Научная статья на тему '«ВАРШАВСКОЕ СЕРЕБРО» В ЮВЕЛИРНОМ ИСКУССТВЕ ДАГЕСТАНА'

«ВАРШАВСКОЕ СЕРЕБРО» В ЮВЕЛИРНОМ ИСКУССТВЕ ДАГЕСТАНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
341
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
традиционное ювелирное искусство / художественная обработка серебра / дагестанские мастера / с. Кубачи. / traditional jewelry art / art processing of silver / Dagestan masters / village Kubachi.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Магомедов А. Дж.

В народном ювелирном деле народов Дагестана остается немало малоизученных тем, касающихся истории формирования его новых традиций. В статье анализируется использование цветных металлов, в частности «варшавского серебра» (мельхиора), в ювелирном деле Дагестана в конце ХIХ ХХ вв. В 1930е годы мастера художественной артели с. Кубачи, используя для этих целей хорошо известную им латунь, а также привозной никель, изготавливали сплав типа мельхиора (нейзильбера), который в просторечье (на куб. яз.) получил название «химия». Отмечаются также практики использования мельхиора в ювелирном деле в постсоветское время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“WARSAW SILVER” IN JEWELRY ART OF DAGESTAN

The article analyzes the historical traditions of the use of non-ferrous metals in particular "Warsaw silver" in the jewelry business of Dagestan at the end of the XIX XX centuries. In the 1930s the masters of the art of Kubachi village, using for this purpose traditional for local crafts brass and imported nickel, themselves made an alloy of the type of neuzilber, which in the idle (in Kubachin language) received the name "himiya». The practice of using melchior in jewelry in Soviet and post-Soviet times is also noted.

Текст научной работы на тему ««ВАРШАВСКОЕ СЕРЕБРО» В ЮВЕЛИРНОМ ИСКУССТВЕ ДАГЕСТАНА»

HISTORICAL SCIENCES

УДК 745

Магомедов А. Дж. доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы ДФИЦ РАН DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11909 «ВАРШАВСКОЕ СЕРЕБРО» В ЮВЕЛИРНОМ ИСКУССТВЕ ДАГЕСТАНА

Magomedov A.J.

Doctor of Historical Sciences, ChiefResearcher Institute of Language, Literature and Art them. G. Tsadasy

"WARSAW SILVER" IN JEWELRY ART OF DAGESTAN

Аннотация.

В народном ювелирном деле народов Дагестана остается немало малоизученных тем, касающихся истории формирования его новых традиций. В статье анализируется использование цветных металлов, в частности «варшавского серебра» (мельхиора), в ювелирном деле Дагестана в конце XIX- ХХвв. В 1930-е годы мастера художественной артели с. Кубачи, используя для этих целей хорошо известную им латунь, а также привозной никель, изготавливали сплав типа мельхиора (нейзильбера), который в просторечье (на куб. яз.) получил название «химия». Отмечаются также практики использования мельхиора в ювелирном деле в постсоветское время.

Abstract.

The article analyzes the historical traditions of the use of non-ferrous metals in particular "Warsaw silver" in the jewelry business of Dagestan at the end of the XIX - XX centuries. In the 1930s the masters of the art of Kubachi village, using for this purpose traditional for local crafts brass and imported nickel, themselves made an alloy of the type of neuzilber, which in the idle (in Kubachin language) received the name "himiya». The practice of using melchior in jewelry in Soviet and post-Soviet times is also noted.

Ключевые слова: традиционное ювелирное искусство, художественная обработка серебра, дагестанские мастера, с. Кубачи.

Keywords: traditional jewelry art, art processing of silver, Dagestan masters, village Kubachi.

История ювелирного искусства хорошо известна не только по украшениям и посуде из драгоценных металлов, но и изделиям из цветных металлов. В этом плане особенно интересным является период бронзы от которого до нас дошли всевозможные бронзовые украшения для головы, шеи и груди, рук, пояса, ног, а также булавки, шумящие подвески, гребешки и т.п. [8]. Многие из таких украшений выявлены и дагестанскими археологами.

Интересны страницы ювелирного дела и более поздних времен. В частности, речь о начавшихся в XVIII в. технологических новациях, связанных с разработкой новых металлических сплавов («под серебро» и др.), получивших широкое применение в ювелирном деле.

Одним из таких сплавов стал нейзильбер. С немецкого языка «нейзильбер» («пешПЬег») переводится как «новое серебро». Такое наименование сплав, созданный немецкими учеными, получил из-за того, что внешне он походил на драгоценный металл. Появление нейзильбера связано с изобретением и другого сплава - мельхиора, который состоит из таких же элементов, как и нейзильбер

(медь+никель+цинк), но без добавок цинка. Есть историческая версия, что мельхиор был изобретен в Китае еще в VIII в. Но потом его технология была забыта. Когда этот сплав стал известен в Европе, ученые долго не могли раскрыть загадку его состава. Вначале был определен лишь состав сплава (медь+никель), но пропорции каждого металла в сплаве оставались неизвестным. В начале XIX века во Франции был получен и аналог мельхиора. Оно получило в истории металлургии также немецкое название «мельхиор». Новые сплавы нашли широкое применение в различных отраслях производства [4].

История применения мельхиора (нейзильбера) в народном хозяйстве хорошо известна по производству столовой посуды и приборов сервировки стола. Так, еще в 1824 г. два брата, ювелира из Франции Альфонс и Иосиф Фраже прибыли в Варшаву с целью организовать фирму, специализирующуюся на производстве недорогих изделий из меди с серебряным покрытием. Планировалось выпускать столовые приборы, посуду, утварь, подсвечники и кадила. Изделия, которые выпускала фирма Фраже, имели вид серебра, хотя на самом

деле являлись посеребренной медью, где слой серебра составлял приблизительно 20 микрон. Позже фирма стала широко использовать вместо меди мельхиор (нейзильбер) с технологией гальванического серебрения. Так, столовая посуда и приборы сервировки стола из мельхиора по России стала распространятся из Варшавы [9].

Широкое применение новых сплавов в Европе связано и с тем, что в 1830-х годах XIX в. открываются новые месторождения меди и изобретается электролизное серебрение меди. Первое - удешевило металл, второе сказалось на репутации основных в ту пору изделий из него - столовой посуды и приборов сервировки стола, которые стали удачно имитироваться в так называемом белом металле, позже названном в России «варшавским серебром».

Такой ассортимент был интересен тем, что был доступен широкому кругу людей, чем столовое серебро и другие предметы обихода из драгоценных металлов. Поэтому изделия из мельхиора (нейзильбера) с гальваническим покрытием серебра приобрели широкий успех, особенно в производстве столовой посуды и предметов сервировки стола. В 1825 г. и в Германии открывается фабрика, которая в больших масштабах стала развивать производство мельхиоровых ложек, вилок, тарелок. Из мельхиора здесь производились также часы, бижутерия и др. Так с середины XIX в. в Европе мельхиор и нейзильбер стали широко применяться в изготовлении столовых приборов и посуды. В России мельхиор вначале использовался только небогатым населением, и именовался он как «польское серебро» или «варшавское серебро».

Недорогая посуда «под серебро», украшенная гравировками, литыми маскаронами и гирляндами, получила большое распространение в России в конце XIX - начале XX в. Она широко рекламировалась и была очень популярна вплоть до 1910-х годов. Варшавская фабрика по производству изделий из мельхиора была одной из крупнейших производителей такой продукции в России. Серебрение здесь производилось гальваническим способом. Продукция фабрики из-за толстого (тройного) серебрения получила название «серебро Фраже». По внешнему виду эти изделия были неотличимы от работ из «цельного» серебра. «Фраже» и в наше время называют предметы для сервировки стола, изготовленные в Польше [17].

Открытие новых сплавов совпало с появлением гальванических методов покрытия изделий. Оно началось в середине XIX века в Германии. На таких изделиях можно было обнаружить клейма «60», «90», «100» и т.д, означающее количество грамм серебра, использованного для производства 12 предметов. Если в производстве использовался метод напыления серебра, то на таких изделиях ставилось клеймо «silver plated». В Варшаве существовала фирма FRAGET, занимавшаяся изготовлением изделий из плакированного серебра и мельхиора. На таких изделиях можно встретить клеймо «fraget» [18].

Мельхиор (нейзильбер) стал широко использоваться и в ювелирном искусстве Кавказа, Дагестана

в том числе. Рынок требовал недорогие по цене украшения, и мастера приспосабливались к интересам таких категорий покупателей. С другой стороны, в силу интереса населения к серебряным украшениям с чернью, филигранью, вставками камней на Кавказе более популярным остается серебро. Это металл был основным сырьем и для дагестанских ювелиров начала ХХ в. Россия со времён Петра I разрешала беспошлинно ввозить в страну серебро, т. к. количество добываемого серебра в стране было «совершенно ничтожно» [16, с. 691]. Такая политика сохранялась и во второй половине XIX в., когда начал расти приток в страну дешевого серебра, вызванного увеличением его мировой добычи. Характерным показателем удешевления серебра явилась динамика соотношения между ценой золота, которая была относительно стабильной, и ценой серебра. Так, если это соотношение в конце XVI в. равнялось 1:12, то в конце XIX в. (по данным 1892 г.) — уже 1:24. К началу XX в. оно еще более изменилось, достигая в иные годы соотношения 1 к 40 [16, с. 691].

В конце XIX — начале XX в. появляется еще один источник поступления в Россию серебра. Из Ирана в значительных объемах ввозится серебряная монета. Только в 1882-1885 гг. было ввезено в Россию таких монет на сумму более 218 тыс. руб. [3, с. 42]. Такое возможно было в силу складывающегося соотношения стоимости русской и иранской монеты [15, с. 33]. Как свидетельствует нумизматический материал, такое «серебро» оседало и в Дагестане.

Увеличение серебра в торговом обороте прямо влияло на возможности и условия приобретения этого драгметалла ювелирами. В начале XX в., например, ювелиры Дагестана могли выписать через почтовую связь необходимое количество серебра в различном ассортименте (листы нужной толщины, слитки и пр.), отправить отходы на переработку. При поступлении извещения мастер выкупал его в почтовом отделении окружного центра. Более того поставщики серебра поощряли своих постоянных клиентов различными льготами.

Вместе с тем, наряду с ростом спроса на серебряные изделия рос спрос и на недорогие изделия из новых сплавов «под серебро». Не случайно, что термин «варшавское серебро» был хорошо известен во многих северокавказских языках, что свидетельствует о широком проникновении варшавских изделий на Кавказ. В чеченском языке, например, есть слово варшдети («варшавское серебро») [12]. Широко представлен этот термин в дагестанских языках. В даргинском языке (харбукский диалект), например, «варшавским серебром» называли «фальшивые» царские рубли, отливаемые из мельхиора в трудное время. Они отличались от настоящих серебренных более легким весом, неграмотными и неумелыми надписями на гурте. Происхождение такого варианта названия понятно и потому, что в ряде дагестанских языков слова «деньги» и «серебро» совпадают.

Широко представлены слова с корнем «вар-шав» и в лакском языке. Это термин «варшаварцу»

(букв. «варшавское серебро») как обозначение мельхиора и слово «варшавчи» - мастер по обработке мельхиора [1, с. 183]. Многие лакские мастера были ювелирами, ездили на заработки в города дореволюционной России, и потому появление таких терминов в лакском языке понятно. Представлены подобные термины и в кубачинском языке, о чем подробнее будет сказано ниже.

Одним из источников появления этого термина в кавказских языках была торговля. Но главным фактором знакомства кавказского населения с изделиями польских фабрик («варшавским серебром»), технологиями его использования в ювелирном деле, изготовлении посеребренной посуды было отходничество (выезд на заработки) медников, ювелиров в центральные города России, в г. Варшаву. С такой целью ездили многие дагестанские ювелиры.

В местах отхода они интересовались посеребренной посудой местной фабрики Фраже, выполненной из «варшавского серебра» и покрытой достаточно толстым слоем чистого серебра. Возможно, тогда же возник и миф о том, что варшавское серебро содержит и серебро, что это низкопробное (до 15 проц.) серебро. Возможно, дагестанские мастера знали, что при аффинаже такого металла можно получить определенное количество серебра.

Мельхиор или нейзильбер, составлявшим основу варшавских изделий дагестанские мастера (точнее ювелиры с. Кубачи) называли «варшшав» [10, с. 125]. Оно шло от названия г. Варшава. Среди кубачинцев в начале ХХ в. был известен и мастер Ахмед Варщахъалла (умер в 1910-е гг.), который получил свое прозвище также от названия г. Варшава, куда тот часто ездил по коммерческим делам. Нельзя исключать и того, что он мог прославиться в родном селении и тем, что привозил в Кубачи как посеребренные посудные изделия польских фабрик, так и новые сплавы (мельхиор, нейзильбер) для мастеров. В кубачинском языке есть и выражение «варшшав ас» (букв. «варшавское серебро»). Оно скорее всего произошло от названия посеребренного мельхиора, изделий фабрики фраже.

О том, какое значение приобрел сплав мельхиора (нейзильбера) в кубачинском ювелирном деле, хорошо написал известный кубачинский мастер, народный художник РСФСР Расул Алиханов (1922-2000). Он писал: «Свои изделия кубачинцы изготовляли в то время (1913 -1916) не только из настоящего серебра, но и так называемого варшавского серебра, то есть мельхиора, а также из томпака, чистой меди, подвергая эти материалы серебрению и золочению. Существовали две мастерские ... где двадцать - тридцать мастеров и учеников работали только по сплаву мельхиора, так как не каждый из сельчан имел средства для покупки изделий из дорогих металлов и должен был довольствоваться приобретением дешевых вещей. Эти мастерские называли варшовчне (мельхиорщики) от слова «варшов», то есть варшавское серебро. Кубачинцы раньше привозили его из Варшавы и, несмотря на твердость и тугоплавкость этого материала, делали

из него прекрасные вещи даже с глубокой гравировкой и чернением . Мельхиор применялся не только для обкладки оружия, но для зерни, для филиграни, для браслетов с черненым узором или с камнями, для перстней, ожерелий, всевозможных женских поясов, подвесок, серег. Этот простой сплав так искусно использовался для высокохудожественных изделий, что посеребренные и позолоченные предметы, из него изготовленные, очень трудно отличить от настоящих серебряных» [2, с. 42].

Наступили новые, советские времена. Польща стала независимой страной. В Кубачи была создана художественная артель народных мастеров. Трудно стало с серебром. Многие мастера переключились на цветные металлы. Большие трудности испытывала в 1930-е годы Кубачинская артель из-за отсутствия свободного рынка цветных и драгоценных металлов. Даже «медь стала дороже золота - 60 руб. за пуд платим», - сетовал старый кубачинский мастер, рассказывая журналисту С. Фрэду об этих проблемах [7]. Система же «выбивания» из Москвы строго фондируемых материалов (серебра, меди и др.) под конкретный заказ усложняли работу. Поэтому, чтобы занять работой мастеров, артель вынуждена была соглашаться на выпуск изделий из цветных металлов - латуни, меди (вилки, ложки и др.). Так, в 1936 г. артель, например, приняла срочный заказ на изготовление из цветных металлов кинжалов, газырей, наборных поясов и «других предметов воинского обмундирования для казачьих и национальных частей Красной Армии» [8]. Часть таких изделий покрывалась серебром, что несколько улучшал их декоративный вид [11, с. 6263]. В это же время кубачинские мастера вспомнили мельхиор. Получив для артели никель (в это время СССР уже производил свой никель) они стали сплавлять его с местными «запасами» латуни, которых было достаточно в семейной утвари мастеров. В итоге они получали нейзильбер. На кубачин-ском языке он получил название «химия» с ударением на последней букве [10, с. 378-379]. Именно на такой «мельхиор», как писал Р. Алиханов куба-чинские мастера научились накладывать чернь еще до революции. Эта практика возродилась в 1930-е годы. Такие украшения (детали наборных поясов и др.) трудно было отличить от серебряных изделий.

В советское время промышленность производила разные сорта мельхиора. Так, кроме ювелирного дела в СССР мельхиор широко использовался при производстве различных бытовых изделий. Пример тому кольчугинские столовые приборы из мельхиора. Существующий более ста лет и основанный легендарным купцом Кольчугиным А.Г., завод «Кольчугцветмет» и сегодня выпускает высококлассные подарочные наборы столовых приборов из мельхиора [14].

Производимые промышленностью сорта мельхиора были тугоплавкие и жесткие (для ювелирной ручной гравировки) марки мельхиора. Поэтому старые кубачинские мастера, работавшие в советское время, жаловались на то, что «нынешний» мель-

хиор плохой и на нем практически невозможно гравировать узоры. Особенно он не подходил для работ с чернью. На кубачинском художественной комбинате в 1960-е годы из него изготавливали в основном подстаканники с простой (штриховая) гравировкой просечных узоров.

Мельхиор в Дагестане «пережил» и другую историю. На волне возрождения старых традиций ювелирного дела в конце 1980-х годов на Махачкалинском комбинате художественных изделий мастера, выходцы из с. Кубачи, во главе с художником Г.-М. Богатыровым наладили производство мельхиоровых браслетов, сувенирных кинжалов с чернью. Узор на мельхиоровых изделиях получали методом штамповки. Для этого узорчатую стальную плашку-штамп с пластиной мельхиора пропускали через электрические вальцы. Затем основу полученных таким образом штампованных узоров лудили (для этого использовали прутковое олово, которое выпускала промышленностью для пайки бытовых изделий). Серебряная чернь хорошо «ложилась» на такую основу. После обточки (удаления наплавок черни на узорах), шлифовки и полировки получался черневой узор, мало отличающийся от узоров серебряных изделий. Потом узор обрабатывался гравировкой типа дрожировки.

Кубачинские мастера широко использовали мельхиор и при изготовлении ножен-каркасов традиционного оружия (кинжалы, сабли, шашки и др.). На них пайкой оловом накладывались платины из чистого серебра, украшенные перегородчатой эмалью. Такое парадное оружие получило популярность в 1990-е годы.

Советская промышленность выпускала и другой вид мельхиора (нейзильберовую проволоку разных сечений). Ее активно использовали для изготовления зерни, филиграни ювелирных украшений из цветных металлов. Так возродились практически все основные приемы работы с мельхиором, известные кубачинским мастерам до революции.

Расширение использования мельхиора (нейзильбера) в ювелирном искусстве России, Дагестана было связано и с тем, что в советское время особенно трудно стало работать ювелирам, работающим в сфере народных промыслов по обработке драгметаллов и драгоценных камней. Здесь индивидуальные (частные) промыслы, связанные с обработкой таких материалов, было запрещено [13].

С 1936 г., когда была создана Всесоюзная контора по производству и торговле ювелирными изделиями (Главювелирторг), пробирному клеймению подлежали лишь изделия с драгоценными металлами и камнями, производимые на государственных ювелирных фабриках, в артелях промкооперации, а также государственных комбинатах бытового обслуживания населения. Клеймение же изделий индивидуально работающих мастеров в инструкциях и положениях не предусматривалось. Не существовал и легальный рынок драгоценных и даже цветных металлов, т. к. в стране был запрещен свободный гражданский оборот таких материалов.

Запрещалась и обработка цветных металлов, но контроль в этой сфере был слабее. В СССР в 1930-х годы сложилась парадоксальная ситуация, когда ювелир не мог работать даже с цветным металлом, лом которого в значительном количестве хранился у населения. По букве закона, гражданин не мог продать его частному лицу (как и драгметалл), а имел возможность только сдать по низким закупочным ценам на государственные торговые базы, приобретающие вторичное сырье. Чтобы отчитаться перед чиновником об источнике приобретения материала для изготовления изделий, мастера, работающие в государственной системе бытового обслуживания, запасались копиями чеков магазинов розничной торговли о покупке какого-либо сувенира из меди (поднос и пр.). Дело в том, что и сами комбинаты бытового обслуживания часто не могли обеспечивать своих работников всеми необходимыми материалами, т. к. фондируемое сырье они получали с большими трудностями. Мастера, желая заработать, находили таким образом выход из положения устраивающий и руководство предприятий. Индивидуально-частные художественные промыслы даже народных мастеров, таким образом, были поставлены вне закона; они рассматривались как «запрещенные промыслы» [5]. По своей общественной опасности они были приравнены к занятиям по изготовлению оружия, лекарств, опасных веществ и т.д. И такое законодательство даже в сфере народных художественных ремесел сохранялось в России до 1992 г. [11, с. 108109].

Таким образом Польша (Варшава) в XIX -начале XX в. стала страной развития новых технологий производства столовой посуды и приборов для сервировки стола, а также ювелирного дела с использованием мельхиора и технологий серебрения. Для основы изделий вначале использовали медь, латунь, а позже мельхиор (или нейзильбер). Популярной технологией отделки изделий стало плакирование и гальванопокрытие серебром такой продукции. Новые сплавы и технологии под влиянием торговли, отходничества мастеров получили популярность и в других областях Российской империи, на Кавказе, в Дагестане в частности. О широком знакомстве с ними дагестанских ювелиров говорят языковые материалы по дагестанским языкам, а также полевой материал, изданный известным кубачинским мастером Р. Алихановым, и собранный нами. Белые сплавы из цветных металлов «под серебро» («варшавское серебро») были популярны и в советское время, когда власти запретили индивидуальные промыслы по обработке драгметаллов. Выражение, термин «варшавское серебро» на Кавказе, в частности в Дагестане, как свидетельствует языковой и полевой материал, понималось в двух значениях - посеребренные изделия фабрик Варшавы (фирма Фраже и др.), а также сплавы из цветных металлов «под серебро» (мельхиор и нейзильбер).

Литература

1. Абдуллаев И.Х. Лакско-русский словарь / отв. ред. Р.Г. Эльдарова. Махачкала: ИЯЛИ ДНЦ РАН, 2018.

2. Алиханов Р.А., Иванов А.А. Искусство Ку-бачи / сост. А.А. Иванов. Л., 1976.

3. Атаев Х.А. Торгово-экономические связи Ирана с Россией в XVIII-XIX вв. М., 1991.

4. Горбунов А. Нейзильбер: состав сплава, применение, характеристики. URL: https://stankiex-pert.ru/spravochnik/materialovedenie/nejzilber-svojstva-kharakteristiki-lite-primenenie.html (дата обращения: 1.04.2020).

5. Гусейнов А.Г. Будут ли жить Кубачи // Литературная газета. 1987. 13 мая.

6. Дагестанская правда. 1934. 12 сентября.

7. Дагестанская правда. 1936. 10 сентября, 24 октября. С заявлением о готовности выполнить подобный заказ Дагестанское правительство обратилось к командованию Красной Армии еще в 1927 г. (См.: Красный Дагестан. 1927. 13 января).

8. История ювелирного дела. Материалы, используемые в ювелирном

производстве, и методы их обработки. URL: https://vuzlit.ru/172882/istoriya_yuvelirnogo_dela (дата обращения: 1.04.2020).

9. Кирикова Л. А. Альбом-каталог Варшавское серебро. Польские посеребрённые изделия XIX -начала XX века в собрании ГМИ. СПб: Государственный музей истории Санкт-Петербурга, 2018.

10. Магомедов А.Дж., Саидов-Аккутта Н.И. Русско-кубачинский словарь / отв. ред. Х.А. Юсупов. М.: Наука, 2017.

11. Магомедов А. Дж. Художественные промыслы Дагестана в ХХ в.: Реалии практики и позиция власти / отв. ред. проф. Д.М. Магомедов. Махачкала, 2003.

12. Мацаева З.О. Русизмы в чеченской лексике // Дагестанский лингвистический сборник. Вып. 7. М., 1999.

13. Положение о кустарно-ремесленных промыслах граждан // Собрание постановлений правительства СССР. 1976. № 7.

14. Столовые приборы из мельхиора "Кольчу-гино" - интернет магазин. URL: https://kolchug-melhior.ru/melkhior 9 (дата обращения: 1.04.2020).

15. Шавров Н.Н. Персидское побережье Каспийского моря, его производительность и торговля. Тифлис, 1913. С. 33.

16. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 29А (58). М., 1900. За 1895-1897 гг. в Россию было ввезено только в слитках 40, 3 тыс. пуд. серебра. Если сравнить данные среднегодовой добычи серебра в мире за 1801-1810 и 1893-1897 гг., можно заметить, что добыча увеличилась более чем в 6 раз.

17. URL: https://starina.ru/item/53225744_Фужер_польское_с еребро_Фраже_вторая_пол_20_в_Польша_гальва-ническое_посеребрение (дата обращения: 1.04.2020).

18. URL: https://zen.yandex.ru/me-dia/id/5bf433573a20d300aa3edaf7/stolovoe-serebro-kak-opredelit-chto-u-vas-serebro-ego-cena-5d2e1c5ce854a900ac3e0ee5 (дата обращения: 1.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.