УДК 739.2
Р. М. Лобацкая Т. В. Анисимова Е. А. Берман
A. А. Войтюк Е. Г. Павлова
B. Е. Сорокина
Иркутский национальный исследовательский технический университет Иркутск, Россия
КАМЕННОЕ
И ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОМ ЮВЕЛИРНОМ ИСКУССТВЕ ИРКУТСКА
В. М. Атлас, В. Е. Сорокина (руководитель). Окно старого Иркутска. Подвес. 2019. Латунь, мусковит, пайка,
выпиливание. 92x50x6 мм
Выставочный фонд кафедры ювелирного дизайна и технологий Иркутского национального исследовательского технического университета (Иркутск)
Статья посвящена использованию архитектурных ансамблей и декора зданий Иркутска конца XIX - начала XX века для художественного проектирования современных ювелирных украшений преподавателями и студентами кафедры ювелирного дизайна и технологий Иркутского национального исследовательского технического университета (далее - ЮДиТ ИР-НИТУ). Показаны результаты выполнения курсовых и дипломных работ на базе натурных наблюдений городской среды и использования живописных произведений как перспективного направления в современном ювелирном искусстве.
Ключевые слова: ювелирные украшения; архитектура в ювелирном искусстве; стилизация архитектурных ансамблей; живопись в ювелирном искусстве.
История европейского изобразительного искусства на протяжении многих столетий демонстрирует тесную связь всех его видов между собой и с господствующим стилем эпохи. Любой из больших стилей по определению характеризуется этим основополагающим единством. При этом самые отчетливые стилистические взаимодействия обнаруживаются между объектами зодчества и прикладного искусства. Достаточно вспомнить минимум только
один готический стиль, как в мысленном ассоциативном ряду выстраиваются устремленные к небесам шпили храмов с узкими, стрельчатыми окнами, а в пандан к ним высокие остроугольные шляпы, непомерно длинные носы обуви и двухметровые шлейфы платьев, своими силуэтами отвечающие пропорциям готической архитектуры. В эпоху готики входят в моду и ювелирные украшения, четко согласующиеся с главными принципами формообразования. Так,
появляются кольца с миниатюрным изображением островерхих соборов и замков, выполненные наподобие крохотных коробочек с откидной верхней крышкой для хранения капель ароматических масел, а иногда и ядов.
Эту же закономерность несложно увидеть при анализе объектов изобразительного искусства любой эпохи - как до готической, так и последующих. Архитектура во все времена являлась основополагающим видом для формирования художественного стиля, а также была одним из приоритетных мотивов в ювелирном искусстве наряду с природными объектами, такими как цветы, насекомые, животные.
Отражение архитектурных элементов в ювелирных изделиях встречается впервые в еврейских свадебных кольцах XIV века [1, 3, 9]. Все кольца, обнаруженные при раскопках на территории Франции (Кольмар) и Германии (Франкфурт), были выполнены сходным образом: широкие шинки этих колец увенчаны объемными декоративными элементами в виде разнообразных изображений роскошных замков, дворцов, домов, домиков или просто скатов крыш, которые символизируют некое аллегорическое представление о разрушенном Иерусалимском храме. В качестве декора свадебных колец использовалась цветная перегородчатая эмаль, филигрань, зернь, при этом драгоценные камни в них отсутствовали по религиозным причинам.
Свадебные кольца, богато декорированные архитектурными элементами и композициями, были дороги, использовались исключительно во время церемонии, являлись либо семейной реликвией, передававшейся из поколения в поколение, либо собственностью религиозной общины, которая выдавала их временно каждой паре на церемониальные цели. Эта традиция сохранялась вплоть до конца XIX в. [ 1 ].
В современной ювелирной стилистике популярность использования архитектурных форм в ювелирных украшениях оказалась чрезвычайно востребованной в
силу своей выразительности и поистине безграничных возможностей стилизации. Столь прочный тандем архитектурных и ювелирных объектов, много более тесный, чем связь архитектуры с другими видами искусства, обусловлен, как это ни покажется странным, общими задачами адаптации проектируемых форм к пространству. Если архитектору необходимо находить пути для оптимального и гармоничного взаимодействия проектируемых форм с ландшафтом, то на аналогичные «пространственные построения» для достижения эстетического единства опирается ювелир при создании украшений, поскольку для колье, браслетов, колец и прочего тело является не менее сложной объемной средой, чем ландшафт для архитектуры.
Отсюда в совокупности с основными стилистическими характеристиками времени становится понятным неразрывное единство этих двух видов пластических искусств не в абстрактном, а в абсолютно конкретном выражении. С приходом в изобразительное искусство и архитектуру алгоритмов параметрических компьютерных технологий архитектурные и ювелирные формы нередко становятся стилистически мало отличимыми. В качестве примера можно привести разработанный архитектурным бюро Заха
A. Л. Якунаева,
B. Е. Сорокина (руководитель). Архитектурный ансамбль. Иркутск деревянный. Укра-шение-трансфор-мер. 2019. Латунь, травление, пайка, выпиливание, патинирование. 230x157x10 мм
Выставочный фонд кафедры ювелирного дизайна и технологий Иркутского национального исследовательского технического университета (Иркутск)
Хадид знаменитый Wanjing Soho комплекс, а также браслет и кольцо The Lamellae, разработанные ее же дизайнерским бюро для скандинавской ювелирной фирмы Georg Jensen [4].
Кафедра ювелирного дизайна и технологий в последние годы проектирует ювелирные изделия на тему «Каменное и деревянное зодчество в ювелирном искусстве» и реализует их в опытных образцах при завершении курсовых и дипломных работ. Выбор архитектурных объектов, приемов их стилизации, ювелирных материалов и технологий для воплощения художественного образа в готовом изделии - это всегда свободное решение авторов. Именно поэтому к сегодняшнему дню кафедра имеет хороший выставочный фонд, характеризующийся большим разнообразием современных авторских украшений и ювелирных комплектов, созданных руками ее талантливых выпускников. Все эти дизайн-проекты и созданные на их основе изделия являются вполне достаточной базой для анализа возможностей взаимодействия различных видов пластических искусств для трансформации художественных идей и приемов стилизации архитектуры, живописи, графики в произведения ювелирного искусства.
Работа над созданием любого авторского ювелирного изделия традиционно состоит из нескольких этапов, по своей логической
Е. М. Смирнова, Е. Г. Павлова (руководитель), В. Е. Сорокина (руководитель). Окно в прошлое. Браслет и серьги. 2017. Мельхиор, стекло, пайка, выпиливание, травление, лужение. Браслет 90x197x4 мм, серьги
65x15x0,5 мм
Выставочный фонд кафедры ювелирного дизайна и технологий Иркутского национального исследовательского технического университета (Иркутск)
сути хорошо знакомых каждому, кто проектирует и воплощает в материале произведения ювелирного искусства, а не серийные изделия, разработка которых подчиняется иным правилам. Создание авторского ювелирного изделия начинается с осмысления идеи и идет нередко сложным путем через детальное изучение натурного объекта. Затем следует критическое изучение аналогов и создание прототипов, эскизный поиск, а затем выбор единственного художественно-технологического решения и воплощение изделия в материале через ЗБ-моде-лирование, корректировку и устранение недостатков.
В качестве натурных объектов авторы выбирают деревянные и каменные здания, связанные с историей города или являющиеся фрагментами архитектурных ансамблей, без которых город потерял бы художественное своеобразие. Нередко моделями для проектирования ювелирных изделий выступают храмы Иркутска ХУШ-Х1Х веков, каменные здания в стилях неоклассицизма, необарокко или модерна, их лепные элементы, а также кружевной декор на фасадах и окнах деревянных построек. Мосты через Ангару, городские фонтаны и скверы - не менее популярные источники для ювелирного творчества. Кроме изучения на пленэре городской архитектуры, студенты обращаются к городскому пейзажу, воплощенному в наиболее ярких работах живописцев Иркутска. В процессе реализации этого долговременного проекта молодые дизайнеры показали, что для отражения облика города в ювелирном искусстве не существует невыигрышных тем.
Примером наиболее удачного воплощения архитектуры XIX века в ювелирных изделиях является комплект-трансформер «Архитектурный ансамбль. Иркутск деревянный», состоящий в разобранном виде из броши и серег, которые собираются на тонкой изогнутой гривне в изящное колье. Каждый элемент этого трансформера представляет собой стилизованные здания смешанной застройки, характерной для со-
временного Иркутска. Деревянные дома вынесены на передний план, а за ними виднеются крыши и шпили каменных зданий.
Серьги асимметричны и напоминают графические рисунки, на которых изображены двухэтажные дома-пятистенки на каменном фундаменте. Брошь демонстрирует городскую усадьбу, двухэтажные здания которой увенчаны башенками, одноэтажное декорировано двумя рядами резного деревянного кружева. Серьги и брошь, собранные в колье, выглядят как объемный городской пейзаж, в котором легко прочитываются черты типичного сибирского города конца XIX века. Опытный образец в материале изготовлен из латуни в технике выпиливания и травления, функциональные части - швензы и крепежные элементы для броши и серег -выполнялись из протянутой через фильер-ную доску проволоки, а затем припаивались к изделиям. Следы времени подчеркнуты патинированием. Гривна исполнена из проволоки методом волочения и гибки.
Характерной особенностью иркутских деревянных домов конца XIX века являются элементы, изготовленные в технике про-пильной резьбы. Деревянным кружевом декорировали наличники окон и ставни, полотна дверных проемов, несколькими рядами навешивали вдоль карнизов под скатами крыш. Окна с кружевными наличниками невероятно разнообразны и нередко, представляя сами произведения искусства, попадают в музейные коллекции. Мало того, что рисунок декора нечасто повторяется от одного здания к другому, так еще в пределах одного фасада размер и форма оконных проемов может изменяться, придавая фасадам праздничную торжественность [8].
Для деревянных домов Иркутска окна были едва ли не главным элементом фасада. Оконные проемы, как правило, превышали по высоте 1 м, достигая порою 1,3-1,5 м, они обрамлялись наличниками с причудливыми резными картушами и оголовками и закрывались снаружи двустворчатыми ставнями.
До пожара 1879 года резьба наличников была глухой, напоминавшей лепнину ев-
ропейских каменных зданий. Пожар уничтожил большую часть застройки с глухой резьбой, а при восстановлении города ей на смену пришла ажурная резьба лобзиком - накладная и сквозная. К концу XIX века декор деревянных домов повсеместно стал кружевным. Как сохранившаяся глухая резьба, так и кружевной декор, характерные для деревянного зодчества города, хорошо
вписываются в идеи ювелирных изделий.
В качестве примера можно привести браслет и серьги «Окно в прошлое» и подвес «Окно старого Иркутска». Браслет имеет асимметричный рисунок, ритм которого задан узорчатыми ставнями и вставками желтовато-дымчатого стекла. Подвес задуман автором таким образом, чтобы использованный художественно-технологический прием создавал в окне старого дома иллюзию отражения высотных зданий, наступающих на уходящий город. Обе работы выполнены в близкой технике выпиливания, травления, лужения и пайки из мельхиора и латуни.
A. С. Москвитина, Г. М. Верхозина,
B. Е. Сорокина (руководитель). Берега Ангары. Колье. 2019. Латунь, аквамарин, металлическая сетка, пайка, выпиливание. 306x15x12 мм
Выставочный фонд кафедры ювелирного дизайна и технологий Иркутского национального исследовательского технического
университета (Иркутск)
Не меньший интерес вызывает у студентов проектирование и выполнение ювелирных изделий на тему каменного зодчества Иркутска. Иногда они воплощают в своих работах архитектурные ансамбли, создающие праздничный облик центральной части города, как это сделано в браслете «Лента времени».
Модульный браслет «Лента времени», исполненный из латуни в технике выпиливания, гибки и пайки, включает четыре
Д. А. Гершкевич, В. Е. Сорокина (руководитель).
Гранд Отель. Перстень. 2019. Латунь, мельхиор, корунд, ручное моделирование из воска, литье, пайка, гравировка, патинирование, авторская огранка. 24x32x33 мм
Выставочный фонд кафедры ювелирного дизайна и технологий Иркутского национального исследовательского технического университета (Иркутск)
модуля, соединенных шарнирными креплениями, на которых изображены знаковые для Иркутска архитектурные памятники: Спасская церковь, первое каменное здание города, возведенное в первой четверти XVIII века, в следующем модуле архитектурная композиция, собранная из нескольких зданий начала - середины XIX века, за ним идет изображение дворца Сибирякова, построенного в конце XIX века, а в начале
XX приобретенного казной для резиденции генерал-губернатора Восточной Сибири. В завершающем модуле нашел отражение облик здания Ледового дворца спортивного комплекса, возведенного в самом начале
XXI века.
Ювелирное искусство роднит с архитектурой еще и то обстоятельство, что каждое изделие, как и архитектурный объект, соз-
дается в соответствии со знаменитой формулой Марка Витрувия «польза, прочность, красота», где польза - это не столько утилитарное назначение объекта или предмета, сколько его функция, подразумевающая удобство при использовании. Также необходимое в архитектуре взаимодействие с пространственной средой в ювелирном искусстве решается органичным взаимоотношением со сложной конфигурацией тела, которое и выступает в качестве специфической среды.
Нередко авторы обращаются к характерным архитектурным деталям богатого декора каменной застройки. Примером может служить массивный мужской перстень с синтезированным корундом авторской огранки «Гранд Отель». В качестве основы использована наиболее характерная лепная деталь, повторяющаяся вдоль карниза по всему периметру исторического здания -некогда самой фешенебельной гостиницы (1901-1903), построенной в формах пышной эклектики на одной из главных улиц Иркутска. На фасадах этого дома достаточно много колоритных деталей, но именно театральные маски являются самыми знаковыми и запоминающимися. Они ассоциируются с яркой, но беспокойной эпохой начала прошлого века, ее памятными театральными событиями, которыми была насыщена жизнь столицы Восточной Сибири.
Перстень выполнен в технике литья по созданной вручную модели из воска. Внутренняя часть шинки отлита из мельхиора, внешняя - из латуни с патинированием для достижения наибольшей достоверности и выразительности использованного архитектурного образа. По внутренней части шинки нанесены гравировкой инициалы автора, еще один «отсыл к прошлому» - современная ювелирная стилистика практически не прибегает к этому приему. Перстень декорирован синтезированным красным корундом авторской огранки, для которой характерна простая выпуклая корона - кабошон в сочетании с павильоном сложной фацетной огранки. Массивный, оригинально огранен-
ный камень в обрамлении гротескных масок дополняет ощущение истинно драгоценного изделия.
Большой интерес у студентов вызывают живописные отражения мостов и городской застройки в прозрачных водах Ангары. На этот сюжет создано немало удачных украшений. В качестве примера можно привести колье «Берега Ангары». Опытный образец выполнен из латуни с использованием тонкой металлической сетки, имитирующей утренний туман над Ангарой, и кабошонов сибирского аквамарина, подчеркивающих своим нарочито неупорядоченным расположением бурные воды реки. Абрис домов обозначен выпиливанием по тонкой латунной пластине.
В созданном на ту же тему кольце «Город на Ангаре» использована совершенно иная техника декорирования. Шинка сформирована в виде завихряющегося водного потока, в котором отражаются прибрежные здания. Воды Ангары выполнены бирюзово-синей живописной эмалью, завершающей образ сибирской реки, издавна называемой «аквамариновой».
Нередкими являются обращения к индустриальному пейзажу, подчеркнутому стилизациями гидроэнергетических сооружений города. В этой стилистике выполнен, например, подвес «Урбанистика», в котором главными композиционными элементами выступают фрагменты плотины иркутской ГЭС, опоры и провода электрических сетей. Современный облик подвеса не предполагает традиционного крепления для гривны в виде петли, поэтому автором продумано другое конструктивно-художественное решение: подвес собран из двух ажурных элементов, соединенных небольшими штырьками, между которыми продергивается ювелирный шнур, выполняющий как художественную, так и функциональную роль.
Обобщенный образ Иркутска отражен в серии колец, изготовленных в материале или выполненных в проектах, таких как «Архитектурный концепт» и «Индустриальный пейзаж». Эти абстрактные композиции
представляют собой аллегорию современного города, подчеркнутую геометрическими очертаниями высотных зданий, мостов, линий электропередач. Геометрия форм зданий и конструкций передана в изделиях в виде крупных плоскостей. Ощущение объема достигается за счет сочетания их размеров, а иногда наклона и наложения разновеликих плоскостных элементов. Обычно такой конструктивно-художественный прием позволяет создавать лаконичные, минималистические ювелирные изделия концептуального характера, удачно вписывающиеся в стилистику эпохи хай-тека на рубеже XX-XXI века.
Неожиданной и оригинальной явилась серия ювелирных изделий, выполненных на основе городского пейзажа, запечатленного в полотнах иркутских живописцев. Благодаря этой серии работ три вида искусств - архитектура, живопись и прикладное искусство - оказались неразрывно связанными и отображенными в ювелирных украшениях.
В качестве объектов для создания эскизов были выбраны городские пейзажи нескольких иркутских живописцев: Вячеслава Глинского, Геннадия Кузьмина, Анатолия Костовского. Как правило, при создании ювелирных изделий по натурным объектам выполняются многочисленные зарисовки для последующей стилизации. В данном случае складывается не совсем обычная ситуация, связанная с необходимостью прибегать к стилизации живописных произведений, которые уже сами по себе являются преобразованной реальностью, поэтому автор неизбежно сталкивается с рядом трудностей и ограничений.
Эти ювелирные изделия не повторяют ни выбранных живописных композиций, ни их фрагментов. Все они являются трансформацией мироощущений, выполнены одним автором «по мотивам» другого и в процессе создания некоего личностного абстрактного образа перенесены с живописных полотен в металл. Они интересны именно тем, что не скопированы в другой технике, а эмо-
С. М. Соболева, В. Е. Сорокина (руководитель). Город на Ангаре. Колье. 2019. Латунь, медь, мельхиор, пайка, выпиливание, живописное эмалирование, клепка. 65x18x40 мм
Выставочный фонд кафедры ювелирного дизайна и технологий Иркутского национального исследовательского технического университета (Иркутск)
М. С. Лобанова, В. Е. Сорокина (руководитель). Архитектурный концепт. Кольцо. 2019. Латунь, пайка, выпиливание. 41x48x29 мм
Выставочный фонд кафедры ювелирного дизайна и технологий Иркутского национального исследовательского технического университета (Иркутск)
ционально созвучны идее, замыслу художника, вдохновившего на их создание.
Не имея возможности детально рассмотреть все украшения по мотивам живописных произведений, остановимся на одном реализованном проекте - подвесе «Улица 5-й Армии, 47», выполненном на основе городских пейзажей Вячеслава Глинского «Иркутская слобода», «Над Байкалом» и «Добро пожаловать». Для художника характерна специфическая, нередко ироничная и одновременно реалистическая манера изображения. Улицы старого Иркутска с колеблющимся светом фонарей, с деформированными контурами домов, словно пытающихся вырваться из цепких объятий времени, неизменно рождают ностальгическое чувство, ощущение чего-то потерянного, почти утраченных воспоминаний о городе детства. Именно это ностальгическое чувство прочитывается в изображенной одинокой и неприютной усадьбе, волею случая пережившей свое время.
Любой проект ювелирного изделия от идеи до воплощения в материале создается в несколько этапов: изучение натурного материала, в данном случае живописных произведений художника; эскизное проектирование с последующим выбором наиболее удачного и выразительного варианта; технический рисунок с точным размерным обозначением всех композиционных элементов; ЗО-моделирование с визуализацией в программе Luxion Keyshot Pro, позволяющей накладывать на модель различные материалы, текстуры, варьировать источники света, каркасы декоративных элементов с помощью инструмента Line и модификаторов Extrude, QuadifyMesh, TurboSmooth и включенных параметров Rendering. Заключительным этапом является собственно создание ювелирного изделия в материале, в качестве которого, вопреки бытующему ошибочному мнению, выступают не только драгоценные металлы и камни, но очень широкий спектр материалов [5] и ювелирных технологий - как традиционных, так нередко и инновационных [2, 6, 7,10].
Работы студентов и преподавателей кафедры ЮДиТ ИРНИТУ показали, что ювелирные изделия, в которых отражена городская среда, не только выглядят привлекательно и эстетично, но и несут существенную социально-художествен-
ную информацию о специфических чертах современного сибирского города, в котором некогда типичная деревянная застройка сохранилась сегодня лишь редкими, архаичными, почти экзотическими островками на фоне наступающего на нее нового города.
Кроме того, проведенная работа свидетельствует о том, что ювелирное искусство и архитектуру роднит не только хорошо известное стилевое единство во времени, но и возможность воплощения художественных идей в рамках этих двух видов искусства с системным использованием технических и технологических операций. Создание ювелирных и архитектурных объектов всегда базируется на единстве двух начал - эмоционального и рационального, и нет ничего удивительного в том, что ювелирное искусство на протяжении столетий идет вслед за развитием архитектуры и черпает вдохновение в ее неповторимом облике.
Литература
1. Берман, Е.А. Кольцо как символ брака: исторические традиции и современный маркетинг // Художник - музей - зритель : сборник материалов Международной научно-практической конференции «Сукачевские чтения - 2020», 3-4 декабря 2020. - Иркутск : Иркутский обл. худ. музей им. В.П. Сукачёва, 2020. - С. 124-128.
2. Войтюк, A.A., Лобацкая, P.M. Современное декорирование ювелирных изделий с применением лазерной гравировки на примере использования визуализации цифровой аудиозаписи // Дизайн. Материалы. Технология. - Санкт-Петербург, 2018.-№2(50).-С. 76-79.
3. Ворагинский, И. Золотая легенда. Святые жены / пер. с лат. В.Г. Рохмистрова. - Санкт-Петербург : Пальмира, 2017. - 318 с.
4. Комов, И. Архитектура микроформ // Татлин. - Екатеринбург, 2018. - 27 ноября. - URL: https:// tatlin.ru/ articles/ arxitektor_on_zhe_yuvelir (дата обращения 21.08.2021).
5. Лобацкая, P.M., Жукова, Л.Т. Ювелирные материалы, дизайн и технологии XX-XXI вв. и их роль в изменении понятийной базы личных украшений // Дизайн. Материалы. Технология. -Санкт-Петербург, 2018. - № 2 (50). - С. 64-71.
6. Лобацкая, P.M. На пути от университетского знания, через науку и технологии к профессиональному мастерству // Платинум. - Екатеринбург, 2019. - № 46. - С. 40-42.
7. Павлова, Е.Г., Войтюк, A.A. Инновационные технологии в ювелирном дизайне : монография. -Иркутск : Изд-во ИРНИТУ, 2020. - 312 с.
8. Основные направления иркутского деревянного зодчества. - URL: http://irkipedia.ru/content/ derevyannaya_russkaya_arhitektura_irkutska (дата обращения: 05.09.2021).
A. Ю. Нагорная,
B. Е. Сорокина (руководитель). Урбанистика. Подвес. 2019. Латунь, пайка, выпиливание, травление. 67x47x8 мм
Выставочный фонд кафедры ювелирного дизайна и технологий Иркутского национального исследовательского технического университета (Иркутск)
В. М. Атлас, Т. В. Анисимова (руководитель), В. Е. Сорокина (руководитель). Улица 5-ой Армии, 47. Подвес. По мотивам городского пейзажа в живописи Вячеслава Глинского. 2019. Латунь, мельхиор, офиокальцит, пайка, травление, выпиливание, гравировка, патинирование, резка, шлифовка, полировка.
69x65x15 мм
Выставочный фонд кафедры ювелирного дизайна и технологий Иркутского национального исследовательского технического университета (Иркутск)
9. Abrahams, I. Jewish life in the Middle Ages. New York : The Macmillan company; London : Macmillan & со, 1896. - 488 p.
10. Sorokina, V.E. Technology of obtaining gold and silver imitation nuggets for jewelry design purposes // IOP Conf. Series: Earth and Environmental Science. -London, 2019.-P. 23-29.
Об авторах
Лобацкая Раиса Моисеевна - доктор геолого-минералогических наук, профессор, зав. кафедрой ювелирного дизайна и технологий Иркутского национального исследовательского технического университета (далее - ЮДиТ ИРНИТУ). E-mail: [email protected]
Анисимова Татьяна Владимировна - художник, доцент кафедры ЮДиТ ИРНИТУ E-mail: [email protected]
Берман Елена Александровна - кандидат тех. наук, доцент кафедры ЮДиТ ИРНИТУ E-mail: [email protected]
Войтюк Алена Александровна - ассистент кафедры ЮДиТ ИРНИТУ
E-mail: [email protected]
Павлова Елена Геннадьевна - художник, доцент кафедры ЮДиТ ИРНИТУ E-mail: [email protected]
Сорокина Вера Евгеньевна - кандидат тех. наук, доцент кафедры ЮДиТ ИРНИТУ E-mail: [email protected]
ARCHITECTURAL MOTIVES IN MODERN JEWELRY OF IRKUTSK
Lobatskaya Raisa Moiseevna Doctor of Geology and Mineralogy Sciences, Professor, Head of the Jewelry Design and Technology Department of the Irkutsk National Research Technical University, Russian Federation
Anisimova Tatiana Vladimirovna Artist, Assistant Professor at the Jewelry Design and Technology Department of the Irkutsk National Research Technical University, Russian Federation
Berman Elena Aleksandrovna Candidate of Technical Sciences, Assistant Professor at the Jewelry Design and Technology Department of the Irkutsk National Research Technical University, Russian Federation
Vojtuk Alena Aleksandrovna Jeweler, assistant at the Jewelry Design and Technology Department of the Irkutsk National Research Technical University, Russian Federation
Pavlova Elena Gennadievna Artist, Assistant Professor at the Jewelry Design and Technology Department of the Irkutsk National Research Technical University, Russian Federation
Sorokina Vera Evgenievna Candidate of Technical Sciences, Assistant Professor at the Jewelry Design and Technology Department of the Irkutsk National Research Technical University, Russian Federation
Abstract: The article is devoted to the use of architectural ensembles and decoration of buildings in Irkutsk in the late 19th and early 20th centuries for artistic design and the creation of modern jewelry by students of the Department of Jewelry Design and Technology. The courseworks and diploma works show the results based on natural observations of the city and also claim paintings to be a promising direction in modern jewelry art.
Keywords: jewelry art; architecture in jewelry art; stylization of architectural ensembles; painting in jewelry.
И. А. Шелковникова, В. E. Сорокина (руководитель).
Угол дома. Подвес. По мотивам городского пейзажа в живописи Вячеслава Глинского.
2019. Латунь, офиокальцит, пайка, выпиливание, травление, патинирование, резка, шлифовка, полировка. 93x80x12 мм
Выставочный фонд кафедры ювелирного дизайна и технологий Иркутского национального исследовательского технического университета (Иркутск)