Научная статья на тему 'КАК НАУЧИТЬСЯ БЫТЬ ВОЕННЫМ? ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ С КОМПЕТЕНЦИЕЙ СУВОРОВЦЕВ'

КАК НАУЧИТЬСЯ БЫТЬ ВОЕННЫМ? ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ С КОМПЕТЕНЦИЕЙ СУВОРОВЦЕВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / МЕТАФОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Обухова Надежда Сергеевна

В данной статье рассматриваются некоторые аспекты работы по сопровождению процесса профессионального самоопределения суворовцев. Целью данной работы является распространение практического опыта педагогов-психологов Тульского СВУ по применению активных форм и методов работы в развитии военно-профессиональной ориентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Обухова Надежда Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOW TO LEARN TO BE A MILITARY? RELATIONSHIP BETWEEN THE MOTIVATIONAL SPHERE OF A PERSON AND COMPETENCE OF SUVOROV MILITARY SCHOOL STUDENTS

This article discusses a number of aspects of the work concerning the support of the process of professional self-determination of Suvorov military school students. The purpose of this work is to share the practical experience of teachers and psychologists of Tula Suvorov military school in the use of active forms and methods of work in the development of military professional orientation.

Текст научной работы на тему «КАК НАУЧИТЬСЯ БЫТЬ ВОЕННЫМ? ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ С КОМПЕТЕНЦИЕЙ СУВОРОВЦЕВ»

Н.С. ОБУХОВА

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

N.S. OBUKHOVA

КАК НАУЧИТЬСЯ БЫТЬ ВОЕННЫМ?

HOW TO LEARN TO BE A MILITARY?

ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ С КОМПЕТЕНЦИЕЙ СУВОРОВЦЕВ

RELATIONSHIP BETWEEN THE MOTIVATIONAL SPHERE OF A PERSON AND COMPETENCE OF SUVOROV MILITARY SCHOOL STUDENTS

Сведения об авторе. Обухова Надежда Сергеевна - педагог-психолог 1 категории Федерального государственного казённого общеобразовательного учреждения «Тульское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» (г. Тула. E-mail: n. obuhova49@gmail. com).

Аннотация. В данной статье рассматриваются некоторые аспекты работы по сопровождению процесса профессионального самоопределения суворовцев. Целью данной работы является распространение практического опыта педагогов-психологов Тульского суворовского военного училища по применению активных форм и методов работы в развитии военно-профессиональной ориентации.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, мотивы выбора профессии, анкетирование, индивидуальное консультирование, метафорические карты.

Information about the author. Nadezhda Obukhova - teacher-psychologist of the 1st category of the Federal state state educational institution «Tula Suvorov military school of the Ministry of defense of the Russian Federation» (Tula. E-mail: n. obuhova49@gmail. com).

Summary. This article discusses a number of aspects of the work concerning the support of the process of professional self-determination of Suvorov military school students. The purpose of this work is to share the practical experience of teachers and psychologists of Tula Suvorov military school in the use of active forms and methods of work in the development of military professional orientation.

Keywords: professional self-determination, reasons for choosing a professional choice, survey, individual counseling, metaphorical maps.

Человек, выбравший не своё дело в жизни, вряд ли сможет чувствовать себя полноценно счастливым. Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне.

В соответствии с ФГОС ООО выпускник средней школы - это человек, стремящийся к самопознанию и саморазвитию, подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение професси-

ональной деятельности для жизни и общества.

В своей статье я хочу остановиться на некоторых аспектах работы психологической службы ТлСВУ по сопровождению процесса профессионального самоопределения суворовцев.

На мой взгляд наиболее ёмко раскрыть сущность профессионального самоопределения удалось профессору факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Н.С. Пряжникову. В его понимании оно представляет собой

поиск личных смыслов в выбираемой и осваиваемой специальности. Это ещё раз подчёркивает, что без любимого дела в жизни сложно полностью реализоваться.

По сути весь процесс профессионального самоопределения человека включает 3 основных этапа:

1. Изучение, в первую очередь, себя, своего характера, возможностей, интересов, мотивов и целей; во вторую очередь, изучение возможных предложений, сбор информации обо всех подходящих учебных

Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд - даже самый грубый - возвышается до творчества».

Максим Горький (1868-1936),

«

писатель

заведениях и возможных местах работы или службы.

2. Выбор оптимального варианта, согласование своего выбора с близкими.

3. Постановка ближайших и перспективных целей, осуществление конкретных шагов для их достижения.

В условиях суворовского училища психолог имеет возможность пройти весь этот путь вместе с подростком и его семьёй.

Одной из задач сопровождения профессионального самоопределения является изучение мотивов выбора профессии. Известно, что для разных подростков этот процесс имеет различный смысл. Для того чтобы суворовец по-настоящему включился в эту работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе профессионального самоопределения, приобрели для него личностную значимость и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании. Для педагога и психолога знание характера мотивации подростка в каждом конкретном случае помогает прогнозировать его поведение, стимулировать нужную деятельность, а также позволяет избежать ненужных ошибок. Существует несколько вариантов классификации мотивов. Выделение видов мотивов и их классификация зависят у многих авторов от того, как они понимают сущность мотива. Я придерживаюсь классифи-

кации мотивов, характеризующей отношение к самой деятельности: внутренние мотивы (связанные с самой деятельностью) и внешние мотивы (не связанные с деятельностью) (А.К. Маркова с соавторами, 1983).

С целью изучения осознанных мотивов выбора профессии среди суворовцев 10 классов (2 рота) было проведено диагностическое анкетирование. В нём приняли участие 67 суворовцев 2 роты. Анкета включает в себя вопросы о выборе профессии, учебного заведения и факультета, мотивах выбора именно этой профессии. Регулярное проведение подобного анкетирования - на старших курсах - 1-2 раза в год позволяет выявить картину профессионального выбора суворовцев и проследить за её динамикой. Также результаты анкетирования дают психологу полезную информацию для дальнейшей профориен-тационной работы с подростками.

Приведу результаты анкетирования суворовцев. Ответы на вопрос «Какое направление деятельности вы для себя выбрали?» распределились следующим образом: Я считаю, что «мишенью» для профориентационной работы

являются, в первую очередь, те суворовцы, что пока не выбрали для себя направление деятельности (таких меньшинство, 1,5%), и те, что пока решили выбрать гражданские специальности (39,4%). Основная цель работы с первой категорией суворовцев - помочь подросткам изучить себя и сделать выбор. Она включает и диагностику, и консультирование, и различные профилактические, просветительские и развивающие занятия, работу с родителями.

На наш взгляд, у педагогов и психологов СВУ есть возможность повлиять и на выбор той группы суворовцев, которая выбирает гражданские специальности. Делать это нужно осторожно, ни в коем случае не давая оценки выбору суворовца или его родителей. Основная задача этой работы - ознакомление суворовцев с содержанием различных военных профессий. Необходимо показать, что военные специальности дают подросткам не меньше возможностей реализовать свой потенциал (в том числе и творческий), чем гражданские. Этому посвящены, например, открытые уроки воспитателей о военных профессиях

Направления деятельности

Военное направление и силовые структуры, включая ВИФК, МТО, военную медицину, кибербезопасность, военный перевод, экономическую безопасность, гос . тайну 59,1%

1Т - технологии 9,1%

Гражданская авиация 6,0%

Политология, международные отношения, гос . служба 6,0%

Медицина гражданская 4,5%

Инженерное дело 4,5%

Математика, точные науки 3%

Гражданские специальности (без точного определения, какие именно) 3%

Юриспруденция 1,5%

Бизнес 1,5%

Не определился 1,5%

с привлечением представителей этих профессий, встречи с представителями военных вузов, экскурсии в высшие учебные заведения МО РФ. Развивающие, просветительские и профилактические занятия, которые проводят психологи, служат той же цели.

В качестве примера остановлюсь на такой форме психологического сопровождения, как Суворовский клуб. В ней используется технология сотрудничества детей и родителей. Встречи Суворовского клуба представляют собой профилактические занятия, которые проводятся совместно педагогами, родителями и суворовцами. Каждое занятие имеет свою тему, цель и задачи, одна из тем - «Выбор профессии» включает в себя две части. Первая часть спортивная - катание на коньках совместно с воспитателями и родителями, спортивные игры и конкурсы, авторы которых - суворовцы. Вторая часть занятия - психологическая, включает обсуждение какой-либо темы, проблемы взвода. Эта часть встречи также содержит психологические игры и упражнения, направленные на развитие навыков совместной деятельности в группе, формирование навыков общения. Также сюда входят игры и упражнения, способствующие снятию напряжения и улучшающие психологическую атмосферу в группе. Ведущими этих упражнений могут выступать воспитатели, родители, педагог-психолог. Каждое занятие включает в себя чаепитие, творческие номера (стихи, песни, сценки) на заданную тему. Эта форма взаимодействия даёт возможность родителям применить свой воспитательный опыт не только к своему сыну, но и к его товарищам, повлиять на своего ребёнка косвенно, через других. По мнению психологов, такое косвенное влияние в подростковом возрасте даёт выраженный положительный результат. Оно позволяет родителям довести своё мнение до подростка, избежав при этом чтения нотаций.

Таким образом, психологическое сопротивление подростка влиянию родителей существенно снижается. Психолог и воспитатели, в свою очередь, также имеют возможность косвенно повлиять на выбор суворовцев и их родителей, информируя о разнообразии и достоинствах военных профессий, но не навязывая своего мнения.

Те суворовцы, которые уже выбрали военную специальность и вуз Министерства обороны, нуждаются в работе с психологом, направленной на поддержку и одобрение суворовца и его семьи, корректировку и согласование их планов, выбор запасного варианта получения образования. Также большое значение имеет знание мотивов выбора профессии. Ещё одна иллюстрация этого - пример суворовцев 2 роты (10 классы) ТлСВУ. На вопрос о том, почему они выбрали для себя именно военную специальность, подростки дали следующие ответы.

Как видно из таблицы, самая значительная часть суворовцев (24,2%) в своём выборе руководствуется своими склонностями и интересами. На втором месте (19,7%) находится неопределённый мотив (хочу этого, мне это нравится). Работа с этими суворовцами, в первую очередь, направлена на осознание своих мотивов. Чаще всего это консультирование индивидуальное или в группе «Суворовец - родитель». В этой работе бывает эффективным использование метафорических карт. Работа по коррекции противоречивых взглядов, осознанию страхов и опасений, развитию коммуникативных навыков происходит в удобном и безопасном для подростка и его родителей режиме - через ассоциации, выполнение упражнений с последующей рефлексией. Таким образом, к работе над решением проблемы привлекаются неосознаваемые ресурсы психики. Работа с метафорическими картами позволяет сформулировать проблемный вопрос, выдвинуть гипотезы о том, что мешает учащимся

сделать хотя бы предварительный выбор будущей профессии и учебного заведения. Зачастую на этом этапе консультирования суворовцы и родители формируют запрос: они хотели бы научиться видеть свои сильные и слабые стороны, определять ресурсы.

Работа с мотивами полезна и для той группы суворовцев, которая выбирает профессию, потому что «хотят быть военным» (4,5%). Такая формулировка говорит о заинтересованности подростков скорее внешней стороной военной жизни, но грамотная работа с ними может помочь перевести этот мотив во внутренний план. Такая работа, на наш взгляд, должна включать обучение суворовцев целеполаганию, умению воплощать свои мотивы через последовательную систему целей. Способность к целепола-ганию вообще является одним из показателей зрелости моти-вационной сферы человека. Эта способность в дальнейшем ляжет в основу целеполагания в профессиональной деятельности.

Развитию навыков целеполагания посвящены отдельные занятия и целые блоки в развивающих программах педагогов-психологов для средних и старших курсов. Например, одним из упражнений, используемых в работе по развитию навыков целеполага-ния со старшими подростками, является «Линия жизни». Оно позволяет визуализировать основные этапы жизни подростка, соотнести их с его жизненными целями, а главное, выявить собственные ресурсы человека, необходимые для достижения целей, и осознать, что может этому препятствовать. Линию жизни можно изобразить на бумаге цветными карандашами и фломастерами, либо провести упражнение в форме расстановок - драматизаций. Из участников выстраивается «линия жизни» протагониста, где суворовцы играют роли различных людей, достижений, препятствий, ресур-

Мотивы

Мне это близко, по душе, люблю этот вид деятельности 24,2%

Неопределённый мотив (хочу, просто нравится), не хочу ничего другого 19,7%

Это престижно, перспективно, востребовано, актуально 12,1%

Хочу служить своей стране, защищать Родину 6,0%

Нравятся конкретные предметы 6,0%

Высокая зарплата, возможности для развития 6,0%

Есть интерес, способности 4,5%

Стремление проверить себя, любовь к риску, экстремальным условиям 4,5%

Хочу быть военным 4,5%

Хочу помогать людям 4,5%

Хочу бороться с несправедливостью 3,0%

Решил пойти по стопам родителей 3,0%

Не знаю 3,0%

Хочу что-то поменять в стране 1,5%

Возможность путешествовать 1,5%

сов. И подросток, выступающий в роли протагониста, в процессе драматизации двигается и взаимодействует с различными фигурами на своей «линии жизни». Каждое действие завершается общим обменом чувствами, которые возникали у участников во время драматизации, и обязательным снятием роли с каждого участника. Важнейшей частью этого упражнения является рефлексия, смысл которой заключается в анализе подростками своих желаний и возможностей. Зачастую результаты этого анализа остаются внутри и не высказываются подростками вслух, это происходит позднее - на следующих занятиях либо в индивидуальных беседах с психологом.

Довольно значительная группа суворовцев (13,5%) в своём выборе руководствуется такими внутренними мотивами, как желание служить Родине, защищать её, помогать людям, бороться с несправедливостью. Эти группы мотивов сходны, поэтому мы позволили себе объединить их. Как раз эта часть суворовцев нуждается в однозначном одобрении и всемерной поддержке со стороны всех педагогов. Работа с ними должна быть направлена на сохранение и развитие подобной мотивации. На наш взгляд, здесь наибольшую пользу приносит ин-

дивидуальная работа психолога с суворовцем и его родителями. Также полезно, если такие суворовцы делятся своими мыслями с однокурсниками, но ненавязчиво, в ходе доверительных бесед.

Из таблицы видно, что немногие суворовцы роты (6%) руководствуются в выборе профессии таким чисто внешним мотивом, как хорошая оплата труда военного.

Итогом работы по сопровождению профессионального самоопределения, по моему мнению, может являться профессиональный план каждого суворовца, составленный к моменту окончания 10 класса. То есть суворовец к этому моменту будет знать, в какое учебное заведение он поступит, какую специальность в нём получит, и ориентировочно - в чём будет состоять его работа. По результатам составления этого плана суворовцу будет легче ориентироваться, какие предметы выбрать для ЕГЭ. Профессиональный план отражает предполагаемый профессиональный путь суворовца: учебное заведение, факультет, специальность, краткое описание его сильных и слабых сторон с медицинской, физической и психологической точек зрения. Лучше всего подобрать как минимум два варианта такого профессиональ-

ного плана: основной и запасной (страховочный). План составляется старшекурсником вместе с начальником курса, психологом, классным руководителем, преподавателями ОВП и физкультуры, врачом, и, конечно, родителями суворовца.

Как сказал философ Н. Чернышевский, если есть в жизни человека что-то судьбоносное, так это выбор профессии. Можно с уверенностью говорить о том, что наша общая работа с суворовцами будет способствовать им в выборе жизненного пути и поможет найти свой смысл в профессии военного. "

ЛИТЕРАТУРА

1. Аверин, ВА. Психология детей и подростков. - СПб., 1998.

2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - М., 1995.

3. Кац, Г. Метафорические карты: руководство для психолога/ Г. Кац, Е. Мухаматулина.- М.: Генезис, 2014.

4. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / под. ред. А.Ф. Кудряшо-ва. - Петрозаводск, 1992.

5. Пузиков, В.Г. Технология ведения тренинга. - СПб., 2005.

6. Резапкина, Г.В. Секреты выбора профессии. - М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.