Научная статья на тему 'Отношения власти и личности в условиях провозглашения правового государства в переходный период России XX столетия'

Отношения власти и личности в условиях провозглашения правового государства в переходный период России XX столетия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
82
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ПОЛИТИКА / ПРАВО / A RULE-OF-LAW STATE / THE GOVERNMENT / THE PERSON / A POLICY / THE LAW

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Вестов Федор Александрович

В статье исследуются проблемы формирования власти в период глубоких структурных и экономических преобразований в России, в условиях принятия новой конституции 1993 г., провозгласившей формирование правового государства, и складывающиеся отношения власти и личности в этот период

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONS OF THE AUTHORITY AND THE PERSON IN THE CONDITIONS OF RULE-OF-LAW STATE DECLARATION IN THE TRANSITION PERIOD OF RUSSIA OF XX CENTURY

The problems of the authority formation in the period of the deep structural and economic transformations in Russia, in the conditions of acceptance of the new Constitution in the 1993 which have proclaimed formation of a rule-of-law state, and developing relations of the power and the person during this period are investigated in the article.

Текст научной работы на тему «Отношения власти и личности в условиях провозглашения правового государства в переходный период России XX столетия»

отношения власти и личности в условиях провозглашения правового государства в переходный период россии xx столетия

© ВЕСТОВ Федор Александрович

кандидат юридических наук, профессор кафедры уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии юридического факультета Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского

8 (845-2) 225-117

В статье исследуются проблемы формирования власти в период глубоких структурных и экономических преобразований в России, в условиях принятия новой конституции 1993 г., провозгласившей формирование правового государства, и складывающиеся отношения власти и личности в этот период.

Ключевые слова: правовое государство, государственная власть, личность, политика, право.

На российском политическом фоне над властью всё более приобретает господство правовая идея, «идея должного» [1, с. 281], целью которой, согласно В. Овиу, в широком смысле, должна быть «справедливость», представленная «по крайней мере в форме идеи, идеи справедливого... По большому счёту, право приобретает своё содержание, свойственное и специфичное для него, только в понятии справедливого. обеспечивающего поддержку и прогресс человеческого общества.» [2, с. 56]. И чтобы существовать и быть признаваемой в этих условиях, власть должна себя оправдать. То есть все действия власти должны обусловливаться и регулироваться правовыми нормами точно так же, как и действия лиц, не имеющих власти. Лица, обличенные властью, должны быть исполнителями предписаний. Власть для них должна стать не столько субъективным правом, сколько их правовой обязанностью, которую, в свою очередь, они должны вести, осуществляя функции власти как известное общественное служение [3, с. 98-107]. Полномочия, представленные им народом, должны служить интересам этого народа. В противном случае, власть теряет доверие народа, а равно и свою силу. Примером тому служат известные события, проходившие

во время президентского срока Б. Н. Ельцина, когда власть стала безличной.

Мы имеем ввиду, во-первых, противостояние между законодательной и исполнительной властью, возникшее с приходом к власти Б. Н. Ельцина, приведшее к трагическим событиям 3-4 октября 1993 г. - расстрелу парламента [4, с. 309-310].

С принятием новой Конституции РФ, где механизм сдерживания исполнительной власти обеспечивается разделением властей, государственная политика, мягко говоря, была направлена не в социальное русло. В условиях острых социальных катаклизмов 1990-х гг., Конституция РФ мало напоминала документ социального, или классового, мира. Скорее, она была средством насаждения определённой идеологии, политического и правового порядка [5, с. 43-44]. Как заметил Л. А. Окуньков, период президентства Б. Н. Ельцина является «ярким примером контраста между содержанием конституционных полномочий Президента по управлению государственными делами и крайне слабыми результатами их реализации. Объясняется это отчасти особенностью российской модели организации власти: полномочия даны, а ответственности практически никакой - ни правовой, ни политической. В условиях

бесконтрольности и отсутствия санкций многие прерогативы приобретают характер вседозволенности» [6, с. 3]. Кстати, данное свойство государственной власти выдвинул в своё время H. Krabbe [7, с. 37, 47, 245].

Обезличивание государственной власти характерно для переходного периода. Это обуславливается тем, что вновь пришедшие к власти социальные группы, классы и слои стремятся в максимальной степени использовать правовые, политические, идеологические, пропагандистские и другие средства для укрепления и расширения своей власти и влияния [8].

В. В. Сорокин предложил рассматривать три этапа переходного периода: 1) оформление переходной власти; 2) конституирование нового стоя; 3) устойчивое функционирование. При этом в качестве основных критериев периодизации переходного состояния автор выделяет: уровень завершённости формирования системы органов государственной власти, отвечающей типологической характеристике нового конституционного строя; уровень гражданского согласия; уровень стабильности общественных отношений нового типологического характера после соответствующего государственно-правового воздействия [9, с. 7].

Согласно этой концепции на первом этапе происходит «реальное завладение главными рычагами государственной власти; декларирование основных принципов стратегии коренных преобразований; демонтаж наиболее оппозиционных и нежизнеспособных институтов прежнего строя; закладывание основ новой правовой системы; формирование новых, преимущественно временных органов переходной власти и др.». В этом отношении достаточно вспомнить некоторые события начала 1990-х гг., когда осуществлялся реальный переход власти от коммунистов к демократам и укрепление новой власти и её идеологии. Так, 12 июня 1991 г. избирается Президент РСФСР Б. Н. Ельцин, 10 июля 1991 г. он вступает в должность. Придерживаясь новых демократических взглядов, Б. Н. Ельцин сразу же пытается создать администрацию Президента нового типа. Он вводит должности: государственного секретаря РСФСР, государственных советников РСФСР, советников Президента РСФСР, формирует новое Правительство. Постепенно происходит существенное усиление роли Президента РСФСР, причём как на общегосударственном уровне, так и в управлении территориями. Например, постановлением Верховного Совета РСФСР от 21 августа 1991 г. «О дополнительных полномочиях Президента РСФСР по обеспечению деятельности Советов народных депутатов в условиях ликвидации последствий государ-

ственного переворота в СССР» [10, с. 1125] «в краях, областях, автономных областях, автономных округах вводилась должность главы администрации, который стал правопреемником исполнительного комитета. Право назначать и освобождать этих должностных лиц было предоставлено Президенту РСФСР» [11, с. 88]. Кроме того, 20 июля 1991 г. Президент издает Указ № 14 «О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР» [12, с. 1035], который фактически «привёл к организационному развалу КПСС» - партии, являвшейся конкурентом демократам. КПСС, несмотря на то, что из преамбулы и ст. 6 Конституции СССР исключались положения о руководящей и направляющей роли КПСС [13], оставалась «влиятельной силой в стране». Указ № 14 «по существу привёл к организационному развалу КПСС, абсолютно не приспособленной к тому, чтобы действовать через территориальные первичные структуры».

Более того, «августовские события 1991 г. дали повод Президенту считать, что создание ГКЧП есть попытка вернуть прежнюю власть не только государственным руководителям СССР, но и руководству КПСС». Поэтому Президент издаёт ещё три указа: 23 августа - «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР»; 25 августа - «Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР»; 6 ноября - «О деятельности КПСС и КП РСФСР». Таким образом, конкурент в лице КПСС был деморализован.

Ещё один важный факт для первого этапа переходного периода в России - процесс приватизации и ваучеризации 1991-1992 гг. [14, с. 58], когда под лозунгом децентрализации фактически происходило «распределение» страны «между власть имущими и их приближенными». Иначе говоря, власть спешила осуществить переход к рыночным отношениям преимущественно в свою пользу, опережая при этом законодательные решения, необходимые «для осуществления соответствующих мероприятий» [15, с. 97].

Так, 25 апреля 1991 г. было принято постановление Верховного Совета РСФСР № 1104-1 «О мерах по подготовке процессов приватизации государственного и муниципального имущества на территории РСФСР» [13]. Однако порядок приватизации государственного имущества, введённый данным правовым актом, фактически нельзя было осуществить. Продажа разрешалась исключительно на аукционах, с предварительным оповещением населения за 15 дней до аукциона. При этом трудовые коллективы

Информационная безопасность регионов. 2010. № 2 (7)

пользовались преимущественным правом покупки. Но механизм реализации таких продаж не предусматривался [16, с. 132]. В связи с этим 3 июня 1991 г. был принят Закон РСФСР № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (далее - Закон № 1531-1) [18, с. 927], которым устанавливался перечень государственных органов, уполномоченных проводить приватизацию. «Были созданы две государственные структуры, ответственные за осуществление приватизации: Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом и Российский фонд федерального имущества. Для приватизации каждого предприятия создавалась комиссия, состоявшая из представителей фондов на региональном и местном уровнях, которые и выступали в качестве продавцов государственного имущества». Помимо этого, Закон № 1531-1 регламентировал порядок и способы приватизации государственных и муниципальных предприятий, закреплял льготы работникам приватизируемых предприятий, формулировал гарантии прав участников процесса приватизации. Однако Закон № 1531-1 «вступал в силу с момента принятия Государственной программы приватизации, устанавливающей цели, приоритеты и ограничения при проведении приватизации». Основные положения такой программы были утверждены Указом Президента РФ лишь 29 декабря 1991 г. [18].

Ставя задачу создания широкого круга собственников посредством безвозмездной передачи государственной собственности, новая государственная власть пыталась вначале преобразовывать крупные предприятия в открытые акционерные общества, а затем приватизировать последние комбинированным способом: посредством привилегированного выкупа акций работниками и ваучерных аукционов. С этой целью 14 августа 1992 г. Президент РФ издал Указ № 914 «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации».

Однако «первая странность приватизационного чека - ваучера заключалась в том, что, будучи выданным государством и под гарантии государственной собственности, он не принимался этим государством к оплате, то есть не обменивался по номиналу на рубли. Вторая странность ваучера состояла в том, что его можно было обменять на акции только строго ограниченного круга предприятий. При этом государство не обеспечивало своих граждан информацией об экономическом положении приватизируемых предприятий [19, с. 16]. В результате «некоторые ваучерные аукционы были

проведены с нарушением действовавшего законодательства РФ» в пользу власть имущих [20].

Также следует отметить и то, что «во многих регионах массовая приватизация прошла на фоне отсутствия законодательных актов регионального уровня». Например, по исследованиям С. Н. Рябухина, «в Сахалинской области законодательные акты, регулирующие отношения в области приватизации, не принимались до 1999 г. В ряде субъектов РФ... на основании нормативных правовых актов индивидуального характера фактически решения о приватизации объектов государственной собственности принимались главами администраций» [21, с. 4].

В целом массовая приватизация 19911992 гг. «не предоставила приватизированным предприятиям никаких дополнительных инвестиционных ресурсов, равно как и не принесла денежных доходов». Поэтому назвать её массовой вряд ли возможно. Собственность распределялась, прежде всего, между заинтересованными со стороны власти лицами, а уже потом - народом. Таким образом, в структуре правовой системы вообще и механизма правового регулирования в частности «над формально-юридическими (правовыми) отношениями, чётко устанавливающими юридические (субъективные) права и обязанности их участников, субъектов, преобладали фактические отношения, порождённые властью, но не содержащие в себе каких-либо юридических прав и обязанностей сторон».

На втором этапе переходного периода, согласно концепции В. В. Сорокина, власть пытается принять новую конституцию, упразднить большинство ранее созданных временных и чрезвычайных органов государства, проводить выборы в центральные и местные органы государственной власти, принимать меры к достижению в обществе гражданского согласия и др.

Так, в России 12 декабря была принята Конституция РФ, которая закрепила провозглашенные новой властью права и свободы граждан, капиталистические отношения в обществе. В механизме правового регулирования, - отмечает М. Н. Марченко, - фактические отношения, практически исключающие какую-либо юридическую ответственность лиц или организаций за невыполнение взятых ими обязательств или за совершение правонарушений, постепенно, по мере устранения весьма значительных пробелов в праве, вытесняются юридическими по своему характеру отношениями. Государственная власть направляет усилия на охрану приобретённого капитала путём «всех находящихся в её распоряжении средств и на его правовое закрепление». К этому государственная власть прилагает огромные усилия, «сопровождае-

мые периодически звучащими из уст высших государственных сановников заявлениями о том, что «передела собственности не будет», что передела собственности они не допустят и т. п. В этом одно из важнейших проявлений сути государственной власти и создаваемого ею законодательства на данном этапе».

Для заключительного этапа переходного периода, по определению М. Н. Марченко, характерно:

- организационное оформление органов переходной власти снизу доверху посредством свободных выборов;

- функционирование переходного государства в условиях реальной возможности осуществления государственного суверенитета;

- относительное гражданское согласие по поводу направления дальнейшего развития общества;

- преодоление наиболее опасных последствий системного кризиса, включая предотвращение угрозы распада страны;

- относительное завершение военных конфликтов, если таковые имели место внутри страны и за её пределами, с участием вооруженных сил данного государства;

- определённый экономический рост, сопровождающийся реальным улучшением материального положения населения при сохранении в переходном обществе признаков кризиса;

- длительное, непрерывное развитие переходного государства в рамках избранного стратегического курса коренных преобразований без эксцессов возврата к прежней парадигме развития и др.

Следуя концепции В. В. Сорокина, сегодня Россия находится на заключительном этапе переходного периода. В самом деле, с приходом к власти В. В. Путина, а затем Д. А. Медведева, власть начинает приобретать лицо. Они ставят перед государственной властью главную цель - подчинение государства интересам общества. Так, по словам Президента Д. А. Медведева, «сегодня впервые в нашей истории у нас есть шанс доказать самим себе и всему миру, что Россия может развиваться по демократическому пути. Что переход страны на следующую, более высокую ступень цивилизации возможен. И что он будет осуществлен ненасильственными методами. Не принуждением, а убеждением. Не подавлением, а раскрытием творческого потенциала каждой личности. Не запугиванием, а заинтересованностью. Не противопоставлением, а сближением интересов личности, общества и государства.

Мы действительно живём в уникальное время. У нас есть шанс построить новую, сво-

бодную, процветающую, сильную Россию. И я, как президент, обязан сделать всё от меня зависящее, чтобы этот шанс был использован нами в полной мере» [22].

В этом отношении является «важным не упустить исторический шанс нынешнего этапа развития страны, когда и власть и общество всё более осознают необходимость повышения уровня взаимного доверия и взаимодействия в возрождении и цивилизованном развитии своей страны - Великой России».

Библиографический список

1. Кистяковский Б. А. Философия и социология права. Спб.: РХГИ, 1999. - ISBN 5-88812-047-2.

2. Geny F. Sciense et teohnique en olroit prive positif. - Paris, 1913. - T. 1. - n. 35.

3. Duguit L. Truite' de droit constitutionnel. -Paris, 1911. - T. 1.

4. Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права. - М.: ТК Велби; Проспект, 2008.

- ISBN 978-5-482-01980-1.

5. Авакьян С. А. Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы и перспективы // Журнал российского права. - 2003. - № 11. - ISNN 1605-6590.

6. Окуньков Л. А. Президент и Правительство (в механизме государственной власти) // Журнал российского права. - 2001. - № 2. - ISNN 16056590.

7. Krabbe H. Die Lehre der Rechtssouverenitat. Beitrag aur Staatslehre. - Groningen, 1906.

8. Лучин В. О. «Указное право» России. - М., 1996.

9. Сорокин В. В. Государственность переходного периода: теоретические вопросы: автореф. ... дис. канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 1999.

10. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - № 34.

11. Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. - М.: Сашко, 2000. - ISNN 0042-8736.

12. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - № 31.

13. Постановление ВС РСФСР «О мерах по подготовке процессов приватизации государственного и муниципального имущества на территории РСФСР» от 25 апреля 1991 г. № 1104-1 // ИПС «ГАРАНТ» (дата обращения: 30.03.2010).

14. Андрефф В. Российская приватизация: подходы и последствия // Вопросы экономики.

- 2004. - № 6.

15. Моисеева Е. В. Приватизация как способ распоряжения государственным и муниципальным имуществом // Журнал российского права.

- 2006. - № 9. - ISNN 1605-6590.

Информационная безопасность регионов. 2010. № 2 (7)

16. Андреев В. К. Право государственной собственности в России. - М., 2004.

17. Закон РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 3 июля 1991 г. № 1531-1 // Ведомости РСФСР. - 1991. - № 27.

18. Указ Президента РФ «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 29 декабря 1991 г. № 341 / / ИПС «ГАРАНТ» (дата обращения: 30.03.2010).

19. Петраков Н. Отношения собственности: анализ трансформации в переходной экономике // Проблемы теории и практики управления. -2005. - № 2. - ISNN 0234-4505.

20. Boyeko M., Shleifer A., Vishny R. Privatizing Russia. - Cambridge. Mass. The MIT Press, 1995.

21. Рябухин С. Н. Региональный аспект приватизации государственной собственности // Эко. Всероссийский экономический журнал. - 2004. - № 7. - ISNN 0131-7652.

22. Медведев Д. А. Россия, вперед! // URL: http://www.gazeta.ru/ comments/2009/09/ 10_a_ 3258568.shtml (дата обращения: 30.03.2010).

формирование политики общественной

безопасности на муниципальном уровне:

актуальность и проблемы

социологического анализа

© Зайцев Сергей Анатольевич

заместитель начальника института по служебно-боевой подготовке Саратовского юридического института МВД России

® (845-2) 379 104

Рассматриваются особенности политики общественной безопасности на муниципальном уровне, а также факторы её формирования. Особое место в этом процессе уделяется институтам гражданского общества в современных условиях российской действительности.

Ключевые слова: политика, общественная безопасность, правовое государство, гражданское общество, личность, государство.

Дю

ктуальность рассматриваемой про-элемы обусловлена объективной потребностью личности, общества, государства в научно обоснованной, эффективной и оптимально сбалансированной политике общественной безопасности. Необходимость формирования такой политики на муниципальном уровне жизнедеятельности социума определяется следующими основными обстоятельствами:

- с одной стороны, потребностью в системе общественно-государственной защиты личности в широком понимании, создании предпосылок и возможностей формирования механизмов индивидуальной самозащиты и самореализации в условиях глобальных цивили-зационных изменений и ситуациях локального социального кризиса;

- с другой стороны, наличием проблемной ситуации в связи с необходимостью изменения приоритетов в науке, общественном сознании и социальной практике и перехода от традиций безусловной приоритетности безопасности государства к повышению значимости безопасности общества и человека, личности.

Актуализируется потребность в научно обоснованной политике по проблеме функционирования эффективного межсекторного взаимодействия в сфере общественной безопасности на уровне региона, города, района и микрорайона. Развитие институтов гражданского общества и правового государства повышает значимость взаимодействия государственных органов общественной безопасности с населением. Важным условием для эффективного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.