КИНОПАРАЛЛЕЛЬ
CINE-PARALLEL
Labyrinth: теории и практики культуры. 2022. № 2. С. 74—81. Labyrinth: Theories and practices of culture. 2022. No. 2. P. 74—81.
Эссе
УДК 791.43.05(510) DOI: 10.54347/Lab.2022.2.7
КАК 48 ЛЕТ НАЗАД КИТАЙ ЗАХВАТИЛ ЕВРОПУ
Александр Александрович Портнов
Мо ско вский го сударственный у ниверс итет им. М. В. Ло мо носо ва, Мо сква, Рос сияД2А1ех06@тай.ги
Для цитирования: Портнов А. А. Как 48 лет назад Китай захватил Евро пу // Labyrinth: те ории и практики культуры1. 2022. № 2. С. 74—81.
Essay
HOW CHINA INVADED EUROPE 48 YEARS AGO Alexandr A. Portnov
Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation, [email protected]
For citation: Portnov, A. A. (2022) Kak 48 let nazad Kitaj zahvatil Evropu [How China invaded Europe 48 years ago], Labyrinth: Teorii ipraktiki kul'tury [Labyrinth: Theories and practices of culture], no. 2, pp. 74—81.
17.02.2022
700 миллионов китайцев вторгаются в Европу и почти бе з боя оккупируют е е. Пр е зиде нт Франции по те ле в ид е нию обр ащается к нации, пр изы1 в ая с о пр отив -ляться захватчикам до конца, после че го немедленно садится в самолет и покидает стр ану. Ко гда же нако не ц вр аг пе р еход ит гр аницу, в се — от по лице йских д о биз-не сме нов — внезапно оказываются убежсде нныши марксистами, годами жсдавшими, когда их освободят от капиталистического ярма. В кратчайший срок е вропе йские г п п ю п л ь К я, х п л к ь я
Амер ике (за исключе ние м бе жавше й в Го нко нг ко р о ле в ы1 Ве лико бр итании). И даже папа римский признает власть оккупантов, уступив им реквизированный Собор Свято го Петр а — те пер ь р е зиде нцие й по нтифика служит скр о мная квартир а, с бал-ко на котор о й о н под звуки «Интер нацио нала» и о бр ащае тся к пастве...
© Портно в А. А., 2022
Префе кт по лиции и архиепископ Париже кий у страивают ге нералу Пу Ену экс курсию по французско й сто лице
Тако ва в кр атце завязка фильма Жана Янна «Китайцы в Пар иже », вы шед ше го на экр аны в 1974 году на пике ув лече ния е вр о пе йце в ле в ы ми ид еями. Если в Со -едине нных Штатах наше ствие ко ммунисто в пр едстав ляло сь инфе р нальны м ужасо м и за р е дкими ис ключе ниями (вр од е замечате льно й ле нты Нор мана Джуис о на «Рус -ские идут! Русс кие идут!») изо бр ажало сь исключите льно как набе г гунно в , с ме -тающих все на своем пути, то в Европе свой аналог «Красного рассвета» или «Вторже ния в США» вряд ли был возможе н — компартии тут действовали легально , боле е того , во Франции и Италии за них голосовали миллионы че ловек. Напугать кого -то угрозой с Востока было не такой простой задаче й. Поэтому и «Китайцы в Париже» под чутким надзором Янна оказались не притчей об ужасах
кк п ц , г к , к гл м г м п м
вне запно о казались... фр анцузы.
«Галери Лафайет» — главный у нивермаг Франции, ставший резиде нцией китайс ко го ко мис сара
Год выхода фильма на экр ан не случае н — Фр анция (как и вся Евр о па) с ко н-ца ше стид е сятых по ко не ц с е миде сятых пе р ежив ала по сле д ний и ко е -гд е с амы1 й мощный всплеск коммунистиче ских настрое ний. Причем Советский Союз и друже -ственные ему компартии мно гим уже казались недостаточно радикальными, отчего все чаще взоры ле вых обращались на маоистский Китай. Практиче ски одновреме н-но с Жаном Янном Микеландже ло Антониони снимал собстве нное кино непосредственно в Китае , а Альберто Моравиа (чьи романы ле гли в основу фильмов «Чоча-ра», «Презрение», «Вчера, се годня, завтра», «Конформист» и т. д.) в своих статьях защищал Культурную революцию. Иллюстрацией господствовавших тогда настрое ний может служить «Китаянка» Жан-Люка Годара, в которой дети вполне буржуазных се ме й «играют» в хунве йбинов. Годар и Янн одно вре мя работали вме -, к ль , б з лял ш к к м л -
ям, яз м гл б к м п м м м к зм .
Генерал Пу Ен с главо й марионеточно го правительства Мо нто беро м
Паралле льно интересу «снизу», Китай стал объектом пристального интереса «с ве рху» — е ще в 1964 году де Го лль пе р вы>1 м из западны>1х по литико в устано вил дипломатиче ские отношения с КНР, а спустя де вять лет его преемник Помпиду вс ле д за Никсо но м в стр етился с Мао. То гд а же министр по фамилии Пе йр е фит вы>1 -п л к г г ящ м з г л к м «К г К п я, м г я»,
в которой предрек неизбежное доминирование Пекина в мировой экономике (не пр о гад ал). В о бще м, го лос Янцзы>1 с кажды>1 м го до м в се лучше слы>1 шался на бе р е гах Луары>1, и Жан Янн, до того снявший две успешные сатирические комедии, не смог пр о йти мимо подо бно й те мы.
Фестиваль франко-китайс кой дружбы
Как ни забавно, главныши героями фильма, в названии которого есть слово «китайцы>1 », являются вовсе не китайцы1 — они тут скорее функция, условные ино -планетяне , своим вмешательством в жсизнь парижан запускающие основной сюжет. При том, что новы1е хозяева Европы1 больше напоминают персонажей советских к , п х ящ х г ц м лк м г пп м п - м лл л к
при поддержке обоих танков, но без авиации (поскольку летчик болеет), Янн явно симпатизирует име нно им. За вр е мя о ккупации ни один фр анцуз не погиб от китайской пули, никого не репрессировали по политическим мотивам, даже вооружены>1 солдата Мао исключите льно цитатниками пр едседате ля — авто мата или писто лета у них при всем желании обнаружить не получится. Назначенный верховныш комисса-ро м Франции мо лодой ге нер ал Пу Ен и во все являет пример чутко го и инте ллиге нт-ного идеалиста, которому приходится нянчиться с непослушныши детьми: он ис -к п я ш ь к п ш я ф ц з к м бщ п бл м ,
де лает это поро й оче нь наивно. Люди по стоянно гибнут на дор огах? Нет пр обле м, надо уничтожить все авто мобили! И вот уже китайцы>1 закатышают в бето н пляжи на Лазур ном бер е гу, чтобы>1 бышо где складиро вать ко нфиско ванные и ждущие утилизации машины>1. Но фр анцузам ведь нуже н транспорт? В Китае уже давно пр идумано
ш — кш ! И п ь п л ц м П - ю ю з п я
людьми повозки («Это явно кому-то вылгодно», — комментируют французы>1. «Из к м ! П з лям ш г м !» — м л л ).
П л к я, Ф ц я г п я ь ц л з ц В к , ь л ь к ц м х я б к ль : п , к , к мм ,
и го ллисты , и даже духо ве нство. «Це р ко в ь вс е гда благо скло нно след ила за спр а-ве дливо й бор ьбо й китайско го нар од а!», — с о о бщае т архие пис ко п Пар ижский пр и п П Е м. «Н з пя п бл к к з б л ь ф -
ц з х, к к К к я Н я!», — м гл м г п ль-
ства Монтобер (едкая карикатура сразу на двух будущих пре зидентов Франции — Жискар д'Эстена, от которого е му досталась внешность и аристократическая фамилия, и Митте р ана, «одо лживше го » св о ю мане ру р ечи с мимико й). Самы м же фанам к м П к к з я к л к ящ к, льк
уверовавший в марксизм-ле нинизм, что новые власти признают е го «почетным китайце м» (правда, старые привычки никуда не делись и то и дело в речи вме сто о б-р аще ния «то вар ищ» пр о с какивает «сы н мо й»).
«Скидки до 30% до блестным китайским с олдатам!»
Французс кий дух не сло мить!
Увы, Пу Ену досталась в высшей сте пе ни неблагодарная публика. Французы отчаянно це пляются за св о й пр ежний о бр аз жизни и любо е но в о вв еде ние в стр е чают с отчаянным сопротивле нием... в истинно французском духе , т. е. ворчат, де -монстративно отказываются е сть китайскую еду, ну и для разнообразия могут кр икнуть что -нибудь о бидно е — напр имер , «китае зы гоу хоум!» (по -фр анцузс ки, р азуме е тся, что бы китайцы не по няли, о че м р е чь). С друго й стор о ны , р азв е можно п ля ь я , ь м я к з л ь п л ью к мп п -
р ед лицо м вторже ния извне: пр о ло г фильма де мо нстр ируе т чудную с це ну, в кото -рой французские генералы ищут ключ от ядерного чемоданчика (где тот спрятан, з л шь м , б л п м) х п к х яю ящ
зг м, п л г п м щ п к х к к к м , к
п п п ш я ящ к г б х п кл к м
ключ — ну кто усто ит пе р ед насто лько пр е во сходящим пр отивнико м?
Режис Форнере празднует с вой первый заработанный миллиард
В результате спасителе м Франции оказывается самый неприятный и алчный из всех персонажей — владелец секс -шопа Режис Форнере в исполнении самого Янна, который ухитряется одновре менно наживаться на горе Родины и, втершись в доверие к китайцам, ловко манипулировать простодушными оккупантами. Без него фильм лишился бы самого яркого эпизода — помпе зного представле ния в Гранд-опера коммунистической версии «Кармен», подражающей революционным операм времен Культурно й ре волюции («Красный же нский отряд», «Седая де вушка», «Але ет Восток» — всех не перечислить). Действо на сцене никого не оставит равнодушным: дон Хозе воюет с американскими империалистами, Кармен проводит сеансы самокритики, все персонажи машут красны ми флагами и клянутся в верности учению Ле нина, а в финале музыку Бизе сме няет хор, поющий «Вставай, проклятье м закле йменный!..». В итоге и Пу Ен доволе н проявле ние м пролетарской со знательности французо в, и Режис, выкупивший здание Гр анд-опера и предложивший иде ю постановки, заработал хорошие деньги. «Одно дело управлять Азией, Европой и всем миром, и совсем другое — корде балетом!» — говорит о н, подсчиты вая выручку. Те перь (и только те перь!), превра-
ш ь м г б г г л к Ф ц , Р м п м ь м, к к вы год о й д ля с е бя о с во б од ить.
До блестные бо йцы Со противления взялись за авто маты — к этому мо менту в стране уже не остало сь ни одно го китайца
Есте ственно , подобный фильм вызвал бурю негодования. Французов изобразили же стокими, эгоистичными и алчными дураками, готовыми подобострастно пре смыкаться перед оккупантами, держа кукиш в кармане , но практически не в ы -нимая его оттуда. Для нападок в адрес режиссера хватило бы одной только сце ны я, к я л льц г ц г г б ьб
за пр ав о пе р вы ми по кинуть стр ану: в ход идут ножи, то пор ы , ло паты , экр ан заливает кровью, и вот, когда уже не осталось ни одного живого человека, под звуки «Оды к р ад ости» появ ляе тся китайская ар мия, устилающая се бе д ор о гу цв е тами. И это то лько начало! Пер в о е , что бр о саются д е лать о св обожд е нны е — стр очить
г г , к х б з я к м г , к ц л шь з я
руками. Чего -че го , а такого от европе йцев они не ожидали. Да и Режис, спасая Оте -чество, намеренно использует худшие качества своих соотечественников. Жур -нал Le Mond разгромил «Китайцев в Париже », охарактеризовав их не иначе , как «памятник пошлости». Жан Янн не растерялся и на всех афишах веле л разместить пр иписку — «Памятник» (Le Mond). Не о стались в стор о не и фр анцузс кие мао и, гля ш ф льм к мм к ю п п г (п м, м Янн был не чужд ле вых взглядов), плюс Пекин непосредстве нно подлил масла в
г ь, г зя ф ц з к м п ль ь з м п л ям , л
«Китайцев » не снимут с проката. Вре мя, впроче м, все расставило на свои места и Ф ц ф льм я к м кл к , л П б -
к х я г з б м.
Президе нт Франции во звращается в о сво божденную Родину
П г л «К ц П » з б ль —
п ь п шл п п л л я к мм к ю люц ю Е п я
л ь бл ш м б щ м, м г , м Я , п я-
ло актуально сть и в XXI в е ке. О «Же лто й о пасно сти» го в ор или е ще пр и д в ор ах Вильге льма II и кор о ле в ы Виктор ии, а те пер ь, ко гд а Китай, по о пр еде ле нию то го же Пейре фита, и в самом де ле «проснулся», редкий день обходится без новостей о возможном мировом конфликте с его участием. Тем правильнее пересмотреть ф льм, м ющ м л г х п м к к х
, л ш з п м ь, б л э к , к к к , ь
ц м л з м м л я м лю , к г м х к б г -
зе с Во сто ка.
Материал поступил в редакцию 17.02.2022; одобрена после рецензирования 20.05.2022; принята к публикации 31.05.2022.
The material was submitted 17.02.2022; approved after reviewing 20.05.2022; accepted for publication 31.05.2022.
Информация об авторе / Information about the author
Александр Александрович Портнов — аспирант кафедры истории Средних веков, МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия,[email protected]
Alexandr Portnov — postgraduate student of the Department of History of the Middle Ages, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation, [email protected]