Научная статья на тему 'ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО В СОБРАНИИ КРАСНОЯРСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ В.И. СУРИКОВА. УРАЛЬСКАЯ ЮВЕЛИРНАЯ ШКОЛА'

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО В СОБРАНИИ КРАСНОЯРСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ В.И. СУРИКОВА. УРАЛЬСКАЯ ЮВЕЛИРНАЯ ШКОЛА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
109
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ювелирное искусство / ювелирная школа / ювелирное искусство Свердловска / ювелирное искусство Урала / Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова / jewelry art / jewelry school / Sverdlovsk jewelry art / Urals jewelry art / Krasnoyarsk Art Museum named after V.I. Surikov

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Е С. Путова

Статья посвящена ювелирным работам Свердловской области, собранным в коллекции Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова и относящимся к советскому периоду. За время своего формирования она была изучена лишь в малой степени и сегодня остается за рамками внимания широкой аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JEWELRY IN THE COLLECTION OF THE KRASNOYARSK ART MUSEUM NAMED AFTER V.I. SURIKOV. URALS JEWELERY SCHOOL

The article focuses on the Sverdlovsk region's jewelry works collected by the Krasnoyarsk Art Museum named after V.I. Surikov and related to the Soviet period of the last century. During its formation the jewelry collection of the museum has been studied to a small extent and today it remains hidden for museum visitors.

Текст научной работы на тему «ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО В СОБРАНИИ КРАСНОЯРСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ В.И. СУРИКОВА. УРАЛЬСКАЯ ЮВЕЛИРНАЯ ШКОЛА»

УДК 739.2 Е. С. Путова

Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова Красноярск, Россия

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО В СОБРАНИИ КРАСНОЯРСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ В.И. СУРИКОВА. УРАЛЬСКАЯ ЮВЕЛИРНАЯ ШКОЛА

Статья посвящена ювелирным работам Свердловской области, собранным в коллекции Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова и относящимся к советскому периоду. За время своего формирования она была изучена лишь в малой степени и сегодня остается за рамками внимания широкой аудитории.

Ключевые слова: ювелирное искусство; ювелирная школа; ювелирное искусство Свердловска; ювелирное искусство Урала; Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова.

велирную коллекцию художественного музея им. В.И. Сурикова представляют мастера из 10 регионов России. В собрании музея хранятся более 200 изделий, выполненных 42 мастерами. Основная часть произведений относится ко второй половине XX века, самые ранние из которых датируются 1970-м годом.

Формирование ювелирной коллекции музея началось с 1983 года, с момента первых ювелирных поступлений в музейный фонд, которыми стали работы с третьей Всероссийской художественной выставки «По родной стране» (апрель-май 1983 г.).

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО | Урала, Сибири и Дальнего Востока | декабрь 2021

Проводившиеся неоднократно Всероссийские художественные выставки относятся к числу крупнейших проектов демонстрации высоких достижений мастеров в области профессионального искусства России. Каждый раз выставки знакомили с новинками живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и декорационного искусства. Почти все экспонаты, участвующие в выставках, распределялись в музеи, но некоторая часть расходилась по частным коллекциям. Участниками выставок были как уже сформировавшиеся художники, чьи имена были известны в нашей стране и за рубежом, так и молодые, талантливые, пода-

А. И. Жуков. Бег иноходца. Камея. 1998. Джеспилит, резьба. 4,3x5,2x0,7

Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова (Красноярск)

ющие надежды в формировании и достойном продолжении традиций отечественного художественного наследия.

В коллекции музея собраны самостоятельные ювелирные изделия - кольца, броши, браслеты, гривны, а также гарнитуры от двух до девяти предметов. К ювелирным работам также относится туалетный набор, включающий баночки с крышкой и ручное зеркало; шкатулки, выполненные в ведущей ювелирной технике - скани. Особым пунктом выделяется ростовская финифть, в коллекции имеются сюжетные росписи на эмали с изображениями В.И. Сурикова.

В истории становления отечественного ювелирного искусства как самостоятельного вида искусства можно отметить несколько черт, наложивших свой отпечаток на тематику изделий.

Во-первых, каждый крупный регион нашей страны отличается своим традиционным укладом, формировавшимся на протяжении столетий, и произведения искусства, создаваемые в конкретном регионе, имеют свои отличительные особенности.

Во-вторых, в 1930-х годах в Советскую Россию приехало значительное число зарубежных специалистов, в основном из США и Западной Европы, являвшихся центром стиля ар-деко [5, с. 98], который не мог не оказать своего влияния на стилистическое строение ювелирных изделий отечественных мастеров.

Преемственность западноевропейских традиций существовала в стране еще с петровских времен и поэтому свойственна отечественным видам искусства. Но ни в коем случае нельзя говорить о прямом копировании изделий западноевропейских мастеров, происходит своеобразное осмысление их традиций, их пропуск через призму сложившихся национальных устоев, вследствие чего рождается своя линия развития отечественного ювелирного искусства.

Советский художник, ввиду отсутствия современной возможности молниеносно делиться информацией и изображениями, мог лицезреть изделия своих коллег только на площадках выставочных проектов или на крупных ярмарках либо в книжных изданиях, подготовка которых требовала некоторого времени, прежде чем они появлялись на полках киосков и библиотек, поэтому обмен традициями внутри страны происходил медленно и был незначителен. Исключение составляли популярные собрания на творческих дачах, где художники из многих республик собирались вместе, общались, работали, делились секретами декоративных приемов. Неизменными и общими для всех художников-ювелиров оставались техники обработки металлов и минералов, но с развитием машиностроения стали внедряться современные технологии.

Наиболее широко в коллекции музея им. В.И. Сурикова представлено собрание изделий Уральской ювелирной школы - 60 изделий, выполненных выдающимися мастерами и художниками, такими как В.М. Храмцов, В.У Комаров, М.М. Лесик, В.Ф. Ветров, С.А. Пинчук, В.П. Уфимцев и др. Изделия были приобретены с выставки «Ювелирное искусство Свердловска», организованной музеем в 1989 году.

Горная система на Урале имеет богатые ресурсы, в том числе крупные залежи металлических руд, нефти, угля, а также драгоценных и полудрагоценных камней. Ввиду этого основной промысел Екатеринбурга с 1721 года был металлопромышленный и с 1738 года камне-обрабатывающий - по добыче минералов и их гранению. Но историческая ситуация в стране складывалась неблагополучно, и ряд некото-

рых событий послужил причиной для упадка развития ювелирной промышленности.

Ювелирное направлении на Урале полноценно начинает формироваться только с 1939 года, когда в минералогической мастерской при музее Уральского общества любителей естествознания начинает действовать цех по огранке самоцветов и налаживается выпуск ювелирных украшений. Однако главной вехой в становлении ювелирного искусства является открытие в 1941 году Свердловской ювелирно-гранильной фабрики.

Во второй половине XX века ювелирное искусство Свердловской области начало формировать свои уникальные традиции. Это связано в первую очередь с появлением профессиональных художников-ювелиров, окончивших учебные заведения, во-вторых, в 1963 году на базе Свердловского ювелирного завода, бывшей ювелирно-гранильной фабрики, формируется специализированная творческая группа модельеров и художников. «Главная задача, поставленная перед молодыми специалистами, заключалась в создании эксклюзивных ювелирных украшений, предназначенных для экспорта и призванных сформировать свое новое лицо всего региона» [2, с. 148].

Начались активные поиски современного стилистического решения ювелирных изделий, так как в 1940-50-х годах украшения создавались в основном по старым образцам, а «безразличное отношение к художественным возможностям материала приводило к имитации, подражанию» [3, с. 14].

Таким образом, имея колоссальный выбор самоцветного сырья на расстоянии вытянутой руки, свердловские ювелиры обратились к природному камню, и именно минералы становятся солистами в формировании художественных образов изделий. Второй не менее важный материал в ювелирном деле - металл, он так же притягивает к себе пристальное внимание.

По политическим причинам, в свете борьбы с частной собственностью, в конце XIX века был наложен «полный запрет на работу с драгоценными материалами для частных лиц, то есть художников, не работающих на государственных предприятиях» [2, с. 148], соответственно

мастера обратились к иным видам металлов, в основном меди и сплавам на ее основе, самые распространенные из них - нейзильбер и мельхиор. Редко, но все же использовалось серебро, а также сплавы на основе никеля и кремния. Новые материалы требовали новых технологических и технических подходов в работе с ними, дав волю фантазии и экспериментам.

«Именно в тот период происходит разделение творческого процесса на производственный заказ, направленный на разработку новых моделей для заводского, серийного производства, и чистое творчество, предполагающее создание выставочных украшений, предназначенных только для экспозиции в рамках выставочных проектов и необязательных к использованию по прямому назначению» [2, с. 148]. Именно в выставочных образцах проявляется максимальное самовыражение автора.

Уральскую ювелирную школу в коллекции музея представляют 13 мастеров, чье творческое прочтение складывается в весьма узнаваемую манеру исполнения для конкретного региона страны. Умелый выбор материала с доминантой природного камня, высококлассное владение техниками ювелирного дела, широкое тематическое разнообразие, поиск художественных образов в природе родного края, в сказах и былинах малой родины - вот признаки, характерные для творчества свердловских ювелиров.

Истоки ювелирного дела на Урале лежат в гранильном промысле, еще с XVIII века добыча и гранение поделочных камней являются основным делопроизводством Екатеринбурга. Без преувеличения можно сказать, что, помимо гранильной фабрики, деятельность по переработке самоцветов осуществлялась в каждом дворе.

В Советской России гранильное искусство продолжает жить в руках умелых мастеров, одним из которых является Анатолий Иванович Жуков. Универсально владея всеми способами обработки минералов, Анатолий Иванович удивляет широким диапазоном высокоуровневых изделий из камня - от крошечных брошей до монолитных ваз. Изделия декоративно-прикладного назначения, крупные панно в техни-

В. Ф. Ветров. Икар. Гривна. 1960-1980-е гг. Хризопраз, мельхиор, бирюза, скань. Подвес: 12,6x6,5

Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова (Красноярск)

С. А. Пинчук. Мелодия. Гривна. 1980. Серебро, хрусталь, перламутр. Подвес: 5,6x5,6

Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова (Красноярск)

ке пластинчатой мозаики (русской и флорентийской), мелкая пластика с преобладанием анималистического жанра, сюжетные сценки в статуэтках гордо воспевают красоту и оригинальность каждого подобранного самоцвета.

Камея «Бег иноходца» (1998) из собрания Художественного музея им. В.И. Сурикова является одной из таких работ. Жуков один из немногих камнерезов, занимающихся искусством гемм. Древнейшие геммы, найденные в Месопотамии, относятся к IV веку до нашей эры, однако более известны геммы Древней Греции (VI в. до н. э.) и Древнего Рима. Камни с резным рисунком (инталии) или барельефным рисунком (камеи) традиционно имеют округлую или овальную форму, но для камеи «Бег иноходца» мастер избирает форму прямоугольника с фасками на углах. Также для камей чаще всего используются минералы со слоистой цветовой структурой, где один цвет

А. А. Серебряков. Каменный цветок. Брошь. 1988. Мельхиор, агат. 6x5,4x1,2

Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова (Красноярск)

М. М. Песик. Цветы пещер. Гарнитур (подвес, перстень). 1988. Мельхиор, халцедоновая щетка.

Подвес: 5x2,6x11,5

Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова (Красноярск)

формирует рельефное изображение, тогда как другой цвет выступает фоном для него. В камее Жукова цветные слои не выдерживают сложившихся правил, цвет скорее играет роль смыслового наполнения в прочтении изображения. Движение грациозного животного, преодолевающего расстояния в стремительном галопе, прорывает пространство, и, единовременно покидая рубежи, жеребец врывается в свободу.

Примеров анимализма в уральской ювелирной коллекции музея имени В.И. Сурикова более не встретить. Отчасти можно упомянуть только героев гривны «Чистое небо» Виктора Петровича Уфимцева: решенные условно, но весьма узнаваемые образы голубей сплоченно устремлены в едином миге полета.

В гривне «Икар» Владимира Федоровича Ветрова соединение подвеса с обручем обеспечивается путем зацепа на крючок детали подвеса, являющейся переходным звеном между ободом и подвесом. Его центральная зона вторит изгибу обода гривны и удерживает удлиненный шарнир, обеспечивающий круговое вращение подвеса по центральной оси при механическом воздействии. Подвес собран из двух, дублирующих друг друга по форме пластин. Одна сторона декорирована гладкими металлическими накладками, тогда как на оборотной стороне (в тех же местах) расположился ажурный сканый орнамент. Боковые грани верхней части подвеса имеют волнистую форму, имитируя раскрытые крылья. Вращательное движение способствует беспрепятственному обзору как лицевой, так и оборотной стороны. В гривне «Икар» металл является основным материалом, и Ветров не единственный мастер, нашедший в нем способы визуализации художественных идей и образов.

Формообразования изделий в творчестве Пинчука Сергея Александровича легко узнаваемы и понятны всякому зрителю. Используя технику литья и излюбленный материл - серебро, мастер обращается к образу человека в нагрудном украшении «Стремление» и гривне «Мелодия» (1980). Скульптурно-пластические формы условны и декоративны, но также они не менее повествовательны: утонченная кры-

латая девичья фигура, устремленная ввысь к звездам, воодушевленный музыкант у распахнутого окна, наполняющий окружающее пространство мелодией духового инструмента. Выбранные сюжеты лиричны, поэтичны, настраивают на философские размышления, что роднит их с полноценными скульптурными работами.

Жители Урала на протяжении веков воспевают его красоту, величие, богатства, хранят фольклор, помнят былины, отдавая дань сложившимся традициям. Сильнейшей фигурой в литературном мире уральской земли является Бажов Павел Петрович, чьи сказы и повествования не раз становились источником вдохновения для художников разных видов искусств.

Один из них - ювелир Серебряков Алексей Александрович. Выполненная им брошь «Каменный цветок» (1988) имеет одноименное название со сказом Бажова, написанным в 1937 году.

Для своего каменного цветка ювелир избирает агат - камень, имеющий полосчато-сло-истую структуру. Используя приемы глиптики, агату придана форма цветочного бутона, фактурная поверхность которого имитирует изгибы лепестков, а цветовая окраска расходится от центра к периферии пульсирующими ритмами, сменяя насыщенный коралловый цвет на серо-молочный оттенок белого. Бутон окружают растительные стебли с небольшими соцветиями, одни завершены цветочками, выполненными в металле, другие - крохотными кабошонами, а некоторые совмещают металлическую розетку с агатовым кабошоном в сердцевине.

В гарнитуре Михаила Михайловича Ле-сика «Цветы пещер» (1988) форму крупного, массивного подвеса выстраивает цветочный бутон, изумительной красоты поверхность халцедоновой щетки поражает ослепительным сиянием мельчайших кристаллов. Металл изящно вторит контурам камня, и лишь небольшие металлические детали дополняют образ, внося лаконичные акценты. Мастер безупречно очистил лицевую сторону минерала и оставил нетронутой сбоку, где скрываются природные вкрапления четкой кубической и бриллиантовой форм. В таком виде поделочный камень менее притягателен, но в том и состоит задача ювелира - подчеркнуть прелести природной красоты и показать природные богатства.

Лаконичные формы колье и броши Гладкова Бориса Алексеевича раскрывают многоли-кость образных сюжетов, формирующихся в рисунках пейзажной яшмы. Окись железа различных оттенков в составе яшмы формирует рисунки, напоминающие природные пейзажи. Готовую живопись, заключенную в камне, остается только лишь раскрыть, высвободить. Придать форму, отполировать, подобрать подходящую оправу - таковы основные шаги действия художника.

Такой же прием использован в комплекте брошей «Урал» Храмцова Владислава Михайловича. Помимо изумительно выстроенного рисунка, брошь квадратной формы демонстрирует и часть скола кварца, обнажая его первозданную природную структуру.

Образность, основанная на ассоциативности, - именно так можно охарактеризовать следующие работы ювелиров Свердловской

В. М. Храмцов. Урал. Комплект брошей. 1960-1980-е гг. Никель, томпак, яшма. 3,3x6

Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова (Красноярск)

В. М. Храмцов. Полюшко. Гарнитур (колье, перстень). 1960-1980-е гг. Никель, уваровит, хромдиопсид. Подвес: 7,5x4,5

Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова (Красноярск)

В. П. Уфимцев. Полночь. Гарнитур (колье, перстень). 1960-1980-е гг. Мельхиор, магнетит, гематит. Подвес: 7x3,5

Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова (Красноярск)

области. Не раз многие из них признавались, что именно камень подсказывает мастеру, каким будет произведение.

Гарнитур «Тайга» (1988) Владимира Ветрова словно погружает в атмосферу русского леса. Раскрывая широкий спектр изумрудных оттенков, малахит, как ни один другой минерал, соотносится с могучей русской природой. В металлических формах раскрывается обилие и пышность листвы, свежесть цветочных бутонов, а переливы зеленого цвета малахита сродни кронам дремучих лесов.

Название гарнитура «Полюшко» В.М. Храмцова наводит на мысли о природе, чистом воздухе, сочности луговых трав. Неслучайно художник выбирает хромдиопсид, обладающий ярким изумрудно-зеленым цветом: в его кристаллической поверхности откликается тот простор и очарование летних полей, так лирично воспевавшихся в классической русской живописи и литературе.

Колье гарнитура «Урал» Комарова Владимира Ульяновича решено в виде следующих друг за другом дугообразных элементов, увеличивающихся в размере в центральной зоне. Динамичные крупные подвесы выполнены из празема, просвечивающего минерала, обладающего бледно-молочным цветом с зеленоватым отливом. Тонкое и точное прочтение уральских гор формируется мастером в простых формах. Уловим и ощутим уводящий вдаль мерный ритм холмистой горной гряды с легкой нависающей дымкой в атмосфере.

С такой же легкостью в кольце Владислава Храмцова «Перевал» (1974) формируются извилистые тропы у подножия горных массивов, воздушность и пористость оленьего мха - в кольце «Ягель» (1974) и стойкие стилизованные формы деревьев в кольце «Роща» (1973).

Нередко ассоциативные образы побуждают к созданию изделий свободной формы. Например, в колье «Фантазия» (1986) А.А. Серебрякова подвес с крупным массивным агатом не ассоциируется с природой, но имеет именно растительное оформление как в верхней части колье, так и с оборотной стороны оправы.

Схожий мотив отмечается и в броши «Порыв» (1984) Денисова Владимира Евгеньевича, где формы изделия свободны от прямого значения слова, характеризующего действие.

Находят визуальное воплощение в творчестве ювелиров и нематериальные состояния природы. Раскрытию художественных образов, воплощаемых авторами, способствуют успешно подобранные материалы.

Ясный луч утреннего солнца, озарившего все вокруг цветным сиянием, ощущаешь в перламутре раковины броши «Утро» С.А. Пинчу-ка; туманную пелену летней утренней прохлады, окутавшей природу, - в гривне «Утро туманное» Сочнева Владимира Николаевича.

Обобщенные понятия некоторых природных явлений также отражаются в индивидуальном прочтении ювелиров.

Ночь находит отклик в крупном морионе алмазной грани в пластинчатом обрамлении

гладкого металла в гривне «Ночь» Костюнина Альберта Петровича.

В магнетите гривны гарнитура «Полночь» Виктору Уфимцеву видится нижняя кульминация солнца.

Проявляясь в своей неповторимости, времена года также побуждают к созданию художественных работ.

Например, в броши В.Н. Сочнева «Осенняя» (1988) халцедоновая щетка в гармонии с металлической оправой формирует образ золотой дождливой осени, а через волшебство агата в броши «Зимние узоры» (1988) разбегаются от центра вширь легкие, ажурные узоры морозной палитры.

Композиционно-пластическое решение гривны «Капель» А.П. Костюнина демонстрирует трансформацию реалистического образа в стилизованных формах, нашедших свое воплощение в художественном материале. Массивный спил халцедона удерживается только за счет конструктивных деталей металлического обрамления подвеса. Параллельные, чередующиеся металлические ленты задают мерный ритм, тогда как форма их изгибов настраивает на музыкальный лад капающей воды. Сферо-литовые узоры в структуре минерала - словно застывшие следы расходящихся кругов, потревоживших спокойствие водной глади.

Шум прибоя и надвигающихся волн слышен в броши А.П. Костюнина «Остров» (1988), где фактурная поверхность малахита формирует зону флоры, окруженную со всех сторон водой, стилизованный образ которой формируется в металлических формах: волны решены в виде изящных ажурных изгибов с шариками зерни, плавно набегающих от каста к вставке.

Более крупный пример волны демонстрирует брошь В.Е. Денисова «Волна» (1987). Мастер использует интересный прием - закручивает полоску материала на один раз и, соединив концы, получает декоративную форму, подобную завиткам ракушек, при этом обрамляющая края металлическая нить беспрерывно огибает сразу обе стороны сети. В углублении волнообразного изгиба укромно расположилась металлическая коралловая веточка, а на

вершине броши сияет сокровище подводных глубин - жемчужина океана.

Покоряет тематическое разнообразие изделий уральских ювелиров в коллекции музея.

Например, сказочная тема раскрывается в подвесе В.Н. Сочнева «Золотая птица» (1988). Аналогичное название носит сказка братьев Гримм, где повествуется о драгоценной чудо-птице, подобный персонаж также встречается и в восточнославянских сказках, где волшебное существо именуется жар-птицей. Для своей волшебной птицы мастер избирает медный сплав, обладающий желтовато-красным оттенком, и таинственный минерал сердолик с дымными всполохами вкраплений оранжевого цвета.

Романтичные мотивы наполняют нежностью и легкостью изделия комплекта «Свадебный» А.П. Костюнина. Световоздушный эффект в игре серебра со светом, прозрачная вуаль слоистого агата, небесная чистота бирюзы формируют утонченное изящество цветочных соцветий.

В гривне «Свидание» В.Ф. Ветрова через цветочные мотивы прочитывается чувственная лирическая встреча двух героев, чье трепетное отношение друг к другу овеяно яркими искрами, такими же ясными, как и в самих минералах.

Не менее романтичная, но в большей степени научная тема космоса, прочтенная худо-

В. Н. Сочнее. Зимние узоры. Брошь. 1988. Мельхиор, агат, металл, зернь. 9,8x5,5

Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова (Красноярск)

А. П. Костюнин. Капель. Гривна. 1960-1980-е гг. Нейзильбер, агат, халцедон. Подвес: 2,8x13,4x7,6

Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова (Красноярск)

жественным языком, воплощается в образной силе следующих работ.

Заколке для волос «Комета» В.П. Уфимцев придал схожие «анатомические» черты натуральной кометы: в окружении комы представлено ядро, и от основного тела расходятся линии пылевого хвоста, которые являются своеобразными зубцами заколки. Произведение изготовлено в 1987 году, и именно этот год стал бумом в появлении комет, их можно было наблюдать практически каждый месяц. Такое необычное и весьма загадочное событие не могло пройти мимо исследователей и художников.

Десятилетием ранее другой ювелир демонстрирует гарнитур «Метеорит» (1977). Непревзойденный мастер филиграни В.У Комаров строит формы изделий из повторяющихся двойных завитков, пышно украшенных филигранным узором. Крупные цитрины алмазной огранки в окружении легкого ажурного убранства словно олицетворяют красоту межпланетного космического тела.

В гарнитуре В.Ф. Ветрова «К звездам» отображается мотив и желание устремиться и приблизиться к тем самым загадочным мерцающим огонькам, именуемым звездами. Неслучайно для художественного воплощения идеи мастер избирает сияющую халцедоновую щетку. В пластичных металлических формах подвеса гривны видится космический корабль со стержнями-турбинами и фианитовой каплей-иллюминатором, открывающим обзор в космос.

Гарнитур «Марсианка» того же мастера демонстрирует процесс распускания бутона. Кульминация цветения передана в кольце, его верхушка демонстрирует раскрытие бутона, представшего во всей своей таинственной красоте, обнажившего холодную, сверкающую, манящую сердцевину соцветия в окружении ажурной ленты цветения.

Изделиям с ярко выраженной геометрией форм присущи схожие стилистические черты, такие как: симметрия, соподчинение единому ритму форм, частое сочетание геометрических фигур, четкое выявление вертикалей и горизонталей в построении объемов, доминанта

гладких поверхностей. Такова архитектоника следующих работ, где художественная выразительность достигается посредством лаконичных форм умело подобранных материалов.

За основу изделий гарнитура «Триумф» (1987) Мирошников Александр Петрович выбирает дугообразную форму арочного пролета. Иллюзорная перспектива, уводящая вдаль, формируется за счет кристальной прозрачности кварца особой огранки на фоне матовой черноты окаменелого дерева. Металлические оправы минералов, дублирующие арочные формы, усиливают этот эффект.

Декоративная пряжка «Прибой» (1985) В.Е. Денисова конструируется двумя геометрическими фигурами - трапецией и треугольником. Холодные гладкие пластины формируют устойчивую конструкцию с четко выровненными углами. Суровый на первый взгляд вид пряжки смягчают стреловидные дугообразные детали из перламутра в нижней части изделия и крошечная капля бирюзы в верхней. Несмотря на устойчивую, статичную форму, пряжка преисполнена движения, оптический эффект которого придает природный окрас чароита. Вся поверхность чароитовой пластины словно охвачена языками пламени, вспышками сиреневых оттенков.

Смелое сопоставление геометрических форм и различных фактур поверхностей материалов возникает в гривне «Контрасты» (1988) В.Н. Сочнева. Динамика / статика, вертикали / горизонтали, гладкий / фактурный - таковы основные контрасты, собранные в одном произведении. Шарнирные соединения основных деталей обеспечивают подвижность конструкции. На какую бы деталь гривны ни упал взгляд, он стремительно последует дальше, непрерывно охватывая каждый самостоятельный индекс. Такое динамичное движение обеспечивают гармонично выверенные линии изгибов, точки соприкосновения деталей и их соседство в архитектонике форм.

Еще одним примером конструктивной четкости является подвес Владислава Храмцова «Современные ритмы» (1986). Словно живописная абстракция воплощена им в металле, в основе формообразования лежат линия и точ-

ка. Двойственность проявляется и в цветовой гамме: серо-зеленый цвет технической яшмы сочетается с ярким цветом морской волны хризопразовых «мазков». Несмотря на четкую структурированность, визуальная симметрия нарушается незаметными на первый взгляд, отличными друг от друга геометрическими формами деталей. Объем подвеса строится путем наложения одних деталей поверх других - такая нагроможденная конструкция облегчается сегментами просветов, где в игре со светом металл оживает, радужно отражаясь в боковых пластинах каждой вставки.

Ювелирное искусство предполагает многоэтапный процесс создания произведений. Определение и воплощение художественного образа выбор и поиск материалов, владение техниками и их умелое применение - вот та малая часть задач, выполняемых художником-ювели-ром. При всем многообразии выполненных изделий мы не найдем двух одинаковых: схожими могут быть художественные приемы и техника, порода минерала, композиционное построение, но формы всегда сугубо индивидуальны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мастера всегда находят путь построения целостного, гармоничного сочетания элементов изделия. Природную красоту минералов достаточно только подчеркнуть, выбрать самую яркую форму и грамотно поставить акцент. Для художника-ювелира найти подходящий минерал не так сложно - гораздо сложнее подобрать ему верную оправу, раскрыть все потаенные прелести, оживить его. Именно такими ювелирные произведения предстают нашему взору - в своей подчеркнутой индивидуальности, в совершенстве технического исполнения и широком тематическом разнообразии.

Большую часть ювелирной коллекции Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова составляют изделия, выполненные во второй половине XX века. Время создания художественных работ накладывает свой отпечаток и непосредственно влияет на стиль и облик ювелирных работ. Самобытность формирования уральской ювелирной школы привела к порождению смелых, волевых, не теряющих традиционных признаков высокоху-

дожественных ювелирных изделий, выступающих неким феноменом в истории ювелирного искусства.

Демонстрируя умелое сочетание природного камня с объемно-пластическими возможностями металла, свердловские мастера сохраняют историко-значимую дефиницию уральской территории. Для ювелирных произведений Свердловской области, собранных в коллекции музея, традиционным является соотнесенность с природными формами и природными образами.

Уральская ювелирная школа - это ювелирное творчество не только советских, но и современных художников, работающих на Урале. Екатеринбург - центр богатейшего края, он по-прежнему обладает художественными, материальными ценностями и достойными, умелыми мастерами. Ювелирное дело, как и в период своего становления, находит интенсивное развитие в трудах последующих поколений. Осваивая философию ювелирного искусства, традиции формообразования изделий ведущих художников прошлого века, молодые специалисты соблюдают традиции, но выстраивают уже свою уникальную индивидуальную траекторию.

Литература

1. Береговая, О.В. Ювелирная школа второй половины XX века на Урале: своеобразие идей и материалов // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. - Красноярск, 2020. - № 2. - С. 104-111.

В. Е. Денисов. Волна. Брошь. 1987. Мельхиор, нержавеющая сталь. 7,6x7,3x5,3

Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова (Красноярск)

В. П. Уфимцев.

Комета.

Заколка. 1987.

Силумин,

кремний.

12,5x2,4x0,7

Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова (Красноярск)

А. П. Мирошников. Триумф. Комплект (колье, браслет). 1987. Мельхиор, окаменелое дерево, кварц. Подвес: 7,7x3,7x1,1

Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова (Красноярск)

2. Глазырин, К.Н. Ювелирное искусство Екатеринбурга конца XX - начала XXI века // Искусство Евразии. - Барнаул, 2019. - № 2 (13). - С. 147-153.

3. Копылова, В.И. Ювелирное искусство Урала : альбом. Свердловские ювелиры. - Свердловск : Средне-Уральское книжное издательство, 1981. -223 с.: ил.

4. Перфильева, И.Ю. Русское ювелирное искусство XX века в контексте европейских художественных тенденций. - Москва : Прогресс-тради-ция, 2016. - 512 с.

5. Перфильева, И.Ю. Стилевые заимствования в отечественном ювелирном искусстве 1960-1970-х годов // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. -Санкт-Петербург, 2010. - Том 189. - С. 98-103.

Об авторе

Путова Евгения Сергеевна - бакалавр искусствоведения, старший научный сотрудник отдела ДПИ Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова

E-mail: Belousowa_ES@mail.ru

JEWELRY IN THE COLLECTION OF THE KRASNOYARSK ART MUSEUM NAMED AFTER V. I. SURIKOV.

URALS JEWELERY SCHOOL

Putova Evgenia Sergeevna Bachelor in Arts, Senior Researcher at the Department of Arts and Crafts of the Krasnoyarsk Art Museum named after V. I. Surikov

Abstract: The article focuses on the Sverdlovsk region's jewelry works collected by the Krasnoyarsk Art Museum named after К I. Surikov and related to the Soviet period of the last century. During its formation the jewelry collection of the museum has been studied to a small extent and today it remains hidden for museum visitors.

Keywords: jewelry art; jewelry school; Sverdlovsk jewelry art; Urals jewelry art; Krasnoyarsk Art Museum named after V^ I. Surikov.

В. M. Храмцов.

Современные ритмы. Подвес.

1986. Никель, техническая яшма, хризопраз. Подвес: 8,5x5,5

Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова (Красноярск)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.