Научная статья на тему 'Как писать студенту вуза научную работу по методике обучения школьников черчению (графике)'

Как писать студенту вуза научную работу по методике обучения школьников черчению (графике) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЧЕНИЮ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУРСОВАЯ И ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТЫ / ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГЛАВА / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГЛАВА / ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ / ЗАКЛЮЧЕНИЕ / СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ / ПРИЛОЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлов Н.Г.

В статье представлены методические рекомендации к написанию курсовой (выпускной квалификационной) работы по учебной дисциплине «Методика графической подготовки школьников», адресованные для студентов вузов, получающих специальность учителя технологии общеобразовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлов Н.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как писать студенту вуза научную работу по методике обучения школьников черчению (графике)»

Педагогические науки

59

Студент по окончании изучения дисциплины «Организация летнего отдыха детей и подростков» должен соответствовать основным критериям уровня подготовленности педагога к выполнению своих профессиональных обязанностей в учреждении летнего детского отдыха: осознание целей и задач воспитательной работы с детьми и подростками и определение путей и содержания работы для их реализации; практическое владение умениями и навыками изучения воспитанников летнего оздоровительного учреждения, включения их в деятельность детско-подросткового коллектива; сформиро-ванность профессиональной мотивации педагога учреждения летнего детского отдыха; реальные изменения в уровне развития общепрофессиональных знаний и умений будущих педагогов.

Список литературы:

1. Линкер Г.Р. Актуальные противоречия процесса подготовки будущих педагогов к организации летнего детского оздоровительного отдыха // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. -2009. - № 9.

2. Приказ Минобрнауки РФ от 17.01.2011 N 46 (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.03.2011 N 20228).

КАК ПИСАТЬ СТУДЕНТУ ВУЗА НАУЧНУЮ РАБОТУ ПО МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЧЕНИЮ (ГРАФИКЕ)

© Михайлов Н.Г.*

Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова,

г. Архангельск

В статье представлены методические рекомендации к написанию курсовой (выпускной квалификационной) работы по учебной дисциплине «Методика графической подготовки школьников», адресованные для студентов вузов, получающих специальность учителя технологии общеобразовательных учреждений.

Ключевые слова методика обучения школьников черчению, научноисследовательская деятельность, курсовая и выпускная квалификационная работы, теоретическая глава, экспериментальная глава, выводы по главе, заключение, список литературы, приложения.

* Доцент кафедры Технологии и безопасности жизнедеятельности Института комплексной безопасности, кандидат педагогических наук, доцент.

60

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Требования к выполнению курсовой (выпускной квалификационной) работы по теории и методике обучения черчению (графике)1

1. Цепи написания курсовой (выпускной квалификационной) работы и общие требования к её содержанию

Курсовая работа по теории и методике обучения черчению (графике) является небольшим научным исследованием студента и может быть рекомендована для чтения на научно-практических конференциях студентов, а также может стать основой выпускной квалификационной работы, а затем и умения самостоятельно работать над диссертационным исследованием.

Темы курсовых (выпускных квалификационных) работ разрабатываются и утверждаются кафедрой на учебный год. В этом процессе может принять участие и сам студент - он может предложить предполагаемому научному руководителю или кафедре свой вариант темы для рассмотрения и утверждения кафедрой. В остальных традиционных условиях студент выбирает интересующую его тему курсовой, а так же выпускной квалификационной работы, после этого кафедра закрепляет за студентом тему и назначает научного руководителя. Затем студент составляет план работы над темой и представляет его научному руководителю. При необходимости план (или содержание) научно-исследовательской работы корректируется под руководством научного руководителя.

Цели выполнения студентом курсовой (выпускной квалификационной) работы:

- повышение научно-методической подготовки будущего учителя;

- развитие самостоятельной творческой деятельности студента;

- углубление теоретических знаний студента по изучаемой им проблеме;

- освоение навыков анализа психолого-педагогической, учебно-методической и специальной литературы;

- приобретение навыков анализа и обобщения опыта работы учителей-практиков;

- формирование умений планировать, подготавливать и проводить педагогический эксперимент;

- овладение навыками обработки результатов эксперимента и обобщения полученных данных теоретического и экспериментального исследований.

1 Данные требования можно использовать к написанию любой научно-исследовательской работы (курсовой, выпускной квалификационной или дипломной, а также диссертационной работы на соискание ученой степени канд. пед. наук по теории и методике обучения черчению). При этом лишь иметь в виду, что курсовая работа должна быть менее объемной, чем выпускная квалификационная работа (ВКР), а диссертационная работа, в свою очередь, более объемной, чем ВКР.

Педагогические науки

61

Курсовая (выпускная квалификационная) работа должна содержать:

- Титульный лист общепринятого образца.

- Оглавление (или содержание).

- Текст работы (введение, теоретическая глава 1 и 2-3 параграфа, выводы по 1-й главе, экспериментальная глава 2 и 2-3 параграфа, выводы по 2-й главе, заключение).

- Список литературы.

- Приложение.

2. Общие указания к выполнению курсовой (выпускной квалификационной) работы

Для успешного написания курсовой работы необходимо руководствоваться этими требованиями и требованиями других авторов [2; 3, с. 8-12, с. 168171; 4; 5; 6 и др.] а также, например, общими требованиями к выполнению курсовых работ авторов Б.Н. Марковой и С.Н Пустошной [1]. На начальном этапе необходимо написать план курсовой работы (иными словами, её оглавление или содержание) и обсудить с научным руководителем, откорректировать. Затем по написанному плану начинать набирать необходимые материалы, проводить экспериментально-исследовательскую работу.

Приведём образец оглавления (или содержания) научно-исследовательской работы (кандидатской диссертации) Н.Г. Михайлова на тему: «Обучение школьников элементам художественного конструирования на уроках черчения (на примере специализированных классов)» [5].

С О Д Е Р Ж А Н И Е

ВВЕДЕНИЕ.............................................................4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЧЕНИЮ

1.1. Художественное конструирование как вид творческой деятельности.15

1.2. Графические знания и умения в художественно-конструкторской деятельности...41

1.3. Современное состояние обучения школьников черчению с элементами

художественного конструирования в общеобразовательной школе.........53

Выводы по 1 главе...................................................71

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КЛАССОВ

ЧЕРЧЕНИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ

1.1. Содержание и формы организации экспериментального обучения....74

2.2. Комплексные задания по черчению с элементами художественного

конструирования....................................................91

2.3. Экспериментальная проверка разработанного содержания, форм

организации и средств обучения учащихся черчению с элементами художественного конструирования...................................116

62

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Выводы по 2 главе.............................................140

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................142

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................144

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Наглядно-иллюстративный материал для беседы

о Центрах русской деревянной и глиняной игрушки...............169

Приложение 2. Образец решения творческого задания 2-го уровня сложности по художественному конструированию игрушки-пирамиды «Гриб мухомор»

школьником....................................................175

Приложение 3. Чертежи и фотоиллюстрации игрушек-аналогов к творческим

заданиям 4-го уровня сложности на художественное конструирование изделий.185

Приложение 4. Средства обучения...............................192

Во введении студенту необходимо представить:

Актуальность проблемы исследования. В этой рубрике указать фамилии учёных, учителей-практиков, работавших по этой проблематике. Здесь также можно сказать о том, что по данной проблеме сделано учеными-методи-стами, что делается, что бы хотелось сделать. Далее тексты рубрик введения покажем на примере приведенного выше образца содержания научного исследования.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать содержание и формы организации обучения черчению с элементами художественного конструирования учащихся специализированных классов.

Объект исследования: учебная деятельность школьников на уроках черчения.

Предмет исследования: содержание и организация обучения учащихся специализированных классов курсу черчения с элементами художественного конструирования.

Гипотеза исследования: обучение учащихся специализированных классов элементам художественного конструирования на уроках черчения будет более эффективным, если: они выступают систематическим компонентом учебной деятельности; используются фронтальная, групповая и индивидуальная формы организации учебной работы в зависимости от цели обучения; практические задания приближены к реальной художественно-конструкторской деятельности на доступном уровне обучения данной возрастной группы (поиск аналогов, графических модулей, разработка проектного задания и необходимой чертежной документации).

Задачи исследования:

1. Раскрыть психолого-педагогические условия эффективности использования элементов художественного конструирования в процессе обучения школьников черчению.

2. Изучить современное состояние обучения школьников черчению и рассмотреть возможности включения элементов художественного конструирования в данную учебную дисциплину.

Педагогические науки

63

3. Разработать содержание обучения школьников специализированных классов черчению с элементами художественного конструирования, а также формы организации их учебной графической деятельности.

4. Осуществить экспериментальную проверку содержания и форм организации обучения школьников специализированных классов элементам художественного конструирования на уроках черчения.

Методы исследования:

- теоретический анализ литературы и научно-методических исследований по педагогике, психологии, методике преподавания художественно-графических дисциплин;

- изучение и обобщение опыта учителей черчения;

- педагогические наблюдения;

- ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности, анкетирование и устный опрос учащихся (при написании ВКР здесь студент может проанализировать свой опыт работы в школе, полученный во время прохождения педпрактики на 4 и 5 курсах);

- беседы с учителями, родителями, руководителями школ, учеными-педагогами;

- педагогический эксперимент.

Таким образом, во введении необходимо обосновать актуальность темы исследования, определить проблему, цель, объект, предмет, гипотезу, задачи и методы экспериментального исследования.

В первой теоретической главе студент представляет:

- параграф, посвящённый понятийному аппарату исследования (см. выше образец содержания, § 1.1);

- параграф, посвященный взаимосвязи психолого-педагогических вопросов с методикой преподавания предмета на примере изучения какой-нибудь темы урока, тем уроков или раздела (см. выше образец содержания, § 1.2);

- параграф, освящающий современное состояние исследуемой тематики в практике школы (см. выше образец содержания, § 1.3);

- выводы по первой главе; здесь студент даёт краткие обобщенные тексты («выжимки») содержания каждого параграфа главы. Что касается первой теоретической (или психо лого-педагогической) главы по указанной выше теме исследования, то автором Н.Г. Михайловым проанализирована в этой главе сущность художественного конструирования, выявлена связь деятельности художника-конструкто-ра с комплексом графических знаний и умений, рассмотрено современное состояние обучения школьников черчению с элементами художественного конструирования в общеобразовательной школе.

Например, выводы по первой главе «Теоретическое обоснование включения элементов художественного конструирования в процесс обучения

64

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

школьников черчению» упомянутого научного исследования по указанной выше теме такие:

«1. Теоретический анализ сущности художественного конструирования показал, что это творческая, интегрированная и многогранная деятельность по созданию объектов окружающей предметной среды. Причем, как творческий процесс художественное конструирование направлено на разработку художественно-проектной, конструкторской документации, моделирование и макетирование объектов предметного мира (игрушек, одежды, обуви, посуды, мебели, зданий, помещений, машин и др.).

2. Результаты теоретического анализа специальной и учебно-методической литературы позволили выявить, что деятельность художника-конструк-тора связана с комплексом графических знаний и умений, имеющим конструктивную и изобразительную функции. Конструктивная функция выражается в том, что с помощью графических изображений ставится и решается проектная задача, а также осуществляется развитие замысла-идеи. Изобразительная функция графической деятельности проявляется в фиксации и материализации творческих замыслов, показывая их развитие, всесторонне отображая найденное художественно-конструкторское решение.

Художник-конструктор в своей работе сочетает методы и средства получения изображений, используемые как в технической графике, так и в изобразительном искусстве. На начальных этапах своей творческой деятельности он фиксирует поисковые варианты с помощью рисунка. В дальнейшем при разработке проектной документации использует, в основном, чертежи.

Анализ графической деятельности художника-конструктора позволил определить, что на уроках черчения имеется возможность формировать у школьников элементарные художественно-конструкторские знания и умения, а также активизировать их учебно-познавательную и творческую деятельность, повышая эффективность художественно-графической подготовки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Теоретический анализ современного состояния обучения школьников черчению с элементами художественного конструирования в общеобразовательной школе позволил выявить, что изучаемые объекты, как правило, имеют абстрактную форму. Кроме того, в практике обучения черчению явно недостаточно заданий, включающих элементы художественного конструирования. Вместе с тем, задания по черчению с элементами художественного конструирования, предложенные учеными-методистами, используются эпизодически. До сих пор нет специальных методических исследований и разработок, посвященных интеграции курса черчения с художественным конструированием в условиях специализированных классов» [5, с. 71-73].

Во второй главе своего экспериментального исследования студенту необходимо:

- написать о том, какие учебные программы (свою авторскую или других авторов) или пособия УМК он использовал при обучении

Педагогические науки

65

учащихся контрольных и экспериментальных групп; о формах организации экспериментального обучения (например, сколько человек было в контрольной и экспериментальной группах; в каких школах или классах они учились и т.п.; см. выше образец содержания, глава 2, § 2.1);

- представить средства экспериментального обучения (учебные таблицы, плакаты, динамичные и демонстрационные модели, задания и т.п., дать их подробные описания; см. выше образец содержания, § 2.2);

- показать методику обучения школьников черчению не примере изучения какой-нибудь темы урока, уроков или раздела, представить сравнительные анализы сформированности графических знаний, умений, навыков учащихся в контрольных и экспериментальных группах; пример названия параграфа этой главы см. выше в образце содержания, § 2.3;

- представить выводы по второй главе.

При работе над заключением курсовой (или выпускной квалификационной) работы студент использует выводы двух глав (теоретической или психолого-педагогической и экспериментальной), в заключении представляет более короткий текст, чем тексты двух выводов двух глав вместе взятых.

Следующим структурным компонентом курсовой работы (или любой другой исследовательской работы) является список литературы. При оформлении списка использованной литературы студент должен владеть информацией о библиографических ГОСТах. Библиографические данные, как правило, представлены на обороте титульного листа любого объемного печатного издания. Надо отметить, что эти сведения на старых изданиях на оборотах их титульных листов представлены согласно библиографическим ГОСТам, существовавшим в годы издания той или иной литературы. Поэтому, студент должен уметь их указывать согласно новым требованиям [см. 1 -6].

Ниже приведем некоторые дополнительные примеры составления библиографических сведений.

Программы

1. Черчение: Программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации / Авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов; отв. ред. В.А. Гервер. - М.: Просвещение, 1993. - 16 с.

Методические пособия

2. Ботвинников А.Д. Методическое пособие по черчению: К учебнику

A. Д. Ботвинникова и др. «Черчение». 7-8 классы» / А.Д. Ботвинников,

B. Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский и др. - М.: ООО «Издательство Ас-трель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 159, [1] с.: ил.

66

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

3. Михайлов Н.Г. Тематическое планирование уроков черчения: Методическое пособие для учителей: К программе А.Д Ботвинникова, И.С. Вышнепольского, В.А. Гервера, М.М. Селиверстова под редакцией В.А. Гервера и учебнику «Черчение. 7-8 классы» А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского. - М.: ГРАФ-ПРЕСС, 2004. - 28 с.

Учебные пособия

4. Демчев П.Г., Черемных Г.В. Художественное оформление в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 208 с., 8 с. ил.: ил.

Учебники

5. Ботвинников А.Д. Черчение: 9-й класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. - 4-е изд., дораб. - М.: АСТ: Астрель, 2014. - 221, [3] с.: ил.

Методические указания

6. Меньшуткин Н.Н. Требования к выполнению выпускных квалификационных работ: Методические указания. - Архангельск: Изд. центр Поморского университета, 2000. - 15 с.: прил.

Методические рекомендации

7. Маркова Б.Н., Пустошная С.Н. Требования к контрольным, курсовым работам и курсовому проекту: Методические рекомендации. - Архангельск: Изд. центр Поморского университета, 2003. - 38 с.: прил.

Статья в журнале

8. Хакимов Г.Ф. Графическое образование и методическое творчество учителя // Школа и производство. - 1995. - № 1. - С. 87-90.

9. Михайлов Н.Г. Обучение школьников теме «Аксонометрические проекции окружностей и предметов с цилиндрическими элементами» на уроке черчения // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. - № 40. - С. 80-103.

Статья в сборнике научных трудов

10. Михайлов Н.Г. Психолого-педагогические условия организации творческой графической и художественно-конструкторской деятельности школьников подросткового возраста // Вопросы истории, теории и методики преподавания технологических и общетехнических дисциплин. Вып. 2: Сб. науч. тр. / Отв. ред. и сост. Н.Г. Михайлов. - Архангельск: Поморский государственный университет, 2002. - 247 с.: ил. - С. 121-126.

11. Михайлов Н.Г. Обучение школьников черчению и технологии на основе объектов художественно-утилитарного назначения в условиях совре-

Педагогические науки

67

менной школы // Приоритетные научные направления: от теории к практике: сборник материалов XII Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС,

2014. - 248 с. - С. 57-64.

Авторефераты и диссертации

12. Родин В.Д. Эстетическая ценность дизайна: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1985. - 18 с.

13. Михайлов Н.Г. Обучение школьников элементам художественного конструирования на уроках черчения (на примере специализированных классов): дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1998. - 196 с.: прил.

Примечание. Студент должен знать, что существуют специальные пособия, содержащие сведения о составлении библиографических списков, их надо искать в библиотеках.

Следующим структурным компонентом курсовой (выпускной квалификационной) работы может быть приложение, содержащее иллюстративный материал (рисунки, схемы, диаграммы, графики, фотоиллюстрации, графические изображения, таблицы). В то же время следует отметить, что приложение в курсовой (выпускной квалификационной) работе может и не быть. В этом случае весь иллюстративный материал располагается синхронно с текстом научной работы.

Приложение необходимо расположить в конце всей курсовой или выпускной квалификационной работы. Студенту следует посередине отдельного листа писчей бумаги написать одно слово «Приложение». Далее за этим листом расположить вышеназванные виды иллюстративного материала. Номера рисунков, фотоиллюстраций и их тексты необходимо расположить под рисунками и фотоиллюстрациями, а номера и названия схем, таблиц над ними справа. Приложений в работе может быть и несколько. В этом случае у каждого приложения должен быть свой номер (Приложение 1, Приложение 2 и т.д.) и каждое из них содержит иллюстративный материал, объединённый одной тематикой. Каждый вид иллюстративного материала должен иметь свою отдельную сквозную нумерацию (Схема 1, Схема 2 и т.д.; Рис. 1, Рис. 2 и т.д.; Таблица 1, Таблица 2 и т.д.)

3. Требования к оформлению курсовой (выпускной квалификационной дипломной) работы

Внешнее оформление курсовой работы - показатель эстетического вкуса студента и уровня его художественно-графической культуры. Поэтому на оформление работы следует обратить серьёзное внимание. Для этого студент должен приобрести в торговой сети специальную папку, содержащую стандартные листы бумаги формата А4 (210x297), предназначенную для выполнения курсовых работ. Текст пишется на одной стороне листа четким разборчи-

68

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

вым почерком или печатается на принтере компьютера с соблюдением полей. Размеры полей: левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее и нижнее - 20 мм, рамкой не очерчивается. Все страницы, приложения, иллюстрации нумеруются и брошюруются. Номера страниц необходимо поместить сверху в правом углу.

Список литературы должен быть составлен в алфавитном порядке (от А до Я).

Иллюстративный материал (фотографии, рисунки, таблицы, схемы и др.) должны выполняться на отдельных листах и размещаться в приложении к работе или синхронно располагаться с её текстом.

Весь иллюстративный материал, как уже выше в предыдущей рубрике настоящих требований говорилось, последовательно нумеруется и сопровождается надписями [подробнее см.: 1, с. 7-11]. В тексте работы необходимо обязательно давать ссылки на номера иллюстраций.

Повторяем, научно-исследовательская (курсовая и выпускная квалификационная) работа содержит титульный лист, оглавление, текст работы (введение, главы и выводы по главам, заключение), список литературы, приложение (см. выше 2-ю рубрику данных требований).

При оформлении работы ознакомиться с утверждёнными образцами титульных листов, положениями, руководствами и т.д., имеющимися в учебнометодических кабинетах факультетов (институтов), а также на электронных сайтах интернета тех вузов, где обучаются студенты.

Список литературы:

1. Маркова Б.Н., Пустошная С.Н. Требования к контрольным, курсовым работам и курсовому проекту: Методические рекомендации. - Архангельск: Изд. центр Поморского университета, 2003. - 38 с.: прил.

2. Меньшуткин Н.Н. Требования к выполнению выпускных квалификационных работ: Методические указания. - Архангельск: Изд. центр Поморского университета, 2000. - 15 с.: прил.

3. Методика обучения черчению: учеб. пос. для студентов и учащихся ху-дож.-граф. спец. учеб. заведений / В.Н. Виноградов, Е.А. Василенко, А.А. Аль-хименок и др.; Под ред. Е.А. Василенко. - М.: Просвещение, 1990. - 176 с.: ил.

4. Методические рекомендации к выполнению выпускной квалификационной (дипломной) работы по специальности «Технология и предпринимательство» / В.А. Бородина, М.С. Васькин, И.Ю. Королёв и др. - Архангельск: Изд. центр Поморского университета, 2002. - 30 с.: прил.

5. Михайлов Н.Г. Обучение школьников элементам художественного конструирования на уроках черчения (на примере специализированных классов): дисс. ...канд. пед. наук. - М., 1998. - 196 с.: прил.

6. Михайлов Н.Г. Обучение школьников элементам художественного конструирования на уроках черчения (на примере специализированных классов): автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1998. - 16 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.