Научная статья на тему 'ГОНКОНГСКИЙ КОРОЛЬ КОМЕДИИ. К 60-ЛЕТИЮ СТИВЕНА ЧОУ'

ГОНКОНГСКИЙ КОРОЛЬ КОМЕДИИ. К 60-ЛЕТИЮ СТИВЕНА ЧОУ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

70
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОНКОНГСКИЙ КОРОЛЬ КОМЕДИИ. К 60-ЛЕТИЮ СТИВЕНА ЧОУ»

КИНОПАРАЛЛЕЛЬ

CINE-PARALLEL

Labyrinth: теории и практики культуры. 2022. № 2. С. 66—73. Labyrinth: Theories and practices of culture. 2022. No. 2. P. 66—73.

Эссе

УДК 791.43.05(510) DOI: 10.54347/Lab.2022.2.6

ГОНКОНГСКИЙ КОРОЛЬ КОМЕДИИ. К 60-ЛЕТИЮ СТИВЕНА ЧОУ

Александр Александрович Портнов

Мо ско вский го сударственный у ниверс итет им. М. В. Ло мо носо ва, Мо с ква, Ро сс ия,12 Alex06@mail.ru

Для цитирования: Портнов А. А. Гонконгский коро ль ко медии. К 60-летию Стиве на Чоу // Labyrinth: теории и практики ку льтуры1. 2022. № 2. С. 66—73.

Essay

HONG KONG'S KING OF COMEDY. ON THE 60TH ANNIVERSARY OF STEPHEN CHOW

Alexandr A. Portnov

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation, 12Alex06@mail.ru

For citation: Portnov, A. A. (2022) Gonkongskij korol' komedii. K 60-letiyu Stivena Chou [Hong Kong's king of comedy. On the 60th anniversary of Stephen Chow], Labyrinth: Teorii i praktiki kul'tury [Labyrinth: Theories and practices of culture], no. 2, pp. 66—73.

11.02.2022

Имя Стиве на Чоу почти не изве стно западному зрителю, в отличие от име н Дже ки Чана, Бр юса Ли или Чоу Юньфата, од нако в р од но м д ля них Китае ситуация практически обратная — как у нас с любовью вспоминают фильмы1 Гайдая, так и жите ли Под не бе сно й р асплыш аются в улы1 бке пр и упо минании «го сподина Сина». Он стал олицетворением абсурдной комедии, наполне нной пародирование м как популярной западной, так и традиционной китайской культуры1 , а цитата сы1гран-ны1х Чоу персонажей превратились в поговорки, аналогично нашим «как пройти в библиоте ку?» и «я не трус, но я бо юс ь». Пр и это м лишь в 2001 году е му уд ало сь пробиться на западный кинорышок с фильмом «Убойныш футбол» (в другом

© Портно в А. А., 2022

пе р е в оде — «Шао линьский футбо л»). К то му мо ме нту Чоу уже р ед ко с нимался в кино сам, отдавая предпочте ние режиссуре , в результате че го единственными его работами, получившими хоть какую-то изве стность за пределами Восточной Азии, стали как раз «Убойныш футбол» и вышедшие спустя три года «Разборки в стиле кунг-фу». Од нако в д е вяно сты1 е име нно Стив е н Чоу считался само й по пуляр но й кино зв е зд о й Го нко нга (Дже ки Чан быш лишь втор ы1 м): е го фильмы1 кажды>1 й год со -бирали де сятки миллионов местный долларов, регулярно обновляя ре корды>1 проката. По се й де нь среди 25 самылх кассовый гонконгских лент за всю историю свыше тр ети — фильмы>1 с Чоу в глав но й р о ли. О любв и китайце в к «го с под ину Сину» го -вор ит и тот факт, что ше сть е го р абот во шли в «то п 250» лучших фильмо в по ве р -сии пользователей крупнейше го китайского киносайта <ЮоиЬап» (те же Джеки Чан и Бр юс Ли не пр ед став ле ны>1 в не м даже одно й картино й).

Вообще -то настоящее имя Стиве на звучит как Чоу Синчи (отсюда и прозвищ , п к м г з ю к ц — «г п С », м п то м числе как «го сподин Зв е зд а»). Род ился о н в бе дно й го нко нгско й се мье в 1962 году — ко гда мальчик в 10 ле т увиде л «Бо льшо го бо сса» с Бр юс о м Ли и воз-м л я з м ь я к г-ф , г л б шл ь. О -

л ь льк п я ь я л з г ям люб м х ф льм к м б -

зом изучать бое выш искусства. Поступить на актерские курсы>1 при канале ТУБ у

п л л ь, п шл ь г ь я шк л . Бл г я п м щ

боле е везучего друга Тони Люна (в будуще м прославленного фильмами Джона Ву В г К -В я), м л ь я л щ м к п ,

где и начал формировать собстве нныш образ на экране — от ведущего требовалось удерживать внимание зрителя, чего Чоу добивался с помощью быгстрой речи, под -

вижной мимики и постоянного использования игры сло в. Пар алле ль но о н пыггался по стр о ить и кар ьеру в кино — от роле й в массовке постепенно пере шел к эпизодам с одной-двумя ре пликами и к 1988 году наконец попал в разряд актеров второго плана. Этапной

л ль м лк г л к к м ль л «П л п », м я м г

Т ь к к к м к к л ш я ль г пл . В л ющ м г г л п к Д -

та Ли в бое вике «Битва дракона». Однако , не смотря на вроде бы>1 суровыш тон обе их картин, и там и там С п пл щ л я к м х п -

к к . В б щ м п л ью я

на комедийном жанре — единстве нныш «серье зныш» б з п м льк м я л э

будет крохотное камео в историко-революционной эп п «О К я», я к ш я л -

тию КНР. Уже в 1990 году е му до в ер или пе рвую гл ю ль м л бю к м «В ля п б ля» ( г м п -

де — «Победите ль получает все »), и когда она стала самыш кассовыш фильмом го -да, зар аботав 41,3 млн до ллар о в , Стиве н Чоу мгно в е нно о казался наибо ле е во стр е -б м г к г к м к м.

Д я г б л м м м к к к г , к ль м

Китае — жители первого с тревогой ждали объедине ния с коммунистами, ненави-ью к к м х я л ям к л х зя -б ц , м льк

п л м пл щ Тя ь ьмэ ь, к п я ь, к -

к х м к к х ф м бл ш я л я ь . В э х -

ловиях у зрителя возник запрос на максимально эскапистское кино — аполитичное

Стивен Чоу в о бразе агента Лин Лин Чи в фильме «Из Китая с любо вью»

и оторванно е от реальности, спосо бное ото гнать мысли о не определенно м будущем. Именно тогда расцвел жанр абсурдно й ко медии, получивший название «mo lei tau» и име нно с этим жанром наве ки с вязал с во е имя Стиве н Чоу. Он как никто дру гой уло вил настро ения китайце в и по старался по максимуму удо влетворить их нужду в «о бе збо ли-вающе м». Здес ь пригодилис ь и е го подвижная мимика, и быстрая речь, и страсть к сло ве сно му юмору. Четаре года п я к м С м п л ль б -

ляли кас со вые рекорды среди го нко нгских лент. Видя, что народ о хотно идет смотреть на не го в кино, Чоу постепен-б л я б льш к б , -

чала с це наристом и режис сером, а затем и продюс еро м со бственных фильмо в. Это по зво лило ему в по лно м о бъе ме во плотить с во и замыслы на экране.

Ключевым эле ме нто м «mo lei tau» стала пародийно сть — фильм «Вс е для по бедителя» уже со здавался как пародия на недавний хит «Бог игро ко в» с Чоу Юньфатом и в ито ге пре взо шел объект пародии в прокате. Успех «Все ля п б ля» к з л я ль г мк м, п л п С

л г ям «Б г г к » — л б п ц к

(представьте Джеймса Бонда, действующего «в паре» с Остино м Пау эрс ом, или встречу Джона Рэмбо с Топпером Харли из «Горячих го лов»). В итоге два фильма п к х ш л л л ь бщ ю ф ш з з я к , м

ль ш м ьк б лял г б лк к м п м п ш-

но му пр о е кту.

Кадр и з фильма «Сопр о ти вле н и е в школе »

Р з п я г к г к х к л л , б л к ь

же ле зо по ка горячо и Чоу замахну лся на с овреме нный Голливуд. История о дву х п л ц к х «К П пп » п ш л «См ль м м», «С -

противление в шко ле» (в других пере водах — «Про бейся назад в шко лу» и «Шко ла ля ящ х м ») п л «Д к г п л ц к г » Ш -

ценеггером, «Кулак ярости-1991» и «Легенда о драконе» — боевики с кумиром Стивена Брюсо м Ли, «Из темнота» — «Лео на», «Операция сто имо стью 60 миллио -но в долларо в» — «Мас ку » и т. д. В каче стве о бъекта для высмеивания специально

Чоу на вручении наград Го н ко н гс кой ки н оакаде ми и

б л ь б л г мк п мь п л х л , к з ль г -

л. Т к м п б м м г л гк п я ь, к м л л я

сцена, и развеселиться от не ожиданного контраста между серьезностью оригинала и ко мизмо м пар од ии. В 1994 году Чоу в пе р вы>1 е вы>1 ступил в каче ств е р ежиссе р а и сценариста фильма «Из Китая с любовью» (понятное де ло , пародии на переживав -ш ю п ъ м Б П м Б м) — я я з г -

я к г К м, л г п л ь ц л ю ю ш ш х

то гда го нко нгских картин о не избе жно м пр ише ствии ко ммунисто в. В те же годы>1 Дже ки Чан в «По лице йс ко й истор ии 3» бор о лся с пр е ступно стью бо к о бо к с Мише ль Йе о в р о ли инспе ктор а нар од но й милиции КНР, а Джет Ли, будучи китайским ф ц м, п л г к г к г б з м «Т л х л з П к ».

Несмотря на то , что злодеи в таких лентах сами нередко быши вылходцами из ко мм к г К я, к ш к к к м гл п л ь п ь з ля к м л , что под в ластью КПК е му буд ет жить не так уж и плохо. «Из Китая с любо в ью» л л э м п л м — м к к ц п л лю ьм б -

м , л к м п к м зя к , б льш м п л ль м

персонажами. Главный герой Лин Лин Чи (имя, звучащее практически как «007» на кантонском диалекте — яркий образе ц страсти Чоу к каламбурам) героически бо -ролся с врагами коммунистиче ского Китая и капиталистического Гонконга, тем с а-мыш де монстрируя, что у того и другого больше сходств, че м различий. «Из Китая люб ью» л щ п м ф льм м , п к з м з п л м к г — в Япо нии, где о н также с нискал по пуляр но сть.

Стивен Чоу и Нг Ман-Тат в фильме «Да здравству ет судья!»

Начиная с фильма «Все для победите ля» у Чоу появляется постоянныш эк-п Нг М -Т , м к м г л 25 к х. М л -

, п л к ль з , п л зм

Нг б з л ль г ю п , п к г я ц м,

то уче ника и настав ника, то ко лле г по р аботе , а то и зле йших вр аго в. Сравнить их м э м А я М А л я П п , пл щ ш х

к эк ль ц п х п . Н б л я к Нг М -Т п -

я л к м л к л «С п л я шк л », г

п л б з ш ц гг к г м — п я л м п я-

женныш момент невысокого пузатого китайца с залыгсинами и топорщащимися м м к м к юм л ц з щ х к х, ющ г -

п п м щ б к , п з п згл м п л .

Ки тай с ки й шпи о н — мастер ко н спи рации. Кадр и з фильма «Из Ки тая с любо вью»

По сте пе нно Чоу развивал и другие элемента «mo lei tau». Ос обое значение имело для него до ведение с итуации до по лного абсурда, при которо м любое дейст-п з з ля м х. З язк ю «С п л я шк л »

проис ходит по сле то го , как ше ф полиции теряет пистолет во вре мя по се щения по -лицейс ко й акаде мии — признаться в это м, значит уйти на пенс ию с репутацией идиота, по этому приходится найти среди с во их сотрудников наиболе е молодо вы-гля ящ г ( м к з я п ), б п м шк ль к -

л я к м ю я л, к м г к ь п л . В п к б м -

, п я к ь з ью, бл г я м п

зрителем развернется история о перативника, ответственно выпо лняющего лише н-

як г з г м л п к з. П э м б ь л ю ь

служит сино нимо м авторско го про изво ла — все геро и действуют в строгом с о от-м х к м , х п пк , к щ я гл п м к з -

я ш ль , п х я п л м гл з м з ль

правилами игры!.

Сти в е н Чоу и Дже ки Чан в фильме «Король комеди и »

К м б ью зм м кц х

г бщ злюбл м п м м . Д м ц я м -

м- к м ф льм «Из К я люб ью» г з б я — п ц -

ль г шп к г ф к , б ющ г льк к (п э м

м м бх м п ь г м ф к м) — з к -

ющ х п л г (э щ л « м ш м -

ре » от того же мастера — пистолет, граната, нож, пакет с наркотиками, ве лосипед -ная цепь и другие смертельным штуки, собранныш вместе наподобие связки ключе й). В плане юмор а Чоу часто ср авнив ают с Гр аучо Мар ксо м, Мэло м Брукс о м и Джимом Керри: от первого пришла манера речи, от втор ого — страсть к пародию, ь г — м м к . Н л к ь г п ш к з п -к ль , э , б з л , «М П », м щ ш эл м к п льз ш б к к м к г п м . , ю -ь, п з ль ц л к б «п », л х, кажется, никогда не заявлял о прее мстве нности по отноше нию к британцам. Юмор г , к к м м ф к г , ль г л « з -» «з п », — л ц к ф ц к к ль м ш к ф я «п я л ц », п ь б л э к ль люб ю м ю, п г ля п п л -цк п л , м х ш л б (ф льм «К ль к м » — м г м бл м ц я л г п б С к , «Б г к л -рии» главныш герой является его полныш те зкой), не сте сняясь при этом грубого и

льг г юм , к м ц к , х к х ля з к г

к . х п з л, , п м м г к г к г к м г ф , г

ь ль п л ял лл яп к я м ц я ( г п п

ь «м ль яш »), ф льм ш к з л м- м м

«Убить Билла» и ко мед иями Лор е ла и Хард и. Же ртв ами е го нас ме ше к стано вилис ь м щ , б г б як , к , п л ц к , ц ,

представите ли духовенства и меньшинств — в наше время большую часть этих ф льм л б п л к к м .

Кадр из фильма «Убо йныш футбо л»

При все м этом влияние китайской культуры на творчество Чоу оставалось пре валирующим. Отдавая должное классиче скому псевдоисторическому кино , де й-ств ие фильмо в «Да здр ав ствует суд ья!», «Кор о ль нищих», «Пр ав о судие мо е й пятки» о н пер е не с в о вр е ме на импер ии Цин. В них пр оявилас ь е ще одна характе р ная для жанра «mo lei tau» деталь — стирание грани между прошлым и настоящим, наполнение мира традиционного Китая множе ством анахронизмом: при дворе китай-к х мп з п п-м з к , к зг ю м м

слэнге , мастер а кунг-фу по беждаются пр и по мо щи эле ктр иче ств а и т. д. Пр ав ило это де йствует и в обратную сторону — в комедии «Бог кулинарии», происходяще й ш , я ля я ф ль п к бл ш л ь к г м -

наха, пре вращая кулинарное шоу в поле боя не на жизнь, а на смерть. Намере нно или нет, он пересобрал на экране всю историю Подне бесной: из XIX ве ка двинулся во времена династии Мин («Флиртующий ученый», в другом переводе — «Влюбленный ученый»), зате м в китайское Средневековье («Полицейский из Запретного города», в другом переводе — «Страж Запретного города»), завершив «погруже -

» эк з ц кл к г м «П ш З п ». Н м я

п л п к , м л ь к я

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КНР охватить практически все важнейшие константы родной культуры , вывернув х з к .

Чоу в наши дни

После ряда обидных неудач в прокате , Чоу в значите льной сте пе ни пер е -м л п х к к . «К ль к м » ( з , зм , мм любимому Стивеном Мартину Скорсезе ), выпущенный под занавес XX века, уже по -м м п г б л м к ю ляющ ю, м я

экз ц ль п я к - к . См п шл ь з лю

п ш , ф льм ь згл л г п к х х . П -

сле это го о н взял пер ер ы в на д ва год а, в ер нувшись уже с «Убо йны м футбо ло м» — впервые в истории гонконгская ле нта заработала свыше 60 млн. долларов , а Стиве н на пороге сорокалетия сумел, наконе ц, пробиться одновре ме нно в кинотеатры Европы , Америки и материкового Китая. Премьера «Разборок в стиле кунг-фу» со -ял ь льк з г ( п х, к п к ), щ

з г г л ю п л юю гл ю ль ф льм «С ьм ».

Уже четырнадцать лет он занят исключительно режиссурой — несмотря на то , что ко ммунистиче ские в ласти в с в о е вр е мя запр е тили «Из Пе кина с любо в ью», никаких разногласий с ними у Чоу нет, и е го ле нты1 покоряют прокат Поднебесной (их до -ход теперь измеряется не де сятками, а сотнями миллионов , причем уже вполне аме р иканских до ллар о в ). В настояще е вр е мя готовящийся отметить ше стиде сяти-летний юбилей Стивен Чоу гордо носит нео фициальное звание «китайского Спилберга», как самыш успешныш режиссер в истории свое й страны1. От «mo lei tau» при этом с каждыш годом остается все меньше и ме ньше — собравшие охапку азиатских кино нагр ад «Разбор ки...» стали е го ко нце нтр ир о ванны>1 м выф аже ние м, в о бр ав б к п щ г я л я п г п лк з , г льк м .

Хотя период «экспансии» данного жанра на Запад продлился недолго , для Кве нти-на Тарантино и Билла Мюррея этого оказалось достаточно , чтобы>1 назвать Чоу ге -ние м ко медии.

Уже тридцать лет назад начались разговоры>1 о «феномене Стивена Чоу» — стре мите льныш взлет и практиче ски не по колебимое господство на экранах киноте -атр о в в те че ние це ло го де сятилетия, а также никуд а не исче знувшая за мно гие годы>1 люб ь з л ь я к х к з ю г к к ц , щ я х к-

з ю х лю , ля к х б л. М к бщ ц -

ныш источник по изуче нию обществе нного сознания — «загадочную русскую душ » п п л ю п г ь п Т к к м м , х я б лю з б Вл м Р г я з л г з л ш , з г «Офицеров » каждыш год все смотрят на 23 фе враля. Точно так же о Китае и китайцах вряд ли можно что -то узнать у Вонга Кар -Вая или Чжана Имоу, зато фильмы>1 Стиве на Чоу скажут об их вкус ах, настр о е ниях и пр ивыгаках пр актиче с ки все. Если уж XXI ве ку сужде но стать «ве ко м Азии», то «го сподин Син», влияние котор о го на К м ь з л я м л пл Ам к , п л может по служить пр о в однико м во в нутр е нний мир наших во сточнык со се де й.

Материал поступил в редакцию 11.02.2022; одобрена после рецензирования 20.05.2022; принята к публикации 31.05.2022.

The material was submitted 11.02.2022; approved after reviewing 20.05.2022; accepted for publication 31.05.2022.

Информация об авторе / Information about the author

Александр Александрович Портнов — аспирант кафедры истории Средних веков,

МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия,12Alex06@mail.ru

Alexandr Portnov — postgraduate student of the Department of History of the Middle Ages,

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation, 12Alex06@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.