УДК 739
Т. Б. Михайлова
Уральский федеральный университет
имени первого Президента России Б.Н. Ельцина,
Российский государственный профессионально-педагогический университет Екатеринбург, Россия
ЮВЕЛИРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЕКАТЕРИНБУРГУ:
ТВОРЧЕСТВО ЮВЕЛИРА
АЛЕКСЕЯ ПОПОВА
Статья посвящена творчеству екатеринбургского ювелира Алексея Попова, создавшего ювелирные коллекции, основанные на изучении культурного наследия Екатеринбурга-Сверд-ловска.
Исследуются историко-культурные прототипы ювелирных композиций, показаны взаимосвязи архитектурных памятников эпохи конструктивизма и ювелирных коллекций, анализируются эстетические, конструктивные и художественные аспекты большого типологического перечня работ. Выявлена уникальность произведений Попова, воплотившего образы советского архитектурного авангарда в ювелирных работах, выполненных в самобытной художественной манере с использованием традиционных техник и современных методов ЗВ-моделирования. Раскрываются композиционные, стилевые, пластические особенности. В научный оборот вводятся эксклюзивные авторские произведения, ставшие лауреатами и призерами престижных российских конкурсов.
Ключевые слова: Алексей Попов; конструктивизм; архитектурный авангард; арт-дизайн; арт-объекты; кольца-башни; ювелирная коллекция.
Каслинский павильон (1900)
Екатеринбургский
музей изобразительных
искусств
(Екатеринбург)
URL-Mtps://
veryimportantlot.com/ru/
news/obchestvo-i-lyudi/
kaslinskoe-lite-iskusstvo-
pleteniya-kruzheva-iz-
chuguna#gallery-16
Культурное наследие Екатеринбурга многообразно и неповторимо. Архитектурные объекты и градостроительные ансамбли, памятники археологии, истории и декоративно-прикладного искусства образуют уникальный культурный ландшафт и производят неизгладимое впечатление на современников. Именно эмоциональная составляющая объектов наследия оказывает огромное воздействие на туристов, гостей и жителей города. Часто
екатеринбургские памятники архитектуры становятся источниками вдохновения при создании дизайнерских фешен-коллекций и предметов декоративно-прикладного искусства.
Так, в 2016 году появились первые работы из ювелирной коллекции екатеринбургского ювелира Алексея Попова «Нам улицы свердловские знакомы и близки...». Именно «Свердловский вальс» уральского композитора Евгения Родыгина - автора
многих популярных песен, в том числе знаменитой «Ой, рябина кудрявая» - и поэта Григория Варшавского вдохновил А. Попова на создание серии работ, куда вошли образы узнаваемых архитектурных объектов и городских доминант, а строчка из песни стала ее названием. Вместе с авторами вальса художник приглашает совершить необычное - ювелирное - путешествие по городским улицам. Попову как выпускнику Уральской архитектурно-художественной академии (ныне Уральский государственный архитектурно-художественный университет) небезразлична судьба архитектурных памятников Екатеринбурга - исчезающих мещанских особняков и купеческих усадеб, исторических административных и общественных зданий. В свою новую коллекцию он включил работы, историческими прототипами которых стали уникальные архитектурные объекты, в том числе памятники архитектурного авангарда - яркая страница уральской художественной культуры 1920-1930-х годов и предмет особой гордости Екатеринбур-га-Свердловска (в 1924 г. Екатеринбург был переименован в Свердловск в честь первого председателя Всероссийского центрального исполнительного комитета Якова Свердлова, в 1991 г. городу было возвращено историческое имя).
Первые пятилетки в Свердловске отмечены необычайным размахом строительства. Возводились новые районы города и перестраивались уже существующие, создавалась новая пространственная среда со своим языком и обликом построек, изменившая представление людей об удобстве, стиле и качестве жизни. Уральская область с административным, промышленным и культурным центром Свердловском стала одной из основных экспериментальных площадок России, куда по приглашению Уралоблис-полкома приехали специалисты, в том числе архитекторы и строители, из других регионов страны. Свердловский конструктивизм сформировался в результате творческой деятельности представителей трех основ-
ных архитектурных школ - ленинградской А. Б. Попов (петербургской), московской и томской [4]. Ленинградские архитекторы одними из первых на Урале стали широко внедрять идеи конструктивизма в жилых, общественных и производственных зданиях. Они стали авторами таких крупных проектов, как Дом горсовета, Городок чекистов, комплекс зданий Института курортологии и физиотерапии.
Яркий след в конструктивистской архитектуре оставили московские и томские архитекторы, по проектам и с участием которых построены известные свердловские объекты - гостиница «Большой Урал», Дом юстиции, Дом контор, отдельные производственные цеха Уралмашзавода, водонапорная башня на Уралмаше и другие.
Творческие усилия местных и прибывших архитекторов превратили Свердловск в современный промышленный город с новой советской авангардной архитектурой, отвечающей идеологическим и социальным устремлениям государства. А эстетика геометрических форм и конструкций стала связующим звеном между архитектурными памятниками эпохи конструктивизма и современными произведениями различных видов искусств, среди которых достойное место заняла ювелирная коллекция А. Попова, представленная широкой типологической палитрой: административные здания,
А. Б. Попов. Каслинский павильон. Гарнитур. 2020.
Серебро, родонит, корунд; литье по восковым моделям, закрепка вставок, химическое покрытие черным рутением
Собственность автора
гостиницы, клубы для рабочих и служащих, спортивные комплексы и водонапорные башни. Используя метод цитирования [3], автор дает новое прочтение и ювелирное истолкование известных архитектурных шедевров.
Работы А. Попова, сложные по пластике, выходят за рамки ювелирного искусства с его утилитарностью и являются по существу объектами арт-дизайна, декоративными, выставочными композициями, направленными в первую очередь на организацию художественных впечатлений. Но, в отличие от классических арт-объек-тов, оригинальных и выразительных, часто преследующих цели эпатировать зрителей, ювелирные миниатюры Попова наполнены знаками эпохи конструктивизма и тесно переплетаются с образами, заимствованными из авангардной архитектуры.
Ювелирные объекты художник соединил с формой кольца, которое, по его мнению, символизирует целостность, единство, бес-
конечность, и создал конструкцию кольца-башни. Подобная форма ювелирного изделия берет начало в древних восточных культурах, а затем получает развитие в европейском средневековом ювелирном искусстве. Такая конструкция предполагала использование колец и в качестве реликва-риев, и в качестве обрядовых (свадебных) предметов. Ярким образцом средневековых колец-башен являются еврейские обручальные кольца с ажурным шатром, символизирующим как Иерусалимский Храм, так и будущий дом жениха и невесты, из клада, найденного во время строительных работ в немецком городе Эрфурте [1]. Современные ювелиры нередко используют этот прием, соединяя функциональное, сакральное и эстетическое начала в одном произведении. Это же конструктивное решение положено в основу и ювелирной серии А. Попова.
Именно в форме кольца-башни выполнены ювелирные композиции, историческими прототипами которых являются памят-
ники архитектуры разных эпох с разными композициями башен.
В 1929 году в период строительства соцгородка Уралмашзавода на опушке лесопарка по проекту архитектора М. В. Рейшера была возведена водонапорная башня для постоянного водоснабжения соцгородка. Вскоре после сдачи башню побелили, и официальное название «Водонапорная башня УЗТМ» быстро вытеснилось народным «Белая башня».
Яркий архитектурный образ водонапорной башни, ставшей классическим примером объединения функции, конструкции и формы, воссоздан и в одноименном кольце. Художник сохранил индивидуальные особенности прототипа. Строгая и геометрически четкая композиция дополнена выразительными акцентами, напоминающими оконные проемы, - горизонтальным и вертикальным ленточным остеклением, контрастирующим с глухой поверхностью цилиндра.
Еще одна водонапорная башня с фонарем, являющаяся частью исторического комплекса зданий и сооружений Екатеринбургского железоделательного завода, вошла в ювелирную коллекцию. Эта работа в большей степени основана на концепции средневековых колец-башен, поскольку является своеобразным сувенирным реликва-рием.
В другом типе колец (перстней) акцент сделан на деталях, характерных для того или иного здания, архитектурных элементах, советских и технических символах. Так, в кольце «Уральский федеральный университет» основными декоративными компонентами являются стилизованные фрагменты порталов и капителей, отсылающие к административным зданиям, ныне являющимся учебными корпусами Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (далее - УрФУ).
В 1920-х годах одним из центров городского строительства в Екатеринбур-ге-Свердловске становится район, полу-
А. Б. Попов.
Водяная
башня.
Перстень. 2019.
Серебро, яшма,
фианиты,
магниты; литье
по восковым
моделям,
шлифовка,
полировка,
патинирование.
6,3x3x3
Собственность автора
чивший название Втузгородка (городка высших технических учебных заведений). Композиционным центром образовательного комплекса стал возвышающийся на холме главный корпус Уральского политехнического института (ныне - главное здание УрФУ). Проектирующееся первоначально в стиле конструктивизма (архитекторы Г. Я. Вольфензон, Н. П. Уткин, К. Т. Бабыкин), здание в процессе строительства и реконструкции приобрело классицистические архитектурные формы.
К позднему периоду советской неоклассики стилистически относится еще один корпус УрФУ. Каменное четырехэтажное здание, расположенное в центре города, было построено в 1953-1954 годы и предназначалось для объединения «Свердловскуголь». Однако оно так и не принадлежало первому владельцу. До 1965 года здесь размещался Уралоблсовнархоз, после упразднения которого здание было передано Уральскому государственному университету.
Стилистически оба здания относятся к позднему периоду советской неоклассики с характерными крупномасштабными гипер-трофированно-монументальными форма-
А. Б. Попов.
Дом обороны.
Перстень. 2018.
Серебро, яшма;
литье по
восковым
моделям,
шлифовка,
полировка,
патинирование.
4,2x3,1x3,8
Собственность автора
ми. Эти архитектурные особенности удивительно точно перекликаются с ювелирной композицией, дополненной нагрудным знаком выпускников УрФУ, указывающим на функциональную принадлежность зданий.
В своих работах А. Попов мастерски стилизует оригинальные композиции общественных и промышленных зданий. Четкие конструктивистские формы, полуцилиндрические объемы, асимметричные акценты, ставшие визитными карточками гостиниц «Мадрид» и «Исеть», спортивных комплексов «Динамо» и «Дом обороны», Главпочтамта, читаются и в одноименных ювелирных композициях. Работы дополнены яшмой, входящей в «большую тройку» главных уральских минералов и горных пород. В общей стилистике выдержан декор шинок перстней, повторяющих рисунок городских чугунных оград или советских символов, ставших неотъемлемой частью архитектурного авангарда.
Для создания сложных трехмерных композиций автор использовал современный метод ЗБ-моделирования, включающий создание образа объекта в программе трех-
мерного конструирования и изготовление по нему восковой модели на гравироваль-но-фрезерном оборудовании.
Достойное место в ювелирной серии занял перстень «Парк культуры», стоящий особняком и представляющий еще один авторский тип - кольцо-образ, кольцо-впе-чатление. Эта работа связана с центральным парком культуры и отдыха им. В.В. Маяковского в Екатеринбурге. Парк, основанный в 1930-е годы на месте Мещанской рощи, где традиционно проводились народные гуляния, является любимым местом отдыха горожан. В 1943 году - в честь 50-летия со дня рождения В.В. Маяковского - он был назван именем поэта. Визитная карточка парка - популярный аттракцион «Колесо обозрения», ставший прототипом этой ювелирной композиции, которая отличается от других работ единым ритмом всех элементов. Серебристую поверхность перстня элегантно дополняют ограненные вставки из дымчатого кварца, напоминающие кабинки для пассажиров. Здесь А. Попов отошел от стилизации конструктивных деталей или архитектурных элементов, перстень повторяет форму аттракциона, являющегося символом парка. Эта концептуальная идея позволила автору подняться на новый художественный уровень, а данная композиция смогла успешно конкурировать с лучшими ювелирными работами на Пятом всероссийском конкурсе авторского ювелирного и камнерезного искусства, состоявшемся в июне 2021 года в Калининграде. Компетентное жюри по достоинству отметило «великолепный композиционный замысел, нестандартный подход к неосоветскому стилю и высокий профессионализм исполнения изделия в материале», присудив А. Попову именной диплом члена жюри А. И. Багаутдинова.
Ювелирное путешествие и знакомство с культурным наследием города А. Попов продолжает в музеях Екатеринбурга. Художник обращается к образу главного экспоната Екатеринбургского музея изобразительных искусств - Каслинского чугунного
павильона, зарегистрированного в каталоге ЮНЕСКО как единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна, находящееся в музейном собрании.
Павильон был создан по проекту петербургского архитектора Е.Е. Баумгартена для Всемирной выставки в Париже 1900 г. и представлен на ней в качестве выставочной витрины заводов Кыштымского горного округа, в состав которых на рубеже XIX-XX веков входил Каслинский чугунолитейный завод [2]. Шедевр каслинских мастеров завораживает великолепием архитектуры и декора. Е.Е. Баумгартен и работавшая с ним скульптор М.Л. Диллон использовали для декора павильона древнерусские и византийские орнаменты, скандинавские и венецианские мотивы, создав сложный композиционный ансамбль.
Именно Каслинский павильон стал источником вдохновения одноименного художественного проекта, представленного коллекцией ювелирных украшений (серьги, браслеты, брошь, кольца и перстни). В новой ювелирной серии А. Попов сделал акцент на композиционное сочетание уникальных исторических орнаментов павильона, творчески переработанных для ювелирных украшений и дополненных вставками из родонита.
Ювелирное путешествие по Екатеринбургу не заканчивается этими работами. Авторские коллекции Алексея Попова постоянно пополняются новыми композициями, тесно связанными с уникальным культурным наследием города, которое и по сей день является источником вдохновения художников, музыкантов, писателей.
Литература
1. Ватсон, Л. Сокровища черной смерти. - URL: http://booknik.ru/today/reports/sokrovishcha-chernoyi-smerti/ (дата обращения 03.05.2021).
2. Губкин, О.П. Каслинский феникс. - Екатеринбург : Сократ, 2004. - 176 с.
3. Жигунова, А.И., Соколова, М.Л. Цитирование произведений искусства при разработке современных произведений дизайна // Информатика и технологии. Инновационные технологии в промышленности и информатике : сб. материалов Российской науч.-технич. конф. с междунар. участием, Москва, 12-13 апреля 2018 г. - Москва,
2018. - С. 909-916.
4. Смирнов, Л.Н. Конструктивизм в памятниках архитектуры Свердловской области. - Екатеринбург : Независимый институт истории материальной культуры, 2008. - 160 с.
Об авторе
Михайлова Татьяна Борисовна - кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории искусств и музееведения Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, доцент кафедры дизайна интерьера Российского государственного профессионально-педагогическо-го университета, заместитель начальника отдела контрольно-надзорной деятельности управления Министерства культуры Российской Федерации по Уральскому федеральному округу, член Свердловского регионального отделения ВТОО «Союз художников России».
E-mail: [email protected]
THE JEWELRY TRIP THROUGH YEKATERINBURG: ALEKSEY POPOV'S ARTISTIC WORK
Mikhailova Tatyana Borisovna
Candidate of arts, assistant professor at the Department of art history and museology of the Ural Federal University, Yekaterinburg
Abstract: The article is devoted to the creative work of Yekaterinburg jeweler Alexey Popov, who created the jewelry collections based on examination of cultural heritage of Yekaterinburg-Sverdlovsk. The art works, made with usage of citation method, are analyzed according to the modern jewelry design. Cultural prototypes and sources of inspiration are found. Connection of the author's works with the national artistic culture history is traced. Historic and cultural prototypes of jewelry compositions are examined; interconnections between architectural monuments of constructivism and jewelry collection are demonstrated. Aesthetic, constructive and artistic aspects of large typological list of works are analyzed. The uniqueness of art works, made in original artistic manner using traditional techniques and modern methods of 3D-modelling, and which incarnate the images of Soviet architectural avant-garde in jewelry, is shown. Compositional, stylistic and plastic peculiarities are shown. Exclusive author's works that became laureates and prizewinners of prestigious international and national contests are introduced into scientific circulation.
Keywords: Alexey Popov; constructivism; architectural avant-garde, art-design; art objects; tower-shape rings; jewelry collections
А. Б. Попов. А. Б. Попов. А. Б. Попов.
Уральский Белая башня. Парк культуры.
федеральный Проект Перстень. 2018.
университет. перстня. 2021. Серебро,
Перстень. 2020. ЗВ-моделирова- дымчатый
Серебро, ние, рендер кварц; литье по
лазурит, восковым
холодная эмаль; моделям, глухая
литье по воско- закрепка,
вым моделям, шлифовка,
закрепка, полировка,
оксидирова- патинирование.
ние, золочение. 5x3x1,8
4x2,8x3,8 Калининградский
Собственность областной музей
автора янтаря
(Калининград)