Научная статья на тему 'Военно-политическая конкуренция Ирана и Саудовской Аравии на Ближнем Востоке в современных условиях'

Военно-политическая конкуренция Ирана и Саудовской Аравии на Ближнем Востоке в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
810
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ближний Восток / региональная политика / Йемен / Сирия / дипломатический кризис / конфликт. / Middle East / regional politics / Yemen / Syria / diplomatic crisis / conflict.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мирасраров Мирсаид Пулат Угли, Ахметкаримов Булат Гумарбаевич

на Ближнем Востоке есть два основных региональных лидера - это Иран и Саудовская Аравия, амбиции каждой страны к региональному превосходству приводит к столкновению их интересов, как в странах персидского залива, так и на всей территории Ближнего Востока. Дипломатические отношения между двумя государствами прерывались несколько раз в 1988 и 2016 гг., и в обоих случаях со стороны Саудовской Аравии в период обострения двухсторонних отношений. В 2016 году вслед за Саудовской Аравией, другие страны ССАГПЗ также отозвали свои дипломатические миссии, показав знак солидарности решению Саудовской Аравии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IRAN AND SAUDI ARABIA’S CURRENT MILITARY AND POLITICAL COMPETITION IN THE MIDDLE EAST

The article highlights the military and political contradictions of the countries of the Middle East. The author claims that the competition between Saudi Arabia and Iran has led to an escalation of conflicts throughout the region. The article also examines the positions of countries with regard to significant military and political developments and conflicts in the Middle East. Over the past decade, all the conflicts in the Persian Gulf and in the region as a whole have involved direct interference by Iran and Saudi Arabia in the internal affairs of the States of the region, as confirmed by the vast defence budgets of the two regional States. Each State uses specific instruments, both political and military, whereas in the case of the Persian Gulf, military intervention was primarily in Saudi Arabian politics, and in the Middle East, military intervention was on Iran’s side. Of particular importance to the author is the change of government in Saudi Arabia in 2015, after which Saudi Arabia’s regional supremacy in the region became the main objective. The continued rupture of diplomatic relations demonstrates the tension between Riyadh and Tehran over their ambitions for supremacy in the region. Saudi Arabia’s new policy of rapprochement with the United States is one of the key problems in confrontation between states, making it impossible to achieve militarypolitical cooperation in foreign policy in modern times.

Текст научной работы на тему «Военно-политическая конкуренция Ирана и Саудовской Аравии на Ближнем Востоке в современных условиях»

УДК 327

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ ИРАНА И САУДОВСКОЙ АРАВИИ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Мирасраров М.П., Ахметкаримов Б.Г.

Mirasrarov@gmail.com

Казанский федеральный университет г. Казань, Россия

Аннотация: на Ближнем Востоке есть два основных региональных лидера - это Иран и Саудовская Аравия, амбиции каждой страны к региональному превосходству приводит к столкновению их интересов, как в странах персидского залива, так и на всей территории Ближнего Востока. Дипломатические отношения между двумя государствами прерывались несколько раз в 1988 и 2016 гг., и в обоих случаях со стороны Саудовской Аравии в период обострения двухсторонних отношений. В 2016 году вслед за Саудовской Аравией, другие страны ССАГПЗ также отозвали свои дипломатические миссии, показав знак солидарности решению Саудовской Аравии.

Ключевые слова: Ближний Восток, региональная политика, Йемен, Сирия, дипломатический кризис, конфликт.

Начало военно-политического противостояния КСА (Королевство Саудовская Аравия) и ИРИ (Исламская Республика Иран) в современных условиях можно отнести к началу «Арабской весны» на Ближнем Востоке. И здесь стоит отметить Бахрейн как одну из стран, где соприкасаются различные интересы Эр-Рияда и Тегерана. В отличие от других арабских стран Персидского залива, шииты являются большинством местного населения и составляют примерно 74% процента мусульман (формируя при этом 70% населения Бахрейна) численностью около 390 тыс. чел. [15]. «Арабская весна» стала причиной антиправительственных выступлений в странах Персидского залива, вызвав протесты в Бахрейне, Кувейте и Йемене. Исторически Бахрейн был частью Ирана и вследствие этого сохранение своего влияния для ИРИ является одной из основных задач. Выступления, которые начались в ходе беспорядков в связи с «Арабской весной» стали причиной требования шиитского населения в Бахрейне предоставить им права на равные с остальными гражданами страны. Правительство Бахрейна, несмотря на большой состав шиитского населения в стране не учитывало их права и интересы, а также возможность их участия в политической жизни государства, все эти факторы сопровождались множеством нарушений международно-правовых норм и конвенций по соблюдению и защите прав человека.

Антиправительственные выступления в Бахрейне стали причиной увеличения роста напряженности в регионе. КСА взяв на себя роль защитника, который играет главную роль в ССАГПЗ, 14 марта 2011 года ввело свои во-

оружейные силы в Бахрейн на основании просьбы властей Бахрейна и в соответствии с решением Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива [25]. Отсутствие действий со стороны Запада привели к эскалации напряженности в противостоянии между Ираном и Саудовской Аравией [21]. Стоит отметить, что Иран воздержался от военного вмешательства в Бахрейн, не исключено что была финансовая поддержка со стороны Тегерана антиправительственных выступлений, но других действий предпринято не было.

Также важным, на мой взгляд, является, что интервенция КСА в Бахрейн укрепила позиции ИРИ, которая ограничилась осуждающими лозунгами со стороны духовного лидера страны, требующего прекращения неправомерных действий в отношении протестующих. Шиитское население Бахрейна еще несколько раз участвовало в антиправительственных выступлениях и особо важным являются события, связанные с казнью шиитского шейха Нимра ан-Нимра в Саудовской Аравии в январе 2016 г. Это стало кульминацией в двухсторонних отношениях Эр-Рияда и Тегерана после чего, последовал разрыв дипломатических отношений ССАГПЗ с ИРИ [24]. После смерти шейха начались выступления шиитов в Бахрейне, Саудовской Аравии, Ливане и Иране, демонстрации сопровождались лозунгами против королевской семьи в КСА.

Все действия, направленные против шиитов в Бахрейне со стороны Саудовской Аравии и казнь самого влиятельного шиитского шейха в восточной провинции, отрицательно сказались на положении Эр-Рияда в арабском мире. Бахрейн стал своего рода страной, где при малейшей поддержки оппозиционных шиитских групп или партий со стороны Тегерана, могут вспыхнуть антиправительственные выступления.

Таким образом, хоть и страны ССАГПЗ выступили единым фронтом против действий Ирана, ожидаемого эффекта они не получили. Через год страны залива разорвали дипломатические отношения уже с членом ССАГПЗ Катаром, обвинив его правительство в спонсировании террористических группировок. Также Доху обвинили в том, что она вмешивается в дела других стран при помощи своего телеканала «Аль-Джазира», который освещает новости, связанные с внутренней политикой стран Персидского залива [20].

Дипломатический кризис, закрытие воздушного пространства для гражданской авиации и уменьшение рыночной торговли открыли путь к сотрудничеству между Катаром и Ираном. Уже в том же 2017 году Катар объявил о восстановлении двухсторонних отношений с Ираном после телефонного разговора министра иностранных Катара шейха Мухаммеда Бен Абдель Рахмана Аль Тани с Джавадом Зарифом [19].

Как отмечает А. Борисов: Катар проводит активную политику в ЛАГ, используя то, что Египет занят революцией в странах Северной Африки, Саудовская Аравия занята битвами за наследство, а страны Магриба обращают на происходящее на Ближнем Востоке слишком мало внимания [Борисов, 2014. С. 139]. И это в свою очередь позволяет Катару вести политику против Саудовской Аравии как главного соперника в регионе, при помощи полити-

ческой пропаганды, а также через лояльное отношение к политике Ирана. Так во время антиправительственных выступлений в Бахрейне 2011 году телеканал «Аль-Джазира» практически не упоминала об этом событии что в свою очередь говорит о попытке воздержаться от плохой риторики в отношении Тегерана. При этом «Аль-Джазира» активно транслировала события в Саудовской Аравии 2016 года, связанные с «Мирным переворотом» внутри королевской семьи. На мой взгляд, Катар является своего рода оппозиционером в странах Персидского залива и пытается идти в разрез с политикой Саудовской Аравии по многим вопросам и это в свою очередь сближает Катар с другим региональным лидером Ираном.

Еще одним важным полем противостояния между Саудовской Аравией и Ираном в Персидском заливе стал Йемен. Официальную позицию Саудовской Аравии в отношении Йемена обозначил предыдущий министр иностранных дел Саудовской Аравии принц Фейсал: «У Королевства была на протяжении десятилетий программа экономической и финансовой поддержки йеменского народа. В настоящее время программа приостановлена до того момента, пока обстановка внутри страны не стабилизируется [23]. С обострением конфликта в Йемене в марте 2015 года Саудовская Аравия начала военную операцию «Буря Решимости», целью которой была борьба с хуситскими группировками и восстановление у власти законного президента Абд Раббо Мансура Хади.

Официальный представитель МИД Ирана Марзие Афхам заявила после начала операции «Буря решимости», что в результате действий Саудовской Аравии «увеличится напряженность во всем регионе и все те авиаудары, которые наносит Саудовская Аравия и уже повлекли гибель гражданского населения, и такое решение только обострит внутренний кризис в Йемене и устранят возможность мирного урегулирования ситуации» [6]. Проведение операции Саудовской Аравией и ее коалицией из ССАГПЗ привели к острому гуманитарному кризису в Йемене, это в свою очередь вызвало усиление повстанческих группировок. Стоит отметить что Катар вышел из коалиции возглавляемый Саудовской Аравией вновь показав, отстраненность своей политики от ССАГПЗ.

Иран начал активно поддерживать шиитских повстанцев предоставляя им гуманитарную помощь без прямой военной поддержки. Все заявления официальных представителей Ирана были направлены на обвинении Саудовской Аравии в эскалации конфликта в Йемене. Кульминацией противостояния между Эр-Риядом и Тегераном было ознаменовано казнью шиитского шейха и это совпало с тем, что в результате бомбардировок коалиции Саудовской Аравии пострадало посольство Ирана в йеменской столице Сане, следовательно, окончанием этого стал двухсторонний дипломатический кризис.

Как считают Кузьмин В. А., и Соколов Н. В. Саудовская Аравия стремилась вытеснить Иран со стратегически важной территории Йемена с его транзитными портами и путями транспортировки нефти, Саудовская Аравия вела активные боевые действиях против поддерживаемых Ираном хуситских повстанцев, создав и возглавив коалицию арабских стран. В свою очередь, Иран укреп-

лял связи с ведущей оппозиционной силой Йемена хуситами, оказывая им гуманитарную и иную помощь, провоцировал Саудовскую Аравию посредством резких заявлений и действий, обвиняя Королевство в гуманитарном кризисе и связях с террористами [Кузьмин, Соколов, 2017. С. 172-173].

На мой взгляд ситуация в Йемене, как и в Бахрейне является сначала политическим, а уже потом военным поражением Эр-Рияда в процессах по обеспечению мира и стабильности в регионе. Саудовская Аравия со своей политикой вмешательства во внутренние дела стран залива допустила раскол в единстве ССАГПЗ (пример Катара). Нарушение общеизвестных международно-правовых норм со стороны Саудовской Аравии в Персидском заливе и отсутствие международно-правовой ответственности перед мировым сообществом связан с тесными контактами и союзническими отношениями Саудовской Аравии с США. И, как известно после убийства саудовского журналиста в здании консульства Саудовской Аравии в Стамбуле (Турция) никаких ответных мер в отношении Эр-Рияда предприняты не были, а все связано с тем, что был принят новый пакет санкций против Иранской нефти, а Саудовская Аравия в свете этих событий согласилась увеличить добычу и таким образом контролировать мировые цены на нефть [Уолд, 2019. С. 235].

Саудовская Аравия и Иран в странах Леванта

Роль и влияния Саудовской Аравии в странах персидского залива значительно выше чем у Ирана, это показывает политическое давление на Катар и военное вмешательство в Бахрейн и Йемен, Тегеран же этого себе позволить не мог, так как это было связано с большим риском для страны. Концентрация военно-политического потенциала Ирана следует отнести к таким странам как Ирак, Сирия, Ливан и Палестина, где превосходство Тегерана является значительным. Если страны Персидского залива зависимы от внешней политики Саудовской Аравии, то в случае со странами Леванта Иран имеет непосредственное влияние на правительство этих стран через так называемое «шиитское лобби».

По мнению Гулевича В.А.: «Тесное военно-политическое сотрудничество стран Персидского залива с Соединенными Штатами , которых иранские духовные лидеры именуют «Большим Сатаной», не прибавляет им симпатий в глазах притесняемых шиитов». Монархии Персидского залива, в свою очередь, серьезно обеспокоены возможностью появления в регионе так называемой «шиитской дуги» в составе Ирана, Ирака, Сирии и Ливана. Такого рода геополитическая конфигурация дестабилизирует политическую обстановку в зоне Залива и создаст антиправительственные настроения в странах с шиитским населением [Гулевич, 2012. С.14].

После Исламской революции 1979 года между Сирией и Ираном появился стратегический союз и до настоящего момента можно считать, что единственным союзником Ирана является Сирийская Арабская Республика. События, связанные с поддержкой Ирана во время ирано-иракской войны Сирией, а также единая политика в отношении Израиля и США укрепляют

двухсторонние отношения. Основной задачей для Ирана являлось сохранение режима в Сирии и противостояние влиянию Саудовской Аравии. Также немаловажным является, то, что территория Сирии выполняет функцию для транзита оружия из Ирана радикальной ливанской группировке «Хезбалла», тем самым способствует сохранению сирийского руководства.

Начало «Арабской весны» в значительной мере повлияло на стабильность власти в Сирии, и правительство начало терять контроль над обширными территориями своей страны. И здесь перед Саудовской Аравией было несколько задач: Во-первых, повлиять на свержения правительства Б.Асада, при помощи поддержки сирийской оппозиции; Во-вторых, установить суннитскую фундаментальную власть в Сирии; В-третьих, ослабить позиции Ирана путем ограничения транспортировки оружия через Сирию в Ливан (боевикам Хезбалла). Саудовская Аравия начала применять дипломатическое давление на Дамаск через ЛАГ и ССАГПЗ, требуя прекращения кровопролития в стране и мирной отставки правительства. Основные требования Эр-Рияда уже в начале сирийского кризиса звучали таким образом, что «нужна военная интервенция в Сирию для защиты мирных граждан», а также Саудовская Аравия открыто выступала за поддержку сирийской оппозиции.

Заявление Ирана в отношении Сирии прозвучали в июле 2012 года, когда высокопоставленный иранский чиновник заявил, что его страна готова поделиться «опытом и возможностями» и поддержать режим президента Башара Асада [Кулагина, Мамедова, Федорова, Раванди-Фадаи, 2014. С. 223]. Таким образом, Иран начал кампанию по поддержке дружественного режима дипломатическим путем. О том, что дипломатические усилия по урегулированию кризиса не принесли желаемого результата, это стало понятно после гибели министра обороны Сирии Дауда Раджиха и министра внутренних дел Мохаммеда аш-Шаара 18 июля 2012 г. в результате теракта. В Дамаске в это время начались гражданские столкновения. В обострившейся ситуации Иран по согласованию с Сирией начал направлять в страну своих военных представителей. В сентябре 2012 г. командующий Корпусом стражей Исламской революции (КСИР) бригадный генерал Мохаммед Али Джафари сказал, что иранские военные находятся в Сирии в качестве советников, кроме того, находится некоторое количество военнослужащих спецподразделения «Кудс» [Кузьмин, Соколов, 2018. С. 171181]. С усилением эскалации сирийского кризиса, в 2013 году Лидер влиятельной ливанской группировки боевиков «Хезбалла» заявил, что они вступают на землю Сирии, чтобы защитить ее народ и президента от поддерживаемой Катаром и Саудовской Аравией оппозицией. Стоит отметить, что одной из главных причин начала военной операции США в Сирии именно в 2014 году является усиление позиций группировки «Хезбалла» [13].

Серьезные изменения во внешней политике Саудовской Аравии произошли в связи со смертью президента Абдаллы ибн Абдул-Азиза в 2015 году и к власти пришли более прагматичные политики. Новую и более жесткую позицию в связи с усилением сирийского кризиса произнес новый министр

иностранных дел Саудовской Аравии Адель Аль-Джубейр: он считал, что президент Сирии Башар Асад должен уйти в отставку или столкнуться с военным решением сирийского кризиса, когда повестка о сирийском урегулировании не снимается при заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН. Также Аль-Джубейр отклонил дипломатические инициативы России в поддержку сирийского режима, который призвал к созданию международной коалиции против Исламского государства (запрещена в России), и сказал журналистам в Нью-Йорке: «У Асада нет будущего в Сирии», объяснив, что существует два варианта урегулирования в Сирии, - либо политический процесс, в ходе которого создается переходный совет, или военный вариант, который также заканчивается падением режима Асада» [1].

Следующие шаги предприняты Саудовской Аравией были связаны с укреплением отношений с Турцией, у который на тот момент, были напряженные отношения с Россией в связи со сбитым Су-24 ВКС РФ. Эр-Рияд осуществил переброску небольшого количества своих войск в Турцию, таким образом показав свою настроенность на военное участие в сирийском кризисе, но за этим ничего не последовало. Эти события еще больше сблизили Иран с Россией в борьбе за сохранения режима в Сирии.

Важным решением, которое в некоторой степени снизило напряженность между Саудовской Аравией и Ираном - это заявления США и России от 22 февраля 2016 года о прекращении боевых действий. В связи, с которым стороны, принимающие участие в боевых действиях в Сирии в составе вооруженных сил или военизированных формирований, за исключением террористических организаций, признанных в качестве таковых Советом Безопасности ООН должны, были начать соблюдать режим прекращения огня [11]. В связи с этим нужно отметить, что уже весной 2016 года было создано некоторое равновесие сил в связи с работой Международной группы поддержки Сирии (МГПС).

Таким образом, на мой взгляд, усиление роли США и России снизили роль Саудовской Аравии и Ирана в сирийском кризисе. Важно отметить что в отличие от Саудовской Аравии которая не предпринимала шаги по урегулированию сирийского криза, то Иран преуспел в этом аспекте и получил статус страны-гаранта в «Астанинском формате» по сирийскому урегулированию. Это в свою очередь, что ставило Иран, на ровне с Россией, США и Турцией по значимости в регионе. Интересы Саудовской Аравии все больше начали отходить на второй план и поддержка оппозиции уже не казалась такой эффективной и Эр-Рияд потерял свое влияние в Сирии. Иран же в свою очередь, как писала британская газета «Экономист» укрепилась в Сирии за счет «Хезболлы», которая никогда не была так сильна, и что даже без значительной поддержки Ирана этой группировке удалось в несколько раз увеличить количество военной техники и солдат [14]. Иран снова значительно укрепил свои позиции осенью 2019 года в связи с тем, что вовремя 13-й встречи в «Астаниском формате» Страны-гаранты Астанинского процесса положительно отреагировали на участие делегаций Ирака и Ливана в качестве новых наблюдателей это в очередной раз укрепило роль Ирана в сирийском кризисе [2].

Несмотря на то, что сирийский кризис не урегулирован, можно с уверенностью предполагать, что Саудовская Аравия по разным военно-политическом и экономическом соображении уступает Ирану в Сирии, даже после мирного урегулирования долгоиграющего конфликта в Сирии, вероятнее всего Ирану удастся сохранить свои новые позиции в этой арабской стране - Сирии.

В связи с участием Саудовской Аравии и Ирана в сирийском кризисе хотелось бы отметить следующее:

1. На ранних стадиях сирийского кризиса Саудовская Аравия и Иран принимали исключительно дипломатические инструменты для развития событий в свою пользу;

2. Иран первым оказал военную помощь Сирии через ливанскую вооруженную группировку «Хезбалла» таким образом, защитив свои стратегические интересы, как в самой Сирии, так и в соседнем Ливане;

3. Значительное укрепление позиций Ирана в Сирии произошли в связи с началом участия ВКС РФ в борьбе с запрещенными группировками;

4. Саудовская Аравия была неспособна принять прямое военное участие в сирийском кризисе и ограничилась теневой поддержкой оппозиции? что ослабило ее значимость в конфликте;

5. Важной победой, как дипломатической, так и, военной для Ирана стало участие в «Астаниском формате» в качестве страны-гаранта, т.е. стороны конфликта признали легитимность Ирана, как страну, которая содействует мирному урегулированию конфликта в Сирии.

Саудовская Аравия в период сирийского кризиса оказывала давление на правительство Ливана из-за действий «Хезбаллы», которая является официальной партией Ливана выступающая за создание исламского государства по образцу Ирана. «Хезбалла» осуществляет лоббирование и реализацию политических интересов шиитов на парламентском (локальном), региональном и международном уровне, через органы государственного управления Ливана. Подготовка подразделений «Хезбаллы» реализовывается в специальных лагерях на территории Ливана, в основном в долине Бекаа, при участии иранских советников из КСИР и сил «Кудс» [Ганиев, Задонский, Карякин 2019. С. 284]. Таким образом, в Ливане создан широкий плацдарм для укрепления структуры шиитской вооруженной группировки для сдерживания Израиля.

Саудовская Аравия в 2016 году официально отказалась от программы финансирования вооруженных сил Ливана для их модернизации, причиной являлось опасение Саудовской Аравии, что часть оружия получит «Хезбал-ла» в том же году под давлением Саудовской Аравии страны ССАГПЗ признали «Хезбаллу» террористической группировкой. Иран в очередной раз предложил свою помощь по модернизации ливанских вооруженных сил, но получил отказ в связи с санкциями по ядерной программе.

В ноябре 2017 года в период острого экономического кризиса в стране, премьер-министр Ливана Саад Харири подал в отставку обвинив в этом Иран и его сателлита «Хезбаллу». Примечательным является то, что это заявление

прозвучало на телеканале «Аль-Арабия» во время официального визита Саа-да Харири в Саудовскую Аравию. Говоря о «Хезбалле», которую поддерживает Иран, Харири сказал: «Рука Ирана сумела навязать свершившемуся факту отставки правительства в Ливане силой своего оружия в последние несколько десятилетий». И первая реакция МИДа Ирана прозвучала таким образом, что отставка Харири приведет к дестабилизации в Ливане [17]. В свою очередь сдержанная реакция Ирана была восполнена жесткими заявлениями со стороны Хасана Насраллы лидера ливанской группировки «Хезбалла»: Мы уверены, что Саад Харири был вынужден уйти в отставку в рамках так называемой политики Саудовской Аравии по разжиганию межрелигиозной напряженности в Ливане. Также официальные лица в Ливане считали, что Харири удерживают насильно и его заставили уйти в отставку это в свою очередь было очевидным [18]. «Хезбалла» является особым оружием в руках Ирана, которая с одной стороны выполняет функцию сдерживания США через угрозу ракетных обстрелов Израиля, а с другой «Хезбалла» закрепилась в Ливане и будучи хорошо вооруженными могут оказывать давление на правительство Ливана в своих интересах.

В этой ближневосточной стране живут христиане, друзы, сунниты и шииты, и в следствии этого этнорелигиозные проблемы делают страну уязвимой. Иран и Сирия поддерживают «Хезбаллу» для борьбы с основным врагом Израилем. «Хезбалла» еще во время второй Ливанской войны 2006 года укрепила свои позиции в южной части Ливана и при любых кризисных ситуациях наносит ракетные удары по израильской территории [Ганиев, Задонский, Карякин 2019. С. 281]. В случае с влиянием Саудовской Аравии на страну по большей части она была в связи с сирийским кризисом и попыткой ослабить Иран, что в конечном итоге Эр-Рияд не реализовал так как влияние ливанской партии «Хезбалла» является значительной в стране. Здесь стоит согласиться с Кузнецовым А.А., что для стабилизации обстановки в Ливане особенно важным представляется саудовско-иранский компромисс в виде «пакта о ненападении» или соглашения о разделе сфер влияния на Ближнем Востоке. К сожалению, исходя из тенденций международных отношений в регионе, в краткосрочной и среднесрочной перспективе такой компромисс не представляется возможным. [Кузнецов, 2017. С. 172]

Последней страной Леванта где оспаривают свои интересы Иран и Саудовская Аравия является Палестина. Есть несколько причин связанных с разногласиями в политике между Ираном и Саудовской Аравией в Палестине: Во-первых, новая политика Мухаммеда ибн Салмана Аль Сауда в отношении признания Израиля; Во-вторых, политика Ирана в связи с поддержкой радикального «Движение исламского джихада в Палестине» и движения «Комитеты народного сопротивления» которых также спонсирует и «Хезбал-лу»; В-третьих, разные позиции в отношении «Новой Дорожной карты» предложенной президентом США.

Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед ибн Салман стал первым арабским лидером, который заявил, что Израиль также имеет право на свое государство, как и Палестина таким образом признав Израиль. Также наследный принц резко выразился о правительстве сравнив аятоллу Хаменеи с Гитлером. Все это отчетливо показывает взгляды наследного принца Саудовской Аравии и таким образом своей риторикой он пытается сблизится с США для их дальнейшей помощи в его плане модернизации королевства [16].

Несмотря на то, что Иран имеет значительное преимущество на палестинские движения не правильным будет считать их все зависимыми только от него. Так ХАМАС после начала конфликта в Сирии перенес свое представительство из Сирии в Катар, причина была в том, что Иран и «Хезбалла» поддерживали правительство Б. Асада, а ХАМАС сирийскую оппозицию. И в случае с интервенцией коалиции Саудовской Аравии в Йемен, ХАМАС воздержался от осуждения стран Персидского залива. Саудовская Аравия оказывает значительную финансовую помощь ПА (Палестинская администрация), другое дело как используют эти финансы радикальные палестинские движения. На мой взгляд, также стоит отметить случай с визитом главы ХАМАС в Иран после смерти военачальника сил «Кудс» Касема Сулеймани, таким образом он показал свое отношение к Тегерану не обошлось и без угроз в адрес США и Израиля. Новый наследный принц Саудовской Аравии стремиться к сотрудничеству с США и считает Вашингтон главным союзником. В связи с этим Саудовская Аравия поддержало «Сделку века» по Палестине предложенную Д.Трампом этот беспрецедентный шаг значительно снизил репутацию Эр-Рияд у ПА [22]. Таким образом, в случае Палестины тяжело сказать, чья позиция более устойчивая, внешняя политика Ирана и Саудовской Аравии многогранна и палестинские движения могут согласиться не со всеми решениями.

Исходя из вышеизложенного, хотелось бы отметить:

1. Конкуренция Саудовской Аравии и Ирана приводит к эскалации конфликтов, а не к мирному урегулированию, что мы можем видеть на примере Йемена и Сирии;

2. Каждая страна использует этнорелигиозные противоречия на Ближнем Востоке в своих интересах, что приводит к дестабилизации обстановки в регионе;

3. Теневая военная и финансовая поддержка, которую осуществляют страны, способствует усилению террористических организаций в регионе;

4. Обе страны игнорируют решение своих военно-политических споров через ООН, и часто нарушают международные нормы;

5. Тесное сотрудничество королевской семьи Саудовской Аравии с администрацией США усложняет восстановление дипломатических отношений с Ираном.

Литература

1. Аль-Джубейр Асаду: отставка или военное решение. URL:https://www.aljazeera.net/news/arabic/2015/9/30/^J^ЬJ¡.í-JctJ^-JÍ-^cй^^J-Jlií^^!! (30.03.2020).

2. Астанинский процесс по сирийскому урегулированию. URL:https://www.kazembassy.ru/rus/mnogostoronnee_sotrudnichestvo/astaninskii_process/ (дата обращения: 31.03.2020).

3. Борисов А. Внешняя политика Катара // Россия и мусульманский мир. 2014. №2. -260 с. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/vneshnyaya-politika-katara (дата обращения: 29.03.2020).

4. Ганиев Т., Задонский С., Карякин В. Военная мощь Исламской Республики Иран. Том II - М.: ИБВ, 2019, - 498 с.

5. Гулевич В. А. Ирано-саудовское противостояние в регионе Персидского залива // Международная жизнь. 2012. № 2. (дата обращения: (30.03.2020).

6. Иран осудил вторжение в Йемен под руководством Саудовской Аравии // Press TV. 26.03.2015.URL: http://www.presstv.ir/DetailFa/2015/03/26/403427/ IranYemeninvasion (дата обращения: 29.03.2020).

7. Иран: история и современность / Под ред. Л.М. Кулагиной, Н.М. Мамедовой; Сост. И.Е. Федорова, Л.М. Раванди-Фадаи. - М.: ИВ РАН; Центр стратегической конъюнктуры, 2014. - 316 с.

8. Кузьмин В.А., Соколов Н.В. Действия Саудовской Аравии и Ирана в йеменском конфликте в 2015-2016 гг. // Известия уральского федерального университета. Том 12, (2017). №3. -193 с. URL: https://journals.urfU.ru/index.php/Izvestia3/issue/view/262 (дата обращения: 29.03.2020).

9. Кузьмин В. А., Соколов, Н. В. Политическое противоборство Саудовской Аравии и Ирана в Сирийском кризисе в 2011-2016 гг. // Известия Уральского федерального университета. Том 13, (2018) № 4 (182), -193 с. (дата обращения: 30.03.2020).

10. Кузнецов А.А. политический процесс в Ливане на рубеже XX-XXI веков М., 2017. 224 с.

11. Совместное заявление Российской Федерации и Соединённых Штатов Америки

о прекращении боевых действий в Сирии. URL:http://kremIin.ru/supplement/5061 (дата обращения: 31.03.2020).

12. Эллен Р. У., SAUDI INC. История о том, как Саудовская Аравия стала одним из самых влиятельных государств на геополитической карте мира / Пер. с англ. П. Миронова. - М.: Альпина Паблишер, 2019. — 272 с.

13. Barnyard A. Hezbollah Commits to an All-Out Fight to Save Assad. URL:https://www.nytimes.com/2013/05/26/world/middleeast/syrian-army-and-hezbollah-step-up-raids-on-rebels.html (30.03.2020).

14. Hizbullah's armoury is growing. URL:https://www.economist.com/middle-east-and-africa/2017/08/12/hizbullahs-armoury-is-growing (дата обращения: 31.03.2020).

15. Izady M. Persian Gulf Religious composition map. URL: http://gulf2000.columbia.edu. (дата обращения: 29.03.2020).

16. Jeffrey G. Saudi Crown Prince: Iran's Supreme Leader 'Makes Hitler Look Good'.URL:https://www.theatlantic.com/international/archive/2018/04/mohammed-bin-salman-iran-israel/557036/ (дата обращения: 01.04.2020).

17. Lebanese PM Saad Hariri resigns citing Iranian meddling. URL:https://www.aljazeera.com/news/2017/11/lebanese-pm-saad-hariri-resigns-citing-iranian-meddling-171104115027805.html (дата обращения: 01.04.2020).

18. Nasrallah says Saad Hariri resignation "illegal". URL:https://www.aljazeera.com/news/ 2017/11/nasrallah-saad-hariri-resignation-illegal-171110141956412.html (дата обращения: 01.04.2020).

19. Qatar restores ambassador to Iran amid regional crisis. URL: https://www.aljazeera. com/news/2017/08/qatar-restores-ambassador-iran-regional-crisis-17082403 5841379 .html (дата обращения: 29.03.2020).

20. Qatar-Gulf crisis: Your questions answered. URL: https://www.aljazeera.com/ in-depth/features/2017/06/qatar-gulf-crisis-questions-answered-170606103033599.html (дата обращения: 29.03.2020).

21. Rahimi Babak. "Special Commentary: Iran and the Bahraini Uprising", The Jamestown Foundation. URL: http://www. jamestown.org/programs/gta/single/?tx_ttnews%5btt_news%5d=37 611&cHash=21bcc588e70951dfb44934e2d5027c81 (дата обращения: 29.03.2020).

22. Saudi Arabia backs Trump's deal, calls for direct Israel-Palestine talks. URL: https://wwwmiddleeastmonitor.com/20200130-saudi-arabia-backs-tramps-deal-calls-for-direct-israel-palestine-talks/ (дата обращения: 01.04.2020).

23. Saudi Foreign Minister Prince Saud al-Faisal, right, speaks during a joint news conference with U.S. Secretary of State Hillary Clinton after a U.S. Gulf Cooperation Council forum at the GCC secretariat in Riyadh March 31, 2012. Particularly see: Materials of video-conf. URL :http ://english. alarabiya. net/articles/ 2012/03/31/204429.html (дата обращения: 29.03.2020).

24. Sheikh Nimr al-Nimr: Saudi Arabia executes top Shia cleric. URL: https://www.bbc.com/news/world-middle-east-35213244 (дата обращения: 29.03.2020).

25. Simon.H. Bahrain's Crisis: Saudi Forces Intervene. URL: https://www.washingtoninstitute.org/policy-analysis/view/bahrains-crisis-saudi-forces-intervene (дата обращения: 5.04.2020).

IRAN AND SAUDI ARABIA'S CURRENT MILITARY AND POLITICAL COMPETITION

IN THE MIDDLE EAST

M. Mirasrarov, B. Akhmetkarimov

Kazan Federal University Kazan, Russia

Abstract: The article highlights the military and political contradictions of the countries of the Middle East. The author claims that the competition between Saudi Arabia and Iran has led to an escalation of conflicts throughout the region. The article also examines the positions of countries with regard to significant military and political developments and conflicts in the Middle East. Over the past decade, all the conflicts in the Persian Gulf and in the region as a whole have involved direct interference by Iran and Saudi Arabia in the internal affairs of the States of the region, as confirmed by the vast defence budgets of the two regional States. Each State uses specific instruments, both political and military, whereas in the case of the Persian Gulf, military intervention was primarily in Saudi Arabian politics, and in the Middle East, military intervention was on Iran's side. Of particular importance to the author is the change of government in Saudi Arabia in 2015, after which Saudi Arabia's regional supremacy in the region became the main objective. The continued rupture of diplomatic relations demonstrates the tension between Riyadh and Tehran over their ambitions for supremacy in the region. Saudi Arabia's new policy of rapprochement with the United States is one of the key problems in confrontation between states, making it impossible to achieve military-political cooperation in foreign policy in modern times.

Keywords: Middle East, regional politics, Yemen, Syria, diplomatic crisis, conflict.

Сведения об авторах

Мирасраров Мирсаид Пулат угли, студент Института международных отношений, Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань, Россия. E-mail: mirasrarov@gmail.com

Ахметкаримов Булат Гумарбаевич, PhD

(философские науки) 21.08.2015. Институт международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань, Россия.

Authors of the publication

Mirsaid Mirasrarov, student of the Institute of International Relations, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia. E-mail: mirasrarov@gmail.com

Bulat Akhmetkarimov, PhD (Philos.) 08.21.2015. Institute of International Relations of Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia.

Дата поступления 17.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.