КАРТЫ ПРОППА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОДУКТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Павлюкевич Любовь Владиславовна
канд. пед. наук, доцент кафедры английского языка, филологии и перевода, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: [email protected]
Верхотурова Анастасия Андреевна
магистрантка группы ZM 721 факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: [email protected]
PROPP'S CARDS AS MEANS OF DEVELOPMENT PRODUCTIVE SKILLS ON THE FOREIGN LANGUAGE LESSONS
Lubov Pavlukevich, Ph.D.
Associate Professor, The English Language, Philology and Translation Department
Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: [email protected]
Anastasiia Verkhoturova
a Master Degree Student of the Faculty of Foreign Languages, group ZM 721 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: [email protected]
Аннотация: представлены проблемы обучения иностранному языку современных школьников. Рассмотрены определения понятий «наглядность» и «визуализация», а также подтверждена необходимость и важность использования наглядных опор при обучении учащихся. Рассмотрена технология тренировки и совершенствования умений сторителлинга «карты Проппа» как одна из наглядных опор. В ходе анализа выявлены конкретные этапы и алгоритм работы по технологии «карты Проппа».
Ключевые слова: визуализация, наглядность, наглядные опоры, технология «сторителлинг», технология «карты Проппа».
Abstract: the problems of teaching of modern students are under consideration in this article. The definitions of «visibility» and «visualization» were analyzed and also the usage and importance of visual supports were confirmed. The technology of training and improving storytelling skills in form of «Propp's cards» as a kind of support was examined. In the process of analyzing the concrete stages and the algorithm of using the «Propp's cards» technology were identified.
Key words: visibility, visualization, visual supports, technology «storytelling», technology «Propp's cards».
© Павлюкевич Л.В., Верхотурова А.А., 2020
На сегодняшний день складывается совершенно новая методология изучения иностранных языков, целью которой является формирование коммуникативной компетенции: научить общаться, разговаривать и понимать. Иностранный язык не должен восприниматься обучающимися как учебная дисциплина, а должен занять более высокое положение - как неотъемлемая часть современной жизни общества и как средство общения.
Психологи считают, что четверо из пяти современных школьников визуалы и только один аудиал и / или кинестетик. Учащимся становится сложнее воспринимать информацию без какого-либо визуального подкрепления, а также перерабатывать информацию самому, а не получать ее в готовом виде.
Назрела необходимость в создании зрительных образов для обучения учащихся и перевода теоретических понятий в конкретное осязаемое значение. Одним из вариантов решения возникшей проблемы является использование фотографии или рисунка, так как это прежде всего носитель полезной и интересной информации на современных уроках, в том числе и на уроках иностранного языка [1, с. 3-9].
На сегодняшний день в российской методике нет определенного термина для использования карточек и рисунков на уроке, поэтому целесообразно проанализировать методику В.Я. Проппа и адаптировать возможность ее применения на уроке иностранного языка.
Визуализация учебного материала на уроках английского языка необходима, так как она развивает зрительную память, пространственное воображение, делает обучение более осмысленным. Это наглядная опора, помогающая мыслить, снимающая трудности воспроизведения материала. Визуализацию можно использовать на всех этапах обучения:
1) при объяснении нового материала;
2) повторении;
3) закреплении;
4) контроле и систематизации;
5) обобщении;
6) выполнении домашних заданий, заучивании наизусть;
7) работе с текстом произведения;
8) самостоятельной работе [2, с. 35-39].
Визуализация учебного материала на уроках английского языка посредством современных средств позволяет:
1) повысить уровень заинтересованности в изучении материала;
2) увеличить объем запоминаемой информации;
3) обеспечить систематизацию полученных знаний;
4) стимулировать креативные процессы, логические выводы и ассоциации;
5) активизировать учебную и познавательную деятельность;
6) формировать и развивать критическое и визуальное мышление; образное представление знаний и учебных действий;
256
7) способствует повышению визуальной грамотности и визуальной культуры [3].
Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.
Карты Проппа - игровое пособие из карточек, которые состоят из символов и иллюстраций, по которым ученики узнают события и эпизоды сказки. Джанни Родари предложил использовать «пропповские функции» для создания сказочных историй с детьми и свел их к двадцати.
Если в процессе работы педагог успешно и неоднократно использует «карты Проппа», на занятии по сочинению сказочных историй он может пользоваться 20 картами [5, с. 190-191].
В.Я. Пропп выделил следующую структуру сказочных сюжетов:
1. Жили-были. Сказка начинается с вводных слов, создающих сказочное пространство: в некотором царстве, в тридевятом государстве, жили-поживали, в стародавние времена...
2. Особое обстоятельство. Нестандартное, неординарное событие: рожь кто-то топчет каждую ночь, курочка золотое яйцо снесла...
3. Запрет. Чего-то делать нельзя: не оставляй братца, не пей из лужи, не выглядывай в оконце.
4. Нарушение запрета. Сказочные персонажи нарушают запрет. А этого только и дожидается вредитель (антагонист): убежала Маша с подружками.
5. Вредительство: гуси-лебеди тут как тут, подхватили братца, да и унесли.
6. Герой покидает дом. Варианты. Сам отправляется на поиски (пропавшего братца). Родители посылают (за молодильными яблоками). Изгоняется из родного дома (мачеха велит увезти падчерицу в лес).
7. Задача. Чего он должен достичь: вернуть братца, освободить красавицу.
8. Встреча с дарителем. Доброму делу всегда кто-то помогает. Появление персонажа, имеющего нечто волшебное: самокатный клубочек шерстяных ниток, заветные слова...
9. Трудные испытания: соткать ковер, построить хрустальный мост «от своего крыльца до моего дворца» за одну ночь.
10. Получение волшебных даров: предметов или слов. Они могут переданы просто так дарителем, изготовлены, куплены, появиться неведомо откуда, похищены.
11. Герой появляется и вызывает на бой вредителя. Сверхъестественные свойства врага: Змей Горыныч о трех головах, огнем дышит; Кощей смерти не имеет...
12. Борьба (преследование). Бой с врагом (бьются на мечах, устраивают состязание: кто быстрее прибежит черт или заяц, кто дальше лошадь пронесет),
или похищение. Кощей повержен. За героем отправляют погоню: гусей-лебедей, Бабу-ягу. Он бьется с врагом (в открытом бою - со Змеем Горынычем, иногда состязается в скорости, ловкости, хитрости).
13. Победа. Враг может быть побежденным в бою, проиграть в соревновании, а также быть изгнанным или уничтоженным хитростью.
14. Ликвидация беды. Красавица спасена, враги убрались восвояси, отец поправился...
15. Прибытие домой.
16. Дома главное действующее лицо не узнают из-за заклятья, изменившего внешность.
17. Ложный герой (самозванец), выдающий себя за настоящего или присваивающий себе его заслуги: Дочка колдуньи утопила сестрицу, заняла ее место; братья убили Ивана, забрали молодильные яблоки и сказали отцу, что это они их раздобыли.
18. Изобличение самозванца. Появляется Иван, спасенный волком; настоящий король легко достает меч из камня...
19. Героя узнают. Подмена обнаружена. Народ приветствует его. Самозванец убегает сам или изгнан с позором.
20. Счастливый конец. Подарки, свадьба, народное гулянье - пир на весь мир. [6, с. 110-114].
При обучении иностранному языку демонстрационная сюжетная серия карт Проппа может служить наглядной опорой для восприятия учащимися со слуха иноязычной речи или для высказываний учащихся на языке, а также для создания своих собственных историй (сторителлинг). В связи с тем, что в русскоязычной методике нет собственного термина для обозначения различных обучающих карточек, целесообразно использовать методику Проппа на уроке.
Существует ряд преимуществ использования раздаточного дидактического материала (карт Проппа):
1. Раздаточная наглядность обеспечивает массовый охват учащихся упражнением, так как каждому ученику, получившему картинку, должна быть предоставлена возможность высказаться по ней. И ученик готовится к высказыванию, понимая, что вызов неизбежен. В определенных случаях, например, при организации диалогов, раздаточной наглядностью могут быть охвачены не все учащиеся, только прямые участники диалога.
2. С помощью раздаточной наглядности можно включить учащихся в такие речевые ситуации, которые на уроке объективно не существуют.
3. Используя раздаточную наглядность, можно вызвать учащихся на такие высказывания, которые требуют домысливания отдельных фактов их биографии, а также выхода за рамки их конкретного жизненного опыта. Это немаловажное обстоятельство, так как обучение иностранному языку не может целиком базироваться на биографиях и ограниченном жизненном опыте отдельных учащихся.
4. Используя раздаточную наглядность, можно навязать учащимся употребление нужного (отрабатываемого) языкового материала.
5. Раздаточная наглядность позволяет вызвать учащихся на высказывание от первого лица, в то время как использование демонстрационной наглядности высказывание обычно делается от третьего лица.
6. При использовании раздаточной наглядности каждый ученик говорит нечто свое, не повторяет других. Это вызывает активность учащихся. Кроме того, высказывание отдельных учащихся содержит элемент новизны для всех других учащихся, что заставляет последних внимательно слушать каждого говорящего, ибо учитель может в любой момент потребовать передать содержание чужой речи с позиции третьего лица.
Мировое сообщество остро ставит проблему владения иностранными языками. В этой связи возрастает необходимость быстрого овладения иностранными языками широкими слоями населения, необходимость обучения основам нескольких иностранных языков в системе школьного обучения. Решение данной проблемы требует новых подходов к организации процесса обучения, совершенствованию его форм и методов. Одним из способов обучения иностранному языку является использование средств наглядности [4, с. 135-138].
Умение хорошо излагать свой предмет, педагогическое мастерство учителя основаны на умении строить процесс обучения в соответствии с закономерностями этого процесса, с соблюдением основных дидактических принципов. Одним из таких принципов является принцип наглядности.
Практика обучения языку в учебных заведениях показывает, что, изучая иностранный язык в течение многих лет, выпускники в большей степени так и не овладевают им, не могут самостоятельно, без предварительной подготовки строить простые предложения, диалоги, испытывают большие трудности в понимании смысла несложного аутентичного текста на языке при чтении или аудировании. Многие учебные пособия по иностранному языку не дают возможности учителю научить школьников языку так, чтобы достичь качественного уровня владения языком.
Использование технологии «карты Проппа» является новым и перспективным в системе современного образования. Данное направление способно заинтересовать учащихся и пробудить у них мотивацию к учебе.
Введение методики Проппа при обучении иностранному языку используются для иллюстрации страноведческого материала, для создания наглядной опоры при презентации какой-либо ситуации, стимулирующей общение.
Применение карт Проппа обеспечивает переключение внимания учащихся в процессе обучения иностранному языку на смысловую сторону общения и способствует созданию у школьников потребности в высказываниях своих мыслей и восприятии устных сообщений учителя.
Таким образом, данное средство способствует эффективному развитию навыков говорения на иностранном языке, являясь частью коммуникативно направленной методики обучения, нацеленной на формирование иноязычной коммуникативной компетенции будущего выпускника школы.
Список литературы
1. Гурвич П.Б. К вопросу о специфике методики преподавания иностранных языков как науки // Иностранные языки в школе. - 2013. - № 4. - С. 3-9.
2. Крам Р. Инфографика. Визуальное представление данных. - М., 2015. -С. 35-39.
3. Мильруд Р.П. Приемы и технологии обучения устной речи // Язык и культура. - 2015. - № 1 (29).
4. Одинцова М.А. Развитие речевой деятельности в аудитории. - М., 2012. -С. 135-138.
5. Пропп В.Я. Морфология сказки. - М., 2000. - С. 190-191.
6. Родари Дж. Грамматика фантазии. - М., 1990. - С. 110-114.