Научная статья на тему 'ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ-КВЕСТ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ-КВЕСТ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
480
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕБ-КВЕСТ / МОТИВАЦИЯ / ГРУППОВАЯ РАБОТА / ИНТЕРНЕТ / ИКТ / ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ / WEB-QUEST / MOTIVATION / GROUP WORK / INTERNET / ICT / LEARNING PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлюкевич Любовь Владиславовна, Батыкова Анна Сергеевна

В статье рассмотрена актуальность использования ИКТ в обучении иностранным языкам в условиях модернизации системы образования, в частности технология Веб-квест как вид проектной деятельности. Приводится краткая история данной технологии, раскрыта ее сущность и проанализированы преимущества ее использования на уроке иностранного языка, среди которых высокая мотивационная обеспеченность, использование ИКТ, развитие самостоятельности учащихся и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлюкевич Любовь Владиславовна, Батыкова Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANTAGES OF USING THE WEB-QUEST TECHNOLOGY IN A FOREIGN LANGUAGE LESSON

The article considers the relevance of the use of ICT in teaching foreign languages in the context of modernizing the education system, in particular, the WebQuest technology as a type of project activity. It provides a brief history of the technology, reveals its essence and analyzes the advantages of its use in a foreign language lesson, including high motivational security, the use of ICT, the development of student autonomy, etc.

Текст научной работы на тему «ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ-КВЕСТ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ-КВЕСТ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Павлюкевич Любовь Владиславовна к.п.н., доцент кафедры английского языка, филологии и перевода Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: pavlovely@yandex. ru

Батыкова Анна Сергеевна

студентка 741/2 гр. факультета иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: [email protected]

ADVANTAGES OF USING THE WEB-QUEST TECHNOLOGY IN A

FOREIGN LANGUAGE LESSON

Lyubov Pavlyukevich, Ph.D Associate Professor, English language, philology and translation department Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: [email protected]

Anna Batykova

Student of the Faculty of Foreign Languages, group 741/2 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm E-mail: [email protected]

Аннотация: в статье рассмотрена актуальность использования ИКТ в обучении иностранным языкам в условиях модернизации системы образования, в частности технология Веб-квест как вид проектной деятельности.

Приводится краткая история данной технологии, раскрыта ее сущность и проанализированы преимущества ее использования на уроке иностранного языка, среди которых высокая мотивационная обеспеченность, использование ИКТ, развитие самостоятельности учащихся и др.

Ключевые слова: Веб-квест, мотивация, групповая работа, Интернет, ИКТ, принципы обучения.

Abstract: the article considers the relevance of the use of ICT in teaching foreign languages in the context of modernizing the education system, in particular, the WebQuest technology as a type of project activity.

It provides a brief history of the technology, reveals its essence and analyzes the advantages of its use in a foreign language lesson, including high motivational security, the use of ICT, the development of student autonomy, etc.

Key words: WebQuest, motivation, group work, Internet, ICT, learning principles.

В XXI веке образование, знания, информация и коммуникация составляют основу развития и благополучия человеческой личности. Чтобы современный ученик был готов и способен адаптироваться к социальным и профессиональным переменам, необходимо развитие его умений критического анализа информации любых символических систем (образных, звуковых, текстовых). В связи с этим перед школьными педагогами ставятся новые задачи: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить понимать ее, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.

В данных условиях особую популярность приобретают информационно -коммуникационные технологии (ИКТ). Во многом благодаря этим технологиям у учащихся происходит формирование коммуникативной компетенции, что является основной целью уроков по иностранному языку согласно ФГОС. Кроме того, средства мультимедиа являются одним из мощных инструментов познания, так как позволяют воспринимать информацию несколькими органами чувств одновременно. Еще К.Д. Ушинский писал: «Чем больше органов чувств принимает участие в восприятии какого-либо впечатления, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче потом вспоминаются». Известно, что эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного - 25%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%.

Современные ИКТ представляют собой совокупность современной компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, инструментальных программных средств, обеспечивающих интерактивное программно-методическое сопровождение современных технологий обучения. Они предполагают большое разнообразие видов деятельности, включая проектную, одним из видов которой является Веб-квест.

Впервые термин «Веб-квест» был предложен Берни Доджем (Bernie Dodge), профессором образовательных технологий университета Сан-Диего (США) в 1995 году. Образовательный Веб-квест - (webquest) - это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета [5]. Веб-квесты могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, также могут быть и межпредметными.

Технология Веб-квест получила большое распространение в западных школах и в последнее время начинает внедряться в России, несмотря на то, что в работах российских педагогов нет единого взгляда на сущность квеста. На данный момент проблемой квестов в России занимаются Андреева М.В., Быховский Я.С., Николаева Н.В. и другие, которые выделяют ряд преимуществ использования данной образовательной технологии на уроке.

Во-первых, использование данной технологии предполагает постановку актуальных для настоящего времени вопросов и проблем, близких по духу

учащимся, вызывает их интерес и, соответственно, повышает мотивацию к исследованию проблем за счет улучшения психоэмоционального настроя в обучении, структурированности подачи учебного материала и модальности (использования большого количества сенсорных каналов восприятия информации). [2]

Кроме того, особенностью Веб-квестов является то, что они предполагают не только самостоятельную, но и групповую работу обучающихся. Работа в группе [1], накладывает на учащегося определенную ответственность перед остальными участниками Веб-квеста, стимулируя его познавательную активность, желание получить хороший результат.

Следующим достоинством Веб-квестов является развитие умения мыслить. Самостоятельное решение поставленной задачи развивает умения аналитического мышления, критического взгляда на вещи, поиска нужной информации из большого объема материалов. Согласно словам создателей Веб -квестов, данная технология включает в себя элементы когнитивизма и конструктивизма. [6]

Более того, в процессе творческой работы учащиеся получают не «готовые к употреблению» знания, а сами вовлечены в поисковую деятельность, что в свою очередь способствует развитию самостоятельности.

Данное преимущество также связано с тем, что при работе с большими объемами информации у обучающихся формируются умения и навыки критического мышления, способность осуществлять выбор и нести за него ответственность, оценивать эффективность информационного поиска, определять грамотно объем предлагаемой информации. [2]

Еще одним достоинством является то, что ученики получают доступ к поисковым системам, последним новостям, касающимся поставленной проблемы, через сеть интернет. Интернет дает также возможность узнать мнение эксперта, экспертной группы, людей, каким-то образом заинтересованных в том или ином вопросе. Такое разнообразие мнений предоставляет учащемуся возможность выбора наиболее близкого и помогает в формулировке собственного мнения.

Что касается процесса оценивания результатов Веб-квеста, нужно отметить возможность презентации конечного продукта перед живой аудиторией, публикация работ в Интернете.

При использовании таких технологий, как Веб-квест, учитель получает действенный способ формирования мотивации учения, творческого осмысления материала [4, с. 131]. Интеграция данной технологии в образовательный процесс позволяет реализовать современные принципы обучения иностранным языкам: принцип интерактивности (обучение, погруженное в общение, создающее условия для развития умений работать в команде, т.е. учиться вместе, а не рядом); принцип самостоятельности, который реализуется в способности самостоятельно управлять своей деятельностью; принцип проблемности, системности и др. Широкие возможности предоставляет данная технология и для развития критического

и творческого мышления, воображения, креативности студентов благодаря широкому спектру заданий, которые предлагаются для выполнения.

Так, технология Веб-квест позволяет реализовать наглядность, мультимедийность и интерактивность обучения. Наглядность включает в себя различные виды демонстраций, презентаций, видео, показ графического материала в любом количестве. Мультимедийность добавляет к традиционным методам обучения использование звуковых, видео- и анимационных эффектов. Интерактивность объединяет все вышеперечисленное и позволяет воздействовать на виртуальные объекты информационной среды, помогает внедрять объекты личностно ориентированного обучения, предоставляет учащимся возможность в полной мере раскрывать свои способности. [3]

Таким образом, Веб-квест не принуждает учащегося к участию в учебном процессе, а вовлекает его, предоставляя ему пространство для самостоятельной творческой деятельности, мотивирует его оригинальной, близкой по духу и интересной постановкой проблемы, наделяет учащегося определенной социально значимой в данной ситуации ролью, активизацией разнообразных познавательных процессов во время решения поставленных задач.

Список литературы

1. Использование технологии Веб-квест в учебном процессе [Электронный ресурс]. - URL: http://kak.znate.ru/docs/index-973.html (дата обращения 14.12.2012).

2. Применение Веб-квест технологии в современном образовании [Электронный ресурс]. - URL: Ы^://открытыйурок.рф/статьи/671383/ (дата обращения 07.09.2018).

3. Щербина А.Н. Веб-квест как инновационная технология в системе реализации ФГОС // Электронный научный журнал «Наука и перспективы». -2016. - №4.

4. Ястребцева Е.Н. Школьный библиотечный медиацентр: от идеи до // М.: БМЦ : Шк. библиотека", 2001.

5. Dodge B. Some Thoughts About WebQuests [Электронный ресурс]. -URL: http://edweb. sdsu.edu/courses/edtec596/about_webquests.html (дата обращения 27.04.2014).

6. March T. What WebQuests Are (Really) [Электронный ресурс]. - URL: http://tommarch.com/writings/what-webquests-are/ (дата обращения 27.04.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.