Научная статья на тему 'Кадровый потенциал органов внутренних дел как стратегический ресурс экономической безопасности'

Кадровый потенциал органов внутренних дел как стратегический ресурс экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
238
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / PERSONNEL POTENTIAL / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / INTERNAL AFFAIRS / LABOR POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Школа О. В.

В настоящей статье определяется место человеческого ресурса в экономике государства, а также обосновывается значение кадрового потенциала органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности России. На основе правовых норм и статистических данных автором доказывается необходимость оценки эффективного управления кадровым потенциалом органов внутренних дел, выявления проблемных аспектов такого управления и поиска возможностей его совершенствования с использованием экономико-математических моделей и успешной практики иных субъектов экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personnel potential of internal affairs as a strategic economic security resource

In this article is the place of human resource in the state's economy determined, as well as the value of the Interior in ensuring the economic security of Russia is justified. The author basing on legal standards and statistics proves the necessity of estimating the effective human resources management of the Interior, identifying the problematic aspects of the management and finding opportunities to improve it using econometric models and best practices of other subjects of economic security.

Текст научной работы на тему «Кадровый потенциал органов внутренних дел как стратегический ресурс экономической безопасности»

КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

О.В. ШКОЛА,

адъюнкт кафедры бухгалтерского учета и аудита Московского университета МВД России Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

E-mail: [email protected] Научный руководитель: доктор экономических наук, доцент Нестеров Г.Г.

Рецензент: кандидат экономических наук, доцент Анищенко Е.В.

Аннотация. В настоящей статье определяется место человеческого ресурса в экономике государства, а также обосновывается значение кадрового потенциала органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности России. На основе правовых норм и статистических данных автором доказывается необходимость оценки эффективного управления кадровым потенциалом органов внутренних дел, выявления проблемных аспектов такого управления и поиска возможностей его совершенствования с использованием экономико-математических моделей и успешной практики иных субъектов экономической безопасности.

Ключевые слова: экономическая безопасность, кадровый потенциал, органы внутренних дел.

PERSONNEL POTENTIAL OF INTERNAL AFFAIRS AS A STRATEGIC ECONOMIC SECURITY RESOURCE

O.V. SHKOLA,

the graduated in a military academy of chair of accounting and audit the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. In this article is the place of human resource in the state's economy determined, as well as the value of the Interior in ensuring the economic security of Russia is justified. The author basing on legal standards and statistics proves the necessity of estimating the effective human resources management of the Interior, identifying the problematic aspects of the management and finding opportunities to improve it using econometric models and best practices of other subjects of economic security.

Keywords: economic security, personnel potential, labor potential, internal affairs.

Человеческий фактор в настоящее время играет существенную роль при рассмотрении любых направлений эффективного развития государства и совершенствования различных направлений его деятельности. Экономическая сфера также в данном контексте не представляет исключения. Учитывая ориентированность программы развития Российской Федерации на «определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008—2020 гг.) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе»1, отдельное внимание целесообразно уделять не только обеспечению национальной безопасности в целом, но и рассматривать возможности увеличения уровня экономической безопасности в современных условиях функционирования системы управления.

Говоря о ресурсах, в первую очередь стратегических, обеспечения экономической безопасности, не-

обходимо обратиться к их правовым основам. Так, Конституция РФ, являясь нормативным правовым актом, обладающим высшей юридической силой, закрепляет в том числе и основные положения, регулирующие экономические аспекты, а также вопросы функционирования системы экономической безопасности государства и управления ею.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ2, на государство возложена обязанность защиты прав граждан, что соответствует статусу правового государства, которое призвано обеспечивать справедливость в применении закона и доступность правосудия, т.е. государство должно являться гарантом правозащищенности общества, его граждан от различного рода преступных посягательств3. Таким образом, государство является

1 URL://http://www.economy.gov.ru

2 Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.

3 Гаврилов Б.Я. Современная уголовная политика России: цифры и факты. М., 2008.

основным субъектом обеспечения национальной безопасности, выступающей в качестве основного фактора его стабильного развития и формирующейся во взаимосвязи таких ее функциональных элементов, как национальные интересы, угрозы национальной безопасности, защита национальной безопасности.

Не требует доказательств тот факт, что в структуре национальной безопасности экономическая безопасность занимает особое место, что обуславливается, во-первых, зависимостью достаточной степени реализации всех видов безопасности за счет экономического обеспечения, т.е. влиянием экономической сферы жизнедеятельности государства на все остальные, и, во-вторых, существенной долей вопросов экономической безопасности в системе национальной. Так, в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, к ведению Российской Федерации относится обеспечение национальной безопасности, направленное на защиту национальных интересов и национальных ценностей; при этом данная идея национальной безопасности тесно связана с концепцией устойчивого демократического развития. В связи с вышеуказанным обеспечение национальной безопасности должно быть направлено не только на предупреждение, пресечение и устранение последствий влияния внутренних и внешних угроз, но и на осуществление комплекса мер по развитию и укреплению прав и свобод личности, материальных и духовных ценностей общества, конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности страны.

При этом важно подчеркнуть, что система управления экономической безопасностью российского государства в целях обеспечения ее эффективности и достижения заявленных целей должна в обязательном порядке отвечать требованиям современного состояния экономики, учитывать особенности влияния внутренних и внешних факторов, и прежде всего, ее структура должна соответствовать заданным функциям. Прежде чем создавать управленческие структуры, определяются функции управления экономикой — от государства на высшем уровне, до исходной единицы — субъекта финансово-хозяйственной деятельности — с учетом целей и функций государства, производительных сил и имеющихся ресурсов. Под эти функции создается структура управления и осуществляется ее кадровое обеспечение. Аппарат хозяйственного управления и механизм его функционирования должен в полной мере соответствовать избранной экономической модели и быть ее логическим следствием.

Как общая категория управление представляет собой деятельность по руководству определенным процессом или системой, выступающей как естественный и обязательный элемент и одновременно функция организованных систем различной природы4. В узком смысле управленческий процесс по обеспечению экономической безопасности государства предназначен обеспечивать сохранение и функционирование определенной структуры экономики, а также поддержание условий ее устойчивого функционирования и развития, реализацию программ и целей, а, значит, представляет собой деятельность, характеризующуюся определенными качествами (рис. 1) по обеспечению экономической безопасности, осуществляемую в органах государственной власти с целью успешного решения стоящих задач.

Таким образом, управление системой экономической безопасности представляет собой целенаправленную организующую деятельность государственных органов представительной и исполнительной власти, иных органов государственного управления по практической реализации задач и функций государства в области обеспечения экономической безопасности — поддержания стабильного развития экономики, создания условий ее защищенности от негативного влияния внешних и внутренних угроз, заключающейся в правовом обеспечении деятельности по обеспечению экономической безопасности, в разработке программ предупреждения, пресечения, устранения последствий угроз, организационном обеспечении управления субъектами обеспечения экономической безопасности в соответствии с существующими правовыми основами регулирования экономики, представленными нормативными правовыми актами различной юридической силы.

Из вышеназванного вытекает, что государство обладает существенным набором конституционно-правовых рычагов для результативного управления в сфере обеспечения экономической безопасности при одновременном наличии конкретных границ, которыми ограничиваются полномочия государственных органов по вмешательству в повседневную деятельность хозяйствующих субъектов в случае отсутствия фактов нарушения такими субъектами норм действующего законодательства. Следовательно, выполняя функции управления системой обеспечения экономи-

4 Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации: Курс лекций // КонсультантПлюс. 2009.

Рис. 1. Сущность управления на современном этапе развития экономики5

ческой безопасности государственные органы, в соответствии с Конституцией РФ, гарантируют субъектам экономических правоотношений реальную защиту финансово-хозяйственной деятельности, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, развитие и поддержку конкуренции, а также свободу экономической деятельности.

Существенную роль в данном вопросе играют правоохранительные органы, система которых, обеспечивает экономическую безопасность государства. И представляется необходимым выделить органы внутренних дел, поскольку основная угроза, на противодействие которой направлена их деятельность в сфере обеспечения экономической безопасности российского государства — это экономические преступления. При этом показатели экономической преступности, по данным МВД6, обосновывают значение человеческого фактора в системе обеспечения экономической безопасности, и, следовательно, предопределяют необходимость в повышении качества подготовки специалистов органов внутренних дел в соответствующих целях в виду актуальности более эффективного противодействия рассматриваемым угрозам (рис. 2).

Так, за прошедший 2013 г. выявлено 141,2 тыс. преступлений экономической направленности, удель-

ный вес этих преступлений в общем числе зарегистрированных составил 6,4%. Хотя данный показатель существенно ниже, чем на более ранних этапах становления современной российской экономики (например, в 2003 г. уровень экономических преступлений достигал отметки 13,7%), сумма нанесенного российской экономике ущерба остается существенной, а именно — 229,86 млрд руб. (например, в 2011 г. данный показатель составлял 160,7 млрд руб. при удельном весе экономических преступлений более 8%), при том, что общий ущерб от всех преступлений (по оконченным и приостановленным уголовным делам) составил 386 млрд руб. Таким образом, среди всех угроз безопасности государства, выражаемых через призму оценки материального ущерба от совершения противоправных действий, угрозы экономической безопасности составляют порядка 60%.

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что в том же 2013 г. тяжкие и особо тяжкие преступления в общем числе выявленных преступлений экономической направленности составили 57,8%. При этом среди всех субъектов правоохранительной деятельности именно

5 Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2005. С. 8.

6 URL://http://www.mvd.ru

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Н^К

Количество экономических

лретсуплений

6.4% - удельный вес экономических преступлений в_общем объеме преступлений

Сумма нанесенного

экономике ущерба

Доля ущерба от экономических преступлений В Общей сумме

Рис. 2. Показатели экономической преступности в обеспечении экономической безопасности России в 2013 г.

подразделениями органов внутренних дел выявлено 130 тыс. преступлений экономической направленности, удельный вес которых в общем массиве преступлений экономической направленности составил 92%.

Представленные данные позволяют говорить не только о необходимости существования подразделений по борьбе с экономическими преступлениями в системе органов внутренних дел, но и об увеличении значения качества управления человеческими ресурсами и эффективности реализации кадрового потенциала органов внутренних дел, непосредственно осуществляющих деятельность по обеспечению экономической безопасности.

Рассмотрение органов внутренних дел Российской Федерации в качестве субъекта обеспечения экономической безопасности государства предполагает рассмотрение назначения данного органа государственной власти в соответствии с основным нормативным правовым актом, определяющем его деятельность. А именно в рамках рассмотрения вопроса о повышении эффективности деятельности по обеспечению экономической безопасности государства могут быть про-

анализированы положения Федерального закона «О полиции»7, определяющие основное назначение органов внутренних дел как защиту прав граждан, противодействие преступности, охрану собственности.

В нормативном правовом акте определено также, что полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности, должностным лицам этих органов и организаций. Данное положение корреспондирует с принципами организации деятельности других субъектов обеспечения экономической безопасности, обозначенными выше.

В процессе обеспечения экономической безопасности путем реализации кадрового потенциала органов внутренних дел при этом на различных уровнях управления прослеживаются определенные характерные черты, свойственные большей части субъектов обеспечения экономической безопасности россий-

7 ФЗ от 7. февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» / Российская газета. 2011. 8 февр.

1. Выполнение общезначимых функций:

- прогнозирование, планирование, организация, координирование, надзор, контроль

2. Нормативно-распорядительное регулирование

- осуществляется при помощи законов, указов, постановлений и других нормативных правовых актов

3. Деятельность органов исполнительной власти по обеспечению экономической безопасности носит подзаконный характер

- в механизме реализации государственной воли она вторична по отношению к деятельности представительной (законодательной) власти

4. Использование в своей деятельности властных полномочий

- субъект государственного управления в рамках выполнения конкретных функций вправе применять различные формы и методы руководящего воздействия на управляемые объекты

5. Непрерывный и оперативный характер государственной деятельности

- управление осуществляется в процессе повседневного, непосредственного руководства всеми сферами

6. Осуществление специализированных функций

- виды и содеражние таких функций обусловливается сферой или областью государственного управления

Рис. 3. Управление системой обеспечения экономической безопасности

ского государства, которые в соответствии с определенными характеризующими признаками представляется целесообразным разделить на несколько групп (рис. 3).

Таким образом, в связи с тем, что значение кадрового потенциала в системе обеспечения экономической безопасности страны очень велико, является показательным рассмотрение конкретного сегмента экономической безопасности из обозначенной системы человеческих ресурсов, а именно — кадрового потенциала органов внутренних дел как основного субъекта противодействия угрозам экономики. Основываясь на статистических и теоретических данных, можно утверждать, что он является стратегическим ресурсом обеспечения безопасности экономики страны, что пред-

полагает необходимость оценки эффективного управления кадровым потенциалом органов внутренних дел, выявления проблемных аспектов такого управления и поиска возможностей его совершенствования с использованием экономико-математических моделей и успешной практики иных субъектов экономической безопасности.

Решение указанных задач позволит в перспективе не только создать предпосылки для повышения уровня экономической безопасности в современных условиях, но и разработать универсальный механизм оценки деятельности государственных органов и их подразделений, определить направления совершенствования системы управления кадровым потенциалом России.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В СФЕРЕ УСЛУГ

А. А. ЯКОВЛЕВ,

кандидат экономических наук, доцент Научная специальность: 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

E-mail: [email protected] Рецензент: доктор экономических наук, профессор Эриашвили Н.Д.

Аннотация. В настоящей статье характеризуется роль различных услуг в условиях развивающихся рыночных отношений. Приводятся основные направления маркетинговых исследований в сфере услуг, включая изучение конкурентов на данном рынке. Описываются некоторые новые виды услуг, которые имеют преимущественно коммерческую направленность. Рассматриваются отдельные аспекты в рамках комплексного изучения рынка транспортных услуг, а также рынка туристических услуг (с учетом действия основных факторов роста сферы услуг, включая научно-технический прогресс).

Ключевые слова: маркетинг в сфере услуг; экономический рост; маркетинговая среда; стратегия расширения продаж; параметры целевого рынка; сегментация рынка; конкурентоспособность услуг; конкурентные преимущества; рыночная инфраструктура.

SOME PECULIARITIES OF REALIZATION OF MARKETING MEASURES IN SPHERE OF SERVICES

A.A. YAKOVLEV,

candidate of economics science, assistant professor

Annotation. In this article the role of various services in conditions of developing market relations is characterized. Main directions of marketing research in sphere of services, including study of competitors on this market, are brought. Some new forms of services, which have mainly commercial purposefulness, are described. Separate aspects in frames of complex research of market of transport services and of market of tourist services (with consideration of activity of basic factors of the growth of sphere of services, including scientific and technological progress) are examined.

Keywords: marketing in sphere of services; economic growth; marketing environment; strategy of broadening of sales; parameters of target market; market segmentation; compatibility of services; rival advantages; market infrastructure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.