Научная статья на тему 'АНИМАЦИЯ. СДЕЛАНО В КИТАЕ'

АНИМАЦИЯ. СДЕЛАНО В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

331
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНИМАЦИЯ. СДЕЛАНО В КИТАЕ»

КИНОПАРАЛЛЕЛЬ

CINE-PARALLEL

Labyrinth: теории и практики культуры. 2022. № 2. С. 82—88. Labyrinth: Theories and practices of culture. 2022. No. 2. P. 82—88.

Эссе

УДК 791.43.05(510) DOI: 10.54347/Lab.2022.2.8

АНИМАЦИЯ. СДЕЛАНО В КИТАЕ

Александр Александрович Портнов

Мо ско вский го сударственный у ниверс итет им. М. В. Ло мо носо ва, Мо сква, Рос сия,12Alex06@mail.ru

Для цитирования: Портнов А. А. Анимация. Сделано в Китае // Labyrinth: теории и практики культурыы 2022. № 2. С. 82—88.

Essay

ANIMATION. MADE IN CHINA

Alexandr A. Portnov

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation, 12Alex06@mail.ru

For citation: Portnov, A. A. (2022) Animaciya. Sdelano v Kitae [Animation. Made in China], Labyrinth: Teorii i praktiki kul'tury [Labyrinth: Theories and practices of culture], no. 2, pp. 82—88.

13.03.2022

Если о том, что в Китае, оказышается, существует свое кино, мир узнал уже до -вольно давно, то наличие за Ве ликой сте ной собстве нной мультипликационно й индустрии еще каких-нибудь десять лет назад представлялось фактом отнюдь не бесспор -ны1м. К тому моменту, как китайские аниматоры1 заявили о себе во весь голос, рышок мультипликации — наиболее высокотехнологичного и экспрессивного из всех видов киноискусства — уже не первое десятилетие плотно контролиро вался Соедине нныши Штатами Америки и Японией: первыге по сей день практически безраздельно господствуют на больших экранах (95 % самыгс кассовый мультфильмов снята в США), вторая — на те ле видении (60 % от общего числа мультсериало в). Поэтому появле ние ре -ального конкуре нта в лице Китая стало настоящей не ожиданностью.

© Портнов А. А., 2022

Кадр из му льтфильма «По ту сторо ну о кеана»

На самом деле история китайской анимации насчитывает целое столетие (в этом году ровно век исполняется первому снято му в Подне бе сной анимационно -му фильму — ны1не утраче нному короткометражному ролику братьев Ван, рекла-мирующе му пишущие машинки), однако по большей части она оставалась продуктом для внутреннего потре бителя. Такой классический ее образец, как вышедший в 1961 году «Цар ь о бе зьян», изве стны1 й также под название м «Пе р е по лох в не бе с ны1х чертогах», получил признание за пределами Китая лишь спустя двадцать лет (з п к к , к к п л , гля л гл м г к ю

Мао Цзэдуна и устр о е нны1 й им «пе р е по лох»). Лишь в 2016 году фильм «По ту сто -рону океана» (в другом пере воде «Большая рылба и Бе гония») сумел привлечь вни-м м г к бщ б л п щ ш к п к мью г -

дарствами, в том числе США и Россие й. При копеечном по меркам жанра бюджете в 5 млн до ллар о в мультфильм «По ту стор о ну о ке ана» пор ажае т не в ер оятныш кач е -ством анимации, не вольно вылзылвающим сравнение с работами Хаяо Миядзаки, и г ль , ющ п ья мк п я х ( м

л з п м з лю) з к м г . Н ль , б л я

ьм з ль г ля м к к яп к л п х , б к -

ло 85 млн. долларов в прокате.

Кадр из му льтфильма «Ле генда о Хэй»

Можно обратить внимание , что китайские аниматоры, работающие в традиционной манере , стараются «подстраиваться» под стилистику аниме , пользующегося популярностью у большинства жителей Поднебесной. Так, очень сложно поверить, что вышедший в 2019 году мультфильм «Ле ге нда о Хэй», выф осший из од но име нно -го ве б-сер иала, про изведе н не в Японии, а в Китае. Однако в случае с компьютер ной анимацией ситуация, скорее , противоположная — тут очень заметно как раз америк к л я , п я ляющ я ш п , к я, п -хр ане нии азиатских черт, ближе к западному «пр авдоподобию», че м к японско й «ут-рированности». Герои вышедшего в один год с «Легендой о Хэй» SD-мультфильма «Белая змея» вполне могли бы1 появиться в одной из работ студии «Disney» или «Pixar». И хотя в случае с ко мпьютер ной гр афико й разница в бюджетах между Китам лл м ль б я гл з , м э бл к к м -торы1 смогли произвести настоящую сенсацию с мультфильмом «Нэчжа», заработав -шим в 2019 году 742,5 млн доллар ов. «Нэчжа» установил ср азу не сколько р е кор -дов — о н не про сто стал успе шне йшим не голливудским анимационные м фильмом х м м к м п п л м х к х м ль -фильмов, но и побил р е корд по де нежно й выфучке с одной стр аны>1 (свы>1 ше 700 млн). Т к г мк п х, м ш п п ц , ль з л

з ь, к к к к ш з лям л ь з ь, з х щ

собр ало перед экр анами о коло 145 млн зр ите ле й?

Так Нэчжу представляли в 1979 году (кадр из мультфильма «Нэчжа по коряет морс ко го драко на»)

Во о бще , Нэчжа — это пер со наж китайско й нар одно й р е лигии, ко гда-то давно «п к ш » м б зм м з И , ь п ш я

м п . В б к, м м б л з п б -

п л л м к В г м я, п м з -

ко в ы>1х китайских р о мано в «Во зв ы>1 ше ние в р анг духо в » (т. е. о н что -то ср е дне е ме жду Святы>1 м Ге ор гие м и Мальчико м-с -пальчико м). Сюжет этот сто ль любим к ц м , г эк з ц х я ь л к г , м Нэ , -

ющ я б к к м п к л м , к к , л ,

в по пуляр но сти может ср ав ниться то лько с цар е м о бе зьян Сунь Укуно м. Класс ич е -ско й сч итается экр анизация 1979 год а «Нэчжа по коряет мор ско го др акона», это первыш полнометражныш мультфильм, вылпуще нныш в Китае после Культурной

революции, с не значительными изменениями пере носящий на экран сюжет «Во з-вы ше ния в р анг духо в».

Если кине матограф Поднебе сной предлагает зрителю богатый выбор тем и , м ль пл к ц я к к б б ц л к м п л ью п ящ м ф -логии — во всех перечисле нных выше мультфильмах де йствуют сказочные герои, духи и боги, чаще все го на фоне псевдоисторического антуража. Исключе ния хоть

м ю я, б ьб з ю я п г ю м м л г

фэнтези. Это вполне объяснимо , учитывая, что эта самая аудитория на 2/3 состоит из де те й до 18 лет, котор ы м пр иключе ния в магиче с ко м мир е , по лно м ярких кр асо к и диковин, гораздо интересне е банальной ре альности. Анимация в этом плане пр е -

ля п л ю з ль ю б . Е л г м к б

дворцы и драконье царство на морском дне смотре лись бы инородно в одном кадре с актерами из плоти и крови (да и динамика заметно бы просела), то будучи нар и-сованными от руки или же на компьютере , они приобретают необходимую гармо -нию. Ранние мультфильмы , созданные в XX веке , к тому же несли на се бе сильный отпечаток традиционной культуры — облик обезьян из «Пере полоха в небесном чертоге» копировал грим актеров Пе кинской оперы , а размытые фоны подражали средневековой пейзажной живописи. Се йчас китайская анимация все больше похо -з б ю, п з ляю б п ш ь з м ю -

тами. Так, например , рожде ние Нэчжи недвусмысленно пародирует сцену первого п я л я Т м , мя ф ль х к з з м я м л я

из Mortal Kombat. Во многом удачное сочетание традиции и новации, своего и зам г б п л к б л к «Нэ ».

Анимация 1961 г. (кадр из му льтфильма «Царь о бе зьян»)

П л к ц , к ц п я п л м ль ф льм м ш -

кировать настолько , что отобьет всякое желание смотреть его до конца. Дело и в о билии отс ы>1 ло к к сюжетам и мифам, знако мы>1 м любо му жите лю Под не бе сно й, но не понятныш европейцу, из-за че го с первого раза тяже ло разобраться, о чем идет р ечь. И в кр айне с пе цифично м юмор е: китайцы>1 в пр инципе отличаются како й-то б п м ью к ш к м п я ( «П к »,

при все й свое й медитативности, отметился на этом поприще ), что еще можно по -нять в кино , адре сованном взрослой аудитории, но в мультике для детей в таком количестве смотрится инородно. По счастью где-то в середине тон пове ствования резко становится более серьезным, и те зрители, кто , собрав волю в кулак, все же р е шатся до смотреть «Нэчжу» д о ко нца, о купят потр аче нно е вр е мя с лихв о й.

Ре жиссе р Ян Юй (котор ы1 й одно вр е ме нно с це нар ист и пр одюсе р , т. е. не со -мне нныш «отец» проекта) основательно перелопатил сюжет оригинального мифа, фактически оставив от него только оболочку — появле ние в семье знатного военачальника Ли Цзина наделе нного сверхспособностями сыша и поединок с драконом. Напо лне ние же истор ии пр инципиально ино е: Нэчжа в ы1 веде н скор е е отр ицате ль-ны1м персонажем, по ошибке получившим при р ожде нии мощь Жемчужины1 зла, многократно усиливше й негативныш стороны>1 его характера. В ре зультате любое п л ль Нэ зб б я з ш ям г б -

лью м п х лю , п я л , п ющ х к м к к х -

плы>1х чув ств. Тр аге дию гер оя до по лняе т и тот факт, что бо ги, д абы>1 не дать е го те мной стороне вышти из-под контроля, намерены>1 уничтожить ре бе нка, едва тот г хл г з .

Анимация 2019 г. (кадр из му льтфильма «Нэчжа»)

Подобныш же образом Ян Юй деконструировал и образы>1 остальные персо -— б м Т И, п ш к м Нэ г ль-

, м ль ф льм п м лк г л к м, п п

которого е го уче ник и стал воплощением зла, а Ли Цзин, чьи отцовские качества в м ф лял л ь л ш г , б , п м м -

л м, г м п м г бя п я . Н б л -

к ль з л м ль ф льм п б л ц ль г г , к -

стве которого выютупает сыш драконьего царя Ао Бин. Из проходного персонажа,

б б г Нэ , л ф к к м гл м г м

его зеркальныш отраже ние м — добрыш и благородныш, искренне стремящийся по -м г ь лю ям п к х х п « щ м» ( л к м бл к

Ао Бин сохраняет многие драконьи черта), но волею обстояте льств вылнужде нныш

ш ь зл п пк . У л м зм г ш Нэ

факт, что до того , как стать врагами, они успели подружиться, поскольку оказались единственными суще ствами в мире , не виде вшими в друг друге монстров. В финале Ао Бин и вовсе оказышается перед ужасающим выбором — либо убить единст-г бл зк г л к ( м м я м х л э ь г -

я) п я г , л б х ь м з ь, б ь к

ю ю ьм м к п . Т к х л х м ль х п з п м

м м к к м г м я м ьш , «Нэ », бщ - ,

п ю ь . Сп б к з ь м м, п -

ш м юю б ьб г я клю ль з м м к : з

доли се кунды>1 на лице Ао Бина можно разглядеть отчаяние , боль, страх, гнев и, на-к ц, я ь, к я л м л б г ь к .

Финальный по едино к Нэчжи и Ао Бина

Почти двухлетняя работа над сценарие м позволила привне сти во вполне «бое виковую» историю такую психологическую глубину, что поневоле хочется за-кр ы1ть глаза на вс е не уд ачны1 е шутки и гэги. Вдо бав о к пр и небо льшо м по мер кам мировой анимации бюджете (20 млн. — «Disney» уже давно оперирует де сятикрат-но большими суммами) «Нэчжа» может похвастаться невероятной красота экше н-сценами, выгаурныши и цветастыши фонами, проработкой мельчайших детале й вплоть до узоров на одежде и волос, являющихся тем еще кошмаром для анимато -ров. А некоторым кадры>1 вы>1зы>1вают не поддельныш эстетиче ский восторг. Это наво -х ш ю м ль, з к ц п ль к м х х х х -

яю я б ь я к г я к , з ю л лл

львиную до лю выще ляе мы>1х на мультиндустр ию ср едств?

Под о пределение злодее в наибо ле е подходят демон Шэнь Гунбао и коро ль драко но в Ао Гу ан, но даже у них есть своя правда

Вс е о писанны е эле ме нты и стали о сно во й для ко ло сс ального успеха «Нэчжи» в Китае , который по своему характеру сравним с успехом «Шрэка» на Западе , также де ко нструир о в ав ше го тр адицио нны е с казочны е с южеты. На е го в о лне уже складывается своеобразная франшиза «Возвышения в ранг духов », в рамках которой в 2020 году состоялась премьера мультфильма «Цзян Цзыя: Леге нда об обоже ствле -нии», посвященного одноименному полководцу и е го войне с демонами-лисами. «Цзя Цз я» ш л л к х х , х я з-з п м б л я г

же успеха, что и «Нэчжа». На 2022 год запланирована премьера ленты «Эрлань-шэнь: Бог с тремя глазами», периодически ведутся разговоры и о сикве ле «Нэчжи». К , ь к ц м я лл бл м ц п к .

Но кто знает, не зайдут ли политиче ские проце ссы вкупе с выхолащиванием сюже -то в у ны не шне го кино так д але ко , что мы буде м с пр е дв куше ние м жд ать не д вадца-той по счету итерации похожде ний Бэтмена и Че ловека-паука, а ре шающего сра-же ния бе с смертно го мальчика с др ако нами?

Материал поступил в редакцию 11.02.2022; одобрена после рецензирования 20.05.2022; принята к публикации 31.05.2022.

The material was submitted 11.02.2022; approved after reviewing 20.05.2022; accepted for publication 31.05.2022.

Информация об авторе / Information about the author

Александр Александрович Портнов — аспирант кафедры истории Средних веков, МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия,12Alex06@mail.ru

Alexandr Portnov — postgraduate student of the Department of History of the Middle Ages, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation, 12Alex06@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.