Научная статья на тему 'Картина мира в эпической поэзии башкир'

Картина мира в эпической поэзии башкир Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
187
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЭЗИЯ / ЭПИЧЕСКИЕ СКАЗАНИЯ / КАРТИНА МИРА / ЭПИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ / МИРОЗДАНИЕ / ДОБРО И ЗЛО / ПРЕКРАСНОЕ И БЕЗОБРАЗНОЕ / БОРЬБА / СИЛА НАРОДА / POETRY / EPIC TALES / WORLDVIEW / EPIC HERO / UNIVERSE / KINDNESS AND EVIL / BEAUTY AND KINDNESS / FIGHT / FORCE OF PEOPLE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Давлеткулов А. Х.

Эпические сказания башкир содержат целостную картину природного и социального мира. И эта картина мира в башкирской эпической поэзии диалектически противоречива и синкретично соединяет познавательные эстетические, нравственные моменты. Борьба природных сил сочетается здесь с борьбой Добра и Зла, Прекрасного и Безобразного. И в этой борьбе активное участие принимают люди-герои эпических сказаний, становясь либо на сторону добра, либо зла. Доброе и прекрасное в сказаниях всегда побеждает, а эпический герой оказывается центральной фигурой мироздания. В этом нашла свое выражение жизненная сила народа, его неистребимая вера в лучшее будущее, доверие к миру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASHKIR WORLDVIEW IN THE NATIONAL POETRY

The Bashkir epic stories contain a complete picture of the natural and social world. This picture in the Bashkir epic poetry is dialectically contradictory and it units cognitive, esthetic and moral sides. The struggle of the natural forces corresponds with the struggle of Kindness and Evil, Beauty and Ugliness. The characters of epic tales take part in this fight, becoming positive or negative character. Beauty and Kindness in stories always win, and the epic characters become central figures of the universe. The life force of people, ineradicable belief in a better future, and confidence in the world found its expression in Bashkir epic stories. The author''s approach to the study also is connected with the idea that in the epic poetry readers learn about the very moment of the beginning of developing of syncretical mythological thinking and obtaining the form of social consciousness. This is why the epic poetry is able to help to define world perceptive principles that unite all forms into one common form of world understanding.

Текст научной работы на тему «Картина мира в эпической поэзии башкир»

and Evil, Beauty and Ugliness. The characters of epic tales take part in this fight, becoming positive or negative character. Beauty and Kindness in stories always win, and the epic characters become central figures of the universe. The life force of people, ineradicable belief in a better future, and confidence in the world found its expression in Bashkir epic stories. The author's approach to the study also is connected with the idea that in the epic poetry readers learn about the very moment of the beginning of developing of syncretical mythological thinking and obtaining the form of social consciousness. This is why the epic poetry is able to help to define world perceptive principles that unite all forms into one common form of world understanding.

Key words: poetry, epic tales, worldview, epic hero, universe, Kindness and Evil, Beauty and Kindness, fight, force of people.

А.Х. Давлеткулов, д-р филос. наук, проф. каф. башкирской литературы и культуры Башкирского гос. педагогического университета им. М. Акмуллы, г. Уфа, E-mail: [email protected]

КАРТИНА МИРА В ЭПИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ БАШКИР*

Эпические сказания башкир содержат целостную картину природного и социального мира. И эта картина мира в башкирской эпической поэзии диалектически противоречива и синкретично соединяет познавательные эстетические, нравственные моменты. Борьба природных сил сочетается здесь с борьбой Добра и Зла, Прекрасного и Безобразного. И в этой борьбе активное участие принимают люди-герои эпических сказаний, становясь либо на сторону добра, либо - зла. Доброе и прекрасное в сказаниях всегда побеждает, а эпический герой оказывается центральной фигурой мироздания. В этом нашла свое выражение жизненная сила народа, его неистребимая вера в лучшее будущее, доверие к миру.

Ключевые слова: поэзия, эпические сказания, картина мира, эпический герой, мироздание, Добро и Зло, Прекрасное и Безобразное, борьба, сила народа.

Задачи развития национального воспитания и образования, создания своеобразной этнопедагогики, совершенствования национальной художественной традиции сегодня требуют преодоления стереотипных сусально-схематических способов представления национальной культуры, когда она подгоняется под стандартный набор внешних и часто случайных атрибутов и идеологически обработанных, изолированных фольклорно-эпи-ческих образов. Выявление же национально духовной традиции в ее подлинной специфике и сложной целостности требует обращения к основам, корням, принципам отражения и духовного освоения мира. Здесь большую роль играет мировоззренческое осмысление такой традиционной формы народной культуры, как эпическая поэзия.

Также следует отметить новую тенденцию в мировоззренческом осмыслении истории башкирского народа в эпической поэзии, раскрытие сложного взаимодействия в ней объективных научных знаний с их мировоззренческих интерпретацией, во многом опирающейся на традиции национальной культуры [1]. Соответственно, актуальным становится такой аспект исследования национальной духовной традиции, как раскрытие содержащихся в ней мировоззренческих основ художественно-эстетического осмысления истории этноса в эпической поэзии.

Эпическая поэзия башкир является своеобразном «проектом» развертывания национальной культуры в ее мировоззренческих аспектах. В ней концентрированно содержатся мифологические представления народа, отражающие «предысторию» его общественного развития. Но эти представления уже начинают преобразовываться в художественные образы, нравственные ценности, идеи об общественном устройстве, исторические идеалы народа.

В эпической поэзии мы можем наблюдать сам момент развертывания синкретического мифологического мышления в систему развитых форм общественного сознания, можем выявить мировоззренческие принципы, объединяющие эти формы в единое целое.

Не случайно эпические сказания башкирского народа в первую очередь привлекают внимание как ученых, так и деятелей культуры, которые стремятся осмыслить историческое и культурное развитие башкир в целом. Так, один из первых исследователей башкирской истории и культуры, М.Н. Уметбаев писал об «эпическом периоде» в истории башкир, рассматривая эпическую поэзию как важнейший источник познания прошлого народа и основу современного национального самосознания [2, с. 121]. Большое внимание изучению эпической поэзии как ценнейшего исторического источника уделял и А.А. Валидов [3, с. 91].

Однако эпическая поэзия - не летопись и не историческое предание. В эпических сказаниях отражаются не столько исторические события, сколько история народного сознания, его специфические особенности. Поэтому исследование философ-

ско-мировоззренческого содержания эпических сказаний, художественно-эстетическое осмысление истории башкирского народа в эпической поэзии - необходимое направление в развитии национальной культуры башкир в современных условиях.

Эпическая поэзия является своеобразным феноменом культуры. В отличие от мифологии, это уже не синкретическое соединение всех форм общественного сознания. Эпическая поэзия не является чисто мифологическим описанием и объяснением мира, или изложением каких-то конкретных исторических событий. Эпические сказания следует скорее отнести к художественно-образному, наполненному символическими значениями, выражению исторического опыта и идеалов народа. Однако эпическая поэзия создается, передается и воспринимается не как чисто художественный вымысел, исполняющий лишь эстетические функции. Эпические произведения оказываются необычайно «нарушенными» дополненными мировоззренческими, этическими и социальными функциями. В них сохраняются и переосмысливаются остатки древнего мифологического мировоззрения, выражаются нравственные идеалы и нормы, предлагаются созвучные эпохе социально-исторические программы действия. Но все это выражено специфических, символизированных образах, прежде всего художественных по своей природе.

Эпическая картина мира отличается от мифологической тем, что если в мифах основными героями являются фантастические существа, символизирующие природные и социальные силы, а люди часто пассивны и зависимы, то в эпических сказаниях именно человек выдвигается на первый план. Основная сила эпической поэзии - человек, изменяющий и организующий мир и общественную жизнь, побеждающий мифологических чудовищ, силы Хаоса. Деяния человека отражаются в художественно-обобщенной форме, как деяния батыров, воплощающих в себе силы и идеалы своего народа. Эпический батыр - противоречивый образ, соответствующий переходному характеру исторической эпохи, в которую возникает эпос: эпохи перехода от первобытно-родовых к государственным отношениям. Поэтому батыр одновременно является хранителем основ народной жизни, и нарушителем устарелых традиций, мешающих общественному прогрессу. Яркие образы подобных батыров созданы в башкирской эпической поэзии.

Поскольку уже в средние века историческое развитие башкирского народа привело не к созданию собственной государственности, а к вхождению в иные государственные образования, что, в свою очередь, вызвало определенную задержку в социальном развитии башкирского общества, эпос как жанр словесности сохранился у башкир до XIX века. Однако это отнюдь не означает какой-то «отсталости» [4, с. 20] башкирской словесности. Напротив, эстетика и социальные функции эпической поэзии непрерывно развивались и обогащались в новые исторические эпохи. Это характерно не только для вновь возникавших эпиче-

ских сказаний, но и для древнейших из них, поскольку бытование эпоса в народной жизни связано не с фиксированным книжным текстом, а с передачей их из поколения в поколения народными сказителями-сэсэнами, не просто сохранявшими традицию, но и видоизменявшими ее в связи с новыми историческими условиями, новыми эстетическими и нравственными представлениями народа. Соответственно, со сменой исторических этапов развития общества, меняются и социальные функции эпической поэзии, то есть происходит смена тех целей и образов деятельности, которые предлагаются в эпических сказаниях (от создания семьи и основ хозяйства, до борьбы с социальным угнетением и иноземными захватчиками). Здесь мы видим социальную действенность эпической поэзии, ее активную роль в общественном развитии.

Эпические сказания башкир содержат целостную картину природного и социального мира, причем, если восходящие к мифологии представления о Вселенной остаются более или менее стабильными, то восприятие общественной жизни отражает ее изменения.

Картина мира в башкирской эпической поэзии диалектически противоречива и синкретично соединяет познавательные эстетические, нравственные моменты. Как уже отмечалось, борьба природных сил сочетается здесь с борьбой Добра и Зла, Прекрасного и Безобразного. И в этой борьбе активное участие принимают люди - герои эпических сказаний, становясь либо на сторону добра, либо - зла. Следует подчеркнуть, что доброе и прекрасное, в башкирской эпической традиции всегда в конечном счете побеждают, а человек - батыр оказывается центральной фигурой мироздания. В этом нашла свое выражение жизненная сила народа, его неистребимая вера в лучшее будущее, доверие к миру.

Важная черта картины мира в башкирской эпической поэзии - единство Вселенной, человека и природы. Древние тотемистические верования со временем трансформировались в ставшие традиционными для башкирской культуры художественные образы девушек-птиц, коней-тулпаров, людей-светил и т.д. Следовательно, уже на стадии эпоса начинается процесс превращения мифических образов в художественные, которые в дальнейшем станут типичными и специфичными для башкирского искусства. Понимание глубинных корней и значения этих традиционных образов крайне необходимо для сохранения традиций национальной культуры.

Что касается социального мира, то он оказывается значительно более динамичным, что отражается в эпических произведениях. Прежде всего, общество, отраженное в эпической поэзии находится в противоречивом процессе развития, в котором укрепление и совершенствование социальных связей, преодоление стихийных, разрушительных сил, сочетаются с нарастающим социальным расслоением и появлением угнетения человека человеком, нападения внешних врагов. Эпические сказания не просто отражают общественную жизнь, дают оценки ее различным тенденциям, активно воздействуют на человека, в духе идеалов единства личности и общества, социальной справедливости, свободолюбия и патриотизма.

Прежде всего, мы видим наличие башкирского народа древней и богатейшей эпической традиции, лежащей в основе дальнейшего развития на еще более древнюю мировоззренческую основу. Данная традиция, входя в общую систему тюр-ко-монгольской эпической культуры, в то же время отличается специфическими, оригинальными образами и мотивами, что полностью опровергает измышления об «отсталости» или «за-имствованности» башкирской духовной культуры.

Также несостоятельными оказываются мнения о полном вытеснении самобытных мифологических и эпических представлений башкир общеисламскими представлениями. Приобщение башкирского народа к одной из мировых религий - исламу, несомненно, сыграло огромную роль в национальной духовной жизни, но и специфика восприятия исламских идей, и многие национальные особенности картины мира опирались именно на мифологическую и эпическую традицию башкир. Показательно, что живая традиция эпических сказаний, бытовавшая у башкир вплоть до конца XIX века, либо сохраняла неизменной доисламскую систему мировоззренческих образов («Урал батыр») [5], либо совмещала доисламские и исламские представления («Ку-зыкурпес и Маянхылу») [6].

Значительный интерес, представляют основные идеи и образы башкирских эпических сказаний. Это, прежде всего, относится к центральному персонажу эпического сказания - батыру.

Батыр башкирской эпической поэзии - это выражение идеалов и стремлений своего народа на сложных, переломных и судьбоносных этапах его истории. И главным, наиболее типичными его чертами оказываются его неразрывная связь со своим народом, гармоничное единство с окружающим природным миром, благородство и отсутствие агрессивности, непримиримости к национальному и социальному угнетению. Человек-батыр - высшая сила на земле, но это не разрушительная и темная, а ми-роустроительная, светлая и дающая жизнь сила. Изначальной человечностью образа батыра в башкирской эпической поэзии обусловлено то, что в народном сознании рядом с восходящим к мифологическим представлениям Урал-батыром символом нации стал и эпический образ Салавата Юлаева - исторического народного героя.

Картина мира в башкирсокй эпической поэзии отличается диалектической напряженностью, ее гармония - не пассивна и безжизненна, а возникает как итог столкновения противоположных сил, в чем мы видим глубинное созвучие с идеями взаимодействия сил Янь-инь в китайской культуре и с мыслеобразом Гераклита Эфесского «Из расходящихся - прекраснейшая гармония».

При этом картина мира не является чисто познавательной схемой - она вся насыщена ценностными позициями. Борьба Добра со Злом, прекрасного и безобразного оказываются в основе космогонического, мироустроительного и социального процессов. Герой-человек выступает носителем добра не только для своих близких, но и для всей родной страны, даже для всего мироздания. Тема борьбы со смертью и защиты от нее всей природы - крайне оригинальная и глубокая идея в башкирской эпической поэзии. Мы можем увидеть здесь глубинное созвучие с такими известными направлениями в русской философской мысли XIX века, как «проект общего дела» по преодолению смерти и обновления мироздания Н.Ф. Федорова [7] и концепция «всеединства» человека и Вселенной В.С. Соловьева [8], которые, в свою очередь, связаны с древними пластами русской народной культуры.

Важной и глубокой представляется и содержащаяся в башкирской эпической поэзии мысль о том, что самой страшной разрушительной силой в мире является не мифические чудовища, символизирующие враждебным людям природные явления, но вставшие на путь зла и насилия люди (Шульген, шах-палач Катил, Масем-хан).

Длительная историческая традиция бытования «живого» эпического жанра в башкирской культуре показала его способность не только сохранять древние основы национального духа, обеспечивать культурную преемственность, но отражать новые социальные реальности, выражать новые идеалы и ценности.

Поэтому и сегодня возможно и необходимо обращение национальной философской, художественной, нравственной, педагогической мысли к мировоззренческим идеям и образам башкирской эпической поэзии. Разумеется, речь не может идти о прямом, буквальном возрождении эпического жанра. Однако продолжение и переосмысление глубинных духовных традиций народа, опора на них в построении новых, современных культурных ценностей - необходимое условие развития нации.

Экологизм и гуманизм, свободолюбие и пафос мироустройства, идеи верности долгу и единства с народом - эти, и многие другие черты башкирской эпической поэзии необычайно актуальны и жизненно важны сегодня. Однако органичное вхождение древней традиции в современную духовную жизнь народа требует большой работы по изучению, осмыслению и включению в систему воспитания и образования подлинных идей и образов башкирской эпической поэзии.

Почти каждое эпическое сказание фиксировало и сохраняло в веках народное понимание сущности исторического события. Далеко не всякого события, а только деяний, исключительность которых запечатлелась в сознании современников и оставила в народной памяти. Народными чаяниями и народными идеалами определялся отбор фактов, отображенных эпическими сказаниями. Своей центральной идеей эпическая поэзия передавала сущность события в народной интерпретации. С большой или меньшей полнотой эпические сказания сохраняли следы исторической конкретности: имена, реалии, жизненные эпизоды или фрагменты их - в преломлении, диктуемом поэтической традицией. Сюжет же в его целом отливался из сплава поэтизированных отзвуков реального события и традиционных эпических мотивов.

В последовательном развитии эпической поэзии отражается поступательное движение народного сознания, мировоззрения и развитие его художественного мышления. Традиционные эпические образы воплотили в себе прогрессивные идеалы народа, его героический дух неизменное и настойчивое стремление сделать жизнь на земле лучше и краше. В этих образах воплощены идеалы неиссякаемого мужества и отваги, высокого гуманизма, благородства и самопожертвования во имя своего народа. Своеобразно отображая все эти прогрессивные устремления народного сознания, башкирская эпическая поэзия сосредоточила в себе лучшие тенденции художественной практики народа.

Библиографический список

Таким образом, в башкирской эпической поэзии отражается последовательное общественное развитие народа, происходившее в своеобразных исторических условиях. Эпическая поэзия развивается как своеобразная форма художественного отображения самых значительных событий из истории народа. Она является как бы рождающимся в душе народа откликом на жизненно важные проблемы, поставленные перед ним последовательным ходом общественного развития.

* Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ 14-14-02-602 «Фольклорно-этнографическая экспедиция по исследованию традиционной культуры свердловских башкир»

1. Гачев, Г.Д. Национальные умозрения в естествознании // Междисциплинарный подход к исследованию научного творчества. - М., 1990.

2. Хусаинов, Г.Б. Мухаметсалим Уметбаев (на баш.яз.). - Уфа, 1991.

3. Заки Валиди Тоган. Воспоминания. - Уфа, 1994. - Кн. I.

4. Жирмунский, В.М. Тюркский героический эпос. - Л., 1974.

5. Урал-батыр. Башкирский народный эпос / пер. с башкирского Газима Шафикова; подготовка текста, редакция, предисловие, комментарии Мухтара Сагитова. - Уфа, 1986.

6. Башкирское народное творчество. - Уфа, 1987. - Т. I. Эпос.

7. Философский словарь / под ред. М.Т. Фролова. - М., 1991.

8. Соловьев, В.С. Сочинения: в 2 т. - М., 1988.

Bibliography

1. Gachev, G.D. Nacionaljnihe umozreniya v estestvoznanii // Mezhdisciplinarnihyj podkhod k issledovaniyu nauchnogo tvorchestva. - M., 1990.

2. Khusainov, G.B. Mukhametsalim Umetbaev (na bash.yaz.). - Ufa, 1991.

3. Zaki Validi Togan. Vospominaniya. - Ufa, 1994. - Kn. I.

4. Zhirmunskiyj, V.M. Tyurkskiyj geroicheskiyj ehpos. - L., 1974.

5. Ural-batihr. Bashkirskiyj narodnihyj ehpos / per. s bashkirskogo Gazima Shafikova; podgotovka teksta, redakciya, predislovie, kommentarii Mukhtara Sagitova. - Ufa, 1986.

6. Bashkirskoe narodnoe tvorchestvo. - Ufa, 1987. - T. I. Ehpos.

7. Filosofskiyj slovarj / pod red. M.T. Frolova. - M., 1991.

8. Solovjev, V.S. Sochineniya: v 2 t. - M., 1988.

Статья поступила в редакцию 24.11.14

УДК 101.8

Danchay-oolАЛ. DIALECTICS OF THE ABSTRACT AND THE CONCRETE IN THE EDUCATION SYSTEM. The

article deals with the topic of the dialectical unity of abstract and concrete in the process of formation of the new generations. This problem is relevant in connection with the globalization processes affecting the cultural foundations of any society. The author pays attention to the value of a dialectical approach to the study of the formation of an individual personality presented by G.V.F. Hegel. The article focuses on a significant axiological component of the education system, which allows overcoming the conflict between civilization and the cultural component of social development. In the context of ubiquitous abstract universal values the author indicates the need to address the specific cultural and historical tradition. The work also emphasizes the dialectical ascent to the specific cultural and historical tradition, which forms a person as one whole. The article focuses on the dialectical unity of the individual and the "symphony" of the personality, which represents the collective subject. This direction is also complemented by examination of the verification system of knowledge, which is implemented in a complex relationship between the individual and society. The authors emphasize the unity of the creative abilities of the individual person and the concrete-historical community.

Key words: abstract, concrete, education, dialectic, culture, individual personality, "symphonic" personality.

Данчай-оол А.А., аспирант каф. философской антропологии и истории философии Российского гос. педагогического университета им. А.И. Гзрцена, г. Санкт-Петербург; ассистент каф. философии Тувинского гос. университета, г. Кызыл, E-mail: [email protected]

ДИАЛЕКТИКА АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается тема диалектического единства абстрактного и конкретного в процессе формирования новых поколений. Данная проблема актуальна в связи с глобализационными процессами, затрагивающими культурные основы любого общества. Автором уделяет внимание ценности диалектического подхода Г.В.Ф. Гегеля в изучении становления индивидуальной личности, а также аксиологической составляющей системы образования, которая позволяет преодолеть противоречие между цивилизационной и культурной составляющими социального развития. В условиях повсеместного распространения абстрактных общечеловеческих ценностей указывается необходимость учета конкретной культурно-исторической традиции. Подчеркивается диалектическое восхождение к конкретной культурно-исторической традиции, которая формирует целостную личность. Также в статье делается акцент на диалектическое единство индивидуальной и «симфонической» личности, которая обозначает коллективный субъект. Данное направление дополняется также рассмотрением системы верификации знаний, которая реализуется в сложнейших отношениях между индивидом и обществом. Автором подчеркивается единство творческих способностей индивидуальной личности и конкретно-исторической общности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.