Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО'

ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО / МЕТОДИКА / КОЛЬЦО / ИЗГОТОВЛЕНИЕ / ОБРАБОТКА / ОБУЧЕНИЕ / JEWELRY ART / TECHNIQUE / RING / MANUFACTURING / PROCESSING / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Конченков А. А., Хворостов Д. А.

Данная статья содержит предложения по методике проведения практических занятий в рамках учебной дисциплины «Ювелирное искусство», рассматривается выбор объектов для упражнений с целью оптимизации учебного процесса. Формат статьи не позволяет подробно описывать все процессы, поэтому описание операций приводится в сокращении. Текст сопровождается иллюстрациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Конченков А. А., Хворостов Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN PRACTICAL CLASSES ON THE DISCIPLINE OF JEWELRY

This article contains proposals on the methodology of practical training in the framework of the discipline “Jewelry art”, the choice of objects for exercises in order to optimize the educational process. The format of the article does not allow to describe in detail all the processes, so the description of the operations is given in the abbreviation. The text is accompanied by illustrations.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 74.01/.09 КОНЧЕНКОВ А. А.

доцент кафедры дизайна, декоративно-прикладного искусства и этнокультуры, Тихоокеанский государственный университет E-mail: [email protected] ХВОРОСТОВД.А.

доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой дизайна, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева E-mail: [email protected]

UDC 74.01/.09 KONCHENKOV A.A.

Associate Professor of Design, Arts and Crafts and Ethnoculture Pacific State University E-mail: [email protected] KHVOROSTOV D.A.

Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head Department of Design, Orel State University Е-mail: aqua_ [email protected]

ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО

OPTIMIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN PRACTICAL CLASSES ON THE DISCIPLINE OF JEWELRY

Данная статья содержит предложения по методике проведения практических занятий в рамках учебной дисциплины «Ювелирное искусство», рассматривается выбор объектов для упражнений с целью оптимизации учебного процесса. Формат статьи не позволяет подробно описывать все процессы, поэтому описание операций приводится в сокращении. Текст сопровождается иллюстрациями.

Ключевые слова: ювелирное искусство, методика, кольцо, изготовление, обработка, обучение.

This article contains proposals on the methodology of practical training in the framework of the discipline "Jewelry art", the choice of objects for exercises in order to optimize the educational process. The format of the article does not allow to describe in detail all the processes, so the description of the operations is given in the abbreviation. The text is accompanied by illustrations.

Keywords: jewelry art, technique, ring, manufacturing, processing, training.

Существующий на сегодня, достаточно большой выбор источников учебной, справочной и методической информации по подготовке специалистов ювелирного искусства содержит исчерпывающий объем специальной, профессиональной информации. В этом качестве доступность информации можно считать обеспеченной. Сам процесс обучения, в связи с переходом на двух уров-невый принцип подготовки и сокращения количества учебных часов, вынуждает изыскивать дополнительные способы оптимизации учебного процесса. Одним из способов оптимизации может стать создание условий, при которых студент с первых шагов начинает ощущать себя в профессии. Мотивированность в освоении профессией усиливается, когда результат обучения достигается за короткое время. За одно - два занятия изготавливается изделие, завершенное во всех отношениях, пригодное к использованию по назначению. Основное внимание здесь следует уделить выбору учебных изделий. Основные требования для учебных изделий:

1. Содержать несколько технологических операций.

2. Композиционная и технологическая цельность.

3. Минимальное время исполнения.

Для освоения базовых приемов и навыков работы с металлом удобен объект, или ювелирное изделие - кольцо «Завиток». Не сложное, по конструкции, но богатое

по техническим приемам и количеству используемых инструментов изделие позволяет изучить и освоить целый ряд компетенций, составляющих основу ювелирной практики. Выполняя подобное изделие, изучаются: расчет заготовки, разметка, выпиловка, опиливания надфилями, изгибание круглогубцами, формовка на ригеле, пайка, отделка изделия. Металл, для выполнения учебного задания должен имитировать свойства драгоценных металлов и при этом быть достаточно доступным и не дорогим. Лучше всего для изделия «завиток» подойдет медный томпак. Латунь Л90. Пригодность к прокату, волочению, плавлению, пайке и полировке такая же, как у золота. Можно использовать мельхиор. В этом случае мы будем имитировать серебро.

Шаблон. Первый шаг в изготовлении кольца, это чертеж шаблона (развертки). Из тонкого картона выполняется подобие заготовки для выпиловки из листового металла. Основной, часто встречающийся размер кольца, т.е. его диаметр, равен 17-17,5 мм. Исходя из этого, по формуле расчета длины окружности 2Пг, рассчитываем длину шинки кольца. Она будет равна 54,9 мм. Расчет упрощенный, так как не учитывает толщины металла. В нашем учебном задании это допустимо. К длине шинки добавляется 12мм с каждой стороны, для исполнения завитков. И так общая длина развертки -54,9+12+12 = 78,9 мм. Для переноса контура шаблона

© Конченков А.А., Хворостов Д.А. © Konchenkov A.A., Khvorostov D.A.

Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (86), 2020 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 86. 2020

на металл используется разметочная игла. Иногда, для экономии времени, чертеж развертки просто наклеивают на металл и выпиловку производят прямо по бумаге (рис.1). [3].

Рис. 1. Наклеивание шаблона на заготовку.

Выпиловка. С помощью лобзика и пилки № 4 -5 строго по очерченному контуру, с внешней его стороны, выпиливается заготовк (рис. 2.).

Рис. 2. Выпиловка заготовки. Рис. 3. Выравнивание краев

После выпиливания заготовки ее края опиливают напильником или надфилями, что бы выправить линию распила и удалить заусенцы (рис.3). Поверхность заготовки должна быть отшлифована наждачной бумагой [3].

Выгибание завитков. Операция проводится с помощью плоскогубцев и круглогубцев. Работу начинают с придания полоскам заготовки двойной кривизны. Первый шаг, это изгибание в одной плоскости с заготовкой. Изогнутая полоска должна получить вид серпа (рис. 4.).

Рис. 4. Изгибание заготовки.

Обработанную заготовку правят на наковальне деревянным молотком и отжигают. Следующий этап - формирование глазка и завитка. Здесь понадобятся круглогубцы. Глазок - это полное замкнутое кольцо, предельно малого диаметра. Насколько позволит диаметр губки щипцов. Работать следует на самом кончике круглогубцев. Последний этап, это сворачивание собственно завитка. Кончик круглогубцев проходит в глазок и удерживается правой рукой. Левой рукой, про-

изводится сворачивание завитка с одновременным разворотом заготовки на 90 град (рис. 5). Завитки делаем несколько различными по длине и величине [3].

Рис. 5. Выгибание завитка. Рис. 6. Правка завитков.

Шинка кольца. После изготовления завитков заготовка сворачивается в кольцо. Для этой операции нам понадобится ригель. Длинный стальной, конический стержень накладывается на заготовку и с помощью деревянного или текстолитового молотка шинка обво-рачивается по ригелю (рис. 7). Важно расположить заготовку в том месте ригеля, где он имеет диаметр 17,9 мм. Так удастся получить расчетный диаметр изделия. Завитки сводят вместе, с нахлестом, и бухтируются (обминаются по форме), прямо на ригеле. Для этого используют деревянный или текстолитовый молоток. Это придаст сложность композиции украшения и обеспечит больше точек спайки.

Рис. 7. Сворачивание шинки кольца на ригеле.

Припой. Припой это сплав, применяемый для соединения между собой в одно целое металлические части изделия. Универсальными припоями являются серебро-содержащие сплавы. Они пригодны для многих металлов: меди, латуни, нейзильбера, мельхиора, серебра и т.д. Важное свойство припоя, его текучесть и легкоплавкость. То есть припой при нагревании должен легко растекаться по поверхности соединяемого металла.

Пайка изделия. Ввиду не сложности задания, для пайки кольца «Завиток», можно использовать готовый припой марки ПСР. Можно приготовить самостоятельно простейший припой из сплава 8 г медного томпака Л90 и 1 г цинка. Заготовку кольца устанавливают на плите или леткале так, чтобы укладывать припой с изнанки, в незаметных местах. Это избавит в будущем от лишней работы по зачистке шва. Заготовку надежно фиксируют с помощью пружинного пинцета. Затем кистью наносят флюс в места пайки и туда же укладывают партинки припоя, смоченного флюсом. После прогрева изделия узкое пламя горелки направляют вместо спай-

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

ки и увеличивают температуру пламени. После того как припой расплавится и растечется по стыку завитков, пайку останавливают. Изделие охлаждают в воде и осматривают [1]. Если припой равномерно заполнил стыки деталей - пайка завершена (рис. 8).

Рис. 8. Вид спаянного изделия.

Правка изделия. Для проверки и правки окружности кольца после сборки, изделие вновь надевают на ригель и простукивают текстолитовым молотком. Направленность ударов должна быть скользящей вдоль продольной оси ригеля. При этом изделие должно как бы натягиваться на конус ригеля. Кроме правильности окружности, этой операцией мы нагартовываем изделие, сообщая ему прочность [1].

Отбеливание. Этап заключительной отделки изделия начинается с отбеливания. Это очистка, от покрытых флюсом, мест пайки. Удобнее использовать насыщенный, подогретый водный раствор лимонной кислоты. Изделие выдержать в растворе 15-20 минут. После промывки в проточной воде изделие можно от-крацевать латунной щеткой. После этого можно перейти к завершающему полированию [3].

Полирование. Полирование металла выполняется с использованием специальной пасты ГОИ. Паста содержит окись хрома, вредного для здоровья. Поэтому необходимо соблюдение мер техники безопасности. Работа осу-

ществляется на шлифовальном оборудовании с помощью фетровых кругов, круглых щетинных щеток, нитяных щеток или муслиновых кругов. (рис. 9 Доводка ведется сухим муслиновым кругом до получения яркого блеска. Окончанием полирования является промывка изделия в моющих растворах, например в стиральном порошке.

Рис. 9. Окончательная отделка кольца.

Пассивирование. В отличие от благородных металлов, цветные металлы и сплавы окисляются на воздухе и приобретают темный цвет. Чтобы защитить учебное изделие от окисления и сохранить «золотой» блеск применяется пассивирование. Для этого обезжиренное изделие обрабатывается в слабом растворе лимонной кислоты с последующим погружением и выдержкой в растворе хромпика. После промывки и сушки изготовление изделия завершено [3].

Изготовление изделия «Завиток» на практическом занятии предполагает затрату трех часов учебного времени. За это время студент должен ознакомиться с основными ручными операциями художника ювелира и соответствующими инструментами. Методика проведения занятия, и выбор объекта предполагает прохождение всего объема, выполняемой ювелиром, работы по созданию завершенного, от начала до конца, ювелирного изделия [4], [5], [6].

Библиографический список

1. Бреполь Э. Теория и практика ювелирного дела: пер. с нем. / Под ред. Л.А. Гутова и Г.Т. Оболдуева - 4-е изд., стереотипн. Л.; Машиностроение, Ленингр. Отд-ние, 1982-384 с. С ил.

2. ГолдбергДж. Бижутерия из металла: Практическое руководство / Пер. с англ. М.: Издательство «Ниола - Пресс», 2008. 112 с.: ил. - (Украшения своими руками).

3. Джинкс Макграс. Декоративная отделка ювелирных изделий // Издательство АРТ-РОДНИК, издание на русском языке, 2007. С. 128.

4. Хворостов А. С. Эмаль. Скань: Практические приёмы работы / А. С. Хворостов. М. : Родникъ, 1997. 134 с. : ил.

5. Хворостов А. С. Специфика рисунка в декоративно-прикладном искусстве // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. №1. С. 336 - 339.

6. Хворостов Д.А. О профессиональной подготовке художника - проектанта. Компьютер и работа «от Руки» // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. № 4, 2011. С. 120-123.

References

1. Brepol E. Theory and practice of jewelry: TRANS. / Edited By L. A. Gutov and G. T. Obolduev-4th ed., stereotype. L.; Mechanical Engineering, Leningr. Otd-nie, 1982-384 p. with Il.

2. Goldberg J. Jewelry made of metal: a Practical guide / TRANS. from the English. Moscow: Publishing House «Niola-Press», 2008. 112 p.: Il. - (Decorations with their hands).

3. JinxNakhras. Decorative finishing ofjewelry / / publishing house ART-RODNIK, edition in Russian, 2007. Pp. 128.

4. KhvorostovA.S. Enamel. Scan: Practical methods of work / A. S. Khvorostov-M.: Rodnik, 1997. 134 p.: Il.

5. Khvorostov A.S. The Specificity of drawing in decorative and applied art / / Scientific notes of Orel State University. Series: Humanities and social Sciences. 2009. No. 1. Pp. 336 - 339.

6. Khvorostov D.A. Professional training of the artist - designer. Computer and work «by Hand» / / Bulletin of the Orel State University. Series: New humanitarian studies. No. 4, 2011. Pp. 120-123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.