Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ ВЕБ-КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИЮ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ'

ИНТЕГРАЦИЯ ВЕБ-КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИЮ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТЫ ТРЕХ УРОВНЕЙ / ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРИЕМ "ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ" / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ВЕБ-КВЕСТ ТЕХНОЛОГИЯ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / THREE LEVELS OF RESULTS / FORMS OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / LANGUAGE PORTFOLIO / TECHNICAL TEACHING AIDS / WEB-QUEST TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокина Татьяна Витальевна

Рассматриваетсяпроблема внедрения технологии веб-квест во внеурочную деятельность по иностранному языку. Отдельно анализируются результаты трех уровней во внеурочной деятельности и особенности данного вида деятельности при обучении иностранному языку. В работе осмысливаются идеи интеграции веб-квест технологии как одного из способов использования информационно-коммуникационных технологий для занятий с учащимися 5-6-х классов общеобразовательной школы, направленного на непосредственное повышение уровня владения учащимися лексико-грамматическими единицами и мотивации в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сорокина Татьяна Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPLEMENTATION OF WEBQUEST TECHNOLOGY INTO THE ORGANISATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AT SECONDARY SCHOOL OF FOREIGN LANGUAGES AT CLASSES

The article focuses on the problem of webquest technology implementation in the process of teaching foreign languages as an extracurricular activity. Special attention is paid to the three levels of extracurricular activities and their peculiarities when teaching foreign languages. The author analyzes the phenomenon of webquest integration as one of the ways to use the technical teaching aids for lessons with 5-6 grade students at secondary school. It is supposed to increase the number of students’ vocabulary and grammar units as well as to boost motivation.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ ВЕБ-КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИЮ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

ИНТЕГРАЦИЯ ВЕБ-КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИЮ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Сорокина Татьяна Витальевна

магистрант факультета иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь,

Россия, e-mail: vip. tvsorokina@,mail. ru

THE IMPLEMENTATION OF WEBQUEST TECHNOLOGY INTO THE ORGANISATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AT SECONDARY SCHOOL OF FOREIGN LANGUAGES AT CLASSES

Sorokina Tatiana

Undergraduate Student of the Faculty of Foreign Languages Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia,

e-mail: vip. tvsorokina@,mail. ru

Аннотация: рассматривается проблема внедрения технологии веб-квест во внеурочную деятельность по иностранному языку. Отдельно анализируются результаты трех уровней во внеурочной деятельности и особенности данного вида деятельности при обучении иностранному языку. В работе осмысливаются идеи интеграции веб-квест технологии как одного из способов использования информационно-коммуникационных технологий для занятий с учащимися 5-6-х классов общеобразовательной школы, направленного на непосредственное повышение уровня владения учащимися лексико-грамматическими единицами и мотивации в целом.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, результаты трех уровней, формы организации внеурочной деятельности, прием «языковой портфель», технические средства обучения, веб-квест технология.

Abstract: the article focuses on the problem of webquest technology implementation in the process of teaching foreign languages as an extracurricular activity. Special attention is paid to the three levels of extracurricular activities and their peculiarities when teaching foreign languages. The author analyzes the phenomenon of webquest integration as one of the ways to use the technical teaching aids for lessons with 5-6 grade students at secondary school. It is supposed to increase the number of students' vocabulary and grammar units as well as to boost motivation.

Key words: extracurricular activities, three levels of results, forms of extracurricular activities, language portfolio, technical teaching aids, webquest technology.

Современное общество характеризуется наличием модели выпускника общеобразовательного учреждения. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирован на становление таких личностных характеристик выпускника, как любовь к Отечеству, активное познание мира, осознание ценности труда, науки, творчества, образования и самообразования; умение применять полученные знания на практике и т.д. [4; 5; 8]. Государству необходимо молодое поколение, ориентированное на активную жизненную позицию, эффективное сотрудничество, умение планировать свое будущее. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту, организация внеурочной деятельности обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательном учреждении [1].

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, на формирование и реализацию индивидуальных склонностей, способностей и интересов учащихся в разных видах деятельности [6].

Основными общепризнанными формами организации внеурочной деятельности на сегодняшний день являются такие виды, как проблемно -ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность, игровая деятельность, социальное творчество, художественное творчество, трудовая, спортивно-оздоровительная деятельность, а также туристско-краеведческая деятельность [2].

Выбор формы проведения внеурочных занятий напрямую зависит от поставленных целей и достигаемых результатов. Представим описание результатов трех уровней и соответствующих им форм организации внеурочной деятельности.

На первом уровне результаты обеспечивают приобретение учащимися социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни. Особый акцент здесь ставится на усвоение учащимися базовых знаний, необходимых для проживания в современном обществе, которым не отведено места в школьной учебной программе. Отсутствие знаний о том, как оплатить коммунальные платежи, каким образом безопасно для окружающей среды утилизировать бытовые отходы, какие права есть у человека в магазине, что запрещено в храмах и церквях, - очень усложняет жизнь современного человека. При условии, что объектом познавательной деятельности учащихся станет собственно социальный мир, социальные взаимоотношения, любые формы организации внеучебной деятельности приведут к запланированному результату.

Результаты второго уровня имеют решающее значение при формировании у обучающихся позитивных взглядов на ценности общества. Здесь поднимаются значимые проблемы общества, экологии, нравственности. При взаимодействии учащихся с открытой социальной средой следует говорить

о достижении результатов третьего уровня. Общение с людьми за пределами образовательного учреждения, в детских садах, на ярмарках имеет непосредственное значение для становления самоидентификации, осознания себя гражданином страны.

Рассматривая внеурочную деятельность в аспекте обучения иностранному языку, отметим, что общепринятые формы организации внеурочной деятельности вполне применимы для предмета «Иностранный язык». Согласно А.Н. Щукину, одной из основных особенностей предмета «Иностранный язык» состоит в том, что целью обучения является не столько приобретение знаний о самом предмете, о языке, сколько формирование навыков и умений в разных видах речевой деятельности. Иностранный язык занимает промежуточное место между теоретическими дисциплинами (гуманитарного, естественнонаучного и образовательного цикла) и практическими дисциплинами (музыка, рисование, спорт и др.), поскольку, как и другие практические дисциплины, предполагает для своего усвоения выполнение большого объема тренировочных упражнений, которые ведут к формированию речевых навыков и умений. В то же время учащимся необходимо овладевать большими объемами теоретических знаний для успешного овладения языком.

Другое отличие иностранного языка как учебного предмета заключается в отсутствии границ овладения им. Беспредельность языка побуждает преподавателей стремиться к ограничению объема изучаемого языка, достаточного для практического пользования им с учетом потребностей обучающихся. Так, владение 2000 лексических единиц считается вполне достаточным для понимания 75 % любого иноязычного текста [8, с. 9-11].

Традиционно в методической литературе различают такие формы внеурочной деятельности по иностранному языку, как массовые, групповые и индивидуальные [7].

Индивидуальная внеурочная работа помогает реализовать индивидуальный подход к учащемуся и заключается в подготовке сообщений или докладов на интересующую тему. Во время внеклассных занятий школьники готовят наглядные пособия, занимаются оформлением альбомов, стендов и стенгазет. Индивидуальная работа может осуществляться постоянно или эпизодически.

Групповая форма внеурочной деятельности имеет четкую организационную структуру и постоянный состав учеников, объединенных общими интересами. К этой форме относятся различные кружки и клубы по интересам, проводящиеся на регулярной основе.

Массовые же формы внеурочной деятельности могут быть представлены практически в любом виде - это могут быть карнавалы, спектакли, конкурсы, тематические вечеринки, фестивали и игры. Некоторые авторы классифицируют массовые формы организации внеурочной деятельности в соответствие с их предназначением. Так, выделяют соревновательные, культурно-массовые и политико-массовые мероприятия. Они все могут иметь

место на занятиях внеурочной деятельностью, однако последний вид мероприятий лучше проводить с детьми старших классов. К соревновательным мероприятиям можно отнести игры, викторины, конкурсы и олимпиады. Мероприятия культурно-массового характера включают в себя вечера-встречи с интересными людьми, вечера-праздники, которые посвящены традициям страны изучаемого языка, вечера-портреты, где изучается биография известных поэтов, композиторов, актеров, вечера-хроники, связанные со знаменательными событиями. К мероприятиям политико -массового характера относятся фестивали, форумы, ярмарки, пресс-конференции, телемосты.

Отдельно стоит выделить такой прием организации внеурочной деятельности, как «Языковой портфель», который представляет собой пакет рабочих материалов, отражающих опыт учебной деятельности обучающегося по овладению английским языком. «Языковой портфель» является своеобразным документом, показывающим объективно оцененный уровень владения иностранным языком. Внеурочная деятельность может быть посвящена именно созданию и наполнению такого портфеля. В структуру портфеля входят паспорт, биография и досье. «Паспорт» отражает основную информацию владельца, а также его языки общения и изучения, опыт пребывания за границей. «Языковая биография» содержит различные дескрипторы, т.е. параметры, по которым уточняется и оценивается как учителем, так и учащимися, уровень владения иностранным языком во всех видах речевой деятельности, качественные характеристики высказываний с точки зрения норм изучаемого языка, ориентированных на реальное аутентичное общение. В «досье» представлен весь материал, свидетельствующий об успехах владельца, отражающий достижения обучающегося в освоении иностранного языка: дипломы, сертификаты, свидетельства.

Основными направлениями развития общественного сознания на рубеже XXI века стали усиление международных контактов и резкое увеличение объемов информации, в связи с чем информационно-коммуникационные технологии играют немаловажную роль в образовательном процессе. Параллельно с интеграцией технических средств обучения в процесс образования поднимается вопрос о необходимости внедрения определенных технологий, которые помогут упорядочить процесс использования ИКТ на уроке, одной из которых является веб-квест-технология.

Впервые термин «веб-квест» был предложен летом 1995 г. профессором образовательных технологий американского Университета Сан-Диего Берни Доджем. Непосредственно концепция веб-квестов была разработана профессорами Б. Доджем в сотрудничестве с Т. Марчем [10].

Образовательный веб-квест (webquest) - интерактивная игровая форма организации учебной деятельности обучающихся, направленной на выполнение (поэтапное решение) проблемного задания с использованием информационных ресурсов интернета [9; 11].

В структуре веб-квеста выделяют следующие основные части:

- вступление (introduction);

- центральное задание (task);

- описание процесса работы (process);

- оценочная таблица (evaluation);

- заключение (conclusion);

- признание авторских прав (credits);

- информация для учителя (teacher page).

Существует целый ряд условий для использования технологии веб-квест на практике в аспекте обучения иностранному языку. Помимо соответствующего технического оснащения учебного заведения и доступа в Интернет, использование веб-квестов в обучении языку требует от учащихся соответствующего уровня владения языком для работы с аутентичными ресурсами. Кроме того, для более продуктивной деятельности учащиеся должны обладать навыками работы в группах. Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод, что использование технологии веб-квест наиболее целесообразно применять на уроках английского языка в средней и старшей школах [4, с. 21]. Это позволит педагогу создать наиболее благоприятные условия для обучения, а учащимся вынести с урока максимальную пользу.

Результаты применения веб-квестов в образовательном процессе показали, что учащиеся, привлеченные к выполнению данного вида деятельности, быстрее овладевают изучаемым лексико-грамматическим материалом и проявляют больше интереса к обучению в целом [3]. Таким образом, необходимо сказать, что образовательный веб-квест возможно использовать как одну из эффективных форм организации учебной деятельности.

Исследование проведено в рамках Конкурса научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров ПГГПУ и МГПИ.

Список литературы

1. Аникина О.Н., Зорина О.М., Сергеева Е.Е. Внеурочная деятельность как фактор развития воспитательного пространства школы // Пермский педагогический журнал. - 2015. - № 7. - С. 139-142.

2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Организация внеучебной деятельности школьников: методический конструктор // Серия: Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2010. - 277 с.

3. Канцур А.Г., Сорокина Т.В. Технология веб-квест как один из способов развития информационной компетентности обучающихся на уроках английского языка // Тренер-Education. - 2018. - № 1. - С. 110-114.

4. Луткова Г.П. Использование технологии веб-квест как средство повышения познавательной активности учащихся // Проблемы современной науки и образования - 2012. - №4.

5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ от 29 декабря 2014г. - № 1897 // Минобрнауки России. - 2014. - № 1644. - 41 с.

6. Рожкова Е.М. Основные положения организации внеурочной деятельности // Пермский педагогический журнал. - 2014. - №5. - С. 21-25.

7. Соснина Г.В. Формы внеурочной деятельности по английскому языку в школе. - [Электронный ресурс]. - URL: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiyyazyk/library/2015/01 /15 (дата обращения: 14.12.2018)

8. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Филоматис, 2006. - 480 с.

9. Dodge B. Some Thoughts About WebQuests San Diego State University [Электронный ресурс]. - URL: http://webquest.sdsu.edu/about_webquests.html (дата обращения: 15.09.2018)

10. March T. What's on the Web? Sorting Strands of the World Wide Web for Educators. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ozline.com/learning/webtypes.html (дата обращения:17.10.2018)

11. MarkPrensky. Digital Natives, Digital Imigrants. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.marcprensky.com/writing/Prensky%20-%20Digital%20Natives,%20Digital%20Immigrants%20-%20Part1.pdf (дата обращения: 17.10.2018)

ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И ЕЕ

КОМПОНЕНТЫ

Тетерина Наталья Николаевна

ст. преп. кафедры методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: tenatasha@yandex. ru

Лебедева Алиса Станиславовна

студентка Zm712 группы факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г.Пермь

E-mail: braun96@rambler. ru

INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AND ITS

COMPONENTS

Natalya Teterina

Professor, Department of Foreign Languages Teaching Methods, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: tenatasha@yandex. ru

Alissa Lebedeva

Student of the Faculty of Foereign Languages, group Zm712, 213

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.