ЭКОНОМИКА ПРОМЫШЛЕННОСТИ
УДК 338.4 БКК 60.56
Ниналалов С. А. — к.ф.-м.н., ученый секретарь Институт проблем геотермии ДНЦ РАН
Ninalalov S.A. — Ph.D., Scientific Secretary of the Institute of Geothermal Problems DSC RAS
ПЕРСПЕКТИВЫ ЮВЕЛИРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ДАГЕСТАНА
OUTLOOK JEWELRY INDUSTRY DAGESTAN
В статье рассматриваются проблемы развития дагестанских ювелирных промыслов. Предлагается программа создания ювелирного кластера в Республике Дагестан.
Ключевые слова: ювелирное искусство, народные художественные промыслы, драгоценные металлы, столовое серебро, гравировка, чернь, женские украшения.
The article deals with the problems of Dagestan jewelry. Proposes a program to create a jewelry cluster in Dagestan.
Keywords: jewelry, folk arts and crafts, precious metals, silver, engraving, blacking, women's jewelry.
Столовое серебро и золотые украшения из Дагестана, известные еще советскому покупателю, и сегодня можно встретить в тысячах ювелирных магазинах во всех городах России - от Калининграда на Западе до Петропавловска-Камчатского на Дальнем Востоке. Распространяются изделия дагестанских ювелиров и по странам Таможенного союза. Древнейшее на территории России ювелирное искусство аула Кубачи - визитная карточка Дагестана, о которой советские люди знали больше понаслышке - через газеты, телевизор, книги — стало гораздо ближе к людям в постперестроечное время.
1. Ювелирный промысел в Дагестане в советское время. Судьбу промыслов Дагестана, существовавших в царской России в виде кустарных частных производств, определила октябрьская революция. В 20-х годах прошлого столетия по инициативе Советской власти появились первые в республике промысловые артели, в том числе ювелирная артель в Кубачах. Несколько раз мастера аула собирали собственное серебро для поддержки артели, разрабатывали ассортимент, который мог заинтересовать потребителей по всему Советскому Союзу. Результат этого — Гран-при Всемирной выставки в Париже 1937 года. В военные годы все силы производственников были брошены на обеспечение оборонного производства, а художественные изделия в связи с послевоенным опустошением страны изготовлялись из латуни вплоть до 1950-го года. Однако, лучшие мастера были отозваны с фронтов войны уже в 1942 году, в самый ее разгар, и поддержка промыслам Дагестана осу-
ществлялась несмотря на все экономические проблемы Советского Союза военных и послевоенных лет.
В конце 50-х — начале 60-х годов Кубачинская артель была преобразована в комбинат, был основан Гоцатлинский художественный комбинат. Ассортимент художественной продукции увеличился в разы. Производство ювелирных изделий приобрело массовый характер во второй половине 60-х годов. Дагестанские мастера - ювелиры стали вступать в члены Союза художников СССР и производить авторские работы. Так называемый период застоя породил реальный рост благосостояния советского народа, вызвавший подъем покупательской способности населения и интереса к ювелирным изделиям. Дагестанские браслеты и рюмки продавались только через сети магазинов «Березка» за валюту, они были дефицитным товаром.
Это была первая волна развития ювелирной промышленности Дагестана, полностью обеспеченная государственной поддержкой. До 99 % ювелирных изделий в советский период производились на Куба-чинском, Гоцатлинском, Махачкалинском художественных комбинатах, и совсем малая часть - в мастерских Союза художников ДАССР. В 70-е годы за счет государственного заказа и отлаженной системы поставки серебра через Госкомдрагмет СССР и реализации изделий через Юве-лирпром СССР объем производства достиг до 10 тонн изделий в год.
Однако все производство регулировалось в соответствии с Государственным заказом, но то, что производилось, например, на Кубачин-ском художественном комбинате в массовом объеме, трудно было назвать искусством. «В Кубачах раньше изготовляли мастерски отделанные серебром кинжалы, а теперь делают пошлые подстаканники, а также специальные выставочные экспонаты. Если бы кубачинцы продолжали делать кинжалы, то эту продукцию можно было бы продавать за хорошую валюту и зарабатывать на них больше, чем на всяких там кувшинах и тарелочках» - отмечал А. Гольдштейн [1].
Эти подстаканники, дешевые и далекие от художественного творчества браслеты, кольца и серьги, которые по инерции выпускались и после распада СССР, зависли тяжелым грузом на складе комбината и затем с трудом реализовывались в течение 10 лет. В СССР предприятие получало заказы по указаниям Госплана через Министерство местной промышленности ДАССР, а оплата за изготовленную продукцию не была связана с ее продажей покупателями в магазинах. Система тотального планирования и распределения всего стала притчей во языцех у многих экономистов.
Отметим, что наряду с поточными изделиями в экспериментальных цехах создавались уникальные авторские изделия, которые выставлялись на ярмарках и продавались в музеи или уходили в качестве подарков для высокопоставленных персон.
2. Ювелирное производство в годы «реформ». В 90-е годы вместе с обострением политической ситуации и полным крахом экономики, исчезновением госзаказа, отсутствием собственной ассортиментной политики на предприятиях, затовариванием складов, резким подъемом стоимости сырья которое до того поступало по льготным ценам
через Гохран СССР, начался резкий спад производства на государственных предприятиях. Объемы производства на Кубачинском художественном комбинате упали, зарплата стала задерживаться и не поспевать за инфляцией, кубачинцы начали искать возможности для самостоятельного приобретения серебра и производства ювелирных изделий на дому.
С либерализацией законодательства и разрешением законно пробировать изделия начал развиваться «серый» рынок - производство колец из серебра неизвестного происхождения с чернью, которые в течение двух лет наводнили всю страну, причем спрос на них был ажиотажный.
Ювелирное искусство развивалось вопреки гиперинфляции, резким скачкам цен на драгоценные металлы. Кризис 1998 года вызвал рост продаж посудной группы, от рюмок и стопок до больших чайных и столовых сервизов, кризис 2008 года - возвращение к украшениям и подъем продаж мелких изделий посудной группы - от столовых приборов (ложка, вилка, нож и чайная ложка), освежителей (ионизаторов) для воды, до рюмок и фужеров. А дорогая продукция - от кофейных сервизов до авторских сабель и мечей - находит сбыт уже только ВИП-клиентам через личные каналы и знакомства.
Девяностые и нулевые годы - вторая волна развития ювелирной промышленности, полностью основанная на частном производстве. Производство сосредоточилось в руках мастеров-надомников с разделением труда. Как отметил начальник Прикаспийской государственной инспекции пробирного надзора С. Г. Багомедов: — «для производителей республики характерна узкая специализация - они выполняют в основном одни и те же операции и между собой связаны в рамках одного технологического цикла. Такая кооперация охватывает весь цикл производства изделий и распространяется на систему сбыта. Мастера-ювелиры заняты и в систем сбыта. Это позволяет предприятиям быстро реагировать на потребности рынка и вносить коррективы в ассортимент, номенклатуру и дизайн изготавливаемых изделий». [2] Чаще ювелирные изделия у мастеров перекупают или берут на реализацию официально зарегистрированные предприятия или индивидуальные предприниматели. Они пробируют эти изделия как собственное производство и вывозят их на продажу.
Объемы производства, несмотря на многократный подъем стоимости сырья, выросли до небывалых цифр: в 2008 году было апробировано более 30 тонн изделий из серебра. Количество занятых в сфере производства и реализации изделий из драгоценных металлов по данным Государственной прикаспийской инспекции пробирного надзора в Дагестане: производством - 542, оптовой - 475 и розничной торговлей - 156 компаний и индивидуальных предпринимателей.
Принципиальное отличие советского времени от сегодняшнего дня - в советское время на государственном уровне делалось все возможное, чтобы настоящие мастера ювелирного искусства могли реализовать себя, те годы дали плеяду лауреатов Государственной премии России имени И. Е. Репина, народных и заслуженных художников России и Дагестана. Деятельность этих мастеров регулярно освещалась в
средствах массовой информации. Выпускались фильмы, посвященные знаменитым художникам, альбомы. Мастера получали награды, звания, выезжали за государственный счет на выставки - от ювелирных до всемирных.
Сегодня мастер предоставлен сам себе, и он должен выбирать -или работать творчески, разрабатывая и изготавливая новые изделия, или бегать по инстанциям, пробивая себе путь в Союз художников, добиваясь известности. Последний альбом на достаточно профессиональном и художественном уровне, посвященный кубачинскому искусству, был издан в 2006 году.[3] Художественные советы и экспериментальные участки и цеха на предприятиях НХП тоже в прошлом. Отметим, что в течение последних шести лет не было представлено ни одного нового изделия, ни одной новой формы.
Кризис 2008 года, скачок цены на серебро, резкое падение спроса на дорогой крупный посудный ассортимент вызвал обвал объемов производства и уход «ювелиров-ремесленников» в таксисты и строители. На плаву остались только самые устойчивые фирмы и мастера - авторы уникальных изделий, имеющие своих ВИП-клиентов.
В 2011 году объем производства изделий из серебра достиг локального минимума - 14 тонн, затем начался подъем до 27 тонн в 2014 году. Новый кризис 2014 года, связанный с падением стоимости нефти и курса рубля скажется на мастерах по серебру также с запозданием на 2 года.
Крупные предприятия России в кризис 2008 года смогли не только сохранить, но и увеличить объемы производства и продаж, частично заместив на прилавках магазинов дагестанское столовое серебро своим. Производство на ЗАО «Алмаз-холдинг» (г. Кострома) сегодня достигает 35 тонн в год. Такие предприятия, как ЗАО «Алмаз-Холдинг», ОАО «Эстет», ювелирный завод «Адамас», выживут при любых вероятных и невероятных кризисах, так как имеют несколько существенных преимуществ перед дагестанскими производителями:
- наличие современного оборудования;
- запас финансовых средств для постоянного его обновления;
- запас сырья, достаточного для беспрерывного производства в течение не менее полугода;
- товарные остатки на складах и в магазинах;
- наличие собственных торговых сетей, чем не может похвастаться ни один дагестанский производитель;
- регулярное обновление ассортимента продукции.
3. Производство золотых украшений. Новое направление ювелирного искусства для Дагестана появилось в середине 90-х годов, когда в результате распада СССР и возникновения межнациональной напряженности в «братских» бывших социалистических республиках начали возвращаться из Средней Азии, Казахстана, республик Закавказья ювелиры - этнические дагестанцы, работавшие с золотом на крупных заводах в этих регионах. Привыкшие к городским условиям жизни, они оседали в городах Дагестана и начинали производить золотую продукцию в домашних мастерских.
Ассортимент изделий из золота сегодня представляет собой всевозможные цепи и браслеты ручной вязки, а также женские ювелирные украшения с камнями и без камней - кольца, серьги, браслеты, колье, кулоны, броши, изготовленные как в классическом стиле, так и под современные изделия - подобия Tiffany, Damiani и других всемирно известных фирм. Многие мастера производят практически то же, чему учились на своих старых производствах - Бакинском, Ереванском и многих других ювелирных заводах СССР.
Производство изделий из золота с нуля в 1991 году выросло к 2008 году до тонны в год, но кризис 2008 года сломал устойчивый рост и снизил объемы втрое. Причины все те же - отсутствие привлекательного дагестанского бренда, разобщенность производителей, их конкуренция между собой, слабость ассортимента и подражания известным маркам.
Отметим, что в последние годы стало модным среди очень богатых дагестанцев дарить друзьям и чиновникам декоративные шашки, кинжалы, мечи и сабли, ножны которых изготовлены из золота 585 пробы, инкрустированы слоновой костью и украшены бриллиантами. Сегодня объем производства изделий из золота в Дагестане незначительно варьируется в области 500 кг.
4. Развитие ювелирного искусства Дагестана. Весь опыт и Советского и переходного периодов показывает, что без реальной масштабной государственной программы ювелирное искусство Дагестана вернется к кустарному производству «на коленке» с абсолютным несоответствием между высочайшим уровнем ручной уникальной работы и низкокачественной механической обработкой металла. Если первая волна развития ювелирной промышленности была основана на чисто государственной поддержке, вторая - только на частной инициативе, то третья волна расцвета ювелирного искусства Дагестана возможна только при активном участии государства в развитии частного бизнеса. По мнению Р. Газимагомедова, «успешное развитие регионов на современном этапе возможно при условии согласования действий власти и бизнеса, Рынок не всегда способен обеспечить эффективное распределение ресурсов и инвестирование экономических проектов. Поэтому участие властных органов в разработке и реализации стратегических планов развития регионов и территорий становится просто необходимым». [4]
Сегодня в городах и селах Дагестана проживают и производят изделия из золота и серебра разного конечно художественного уровня в своих домашних мастерских около 5 000 ювелиров, причем многие из них занимаются каждый своей определенной операцией, кто плавит металл и раскатывает пластины, кто монтирует изделия, кто полирует. Есть закрепщики камней в женских украшениях, есть гравировщики по серебру.
По сути это основа для создания ювелирного кластера в Республике Дагестан. Такого рода ювелирный кластер по производству серебряной посуды существует в Японии. «Кластер по производству серебряной посуды и ножей образовался в период династии Эдо (1600-1865 г.г.) в виде скопления производств, занятых изготовлением гвоздей в традиционном японском стиле. Современная история отрасли началась в
1911 году, когда фирмы из Цубаме начали изготавливать серебряную посуду западного стиля, чтобы заполнить пробелы в обеспечении мирового спроса на эту продукцию, возникшие вследствие падения экспорта такой посуды из Европы и США». [5] Кластер - иерархически структурированная субподрядная система, в которой сосуществуют фирмы со взаимно дополняемыми навыками и возможностями. Отдельные структуры заняты кузнечным производством, другие - прессованием металла, третьи - сваркой, следующие - гравировкой, отливкой, полировкой, формированием пластмассовых заготовок, оптовой торговлей - аналогично кубачинскому разделению труда.
Активно проводится программа развития ювелирного кластера в Костромской области - там столица области Кострома, где сосредоточены крупные ювелирные производства изделий из золота, в том числе с бриллиантами (например, Костромской ювелирный завод), и село Крас-ное-на-Волге, где производятся женские украшения из золота и серебра во множестве небольших частных фабрик. Государственная поддержка ювелиров Костромы помогла довести годовой объем производства и продаж до 28 млрд. рублей.
Ювелирный кластер создан так же в г. Краматорске (Украина), ювелирные кластеры есть в Северной Италии. Примеров можно привести еще немало. Естественным представляется предложение по созданию ювелирного кластера в Дагестане, основанного на вновь создаваемых производствах в городах Дагестана. Разработан совместно с консалтинговым агентством «AV-групп» (г. Пятигорск) и рекомендован к внедрению первый этап этой программы - строительство ювелирного завода в г. Махачкале общей стоимостью 1 017 млн. руб., со сроком окупаемости 3 года, который предусматривает 420 новых рабочих мест.
Отдельный проект, уже вошедший в число приоритетных проектов Республики Дагестан, связан с Кубачинским художественным комбинатом»: «Инвестиционный проект «Организация производства Куба-чинских ювелирных изделий» является подтверждено эффективным. Цель проекта - модернизировать и увеличить производство изделий. Стоимость проекта - 250,0 млн. руб., за год налоги составят 20,0 млн. руб. Будет вновь создано дополнительно 600 рабочих мест для жителей с. Кубачи, срок окупаемости — 5 лет» [6].
Задачи Программы создания ювелирного кластера в Дагестане:
- строительство ювелирного завода в Махачкале и филиалов в городах Дагестана - Дербенте, Каспийске, Буйнакске;
- оснащение предприятий современным оборудованием, которое позволит сочетать качественную работу с высокой технологичностью механической обработки драгоценного металла, а в итоге позволит отделить продукцию от частного полукустарного производства;
- налаживание стабильного рынка сбыта в России, поиск рынков за рубежом;
- наращивание объемов производства;
- маркетинговая политика, направленная на конечного покупателя, издание буклетов, каталогов, телереклама, реклама в прессе, прямая адресная рассылка и т.д.;
- постоянное обновление ассортимента;
- создание до 2 000 новых рабочих мест.
«Краеугольным камнем выполнения поставленных задач является грамотная организация творческой работы. Рынок требует все новых и новых изделий, стилей производства, форм». [7] Необходима подготовка молодых мастеров, их обучение в крупных ювелирных центрах России и зарубежья, чтобы они приносили в Дагестан новое, прогрессивное, современное.
Необходимо стимулирование уникальных мастеров - организация их вступления в Союз художников, продвижение на выставках, финансовая поддержка, организация рекламы и сбыта их изделий, размещение у них эксклюзивных заказов для ВИП-персон.
Для того, чтобы ювелирное искусство в Дагестане сохранилось и развивалось, кроме задачи чисто экономической - развить старые и вновь создаваемые производства до точки безубыточности, чтобы не страшны были кризисы и скачки цен на драгоценные металлы, есть другая задача - воссоздание дагестанского бренда.
Список литературы:
1. Гольдштейн А. «Башни в горах».- М.: Искусство. 1977. - с.119.
2. Багомедов С.Г. Хотелось бы, чтобы в магазинах нашего региона были представлены ювелирные изделия большинства крупнейших российских производителей (интервью начальника Прикаспийской государственной инспекции пробирного надзора Багомедова Саида Гаджиевича). Навигатор ювелирной торговли, № 11. 2011.
3. Брюзгина О. И. Ювелирное искусство Кубачи.- М.: «Интербук-бизнес». 2006.
4. Газимагомедов Р.К. Современная региональная промышленная политика: кластерный подход.- Махачкала: «Новый день». 2006. - с. 292.
5. Газимагомедов Р.К., Кондратьев В. Кластерный подход в региональной промышленной политике: теория и практика.- М.: «Экономика». 2009.- с. 326.
6. Бучаев Г. А. Промышленность в депрессивном регионе - перспективы и точки роста / Г. А. Бучаев и коллектив авторов, «Модернизация экономики Дагестана».- Махачкала: «Дагпресс-медиа». 2012.- с. 65.
7. Ниналалов С.А. Кубачинский художественный комбинат им. Р.А. Алиха-нова сегодня: проблемы организации творческой работы / «Дагестанские художественные промыслы: наследие, проблемы, перспективы».- Махачкала: Дагестанский Научный центр РАН РФ, Институт языка, литературы и искусства им. Гамзата Цадасы. 2003. - с. 40.