УДК 327
DOI 10.34823/SGZ.2020.5.51469
И.С. ЕГОРОВ аспирант кафедры политологии Востока ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова*
Катар в Совете сотрудничества арабских государств Персидского залива: развитие дипломатического кризиса
В статье рассматриваются предпосылки и перспективы постепенного разрешения дипломатического кризиса между Катаром и другими странами ССАГПЗ1. Проводится анализ возможностей Катара по увеличению своего влияния в Персидском заливе и на Ближнем Востоке. Делается вывод о том, что Катар получил исключительную возможность использовать «идеальный шторм» на нефтяных рынках для укрепления своих позиций в ССАГПЗ.
Ключевые слова: Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива, Катарский дипломатический кризис, урегулирование конфликта, политические проблемы, Ближний Восток.
I.S. EGOROV
PhD student of the Department of Political Science of the East, Institute of Asian and African Countries, Lomonosov Moscow State University
Qatar in the Gulf Cooperation Council: development of the diplomatic
crisis
The article discusses the background and prospects for the gradual resolution of the diplomatic crisis between Qatar and other GCC countries. Qatar's ability to increase its influence in the Persian Gulf and
* Егоров Игорь Сергеевич, e-mail: [email protected]
1 ССАГПЗ - Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, в который входят Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ, Кувейт, Бахрейн и Оман.
the Middle East is considered. It is concluded that Qatar received an exceptional opportunity to use the "perfect storm" in the oil markets to strengthen its positions in the GCC.
Keywords: Gulf Cooperation Council, Qatar diplomatic crisis, conflict resolution, political problems, Middle East.
Скорость политических и экономических изменений в мире и на Ближнем Востоке продолжает возрастать. 10 декабря 2019 г. в Саудовской Аравии состоялся 40-й Саммит ССАГПЗ. Как отмечали эксперты и участники, ситуацию вокруг Катарского дипломатического кризиса удалось сдвинуть с «мёртвой точки», но прогресс, если и был достигнут, то незначительный1. Вместе с тем после «драматичного» падения спроса на углеводороды и охлаждения отношений между Саудовской Аравией и США в марте-апреле 2020 г. у Дохи появилась возможность для серьёзной «контригры» против Эр-Рияда в рамках ССАГПЗ. Анализ актуальной парадигмы политических и экономических событий вокруг противостояния Катара и Саудовской Аравии важен для понимания ключевых тенденций в регионе и представляет значимость не только для научных исследований, но и для работников профильных дипломатических и военных ведомств. Цель статьи - изучить новый баланс сил, который стал складываться внутри ССАГПЗ со второй половины 2019 г., дать оценку перспективам разрешения Катарского дипломатического кризиса.
В историческом разрезе ход событий вокруг конфликта Катара и «арабской четвёрки» - Саудовской Аравии, ОАЭ, Египта и Бахрейна - представляет собой новую политическую реальность. В прошлом можно найти примеры, когда небольшому государству удавалось противостоять соседней державе, гораздо более мощной в экономическом и военном плане (Датско-прусская война 1848-1850 гг. и её продолжение - Датская война 1864 г.; Война за независимость Ирландии 1919-1921 гг. и т.д.). Это объяснялось, прежде всего, поддержкой «слабой» стороны конкурирующими великими странами. На Ближнем Востоке наиболее характерна ситуация вокруг Курдистана, которому уже много десятилетий не удаётся создать единое государство, но и у пограничных стран не получается полностью подчинить эти территории и решить курдскую проблему2. Однако историки и политологи всегда считали, что в данной ситуации речь могла идти только об успешной
1 Qatar sees 'small progress' in resolving Gulf dispute. 06.12.2019. Официальный сайт телеканала «Аль-Джазира». URL: https://www.ayazeera.com/news/2019/12/qatar-foreign-minister-gulf-crisis-moved-stalemate-191206192335553.html (дата обращения: 04.04.2020).
2 Васецова Е.С. Иракский Курдистан в системе региональных противоречий // Социально-гуманитарные знания, 2018, № 3, с. 276-285.
обороне, а не о планах ответной экспансии. В 2019 г. Катар решительно опроверг этот постулат.
Преодолев первоначальные сложности экономической блокады и перекрытия границ, диверсифицировав маршруты поставок основных товаров, «газовый гигант» перешёл к активным действиям.
Во-первых, учтя основные проблемы, выявленные Катарским дипломатическим кризисом в 2017 г., Эмират решил дополнительно «застраховаться» от рисков насильственной смены власти двумя главными доступными способами. Было начато расширение американской военной базы «Аль-Удейд» за счёт Катара. Кроме того, в конце 2019 г. состоялось открытие второй турецкой военной базы на территории Эмирата, при этом турецким солдатам были предоставлены исключительные права. Необходимо отметить, что хотя некоторые эксперты завили о фактической потере Катаром части суверенитета1, преимущество карликового государства заключается именно в возможности обеспечения своей независимости сложной системой сдержек и противовесов, где возможны любые краткосрочные и долгосрочные альянсы и союзы2. Турция, действительно, имеет экспансионистские планы, активно взаимодействует с Ираном и собирается наращивать своё влияние в Персидском заливе, используя военную базу в Катаре3. Однако для самого Эмирата ключевым фактором в этой ситуации являются противоречия между двумя союзниками по НАТО: США и Турцией. Каждая из этих двух сторон, действуя исключительно в собственных интересах, будет стремиться не допустить военный переворот против правящей семьи Аль Тани.
Во-вторых, Эмират решил более активно инвестировать свободные средства от продажи СПГ4 в совместные проекты с крупнейшими американскими компаниями, которые могут лоббировать экономические и политические интересы партнёров как в конгрессе США, так и в администрации президента. Наиболее репрезентативно сотрудничество двух углеводородных корпораций: «Qatar Petroleum»5 и «Exxon Mobil»6. В феврале 2019 г. они объявили о совместных инвестициях в проект СПГ «Golden Pass» в США в
1 Turkey-Qatar pact can be 'misused for military missions' in the Gulf. 08.01.2019. Официальный сайт телеканала «Аль-Арабия». URL: https://english.alarabiya.net/en/News/gulf/2019/01/08/Turkey-Qatar-pact-can-be-misused-for-military-missions-in-Gulf.html (Дата обращения: 15.04.2020).
2 Примаков Е.М. Конфиденциально: Ближний Восток на сцене и за кулисами. М.: Российская газета, 2012, с. 378-406.
3 Зачем Турции военная база в Катаре. 14.06.2017. Официальный сайт информационного агентства «REGNUM». URL: https://regnum.ru/news/polit/2288014.html (Дата обращения: 12.03.2020).
4 СПГ - сжиженный природный газ.
5 «Qatar Petroleum» - государственная компания, которой принадлежат все нефтегазовые активы в Катаре.
6 «Exxon Mobil» - одна из крупнейших нефтяных компаний в мире.
размере 10 млрд долл.1. При этом попытки конкурентов Катара по ССАГПЗ (прежде всего, Саудовской Аравии и ОАЭ) заблокировать расширение и интенсификацию американо-катарского сотрудничества не увенчались успехом2.
В то же время в 2019 г. обстановка внутри ССАГПЗ, который изначально не выступил единым фронтом против Катара, так как Оман занял нейтральную позицию, а Кувейт сразу принял на себя роль медиатора, стала стремительно меняться в пользу Катара. ОАЭ решили вывести свой военный контингент из Йемена, руководствуясь не только военными и экономическими интересами, но и из-за конфликта, который возник между Южным Переходным Советом, поддерживаемым ОАЭ, и правительством бывшего президента Йемена Мансура Хади, подконтрольным Саудовской Аравии. Кроме того, Абу Даби значительно усилил свои связи с Анкарой и Тегераном и даже начал переговоры о разделе сфер влияния в Персидском заливе между ОАЭ и Ираном3, что способствовало ухудшению отношений между Саудовской Аравией и Эмиратами. Это создало новые возможности для катарской дипломатической игры по принципу «разделяй и властвуй».
Наконец, Саудовская Аравия, сумевшая создать в регионе некоторый аналог «варшавского договора»4, стала постепенно утрачивать лояльность и поддержку своих союзников и сателлитов. Внутри ССАГПЗ влияние Королевства основывалось, прежде всего, на ведущей роли Саудовской Аравии в ОПЕК и в возможности регулирования мировых цен на нефть. В целом на Ближнем Востоке и в Северной Африке «саудитам» удавалось играть значительную роль благодаря финансовой и инвестиционной поддержке дружественных режимов, военно-техническому сотрудничеству и ограниченному участию в местных конфликтах. Все эти факторы могли работать только в условиях благоприятной ценовой конъюнктуры на мировых рынках углеводородов и при позитивной динамике отношений Саудовской Аравии с США. Период 2019 - первой
1 ExxonMobil, Qatar Petroleum to proceed with Golden Pass LNG export project. 05.02.2019. Официальный сайт компании «Exxon Mobil». URL: https://corporate.exxonmobil.com/News/Newsroom/News-releases/2019/0205_ExxonMobil-Qatar-Petroleum-to-Proceed-with-Golden-Pass-LNG-Export-Project (Дата обращения: 10.03.2020).
2 Ласкарис Ф.И. Катар: об активности Qatar Petroleum в США. 10.02.2019. Официальный сайт Института Ближнего Востока. URL: http://www.iimes.ru/?p=53266 (Дата обращения: 10.02.2020).
3 Зачем ОАЭ выходят из Йемена? 23.07.2019. Официальный сайт информационного портала «Pars Today». URL: https://parsto-day.com/ru/radio/middle_east-i103481 (Дата обращения: 02.02.2020).
4 Варшавский договор (Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи) - документ, положивший начало военному альянсу социалистических государств Европы при ведущей роли Советского Союза.
половины 2020 г. ознаменовался фактическим крушением саудовского «варшавского договора».
Развал «антихуситской» коалиции в Йемене дополнился серьёзными успехами Катара в развитии экономического и военно-технического сотрудничества со странами Сахеля1, где ещё несколько лет назад Саудовская Аравия была безусловным лидером. Кроме реализации совместного с Францией проекта по созданию военного контингента в странах 352, Катару удалось «принудить» Чад к восстановлению дипломатических отношений, не отказываясь от поддержки вооружённой оппозиции3. С точки зрения отношений внутри ССАГПЗ ситуация в зоне Сахеля обернулась для Саудовской Аравии, прежде всего, репутационными потерями.
Другая ключевая нефтедобывающая страна Персидского залива - Ирак - долгое время балансировала между Саудовской Аравией и Катаром, заняв нейтральную позицию с самого начала Катарского дипломатического кризиса. Однако в декабре 2018 г. Дохе удалось заключить Меморандум о взаимопонимании между торговыми палатами двух стран, что открыло возможности для более широкого экономического и политического взаимодействия4.
Как отмечал ряд источников, связанных с Ираном, на юбилейном 40-м Саммите ССАГПЗ Саудовская Аравия была настроена на конструктивный диалог с Катаром5, который запустил бы более быстрый процесс нормализации отношений. Аналитики расходятся во мнениях, почему этого не произошло6. Одни утверждают, что Катар не слишком стремился к примирению, прислав на переговоры на высшем уровне премьер-министра Абдуллу Аль Тани7. Другие полагают, что сдержанному финальному заявлению могла
1 Сахель - тропический саванный регион в Африке, который расположен между пустыней Сахара и более плодородными землями у экватора.
2 G5 - военная организация, созданная в 2005 г. для борьбы с «джиха-дистами» и радикальными группировками в зоне Сахеля. В неё входят военнослужащие из Чада, Мали, Буркина-Фасо, Мавритании и Нигера.
3 Быстров А.А. О поддержке Катаром антиправительственных сил в Чаде. 21.03.2019. Официальный сайт Института Ближнего Востока. URL: http://www.iimes.ru/?p=54361 (Дата обращения: 10.01.2020).
4 Minister says Qatar-Iraq ties a motivation for increased co-operation. 13.12.2018. Официальный сайт катарской газеты «Gulf Times». URL: https://www.gulf-times.com/story/616147/Minister-says-Qatar-Iraq-ties-a-motivation-for-increased-co-operation (Дата обращения: 17.01.2020).
5 Take a look at the 40th meeting of the Gulf Cooperation Council. 22.12.2019. Официальный сайт иранской медиа компании «IUVM press». URL: https://iuvmpress.com/47863 (Дата обращения: 15.01.2020).
6 Официальный текст финального коммюнике Высшего Совета ССАГПЗ по итогам 40-го Саммита. 11.12.2019. Опубликован на официальном сайте информационного агентства «Emirates News Agency». URL: https://www.wam.ae/en/details/1395302809556 (Дата обращения: 15.03.2020).
7 Премьер-министр Абдулла Аль Тани ушёл в отставку 20 января 2020 г.
способствовать позиция ОАЭ, которые видят политические риски в примирении Дохи и Эр-Рияда1.
Проанализировав ситуацию, которая складывалась к началу 2020 г., можно сделать вывод, что Саудовская Аравия постепенно утрачивала свои лидирующие позиции как в ССАГПЗ, так и в регионе Ближнего Востока, Северной Африки, Сахеля. Кроме того, если «сау-диты» предлагали собственную финансовую и ограниченную военно-техническую поддержку, то сотрудничество с Катаром (помимо инвестиций) означало улучшение связей с Ираном и Турцией.
Представляется, что пандемия короновирусной инфекции, приведшая к колоссальному падению спроса на энергоносители и, следовательно, цен на углеводороды, должна стать катализатором серьёзных изменений внутри ССАГПЗ, предпосылки которых накапливались в течение 2018-2019 гг.. Против Саудовской Аравии (кроме всех вышеперечисленных факторов) играет недовольство нефтедобывающих монархий Персидского залива демпинговой войной, ухудшение отношений с США, которые справедливо обвиняют своих «главных» союзников на Ближнем Востоке в атаке на американских сланцевых добытчиков нефти2, и, конечно, тяжёлая экономическая и политическая ситуация3 внутри самого саудовского Королевства4. В связи с этим можно прогнозировать окончательный переход от «однополярного арабского мира» с гегемоном Саудовской Аравией к биполярному - с двумя доминантами - Эр-Риядом и Дохой, что в значительной мере будет отражать тенденции, сформированные на глобальном геополитическом уровне.
Таким образом, внутри ССАГПЗ Катар имеет все возможности занять лидирующие позиции, потеснив Саудовскую Аравию, которая будет вынуждена сократить или прекратить финансирование
1 Why Was The GCC Summit Moved From UAE to Saudi Arabia? 03.12.2019. Официальный сайт информационного агентства «ALBAWABA». URL: https://www.albawaba.com/news/why-was-gcc-summit-moved-uae-saudi-arabia-1324851 (Дата обращения: 15.01.2020).
2 Is a crisis in US-Saudi relations on the cards? 13.03.2020. Официальный сайт телеканала «Аль-Джазира». Рубрика анализ. URL: https://www.aljazeera.com/indepth/features/analysis-crisis-saudi-relations-cards-200312063351469.html (Дата обращения 20.04.2020).
3 В начале марта 2020 года в Саудовской Аравии прошли аресты высокопоставленных чиновников и членов королевской семьи, что объясняется попытками наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда ибн Салмана консолидировать власть в своих руках. Вместе с тем, обширные социально-экономические реформы, которые должны были преобразовать Королевство к 2030 г., рассчитывались из цены 80 долл. США за баррель нефти.
4 There is a perfect storm brewing in Saudi Arabia. 10.03.2020. Официальный сайт телеканала «Аль-Джазира». Рубрика анализ. URL: https://www.aljazeera.com/indepth/features/analysis-perfect-storm-brewing-saudi-arabia-200310053406818.html (Дата обращения: 20.04.2020).
большинства своих региональных проектов. Более того, для Королевства сокращение добычи нефти стало необходимым условием выживания, а не разменной монетой во внешнеполитических играх. Вместе с тем, хотя тактика Катара и доказала свою эффективность, телеканал «Аль-Джазира» продолжает оставаться главным медиа ресурсом Ближнего Востока, «арабская четвёрка» разобщена и терпит болезненное поражение в Йемене, африканские сателлиты Саудовской Аравии и ОАЭ постепенно переориентируются на Катар - стратегический вопрос о долгосрочном доминировании режима Аль Тани в регионе остаётся открытым, так как по фундаментальным географическим и демографическим показателям Эмират - карликовое государство, опирающееся на слишком сложную систему дипломатических отношений, сдержек и противовесов, для которой даже небольшое изменение внешней конъюнктуры может стать критичным.