Научная статья на тему 'Военно-политическое сотрудничество стран ССАГПЗ: основные векторы развития'

Военно-политическое сотрудничество стран ССАГПЗ: основные векторы развития Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1670
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ближний Восток / военно-политическое сотрудничество / межгосударственное сотрудничество / ССАГПЗ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шарафутдинов Денис Радиевич, Шумихина Анастасия Сергеевна

В данной статье рассматриваются основные векторы сотрудничества между странами в рамках ССАГПЗ. Делается акцент на современных вызовах, которые стоят перед странами, и путях решения, которые вырабатываются в рамках диалога между государствами. Планомерное решение вопросов в рамках региональной безопасности делает возможным говорить об эффективности инструментов и механизмов деятельности ССАГПЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Военно-политическое сотрудничество стран ССАГПЗ: основные векторы развития»

УДК 327.7

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СТРАН ССАГПЗ: ОСНОВНЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ

Шарафутдинов Денис Радиевич,

кандидат исторических наук, старший преподаватель, старший преподаватель кафедры международных отношений, мировой политики и дипломатии Института международных отношений КФУ, Казань.

Шумихина Анастасия Сергеевна, студентка кафедры международных отношений, мировой политики и дипломатии Института международных отношений КФУ, Казань.

sfmcs_88@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные векторы сотрудничества между странами в рамках ССАГПЗ. Делается акцент на современных вызовах, которые стоят перед странами, и путях решения, которые вырабатываются в рамках диалога между государствами. Планомерное решение вопросов в рамках региональной безопасности делает возможным говорить об эффективности инструментов и механизмов деятельности ССАГПЗ.

Ключевые слова: Ближний Восток, военно-политическое сотрудничество, межгосударственное сотрудничество, ССАГПЗ.

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива был образован в 1981 году шестью монархиями: Саудовской Аравией, ОАЭ, Катаром, Кувейтом, Бахрейном и Оманом. Основные предпосылки создания организации были связаны с вопросами безопасности в регионе, например исламской революцией в Иране, начавшейся в 1978 году, и ирано-иракской войной. Помимо этого, опасения вызывал Израиль, который еще в 1960-е годы заключил секретное соглашение с Ираном об обмене политической и военной информацией, а также вел активные поставки оружия революционерам Ирана [3]. Это вызывало беспокойство у стран Аравийского полуострова, опасавшихся создания ирано-израильского альянса, который мог бы стать еще одним дестабилизирующим фактором в регионе и подорвать и до этого шаткое состояние государств Персидского залива. Кроме того, было еще несколько немаловажных факторов, которые привели страны за стол переговоров для создания единой организации.

Основополагающим документом Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива стал Устав, который был подписан и ратифицирован в 1981 году. Устав заложил основу сотрудничества стран и выделил основные цели и направления коопераций. Хотя и создание ССАГПЗ было обусловлено логичной необходимостью усиления безопасности в регионе и сотрудничества в данной сфере, в целях организации, закрепленных в четвертой статье Устава, говорится лишь о том, что целями ССАГПЗ является сотрудничество внутри организации в различных сферах для достижения единства между странами-участницами, а также укрепление и углубление уже имеющихся отношений. Страны считают приоритетным развитие координации в сфере экономики и финансов, торговли, коммуникации, образовании и культуры [18]. Военный фактор был исключен не случайно, страны не позиционировали

организацию как военный блок, и не хотели, чтобы учреждение ССАГПЗ рассматривалось как противовес воюющим Ирану и Ираку [14].

Однако, несмотря на это, военное сотрудничество не было исключено из планов ССАГПЗ. Первое заседание начальников военных штабов стран Совета состоялось уже в 1981 году, на котором были выбраны векторы дальнейшей деятельности [31]. Нужно заметить, что мнения о степени и скорости военного сотрудничества разделились. Особо остро стоял вопрос о возможности участия иностранных государств. Оман и Саудовская Аравия выступали за то, что Совету необходимо сотрудничать с США, однако такая позиция не устраивала другие страны, боявшиеся оказаться в зависимости от сверхдержавы, а особенно Кувейт, имевший в то время тесные отношения с Советским Союзом. В итоге странам удалось договориться о том, что вся деятельность ССАГПЗ должна быть независима от других стран и опираться только на собственные силы. Другой проблемой стало желание Саудовской Аравии ускорить создание Объединенных военных сил и перейти к скорейшему подписанию договора о коллективной безопасности, такое рвение настораживало другие страны, которые боялись усиления Саудовской Аравии. В итоге было принято решение, что сфера военного сотрудничества должна развиваться поэтапно.

В 80-х годах ХХ века странами были сформированы Объединенные вооруженные силы, получившие название - «Щит полуострова», выработана совместная стратегия обороны стран-членов ССАГПЗ, создана концепция коллективной безопасности.

Однако кризис в Персидском заливе 1991 года продемонстрировал странам ССАГПЗ их слабость в военной сфере и неготовность защитить собственную безопасность. Война за освобождение Кувейта заставила страны задуматься и вновь вернуться за стол переговоров для обсуждения преобразований в военной сфере, так как имеющиеся силы Совета не смогли в полном объеме самостоятельно отстоять независимость региона. Конфликт стал индикатором неготовности стран встретится лицом к лицу с реальной опасностью и необходимости заручиться поддержкой других государств. Если раньше страны были настроены на изоляцию своего региона и не желали сотрудничать с западными странами, то сейчас в корне пересмотрели свои убеждения и сошлись в едином мнении, что им необходимо заручиться помощью США, других стран Запада и дружественных арабских государств [12].

В первой половине 1990-х годов страны-участницы заключили двусторонние договоры о военном сотрудничестве и совместной обороне с США, Великобританией, Францией и Италией, а Кувейт в 1993 году подписал соглашение о военном сотрудничестве с Россией.

Уже в 1993 году был полностью утвержден план нового военного сотрудничества, а также учрежден орган, отвечающий за него - Высший комитет по контролю за выполнением принятых решений. До 2000-х годов страны-участницы проделали большую работу в сфере развития военного сотрудничества. Были сформированы, а затем усовершенствованы Объединенные вооруженные силы, получившие название - «Щит полуострова», выработана совместная стратегия обороны, создана концепция коллективной безопасности, запущен проект создания объединенных ПВО - «Щит мира» [31].

В 2000 году на XXI сессии Верховного совета в Манаме было подписано соглашение о коллективной обороне, которое ознаменовало новый этап

совместных военных действий путем перехода от периода военного сотрудничества, продолжавшегося два десятилетия, к этапу совместной обороны между странами ССАГПЗ. Соглашение предусматривало усиление совместных военных действий между государствами-членами, повышение их коллективного потенциала для достижения наивысшего уровня координации в рамках концепции совместной обороны, продолжение развития совместных сил «Щита полуострова», контроль за выполнением совместных учений и придания важности созданию и развитию базы военной промышленности и поощрение частного сектора к инвестированию в этой области [31]. Государства-члены ССАГПЗ в рамках нового соглашения согласились с тем, что любая агрессия против одной их страны является нападением на всех и требует принятия любых необходимых мер, в том числе применения военной силы.

Еще в 1997 году руководители стран-участниц ССАГПЗ договорились о реализации совместного проекта «Пояс сотрудничества», представляющий собой систему идентификации и слежения за самолетами. Таким образом, начавшая работать в 2001 году система связала оперативные центры ВВС и ПВО вооруженных сил стран ССАГПЗ [35].

Проект, получивший свое начало еще с момента образования организации, «Щит полуострова», в связи с изменениями современных реалий и возможными новыми вызовами был преобразован в 2006 году в Объединенные щитовые войска полуострова и усилен военно-морскими и воздушными войсками в целях повышения его боевой эффективности и обеспечения выполнения функций по защите национальной безопасности региона. А начиная с 2009 года Объединенные щитовые войска полуострова были усилены силами быстрого реагирования [31]. Если в момент своего создания Объединенные вооруженные силы ССАГПЗ состояли из 5000 пехотинцев, то после всех преобразований их численность на сегодняшний день превышает 30 тысяч солдат, которые располагаются по всей территории Совета.

Уже с конца 1990-х годов на постоянной основе проводятся совместные учения военного подразделения Объединенных щитовых войск с другими структурами ССАГПЗ. Одним из примеров являются учения на территории Бахрейна в 2018 году под названием «Безопасность Персидского залива-1». Подобного рода мероприятия являются показателем развития военного сотрудничества и готовности стран противостоять угрозам. Учения проходят на всех плоскостях, участвуют все подразделения и на земле, и в воздухе, и в море [28]. Помимо этого, проводятся учения на двусторонней основе, примером является «Мост-17», организованный совместно силами Бахрейна и Саудовской Аравией в октябре 2016 года. Другим примером являются общие учения стран ССАГПЗ с другими государствами, особенно тесно страны взаимодействуют с США, в частности в 2017 году прошли общие сборы с армией США под названием «Решительный орел», они были нацелены на показание мощи перед лицом общего врага - терроризма [1]. Общие сборы проводились на протяжении трех недель с участием руководителей и офицеров различных секторов армии, министрами внутренних дел и национальной гвардии.

Если раньше мировое сообщество скептически относилось к военному потенциалу стран ССАГПЗ, то в новом исследовании по безопасности Института ЕС отмечается: «Если арабским государствам удастся преодолеть свое недоверие и объединиться в военном отношении, существует большая вероятность больших

перемен в регионе. Вместо того чтобы полагаться на внешние силы, арабские страны могли бы самостоятельно решать проблемы безопасности. Совместные операции могут выступать в качестве мер по укреплению доверия между государствами, а безопасность и стабильность во всем арабском мире могут создать необходимый фон для экономической интеграции» [13].

В 2011 году на саммите был поднят вопрос о том, что для успешной защиты региона в случае угрозы странам необходимо иметь единый центр, занимающийся планированием и управлением совместными военными операциями, а также который сможет поддерживать и укрепляеть обороноспособность государств ССАГПЗ для защиты своих земель, воздушного пространства и вод. Проект был реализован в 2013 году и был учрежден Объединенный совет обороны, главной целью которого стало устранение потенциальных угроз ССАГПЗ [31].

Другой крупный проект был запущен в 2014 году. Его необходимость была продиктована проблемами нестабильности на Ближнем Востоке. На конференции министров обороны стран ССАГПЗ было заложено начало для создания единого центра морских операций, что позволило бы полностью контролировать это сферу и еще больше развить военный и оборонительный потенциал. Центр начал свою работу 4 февраля 2016 года в Бахрейне и представляет собой единое объединение военно-морских сил стран-участниц ССАГПЗ [31].

В 2013 году на саммите Верховного совета был одобрен проект создания Академии стран Персидского залива по стратегическим исследованиям и исследованиям в области безопасности в Абу-Даби. Данная инициатива направлена на подготовку специалистов в различных областях, таких как безопасность, политика, экономика, дипломатия и другие. Академия предполагает выпускать студентов, способных в будущем занять места стратегических лидеров и развивать регион Персидского залива, обеспечивая его стабильность и процветание [38].

Еще один проект в сфере военного сотрудничества - это решение вопроса о безопасности военных связей с целью расширения коллективных возможностей систем командования, управления и обмена информацией между ними. Начало было заложено еще 1995 году на 16-м съезде Верховного Совета ССАГПЗ, когда были одобрены исследования, связанные с проектом защищенной электросвязи и мерами по подключению вооруженных сил стран ССАГПЗ к ней. Официальная эксплуатация проекта началась в 2000 году. Также было создано специальное отделение для контроля за всей административной, технической и финансовой работой по проектам в области защищенной электросвязи и для координации с заинтересованными сторонами в странах-участницах Совета. Чтобы обеспечить быстрое развитие цифровых технологий, информации и защищенных коммуникаций, а также поддерживать, развивать и добавлять в сеть многие возможности через совместные предприятия, Верховный Совет на своей 34-й сессии принял решение в 2013 году, одобрил использование службы спутниковой связи в качестве средства передачи важных данных в случае прерывания защищенного канала связи [31].

Таким образом, можно увидеть, что в рамках Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива проводится активная деятельность в сфере военного сотрудничества для обеспечения безопасности в регионе. На протяжении существования организации страны не раз сталкивались с различными вызовами и старались решить их вместе, кроме того, объединенными силами ССАГПЗ помогали другим арабским государствам. Еще в начале первого

десятилетия своей деятельности страны Совета были вынуждены принимать участие в решении Ирано-Иракского конфликта. Страны занимались освещением конфликта и поиском путей его урегулирования. В 1984 году государства-члены Совета подготовили проект, который был представлен в ООН, по мирному урегулированию Ирано-Иракского вопроса [10]. Однако страны старались открыто не вступать в конфронтацию, так как им было важно сохранение отношений с Ираном, поэтому страны Совета действовали через ООН. В 1987 году была принята еще одна резолюция Совета Безопасности 598, исторического решения, которое впоследствии было принято обеими сторонами, чтобы положить конец этой разрушительной войне.

ССАГПЗ в XXI веке принимал участие в судьбе многих стран Ближнего Востока: Ливан, Палестина, Йемен, Сирия, Судан. Во всех случаях страны Совета старались наладить отношения внутри страны и привлечь внимание общественности в лице ООН к сложившимся проблемам. Согласно официальным документам ССАГПЗ, «во внешней политике курс Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива является четким, лишенным всякой двусмысленности и недопонимания. Его основой является неприсоединение к блокам, уважение к нормам международного права, невмешательства во внутренние дела других государств, упорный труд на благо укрепления основ мира и справедливости между народами, обеспечение безопасности и стабильности во всем мире» [5, 209].

Конфликт в Йемене имел особо важное значение для стран ССАГПЗ, потому что Йемен является непосредственным соседом, и продолжение конфликта может угрожать всему региону. Кроме того, члены Совета чувствуют свою ответственность за судьбу государства, которое не было принято в ряды организации. Страны Совета выступили с инициативой в мирном урегулировании войны в Йемене. После получения одобрения основных партий Йемена проект был направлен в Совет Безопасности ООН, который единогласно принял новую резолюцию. В соответствии с резолюцией было сформировано правительство национального единства и проведены президентские выборы в 2012 году, победителем которых стал Абд Раббо Мансур Хади. Однако, несмотря на смену власти, конфликт внутри страны продолжался. Странами ССАГПЗ было предпринято еще несколько попыток урегулирования ситуации через Совет Безопасности ООН, кроме того, ССАГПЗ предоставил Йемену большую гуманитарную помощь и запустил проект по оказанию поддержки в целях развития Йемена и поощрению инвестиций и торговли между государствами Совета и Йеменом [19]. Однако, несмотря на широкую поддержу стран Совета, они были вынуждены в 2015 году применить военную силу после того, как повстанцы-Хуситы захватили власть в Йемене. Операция была нацелена на защиту и поддержку законного правительства Йемена, которое было свергнуто повстанцами-Хуситами, и направлено на недопущение распространения радикального движения Хути по всему государству и за его пределы [7]. Кроме того, в 2016 году успешно закончилась операция, в ходе которой войска Йемена и стран-участниц ССАГПЗ отбили у аль-Каиды портовый город Мукалла [7]. Полностью конфликт не удалось урегулировать и страны ССАГПЗ следят за его развитием и продолжают поддерживать государство. Официальные лица Совета сотрудничества неоднократно выступали с заявлениями о том, что ситуация в Йемене угрожает всему региону и Совет считает необходимым как можно скорей прекратить конфликт и прийти к единому мирному решению [37].

Ситуация, сложившаяся в Сирии и взбудоражившая не только регион, но и весь мир, не могла пройти мимо стран ССАГПЗ. Страны-участницы Совета с самого начала пристально следили за развитием событий и уже летом 2011 года присоединились к резолюции ЛАГ, нацеленной на скорейшее прекращение насилия в регионе. В дальнейшем страны присоединились и к другим документам относительно Сирийского конфликта в ЛАГ и в ООН [34]. Важно заметить, что страны Совета выступают за отставку Башара Асада, что в первую очередь связано с тем, что они видят в его действиях продолжение политики Ирана и стараются противостоять любому решению, принятому с учетом его интересов [8]. В 2014 году страны ССАГПЗ присоединились к военной коалиции во главе с США. Самые активные действия предпринимаются ОАЭ, количество боевых вылетов которой уступает только США, кроме того, авиация ОАЭ участвует в совместных вылетах с Иорданией и Египтом, что демонстрирует военное сотрудничество стран ССАГПЗ за пределами своих территорий [9]. Страны Совета также помогают народу Сирии гуманитарно, так, например Кувейт является крупнейшим игроком после США и ЕС, выделивший более 500 млн долларов на гуманитарную поддержку беженцам [8].

Кроме того, начавшаяся в 2011 году арабская весна не прошла мимо ССАГПЗ, беспорядки захлестнули практически все страны организации, но самыми массовыми были в Бахрейне. В феврале 2011 года начались протесты на Жемчужной площади Манамы, где собравшиеся требовали политических изменений. Правительство Бахрейна не было готово идти на уступки, однако не смогло собственными силами справиться с развернувшимися беспорядками. Для прекращения протестов и недопущения разрастания конфликта в гражданскую войну Бахрейн был вынужден обратиться за помощью к союзникам по Совету. В марте 2011 года в страну был введен воинский контингент ССАГПЗ, которому удалось справиться с антиправительственными настроениями [22].

Подобный вызов, вставший перед странами Совета, привел страны за стол переговоров, где обсуждались главные угрозы в лице революций, захвативших половину стран арабского мира. Было необходимо укрепление политической основы государств и проведение общих социальных реформ. Были запущены проекты направленные на повышение уровня образования и здравоохранения, преобразования в сфере труда и социальных услуг, сотрудничество в сфере жилья и улучшения условий жизни, запущены молодежные проекты, заключающиеся в поощрении успехов в спорте и науке, а также активизированы действия в муниципальной сфере. Кроме того, в 2013 году страны Совета приняли решение о формировании объединенного командования и полиции. Принимая меры по укреплению военного потенциала блока, страны-участницы в апреле 2015 года провели встречу в Кувейте, результатом которой стало решение создании общей полицейской структуры государств Персидского залива. Штаб-квартира полиции располагается в Абу-Даби, а основными направлениями ее работы является обмен информацией, формирование общей базы, анализ и выработка рекомендаций по борьбе с преступностью в регионе [31].

Страны ССАГПЗ имеют и другие проблемы внутренней безопасности. Так, например территориальные притязания, с которыми страны остро столкнулись в начале своей интеграционной деятельности. Еще одним фактором, влияющим на внутреннюю безопасность стран, является массовая иммиграция и демографический дисбаланс между местными жителями и иностранными в таких странах, как ОАЭ, Катар, Кувейт. Это приводит к увеличению уязвимости государств и может

негативно сказаться на безопасности граждан, радикализации и энергетической безопасности. В связи с этим страны стараются проводить политику, нацеленную на снижение уровня приезжающего населения и привлечения к производственной деятельности местного населения. Однако по объективным причинам эти попытки пока не были очень успешными [24].

Одной из острых проблем стран является терроризм, что имеет важное значение для внутренней и внешней политики стран. В первую очередь террористические акты уносят жизни людей и подрывают стабильность государства, а кроме того, некоторые из группировок выбирают местом базирования страны Совета. Однако есть и другая сторона, исторически сложилось, что многие люди из других регионов мира считают, что корни терроризма заложены в арабских государствах, что подрывает надежный имидж стран ССАГПЗ, который служит гарантам бизнес-сотрудничества и иностранных инвестиций. Показателем зависимости успеха стран на мировом рынке от терроризма стало 11 сентября 2001 года. После случившегося биржевой индекс Саудовской Аравии уже к ноябрю снизился в три раза, примерно то же самое произошло и с Кувейтом.

Исходя из убежденности в том, что проблема терроризма должна решаться региональными и международными усилиями, страны ССАГПЗ приняли «Стратегию безопасности по борьбе с экстремизмом и терроризмом» в 2002 году и в том же году выпустили «Мускатную декларацию о борьбе с терроризмом» [24]. В 2004 году страны ССАГПЗ подписали Конвенцию «Борьба с терроризмом» [20], которая была ратифицирована большинством государств Совета. После вступление в силу страны Совета активизировали разработки механизмов, процедур и моделей, необходимых для осуществления положений настоящей Конвенции. Комитет государств ССАГПЗ создал совместную базу данных, а также стал выпускаться ежегодный доклад стран ССАГПЗ о проделанной работе с борьбой с терроризмом. А уже в 2006 году был создан постоянный комитет по борьбе с терроризмом, который собирается ежегодно в качестве одного из специализированных комитетов по безопасности [26].

Кроме того, страны ССАГПЗ не могут ограничиться борьбой с терроризмом лишь в рамках Совета. Как заявляется Группой ООН по угрозам и вызовам «терроризм процветает в условиях отчаяния, унижения, нищеты, политического угнетения, экстремизма и нарушений прав человека, он также процветает в условиях региональных конфликтов и иностранной оккупации, он выигрывает от слабой способности государства поддерживать правопорядок» [2]. Поэтому страны-участницы ССАГПЗ, где уровень жизни выше, чем в некоторых других государствах Ближнего Востока, помогают другим арабским странам финансово, для того чтобы не допустить развития экстремистских настроений в массы.

Вопрос терроризма остро коснулся Кувейта, ставшим посредником в вопросе финансирования экстремистов в Сирии, через государство проходили деньги частных лиц и организаций, что стало возможным благодаря свободе перевода денежных средств. Для решения данной проблемы в 2014 году страны Совета пересмотрели свое национальное законодательство и приняли соответствующие меры, в том числе были введены законы, нацеленные на предотвращение спонсирования экстремистских группировок, контроль за финансовыми

операциями, проходящие через страны Совета, а также были ужесточены санкции за причастность к террористической деятельности [36].

В 2016 году на сессии Верховного Совета главами государств-участниц ССАГПЗ было принято решение о проведении совместных антитеррористических учений и операций [25]. После страны провели ряд экспресс-учений, на которых обменялись опытом в борьбе с терроризмом, отработали взаимодействия координации, а также в ходе учений были применены новые роботы, позволяющие дистанционно распознать и обезвредить бомбу. Также с тех пор объединенные силы ССАГПЗ принимали участие в нескольких операциях на территории Сирии и других стран против террористических группировок.

В мае 2017 года произошла крупная серия кибератак Wannacry по всему миру, от которой в общей сложности пострадали 74 страны, в том числе и страны ССАГПЗ. В декабре 2017 года хакерским атакам была подвержена государственная нефтяная компания Saudi Aramco, а в феврале 2018 года была попытка кибер-преступников взломать сайт Министерства внутренних дел Кувейта. После того, как страны понесли крупные потери, было принято решение о создании «Кибер Армии» [27] для борьбы с терроризмом в сети, который стал новой угрозой безопасности в последние годы. С инициативой выступил эксперт по кибер-безопасности Саудовской Аравии д-р Абдулразак Аль-Морджан в 2017 году: «Мы должны создать "Кибер армию Персидского залива", которая будет бороться с террористами и идеологическими экстремистами, вербующими своих сторонников через интернет. За обеспечение безопасности несут ответственность все. Я предлагаю создать механизм, при котором общества, особенно в регионе Персидского залива, могли бы активно участвовать в борьбе с террористическими группировками в режиме онлайн» [1].

В политическом плане на современном этапе развития страны Совета считают необходимым развитие более тесного контакта с внешним миром, что предполагает дальнейшее военное сотрудничество, а также обеспечение стабильности.

Что касается международного сотрудничества, то в XXI веке благодаря общим усилиям и желанию ССАГПЗ развиваться были установлены стратегические диалоги со многими странами и некоторыми организациями. Так, например, договор о стратегическом сотрудничестве был подписан с Китаем в 2010 году, который предполагает сотрудничество в различных областях, включая консультации по политическим, региональным и международным вопросам, представляющим взаимный интерес, торговле, инвестициям, энергетике, культуре, образованию и научным исследованиям, окружающей среде и охране здоровья. Кроме того, позднее был подписан Совместный план действий по экономическому, торговому, инвестиционному и техническому сотрудничеству на 2016-2019 годы, утвержденный на заседании Объединенного комитета по экономическому, торговому, инвестиционному и техническому сотрудничеству в марте 2016 года [40].

Меморандум о взаимопонимании и стратегическом сотрудничестве ССАГПЗ и Российской Федерации был подписан 1 ноября 2011 года в Абу-Даби. В ходе встречи страны договорились о политической координации, развитии экономического, торгового и инвестиционного сотрудничества, а также научной сферы взаимодействия [6].

Кроме того, ССАГПЗ сотрудничает в политическом плане и с рядом организаций, например, первое совместное министерское совещание по

стратегическому диалогу между ССАГПЗ и Ассоциацией АСЕАН состоялось в Манаме в мае 2009 года. В ходе встречи был подписан меморандум о взаимопонимании в отношении сотрудничества между двумя секретариатами. Второе министерское совещание по стратегическому диалогу между странами ССЗ и АСЕАН состоялось 31 мая и 1 июня 2010 года в Сингапуре. Совещание утвердило план действий, в который вошли экономические и культурные сферы. В ходе реализации плана были созданы шесть специализированных целевых групп в области экономики и торговли, инвестиций в сельское хозяйство и продовольственную безопасность, образования, туризма, энергетики, культуры и информации [30].

Подобного рода соглашения ССАГПЗ имеет с Азербайджаном, Австралией, Японией, Малайзией, Перу, Палестиной, Румынией, Новой Зеландией, Мексикой, Канадой, Грузией и Украиной.

Однако наиболее тесное сотрудничество осуществляется с США. Еще до образования организации некоторые из стран Совета предлагали создание организации, которая бы опиралась на поддержку Соединенных Штатов, однако в итоге страны решили действовать в рамках опоры на собственные силы. Договоры о двустороннем сотрудничестве с США и различными странами ССАГПЗ были подписаны в 90-х годах ХХ века, а стратегическое сотрудничество с США было установлено в 2012 году и полагающиеся документы были подписаны министрами иностранных дел стран Персидского залива и госсекретарем США [29]. Был проведен ряд совещаний для специалистов комитетов и совместных рабочих групп, согласованных в рамках стратегического сотрудничества между двумя сторонами в области вооруженных сил и безопасности, включая борьбу с терроризмом и пиратством, пограничный контроль, а также затронули политические и экономические вопросы. Позже также было подписано рамочное соглашение о торгово-экономическом, инвестиционном и техническом сотрудничестве между ССАГПЗ и США [15]. В 2015 году после саммита в Кэмп-Дэвиде США обязались содействовать поставкам оружия в страны Персидского залива, организовывать дополнительные крупномасштабные совместные военные учения и обучение в США, помочь реализовать давно обсуждаемую концепцию потенциала противоракетной обороны (ПРО) в масштабах Персидского залива. На саммите США и ССАГПЗ, который проходил в марте 2017 года в Вашингтоне, страны договорились о расширении сотрудничества в сфере кибербезопасности, кроме того страны обсудили возможность дальнейшего открытия представительства ССАГПЗ на территории США. В итоговом документе по окончании встречи было также обозначено, что страны намерены продолжать работу для стабилизации ситуации на Ближнем Востоке [17]. Важно отметить, что страны ССАГПЗ и США имеют единые векторы внешней политики, они выступают за свержение Башара Асада и занимают одинаковые позиции по поводу Ирана. На данный момент на территории стран-участниц ССАГПЗ располагается более 10 военных баз США, включающие сухопутные, воздушные и морские.

Что касается внутренней безопасности и стабильности Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, то конфликтные ситуации в ССАГПЗ были не редкостью, особенно это касается первых десятилетий, когда страны улаживали территориальные споры. Относительно внешней политики и выработки общего курса странами ССАГПЗ проблемы обычно возникали относительно Омана, внешний вектор которого довольно часто

не совпадал с другими странами-участницами Совета. Так, например, Оман сохранял нейтралитет в отношении Саддама Хусейна, тогда как его коллеги придерживались агрессивной политики. А в момент оккупации Кувейта Ираком, Оман был единственной страной, сохранившей с ним дипломатические отношения.

Еще одной проблемой внутреннего единства организации стали отношения между Саудовской Аравией и Катаром в начале XXI века. Катализатором послужило открытие торгового представительства Израиля в Дохе, что было резко воспринято со стороны Саудовской Аравии и повлекло за собой ухудшение отношений и закрытие нескольких катарских представительств на территории Саудовской Аравии, а кроме того, король Саудовской Аравии не приехал на саммит Организации исламского сотрудничества, который проходил в Катаре. Улучшить отношения удалось лишь в 2007 году после инициированной Катаром встречи глав государств [16].

В 2009 году ухудшились взаимоотношения Саудовской Аравии и Эмиратов. Конфликт разгорелся на фоне инцидента, когда пограничные службы Саудовской Аравии отказали группе граждан ОАЭ в пересечении границы из-за идентификационных карточек гражданина ОАЭ, на которых была помещена карта ОАЭ со спорной территорией залива Удейд. Это вызвало резонанс в обществе, так как по договоренностям в рамках ССАГПЗ подобные карточки являются гарантом свободного передвижения людей в рамках территорий ССАГПЗ [11].

В январе 2011 года произошел еще один конфликт, поставивший под угрозу организацию. Власти Омана выступили с официальным сообщением и заявили о том, что на территории их государства были арестованы члены разведки ОАЭ, которые занимались не только сбором стратегических данных в сфере военного, технического или научного сектора, но и собирали информацию для разработки плана, который предполагал присоединение Омана к ОАЭ после смерти действующего короля. После такого заявления все контакты были разорваны, а для восстановления дипломатического диалога в конце 2011 года пришлось вмешаться Кувейту [39].

Однако наиболее острый конфликт, затронувший все страны ССАГПЗ и серьезно пошатнувший единство организации, произошел вокруг Катара. Еще с начала «арабской весны» коллеги по организации обвиняли Катар в дестабилизации ситуации в арабских странах путем вмешательства во внутренние дела и попытках государственного переворота, что в корни противоречило основным принципам ССАГПЗ. Ключевое место в конфликте сыграл канал «Аль-Джазира», который являлся эффективным инструментом внешней политики Катара, и который сыграл весомую роль во время «Арабской весны». «Аль-Джазира» вел пропаганду «арабской весны» как демократической революции. Наиболее ярко канал проявил себя, оказывая информационную поддержку исламистам в Египте после свержения Хосни Мубарака, а также исламистским силам Ливии во время гражданской войны после смерти Муаммара Каддафи.

В 2013 году, когда ситуация в арабском мире была накалена до предела, ОАЭ выступила с официальным заявлением, потребовав от Катара завершение деятельности «Аль-Джазиры» и прекращение поддержки оппозиционных режимов. Катар был вынужден пойти на определенные уступки и прекратить поддержку телеканалом «Братьев Мусульман». Однако отношения со странами внутри ССАГПЗ оставались натянутыми [23].

Новый виток в данном конфликте произошел в мае 2017 года, когда на сайте одного из катарских новостных агентств появилась фальшивая информация о том, что глава Катара выражает свою поддержку Ирану и ХАМАСу, а также отрицательно высказывается о деятельности президента США. Позднее руководство заявило о взломе сайта, однако это уже было последней каплей. 5 июня Саудовская Аравия, ОАЭ и Бахрейн разорвали дипломатические отношения с Катаром, обвинив его в связях с террористическими группировками, вмешательстве в дела других государств и распространении враждебной идеологии [32]. Страны организовали антикатаровскую компанию в рамках которой не только выслали всех своих послов и дипломатов, но и разорвали торговые отношения. А ОАЭ даже ввели уголовное наказание за выражение симпатии к Катару в социальных сетях.

Позднее, 23 июня, Катару был передан список требований из 13 пунктов. В первую очередь требования коснулись закрытия канала «Аль-Джазира», прекращения отношений с Тегераном и закрытие турецкой военной базы на территории Катара. Также страны потребовали от катарских властей прекратить натурализацию их граждан, выдачу всех лиц, разыскиваемых в этих странах по обвинению в терроризме, и предоставить подробный отчет о финансировании иностранных оппозиционеров. Катар, в свою очередь, заявил о безосновательности обвинений и отказался выполнять требования. Таким образом, конфликт стал огромной проблемой на пути к интеграции и в целом поставил вопрос о будущем существовании ССАГПЗ [33]. Если предыдущие конфликты затрагивали интересы двух стран, то в данном случае официальными участниками являются четыре страны из шести, что усложняет урегулирование ситуации. Тем более как может продолжаться тесное сотрудничество в организации, в рамках которой отсутствуют дипломатические связи между ее членами.

Показателем того, что ситуация явно отражается на деятельности Совета, стало то, что король Катара не приехал на 39-й саммит Верховного совета, а отправил вместо себя госминистра по иностранным делам. Таким образом, можно сказать, что политические отношения между странами-участницами ССАГПЗ носят преимущественно важный характер и именно от них зависит дальнейшая интеграция стран Персидского залива. Как было заявлено на пресс-конференции с Генеральным секретарем ССАГПЗ: «Члены Совета заинтересованы в прекращении воздействия катар^ого кризиса на деятельность Совета» [21].

При нынешнем уровне политических проблем в Совете сотрудничества арабских государств Персидского залива сложно полагаться на быструю реализацию интеграционных задач, над которыми долгое время работают государства региона. Однако неоспорим тот факт, что страны Совета проделали большую работу для сближения и совместного сотрудничества в военно-политической сфере. Начавшаяся еще в 80-е годы деятельность Совета основывалась на изолированности и самостоятельности, ССАГПЗ стремился защитить регион своими усилиями, однако ситуация в Кувейте 1990 года показала необходимость пересмотра своих убеждений. Новая эпоха началась в XXI веке, а основные ее проекты стали реализовываться с 2011 года, когда страны вновь встретились с угрозой нестабильности и беспорядков в арабском мире. На всем продолжении своего пути страны совместными усилиями боролись как

с внешними, так и внутренними проблемами безопасности, а кроме того, оказывали большие усилия для нормализации обстановки в других странах арабского мира.

Однако и на сегодняшний день остаются сферы военно-политического сотрудничества, требующие определенных доработок, а также имеются проекты, находящиеся в стадии реализации, например проект защиты от кибертерроризма.

На своем пути в условиях глобализации ССАГПЗ не могут действовать в одиночку, в связи с этим организация активно сотрудничает со многими странами мира, обменивается опытом, создает совместные проекты, проводит учения и многое другое. Бесспорно, можно сказать, что Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива сегодня является важным игроком на Ближнем Востоке и во всем мире.

Можно прийти к выводу, что главными направлениями военно-политической сферы, сферы обеспечения безопасности стран ССАГПЗ являются: работа над едиными оборонительными силами, обеспечение безопасности внутреннего пространства ССАГПЗ, в том числе разрешение двусторонних и многосторонних споров между странами Совета, поддержание и развитие связей с другими государствами, а также защита других стран арабского мира и поддержание стабильности на Ближнем Востоке. Все основные цели военно-политического сотрудничества стран ССАГПЗ вытекают от необходимости защитить свои национальные интересы и сохранить миропорядок.

Литература

1. Безопасность в Персидском заливе // Unipath - URL: http://centcom. unipath-magazine. com/безопасность-в-персидском-заливе/ (дата обращения: 12.04.2019).

2. Доклад Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам «Более безопасный мир: наша общая ответственность» // UN. - URL: https://undocs.org/ru/A/59/565 (дата обращения: 09.04.2019).

3. Ирано-израильские отношения. Досье // ТАСС. - URL: https:// tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/681667 (дата обращения: 25.03.2019).

4. Йеменские военные отбили город Эль-Мукалла у «Аль-Каиды» // BBC. -URL: https://www.bbc.com/russian/news/2016/04/160424_yemen_mukalla (дата обращения: 12.04.2019).

5. Кучик О.В. Международные экономические отношения / О.В. Кучик. -Киев: Знания. - 2005. - С. 209.

6. Меморандум о взаимопонимании по стратегическому диалогу между Российской Федерацией и государствами-членами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, Абу-Даби, 1 ноября 2011 г. // Министерство иностранных дел Российской Федерации. - URL: http://www.mid.ru/foreign_ policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/186766 (дата обращения: 09.04.2019).

7. Саудовская Аравия и союзники начали военную компанию против повстанцев в Йемене // TCH. - URL: https://ru.tsn.ua/svit/saudovskaya-araviya-i-soyuzniki-nachali-voennuyu-kampaniyu-protiv-povstancev-v-yemene-417527.html (дата обращения: 25.03.2019).

8. Сирийский конфликт: позиции России и стран ССАГПЗ // РСМД. - URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/siriyskiy-konflikt-pozitsii-rossii-i-stran-ssagpz/ (дата обращения: 12.04.2019).

9. Сложная борьба монархий Персидского залива с «Даиш» // Вестник НАТО. - URL: https://www.nato.int/docu/review/2016/Also-in-2016/geopolitics-gulf-monarchies-fight-against-daesh/RU/index.htm (дата обращения: 12.04.2019).

10. Чернова А.Ф. Ирано-иракская война 1980-1988 гг.: подходы монархий Персидского Залива / А.Ф. Чернова // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). -2013. - № 1 (26). [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/irano-irakskaya-voyna-1980-1988-gg-podhody-monarhiy-persidskogo-zaliva (дата обращения: 22.04.2019).

11. Шкваря Л.В. Преобразования в арабских странах ССАГПЗ и некоторые их результаты в XXI / Л.В. Шкваря // УЭкС. - 2015. - № 7 (79). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preobrazovaniya-v-arabskih-strmah-ssagpz-i-nekotorye-ih-rezultaty-v-xxi (дата обращения: 09.04.2019).

12. Al^ud B.S.M. The G.CC seсurity сonvention: a legal and praсtical analysis // University of Glasgow. - URL: http://theses.gla.ac.uk/1685/ (дата обращения: 08.02.2019).

13. An Arab army - comping at last? // EU Institute for Security Studies. -URL: https://www.iss.europa.eu/sites/default/files/EUISSFiles/Alert_52_Arab_army.pdf (дата обращения: 08.04.2019).

14. Boyarczik B. The Gulf Cooperation Council - regional integration mechanism / Annales UMCS. Sectio K. - 2013. - Vol. XX, № 1. - P. 84.

15. Framework Agreement For Trade , Economic , Investment And Technical Cooperation Between The Cooperation Council For The Arab States Of The Gulf And The Government Of The United States Of America // Office of the United States Trade Representative. - URL: https://ustr.gov/sites/default/files/uploads/agreements/Trade% 20Investment/U.S. -GCC%20TIFA%20Final%20Text%20--%20English%209-25- 12.pdf (дата обращения: 09.04.2019).

16. Sawsan Al Sajjan The GCC as a regional security organisation // Brunel University London. - URL: https://bura.brunel.ac.uk/bitstream/2438/10557/1/ FulltextThesis.pdf (дата обращения: 12.04.2019).

17. Statement of Extraordinary Summit of the Cooperation Council for the Arab States of the Gulf (GCC) and the United States of America // White House. - URL: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/statement-extraordinary-summit-cooperation-council-arab-states-gulf-gcc-united-states-america/ (дата обращения: 09.04.2019).

18. The Charter // GCC. - URL: http://www.gcc-sg.org/en-us/AboutGCC/Pages/ Primarylaw.aspx (дата обращения: 19.03.2019).

19. ^mjj IJJuc'J'0 ^^ fc'J IJ^^I^» // GCC. - URL: http://www.gcc-sg.org/ar-sa/CooperationAndAchievements/Achievements/PoliticalAffairs/ Majorachievementsinthefieldofforeignpolicy/Pages/Supportfortheunityandstability.aspx (дата обращения: 12.04.2019).

20. lo^Ij^s jjJ ^J^ IJ^Jjj JJJJ IJ£J^I^^e IJJJSIM // Government of Dubai. - URL: https://www.dc.gov.ae/PublicServices/Legislation Details.aspx?LawKey=577&SourceType=1&ItemKey=0&CalledFrom=3 (дата обращения: 09.04.2019).

21. iJófí 'j¿j^e^í: 'j^¿jj^í ¿J<^ ^jjjí I^^IM ó^j j^'jm jjJ lJfóLL¿í // BBC. - URL: http://www.bbc.com/arabic/middleeast-46501261 (дата обращения: 19.04.2019).

22. IJÍ^jI^ ^ ffJ^í IJmcj^ü // GCC. - URL: http://www.gcc-sg.org/ar-sa/CooperationAndAchievements/Achievements/PoliticalAffairs/Majorachievementsinth efieldofforeignpolicy/Pages/EventsinBahrain.aspx (дата обращения: 12.04.2019).

23. 'Jjf'jI^ ó^j ¿J<^ ¿-^M jjój^'j^ üóJ^»I 'J^j^ji // BBC. -URL: http://www.bbc.com/arabic/middleeast/2014/02/140202_uae_qatar_qaradhawi_ protest (дата обращения: 25.04.2019).

24. IJI^^ÓJIJ 'J^^'^^ ^^ JJJ f^J^ IJ^¿IJÜ JJJJ 'J¿J^£ 'J¿JM^Í 'f'f IJs^j'ó jIJ¿JJ IJ^^Ij^ // Arab Center for Reserch and Policy Studies. - URL: https://bookstore.dohainstitute.org/p-1359.aspx (дата обращения: 19.04.2019).

25. 'JM^'Ü'^ JJJJI^ IJf^J^ 'Ji¿J<^ (fj 'JJJJÍ 'J^'Ü^Í J'J^J'^^Ü JJ^ IJjjjí IJ^Ij^í jIJ^JI^^ü) : iJ^j* IJ^Ij^ í 2016 //GCC. - URL: http://www.gcc-sg.org/ar-sa/CognitiveSources/DigitalLibrary/Lists/DigitalLibrary/f^^j'¿%20f^J^%20 'J^¿'jü/1456997950.pdf (дата обращения: 09.04.2019).

26. IJ^¿Ijü ^ fcIJ U^-Mfc" í^ // GCC. - URL: http://www.gcc-sg.org/ar-sa/CooperationAndAchievements/Achievements/SecurityCooperation /Achievements /Pages/FourthCooperationinthefieldofc.aspx (дата обращения: 09.04.2019).

27. IJ^J^fí ijjj^°jjü^'¿ ^^ IJfE°f¿ j^^^^í fjI^s^sI // GCC. - URL: http://www.gcc-sg.org/ar-sa/CognitiveSources/DigitalLibrary/Lists/DigitalLibrary/IJ4CJ^%

20IJ!fú^í/^^IM%20IJcJ^fí%20IJIJ^^jjü^í%20^J^üí%20¿fIü.pdf (дата обращения: 09.04.2019).

28. 23 jjjí ^ füIjjI^ "jj¿ IJ¿J^£ 1" // BBC. - URL: http://www.bbc.com/arabic/middleeast-43472545 (дата обращения: 12.04.2019).

29. IJcjIj IJJ^jI^c^ f¿ IJjJbb IJf^CJí IJIfj^^^i // GCC. - URL: http:// www.gcc-sg.org/ar-sa/CooperationAndAchievements/Achievements/Strategicdialogueswith-countriesandregionalgroups/Pages/StrategicdialoguewiththeUnited. aspx (дата обращения: 09.04.2019).

30. IJcjIj IJJ^jI^c^ f¿ j'm^í JjJ 'Jb^'ü fCJJ ^ // GCC. - URL: http:// www.gcc-sg.org/ar-sa/CooperationAndAchievements/Achievements/Strategicdialogues-withcountriesandregionalgroups/Pages/StrategicdialoguewithASEANcoun.aspx (дата обращения: 09.04.2019).

31. IJ¿fJ IJ^j^jj ÜU // GCC. - URL: http://www.gcc-sg.org/ar-sa/CooperationAndAchievements/Achievements/Pages/main.aspx (дата обращения: 15.04.2019).

32. ^ój^j J¿JIf^ ¿ü JJJ Jf'j'^ ^ ój^u¿ fj'ó¿ ó^j^í // Almanar. -URL: http://www.almanar.com.lb/2317082 (дата обращения: 25.04.2019).

33. c^'j ó^j.. ^^ mj'? jJJ^ bü j^J? // Aljazeera. - URL: https:// www.djazeera.net/encyclopedia/events/2018/5/23/c^'j-ó^j-^^-Mj'-jjJ^-taü-j^iJ (дата обращения: 01.05.2019).

34. cJ iJ'jfí 'J^JJ^í j^Jm^í 'J^¿m IJ^jj^ // GCC. - URL: http:// www.gcc-sg. org/ ar-sa/CooperationAndAchievements/Achievements/PoliticalAffairs/ Majorachievementsinthefieldofforeignpolicy/Pages/SolutiontotheSyriancrisisandto.aspx (дата обращения: 12.04.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35. j ^c^^ jc^j JMÍ 'J°¿Ijü iJf^^j^ M^ü jjj f^J^ 'J^¿Ijü // Araa. - URL: http://araa.ae/index.php?view=article&id=914:2014-06-29-06-50-50&Itemid=172&option=com_content (дата обращения: 12.04.2019).

36. jjIu^u j'j^fS JjJ IJf^J^ f^Iu^s IjlfjIj jOfj^J IJIJSIM // GCC. -URL: http ://www. gcc-sg. org/ ar-s a/CooperationAndAchievements/Proj ects/ALMCTF/ Pages/Roles-and-Regulations.aspx (дата обращения: 09.04.2019).

37. f^J^ IJo^Ijj o^A MJC^S IJ^fO // BBC. - URL: http://www.bbc.com/arabic/middleeast-39905689 (дата обращения: 12.04.2019).

38. f^jjJIj ^j^o^Ij ^^^Ij MjoI^^ I^o^Io IJyb^f^S IJ^J^^S jjjjI^Io mImj^m^ // Kuwait News Agency. - URL: https://www.kuna.net.kw/ArticlePrint Page.aspx?id=2598081&language=ar (дата обращения: 12.04.2019).

39. sJ IjOso IJijfS m^u ^fIj jIJlfIjIoV // Aljazeera. - URL: https://www.aljazeera.net/news/reportsandinterviews/2011/3/6/sJ-IuOsO-IJijf's-M^u-^fIu-jIJlfIjIo (дата обращения: 09.04.2019).

40. j^js ^^I^'o IJ^^j o^Is IJjjJ ij^jm^'o // Ministry of Foreign Affairs of the People's Republic of China. - URL: https://www.fmprc.gov.cn/ce/cejo/ara/dtxw/ t1332289.htm (дата обращения: 09.04.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.