Научная статья на тему 'ОБЛАЧЕННЫЕ В КАМЕНЬ И МЕТАЛЛ. ТВОРЧЕСТВО НИЖНЕТАГИЛЬСКОГО ХУДОЖНИКА-ЮВЕЛИРА В.С. БЕЗБОРОДОВА'

ОБЛАЧЕННЫЕ В КАМЕНЬ И МЕТАЛЛ. ТВОРЧЕСТВО НИЖНЕТАГИЛЬСКОГО ХУДОЖНИКА-ЮВЕЛИРА В.С. БЕЗБОРОДОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
148
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.С. Безбородов / ювелирное и камнерезное искусство Нижнего Тагила / художественная обработка камня и металла / V. S. Bezborodov / jewelry and stone-cutting art of Nizhny Tagil / artistic processing of stone and metal

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гундырева Надежда Александровна

В статье исследуется творчество нижнетагильского художника-ювелира Валентина Сергеевича Безбородова. Представлены биографические данные и особенности творческого метода художника в контексте развития ювелирного и камнерезного искусства на Урале и в Нижнем Тагиле. Выявлены характерные черты творчества мастера. Рассмотрены произведения камнерезного и ювелирного искусства художника 1980-2010-х гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLAD IN STONE AND METAL. CREATIVE WORK OF THE NIZHNY TAGIL ARTIST-JEWELER V.S. BEZBORODOV

The article examines the work of the Nizhny Tagil artist-jeweler Valentin Sergeevich Bezborodov. The article presents biographical data and features of the development of the artist’s creative method in the context of the development of jewelry and stone-cutting art in the Urals and Nizhny Tagil. The characteristic features of the master’s work are revealed. The works of stone-cutting and jewelry art of the artist of the 1980s-2010s are considered.

Текст научной работы на тему «ОБЛАЧЕННЫЕ В КАМЕНЬ И МЕТАЛЛ. ТВОРЧЕСТВО НИЖНЕТАГИЛЬСКОГО ХУДОЖНИКА-ЮВЕЛИРА В.С. БЕЗБОРОДОВА»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

В. С. Безбородое. Лето. Кулон. 2014. Яшма, нефрит, никель, резьба, полировка, кручение. 43,2x4,2x2,3

Собственность автора

УДК 739.2 Н. А. Гундырева

Нижнетагильский музей изобразительных искусств Нижний Тагил, Россия

ОБЛАЧЕННЫЕ В КАМЕНЬ И МЕТАЛЛ.

ТВОРЧЕСТВО НИЖНЕТАГИЛЬСКОГО ХУДОЖНИКА-ЮВЕЛИРА В. С. БЕЗБОРОДОВА

В статье исследуется творчество нижнетагильского художника-ювелира Валентина Сергеевича Безбородова. Представлены биографические данные и особенности творческого метода художника в контексте развития ювелирного и камнерезного искусства на Урале и в Нижнем Тагиле. Выявлены характерные черты творчества мастера. Рассмотрены произведения камнерезного и ювелирного искусства художника 1980-2010-х гг.

Ключевые слова: B.C. Безбородое; ювелирное и камнерезное искусство Нижнего Тагила; художественная обработка камня и металла.

Как рождается произведение искусства, возможно, ни один художник не скажет, но будет вновь переживать уникальное чувство погружения в стремительный поток возникновения и осознания быстро меняющейся идеи. А еще - требовательно проверять и сопоставлять возникший образ с уже привычным для него мировосприятием. Он будет выбирать средства для его творческого решения, восторгаться открытием и... «вы-

дыхать», порой не до конца осознавая, что именно им «со-творилось».

В уже «со-творенном» произведении зритель увидит, почувствует, узнает современный ему мир. Пытливый и интересующийся искусством выстроит ассоциации с разными художественными практиками, образными высказываниями других творцов, возникнет целая эпоха с пониманием значимости того, что «со-творил» в одном

произведении художник, в каком бы материале он ни работал.

Уже с 1950-х гг. камнерезное и ювелирное искусства Нижнего Тагила формировались как художественное явление, имеющее принципиально открытую структуру эстетического пространства. Художники сразу взяли курс на создание авторских ювелирных и камнерезных форм. Этому способствовало отсутствие в городе промышленного серийного производства.

Все процессы производства серийной ювелирной и камнерезной продукции в 1950-х гг. происходили в Свердловске. Действовали: гранильная фабрика «Русские самоцветы»1, ювелирно-гранильная фабрика2, которые четко согласовывали стилистические предпочтения в произведениях ювелирного и камнерезного искусства с потребностями общества, уже имея в арсенале более чем двухсотлетнюю традицию художественной обработки камня и металла.

В Нижнем Тагиле такой промышленной базы для серийного производства не существовало. И, хотя ювелиры и камнерезы Нижнего Тагила пристально всматривались в искусство свердловских художников, активно включаясь в современные художественные процессы, «тагильское» исполнение ювелирных и камнерезных произведений происходило в технических условиях, далеких от серийно-производственных. База, близкая к кустарной, не могла стать импульсом к развитию высокого качества ювелирных изделий. Но она же оказала сильное влияние на процесс утверждения «почитания» традиций трудоемкого «ручного делания», «удивительного подчинения» мастеру металла и камня. Иногда, в ущерб высокой технологичности, кустарный способ обработки камня и металла проявлял себя как визитная карточка тагильских мастеров ювелирного и камнерезного искусства.

Авторский творческий импульс в работах тагильских ювелиров и камнерезов поддерживался установками местного отделения Союза художников СССР, к которому они оказались прикрепленными. Наличие разнообразных по эстетическим и технологическим возможностям материалов, камней, минералов, недостатка в которых художники не испытывали, тоже содействовало развитию авторских концепций ювелирных и камнерезных форм.

Именно в это время становления в Нижнем Тагиле камнерезного и ювелирного искусств развивалась творческая биография Валентина Сергеевича Безбородова. В его произведениях эпоха просматривается столь же ясно, как и уникальность авторского высказывания, поэтичность исполнения, которые во многом восходят к традициям народного творчества. По характеру и подаче образов в камне

В. С. Безбородое. Модерн. Кольцо. 2018. Малахит, лунный камень, мельхиор, медь, гнутье, пайка, выпиловка, зернь. 3x2,6x4

Частная коллекция

В. С. Безбородое. Кружевная. Гривна. 1985. Агат, авантюрин, мельхиор, медь, филигрань, зернь. 28x15,1x0,6

Нижнетагильский музей изобразительных искусств (Нижний Тагил)

В. С. Безбородое. Чудо-Юдо. Брошь. 1987. Празем, агат, кварц, никель, резьба, пайка, полировка. 6,2x10,4x1,5

Собственность автора

и металле его можно назвать путешественником во времени, ярко демонстрирующим возможности воссоединения современных эстетических идей с исторически сложившимися художественными смыслами, стилями, практиками.

Валентин Сергеевич Безбородов - ювелир, камнерез, в середине XX в. стоявший у истоков создания тагильской школы ювелирного и камнерезного искусства, художник, ставший невольным участником формирования ее стилевых особенностей - именно тех, которые сегодня трактуются как традиционные не только для Нижнего Тагила, но и в целом для Урала.

Валентин Сергеевич родился 25 февраля 1938 г. в поселке Лёвиха Кировградского района Свердловской области. Его творческая деятельность начинается в 1960 г., когда он поступает в Московское высшее художественно-промышленное училище3 и обучается ювелирному искусству на отделении художественной обработки металла у преподавателей И.А. Соловьева, Я.М. Ми-шукова.

В 1962 г. он по распределению4 приезжает в Нижний Тагил и приступает к преподавательской деятельности в Уральском училище декоративно-прикладного искусства5. Одновременно там же, где и преподает, в 1965-1966 гг. Валентин Безбородов учится на отделении «художественная обработка камня»6. В 1967-1968 гг., продолжая обучать студентов спецдисциплинам, руководит училищем в должности директора.

После завершения педагогической и административной деятельности Безбородов, не оставляя творчества, продолжает работать на предприятиях Нижнего Тагила. В 1980 г. вступает в члены Союза художников СССР, ведет активную общественную деятельность, в разное время становясь председателем секции декоративно-прикладного искусства, членом правления Нижнетагильского отделения Союза художников СССР, избирает себе роль свободного художника.

Параллельно официальной трудовой биографии Валентин Сергеевич неустанно

работает творчески, с 1967 года участвует в выставках разного уровня, создавая авторские произведения, вновь и вновь ведя разговор с весьма неподатливыми материалами. С 1960 г. и по сей день диапазон его творческих пристрастий широк: декоративные композиции из камня, скульптура малых форм, шкатулки, все виды ювелирных изделий.

Художник предпочитает работать с мельхиором и никелем в технике филиграни и ковки. Мельхиор и никель с 1950-х гг. на Урале были самыми доступными металлами. По мнению художника, эти техники до сих пор наиболее ярко выявляют пластичность металла и органично смотрятся с природным камнем.

Появлению внимания к филиграни как одному из древнейших видов художественной обработки металла, известному на Руси с IX века, способствовало решение сделать ее технологической и идейной основой при возрождении ювелирного искусства в Свердловске в 1950-1960 гг.

Никогда не оставлял без внимания эту технику и Безбородов. Для его филиграни характерна тонкая затейливость сканых орнаментов, свобода ажурных построений, светоносность и впаянность в органику камня (гривна «Кружевная», 1985; шкатулка «Классическая», 1993). Она появляется у художника в ювелирных изделиях, шкатулках и декоративных композициях в разные годы. В них Безбородов не пытается быть остросовременным ни в технологии, ни в композиции, но происходит это не от нехватки творческого темперамента или неспособности к поиску. Наоборот. Здесь он необычайно настойчив в консерватизме, суть которого не борьба, не то или иное ниспровергательство, а бережно хранимое «дыхание веков».

Для B.C. Безбородова включение гнутого и кованого металла в ювелирное изделие - это не просто обрамление камня, но взаимопроникновение общекультурных художественных характеров, стилей и традиций камнерезного искусства. В этом он

полностью уникален. Мастер отправляет нас в разные эпохи, художественные стили, которые в разности своих приемов ему интересны все.

Так, в кольце «Модерн» (2018) использование необработанной почки малахита стало для ювелирного искусства Нижнего Тагила уже традиционным мотивом, несущим в себе ощущение типичности. Но у мастера плавные, асимметрично обтекающие линии металла преобразуют природно-непод-вижный малахит в нечто другое. Малахит, с вдруг возникшим в нем лунным камнем, начинает дышать, как существо, наполненное жизнью. Несмотря на яркий образный и даже стилевой строй, пластика металла в

металла, образует особый ассоциативный микромир. В нем перетекающие водные струи с бурлящей пеной словно подняли со дна взвеси искрящегося на солнце песка. То сочетает множество разных по характеру, эмоциональному восприятию камней с подчеркнутой природной пластикой и текстурой. В колье «Осень» (2006) агат, кварцит, яшма и дымчатый хрусталь, преодолев стереотипы жесткости и тяжеловесности «каменного естества», растеклись в форму влажных осенних листьев, играя красками уже не самого камня, а осени, ощущения последнего вздоха природы перед зимним сном. Сама флористическая форма, ее неотделимость от состояния живой природы

В. С. Безбородое. Подводное царство. Гарнитур: кулон с цепью, кольцо. 2017. Горный хрусталь, мельхиор, гнутье, полировка. Кулон с цепью 33x3,2x2,7, кольцо 4,6x3x3,8

Нижнетагильский музей изобразительных искусств (Нижний Тагил)

ювелирных изделиях В. Безбородова все же второстепенна и уступает мощности, цветности и весомости камня, ритмы которого становятся главными.

Среди камней для своих произведений Валентин Сергеевич выделяет агат - за разнообразие цвета и рисунка7, хрусталь - за живую прозрачность, а малахит - за красоту и уже закрепленный за ним особый культурный геном Урала.

Мастер умело работает с камнем. То он выявляет в нем художественную самодостаточность, как, например, в гарнитуре «Подводное царство» (2017), где выпукло довлеющий, искристый камень горного хрусталя, едва удерживающийся простыми изгибами

подчеркиваются характерной резьбой по камню.

У B.C. Безбородова ювелирное искусство неотделимо от камнерезного процесса. Он говорит, что использовать художественную резьбу по камню нужно тонко, как можно меньше внедряясь в природную особенность камня, нужно видеть подсказки материала и выявлять спрятанный в материале образ. Являясь продолжателем традиций уральской камнерезной школы, он стремится к сохранению своего рода первоосновы материала, выявлению из формы и рисунка камня сюжетности.

Сам мастер считает, что первым наиболее важным периодом в его творчестве

В. С. Безбородое. На охоте. 2009. Дерево окаменевшее, яшма, агат, хрусталь дымчатый, обсидиан, гематит, мельхиор, резьба, пайка, полировка. 15,7x18x7,8

Собственность автора

В. С. Безбородое. О рыбаке и рыбке. 2008. Яшма, агат, нефрит, родонит, мельхиор, резьба, пайка, полировка. 13,7x16x11,6

Собственность автора

можно считать 1980-е годы, когда он, уже имея опыт работы в ювелирном искусстве, стал включать в изделия камень с резьбой, что определило характер его творчества до настоящего времени. Камнерезные формы в ювелирных изделиях Безбородова звучат по-разному: то они едва уловимы (кулон «Лето», 2014), то подчеркивают природную форму (колье «Весенняя романтика», 2014), иные подчиняются творческой воле мастера (брошь «Чудо-Юдо», 1987), другие - почти скульптурные композиции, сочетают множество форм, цветовых оттенков, фактур (колье «Светлячок», 1991).

Хотя камнерезные формы в ювелирном искусстве стали визитной карточкой B.C. Безбородова, особые достижения в видении мастером необработанного камня как художественного приема были отмечены в 1970 г. на IV выставке «Советская Россия» в Москве. По мнению экспертов, оказалась любопытной его «попытка использовать необработанные кристаллы в изысканных кулонах и серьгах» [4, с. 14]. Этот прием стал характерным для Валентина Сергеевича уже во второй период его творчества - в 2000-е годы, и он связан с усилением в образах произведений естественных природных форм камня, включая «не ювелирные», например гальку.

Таким является кольцо «Каменные искры» (2018), где видится безраздельное любование естественным блеском золотых искр пиритовой щетки на молочно-полу-прозрачном кварце, форма и фактура которого не отличается от той, которую только что извлекли из недр земли. Растительные мотивы, созданные в металле, бережно окутывают минерал, окончательно оторвав его от земного существования, придавая возвышенные черты, яркие капельки бирюзы добавляют нарядности и праздничности.

Пластично выраженный металл, природная фактура и резьба по камню являются характерными для B.C. Безбородова средствами достижения художественного образа. Мотивы для своих произведений Валентин Безбородов чутко улавливает в традициях камнерезного и ювелирного искусства Урала, мировых практиках. Буквально прогуливаясь по истории искусств, он создает авторские произведения с легким историческим акцентом.

Например, в последней трети XIX века начинает развиваться производство изделий «кабинетного» (камерного) назначения, в том числе печаток со скульптурным навершием и незапечатываемой матрицей, выполненными из струганца - кристаллов прозрачного кварца: бесцветного горного хрусталя, золотистого цитрина и бурого дымчатого кварца, цвет которого облагора-

живали методом запекания. Характер этих скульптур - соразмерность руке человека, малый выход за рамки цилиндрической формы, неглубокий рельеф - явно просматривается и у Безбородова в произведении «В ожидании» (2013; другие названия - «Материнские ожидания», «Мать»), выполненном в раухтопазе, которое уже не имеет утилитарного значения и позиционируется как самостоятельный художественный образ.

В 1950-1960-х гг. в уральском ювелирном искусстве превалировал геометрический характер, и у Безбородова это можно видеть в колье «Строгие ритмы» (2016).

Примеров в его творчестве тому множество, где вдумчивый историзм становится авторской чертой художника.

Еще одна характерная черта мастера, которая родилась из общей тенденции развития ювелирного искусства 1980-х гг., -влечение к станковизму. Он один из тех мастеров, кто всегда и упорно борется за самоценность ювелирного произведения, за его духовную значимость прежде всего, когда утилитарность почти не имеет большого значения. Его произведения отличают вполне осознанная укрупненность в формах и размерах (преемственность древнерусской традиции), стремление к выставочной презентабельности. Вместе с тем произведения B.C. Безбородова все же носимы.

В характере декоративных композиций, шкатулок B.C. Безбородова просматриваются стилистические традиции каменной флористики, малой скульптурной пластики фирмы Фаберже, уральских камнерезных сувениров 1980-х гг.

В композициях «Морской петух» (1993), «Ерш» (1995), «На охоте» (2009) и др. проявляется склонность к живописным эффектам текстур камня, графичности линий в проработке деталей, обобщенности форм, к развитой декоративности и эмоциональной образности вещей. Мастер обращается к литературным и фольклорным произведениям, выстраивая художественные параллели, образ которых зачастую преподнесен с доброй усмешкой и юмором («О рыбаке и

В. С. Безбородое. Танюшкина шкатулка. 1992. Малахит, кварц, сланец белый, медь, латунь, мельхиор, резьба, полировка, пайка.

17,5x21x12,3

Собственность автора

В. С. Безбородое. Рыбка золотая. 1998. Агат, празем, кварц, нефрит, яшма, резьба, полировка. 16,2x7,4x7,4

Собственность автора

В. С. Безбородое. Лель. 1991. Янтарь, мельхиор, резг>ба, пайка, полировка. 17,7x19x4,3

Собственность автора

рыбке», 2008; «Рыбка золотая», 1998; «Лель», 1991).

Литературная составляющая - наследие П.П. Бажова и Д.Н. Мамина-Сибиряка, уральские сказы и предания - органично включается в образы сувенирных шкатулок. В произведениях «Танюшкина шкатулка» (1992), «Болдинская осень» (1992), «Малахитовая» (1999) нет прямых форм, указывающих на явные связи с литературными источниками, но точный подбор камней и минералов, техник раскрывает в них всю полноту параллельных ассоциаций. Именно тогда гладко обработанный кварц с фукситом на крышке шкатулки становится водной гладью, а нефрит в сочетании с медными листочками дает ощущение дыхания уходящего лета. Ажурный рисунок малахита видится нам внутренним убранством каменного дворца Медной горы Хозяйки или напоминанием о творческих переживаниях искуснейшего мастера Данилы, идеей которого - сотворение в камне художественного образа с взаимопроникновением спонтанной природной красоты и выверенной человеком формы - до сих пор живут уральские камнерезы.

В ювелирном и камнерезном искусстве Валентин Сергеевич Безбородое работает уже 60 лет. Это время исключительных по замыслу, материалу, образу художественных произведений, время изучения и разно-тонального разговора с материалом, следование традициям и авторским ощущениям, время постоянного со-творения. И путь еще продолжается...

Примечания

1. В 1751-1927 гг. - Екатеринбургская гранильная фабрика.

2. Переименована из цеха по огранке, созданного в 1938 г. на базе минералогической мастерской. С 1972 г. - Свердловский ювелирный завод, с 1993 г. - АО «Ювелиры Урала».

3. В настоящее время Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова.

4. После окончания обучения по распределению B.C. Безбородову предложили работать на Красносельском ювелирном заводе (пос. Красное-на-Вол-ге Костромской области), но он отказался в пользу преподавания в Уральском училище прикладного искусства на только что открывшемся отделении

«художественная обработка металла».

5. В настоящее время Уральский колледж прикладного искусства и дизайна, филиал Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова.

6. Однокурсники - И.Я. Боголюбов, В.И. Стека-нов.

7. С 1962 г. ежегодно B.C. Безбородое неоднократно участвовал в минералогических экспедициях на реку Синару в Курганской области, где можно встретить агаты невероятных расцветок, в Мурзинку, Петрокаменск.

Литература

1. Ильина, Е.В. К вопросу о периодизации тагильского авторского ювелирного искусства // Восьмые Худояровские чтения : доклады и сообщения, 19-20 октября 2017 г. - Нижний Тагил, 2017. - С. 137-150.

2. Лошагина, О.В. Эволюция изучения и развития камнерезного дела Урала в XVIII-XXI вв. // Седьмые Худояровские чтения : доклады и сообщения, 15-16 октября 2015 г. - Нижний Тагил, 2017. - С. 176-190.

3. Михеева, А.И. Камнерезное искусство Нижнего Тагила 1961-1991 гг. // Седьмые Худояровские чтения : доклады и сообщения, 15-16 октября 2015 г. - Нижний Тагил, 2017. - С. 200-208.

4. Третья Зональная художественная выставка «Урал социалистический» : [раздел Промышленная эстетика и художественное конструирование : каталог] / [М-во культуры РСФСР, Союз художников РСФСР ; отв. за вып. каталога В.Я. Лаптев]. - Челябинск, 1969. - 21 с.

Об авторе

Гундырева Надежда Александровна - заместитель директора по основной деятельности и развитию Нижнетагильского музея изобразительных искусств, специалист в области искусствоведения, изобразительного искусства, дизайна.

E-mail:: nauka@arlmnl.ru; g u n dy re v а п 5 («' у а ndex.ru

CLAD IN STONE AND METAL. CREATIVE WORK OF THE NIZHNY TAGIL ARTIST-JEWELER V. S. BEZBORODOV

Gundyreva Nadezhda Alexandrovna Deputy Director for the main activity and development of the Nizhny Tagil Museum of Fine Arts, specialist in the field of art history, fine art, design.

Abstract: The article examines the work of the Nizhny Tagil artist-jeweler Valentin Sergeevich Bezborodov. The article presents biographical data and features of the development of the artist's creative method in the context of the development of jewelry and stone-cutting art in the Urals and Nizhny Tagil. The characteristic features of the master's work are revealed. The works of stone-cutting and jewelry art of the artist of the 1980s-2010s are considered.

Keywords: V. S. Bezborodov; jewelry and stone-cutting art of Nizhny Tagil; artistic processing of stone and metal.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.