Научная статья на тему 'Народно-художественные промыслы Дагестана'

Народно-художественные промыслы Дагестана Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2374
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ / РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН / ТАБАСАРАНСКИЕ КОВРЫ / КУБАЧИ НС КИЕ ИЗДЕЛИЯ / VERNACULAR ARTS / DAGHESTAN REPUBLIC / TABASARAN CARPETS / KUBACHYJEWERLY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ханбабаева З. М., Курбанов К. К., Даитов В. В.

Статья посвящена известным центрам народно-художественных промыслов Республики Дагестан. Предлагаемый авторами маршрут охватывает центр ковроткачества Табасаран и ювелирный центр аул Кубачи. Табасаранские ковры и сегодня пользуются большим спросом и справедливо считаются одними из лучших в мире. Аул Кубачи является центром производства серебряных изделий с чернью, позолотой и традиционной кубачинской чеканкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Daghestan Vernacular Arts

The article is devoted to the wellknown center of vernacular arts of the Daghestan Republic. The route which is offered by the authors covers the center of carpet-weaving of Tabasaran and jewelry center in aul Kubachy. Nowadays Tabasaran carpets are in great demand and are fairly considered one of the best in the world, Kubachy aul is the manufacture center of silver of silver jewelry with black paint, gilt and traditional kubachy chasing.

Текст научной работы на тему «Народно-художественные промыслы Дагестана»

Народнохудожественные промыслы Дагестана

Ханбабаева З.М.,

директор Курбанов К. К.,

зам. директора Даитов В. В.,

зам. директора

Филиал ФГОУВПО «РГУТиС»

в г. Махачкале

Статья посвящена известным центрам народно-художественных промыслов Республики Дагестан. Предлагаемый авторами маршрут охватывает центр ковроткачества Табасаран и ювелирный центр — аул Кубачи. Табасаранские ковры и сегодня пользуются большим спросом и справедливо считаются одними из лучших в мире. Аул Кубачи является центром производства серебряных изделий с чернью, позолотой и традиционной кубачинской чеканкой.

Ключевые слова: народные художественные промыслы, Республика Дагестан, табасаранские ковры, кубачинские изделия.

The article is devoted to the well- known center of vernacular arts of the Daghestan Republic. The route which is offered by the authors covers the center of carpet-weaving of Tabasaran and jewelry center in aul Kubachy. Nowadays Tabasaran carpets are in great demand and are fairly considered one of the best in the world, Kubachy aul is the manufacture center of silver of silver jewelry with black paint, gilt and traditional kubachy chasing.

Key words: Vernacular Arts, Daghestan Republic, Tabasaran carpets, Kubachyjewerly.

Дагестан богат своими умельцами. С давних времен практически каждое село Дагестана славится тем или иным ремеслом: ювелирным искусством селений Кубачи и Большой Гоцатль, ковроткачеством табасаранских мастериц, металлической насечкой по дереву мастеров из Унцукуля, керамикой гончаров Балхара. Мы предлагаем туристам совершить познавательное путешествие в два известных всему миру центра народных художественных промыслов: ковроткачества — Табасарану и ювелирного — Кубачи.

Наш путь лежит по прибрежной полосе Каспийского моря от столицы Дагестана города Махачкала в сторону южных границ России.

Удивительно распорядилась природа, расположив небольшой по ширине участок суши, очерченный с одной стороны морем, а с другой — горными хребтами. Проследовав километров сорок от Махачкалы, на подъезде к городку нефтяников Избербашу можно

увидеть знакомый профиль великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. На протяжении многих веков роза ветров будто по заказу высекла с детства знакомый облик поэта. В народе эта гора получила название Пушкин-тау.

Посещение Дербента начинается со знакомства с древней крепостью — цитаделью Нарынкала, признанной ЮНЕСКО памятником мирового значения. Укрепленное поселение на этом месте возникло еще в VШ—VI в. до н. э. Экскурсия по крепости займет более двух часов, поэтому после посещения крепости мы спускаемся в нижнюю часть города Дербента насладиться песчаным побережьем и изысками восточной кухни.

Территория Табасарана расположена между Каспийским морем и отрогами Главного Кавказского хребта. Первые сведения в исторической литературе о табасаранцах, как о народе «таваспары», восходят к эпохе Кавказской Албании, когда Таваспоран (так называли Табасаран в те времена) как отдельная область входил в состав этого древнего государства, а сами «таваспары» — предки современных табасаранцев — населяли значительную часть юго-восточного Дагестана.

Среди народно-художественных промыслов, распространенных в Табасаране, наиболее широкую известность получило производство ковров. Табасаранские ковры еще до революции экспонировались в музеях России и Западной Европы. И сейчас табасаранские ковры пользуются большим спросом и справедливо считаются одними из лучших дагестанских ковров, вытканных вручную.

До революции южнодагестанские ворсовые ковры поступали на российский и международный рынки под общим названием «Дагестан» или «Дербент». Однако в Южном Дагестане издавна сформировались местные художественные центры, ковры которых отличаются приемами орнаментации и структурой ткани.

Можно выделить восемь основных типов южнодагестанских ворсовых ковров — три лезгинских («ахты», «микрах», «касумкент»), рутульский («рутул»), дербентский («дербент») и три табасаранских («рушуль», «хив», «табасаран»). Типы ковров отличаются между собой орнаментальными мотивами и технологическими признаками — плотностью (количество узлов на квадратный дециметр) и высотой ворса. Среди табасаранских ковров отличаются относительно высокой плотностью (от 1444 до 1764 узлов) при довольно высоком ворсе (6 мм) ковры типа «хив», которые вырабатываются в табасаранских аулах Хивского района (Кандик, Ляхля и др.). Ниже плотность (от 900 до 1600 узлов) в коврах типа «табасаран» (аулы Хучни, Ха-лаг и др.) и «рушуль» (аулы Рушуль, Аркит, Татиль и др.).

Каждый тип южнодагестанского ковра имеет характерные орнаментальные композиции и рисунки, хотя определенное количество узоров используется во всех центрах ковроделия Южного Дагестана. Ковровые узоры имеют свои наименования — по имени женщины, впервые применившей узор, по названию аула, по сходству с каким-нибудь предметом («тапанча» — пистолет) и т. д.

Высокими декоративными качествами отличаются ковры типа «рушуль», в которых большие плоскости яркого главного фона сочетаются с насыщенным цветом элементов орнаментального узора. Например, в узоре «сульфи» сложные по очертанию медальоны дополняются крючкообразными фигурами, которые все вместе образуют на центральном поле сложную композицию, прида-ющую орнаментальный характер и свободным местом фона.

В коврах типа «рушуль» при малиново-красном фоне в узорах могут преобладать голубой, оранжевый, желтый, зеленый, темно-синий и темно-красный цвета.

Ковры типа «табасаран» изготовляются в десятках аулов, в каждом из которых преобладают два-три излюбленных рисунка. Практически ковры этого типа имеют бесконечное количество вариантов орнаментальных узоров. Широко распространены узоры «тапанча» (крупные, диагонально расположенные Х-образные фигуры), «чере» (несколько центральных фигур как бы об-

растают разнообразными геометрическими формами) и др.

Табасаранские ковры также имеют большое количество вариантов орнаментальных узоров. Один из них (имеющий два названия «мерхер» — санки или «чархар» — колеса) состоит из расположенных по продольной оси крупных медальонов, сложная конфигурация которых придает орнаменталь-ность и фону.

Кроме ворсовых ковров в табасаранских аулах изготавливаются и двусторонние паласы. Общая композиция табасаранского паласа состоит из неповторяющихся широких поперечных полос, внутри которых крупные геометрические узоры.

В прошлом ковровщицы сами изготовляли пряжу и растительные краски. Натуральные красители используются с момента начала ковроткачества в Дагестане. Ценность натуральных красителей заключается в том, что они более стойки ко времени, температурным и световым воздействиям, химическим растворителям, у них более теплые тона и т. д. В каждом табасаранском доме есть свой ковровый станок. В настоящее время почти каждая женщина в Табасаране занимается ковроткачеством наряду с работой в сельском хозяйстве или по дому.

На изготовление одного ковра ручной работы уходит от 20 дней до 6 месяцев. Это связано с тем, что много времени занимает как сам процесс изготовления ковра, так и подготовка натуральных красителей. Много времени занимает сбор плодов, ягод разных растений, корней, листьев, коры деревьев, которые пригодны для окраски пряжи только в определенное время года.

Табасаранские ковры можно встретить в музеях Нью-Йорка, Парижа, Монреаля, Осаки, Лейпцига, Милана, Токио, Брно, Измира и других городов. По своему качеству южнодагестанские ковры не уступают лучшим мировым образцам и вошли в мировой каталог под названиями «Табасаран», «Дербент», «Ахты», «Микрах».

Цветовое решение ворсовых ковров является одним из ведущих компонентов композиции, где на фоне традиционного синего или вишнево-красного цвета располагался узор от 7 до 24 цветов и оттенков. Цветовая гармония ковровой композиции достигалась путем создания равновесия ярких и темных пятен, крупных и мелких деталей форм-узора, на сочетании теплых и холодных оттенков. Особую выразительность,

\ ‘

ч л

ж /

щ

Кубачинские кинжалы

силу и звонкость основному цвету в узорах придает контурная линия черного или другого цвета.

В отличие от ворсовых ковров с традиционными узорами с 1950-х гг. в ковровых композициях появились и новые изобразительные мотивы. Специалисты по-разному

относятся к этому новшеству. Табасаранские ковры ручной работы — это произведения искусства, каждое из которых несет в себе черты самобытного национального творчества, отличается неповторимой цветовой гаммой и оригинальностью композиционных решений.

Помимо искусства ковроделия, Та-басаран известен своими природными и культурно-историческими красотами. Туристам будут интересны «Крепость семи братьев» и водопад в селении Хучни. Отдых на природе у воды прекрасно восстанавливает силы путешественников, и мы отправляемся далее в горную часть Дагестана.

Высоко в горах Дагестана примерно в ста километрах от города Дербент расположен древний аул Кубачи. Еще в VII в. изделия кубачинских мастеров были известны в Закавказье и на Ближнем Востоке. Сделанные ими мечи, кольчуги, кинжалы («кубачи» значит «кольчужники») высоко ценились во многих странах. В XVIII—XIX вв. аул прославился художественной обработкой металла.

Аул Кубачи является центром производства серебряных изделий с чернью, позолотой и традиционной кубачинской чеканкой. Издавна кубачинцы славились как превосходные мастера украшения холодного оружия. Древнейшие художественные традиции и высокое орнаментальное искусство кубачинских мастеров способствует созданию разнообразных предметов посуды и утвари, отличающихся национальным разнообразием.

Мировую славу принесло кубачинским мастерам производство оружия, изысканно отделанного серебром, резной слоновой костью, золотой насечкой. Особой популяр-

ностью пользуются разнообразные ювелирные украшения с применением гравировки, черни, позолоты, зерни и скани, цветной перегородчатой и выемчатой эмали, инкрустации драгоценными и полудрагоценными камнями.

Высокого совершенства достигло искусство изготовления роскошной подарочной посуды.

Кубачинцы — потомственные мастера орнаментальной композиции. Свободно владея штихелем, гравер выполняет на металле сложный растительный орнамент, состоящий из гибких перевивающихся узоров. Углубления награвированного рисунка он заполняет чернью — особым сплавом, состоящим из сернистых соединений серебра, свинца и меди. Свободные участки фона дополнительно украшают глубокой гравировкой, дополнительно покрывая позолотой.

Наряду с чернью и гравировкой куба-чинские мастера применяют эмаль, насечку и резьбу по кости, насечку золотом и серебром по стали.

Современный Кубачинский комбинат художественных изделий специализируется на изготовлении серебряной посуды, различных бытовых предметов, ювелирных украшений.

Ассортимент кубачинских серебряных изделий чрезвычайно разнообразен. Куба-чинцы изготовляют из серебра различные ювелирные украшения, предметы быта и декоративные изделия: кольца, браслеты, серьги, броши, блюда, вазы, столовые приборы, ложки столовые, десертные, чайные, подстаканники, бокалы, стопки, чарки, рюмки, портсигары, курительные принадлежности, настольные лампы, обложки для альбомов, чернильные приборы, кувшины, парадное оружие (сабли, шашки, кинжалы), оправы для зеркал, туалетные коробочки и флаконы, наборы для кавказских поясов, пряжки и др.

Искусство кубачинских мастеров имеет яркий национальный характер. В их изделиях сохраняется традиционное мастерство создания орнаментальных ком-

позиций, сочетаются различные виды техники исполнения. Работы современных художников-граверов отличаются декоративной выразительностью и своеобразной прелестью.

Художественные изделия из металла, как и многие произведения прикладного искусства, обладают определенной эстетической ценностью, которая в основном и определяет их практическое применение.

Кубачинские кумганы с их по-восточному утонченным силуэтом и прихотливо заплетенным орнаментом, выполненным виртуозной рукой мастера, являются настоящими произведениями искусства.

В Кубачи мастер гравировки считается центральной фигурой производства. Он предлагает форму произведения, разрабатывает орнамент, выполняет гравировочные работы. Особенность кубачинской гравировки заключается в том, что вся поверхность изделия покрывается орнаментом. При создании орнамента мастер применяет различную технику гравировки, чернение

Подарочный комплект

и золочение. Гравировка бывает мелкая и глубокая (последняя в изготовлении намного сложнее первой).

Великолепные образцы кубачинско-го искусства — сосуды, шкатулки, бокалы, украшения на многих международных выставках отмечались высокими наградами. Например, в Брюсселе кубачинские мастера получили две золотые медали. Коллекции изделий находятся в Государственном Эрмитаже, Государственном историческом музее, Государственном русском музее, Государственном музее этнографии.

Кубачинские мастера достойно представляют вековые традиции народного искусства, выпускают широкий ассортимент высокохудожественных изделий из серебра и золота, развивающий различные виды техники обработки металла: чеканку, гравировку, чернение, перегородчатую эмаль, филигрань, инкрустации слоновой костью.

Можно предположить, что генезис и формирование весьма своеобразного стиля, характерного для ювелирных изделий из селения Кубачи, восходит к началу I тыс. н. э., когда на обширной территории Евразии, а также стран Закавказья и Ближнего Востока начали широко распространяться ювелирные изделия, отделанные камнями — самоцветами, зернью и сканью, а в середине I тыс. н. э. так называемый полихромный инкрустационный стиль получает дальнейшее развитие. В Дагестане он нашел наиболее яркое проявление в ювелирных изделиях предгорного и северо-восточного Дагестана,

Литература

1. Ильясов З.З. Дагестан: цифры и факты (энциклопедия дагестанской жизни). Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2007. 624 с.

отделанных драгоценными и полудрагоценными камнями, цветными стеклами, а также чернью, образующей треугольные и многоугольные фигуры.

Лишь местным ювелирам известны секреты и другого вида декоративной обработки серебряных поверхностей — чеканки под зернь, именно она делает кубачинские изделия безошибочно узнаваемыми и придает им качество роскошной драгоценности. Безупречное по качеству использование техники перегородчатой эмали, которая не является обязательной для Кубачи, привносит особый художественный акцент в изделие.

Уникальность технических приемов изготовления кубачинского серебра и его «фирменной» эстетики определены спецификой восточного искусства с его фантастической тщательностью, многозначностью и глубокой символикой.

Кубачинские умельцы традиционно выполняли специальные заказы высших лиц России, правителей других, особенно восточных, государств, создавая для них эксклюзивные подарочные изделия и неповторимые по красоте коллекции.

В завершение нашего путешествия хотелось бы отметить наличие разнообразных возможностей предлагаемых маршрутов по местам культурно-исторического наследия республики. Благодаря сохранению и передаче из поколения в поколение секретов народных умельцев сегодня весь мир может насладиться красотой и богатством культуры народов Дагестана.

2. Хан-Магомедов С.О. Дербент. Горная Стена. Аулы Табасарана. М.: Искусство, 1979. 288 с.

3. Ахмедханов Д. Дагестан на самом юге России. Махачкала: Лотос, 2008. 410 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.