Д. Боккаччо, М. Дворжак, П. Флоренский, Ф. Ницше, Н. Скрябин и другие). По их мнению, именно мистические корни Искусства определили его место в Культуре как проводника к иррациональному, способного устанавливать прямой контакт Человека с высшими и низшими духовными силами. Сущность искусства они видят в его способности «воспроизводить божественное творение» (Ф.Р Ламенне, Ф. Шеллинг). В истории духовных практик мира искусство остаётся единственным средством погружения человека в переживание религиозного чувства, озарение, транс.
Ю.М. Лотман объясняет действие преображающих сил в искусстве посредством теории знаков: «Знаки обладают многими интересными свойствами. Так, например, для того, чтобы сдвинуть с места камень, надо приложить определённые усилия, причём по закону сохранения энергии эффект будет равен затраченным усилиям. Теперь представим себе заводской гудок. Энергия, которая потребна для его пуска, ни в коей мере не может быть сравнима с последствиями его действия: остановкой машин огромной мощности, приведением в движение масс рабочих. Знаки обладают способностью энергетически неравноцен-
Библиографический список
ного воздействия. На этом же основана сила слова. Действие, которое оно производит, не может быть сопоставлено с затратой энергии на его произнесение» [12, с. 9].
Сходную мысль высказывает и А.А. Потебня: «Жизнь художественных произведений состоит в том, что они понимаются, и как понимаются. В противном случае о них стоит говорить не более, как о глыбе камня, куске полотна и пр. Если же так, то кто станет утверждать, что понимание и влияние произведений греческого ваяния одно и то же в цветущие времена Греции и теперь? Тогда и теперь - это совершенно различные произведения искусства, имеющие лишь один и тот же материальный субстрат, но не одну и ту же, так сказать душу. Эти различия изменяются не только по времени, но и по народам» [13, с. 162].
Целью гуманитарного образования важно сделать не только информированность личности, но и её трансформацию. Трансформация же совершается только в диалоге, в напряжённом душевном труде, направленном на понимание «другого» и интерпретацию его сигналов из «духовных коридоров» Большого времени.
1. Бубер M. Я и Ты: перевод с немецкого. Mосква: Высшая школа, 1993.
2. Ротенберг В.С., Бондаренко СЖ Мозг. Обучение. Здоровье. Available at: http://www.drdautov.ru/mozg/index.htm
3. Каган M^. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. Ленинград: Издательство ЛГУ, 1991.
4. Бахтин M.M. К методологии гуманитарных наук. Эстетика словесного творчества. Mосква: Искусство, 1979: 361 - 412.
5. Каган M^. Российская школа на рубеже веков. Избранные труды в VII томах. Том III. Труды по проблемам теории культуры. Санкт-Петербург: ИД «Петрополис», 2007: 669 - 672.
6. Петрова Г.И. Образование в системе культуры. Образование и наука: современные стратегии развития: межвузовский сборник статей и материалов к Mеждународному конгрессу «Образование и наука на пороге третьего тысячелетия». Новосибирск, 4-9 сент. 1995 г. Под редакцией Г.И. Петровой. Томск: Изд-во ТГУ,1995: 39 - 51.
7. Каган M^. Се человек... Жизнь, смерть и бессмертие в «волшебном зеркале» изобразительного искусства. Санкт-Петербург: «Logos», 2003.
8. Пигров К.С. Детство как социально-философская проблема. Дети Севера: тезисы докладов и сообщений IV Mеждународной конференции «Ребёнок в Современном мире» (8-10 октября 1997 г.). Санкт-Петербург, 1997: 20 - 24.
9. Каган M.^ Отношение к детству как явление культуры. Дети Севера: тезисы докладов и сообщений IV Mеждународной конференции «Ребёнок в Современном мире» (8-10 октября 1997 г.). Санкт-Петербург, 1997: 16 - 19.
10. Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству. Архетип и символ. Mосква: Ренессанс, 1991: 243 - 262.
11. Балакина Е.И. Метаморфозы диалога в системе культуры и искусства (Теория и практика созидательных путей культурогене-за). Барнаул: Алтайский дом печати, 2014.
12. Лотман ЮЖ Семиосфера. Санкт-Петербург: «Искусство-СПБ», 2000.
13. Потебня A.A. Мысль и язык. Киев: Синто, 1993.
References
1. Buber M. Ya i Ty: perevod s nemeckogo. Moskva: Vysshaya shkola, 1993.
2. Rotenberg V.S., Bondarenko S.M. Mozg. Obuchenie. Zdorov'e. Available at: http://www.drdautov.ru/mozg/index.htm
3. Kagan M.S. Sistemnyj podhod i gumanitarnoe znanie: Izbrannye stat'i. Leningrad: Izdatel'stvo LGU, 1991.
4. Bahtin M.M. K metodologii gumanitarnyh nauk. 'Estetika slovesnogo tvorchestva. Moskva: Iskusstvo, 1979: 361 - 412.
5. Kagan M.S. Rossijskaya shkola na rubezhe vekov. Izbrannye trudy v VII tomah. Tom III. Trudy po problemam teorii kul'tury. Sankt-Peterburg: ID «Petropolis», 2007: 669 - 672.
6. Petrova G.I. Obrazovanie v sisteme kul'tury. Obrazovanie i nauka: sovremennye strategiirazvitiya: mezhvuzovskij sbornik statej i materialov k Mezhdunarodnomu kongressu «Obrazovanie i nauka na poroge tret'ego tysyacheletiya». Novosibirsk, 4-9 sent. 1995 g. Pod redakciej G.I. Petrovoj. Tomsk: Izd-vo TGU,1995: 39 - 51.
7. Kagan M.S. Se chelovek... Zhizn', smert'ibessmertie v«volshebnom zerkale» izobrazitel'nogo iskusstva. Sankt-Peterburg: «Logos», 2003.
8. Pigrov K.S. Detstvo kak social'no-filosofskaya problema. Deti Severa: tezisy dokladov i soobschenij IV Mezhdunarodnoj konferencii «Rebenok v Sovremennom mire» (8-10 oktyabrya 1997 g.). Sankt-Peterburg, 1997: 20 - 24.
9. Kagan M.S. Otnoshenie k detstvu kak yavlenie kul'tury. Deti Severa: tezisy dokladov i soobschenij IV Mezhdunarodnoj konferencii «Rebenok v Sovremennom mire» (8-10 oktyabrya 1997 g.). Sankt-Peterburg, 1997: 16 - 19.
10. Yung K.G. Ob otnoshenii analiticheskoj psihologii k po'etiko-hudozhestvennomu tvorchestvu. Arhetip i simvol. Moskva: Renessans, 1991: 243 - 262.
11. Balakina E.I. Metamorfozy dialoga v sisteme kul'tury i iskusstva (Teoriya i praktika sozidatel'nyh putej kul'turogeneza). Barnaul: Altajskij dom pechati, 2014.
12. Lotman Yu.M. Semiosfera. Sankt-Peterburg: «Iskusstvo-SPB», 2000.
13. Potebnya A.A. Mysl'iyazyk. Kiev: Sinto, 1993.
Статья поступила в редакцию 18.05.15
УДК 78.071.1/398(571.6)(035.3)
Balakina E.I., Doctor of Sciences (Cultural Studies), Senior Lecturer, Department of Philosophy and Cultural Studies, Altai State
Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: balakina2002@mail.ru
Leskova T.V., Doctor of Sciences (Cultural Studies), Senior Lecturer, Department of Theory, History of Music and Instrumental
Performance, Khabarovsk State Institute of Arts & Culture (Khabarovsk, Russia), E-mail: leskova-1961@mail.ru
PROBLEMS OF FOLKLORISM OF COMPOSERS IN THE FAR EAST OF RUSSIA IN THE COURSE OF HISTORY OF MUSICAL CULTURE OF SOME PARTICULAR REGION IN HIGHER EDUCATION OF ARTS AND CULTURE. The article is dedicated to some topical research issues that underlie the authors' teaching program on the course of "History of musical culture of the Far East" specially worked out for schools of arts and culture of the Far East. The objective of the article is the systematization of multiple and diverse perspectives of composers' folklorism, creativity, which address the prototypes of Aboriginal folklore and new settlers of the Russian Far East. The key idea of the article is composers' perspective in folklorism marked with position detection of its regional specificity. In this regard, it is considered in the context of the factors that contributed to its emergence. Firstly, it is regional cultural
space, its folklore and music composer. It is noted that the folklore of the region determines the figurative and stylistic originality of folklore, composers' and creative environment is the condition for the formation and development of the folklore. The synthesizing character is emphasized. Composer' folklore of the region is noted to have an ability to reflect the problem of development of musical culture and the composers' creativity. Second, the correlation of regional and nationwide processes to evaluate the phenomenon of regional composer folklorism in the socio-cultural aspect, in terms of subordination and coordination processes of the center of Russia and the Far East, to identify general and specific in their deployment.
Key words: musical and cultural infrastructure, composers' folklorism, regional specifics, the Russian Far East.
Е.И. Балакина, канд. культурологии, доц., доц. каф. философии и культурологии Алтайского государственного
педагогического университета, г. Барнаул, E-mail: balakina2002@mail.ru
Т.В. Лескова, канд. искусствоведения, доц. каф. теории, истории музыки и инструментального исполнительства
Хабаровского государственного института искусств и культуры, г. Хабаровск, E-mail: leskova-1961@mail.ru
ПРОБЛЕМАТИКА КОМПОЗИТОРСКОГО ФОЛЬКЛОРИЗМА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ В КУРСЕ ИСТОРИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РЕГИОНА В ВУЗАХ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ
Статья посвящена актуальному комплексу взаимосвязанных приоритетных научно-исследовательских проблем, лежащих в основе авторской программы учебного курса «История музыкальной культуры Дальнего Востока» для вузов искусств и культуры дальневосточного региона. Цель статьи - систематизация множественной и разнообразной проблематики развития композиторского фольклоризма, творчества, которое в своих прообразах обращено к фольклору аборигенов и переселенцев дальневосточного региона России. Стержневой идеей статьи стала проблематика композиторского фольклоризма, обозначенная с позиций выявления его региональной специфики. В связи с этим он рассматривается в контексте тех факторов, которые способствовали её возникновению. Во-первых, это региональное культурное пространство, его фольклор (1) и композиторская музыка (2). Отмечено, что фольклор региона определяет образно-стилевую неповторимость композиторского фольклоризма, а творческая композиторская среда является условием становления и развития фольклоризма. Подчёркивается синтезирующий характер композиторского фольклоризма региона в научном аспекте, как явления, показательного в плане высоких творческих результатов композиторов Дальнего Востока, а также способного отразить проблемы развития музыкальной культуры и композиторского творчества региона.
Во-вторых, соотнесение региональных и общероссийских процессов позволяет оценить явление регионального композиторского фольклоризма в социокультурном аспекте, в плане субординации и координации процессов центра России и Дальнего Востока, выявить общее и особенное в их развёртывании.
Ключевые слова: музыкально-культурная инфраструктура, композиторский фольклоризм, региональная специфика, Дальний Восток России.
К одной из проблем, связанных с национально-региональным компонентом образования, относится разработка содержания курса «История музыки Дальнего Востока». Проблемы регионального развития приобретают здесь особую значимость. В современном отечественном музыкознании их изучение на материале музыкальной культуры российских регионов является одной из актуальных тем в связи с формированием ещё в советское время всех музыкально-культурных институтов, творческих организаций СССР, в частности отделений Союза композиторов РСФСР, филармоний, системы образования по национальному и региональному принципу. Таким образом, относительно центра (Москвы и Петербурга) сложились региональные социокультурные и музыкально-стилевые подсистемы.
Одной из них является музыкальная культура советского/российского Дальнего Востока. Если история музыкальной культуры и профессионального композиторского творчества бывших союзных республик СССР, автономных республик России уже в достаточной степени осмыслена в отечественном музыкознании, то региональные центры - Урал, Сибирь, Дальний Восток - введены в российское музыкознание слабо. В исследовательской литературе проблемы их регионального развития, преподнесённые на конкретном материале, ещё не получили должного освещения, о чём свидетельствуют, например, материалы учебников по истории современной отечественной музыки, журнала «Советская музыка»/ «Музыкальная академия», имеющие центристскую направленность. Объективно преобладание тенденций центра обусловлено существенностью, масштабностью, первичностью (например, с точки зрения стиля), большей насыщенностью культурных событий, происходящих там.
Степень изученности музыкально-культурных процессов и композиторского наследия дальневосточного региона всё ещё остаётся минимальной. В связи с этим намечается задача систематизации уже существующих научно-исследовательских материалов дальневосточных музыковедов Н. Соломоновой, Л. Матвеевой, работ Б. Напреева, В. Матвейчука, В. Федотова, П. Вольхина, А. Никитина, С. Монаховой, В. Королёвой, Л. Ми-хайленко, С. Чулковой. Однако сам характер исследований, в основном социокультурный, говорит о существовании следующих проблем.
Во-первых, в особо пристальном внимании музыковедов нуждается творчество дальневосточных композиторов, до сих пор не получившее системного жанрово-стилевого анализа, во-вторых, рассмотрение стилевой области композиторского фоль-клоризма в аспекте «композитор и фольклор». Разрозненность публикаций о региональной музыкальной культуре и композиторском творчестве Дальнего Востока затрудняет и накопление фактов, и теоретическое их осмысление. При определённом научно-исследовательском багаже по культуре Дальнего Востока, композиторскому творчеству, их исследование сохраняет свою актуальность до сего дня. Особенно это касается композиторского фольклоризма - творчества, базирующегося на фольклорных истоках и требующего раскрытия в специфическом ракурсе «композитор и фольклор».
Изучение музыкальной культуры Дальнего Востока предполагает два направления, которые, дополняя друг друга, создают целостную её картину. Первое направление - условно фоль-клорно-этнографическое - связано с музыкальной этнографией и фольклором коренных народов Дальнего Востока. Второе - условно музыкально-социологическое - связано с функционированием и динамикой культуры европейского типа (с конца XIX века), её основных музыкальных институций, музыкально-исполнительского, образовательного, слушательско-зрительского звеньев музыкально-культурной инфраструктуры. В свою очередь оно включает творческое звено - произведения композиторов, что актуально для обучающихся по музыкальным направлениям вузовской подготовки. В содержании образования тем самым обозначается особый музыкально-стилевой аспект.
В учебном плане Хабаровского государственного института искусств и культуры первому из указанных направлений уделено внимание при прохождении дисциплин фольклорно-этногра-фического профиля. Второе направление реализуется в курсе музыкальной истории региона. Поэтому в данной работе акцентируется именно оно. Его разработка тесно соприкасается с проблемами регионализации (интеграции и локализма) российской музыкальной культуры второй половины ХХ века.
Данная статья посвящена комплексу проблем второго из указанных направлений, впервые представляющих профессиональное композиторское творчество как самостоятельную область
дальневосточной музыкальной культуры. Стержневой идеей курса стало внимание к региональному контексту её формирования и функционирования. Среди них: определение роли и места композиторского творчества в общей системе региональной культуры, разработка положений по созданию целостной картины регионального композиторского творчества и его самостоятельной стилевой области - композиторского фольклоризма.
Рассмотрение региональных проблем социокультурного и жанрово-стилевого плана немыслимо вне регионального контекста, а также вне системы «центр - периферия». Региональный социокультурный, в данном случае дальневосточный, контекст существенно влиял на протекание общероссийских тенденций в регионе. Их развитие в центре и на периферии отличается определёнными особенностями, что открывает ещё одну проблему. Конкретный региональный материал, всегда специфически преломляющий общий процесс, способен дополнить представления о российской (советской) музыкальной культуре второй половины ХХ века. Координация общероссийских (общесоюзных) и региональных тенденций в музыкальной культуре, композиторском творчестве также нуждается в анализе, который может стать одной из тем курса истории музыки Дальнего Востока.
Освещение региональных процессов в музыкальной культуре предполагает два аспекта. Первый - общий, культурологический, посвящённый вопросам становления и развития музыкально-культурных институтов, культурной инфраструктуры региона. Здесь на региональном материале рассматривается взаимодействие таких её составных элементов как культуроустроители [2, с. 396] (исполнители, сфера музыкального образования, пресса и др.) и зрители/слушатели. Второй аспект - жанрово-стилевой -посвящён композиторскому творчеству региона.
Определим основные направления содержания курса. Первое из них - это комплексное изучение региональных процессов в музыкальной культуре европейского типа на широкой исторической дистанции, от истоков её формирования в регионе конца XIX века до наших дней. Пристальное внимание здесь необходимо уделить таким важным составляющим компонентам инфраструктуры в области музыкальной культуры, таким её основным составляющим, как музыкально-театральная, концертная жизнь, композиторское творчество, музыкальная критика и образование.
Вторым направлением содержания курса является создание жанрово-стилевой картины творчества дальневосточных композиторов. Произведения, самобытные по образности и стилю, но в своем большинстве не имеющие широкой известности, нуждаются в анализе музыкальной драматургии, жанра, композиции, закономерностей музыкального языка, что ставит перед автором учебной программы курса дополнительные задачи. В их круг входит анализ произведений из сферы композиторского фольклоризма.
Третьим направлением стало выявление индивидуального преломления общероссийских тенденций в дальневосточном регионе на двух уровнях: музыкально-культурном и музыкально-стилевом. Постановка и решение этой проблемы в рамках учебного курса позволит наблюдать взаимосвязи центра и периферии, выявить общее и особенное в развитии дальневосточного музыкально-культурного пространства, проследить принципы региональной коррекция общероссийских процессов, в том числе в области фольклоризма.
В выявлении общего и особенного в музыкальной культуре и композиторском творчестве Дальнего Востока предполагается опора на основные положения современной отечественной культурологии об имманентных принципах развития культуры (фазовости, обогащении и дифференциации, застое, ослаблении дифференциации, кризисе, циклически повторяемых волнообразных изменениях (инверсии), концепции возрождения и др.) [2, с. 258]. Специфика музыкальной культуры любого региона, в том числе и дальневосточного, базируется на таких факторах социокультурной динамики как наследие, инновации, культурные заимствования, синтез. С одной стороны, материалы учебного курса должны отразить общие закономерности в культурном развитии центра и дальневосточного региона, общее в строении их культурной инфраструктуры, с другой, - отразить те принципы саморазвития культуры (субординацию, координацию и состязательность), которые позволяют высветить индивидуальность региональных процессов.
Соответственно этой проблематике, авторская программа курса включает пять разделов, в каждом из которых указанная социально-культурологическая проблематика является «сквозной».
Первый раздел «Развитие музыкальной культуры Дальнего Востока во второй половине XIX - начале ХХ веков (до 1917 года)» имеет вступительный характер, он освещает процессы накопления предпосылок для развития современной музыкальной культуры в регионе. Второй раздел «Формирование современной музыкально-культурной инфраструктуры Дальнего Востока (1917 - 1941 годы)» затрагивает вопросы становления основных музыкально-культурных институтов региона, в том числе театров, Дальневосточного радиокомитета и его исполнительских коллективов, концертных организаций, музыкального образования.
В местной музыкальной инфраструктуре, складывающейся с конца XIX века по европеизированному образцу центра России, к 1917 году в целом были заложены определённые основы в сфере любительского концертного исполнительства местных музыкально-драматических, хоровых кружков, обществ, собраний. Начала развитие сфера образования и просветительства, местная пресса, развивалась деятельность музыкантов-гастролёров. В 1917 - 1922 годах концентрация эмигрантской интеллигенции привела к росту интенсивности музыкальной жизни Дальневосточной республики, множественности культурных тенденций с главенством двух противоположных - преемственности с культурными традициями прошлого и их отрицания. Соответственно этому существовали структуры, близкие дореволюционному типу, и новые, работавшие более планомерно (РАБИС, Пролеткульт, органы отделов народного образования, КЭБ - концер-тно-эстрадные бюро и др.). Всё это говорит о переходном характере периода [3].
Открытие в середине 1920-х годов Хабаровского театра музыкальной комедии, отделений Дальневосточного радиокомитета с оркестрами, хорами, оперными студиями, филармоний, становление системы начального и среднего музыкального образования (открытие музыкально-театральных техникумов во Владивостоке и Хабаровске в 1933 и 1935 годах) привело к относительной стабильности в музыкальной жизни региона. Важным явлением 1930-х годов стала начавшаяся деятельность композиторов, выпускников центральных консерваторий и училищ Н. Менцера, С. Томбака, В. Румянцева, приехавших в качестве руководителей театральных, воинских, хоровых, оркестровых коллективов, а также Д. Пекарского, проработавшего на Дальнем Востоке несколько сезонов в качестве дирижёра оперного театра.
Третий раздел «Развитие музыкальной культуры Дальнего Востока во второй половине ХХ века» освещает процессы современного функционирования музыкальной культуры региона в её основных направлениях: театры, концертно-филармони-ческая деятельность, музыкальное образование, композиторская организация. Насыщенность событиями, неоднородность развития, разнообразие социально-исторического фона подразумевает деление этого раздела на самостоятельные периоды. Это - военные и послевоенные годы (1941 год - конец 1950-х годов), время конца 1950-х - середины 1980-х годов, связанное с началом функционирования Дальневосточной композиторской организации, перестройка и постперестроечный период (с середины 1980-х годов).
В годы войны сокращение штатов профессиональных музыкальных коллективов сопровождалось ростом местных самодеятельных ансамблей, например. Пограничного и Дальневосточного военных округов, которым композиторы, в том числе работавшие в регионе в годы войны В. Левашов и М. Магиденко, В. Румянцев адресовали массу песен. На протяжении следующих десятилетий Дальнему Востоку посвятили своё творчество композиторов Ф. Садовой, П. Мирский, В. Белиц, А. Яковлев, Г. Угрюмов и др. Зреющая в композиторской среде тенденция, от разобщенности к образованию неформального союза под руководством И. Ипатова (1949 год), а затем Ю. Владимирова («оргбюро» композиторов, 1958 год) позволила поставить вопрос о создании Дальневосточного отделения Союза композиторов СССР (ДВО СК). Ю. Владимиров, один из ведущих композиторов Одессы, приехавший на Дальний Восток в 1958 году, сумел направить разрозненный и разнообразный творческий потенциал региона в русло планомерной творческой деятельности.
К концу 1950-х годов сформировались основы модели музыкально-культурной инфраструктуры региона, типичной и для 1960-80-х годов. Определяющей стороной в ней стала опора на местную исполнительскую среду. Композиторы плодотворно работали в жанрах песни и романса, хоровой сюиты, симфонической, театральной музыки. Композиторское творчество постепенно, еще
не меняя в 1940-е годы своего периферийного положения, в конце 1950-х стало самостоятельной, динамично развивающейся областью со своими жанровыми тенденциями.
Всё это логически подвело к открытию в декабре 1960 года ДВО СК России, куда вошли В. Румянцев, Н. Менцер, А. Яковлев, С. Томбак. Они сотрудничали с самодеятельными композиторами-песенниками. Наряду с песней дальнейшее развитие получили симфоническая и кантатно-ораториальная сферы. Жанры оперетты и балета, камерная и народно-инструментальная музыка дополняли картину творчества. Стилевое развитие 1960-х - середины 1970-х годов отличалось освоением традиций отечественной музыки второй половины XIX - первой половины ХХ веков. Специфику развитию придала тенденция композиторского фольклоризма, основанная в творчестве Н. Менцера на претворении аборигенного материала, в творчестве В. Румянцева, Ю. Владимирова - переселенческого дальневосточного фольклора. Творчество этого периода можно назвать заявкой о существовании региональной композиторской организации.
С середины 1970-х и до середины 1980-х годов Ю. Владимиров, В. Пороцкий, Б. Напреев, И. Бродский (Богданов), Э. Казачков в симфонии, камерно-инструментальной музыке, а Е. Казановский - в хоровой начали осваивать стилевые средства современности. Новаторским подходом отличался и композиторский фольклоризм, в сфере которого усложнение методов переинтонирования фольклора было характерно для Н. Менцера. А. Гончаренко совместил аборигенный материал с принципами джазового мышления. Выход на иные рубежи в области музыкального стиля позволил творчеству региона к середине 1980-х годов занять достойное место в музыкально-культурном пространстве России.
В середине 1980-х годов в развитии профессиональной дальневосточной музыки наметился рубеж, определённый сменой российской культурной парадигмы, децентрализацией культурного пространства страны и др. факторами. Сокращение прежних форм художественной самодеятельности компенсировалось ростом профессионального музыкального исполнительства в регионе. Уровень коллективов, среди которых Дальневосточный, Тихоокеанский симфонические оркестры, хабаровские камерный хор (руководитель Л. Гладкая) и филармонический оркестр русских народных инструментов (дирижёр А. Фурта), владивостокский ансамбль старинной и современной музыки «Кончертоне» (руководитель С. Айзен-штадт) и др., активно формировался их обращением к региональному творчеству.
Благодаря личной инициативе композиторов А. Гончаренко, С. Москаева и дирижёра Дальневосточного симфонического оркестра В. Тица, с 1996 года было проведено десять фестивалей «Дальневосточные ассамблеи», сопровождаемых конференциями, выпуском музыковедческих сборников по вопросам региональной музыкальной культуры и композиторского творчества. Помимо произведений композиторов старшего поколения в программах «Ассамблей» в Хабаровске, Владивостоке прозвучали произведения А. Гончаренко, А. Новикова, С. Москаева, С. Сафонова, А. Вольф. В них прослеживаются два основных стилевых направления региональной музыки 1990-х - 2000-х гг.: 1) неофольклоризм; 2) внедрение современных приемов композиторского письма (авангардных приемов, полистилистики, неостилей). В жанровой структуре стали первенствовать симфонические произведения, сфера музыки для русских народных инструментов, а хоровые жанры существенно изменились по тематике и стилю.
В развитии профессионального ядра знаменательным стало, во-первых, его формирование в недрах местной музыкально-культурной среды: до поступления в центральные вузы композиторы 1900-х - 2000-х годов А. Новиков, С. Москаев, А. Вольф окончили Хабаровский колледж искусств; во-вторых, возникновение отдельных линий преемственности: Ю. Владимиров и Э. Казачков -А. Новиков, С. Москаев - А. Вольф. Хотя в целом фундаментальная региональная традиция имеет ярко выраженный центробежный характер, причиной чему стал ряд факторов, обозначенных в пособии.
Этот творческий потенциал позволил успешно функционировать Дальневосточной композиторской организации в сложных современных условиях, полноценно репрезентируя региональную культуру в российском контексте. Творческое наследие композиторов-профессионалов стало тем фактом культурной истории региона, на основе которого возможно её дальнейшее развитие [6].
Четвертый раздел «Ведущие жанрово-стилевые тенденции композиторского творчества Дальнего Востока второй половины ХХ века» посвящён обзору основных жанровых и стилевых направлений дальневосточной профессиональной музыки в творчестве В. Румянцева, Ф. Садового, С. Томбака, Н. Менцера, Ю. Владимирова, Э. Казачкова, В. Наумова, Б. Напреева, В. По-роцкого, А. Гончаренко, А. Новикова, С. Москаева и других, в том числе некоторых самодеятельных композиторов. Здесь необходимо охарактеризовать такие жанровые сферы как песня, кантатно-ораториальные произведения, симфоническая музыка, музыка для русских народных инструментов, камерные и некоторые другие жанры.
Специфику стилевого развития дальневосточной композиторской музыки составляет обращение практически всех дальневосточных авторов к музыкальному фольклору, аборигенному и дальневосточному переселенческому. В дальневосточной музыке второй половины ХХ века сформировалась область так называемого композиторского фольклоризма или фольклорное направление со своими жанрово-тематическими приоритетами, этапами развития [4].
Пятый раздел «Региональная специфика музыкальной культуры и композиторского творчества Дальнего Востока второй половины ХХ века» предполагает специализированный анализ явлений региональной музыкальной культуры и композиторского творчества в контексте тенденций общероссийского и регионального уровней. Важность изучения художественных процессов на Дальнем Востоке состоит в выявлении индивидуального преломления общих тенденций. При этом учитывается, что влияние общероссийского (общесоветского) культурологического контекста на региональную музыкальную культуру являлось детерминирующим. Таким образом, в этом разделе на примере Дальнего Востока раскрываются те механизмы интеграции и ло-кализма, которые определяли собой всё развитие отечественной музыкальной культуры современности [5].
Проблематика композиторского фольклоризма в третьем - пятом разделах учебной программы требует координации с рядом разноуровневых (музыковедческих, социокультурных) проблем и разномасштабных явлений. Последние принадлежат региональному культурному пространству и разряду общероссийских, центральных. Предлагаемые ниже первые два аспекта замкнуты в системе «региона - регион» и показывают влияние регионального дальневосточного контекста на композиторский фольклоризм Дальнего Востока. Третий аспект раскрывает проблематику региональной специфики композиторского фоль-клоризма в системе «центр - периферия». Рассмотрение этого комплекса аспектов способствует в основном выявлению региональной специфики дальневосточного композиторского фоль-клоризма.
Во-первых, её немаловажным фактором выступает культурное пространство самого дальневосточного региона, отличающееся этнической гетерогенностью, сосуществованием традиций аборигенного (нанайского, ульчского, нивхского, чукотского, эскимосского и др.) и переселенческого (русско-украинско-белорусского) фольклора, как источника музыкально-стилевого своеобразия произведений. Прежде, всего, оно исходит от слияния общеевропейских норм профессиональной композиторской практики и индивидуальных этнических закономерностей в контексте авторского произведения.
Во-вторых, фольклоризм отразил все особенности становления и развития общего процесса композиторского творчества региона на большом историческом промежутке 1930-2000-х годов. В сфере фольклоризма концентрируются многие жанро-во-стилевые тенденции региональной музыки, одной из которых явилось общее усложнение приёмов письма, обращение к современным композиционным «техникам». Поэтому можно говорить о синтезирующем, обобщающем характере фольклоризма по отношению к композиторскому творчеству региона. Как в части творчества, в фольклоризме просматриваются генеральные тенденции развития целого.
В-третьих, анализ специфики регионального развития также проведён через наблюдение феномена фольклоризма в системе «центр - периферия». Композиторский фольклоризм, как яркая репрезентативная область всего регионального творчества, позволяет провести ряд параллелей с общероссийскими явлениями этой же области. По отношению к общероссийским процессам можно отметить не только тенденцию запаздывания в области инноваций, тенденцию развития на более узкой жанро-во-стилевой основе профессиональной музыки, что устанавли-
вает в системе отношение субординации. В противоположность этому на этапе середины 1980-2000-х годов, по мере обретения дальневосточной музыкой инновационных стилевых черт, своеобразного «прорыва» в сферу инноваций, положение в системе «центр - регион» выглядело несколько более сбалансированным, единонаправленным, что внесло координацию в процессы центра и периферии. Последнее наблюдение (субординации, координации) позволяет выйти на уровень социокультурных обобщений о значении дальневосточного композиторского фолькло-ризма в системе региональной и российской музыки в целом.
Регионализация музыкальной культуры - процесс открытый, продолжающийся, имеющий свою историческую обусловленность и перспективу. Поэтому заключение авторской программы курса подводит итог, но и намечает перспективы дальнейшего изучения музыкальной культуры Дальнего Востока. В частности, одно из направлений связано с продолжением накопления фактов, информации по музыкальной культуре региона. Второе направление связано с дальнейшим изучением действия социокультурных факторов региона на его музыкальную культуру.
Эти и другие проблемы суммирует учебная программа автора данной статьи по курсу истории музыки Дальнего Востока. Включение его в учебный план вузов искусств и культуры региона отражает региональную специфичность развития. Ведение дисциплины, во-первых, создаёт определённую образователь-
Библиографический список
ную базу, во-вторых, способствует активизации научно-исследовательского потенциала педагогов и студентов по изучению культуры дальневосточного региона. Это обогащает содержательную сторону обучения, а проблемы регионального развития получают более широкий радиус действия в учебной, научной среде дальневосточного региона.
Художественная культура сибирского региона - молодое образование. «Внутреннюю неоднородность общей картине художественной культуры Сибири и композиторского творчества придавало ее национальное и этническое разнообразие. Именно в художественном творчестве малые народности и отдельные регионы Сибири смогли проявить себя более полноценно. По данным многочисленных медико-биологических экспериментов, психическая деятельность коренных народностей северо-востока страны формировалась в специфических природных и культурных условиях. Они обнаруживают большие возможности включения и использования в деятельности функциональных систем правого полушария, в то время как у пришлого населения, воспитанного и живущего с широким применением логического анализа, больше используются системы левого полушария» [1, с. 114]. Возможно, именно поэтому в окраинных районах Сибири с таким трудом проводилась индустриализация, зато в художественном (и в композиторском) творчестве создано немало яркого и интересного, привлекательного неповторимым колоритом и национальными красками.
1. Балакина Е.И. «Закон о начале» как методологическая основа современных гуманитарных культурологический исследований Сибири. Вестник музыкальной науки. Новосибирск.. 2013; 1: 111 - 116.
2. Ерасов Б. Социальная культурология пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Аспект-пресс, 1997.
3. Королёва В.А. Музыкальная культура Дальнего Востока России. Книга первая: На рубеже эпох (1880-е - 1917) - (1917 - 1920-е). Владивосток: Дальнаука, 2004.
4. Лескова Т. Композиторский фольклоризм на Дальнем Востоке России. Ч. 1. Становление и развитие. Хабаровск: Хабаровский государственный институт искусств и культуры, 2014.
5. Лескова Т. Композиторский фольклоризм: общероссийский тип и региональный вариант (на примере Дальнего Востока России). Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014; Т. 20, № 2: 3341 - 3345.
6. Лескова Т. Творчество композиторов Дальнего Востока России: учебное пособие. Хабаровск: ХГИИК, 2012.
References
1. Balakina E.I. «Zakon o nachale» kak metodologicheskaya osnova sovremennyh gumanitarnyh kul'turologicheskij issledovanij Sibiri. Vestnik muzykal'nojnauki. Novosibirsk.. 2013; 1: 111 - 116.
2. Erasov B. Social'naya kul'turologiya: posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Aspekt-press, 1997.
3. Koroleva V.A. Muzykal'naya kul'tura Dal'nego Vostoka Rossii. Kniga pervaya: Na rubezhe 'epoh (1880-e - 1917) - (1917 - 1920-e). Vladivostok: Dal'nauka, 2004.
4. Leskova T. Kompozitorskij fol'klorizm na Dal'nem Vostoke Rossii. Ch. 1. Stanovlenie i razvitie. Habarovsk: Habarovskij gosudarstvennyj institut iskusstv i kul'tury, 2014.
5. Leskova T. Kompozitorskij fol'klorizm: obscherossijskij tip i regional'nyj variant (na primere Dal'nego Vostoka Rossii). Nauchno-metodicheskij 'elektronnyjzhurnal«Koncept». 2014; T. 20, № 2: 3341 - 3345.
6. Leskova T. Tvorchestvo kompozitorovDal'nego Vostoka Rossii: uchebnoe posobie. Habarovsk: HGIIK, 2012.
Статья поступила в редакцию 18.05.15
УДК 378
Shadrin A.N., Candidate of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theoretical Bases of Physical Culture, Altai
State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: natalie-barnaul77@bk.ru
Bayankin O.V., Candidate of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theoretical Bases of Physical Culture, Altai
State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: bayankin_ov@mail.ru
Popova N.V., Candidate of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theoretical Bases of Physical Culture, Altai State
Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: natalie-barnaul77@bk.ru
THE USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE COMPETENCE-BASED TRAINING OF STUDENTS OF AN INSTITUTE OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS. The material presented in the article is a theoretical analysis and practical experience of the use of innovative educational technologies in a higher education school, an attempt of modernization of higher education in its main structure, i.e. the educational process. In the article some questions of creation of studies on theoretical disciplines on the basis of training in cooperation are considered. The main idea of training in cooperation is to study together, but it isn't simple to carry out something together. Fundamental difference of the authors' approach is that the training activity of a teacher is subordinated by ideas of "preparation" of educational information: allocation main and minor, reduction of volume of the knowledge demanding learning. Options of application of methods of training depending on goals and tasks, readiness of the trained are revealed.
Key words: innovative educational technologies, competence, cooperative learning.
А.Н. Шадрин, канд. пед. наук, доц. Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул,
E-mail: natalie-barnaul77@bk.ru
О.В. Баянкин, канд. пед. наук, доц. Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул,
E-mail: bayankin_ov@mail.ru
Н.В. Попова, канд. пед. наук, доц. Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул,
E-mail: natalie-barnaul77@bk.ru