность, правовое государство, гражданское общество, личность, государство.

Дю

ктуальность рассматриваемой про-элемы обусловлена объективной потребностью личности, общества, государства в научно обоснованной, эффективной и оптимально сбалансированной политике общественной безопасности. Необходимость формирования такой политики на муниципальном уровне жизнедеятельности социума определяется следующими основными обстоятельствами:

- с одной стороны, потребностью в системе общественно-государственной защиты личности в широком понимании, создании предпосылок и возможностей формирования механизмов индивидуальной самозащиты и самореализации в условиях глобальных цивили-зационных изменений и ситуациях локального социального кризиса;

- с другой стороны, наличием проблемной ситуации в связи с необходимостью изменения приоритетов в науке, общественном сознании и социальной практике и перехода от традиций безусловной приоритетности безопасности государства к повышению значимости безопасности общества и человека, личности.

Актуализируется потребность в научно обоснованной политике по проблеме функционирования эффективного межсекторного взаимодействия в сфере общественной безопасности на уровне региона, города, района и микрорайона. Развитие институтов гражданского общества и правового государства повышает значимость взаимодействия государственных органов общественной безопасности с населением. Важным условием для эффективного

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

участия граждан в обеспечении общественной безопасности является использование гражданской инициативы в деятельности существующих профильных государственных институтов, а также возрождения прежних и создание новых форм обеспечения безопасной среды жизнедеятельности.

Международный опыт убедительно свидетельствует, что в современных условиях затруднительно, а порой и невозможно блокировать угрозы общественной безопасности, предусмотреть защиту от социальных рисков без сотрудничества компетентных государственных органов с населением, функционированием негосударственной системы в этой сфере. В развитых странах около 70% всех правоохранительных действий осуществляется негосударственными службами безопасности, которые, в том числе, используются в интересах обеспечения общественной безопасности. С непосредственным участием граждан проводятся профилактические мероприятия и поддерживается общественный порядок.

В нашей стране также создаются и довольно активно развиваются различные ассоциации, фонды, объединения, частные детективно-охранные предприятия, службы безопасности, решающие разнообразные вопросы безопасности личности. Как показывает отечественный опыт, становление негосударственной системы общественной безопасности требует оптимизации её взаимодействия с соответствующими государственными органами, поиском концептуальных представлений о том, какой комплекс задач необходимо решать и в какой стратегической перспективе.

Общество и государство в современных условиях должны сформировать совместную политику безопасного существования и развития личности, человека как самостоятельного субъекта общественных отношений. В противном случае вступают в действие механизмы формирования причинного комплекса, создающего предпосылки активизации процессов, способных вызвать стагнацию местного сообщества. Создание муниципальной политики общественной безопасности обуславливается спецификой взаимодействия личности, общества и государства, особенностями соотношения и взаимосвязи процессов формирования индивидуального и массового сознания. Суть проблем, определяющих эту специфику, можно представить в следующих основных положениях.

В условиях развития правового государства и гражданского общества в России особенно значимы вопросы, связанные с участием граждан в обеспечении общественной безопасности и развитием правовой культуры.

Правосознание современного российского общества подвергается существенным изменениям вследствие модификации ценностной системы общества и культуры в целом, маргинализация права и несовершенства принимаемых законов, распространённости рисков криминогенного характера. Преодоление этого разрыва возможно лишь при условии общности интересов и целей у органов правопорядка и других социальных субъектов и государственных структур, а также согласованности действий по их реализации.

Учёные и политики обсуждают проблемы, связанные с переосмыслением роли местного сообщества в формировании процесса гражданского участия, выносится на повестку дня вопрос о социальной мобилизации, то есть участии граждан в процессах социального планирования на уровне местных сообществ. Успешность социальной интеграции зависит от того, насколько активно и продуктивно население участвует в процессах социального контроля и социальных изменений. В публичной сфере осуществляется нормативная ориентация действий в направлении демократизации и консолидации общества, а также объединение людей в процессе повышения качества жизни и контроля за социальным порядком. Политика общественной безопасности на муниципальном уровне (микрорайона, объединений граждан по месту жительства) способна стать основной для налаживания конструктивного диалога между государственными органами, негосударственным сектором и населением. Проблемы её формирования и поиски их решения определяют актуальность данного исследования.

Социологическая рефлексия изучаемой проблемы берёт свое начало в классических представлениях о социальном порядке и получает дальнейшее развитие в теориях социального взаимодействия, развития, конфликта и консенсуса.

Наиболее активно исследования сообществ, местных общин и политики взаимодействия государственных и общественных объединений начинают развиваться с 60-х гг. ХХ в. Позднее общественные объединения анализируются как акторы социальных трансформаций. Наибольший интерес в научной литературе представляет изменение роли местных сообществ, а именно их мобилизация в целях профилактики правонарушений и охраны правопорядка. Отдельные работы посвящены стратегиям и механизмам практической реализации безопасности сообществ, контроля за преступностью на местном уровне в контексте политики социального партнёрства между населением и властями, а также концептуальным вопросам политики общественной безопасности

Информационная безопасность регионов. 2010. № 2 (7)

властных структур в рамках местного сообщества. Большое значение имеет анализ политических механизмов наделения полномочиями граждан для профилактики преступности, объединения их общими целями.

Для социологического анализа важны теоретико-методологические положения отечественных и зарубежных учёных, исследующих общественную безопасность в контексте социологии права (Дж. Гибс, В. Кудрявцев) [1], девиант-ного поведения (Г. Беккер, Я. Гилинский, А. Коэн) [2], риска и безопасности (У. Бек, Э. Гидденс, Н. Луман) [3].

В отечественной социологии многие авторы касались отдельных аспектов изучаемой проблемы с позиций теорий национальной безопасности (Э. Андреев, О. Лупаина, В. Манилов, В. Труханов), социального контроля (А. Евдокимов, Н. Клинецкая, Н. Полякова), аномии и маргинальности социальной структуры (В. Алёшин, Т. Заславская, В. Рывкина,

B. Шубкин), социокультурных трансфор-маций (В. Артёмов, Е. Артюх, С. Бородин, П. Скобликов), отношения населения к институтам общественной безопасности (А. Быков,

C. Егорышев, Ю. Комлев, Ю. Левада) [1], генезиса социальных движений и стратегически ориентированных союзов (В. Волков, Л. Гордон, Е. Здравомыслова, А. Клопов, П. Романов, О. Яницкий).

Принципиально важными для социологического анализа являются сравнительные междисциплинарные исследования различных проблем общественной безопасности в поле правовой и политической экспертизы. В. Афанасьев, В. Бабаев, Б. Кондрашов, В. Лазарев, Ю. Соловей, В. Устинов, В. Черников разрабатывают широкий круг вопросов правового регулирования механизмов общественной безопасности. Криминологический анализ проблем общественной безопасности представлен в работах Ю. Антоняна, А. Долговой, М. Назаркина. Большое внимание уголовно-правовой, организационной, оперативно-розыскной и тактико-специальной составляющим охраны правопорядка уделяют В. Козлов, Б. Кофман, А. Майдыков,

A. Сафаров. Эволюцию разнообразных форм правоохранительной деятельности рассматривают А. Борисов, А. Дугин, А. Малыгин,

B. Полубинский. Становлению и развитию в современных условиях негосударственных институтов общественной безопасности посвящены работы С. Богомоловой, М. Викулина, Г. Петрова, Е. Стригина, А. Тихонова, Е. Шелковниковой. Проблемы участия населения в правоохранительной деятельности связываются с правосознанием граждан (Р. Байниязов, Н. Гранат, А. Зимин, А. Плешаков, А. Чинчиков) и со-

циально-политическими процессами самоорганизации на местном уровне (А. Воронин, А. Ершов, В.Лагин,Р.Рязанов,Ю.Петров). В работах В. Витюка, З. Голенковой, П. Гончарова,

H. Дряхлова феномен общественной безопасности анализируется в контексте развития демократии, становления правового государства и гражданского общества в современном российском социуме. Возможности местного самоуправления в обеспечении общественной безопасности изучаются в работах В. Абрамова, Л. Вишневской, И. Кокарева, В. Чекалкина. Формирование механизмов обеспечения общественной безопасности на уровне муниципалитетов и микрорайонов рассматриваются в работах Ю. Дмитриева, А. Кононова, А. Каптилова.

Несмотря на высокий интерес отечественных и зарубежных учёных к способам формирования муниципальной политики общественной безопасности, социальная активность граждан как форма социального контроля и инициатива местных сообществ в решении проблем безопасности изучены недостаточно. В обсуждении проблем, связанных с переосмыслением роли местного сообщества в обеспечении общественной безопасности ощущается заметная нехватка теоретической экспертизы и прикладных разработок. Социологическая перспектива исследований роли населения и негосударственных структур в обеспечении общественной безопасности представлена в отечественной социологической литературе в различных аспектах. Отсутствие концептуальных стратегий в области муниципальной политики общественной безопасности, недостаток верифицированных программ приводят к неопределённости в сфере обеспечения общественной безопасности местного сообщества. Это создаёт определённые трудности для государственно-управленческой практики, сказывается на качестве жизни и социальном состоянии всех слоёв населения, требует глубокого и точного теоретического и эмпирического осознания сложившейся ситуации с целью разработки эффективных тактических и стратегических решений.

Библиографический список

I. Комлев Ю. Ю. Основы социологии для юристов: курс лекций. - Казань: КЮИ МВД России, 2009. - ISBN 978-5-901593-18-9.

2. Jameson F. Postmodernism, Or, The Cultural logic of Late Capitalism. - Durham: Duke University Press, 1991.

3. Henslin J. M. Essentials of sociology: a down-to-earth approach. - Boston: Allyn and Bacon, 2004.

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.