Научная статья на тему 'КАМЕРНЫЕ АНСАМБЛИ В ТВОРЧЕСТВЕ АНТОНИНА ДВОРЖАКА'

КАМЕРНЫЕ АНСАМБЛИ В ТВОРЧЕСТВЕ АНТОНИНА ДВОРЖАКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
280
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. ДВОРЖАК / КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СОЧИНЕНИЯ / КВИНТЕТ / ТРИО / КВАРТЕТ / ЧЕШСКИЙ КОМПОЗИТОР / КАМЕРНЫЙ АНСАМБЛЬ / ЧЕШСКАЯ КУЛЬТУРА / ФОРТЕПИАННЫЙ АНСАМБЛЬ / ЛИРИЧЕСКИЙ ТЕМАТИЗМ / ФОРТЕПИАННАЯ МИНИАТЮРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гарифова Л. А.

в статье рассматриваются камерно-инструментальные сочинения А. Дворжака с участием фортепиано; формирование драматургических принципов; жизненные события, отразившиеся в музыке композитора и повлиявшие на становление его личности; анализ и характеристика его камерного стиля, переодизация творчества А. Дворжака; анализ его камерных произведений, а также фортепианных миниатюр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КАМЕРНЫЕ АНСАМБЛИ В ТВОРЧЕСТВЕ АНТОНИНА ДВОРЖАКА»

КАМЕРНЫЕ АНСАМБЛИ В ТВОРЧЕСТВЕ АНТОНИНА ДВОРЖАКА

Гарифова Л.А.

Гарифова Ландыш Анваровна - концертмейстер, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются камерно-инструментальные сочинения А. Дворжака с участием фортепиано; формирование драматургических принципов; жизненные события, отразившиеся в музыке композитора и повлиявшие на становление его личности; анализ и характеристика его камерного стиля, переодизация творчества А. Дворжака; анализ его камерных произведений, а также фортепианных миниатюр.

Ключевые слова: А. Дворжак, камерно-инструментальные сочинения, квинтет, трио, квартет, чешский композитор, камерный ансамбль, чешская культура, фортепианный ансамбль, лирический тематизм, фортепианная миниатюра.

В середине XIX века музыкальная жизнь Чехии развивается особенно интенсивно. На это повлияло открытие Временного театра в Праге (1862 г.). Также происходящая в XIX веке демократизация искусства повысила интерес к домашнему музицированию. Это повлияло на развитие жанра камерной музыки, и в связи с этим появилось много камерных произведений и исполнителей.

Камерная музыка А. Дворжака занимает в чешской национальной культуре очень важное место. Композитор в своих сочинениях объединил классические, романтические и национальные традиции той эпохи. Несмотря на бурное культурное развитие, он стремился сохранить национальное своеобразие и уникальные черты своей национальной музыки. Особое место в его творчестве занимал жанр камерного ансамбля, и эта значимость позволила ему вывести этот жанр на новый уровень.

Он создал более 30 камерных произведений разных составов. Первые его сочинения — именно камерные произведения: струнный квинтет ор. 1 и струнный квартет ор. 2. Это еще ученические сочинения и начало его творческого пути, но в них уже слышен баланс ансамблевого звучания и формируются драматургические принципы. Он изучает и прислушивается к работам других композиторов. Песенность мелодической линии и пластичность подголосков в струнном квинтете a-moll ор. 1, напоминает тематизм Шуберта из его вокальных циклов, но здесь еще нет мелодически распетой и насыщенной фактуры, которая чуть позднее станет характерной чертой для композиторского стиля А. Дворжака. В написанных на рубеже 60-х - 70-х годов XIX века квартетах B-dur, Ddur и e-moll очевидны отголоски воздействия творчества Вагнера: их гармонический язык сложен, фактура насыщенна, а формы масштабны; шубертовские влияния также заметны, но проявляются в основном в скерцозных разделах. Дворжак проявляет особое внимание к цельности цикла: помимо беспрерывного перехода между частями, квартет построен на одноплановом тематическом материале и сквозном развитии. Композитор обращается к национально-самобытному творчеству, пробуя разные способы введения в нотный текст славянских элементов, как с использованием характерных мелодических оборотов, так и с помощью цитирования.

Два квартета, написанные в 1873 году, ор. 9 и ор. 12, отличаются ярко выраженным чешским национальным колоритом и завершенностью всех мелодических линий ансамбля. Окончательно формируется авторский стиль в квартете — ор. 16, a-moll, (1874 году). В 1877 году Дворжак пишет два струнных квартета: ор.27 E-dur, и ор. 34, d-moll, посвященный Брамсу. Создание d-тоИ'ного квартета символизировало новый этап развития в творчестве композитора. Трудности раннего периода, связанные с формообразованием были преодолены. Гармоничные моменты напряжения и успокоения, выстроенное развитие и продуманная драматургия являются признаками профессионального роста.

С 1878 по 1881 год в музыке А. Дворжака был расцвет славянской тематики. Он продолжает интенсивную работу в жанре квартета, параллельно обращаясь к ансамблям с участием фортепиано. Создаются миниатюры, такие как Каприччо и Мазурка (для скрипки с фортепиано), Полонез (для виолончели с фортепиано). Наиболее яркое «славянский период» проявился в струнных квартетах ор. 51 и 61, в секстете ор. 48. Классические принципы композиции соединяются с характерным для чешской музыки тематизмом. Одним из ярчайших сочинений «славянского периода» является струнный секстет А-dur, ор. 48, созданный в 1878 году. Секстет символизирует творческую зрелость композитора и предвосхищает его дальнейшие достижения. Квинтет A-dur ор. 81 — развернутое сочинение, состоящее из четырех частей и сочетающее симфонизм развития с изящностью камерного ансамбля. Стимулом для возникновения Фортепианного квартета Es-dur ор. 87, сочинения жизнерадостного и оптимистического, явилась не только личная просьба издателя Зимрока, но и события личной жизни - до этого тяжело заболели жена и дети. Бурная радость от их выздоровления слышна в каждой части квартета. Квартет не уступает фортепианному квинтету в масштабности и яркости тематизма. По-настоящему симфонический размах, единая линия драматургии, напряженный драматизм и тончайшая лирика, глубина и яркость контрастов — особенности этого сочинения. Это блестящее концертное произведение, в котором можно обнаружить отголоски влияния фортепианного квинтета Es-dur Шумана (здесь сходство усиливается благодаря одинаковым тональностям). Развитая фортепианная партия продолжает традиции романтического пианизма и даже предвосхищает

концертный стиль Рахманинова. Фортепиано — ведущий инструмент этого состава, выполняющий основные гармонические и метроритмические функции. Мелодическое голосоведение доверено струнным инструментам. Гармоническое наполнение квартета свежо и непосредственно. Яркие модуляционные обороты, неожиданные отклонения, сопоставления диезных и бемольных тональностей — ни в одном из своих камерных сочинений Дворжак не был столь щедр на гармоническое и ладотональное разнообразие. Финал написан в одноименном миноре, но с мажорной кодой. Возможно, повлияли переживания Дворжака за близких. В зрелый период Дворжак обращается и к жанру фортепианного трио — и создает свои лучшие произведения в этом жанре: Трио f-moll и «Думки». В музыке трио ор. 65 f-moll отразились жизненные события: менее чем за полгода Дворжак потерял мать, но вскоре у него родился сын Антонин. Содержание Трио f-moll можно трактовать как своеобразное размышление на тему «жизни и смерти». Драматизм уравновешивается светлой и сердечной лирикой.

Если фортепианные ансамбли зрелого периода творчества Дворжака отличаются масштабностью, и развитым симфонизмом, то сочинения для струнных инструментов наоборот обращены к сюитным циклам и миниатюрам. На смену яркой динамике приходит созерцательность, вместо бурного развития — внимание к мелочам и любование тембрами. В 1887 году, в один год с Фортепианным квинтетом ор. 81, написаны «Кипарисы» (12 пьес для струнного квартета), Терцет для двух скрипок и альта, и «Мелочи» для такого же состава. В цикле «Кипарисы» воплотились тенденции к синтезу камерной и вокальной музыки.

Американский период (1892-1895)— особенный период в жизни и творчестве композитора. Сонатина для скрипки с фортепиано, написанная в это время, является «отголоском» зрелого периода.

Дворжак использует характерные для американского фольклора лады — так называемый «блюзовый» лад, пентатонику, гексатонику, эолийский лад, использует ритмы и интонации негритянской музыки. Струнный квартет F-dur ор. 96 и струнный квинтет Es-dur ор. 97 близки между собой — в них нет драматизма, это скорее «картины настроения», они более новаторские.

Квартеты As-dur ор. 105 и G-dur ор. 106, завершившие камерно-инструментальное творчество композитора в конце XIX века (1895 год). В них выражен весь жизненный и творческий путь композитора. Здесь нет той вычурности в выражении переживаний, которая свойственна произведениям зрелого периода, это скорее философское раздумье о жизни, ее принятие и осознание. Их отличает филигранная отделка, тонкость и изящество фактуры. Таким образом, в последних сочинениях достигают апогея основные черты стиля композитора: неоспоримое обращение к венским классикам, прозрачность фактуры, отточенность формы, лирический тематизм.

Список литературы

1. Burghauser J. Dvorak and the String Quartet // Dvorak. The String Quartets. Deutsche Grammophon (CD).

2. БэлзаХ.Антонин И. Дворжак. М., Л., 1949.

3. Сударева М. Фортепианный квинтет — вершина камерно-инструментальной музыки Д воржака //

Музыковедение, 2009. № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.