www.volsu.ru
ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
И РЕГИОНОВЕДЕНИЕ
DOI: https://doi.oig/10.15688/jvolsu4.2017.3.13
UDC 327(532) Submitted: 27.01.2017
LBC 66.4(5CAY) Accepted: 02.04.2017
THE FOREIGN POLICY OF SAUDI ARABIA IN THE NEAR EAST AT THE BEGINNING OF THE 21st CENTURY
Igor V. Kryu^kov
North-Caucasus Federal University, Stavropol, Russian Federation
Abstract. The article analyzes the formation of a new foreign policy strategy of Saudi Arabia in conditions of the changing situation in the Middle East after the "Arab spring" and the "nuclear deal" with Iran. It is shown in the article that the instability of domestic policy and economic problems connected with oil price drop have influence on the foreign policy of Saudi Arabia. Struggle with Iran for domination in the region becomes the basis of its policy in the Middle East. The author notes that the complication of relations with the USA also greatly influences the foreign policy of Saudi Arabia. The Kingdom condemned the nuclear program agreement of Iran. Riyadh didn't manage to neutralize the growth of influence of Iran in Iraq, Lebanon, Syria and Yemen. Riyadh places a bet on B. Asad opponents support in the Syrian conflict aiming to strengthen its positions in the country and to dislodge Iran and Russia from it. Confrontation with Iran forced Saudi Arabia to interfere with the civil war in Yemen and to carry out a successful operation in Bahrein. The article shows the aspiration of Saudi Arabia to withhold Egypt, Jordan and a number of other countries of the region in the sphere of its foreign policy through financial aid to these countries. It is proved that the reasons of the conflict of Saudi Arabia with Iran were of economic, geopolitical and religious nature, and that Saudi Arabia aspired to strengthen its positions in the Middle East and East Africa. A great breakthrough was acquisition of two islands in the Red Sea from Egypt by Riyadh. Key words: Saud Arabia, Iran, petrol, foreign policy, Islam, regional safety, conflict.
Citation. Kryuchkov I.V. The Foreign Policy of Saudi Arabia in the Near East at the Beginning of the 21st Century.
Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 4, Istorija. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnoshenija [Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations], 2017, vol. 22, no. 3, pp. 142-149. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2017.3.13.
УДК 327(532) Дата поступления статьи: 27.01.2017
ББК 66.4(5САУ) Дата принятия статьи: 02.04.2017
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА САУДОВСКОЙ АРАВИИ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
. Игорь Владимирович Крючков
И
кн Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Российская Федерация
« о
Ц Аннотация. В данной статье анализируется формирование новой внешнеполитической стратегии Сау-^ довской Аравии в условиях изменения ситуации на Ближнем Востоке после «арабской весны» и «ядерной @ сделки» с Ираном. Показано, что внутриполитическая нестабильность и экономические проблемы в связи с
падением цен на нефть оказывают большое влияние на внешнюю политику Саудовской Аравии. Борьба с Ираном за доминирование в регионе становится основой ее политики на Ближнем Востоке. Отмечается, что осложнение отношений с США также оказывает значительное влияние на внешнюю политику Саудовской Аравии. Королевство осудило соглашение по ядерной программе Ирана. Эр-Рияду не удалось нейтрализовать рост влияния Ирана в Ираке, Ливане, Сирии, Йемене. В сирийском конфликте Эр-Рияд делает ставку на поддержку противников Б. Асада, стремясь таким образом укрепить свои позиции в стране и вытеснить оттуда Иран и Россию. Противостояние с Ираном заставило Саудовскую Аравию вмешаться в гражданскую войну в Йемене и провести успешную операцию в Бахрейне. В статье показано стремление Саудовской Аравии удержать в сфере своей внешней политики Египет, Иорданию и ряд других стран региона с помощью финансовой помощи данным государствам. Делается вывод об экономических, геополитических и религиозных причинах конфликта Саудовской Аравии с Ираном и стремлении Саудовской Аравии укрепить свои позиции на Ближнем Востоке и в Восточной Африке. Большим прорывом в этом плане стало приобретение Эр-Риядом у Египта двух островов в Красном море.
Ключевые слова: Саудовская Аравия, Иран, нефть, внешняя политика, ислам, региональная безопасность, конфликт.
Цитирование. Крючков И. В. Внешняя политика Саудовской Аравии на Ближнем Востоке в начале XXI века // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. - 2017. - Т. 22, №№ 3. - С. 142-149. - DOI: https://doi.Org/10.15688/jvolsu4.2017.3.13.
В начале XXI в. на Ближнем Востоке происходят радикальные политические изменения. Вторжение США в Ирак в 2003 г., затем «арабская весна» погрузили регион в пучину нестабильности. Ирак, Йемен, Сирия погрязли в анархии гражданских войн. Результатом данных процессов становится появление и рост популярности ИГИЛ 1. Ситуация в регионе осложнилась скачками цен на нефть в 2014-2016 годах.
В данной ситуации Саудовской Аравии пришлось выстраивать новую внешнеполитическую стратегию на Ближнем Востоке. Традиционно политическая элита Саудовской Аравии проводила осторожную внешнюю политику, ориентируясь на тесное военно-политическое сотрудничество с США. Саудовская Аравия гарантировала США стабильный мировой рынок нефти и регулярные поставки аравийской нефти в Северную Америку. Исключением стали события 1973 г., когда во время очередного арабо-израильского конфликта аравийские государства, в том числе Саудовская Аравия, ввели эмбарго на поставки нефти в США и другие государства Запада [6]. Олицетворением данной политики являлся предыдущий король Саудовской Аравии Абдулла, правивший страной с 2005 года. После его смерти в 2015 г. новым монархом страны становится Салман.
Новое руководство Саудовской Аравии начинает проявлять больше инициативы в проведении самостоятельной региональной поли-
тики. Данное обстоятельство объяснятся как серьезными внутриполитическими изменениями внутри страны, так и изменениями в расстановке сил на мировой арене, в том числе на Ближнем Востоке.
В последние годы возникает некоторая напряженность во взаимоотношениях между США и Саудовской Аравией. Президент Б. Обама не раз допускал в своих выступлениях ремарки, вызывавшие раздражение в Эр-Рияде. Вашингтон все меньше зависит от поставок нефти из Саудовской Аравии и зоны Персидского залива. Более того, «сланцевая революция» делает США и Саудовскую Аравию конкурентами. В 2016 г. конгресс США снял запрет на экспорт нефти из Штатов. Большое раздражение в Саудовской Аравии вызвали заявления ряда конгрессменов и сенаторов о необходимости рассекречивания 28 страниц доклада разведки США о роли Саудовской Аравии в терактах 11 сентября 2001 года. По мнению ряда экспертов, в этих документах может содержаться информация, отражающая связь ряда представителей правящей династии и деловых кругов Саудовской Аравии с Аль-Каидой. Некоторые конгрессмены призвали к привлечению Саудовской Аравии к ответу за теракт 11 сентября [5]. Раньше такие призывы в Вашингтоне отсутствовали. В ответ Саудовская Аравия выступила с угрозой распродажи американских ценных бумаг, принадлежащих королевству, на 750 млрд долл., в случае если Вашингтон по-
пытается привлечь королевство к ответственности за события 2001 года. При этом не следует забывать, что Саудовская Аравия является одним из крупнейших потребителей продукции американского ВПК. Только в 2010 г. королевство закупило у США вооружений на 60 млрд долларов. Поэтому в случае серьезного обострения отношений США с Саудовской Аравией их экономика может понести существенные потери [14, р. 76].
Общественность страны и часть политического истеблишмента начинаются тяготиться ролью «полицейского» США на Ближнем Востоке. Авторитарный режим в Эр-Рияде не вызывает симпатий у либеральных кругов [8]. США не одобрили вмешательство Эр-Рияда в йеменские дела. В свою очередь Саудовская Аравия осудила компромиссное соглашение США с Тегераном, так как «ядерная сделка», по мнению Эр-Рияда, усиливает экономический и военно-политический потенциал Ирана [5]. В этих условиях Эр-Рияд сделал несколько реверансов в адрес России, в том числе в вопросах закупки российского вооружения. Однако к ним стоит относиться весьма скептически. Они, скорее всего, являются инструментом давления на США. В Саудовской Аравии негативный резонанс вызвала «арабская весна», ставшая, по мнению значительной части жителей королевства, провокацией США и Израиля против арабского мира [3].
О накале взаимоотношений между двумя государствами говорит тот факт, что король Саудовской Аравии впервые не приехал встречать президента США в аэропорту во время визита в страну Б. Обамы 21 апреля 2016 года. Тем не менее Вашингтон и Эр-Рияд заинтересованы в сохранении тесных контактов в экономической сфере и в вопросах военной безопасности, что не исключает расхождения между двумя государствами по ряду проблем мировой политики. Поэтому при формировании собственной ближневосточной политики Эр-Рияд все меньше оглядывается на Вашингтон.
Подтверждением решительного внешнеполитического курса Саудовской Аравии является создание под ее эгидой коалиции, вмешавшейся в гражданскую войну в Йемене. Международные аналитики полагают, что за
этими действиями стоит министр обороны, сын короля Салмана Мухамед ибн Салман [10]. Мухамед относится к числу амбициозных политиков в Эр-Рияде, стремящихся укрепить собственный авторитет в стране и за ее пределами. «Маленькая победоносная война» в Йемене является для этого хорошим инструментом [13, р. 22-23].
Война в Йемене для Саудовской Аравии имеет важное стратегическое значение. Более трети населения Йемена - шииты, стремящиеся укрепить собственное политическое влияние в Сане при поддержке Ирана. Для самой Саудовской Аравии проблема шиитского меньшинства является злободневной. Выступления шиитов представляют опасность для правящей династии в Эр-Рияде. Неслучайно, что власти жестко подавляют любые проявления оппозиционных действий шиитов внутри Саудовской Аравии. Об этом говорит казнь в начале 2016 г. 47 человек, включая известного шиитского богослова Нимр ан-Ним-ра, пользовавшегося большой популярностью в стране [12]. Действия Эр-Рияда осудили Иран, Ирак, шиитские движения Ливана, Бахрейна, Йемена, поддержали - государства Аравийского полуострова, Судан, Джибути и, самое главное, Египет [4].
Победа шиитов в Йемене может иметь непредсказуемые последствия для самой Саудовской Аравии. Йемен граничит с Саудовской Аравией, что создает предпосылки для поддержки шиитами Йемена и Ираном шиитов аравийского королевства. Кроме того, Йемен становится сферой столкновения интересов Ирана и Саудовской Аравии. Эр-Рияд не может допустить укрепления позиций Тегерана в Йемене, так как это станет основой для создания регионального «шиитского полумесяца», вызывающего страх среди персидских монархов. Нестабильность в Йемене несет для Саудовской Аравии большие экономические риски, поскольку Йемен контролирует значительный поток экспорта нефти из Аравийского полуострова через Красное море в Европу.
Расстановку сил на Ближнем Востоке на протяжении многих лет будет определять нарастающий конфликт между Саудовской Аравией и Ираном. Оба государства стремятся выступить в роли регионального лидера. Пер-
воначально казалось, что позиции Эр-Рияда были более предпочтительны. Однако в последние годы ситуация начинает приобретать для Саудовской Аравии неблагоприятный характер. Иран оправился от последствий ирано-иракской войны, и, самое главное, Тегеран вышел из тотальной системы международных санкций. Внешнеполитические неурядицы на Ближнем Востоке пошли Ирану на пользу. Военная операция США против С. Хусейна фактически привела к распаду Ирака, традиционного противника Тегерана во второй половине ХХ века. Над Южным и частично Центральным Ираком контроль установили шииты - союзники Ирана. Парламент, правительство, отчасти армия Ирака находятся либо под контролем шиитов, либо под их пристальным вниманием. Иран явно добился большого успеха на иракском направлении. Попытки Саудовской Аравии нейтрализовать рост влияния Ирана в Ираке не принесли результатов. Иран доминирует в Ливане. Проводником иранского влияния в стране является группировка «Хезболла». Саудовская Аравия делала ставку на ливанского миллиардера, родившегося в Саудовской Аравии, премьер-министра С. Харири, находившегося у власти в 2009-2011 гг., но ослабить позиции Ирана в Ливане Эр-Рияду не удалось. С начала 2016 г. Саудовская Аравия прекратила финансирование ливанской армии и заявила о возможном сокращении экономической помощи стране, что привело к дальнейшему падению авторитета Саудовской Аравии в Бейруте. В Йемене союзники Ирана - хуситы достигли значительных успехов.
Страной, где Саудовская Аравия достигла положительных результатов при значительных репутационных потерях, стал Бахрейн. 14 февраля 2011 г. в этом небольшом государстве в зоне Персидского залива под влиянием «арабской весны» начались демонстрации протеста шиитского большинства, требовавшего демократизации общества. В марте этого года для подавления беспорядков и поддержания стабильности в Бахрейн вошли саудовские войска и полицейские части ОАЭ. Эр-Рияд подозревал, что за событиями в Бахрейне стоял Иран. Эр-Рияд относит Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман к числу своих стратегических союзников, поэтому Саудовская
Аравия будет любыми способами добиваться сохранения в этих государствах лояльных ей политических режимов.
В сирийском конфликте Тегеран и Эр-Рияд оказались по разные стороны баррикад. Тегеран поддерживает правительство Б. Аса-да, а Эр-Рияд - оппозицию. «Битва за Сирию» для обоих государств имеет огромное значение, победитель значительно увеличит собственное доминирование на Ближнем Востоке. Саудовская Аравия в случае успеха оппозиции вытеснит Иран из Сирии и ослабит его позиции в Ливане. Это будет компенсацией за поражение в Ираке и затягивание боевых действий в Йемене. Весьма примечательно, что Иран и Саудовская Аравия обвиняют друг друга в создании ИГИЛ.
Следует подчеркнуть, что борьба Ирана и Саудовской Аравии за влияние на Ближнем Востоке, кроме геополитической и религиозной подоплеки, имеет и национальную окраску. Иран является страной персов, древнего народа, имеющего уникальную культуру и славное историческое прошлое. Саудовская Аравия претендует на роль выразителя интересов всех арабов Аравийского полуострова, к тому же она является хранительницей мусульманских святынь. В Иране и Саудовской Аравии в настоящее время отмечается рост персидского и арабского национализма. Оба государства живут по законам шариата, однако в Иране политический строй Саудовской Аравии воспринимают в качестве отсталого средневекового режима, где царят беззаконие и мракобесие [12]. С помощью разжигания конфликта некоторые политические круги Эр-Рияда и Тегерана стремятся решить собственные внутриполитические проблемы. В частности, по данным аналитика CNN Бобби Гоша, в Тегеране консерваторы таким путем пытаются нейтрализовать реформаторов и нивелировать результаты сделки по «ядерной программе», а в Эр-Рияде конфликт с Ираном становится механизмом в борьбе различных группировок в династии Саудитов за власть и право решения сложных экономических проблем [11].
В ближайшей перспективе трудно ждать компромисса во взаимоотношениях между двумя государствами. Воинственная риторика и взаимные обвинения нашли отражение
в массовом сознании людей. Широкие слои суннитского населения Саудовской Аравии поддерживают антииранский курс правительства. В свою очередь в Иране нарастают антисаудовские настроения. Неслучайно рьяное участие демонстрантов в разгроме посольства Саудовской Аравии в Тегеране в январе 2016 г., что еще больше осложнило отношения Саудовской Аравии и Ирана и привело к разрыву дипломатических отношений между ними.
Как уже отмечалось, внешнеполитические амбиции Эр-Рияда подогреваются нарастанием внутренних проблем [8]. Падение цен на нефть высветило некоторые экономические и социальные проблемы в Саудовской Аравии. Эр-Рияд сам отказался в апреле 2014 г. на заседании ОПЕК от сокращения объемов добычи нефти для поддержания высоких цен на нее. Саудовская Аравия, таким образом, стремилась сохранить за собой значительную часть мирового рынка и даже его нарастить, решая параллельно внешнеполитические задачи. В то же время дефицит государственного бюджета страны достиг 15 %, ее золотовалютные запасы тают, в основном они идут на поддержку курса реала к доллару и сохранение социальных программ. В апреле 2016 г. золотовалютные резервы Саудовской Аравии сократились до 592 млрд долл. [1]. Страна теряет рынки сбыта нефти в США, Китае, где ее потеснила Россия, Индии. Правительство страны в сложившихся условиях пошло на ряд экстренных мер, включающих частичную приватизацию нефтяной компании «Арамко» [10], повышение цен на топливо внутри страны, избавление от ряда активов за рубежом и обращение к внешним заимствованиям. Кроме того, страна берет амбициозный курс на избавление ее экономики от тотальной зависимости от экспорта нефти к 2030 г. [9].
Экономические проблемы Саудовской Аравии представляют опасность для проведения ею активной политики на Ближнем Востоке. Египет, Иордания, ряд других арабских стран получают значительную помощь от Саудовской Аравии, неслучайно египетский армейский корпус защищает северную границу королевства Саудитов. Эр-Рияду придется сокращать объемы помощи, все чаще прибегая к форме кредитования своих партнеров в
регионе, что не может вызвать раздражение в Каире, Аммане, Хартуме и т. д. К серьезным затратам привела война в Йемене, которая уже стоила королевству 5,3 млрд долл. [1].
С президентом Египта Аль-Сиси у Саудовской Аравии складываются непростые отношения. Каир не спешит с вводом своих войск в Йемен, большую тревогу у Эр-Рияда вызывает нарастающее сотрудничество Египта с Россией, в том числе в военно-технической сфере. Кстати, немалую часть российского оружия Каир приобретает на деньги Са-удитов. Аль-Сиси не спешит безоговорочно поддерживать позицию Саудовской Аравии по сирийскому вопросу. В то же время Египет 8 апреля 2016 г. во время визита короля Саудовской Аравии в Каир подписал договор о продаже двух египетских островов Тиран (80 кв. км) и Санафир (33 кв. км) в Красном море за 25 млрд долл. Эр-Рияду [2]. Очевидно, эти территориальные изменения были заранее согласованы с Израилем и США. При всей непопулярности данного соглашения в Египте его власти очень нуждаются в финансовой помощи, оказываемой Саудовской Аравией. При этом не стоит забывать, что Эр-Рияд в целом лояльно отнесся к военному перевороту, приведшему Аль-Сиси к власти, что, бесспорно, способствовало данному соглашению. Этим договором Саудовская Аравия укрепила свои геополитические позиции не только в бассейне Красного моря, но на Ближнем Востоке в целом. Приобретенные острова позволяют Саудитам контролировать пролив Акаба и тем самым значительные потоки мировой торговли, осуществляемые через Суэцкий канал. Иордания попадает еще в большую зависимость от Саудовской Аравии, поскольку острова перекрывают ее выход к морю через порт Акаба.
Саудовская Аравия стремится усилить зависимость Египта от Эр-Рияда, воспользовавшись его проблемами. Египет на всем протяжении второй половины ХХ в. являлся лидером арабского мира. Эр-Рияд в настоящее время пытается занять данное место, отодвинув Египет на второй план. Саудовская Аравия, имеющая значительный экономический потенциал, относится к числу небольших государств по численности населения (более 31 млн чел.). Это ослабляет ее военный по-
тенциал. Опираясь на военно-политический потенциал Египта (более 85 млн чел.), Саудовская Аравия сможет доминировать на Ближнем Востоке. Союз Саудовская Аравия -Египет станет мощным противодействием в регионе Ирану и Израилю.
В то же время не стоит соглашаться с мнением ряда экспертов о том, что Египет теряет самостоятельность политического курса, попадая в большую зависимость от Саудовской Аравии [2]. Египет пережил непростой в своей истории промежуток развития, связанный с падением режима Х. Му-барака, приходом к власти «Братьев-мусульман» и последовавшим за этим военным переворотом. Во время «смуты» был нанесен сильный удар по экономике страны, ее политическому престижу, к тому же Египет переживает демографический бум. Страна остро нуждается в инвестициях, финансовой помощи и займах для развития народного хозяйства. Поэтому Каир пытается сохранить хорошие отношения с Саудовской Аравией, обладающей колоссальными финансовыми ресурсами.
После приобретения островов Саудовская Аравия заявила о строительстве моста через Красное море, который свяжет ее с Египтом. Реализация данного проекта сулит значительные экономические выгоды как Саудовской Аравии, так и Египту. Мост позволит увеличить поток паломников к святым местам, расширить экономические связи государств Аравийского полуострова с Северной Африкой. Не стоит сбрасывать со счетов еще один важный момент. В настоящее время Китай проводит активную политику в Эфиопии, Судане, Кении, Джибути и т. д. Вполне возможно, что в будущем интересы Китая могут столкнуться с интересами Египта и Саудовской Аравии в Судане и ряде других арабских государств в Африке. В этих условиях Каиру и Эр-Рияду придется действовать совместно. Мост через Красное море может в этой связи оказаться очень кстати.
В ситуации с продажей островов позиция США вполне объяснима. Однако согласие Израиля на продажу островов вызывает на первый взгляд недоумение. Израиль и Саудовская Аравия не имеют дипломатических отношений, и их не будет до создания неза-
висимого палестинского государства. Саудовская Аравия финансирует палестинское национальное движение. В то же время, по сведениям израильских журналистов, между властными структурами Саудовской Аравии и Израиля есть каналы для секретных встреч и обмена информацией [7]. В условиях нестабильности на Ближнем Востоке данные обмены необходимы обоим государствам. Израильские товары через Палестину, Ливан и Кипр попадают в Саудовскую Аравию. И самое главное, у Израиля и Саудовской Аравии есть один общий враг -Иран. В Иерусалиме, как и в Эр-Рияде, Тегеран считают основным источником нестабильности в регионе, представляющим угрозу национальной безопасности Израиля и Саудовской Аравии [7].
Таким образом, в начале ХХ1 в. Саудовская Аравия попала в очень сложную ситуацию. Изменение расстановки сил на Ближнем Востоке, осложнение взаимоотношений с США и внутриполитические противоречия потребовали от королевства выработки новой внешнеполитической стратегии, в центре которой оказалось противостояние с Ираном. Саудовская Аравия готова любыми способами не допустить роста гегемонии Иран в регионе, но ни Эр-Рияд, ни Тегеран не доведут дел до открытого вооруженного конфликта. Саудовская Аравия пытается закрепить свое влияние на ведущие государства Ближнего Востока, используя экономические ресурсы. Кроме укрепления собственных позиций в регионе, она стремится не допустить создания «шиитского пояса» под эгидой Ирана. Отношения с США, бесспорно, будут во многом определять политику Саудовской Аравии на Ближнем Востоке. Несмотря на охлаждение контактов между Вашингтоном и Эр-Риядом, США нуждаются в Саудовской Аравии в вопросах сохранения своего доминирования в зоне Персидского залива, а королевство Саудитов заинтересовано в военно-техническом сотрудничестве с США и в присутствии американских войск в регионе.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 ИГИЛ, «Аль-Каида», «Братья-мусульмане» - запрещенные в России организации.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Амбиции и дешевая нефть: новая международная роль Саудовской Аравии // Московский центр Карнеги. - 2016. - 22 мая. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://inosmi.ru/politic/ 20160522/236611784.html (дата обращения: 06.11.2016). - Загл. с экрана.
2. Арманьян, Н. Саудовская Аравия купила Египет и хочет установить свой контроль над Красным морем / Н. Арманьян // Publico.es. - 2016. -6 мая. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://inosmi.ru/politic/20160506/236441085.html (дата обращения: 06.11.2016). - Загл. с экрана.
3. Ар-Рахман Бен Абдель Азиз Аль Шейх. Послание саудовского народа президенту Обаме / Ар-Рах-ман Бен Абдель Азиз Аль Шейх // Al Riyadh. - 2016. -22 апр. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://inosmi.ru/politic/20160425/236279814.html (дата обращения: 06.11.2016). - Загл. с экрана.
4. Габор, А. В чем причина противостояния Ирана и Саудовской Аравии / А. Габор // NRG. - 2016. -12 янв. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://inosmi.ru/politic/20160112/235027120.html (дата обращения: 06.11.2016). - Загл. с экрана.
5. Гюмюш, Н. Т. Почему саудовский король не встретил Обаму/ Н. Т. Гюмюш // Hurriyet. - 2016. -22 апр. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://inosmi.ru/politic/20160422/236266207.html (дата обращения: 06.11.2016). - Загл. с экрана.
6. Козловский, В. США: 40 лет с начала нефтяного эмбарго / В. Козловский // Русская служба BBC. - 2013. - 17 окт. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.bbc.com/russian/ international/2013/10/131016_us_oil_embargo_anno (дата обращения: 06.11.2016). - Загл. с экрана.
7. Мельман, Й. Создается ли тайный тройственный союз между Израилем, Египтом и Саудовской Аравией / Й. Мельман // Maariv. - 2015. -14 апр. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://inosmi.ru/military/20160414/236140940.html (дата обращения: 06.11.2016). - Загл. с экрана.
8. Миллер, А. Д. США и Саудовская Аравия: в западне неудачного брака / А. Д. Миллер // CNN. -21 апр. - 2016. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://inosmi.ru/politic/20160421/ 236247343.html (дата обращения: 06.11.2016). - Загл. с экрана.
9. Оппенгеймер, А. Пример Саудовской Аравии / А. Оппенгеймер // El Nuevo Herald. - 2016. -27 мая. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://inosmi.ru/economic/20160527/236687670. html (дата обращения: 06.11.2016). - Загл. с экрана.
10. Плеттен, К. В 30 лет он за год стал одним из самых влиятельных людей мира / К. Плеттен //Aftenposten. - 2016. - 21 апр. - Электрон. тексто-
вые дан. - Режим доступа: http://inosmi.ru/economic/ 20160421/236231007.html (дата обращения: 06.11.2016). - Загл. с экрана.
11. Сойше, К. Вопросы в связи с разрывом ди-потношений между Саудовской Аравией и Ираном / К. Сойше // CNN. - 2016. - 4 янв. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://inosmi.ru/ reg_mideast/20160104/234984115.html (дата обращения: 06.11.2016). - Загл. с экрана.
12. Хамеди, М. Как в Иране относятся к разрыву с Саудовской Аравией / М. Хамеди // Московский центр Карнеги. - 2016. - 17 янв. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://inosmi.ru/ reg_mideast/20160117/235077867.html (дата обращения: 06.11.2016). - Загл. с экрана.
13. Blanchard, C. M. Saudi Arabia: Background and US. Relations / С. M. Blanchard // Congressional Research Service. - 2016. - 20 Sept. - P. 1-34.
14. Russel, J. A. Saudi Arabia in the 21st Century: A New Security Dilemma / J. A. Russel // Middle East Policy. - 2005. - Vol. 12, №№ 3. - P. 64-78.
REFERENCES
1. Ambitsii i deshevaya neft: novaya mezhdunarodnaya rol Saudovskoy Aravii [Ambitions and Cheap Oil: a New International Role for Saudi Arabia]. Carnegie Moscow Center, 2016, May 22. URL: http://inosmi.ru/politic/20160522/236611784.html (accessed November 6, 2016).
2. Armanyan N. Saudovskaya Araviya kupila Egipet i khochet ustanovit svoy kontrol nad Krasnym morem [Saudi Arabia Bought Egypt and Wants to Establish Its Control over Red Sea]. Publico.es, 2016, May 6. URL: http://inosmi.ru/politic/20160506/ 236441085.html (accessed November 6, 2016).
3. Ar-Rakhman Ben Abdel Aziz Al Sheykh. Poslanie saudovskogo naroda prezidentu Obame [Message from Saudi Arabians to President Obama]. Al Riyadh, 2016, April 22. URL: http://inosmi.ru/politic/ 20160425/236279814.html (accessed 6 November 2016).
4. Gabor A.V. Chem prichina protivostoyaniya Irana i Saudovskoi Aravii [What is the Reason for Iran and Saudi Arabia Confrontation?]. NRG, 2016, January 12. URL: http://inosmi.ru/politic/20160112/ 235027120.html (accessed 6 November 2016).
5. Gyumyush N.T. Pochemu saudovskiy korol ne vstretil Obamu [Why the Saudi King Didn't Meet Obama]. Hurriyet, 2016, April 22. URL: http://inosmi.ru/ politic/20160422/236266207.html (accessed November 6, 2016).
6. Kozlovskiy V. SShA: 40 let s nachala neftyanogo embargo [USA: 40 years since the Beginning of New Embargo]. Russian service BBC, 2013, October 17. URL: http://www.bbc.com/russian/
international/2013/10/131016_us_oil_embargo_anno (accessed November 6, 2016).
7. Melman I. Sozdaetsya li taynyy troystvennyy soyuz mezhdu Izrailem, Egiptom i Saudovskoy Araviey [Is There a Confidential Triple Alliance of Israel, Egypt and Saudi Arabia]. Maariv, 2015, April 14. URL: http:// inosmi.ru/military/20160414/236140940.html (accessed November 6, 2016).
8. Miller A.D. SShA i Saudovskaya Araviya: v zapadne neudachnogo braka [The USA and Saudi Arabia: in a Trap ofUnequalMatch]. CNN, 2016, April 21. URL: http://inosmi.ru/politic/20160421/236247343.html (accessed November 6, 2016).
9. Oppengeimer A. Primer Saudovskoy Aravii [An Example of Saudi Arabia]. El Nuevo Herald, 2016, May 27. URL: http://inosmi.ru/economic/20160527/ 236687670.html (accessed November 6, 2016).
10. Pletten K. V 30 let on za god stal odnim iz samykh vliyatelnykh lyudey mira [When He Got 30 He Has Become One of the Most Influential People in the World]. Aftenposten, 2016, April 21. URL: http://
inosmi.ru/economic/20160421/236231007.html (accessed November 6, 2016).
11. Soishe K. Voprosy v svyazi s razryvom dipotnoshenii mezhdu Saudovskoi Araviei i Iranom [Questions in connection with the severance of diplomatic relations between Saudi Arabia and Iran]. CNN, 2016, January 4. URL: http://inosmi.ru/ reg_mideast/20160104/234984115. html (accessed November 6, 2016).
12. Khamedi M. Kak v Irane otnosyatsya k razryvu s Saudovskoy Araviey [How Iran Takes Break with Saudi Arabia]. Carnegie Moscow Center, 2016, January 17. URL: http://inosmi.ru/reg_mideast/ 20160117/235077867.html (accessed November 6, 2016).
13. Blanchard C.M. Saudi Arabia: Background and US Relations. Congressional Research Service, 2016, September 20, pp. 1-34.
14. Russel J.A. Saudi Arabia in the 21st Century: A New Security Dilemma. Middle East Policy, 2005, vol. 12, no. 3, pp. 64-78.
Information About the Author
Igor V. Kryuchkov, Doctor of Sciences (History), Professor, Head of the Department of Foreign History, Political Science and International Relations, North-Caucasus Federal University, Pushkina St., 1, 355009 Stavropol, Russian Federation, [email protected], http://orcid.org/0000-0002-1224-1341
Информация об авторе
Игорь Владимирович Крючков, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой зарубежной истории, политологии и международных отношений, Северо-Кавказский федеральный университет, ул. Пушкина, 1, 355009 г. Ставрополь, Российская Федерация, [email protected], http ://orcid.org/0000-0002-1224-1341