Ю.И. ЗАСУХА, профессор,
зав. кафедрой
С.Ю. ЛЫСЕНКО, доцент
Кафедра теории, истории музыки и инструментального исполнительства: итоги и перспективы развития
В статье рассматривается история организации кафедры теории, истории музыки и инструментального исполнительства Хабаровского государственного института искусств и культуры. Дан обзор реализуемых на кафедре образовательных направлений подготовки в области музыкального искусства, определяются проблемы и перспективы дальнейшего развития кафедры в соответствии с культурной ситуацией в регионе.
Ключевые слова: региональный вуз культуры и искусства, специальное музыкальное образование, инструментальное исполнительство, теория музыки, история музыки, методика преподавания
Если попытаться определить наиболее значимые тенденции развития периферийных (региональных) вузов культуры и искусства в стремительно меняющихся реалиях современной социально-культурной политики России, то следует, на наш взгляд, указать на две из них. С одной стороны, это бережное сохранение лучших традиций российского специального образования, с другой - высокая мера мобильности в реагировании на культурные и образовательные потребности региона. Обозначенные тенденции в полной мере характеризуют учебно-методическую, научную и просветительскую деятельность коллектива кафедры теории, истории музыки и инструментального исполнительства (ТИ-МиИИ).
Сама история кафедры отражает сложный путь формирования и развития музыкально-педагогических традиций вузовского образования на Дальнем Востоке России, зарождение гибких и плодотворных взаимодействий с творческими коллективами и образовательными учреждениями в области культуры и музыкального искусства Хабаровского края и, шире, Дальневосточного региона. Кафедра теории и истории музыки была создана в 1969 г. Главной задачей являлось обеспечение преподавания дисциплин музыкально-теоретического
цикла и класса общего фортепиано для специальности «Культурно-просветительская работа »(зав. кафедрой - ЮЯ. Владимиров, Б.Д. Напреев, Ю.И. Засуха и др.). Основу педагогического коллектива кафедры составили выпускники ведущих консерваторий и вузов искусств Москвы, Ленинграда, Одессы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Воронежа, Казани, Владивостока и др. Энергичные, полные творческого энтузиазма молодые специалисты - пианисты, музыковеды, композиторы - стремились внедрять в культурно-образовательное пространство региона наиболее перспективные музыкально-педагогические методики, прививать любовь и уважение к культурным академическим традициям, знакомить дальневосточную публику с современным музыкальным искусством. Они заложили основы для изучения этнической музыкальной традиции коренных народностей Дальнего Востока России и региональных тенденций развития музыкального искусства.
В разные годы на кафедре работали известные композиторы, ученые-музыковеды, исполнители и музыканты-педагоги. В формировании академических музыкальных традиций региона трудно переоценить роль Ю.Я. Владимирова - первого заведующего кафедрой, первого председателя Дальневосточного отделения союза компо-
зиторов России, автора многих известных музыкальных произведений, среди которых симфония «Памяти Сергея Лазо», «Дальневосточный концерт » для фортепиано с оркестром, вокальный цикл «Золотая просека» на слова известного дальневосточного поэта П. Комарова, легендарный вальс «Амурские волны » - своего рода «музыкальная эмблема» Хабаровска и др. Творческая, организаторская и музыкально-педагогическая инициатива была подхвачена Б. Напреевым (композитором, музыковедом, ныне доктором искусствоведения, профессором ПГК им. Глазунова), В. Соболевским (талантливым пианистом, солистом и художественным руководителем Хабаровской краевой филармонии), Н. Соломоновой (музыковедом, доктором искусствоведения, ныне профессором СПбГУП), И. Мосиным (пианистом, ныне художественным руководителем Хабаровской краевой филармонии), Г. Никоненко и М. Шальтис (пианистами, ныне ведущими педагогами Хабаровского краевого колледжа искусств) и многими другими.
С 1987 г. бессменным руководителем кафедры теории и истории музыки является кандидат педагогических наук, профессор Ю.И. Засуха. За это время кафедра значительно усилила свой научный потенциал, были защищены докторская диссертация (Н.А. Соломонова) и целый ряд кандидатских диссертаций (Л.А. Матвеева,
В.С. Захарченко, Е.В. Балаганская, С.В. Мезенцева, С.Ю. Лысенко), значительно расширен перечень специальностей подготовки музыкантов для края и региона. Сегодня студенты кафедры осваивают премудрости вокального искусства, инструментально-исполнительского искусства (фортепиано, духовые и ударные инструменты, струнные инструменты), искусства эстрадно-джазового пения, «азы» преподавания музыки в общей средней школе и учреждениях дополнительного образования, в ДМШ (ДШИ), получают право преподавания специальных дисциплин в сред-
нем специальном образовательном звене (музыкальные колледжи, колледжи культуры).
В настоящее время коллектив кафедры продолжает творчески развивать сложившиеся музыкально-образовательные и научные традиции. К основным направлениям научной деятельности следует отнести разработку проблем музыкальной культуры Дальнего Востока в разрезе как этнической, так и академической традиции, вопросов музыкального регионоведения (Н.А. Соломонова, Е.В. Гордеева, С.В. Мезенцева, Л.А. Матвеева, Т.В. Лескова, С.С. Сырвачева), исследования феномена детской художественной одаренности, ее диагностики и развития (А.А. Никитин), методологии музыкального образования (Ю.И. Засуха, В.С. Захарченко), проблем развития музыкального театра, синтеза искусств (С.Ю. Лысенко, С.С. Сырвачева), апробацию новых информационных технологий в профессиональном музыкальном образовании (В.П. Козловская). Самый молодой преподаватель кафедры аспирантка РАМ им. ГнесиныхС. Сырвачева является
дипломанткой Всероссийского конкурса молодых музыковедов. Педагоги кафедры регулярно принимают участие в международных, всероссийских, региональных научных конференциях, публикуются в научных изданиях, рекомендуемых ВАК.
Активно идет работа над формированием учебно-методического фонда кафедры. Важнейшей особенностью данного процесса является то, что в монографиях и учебных пособиях нашли отражение результаты научно-исследовательской деятельности сотрудников, проводимой в ходе работы над диссертациями на соискание ученых степеней кандидатов и докторов наук. За последние годы были изданы, в частности, монографии А. Никитина «Художественная одаренность », «Эмоциональный интеллект и художественное мышление », Л. Матвеевой «Фортепианная культура Сибири и Дальнего Востока (XVIII в. - 1980-е гг.)». Ряд учебных пособий педагогов кафедры получили грифы УМО ДВ РУМЦ в области философии, культуры и искусства, а также УМО вузов РФ по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов. Среди них: А. Никитин «Фортепианные упражнения как фактурные модели и их освоение в классе общего фортепиано вузов искусств и культуры» (2004), И. Мосин «Раскрытие образных сфер в произведениях Ф. Листа (на примере «Погребального шествия») (2004),
С. Лысенко «Многоголосное сольфеджио»
(2009), С. Мезенцева «Музыкальная культура аборигенов Дальнего Востока России»
(2010), В. Захарченко «История западноевропейской музыки доклассической эпохи: средневековье, Возрождение, барокко »
(2011), Т. Лескова «Творчество композиторов Дальнего Востока России » (2012).
Учебные планы кафедры - это пример успешной и органичной интеграции ее научных интересов и музыкально-педагогических задач. Отметим, что в вариативной части основных образовательных программ
нашли отражение актуальные научные направления и современные музыкально-педагогические технологии: «Энергетика музыкального исполнительства» (А. Никитин), «Комплексное синестезийное музыкально-эстетическое воспитание» (С. Лысенко), «История музыки Дальнего Востока» (Т. Лескова, С. Мезенцева), «История музыкального образования на Дальнем Востоке» (Л. Матвеева), «Теория и практика художественной интерпретации» (А. Никитин, В. Будников, С. Лысенко), «Музыка и слово » (Т. Лескова), «Методика преподавания музыкально-теоретических дисциплин» (В. Захарченко), «Семиотический и системно-синергетический подходы к исследованию искусства, культуры, образования » (С. Лысенко) и др.
Ведущих специалистов кафедры ТИ-МиИИ нередко приглашают в учебные заведения различного типа по всему Дальневосточному региону и за рубежом для проведения курсов повышения квалификации, открытых уроков и мастер-классов, в качестве председателей ГАК в профильные средние учебные заведения и вузы искусства, для участия в экспертных комиссиях при аккредитациях ссузов отрасли, что свидетельствует о высоком педагогическом и научном потенциале кафедры.
Кафедра продолжает и активно развивает просветительские традиции, инициированные ее основателями. В их числе -изучение и популяризация музыки дальневосточных композиторов - Ю. Владимирова, Н. Менцера, А. Новикова, С. Москаева и др., циклы концертов из произведений современных композиторов, чья музыка всё еще редко звучит с концертных площадок в нашем регионе. Педагоги исполнительских специальностей сами ведут активную концертную деятельность как в России, так и за рубежом (А. Никитин, В. Будников, О. Войцеховская). В 2012 г. О. Вой-цеховская и Д. Ежова (выпускница нашей кафедры) стали лауреатами 1-й премии на XI международном фестивале-конкурсе
«Musica classic» в г. Руза. Студенты кафедры, обучающиеся по специальности «Инструментальное исполнительство», нередко становятся победителями международного фестиваля «Новые имена стран АТР », инициатором которого является профессор кафедры А. Никитин. Наряду с преподавателями кафедры и совместно с Дальневосточным симфоническим оркестром они принимали участие в гастрольных поездках в Японию (префектура Аомори), Южную Корею (Сеул), а также в гастролях по региону. Студенты и преподаватели исполнительских специальностей неоднократно выступали в качестве солистов-ин-струменталистов, исполняя произведения композиторов стран АТР (Ниигата). Зачастую произведения зарубежных авторов исполнялись впервые. Особо следует отметить сотрудничество кафедры с зарубежными партнерами из Южной Кореи и КНР, студенты и стажеры которых получали и продолжают получать музыкальное образование на кафедре ТИМиИИ.
Другой важнейшей тенденцией развития кафедры следует признать тесное взаимодействие с ведущими исполнительскими музыкальными коллективами и творческими объединениями Хабаровского края. Одной из наиболее ярких, результативных и перспективных форм такого сотрудничества явилось открытие в 1994 г. оркестрового факультета ХГИИК при Дальневосточном симфоническом оркестре (ДВСО). Автором и инициатором этого инновационного проекта стал дирижер и художественный руководитель ДВСО Виктор Тиц, ученик Л. Гинзбурга. Обеспокоенный оттоком исполнительских кадров с Дальнего Востока, спровоцированного нестабильной и сложной политической и экономической ситуацией постсоветского периода, В.З. Тиц при поддержке губернатора Хабаровского края В.И. Ишаева впервые в нашей стране взялся за создание творчес-ко-образовательного союза нового типа, который позволял бы готовить исполни-
тельские кадры для ДВСО, что называется, «без отрыва от производства ». Проект был направлен на то, чтобы талантливые выпускники оркестровых специальностей музыкальных учебных заведений среднего звена, в первую очередь - старейшего в регионе Хабаровского училища искусств (впоследствии колледжа искусств), не уезжали с Дальнего Востока в центральный регион России для поступления в ведущие вузы страны (откуда они, как правило, не возвращаются), а параллельно с работой в «живом» творческом, активно концертирующем оркестровом коллективе могли бы осваивать основную образовательную программу специальности «Инструментальное исполнительство» в ХГИИК. Образовательный процесс был организован таким образом, чтобы студенты-музыканты оркестра могли гибко совмещать учебу и работу. Специальные дисциплины вели их наставники - концертмейстеры групп и/ или ведущие музыканты оркестра, цикл музыкально-теоретических предметов преподавали ведущие музыковеды города. Воплощая в жизнь идею качественного преобразования сложившихся в российском музыкальном образовании традиций, В.З. Тиц справедливо делал акцент на ансамблевых и дирижерских дисциплинах, которые он преподавал сам, настаивал на приобрете-
нии качественных знаний по курсу анализа музыкальных произведений, позволяющих исполнителю в полной мере сформировать собственную исполнительскую концепцию [1].
Эти традиции преподавания у студентов оркестровых специализаций были подхвачены и сохранены кафедрой.
У нас продолжают работать ведущие музыканты-исполнители ДВСО: Г. Чащин, А. Панин, М. Арь-кова, В. Чисковский и др. Сегодня практика приглашения профессионалов-исполни-телей на преподавательскую работу, оцениваемая руководством института как перспективная, развивается и применительно к другим специальностям и направлениям подготовки. Например, педагоги, приглашенные для преподавания специальных дисциплин по новому для Хабаровского края направлению подготовки «Вокальное искусство », лицензированному на кафедре в 2009 г., являются ведущими солистами Хабаровского краевого музыкального театра (ХКМТ) и Хабаровской краевой филармонии (Э. Саниевская, Н. Галанина и др.). Студенты-вокалисты активно привлекаются к различным творческим проектам, к участию в музыкальных спектаклях театра; на базе ХКМТ также планируется организация учебного процесса по дисциплине «Оперный класс».
Продолжая традиции основателей кафедры, наш коллектив стремится творчески подходить к решению новых задач, которые выдвигаются современным образованием и актуализируются культурной ситуацией в нашем регионе. Так, в 2009 г. на кафедре лицензировано новое направление подготовки - «Педагогическое образование» (профиль «Музыка»), и теперь ХГИИК - единственный вуз региона, где осуществляется подготовка преподавателей музыки для средних общеобразова-
тельных школ и учреждений дополнительного образования. Учитывая сложившиеся традиции в подготовке кадров по специальности «Музыкальное искусство эстрады » в музыкальных колледжах региона (Хабаровск, Благовещенск и др.) и высокую потребность в исполнительских и педагогических кадрах этого направления подготовки, кафедра в 2012 г. начала реализацию основной образовательной программы ВПО по профилю «Эстрадно-джазовое пение ». Следует подчеркнуть, что больше ни в одном вузе Дальневосточного региона набор на данное направление подготовки не осуществляется.
Завершая обзор образовательных направлений подготовки в области музыкального искусства, представленных на кафедре ТИМиИИ, можно сказать, что в настоящее время коллектив кафедры представляет собой одно из наиболее активно развивающихся структурных подразделений ХГИИК, обладающее значительными перспективами в реализации своего научного и творческого потенциала.
Литература
1. Тиц В.З. Проблемы подготовки кадров му-зыкантов-исполнителей в ХГИИК // Музыкальное образование на Дальнем Востоке России: Тез. докладов региональной науч.-практ. конф. Хабаровск: ХГИИК, 1998. С. 13-17.
ZASUKHA U.I, LISENKO S.YU. SUB-FACULTY OF MUSIC THEORY, MUSIC HISTORY AND INSTRUMENT PERFORMING OF THE KHABAROVSK STATE INSTITUTE OF ARTS AND CULTURE: TENDENCIES AND PROSPECTS
The article shows the history of organizing of the Sub-faculty of Music Theory, Music History and Instrument Performing at Khabarovsk State Institute of Arts and Culture. An overview of educational programs and research lines is given as well as problems and prospects of future development of the department according to the cultural situation in our region are outlined.
Keywords: regional institute of arts and culture, special musical education, instrument performing, history of music, theory of music, ways of teaching
Проблемы поликультурного
А.В. АЛЕПКО, профессор, °браз°вания СГуДент°в
зав. кафедрой в контексте международных
контактов России в АТР
Автор статьи предлагает анализ современной сuтyацuu полuкyльтypного образования на Дальнем Востоке России, которая складывается под геополитическим влиянием стран АТР. Важнейшим направлением регионального гyманuтаpного образования является подготовка кyльтypологов - специалистов в области межкyльтyp-ных коммyнuкацuй.
Ключевые слова: полuкyльтypное образование, межкyльтypная коммyнuкацuя, кyльтypологuя, подготовка кyльтypолога, межкyльтypный диалог, формирование целостного полuкyльтypного мировоззрения
«Для того чтобы выжить в современном сложном мире, люди должны понимать разную культуру. Приобретение межкультур-ной компетенции, которая является способностью изменять свои знания, отношение и поведение таким образом, чтобы быть открытым и “гибким” к другой культуре, стало насущной проблемой для людей, пытающихся выжить в условиях глобализации общества XXI века» - заявлено на международной конференции по исследованию проблем образования [1]. Для Дальнего Востока России эти слова особенно актуальны.
Крайне слабое демографическое присутствие России в районах к востоку от Байкала и острая недостаточность транспортнокоммуникационной сети, связывающей европейскую часть России с дальневосточной частью, во многом определяет медленное развитие данных территорий. В силу при-