Научная статья на тему 'Как совершенствовать профилактический учет и индивидуальную профилактическую работу с отдельными категориями лиц в территориальных органах МВД России?'

Как совершенствовать профилактический учет и индивидуальную профилактическую работу с отдельными категориями лиц в территориальных органах МВД России? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1711
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ УЧЕТ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / РАНЕЕ СУДИМЫЙ / КОНТРОЛЬ / НАДЗОР / ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTIVE SUPERVISION / INDIVIDUAL PREVENTIVE WORK / PREVIOUSLY CONVICTED / CONTROL / SURVEILLANCE / PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Холманский Виталий Иванович, Стульнова Татьяна Владимировна

Действующие нормативные правовые акты, которыми руководствуются сотрудники полиции, не определяют в достаточной мере те категории лиц, которые необходимо ставить на профилактический учет в территориальных органах МВД России. Авторы предлагают свое решение существующей проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Холманский Виталий Иванович, Стульнова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How to improve preventive care and individual preventive work with certain categories of persons in the territorial bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia?

Is the current legislation that guide police officers, do not sufficiently define the categories of persons that need to be put on the preventive account in the territorial bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia. The authors propose a solution to the problem.

Текст научной работы на тему «Как совершенствовать профилактический учет и индивидуальную профилактическую работу с отдельными категориями лиц в территориальных органах МВД России?»

УДК 343.85

В.И. Холманский*, Т.В. Стульнова**

Как совершенствовать профилактический учет и индивидуальную профилактическую работу с отдельными категориями лиц в территориальных органах МВД России?

Действующие нормативные правовые акты, которыми руководствуются сотрудники полиции, не определяют в достаточной мере те категории лиц, которые необходимо ставить на профилактический учет в территориальных органах МВД России. Авторы предлагают свое решение существующей проблемы.

Ключевые слова: профилактический учет, индивидуальная профилактическая работа, ранее судимый, контроль, надзор, профилактика.

V.I.Holmanskiy *, T.V. Stulinova**. How to improve preventive care and individual preventive work with certain categories of persons in the territorial bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia? Is the current legislation that guide police officers, do not sufficiently define the categories of persons that need to be put on the preventive account in the territorial bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia. The authors propose a solution to the problem.

Keywords: preventive supervision, individual preventive work, previously convicted, control, surveillance, prevention.

Индивидуальная профилактическая работа сотрудников органов внутренних дел в отношении отдельных категорий лиц на протяжении десятилетий представляла собой одно из основных направлений их деятельности. Она была направлена на предупреждение совершения лицами, состоящими на профилактических учетах, противоправных деяний. До начала 90-х гг. XX в. данная деятельность была обеспечена совершенной нормативной правовой базой. Полномочия сотрудников органов внутренних дел на ее осуществление были определены в законодательном порядке.

С принятием в 1991 г. Закона РФ «О милиции» из его содержания была исключена обязанность сотрудников милиции осуществлять индивидуальную профилактическую работу. И это было сделано не случайно. Как пояснили в своих комментариях к Закону РФ «О милиции» его разработчики В.П. Кондрашов, Ю.П. Соловей и В.В. Черников, законодатели осознано исключили эту обязанность из содержания проекта закона, т.к., по их мнению, она предоставляла слишком широкие полномочия милиции по вмешательству в права и личные интересы тех лиц, которые уже отбыли уголовные или административные наказания за совершенные противоправные деяния и являются полноправными гражданами общества [1, с. 42, 103]. Тем не менее в течение практически двадцатилетнего периода после принятия Закона РФ «О милиции» контролирующие и надзирающие органы различного уровня продолжали требовать от сотрудников органов внутренних дел результатов осуществления индивидуальной профилактической работы, т.е. выполнения обязанности, не предусмотренной законом.

Характерной особенностью индивидуальной профилактической работы, осуществляемой правоохранительными органами в отношении какой бы то ни было категории лиц, является ее производный характер от контрольно-надзорной деятельности этих органов. Это означает, что индивидуальная профилактическая работа не может осуществляться сама по себе. Основанием ее назначения и осуществления является изначальная постановка конкретного лица на профилактический учет и осуществление в отношении его контроля (надзора) за его поведением, образом жизни, исполнением возложенных на него обязанностей, запретов, ограничений. Следовательно, для осуществления индивидуальной профилактической работы необходимо, чтобы в законодательном порядке были четко определены категории лиц, основания постановки их на профилактический учет, полномочия полиции по осуществлению в отношении их контрольно-надзорной деятельности, чего в настоящее время нет.

Принятый в 2011 г. ФЗ «О полиции» содержит единственное положение, обязывающее сотрудников полиции осуществлять индивидуальную профилактическую работу. В соответствии с законом под осуществление индивидуальной профилактической работы полиции подпадают только

* Холманский, Виталий Иванович, доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел, Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский университет МВД России», кандидат юридических наук. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 8(812) 730-25-81, 8(911)769-56-30. Электронный адрес: [email protected].

** Стульнова, Татьяна Владимировна, старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел, Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский университет МВД России», кандидат юридических наук. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 8(812) 730-25-81. Электронный адрес: [email protected].

* Holmanskiy, Vitaliy Ivanovich, associate professor in the administrative activities of the internal affairs, candidate of legal sciences. Federal State Governmental institution of higher education «Saint-Petersburg University MVD Russian» (FGKOU VPO SPB university MVD Russian). Address: Russia, 198206, Saint Petersburg, Pilot Pilutov str., 1. Tel. 8(812) 730-25-81, 8(911)769-56-30. E-mail: [email protected].

** Stulinova, Tatiyana Vladimirovna, senior lecturer in the administrative activities of the internal affairs, candidate of legal sciences. Federal State Governmental institution of higher education «Saint-Petersburg University MVD Russian» (FGKOU VPO SPB university MVD Russian). Address: Russia, 198206, Saint Petersburg, Pilot Pilutov str., 1. Tel. 8(812) 730-25-81. E-mail: [email protected]. © Холманский, В.И., Стульнова, Т.В., 2015

лица, выявленные сотрудниками полиции, которые имеют намерения совершить преступление [2, п. 4 ч. 1 ст. 12]. Это означает, что закон предусматривает ситуации, при которых сотрудникам полиции стали известны сведения о том, что конкретное лицо планирует совершить преступление. Содержание данного основополагающего положения свидетельствует о достаточно поверхностном понимании разработчиками законопроекта сущности индивидуальной профилактической работы с отдельными категориями лиц. В ситуации, предусмотренной данным положением, по нашему глубокому убеждению, ни о какой индивидуально-профилактической работе не может идти речи. Если даже предположить, что сотрудники полиции действительно выявят лицо, которое по имеющейся информации намеревается совершить преступление, то в таких случаях действующие нормативные правовые акты обязывают полицию осуществлять мероприятия совершенно иного, чем индивидуально-профилактического, характера. Каждый сотрудник полиции знает, что в таких случаях для реализации поступившей информации следует осуществлять меры оперативно-розыскного характера, особенно на стадии приготовления лица к совершению преступления, или меры уголовно-процессуального характера на стадии покушения лица на совершение преступления.

Основаниями для постановки лица на профилактический учет и проведения с ним индивидуальной профилактической работы являются: ведение им антиобщественного образа жизни; систематическое нарушение общественного порядка в общественных местах и в сфере семейно-бытовых отношений; имеющаяся судимость за совершенное преступление; степень тяжести ранее совершенного преступления; характер преступления, способ совершения; склонность лица к совершению противоправных деяний и т.д. По этим основаниям, например, положение, содержащееся в Федеральном законе от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее по тексту - Закон об административном надзоре), обязывающее сотрудников полиции проводить с поднадзорными лицами индивидуальную профилактическую работу, представляется более обоснованным [3, п. 4 ч. 1 ст. 12]. Таким образом законодатель учел повышенную степень криминогенной и рецидивной опасности отдельных категорий лиц, обусловливающую необходимость установления дополнительного контроля и надзора за их поведением и образом жизни.

Однако Закон об административном надзоре, установив обязанность осуществлять индивидуальную профилактическую работу в отношении поднадзорных лиц, не определил формы и методы ее осуществления, что является его существенным пробелом. Проведение индивидуальной профилактической работы всегда сопряжено с необходимостью осуществления профилактических мероприятий, которые вольно или невольно затрагивают права и законные интересы граждан. К примеру, любое посещение лица по месту жительства, в т.ч. помимо его согласия, вызов его в участковый пункт полиции для проведения беседы профилактического характера и т.п. должны иметь установленные законом основания. Тем самым будут обеспечены права граждан и соблюдение законности в деятельности сотрудников полиции.

Как было отмечено выше, в настоящее время не имеется установленного в законодательном порядке регламента постановки на профилактический учет отдельных категорий лиц и осуществления в отношении их индивидуальной профилактической работы. Данное обстоятельство является существенным пробелом нормативно-правового обеспечения деятельности сотрудников полиции и, в первую очередь, участковых уполномоченных, являющихся основными субъектами профилактики в структуре территориальных органов МВД России. Мы считаем, что в законодательном порядке должны быть определены не только основания постановки на профилактический учет, формы и методы осуществления индивидуальной профилактической работы с отдельными категориями лиц, но и сроки ее проведения. Критерием определения оснований, форм, методов, сроков должно выступать не надуманное основание в виде полученной информации о намерении лица совершить преступление, как это установлено ФЗ «О полиции», а реальная степень общественной опасности того или иного лица. При отсутствии в настоящее время четко определенной законом обязанности осуществлять индивидуальную профилактическую работу с отдельными категориями лиц сотрудники полиции территориальных органов МВД России рискуют оказаться в достаточно сложной ситуации. При возникновении конфликта с лицом, поставленным на профилактический учет, либо с его родственниками, и при поступлении от них в прокуратуру или судебные органы жалобы на нарушения их прав и законных интересов, у контролирующих и надзирающих органов непременно возникнут вопросы к сотрудникам полиции о том, насколько их действия соответствовали закону.

По нашему мнению, при разработке соответствующих нормативных правовых актов, регламентирующих основания и порядок постановки на профилактический учет отдельных категорий лиц, подлежащих особому контролю со стороны государства, следует учитывать ряд факторов. К этим факторам необходимо отнести реальное состояние оперативной обстановки, традиционно складывающейся в отдельных регионах Российской Федерации, многообразный характер причин и условий совершения тех или иных видов преступлений и административных правонарушений, влияющих на оперативную обстановку, различия в категориях лиц, склонных к совершению определенных противоправных деяний, индивидуальный характер форм и методов профилактической работы с ними и т.д. Мы считаем, что любой разрабатываемый проект федерального закона по вопросам профилактики противоправных деяний на территории Российской Федерации должен содержать основополагающие принципы и положения, учитывающие указанные факторы и применимые на всей территории. В то же время он, а также нормативный акт, издаваемый МВД России по его исполнению, должны носить рамочный характер и предоставлять УМВД, ГУ МВД, МВД субъектов Российской

Федерации возможность издания собственных приказов, утверждающих соответствующие наставления, инструкции, методические рекомендации по организации в подчиненных территориальных органах внутренних дел профилактического учета и индивидуальной профилактической работы с отдельными категориями лиц. При этом руководителям территориальных органов МВД России на региональном уровне, с учетом специфики их региона и анализа оперативной обстановки, должно быть предоставлено право самим определять дополнительные категории лиц, которые, по их мнению, подлежат профилактическому учету. Свое мнение авторы обосновывают неоспоримым выводом о том, что оперативная обстановка в различных регионах страны имеет свою специфику. Невозможно сопоставлять оперативную обстановку, например, на Северном Кавказе и в средней полосе России, в Москве и Санкт-Петербурге с оперативной обстановкой в районах Дальнего Востока и Сибири, в городах и сельской местности и т.д. Естественно, что на местах сотрудникам территориальных органов МВД России гораздо виднее причины и условия совершения отдельных видов противоправных деяний, а также пути их устранения. В настоящее время такая возможность издания на региональном уровне собственных нормативных правовых актов, учитывающих специфику региона, исключена. В качестве примера следует отметить, что изданное в свое время ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области наставление по организации индивидуальной профилактической работы в органах внутренних дел более 10 лет является единственным в стране нормативным документом, изданным на региональном уровне по рассматриваемому вопросу [4]. Однако очередная попытка разработать и издать более совершенное наставление, учитывающее специфику региона и значительно изменившиеся современные условия в политической, экономической, социальной областях, закончилась безрезультатно по формальной причине несоответствия включенного в проект перечня категорий лиц, подлежащих профилактическому учету, перечню, обозначенному в ведомственных нормативных актах федерального уровня. В то же время, анализируя содержание отдельных положений нормативных актов ведомственного характера, изданных на федеральном уровне, авторы отмечают их несовершенный и непроработанный должным образом характер, особенно в части регламентирования оснований и порядка постановки на профилактический учет отдельных категорий лиц в территориальных органах МВД России и проведения с ними индивидуальной профилактической работы [5, п. 63.1-63.6].

Основываясь на результатах многолетнего изучения правоприменительной практики проведения индивидуальной профилактической работы в период действия союзного законодательства, на знании существующей проблематики в деятельности сотрудников полиции, на результатах научного исследования нормативного правового обеспечения контрольно-надзорной и индивидуально-профилактической работы сотрудников правоохранительной работы с отдельными категориями лиц, авторы предлагают свои рекомендации по решению существующей проблемы совершенствования профилактического учета и профилактической работы в территориальных органах МВД России. По нашему мнению, на профилактических учетах у участковых уполномоченных полиции должны состоять следующие категории лиц.

1.Лица, освобожденные из мест лишения свободы, в отношении которых судом установлен административный надзор.

Данная категория лиц излишне подробно и в то же время без учета возможных изменений в законодательстве обозначена в ведомственном нормативном акте, изданном на федеральном уровне [5, п. 63.1]. Указанное обстоятельство, по нашему мнению, свидетельствует о недостаточном уровне профессиональной компетенции его разработчиков не только в вопросах практического применения разрабатываемого акта управления, но и в вопросах соблюдения установленных требований по его разработке. Для этой категории лиц в качестве основания для постановки на учет должно выступать решение суда об установлении административного надзора, независимо от того, по чьему заявлению (органа внутренних дел или исправительного учреждения) установлен надзор. Профилактический учет этих лиц должен осуществляться со дня регистрации лица по месту жительства или пребывания, т.к. с этого момента можно конкретизировать установленные судом (в случае установления надзора по инициативе администрации исправительного учреждения, далее по тексту - ИУ) административные ограничения. До этого момента можно только брать на контроль адрес и время прибытия лица из мест лишения свободы при поступлении сообщения из ИУ. Если лицу установлен надзор по заявлению органа внутренних дел (далее по тексту ОВД), то его профилактический учет в данной категории следует начинать при вынесении судом решения об установлении надзора. Полномочия сотрудников полиции различных служб и их должностного положения при осуществлении работы с этими лицами следует определять в соответствии с приказом МВД России [6]. В содержании работы должно быть четко прописана обязательная норма посещения поднадзорного по месту жительства (не менее четырех раз в месяц, плюс не менее двух контрольных) участковым уполномоченным полиции.

Формами профилактического учета для данной категории лиц, по нашему мнению, должны быть: дело административного надзора (в отделе по руководству участковыми уполномоченными полиции, далее по тексту - ОУУП), карточка учета индивидуальной профилактической работы и списочный учет в паспорте на административный участок (в участковом пункте полиции, далее по тексту - УПП).

2. Лица, освобожденные из мест лишения свободы, по признакам судимости формально подпадающие под установление административного надзора.

Ни Закон об административном надзоре, ни Приказ МВД РФ № 818 от 8 июля 2011 г. «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» никаким образом не выделяют эту достаточно криминогенную и рецидивоопасную категорию лиц из

общего числа лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Необходимость ее профилактического учета изложена в достаточно запутанном для понимания исполнителями изложении, содержащемся в Наставлении по организации деятельности участковых уполномоченных полиции [5, п. 63.1]. Поводом для постановки на профилактический учет данной категории лиц должен быть приговор суда, а при его отсутствии, справка об освобождении лица из мест лишения свободы. Из данных документов должно следовать, что лицо имеет непогашенную либо неснятую судимости, являющиеся формальным основанием для установления административного надзора. Постановку лица на данный вид учета следует осуществлять с момента его регистрации по конкретному месту жительства либо пребывания. До этого момента на контроле (но не на профилактическом учете) следует держать адрес и время возможного появления лица, освободившегося из мест лишения свободы. В разрабатываемом наставлении должны быть четко прописаны обязанности должностных лиц полиции по осуществлению профилактической работы с этой категорией. Несмотря на непродуманные положения, содержащиеся в Законе об административном надзоре и соответствующем приказе МВД России, в данную категорию лиц следует переводить лиц, состоявших под административным надзором, которым надзор был снят досрочно до окончания срока погашения либо снятия судимости. Если этих лиц после досрочного прекращения надзора вообще снимать с учета ОВД, как это регламентирует закон и приказ, они непременно уйдут из-под контроля сотрудников полиции, что станет одним из основных условий совершения ими новых преступлений.

Формами учета для этой категории лиц, по нашему мнению, должны быть: учетно-профилактическое дело (в ОУУП), карточка учета индивидуальной профилактической работы и списочный учет в паспорте на административный участок (в УПП).

Наша рекомендация о введении учетно-профилактического дела как одной из форм учета для данной и ряда последующих категорий лиц, обусловлена тем, что даже предлагаемая авторами форма учета в виде карточки учета индивидуальной профилактической работы и списочный учет, по отдельности не обеспечат полноту отражения всей проводимой контрольной и профилактической работы. В списочном учете в паспорте на административный участок можно только отразить основные установочные данные лица, время, основания осуждения и его освобождения, дату регистрации после освобождения из мест лишения свободы. В карточке учета индивидуальной профилактической работы - даты осуществления отдельных мероприятий в отношении лица. В то же время приобщение к карточке учета индивидуальной профилактической работы документов - как основополагающих, так и отражающих проведение отдельных контрольных либо индивидуальных профилактических мероприятий - может привести к их утрате и не будет способствовать объективной оценке проводимой работы.

3. Лица, освобожденные из мест лишения свободы, по признакам судимости не подпадающие под установление административного надзора.

Профилактический учет данной категории лиц не предусмотрен действующими приказами МВД России. В то же время бесконтрольное поведение и образ жизни этих лиц, особенно в первый год после освобождения из мест лишения свободы, зачастую является одним из основных условий совершения ими рецидива преступлений.

Поводом для постановки данной категории лиц на профилактический учет должно выступать сообщение из территориального органа ФМС России о регистрации лица по месту жительства либо пребывания. Профилактическая работа должна включать посещения лица участковым уполномоченным полиции по месту регистрации, оказание ему в пределах своей компетенции помощи в бытовом и трудовом устройстве, в социальной адаптации, контроль его поведения и образа жизни и т.д. Рекомендуемый нами срок содержания на профилактическом учете данной категории лиц - год со дня постановки на учет (но не со дня освобождения из мест лишения свободы, т.к. неизвестно, какой он образ жизни вел со дня освобождения и до регистрации).

Обращаем внимание на необходимость определения и дальнейшего учета участковыми уполномоченными полиции отдельных категорий лиц, освобожденных из мест лишения свободы, независимо от сроков погашения имеющихся у них судимостей. По нашему мнению, к таким категориям в первую очередь следует отнести лиц, судимых за совершение преступлений полового характера, при условии, если из приговора суда усматривается не случайный, а осознанный и целенаправленный характер совершения лицом данного преступления. Также следует учитывать и в последующем проживание на обслуживаемой территории лиц, когда-либо судимых за совершение квартирных краж. Многолетняя практика показывает наличие у этих категорий лиц устойчивого криминогенного и рецидивоопасного характера. Эти категории необходимо постоянно держать в поле зрения даже после официального снятия с профилактического учета. При появлении информации об однотипных преступлениях, совершенных на территории административного участка, района, города, региона, страны их следует в первую очередь проверять на причастность к данному преступлению.

Рекомендуемые формы учета: учетно-профилактическое дело, карточка учета индивидуальной профилактической работы, списочный учет в паспорте на административный участок (в УПП).

4. Лица, систематически нарушавшие общественный порядок в состоянии алкогольного опьянения.

Рекомендация о необходимости использования предлагаемого обозначения данной категории лиц, четко определяющего основание постановки лица на профилактический учет, но в то же время отличающегося от обозначения, содержащегося в соответствующем приказе МВД России, имеет принципиальное значение и обусловлена следующими обстоятельствами [5, п. 63.2]. Во-первых, на наш взгляд, недопустимо увязывать основание постановки на учет в органах внутренних дел

отдельных лиц с их имеющимся учетом в учреждениях здравоохранения, каким является, например, наркологический кабинет. В связи с ликвидацией системы принудительного лечения от алкоголизма (за исключением случаев назначения обязанности прохождения курса лечения по приговору суда) на учетах в наркологических кабинетах в настоящее время в основном состоят люди, которые в свое время добровольно обратились за оказанием им медицинской помощи. Более того, в настоящее время существует сеть негосударственных клиник, в которых большинство граждан проходит либо проходило лечение от алкоголизма, в том числе и анонимно. По нашему мнению, формулировка, обозначающая определяемую для постановки на профилактический учет соответствующую категорию лиц, содержащаяся в различных нормативных правовых актах федерального уровня, была внесена их разработчиками по аналогии с союзным законодательством без учета изменений, произошедших в различных сферах жизни общества в настоящий период [5, п. 63.2]. В то время, при функционировании системы принудительного лечения от хронического алкоголизма, законодательно устанавливался судебный порядок направления больного алкоголизмом в лечебно-трудовой профилакторий, который предусматривал обязательное предварительное нахождение хронического алкоголика на учете в наркологическом кабинете и его злостное уклонение от добровольного лечения от алкоголизма. Во-вторых, остается спорным вопрос определения критериев и степени общественной опасности лица для окружающих [5, п. 63.2].

По нашему мнению, в законодательном порядке и ведомственными нормативными правовыми актами должны быть четко обозначены критерии, согласно которым следует определять основания для постановки данной категории лиц на профилактический учет у участковых уполномоченных полиции. Такими основаниями, на наш взгляд, следует считать факты систематического нарушения лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, общественного порядка и привлечения его в связи с этим два и более раз в течение года к административной ответственности. В таком случае поводом для постановки лица на учет в органе внутренних дел и последующего осуществления в отношении его индивидуально-профилактической работы может быть вся поступающая в ОВД официальная информация, свидетельствующая о привлечении лица два и более раз в течение года к административной ответственности за указанные правонарушения. Поступление информации, при соответствующей организации в регионе на уровне УМВД, ГУ МВД, МВД субъекта может быть организовано из подразделений ИАЗ, ИЦ ГУ МВД, из территориальных органов и т.д. Рекомендуемый срок профилактического учета - год со дня постановки, при условии отсутствия административных правонарушений, совершенных лицом против общественного порядка. Рекомендуемые формы учета: карточка учета индивидуальной профилактической работы и списочный учет в паспорте на административный участок (в УПП).

5. Лица, привлекавшиеся к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 6.8, 6.9 КоАП РФ.

Предлагаемое обозначение данной категории лиц, в отличие от обозначения схожей по отдельным признакам категории лиц в виде «больных наркоманией, состоящих на учете в медицинской организации и представляющих опасность для окружающих», по указанным выше основаниям также имеет принципиальное значение [5, п. 63.2]. По сути своей данные категории лиц, официально уличенные в совершении правонарушений, предусмотренных указанными статьями КоАП РФ, уже представляют угрозу не только для себя, но и для окружающих. Осуществление этими лицами противоправных действий, связанных с употреблением либо оборотом наркотических средств и психотропных веществ, способствует последующему совершению ими преступлений различного вида, в т.ч. в состоянии наркотического опьянения. По нашему мнению, полиция обязана своевременно ставить таких лиц на профилактический учет независимо от того, состоят они или нет (и если состоят, то по каким основаниям), на учете в органах здравоохранения. Тем самым полиция будет действовать на опережение, осуществляя раннюю, но в то же время своевременную профилактику дальнейших, вполне ожидаемых правонарушений и преступлений со стороны этих категорий лиц. В содержание профилактической работы с этими лицами обязательно следует включать не только посещения их по месту проживания, но и установление их связей, оказывающих на них положительное либо отрицательное влияние, получение оперативно значимой информации, в т.ч. в результате осуществления доверительных отношений, об источниках поступления наркотических средств, местах встреч для совместного употребления наркотиков, о наркодилерах, о лицах, вовлекающих других лиц, в т.ч. несовершеннолетних, в употребление, распространение наркотических средств и психотропных веществ и т.д. Целью проводимой профилактической работы с этими категориями лиц должно быть возможное отторжение их от пагубного увлечения либо противоправного поведения, изолирование от отрицательного влияния на их образ жизни других наркозависимых граждан, склонение к добровольному лечению от наркотической зависимости и т.п.

Мы считаем, что рекомендуемым сроком содержания на профилактическом учете данной категории лиц должен быть год со дня постановки при условии отсутствия за это время административных правонарушений по указанным статьям КоАП РФ и отсутствия информации о продолжении употребления наркотических средств либо психотропных веществ или занятия противоправной деятельностью. Рекомендуемые формы учета: карточка учета индивидуальной профилактической работы и списочный учет в паспорте на административный участок (в УПП).

6. Лица, совершившие противоправные деяния в сфере семейно-бытовых отношений.

В соответствующем приказе МВД России данная категория обозначена как «совершившие правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений и представляющие опасность для окружающих» [5, п. 63.3]. Данная формулировка, по нашему мнению, весьма неоднозначно для понимания

исполнителями определяет не только рассматриваемую категорию лиц, но и основания постановки их на профилактический учет. Как и в анализируемых выше категориях, у исполнителей вполне обоснованно возникает вопрос о субъекте и критериях определения общественной опасности лица, совершившего правонарушение в сфере семейно-бытовых отношений. Рекомендуемое авторами собирательное обозначение данной категории лиц обусловлено следующими обстоятельствами. Во-первых, в данную категорию следует включать лиц, которые в течение года два и более раз привлекались к административной ответственности за совершение мелкого хулиганства по месту проживания. Следовательно, поводом для постановки таких лиц на учет и последующего проведения с ними индивидуальной профилактической работы должна быть информация, поступившая из подразделения ИАЗ, ИЦ ГУ МВД о привлечении лица к административной ответственности за указанные правонарушения. Иначе говоря, в качестве основания для постановки конкретного лица на профилактический учет рекомендуется рассматривать конкретные факты систематического совершения лицом административных правонарушений, а не просто факты вызова полиции по месту его проживания. Практика показала, что многочисленные вызовы нарядов полиции, по которым составляются сигнальные карточки, могут осуществляться по разным, в т.ч. необоснованным причинам. Такими причинами могут быть неприязненные отношения между проживающими в квартире жильцами, особенно между бывшими супругами, неупорядоченные отношения пользования общими местами в коммунальных квартирах, а также причины бытового характера, не имеющие никакого отношения к действительно противоправному поведению кого-либо из жильцов. В любом случае каждая сигнальная карточка, поступившая к участковому уполномоченному полиции, должна проверяться им на предмет наличия противоправного поведения лица, в отношении которого был сделан вызов. При подтверждении информации лицо должно быть привлечено к административной ответственности, что в последующем учитывается при постановке его на профилактический учет. Во-вторых, в данную категорию следует включить лиц, совершивших преступления в сфере семейно-бытовых отношений против жизни, здоровья. Поводами, дающими право на постановку этих лиц на учет, должны выступать постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по статьям частного обвинения, вынесенное в т.ч. по нереабилитирующим основаниям, а также официальная информация от дознавателя или следователя о возбуждении в отношении лица уголовного дела за совершение преступления в сфере семейно-бытовых отношений против жизни и здоровья и избрании меры пресечения, не связанной с содержанием под стражей.

Рекомендуемый срок содержания на профилактическом учете: для лиц, систематически совершавших административные правонарушения, по нашему мнению, должен быть год со дня постановки на учет при условии отсутствия последующих правонарушений в сфере «быта»; для лиц, совершивших преступления, - до принятия решения судом об осуждении (в таком случае лицо перейдет в одну из категорий осужденных), либо год в отношении лиц, совершивших преступления частного обвинения, даже при условии прекращения производства по делу в связи с примирением сторон либо по другим основаниям. Рекомендуемые формы учета: карточка учета индивидуальной профилактической работы и списочный учет в паспорте на административный участок (в УПП).

7. Лица, совершившие административные правонарушения против порядка управления и (или) административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность при проведении массовых мероприятий.

Поводом для постановки на учет данной категории лиц является официальная информация о привлечении этих лиц к административной ответственности за совершение указанных правонарушений, поступившая из территориальных органов, подразделений ИАЗ, ИЦ ГУ МВД. По нашему мнению, для данной категории лиц достаточным основанием для постановки на учет должен являться факт даже единичного привлечения к административной ответственности за указанные правонарушения. В случае своевременной постановки на учет лица полиция также будет действовать на опережение и заниматься ранней профилактикой возможной последующей противоправной деятельности, которая в случае возникновения массовых беспорядков чревата наступлением тяжких последствий. В содержание индивидуальной профилактической работы с представителями данной категории лиц, состоящих на профилактическом учете, рекомендуется включать не только традиционные плановые профилактические беседы, но и письменные предупреждения о недопустимости участия в несанкционированных массовых мероприятиях (особенно в митингах, демонстрациях и т.д.) с указанием того, что лицо предупреждено о возможности наступления для него правовых последствий в случаях совершения им противоправных действий. Особенно эффективны такие письменные предупреждения в преддверии готовящихся либо традиционно проводимых несанкционированных массовых мероприятий.

Рекомендуемый срок профилактического учета - год со дня постановки при условии отсутствия в течение этого времени указанных административных правонарушений. Рекомендуемые формы учета: учетно-профилактическое дело, карточка учета индивидуальной профилактической работы, списочный учет в паспорте на административный участок (в УПП).

8 Лица, входящие в фанатские и другие неформальные молодежные объединения экстремистской и иной противоправной направленности, совершившие административные правонарушения против порядка управления и (или) административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, а также лица, являющиеся организаторами, координаторами либо активными участниками этих объединений.

Поводом для постановки на профилактический учет данной категории лиц должна выступать официальная информация из правоохранительных органов, подразделений ИАЗ, ИЦ ГУ МВД о

задержаниях лиц и привлечении их к административной ответственности за совершение указанных правонарушений. По нашему мнению, для постановки на профилактический учет достаточно единичного факта привлечения к административной ответственности за указанные правонарушения. Вполне объяснимо, что единичный факт, как и в предыдущей категории, не дает объективной оценки активности лица в противоправной деятельности в составе неформального молодежного объединения. В то же время он свидетельствует о принадлежности лица к данному объединению и дает формальный повод полиции для постановки лица на профилактический учет для дальнейшего осуществления контроля за его поведением и образом жизни, проведения с ним индивидуальной профилактической работы. Идеальным вариантом было бы установление порядка, при котором основанием для постановки лица на учет была бы его активная роль в деятельности неформального объединения, даже без привлечения к административной ответственности. Практика показала, что именно организаторы, координаторы, активные лидеры, идеологи таких неформальных объединений стараются меньше всего попадать в поле зрения правоохранительных органов, не давать повода для задержания, но в то же время, оставаясь «в тени», провоцировать рядовых участников, координировать их действия, направлять их на совершение противоправных действий, включая совершение преступлений. Эти лица намного опаснее рядовых участников неформальных объединений, и основная задача полиции должна заключаться в нейтрализации в первую очередь их деятельности. Поводом для постановки этих лиц на учет может служить официальная информация, поступающая из оперативных служб, иных территориальных либо правоохранительных органов, в чьи функциональные обязанности входит контроль за деятельностью вышеуказанных неформальных молодежных объединений.

В содержание профилактической работы с этой категорией лиц следует включать активное проведение бесед с ними, с их близкими родственниками, разъяснение им правовых последствий противоправной деятельности. Необходимо устанавливать лиц, которые могут оказывать либо оказывают на них как положительное, так и отрицательное воздействие. Через осуществление доверительных отношений с гражданами из числа окружения этих лиц необходимо получать информацию о связях лица по неформальному объединению, планах на совершение противоправных акций или об уже совершенных противоправных действиях, включая преступления на национальной, расовой либо религиозной почве. Необходимо иметь четкое описание лица, состоящего на профилактическом учете, наличие у него особых и броских примет, описание посезонно носимой одежды. Выполнение этих рекомендаций позволит в последующем иметь возможность качественной проверки лица на причастность к совершенному преступлению либо иным индивидуальным (групповым) противоправным действиям.

Одной из эффективных форм психологического профилактического воздействия на таких лиц является вынесение лицу, желательно в присутствии его близких родственников, письменных предупреждений о недопустимости участия в различных несанкционированных массовых мероприятиях в преддверии их проведения с разъяснением административной либо уголовной ответственности за совершение противоправных действий в местах их проведения.

Рекомендуемый срок профилактического учета - год со дня постановки на учет с последующим продлением при наличии информации о продолжающей принадлежности к неформальному объединению. Рекомендуемые формы учета: учетно-профилактическое дело, карточка учета индивидуальной профилактической работы, списочный учет в паспорте на административный участок (в УПП).

Установленный объем статьи не позволяет перечислить все категории лиц, в отношении которых, по мнению авторов, в территориальных органах МВД России необходимо осуществлять индивидуальную профилактическую работу либо принимать участие в ее осуществлении в пределах предоставленных полномочий. Однако учет даже изложенных авторами рекомендаций при разработке на федеральном или региональном уровне соответствующих нормативных правовых актов по рассматриваемому вопросу, по нашему мнению, будет способствовать совершенствованию нормативно-правового обеспечения этого вида деятельности.

Список литературы

1. Кондрашов, В. П., Соловей, Ю. П., Черников, В. В. Российский закон о милиции. - М., 1992.

2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции». - [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 20.05.2014).

3. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». - [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 21.05.2014).

4. Приказ ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 5 октября 2004 г. № 1251 «Об утверждении «Наставления по организации работы органов внутренних дел с лицами, состоящими на профилактических учетах у участковых уполномоченных милиции».

5. Приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции». - [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 21.05.2014).

6. Приказ МВД России от 8 июля 2011 г. № 818 «О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». - [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 21.05.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.