Научная статья на тему 'КАК ИЗЫСКАТЬ НУЖНЫЙ ВРЕМЕННОЙ БЮДЖЕТ?'

КАК ИЗЫСКАТЬ НУЖНЫЙ ВРЕМЕННОЙ БЮДЖЕТ? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ СЕССИЯ / EXAMINATION SESSION / АДАПТАЦИЯ / ВЫСШАЯ ВОЕННАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ ШКОЛА / HIGHER MILITARY ENGINEERING INSTITUTION / МАТЕМАТИКА / MATHEMATICS / ADAPTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нестеров Владимир Владимирович

В статье рассмотрены вопросы повышения качества подготовки курсантов-первокурсников по естественнонаучным дисциплинам в технических вузах Министерства обороны Российской Федерации. Предложены пути адаптации курсанта к образовательной среде высшей военной инженерной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нестеров Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOW TO FIND THE ADEQUATE TIME BUDGET

The article deals with the problems of improving first-year cadets’ training in Sciences at the Military Engineering Institutions of the Russian Federation Ministry of Defence. The ways of cadet’s adapting to educational environment of higher military engineering institution are proposed.

Текст научной работы на тему «КАК ИЗЫСКАТЬ НУЖНЫЙ ВРЕМЕННОЙ БЮДЖЕТ?»



★ ! 1 1 1 1 [1

У 'iMJ.fc

В . В . НЕСТЕРОВ

V.V. NESTEROV

КАК ИЗЫСКАТЬ НУЖНЫЙ ВРЕМЕННОЙ БЮДЖЕТ?

HOW TO FIND THE ADEQUATE TIME BUDGET

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ НАЧАЛЬНОГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

PROBLEMS OF PRIMARY CADETS' LEARNING PERIOD AT THE MILITARY ENGINEERING INSTITUTION AND THEIR SOLUTION

Сведения об авторе. Нестеров Владимир Владимирович — начальник отдела военного образования РВСН, полковник, кандидат технических наук, доцент (Москва, E-mail: vlanesterov@yandex.ru).

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы повышения качества подготовки курсантов-первокурсников по естественнонаучным дисциплинам в технических вузах Министерства обороны Российской Федерации. Предложены пути адаптации курсанта к образовательной среде высшей военной инженерной школы.

Ключевые слова. Экзаменационная сессия, адаптация, высшая военная инженерная школа, математика.

Information about the author. Vladimir Nesterov — the Chief of Military Education Department of Strategic Missile Forces, colonel, Candidate of Technical Science, docent (Moscow, E-mail: vlanesterov@yandex.ru).

Abstract. The article deals with the problems of improving first-year cadets' training in Sciences at the Military Engineering Institutions of the Russian Federation Ministry of Defence. The ways of cadet's adapting to educational environment of higher military engineering institution are proposed.

Keywords. Examination session, adapting, higher military engineering institution, mathematics.

Итоги начального периода обучения курсантов в вузе подводит зимняя экзаменационная сессия. Ее результаты для курсантов первых курсов, как правило, невысоки и сильно отличаются от оценок в аттестате абитуриента при поступлении (см. рис. 1).

Это связано со сложностью адаптации вче-

рашних школьников — курсантов к требованиям высшей военной школы, прежде всего в части, касающейся освоения дисциплин математического и естественнонаучного циклов федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС). Даже с учетом проведения в вузе для первокурсников ме-

роприятий компенсационно-адаптивного характера (введение в учебный план дисциплины «Элементарная математика. Базовый курс», консультации преподавателей, проведение дополнительных занятий по наиболее сложным темам в часы самоподготовки) желаемого результата организация учебного процесса в пер-

Рис. 1. Результаты зимней экзаменационной сессии на первых курсах вузов РВСН и средний балл аттестата при поступлении

вом семестре обучения курсантов не приносит.

Обращает на себя внимание и тот факт, что, несмотря на увеличение конкурса при поступлении, результатов ЕГЭ и повышение среднего балла аттестата, результаты зимней экзаменационной сессии низки и не имеют явно выраженной тенденции к улучше-

нию. Кроме того, растет число курсантов, оказавшихся не способными к освоению образовательной программы высшей школы и получивших на экзаменах неудовлетворительные оценки (в 2015/2016 учебном году это 7,2 % от числа первокурсников) .

Такая ситуация характерна не для всех дис-

циплин учебного плана. Ряд из них, прежде всего общевоенных, а также физическая подготовка (культура) осваиваются курсантами первых курсов куда более успешно (см. рис. 2).

В инженерном вузе подобная ситуация недопустима. Оставив в стороне вопрос «кто виноват?»

Рис. 2. Результаты зимней экзаменационной сессии курсантов первых курсов в вузах РВСН (средний балл по отдельным дисциплинам)

(тем более, что виноваты здесь все: школа, снизившая качество подготовки и ориентирующаяся на систему оценки общеобразовательной подготовленности в форме ЕГЭ; военный вуз, не сумевший за полгода адаптировать курсанта к образовательному процессу), перейдем сразу к вопросу «что делать?»

Одним из путей изменения сложившейся негативной тенденции является корректировка порядка проведения начального периода обучения в военных вузах инженерного профиля, связанная, прежде всего, с более рациональным использованием учебного времени, отводимого на общевойсковую подготовку курсантов в августе (далее — ОВП).

В настоящее время ОВП направлена на достижение следующих целей (изложены в методических рекомендациях Главного управления кадров МО РФ (Организация и содержание общевойсковой подготовки курсантов первых курсов в вузах МО РФ: учебное пособие М : МВИ, 2003)):

— дать курсанту знания, привить умения и навыки, необходимые для выполнения обязанностей солдата в бою, при обращении с оружием, военной техникой, при несе-

нии внутренней службы;

— закалить его физически;

— осуществить перевод курсанта от исходного (как правило, нулевого) уровня военной подготовки до уровня, который обеспечит ему успешное овладение выбранной военной специальностью;

— помочь освоиться в армейской среде

Вопросы адаптации курсанта к образовательной среде высшей военной инженерной школы среди заявленных целей отсутствуют Это было обосновано, поскольку при достаточно высоком уровне подготовки, которым характеризовались выпускники школ прежних лет (до конца 90-х), в дополнительных занятиях по естественнонаучным дисциплинам не было нужды. Кроме того, учебные планы предыдущих поколений включали в себя значительно более объемную фундаментальную подготовку «дипломированного специалиста», прежде всего в части, касающейся часов, отводимых на точные дисциплины (т е не можешь, но время позволяет — научим). Сегодня ситуация изменилась на прямо противоположную Уровень подготовки выпускников школ крайне низок, а количество часов,

отводимых ФГОС на базовые дисциплины, существенно уменьшено

В этой связи предлагается:

1. Включить в расписание учебных занятий вновь набранных курсантов первых курсов на август естественнонаучные дисциплины объемом не менее 20-30 % учебного времени, обучение по которым планировать в рамках освоения основной профессиональной образовательной программы (для инженерных специальностей)

2. Бюджет времени изыскать путем сокращения общевоенных дисциплин и физической подготовки (занятия по которым возможно проводить помимо сетки расписания в ходе утренних тренажей и мероприятий спортивно-массовой работы), а также за счет дисциплин «Безопасность жизнедеятельности» и «Основы выживаемости»

Предлагаемое распределение учебного времени по дисциплинам приведено в таблице

Указанные изменения не повлекут за собой срыв в достижении целей «классической» ОВП, но смогут адаптировать курсантов первого курса к успешному обучению по основным профессиональным образовательным программам инженерного профиля

№ п\п Наименование дисциплин Количество часов Примечание

с преподавателем в % отношении

1. Тактика 58\58 без изменений

Полевой выход Проводится за счет времени общевоенных дисциплин

2. Военно-инженерная подготовка 10\10 сокращено

3. Радиационная, химическая и биологическая защита 6\6 без изменений

4. Военная топография 6\6 без изменений

5. Общевоинские уставы ВС РФ 10\10 без изменений

6. Строевая подготовка 6\6 сокращено

7. Огневая подготовка 38\38 без изменений

8. Управление подразделениями в мирное время 12\8 без изменений

9. Военно-медицинская подготовка 10\10 сокращено

10. Физическая подготовка (культура) 8\8 сокращено

11. Общественно- государственная подготовка 12\12 без изменений, 3 часа по субботам

12. Введение в специальность 2/2 введено

13. Математика (вариант) 20/20 введено

14. Физика (вариант) 12/12 введено

Резерв времени 10 введено

Итого 210\210 100%

ОТ РЕДАКЦИИ

Начальник отдела военного образования РВСН полковник Владимир Нестеров в своем материале поставил достаточно серьезные вопросы. А как дела обстоят в других военных учебных заведениях? Действительно ли первокурсникам катастрофически тяжело справляться на первых порах с точными дисциплинами? И если этот так, то существует ли иной, помимо предложенного Владимиром Нестеровым, выход из создавшейся ситуации?

Ждем ваших материалов на заданную тему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.