DOI 10.1555/2409-3203-2017-0-9-152-157
АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА НА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ И ЕГО ЗАДАЧИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ
Школа Оксана Вадимовна
инспектор отдела кадров управления по работе с личным составом Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя e-mail: [email protected]
Аннотация: В представленной статье рассматриваются актуальные задачи, стоящие перед правоохранительным механизмом в рамках обеспечения безопасности государства, а также влияние человеческого фактора на реализацию этих задач и его соотношение с понятием кадрового потенциала. Выявляются возможности оценки эффективности такой подготовки как стратегического направления совершенствования деятельности органов внутренних дел по обеспечению безопасности государства.
Ключевые слова: правоохранительный механизм, обеспечение безопасности, человеческий фактор, кадровый потенциал.
ANALYSIS OF THE INFLUENCE OF THE HUMAN FACTOR ON THE LAW-ENFORCEMENT MECHANISM AND ITS OBJECTIVES IN
SECURITY
Shkola Oksana Vadimovna
The inspector of a staff department of management on work with personnel of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia a name of V.Ya. Kikotya
E-mail: [email protected]
Abstract: The presented article deals with the actual tasks facing the law enforcement mechanism in the framework of ensuring the security of the state, as well as the influence of the human factor on the implementation of these tasks and its relationship with the concept of human resources. The possibilities of assessing the effectiveness of such training as a strategic direction for improving the activities of the internal affairs bodies to ensure the security of the state are identified.
Keywords: Law enforcement mechanism, security, human factor, personnel potential.
Важным предопределяющим показателем состояния и жизнедеятельности государства является уровень ее безопасности, поскольку именно он определяет возможности его функционирования и достижения жизненно важных интересов, характеризует степень защищенности от внутренних и внешних угроз, создает необходимые предпосылки для обеспечения статуса суверенного государства и его стабильного развития. При этом обеспечение безопасности выражается в качестве процесса (деятельности) по поддержанию необходимого уровня безопасности, а применительно к
экономике - в качестве деятельности субъектов обеспечения экономической безопасности по поддержанию стабильного уровня защищенности российской экономики.
Безусловно, безопасность государства является весьма широким понятием и объемлет значительное количество сторон жизнедеятельности личности, общества и страны, однако в рамках исследований, проводимых автором настоящей статьи, представляется целесообразным рассмотреть влияние человеческого фактора, которому на современном этапе все больше исследователей уделяют внимание как необходимому аспекту эффективного развития, на существование российской экономики.
Ориентация на людские ресурсы и человеческий потенциал просматривается и в вопросах обеспечения экономической безопасности государства, в числе которых первостепенное место занимает система правоохранительных органов, являющаяся основным механизмом ее обеспечения на федеральном уровне.
Так, в системе правоохранительных органов, обеспечивающих экономическую безопасность государства, представляется необходимым выделить органы внутренних дел. Также важно отметить, что основная угроза, на противодействие которой направлена деятельность органов внутренних дел в сфере обеспечения экономической безопасности российского государства - это экономические преступления. При этом показатели экономической преступности, по данным МВД7, обосновывают значение человеческого фактора в системе обеспечения экономической безопасности, и, следовательно, предопределяют необходимость в повышении качества подготовки специалистов органов внутренних дел в соответствующих целях в виду актуальности более эффективного противодействия рассматриваемым угрозам.
Хотя удельный вес преступлений экономической направленности в настоящее время существенно ниже, чем на более ранних этапах становления современной российской экономики (например, в 2003 году уровень экономических преступлений достигал отметки 13,7%, а в 2013 - 6,4%, в настоящее время также идет тенденция к снижению), сумма нанесенного российской экономике ущерба остается существенной, а именно - более 200 млрд руб.[1, с. 33-36] (например, в 2011 году данный показатель составлял 160,7 млрд. рублей при удельном весе экономических преступлений более 8 %), при том, что общий ущерб от всех преступлений (по оконченным и приостановленным уголовным делам) составил 386 млрд руб.8. Таким образом, среди всех угроз безопасности государства, выражаемых через призму оценки материального ущерба от совершения противоправных действий, угрозы экономической безопасности составляют порядка 60 %.
Отдельного внимания заслуживает тот факт, что тяжкие и особо тяжкие преступления в общем числе выявленных преступлений экономической направленности составили более половины от всех выявленных преступлений, что существенно увеличивает уровень их общественной опасности. При этом среди всех субъектов правоохранительной деятельности именно подразделениями органов внутренних дел выявляется абсолютное большинство (более 90%) всех преступлений, совершенных в стране.
Рассмотрение органов внутренних дел Российской Федерации в качестве субъекта обеспечения экономической безопасности государства предполагает рассмотрение назначения данного органа государственной власти в соответствии с основным нормативным правовым актом, определяющем его деятельность. А именно в рамках рассмотрения вопроса о повышении эффективности деятельности по обеспечению
7 Официальный сайт МВД России. Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции. Структура / http://www.mvd.ru/mvd/structure/unit/guebipk/structure/
8 Официальный сайт МВД России http://mvd.ru/Deljatelnost/statistics/
142
экономической безопасности государства могут быть проанализированы положения Федерального закона «О полиции»9, определяющие основное назначение органов внутренних дел как защита прав граждан, противодействие преступности, охрана собственности.
При этом в указанном нормативном правовом акте определено также, что полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности, должностным лицам этих органов и организаций. Данное положение корреспондирует с принципами организации деятельности других субъектов обеспечения экономической безопасности, рассмотренными выше.
Применительно же к Российской Федерации классификацию преступлений экономической направленности целесообразно также разделить на:
1. Преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,
2. Преступления в денежно-кредитной сфере,
3. Преступления в сфере финансовой деятельности государства.
4. Налоговые преступления.
Представленные данные дают основания утверждать не только о необходимости существования подразделений по борьбе с экономическими преступлениями в системе органов внутренних дел, но и об увеличении значения качества управления человеческими ресурсами и эффективности реализации кадрового потенциала органов внутренних дел, непосредственно осуществляющих деятельность по обеспечению экономической безопасности [3].
Рассмотрение вопроса повышения эффективности противодействия преступлениям экономической направленности как существенной угрозы экономической безопасности российского государства органами внутренних дел во многом предопределяется кадровым обеспечением Министерства внутренних дел Российской Федерации, основу которой составляют меры по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями.
Особенную значимость указанная позиция приобретает с точки зрения структурно-организационного и функционального аспектов, уточнения задач и функций сотрудников органов внутренних дел в целях снижения их дублирования и эффективного использования кадрового потенциала [6, с. 189-193], а также сил и средств - то есть ресурсов, задействованных в системе обеспечения экономической безопасности. Совокупность кадровых единиц, представляющих людские ресурсы органа внутренних дел, образует его структуру:
- Аттестованные сотрудники (группа управления, группа специалистов, группа обслуживания).
- Вольнонаемные работники (группа специалистов, группа обслуживания).
С учетом происходящего на современном этапе ускоренного реформирования ведомства, структуры Министерства внутренних дел, некоторого перераспределения функций и полномочий его подразделений целесообразно говорить о необходимости соответствующей трансформации и совершенствования модели управления кадровым органов внутренних дел в сфере обеспечения экономической безопасности.
На фоне сохраняющегося существенного значения органов внутренних дел в борьбе с экономическими преступлениями возможно констатировать необходимость принятия мер по повышению эффективности использования кадрового потенциала подразделений МВД России, связанных с обеспечением экономической безопасности. При этом существующая
9 Федеральный закон от 07.02.2011 N З-ФЗ "О полиции" // "Российская газета", N 25, 08.02.2011
практика координации деятельности кадрового подразделения с другими субъектами кадровой политики обуславливает необходимость знания функции каждого этапа и вида организационных структур системы комплектования наряду с умением реализовать необходимые функции и осуществлять согласования.
Важно подчеркнуть, что современной российской экономической преступности присущи некоторые специфические особенности и тенденции развития, которые предопределяют потребности государства в подготовке специалистов, деятельность которых направлена на предупреждение, пресечение и раскрытие таких преступлений. При этом на уровень экономической преступности оказывает влияние сложный комплекс факторов, среди которых наиболее значимы политические, экономические и правовые. Выделяют также такие факторы, как организационные, психологические, медицинские и технические, а в системе органов внутренних дел Российской Федерации созданы подразделения различных уровней, обеспечивающие и осуществляющие функции Министерства внутренних де России по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в области экономической безопасности государства в соответствии с направлениями противодействия ее угрозам [5, с. 133-138] (рис. 1).
Говоря о человеческом факторе в совершенствовании экономической сферы государства и системы обеспечения экономической безопасности, представляется необходимым сопоставить их структурные элементы и ресурсы, позволяющие обеспечивать их нормальное функционирование и развитие. Наличие указанной необходимости подтверждается собственно понятием экономической безопасности, предполагающим, во-первых, возможности защиты от негативного влияния внутренних и внешних факторов (угроз), во-вторых, достижение такого состояния и уровня развития субъектов, при котором обеспечивается стабильное функционирование экономических систем.
определение угроз экономической безопасности, выработка мер по их нейтрализации;
г 1
участие в формировании федеральных целевых программ, текущем и перспективном планировании;
О О X л с О) н к О) - организация выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия экономических и налоговых преступлений в приоритетных сферах экономики;
г организация выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия экономических и налоговых преступлений, вызывающих большой общественный резонанс;
к X О) организация профилактических и оперативно-разыскных мероприятий по защите всех форм собственности от преступных посягательств;
ш га о. с га X организация документальных проверок и ревизий в целях выявления, пресечения и раскрытия преступлени международного и межрегионального характер;
организация в рамках своей компетенции борьбы с легализацией денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем;
участие в пределах своей компетенции в организации борьбы с финансированием терроризма, экстремизма и иной противоправной деятельности
Рис. 1 Направления деятельности ОВД по обеспечению экономической безопасности России
Таким образом, ресурсы экономической безопасности в своей совокупности образуют ее отдельные структурные элементы, качественное состояние которых в свою очередь определяет уровень экономической безопасности субъектов всех уровней: как отдельно
144
взятого предприятия, так и совокупности таких предприятий и других субъектов, образующих определенную отрасль экономики, а также региона и государства в целом.
В связи с этим существует необходимость формирования единой целостной системы подбора кадров с использованием современных методик анализа, прогнозирования и планирования кадровой ситуации, с учетом оперативной обстановки, складывающейся в области экономической преступности, при обеспечении единой нормативно-правовой базы.
Также целесообразным представляется проведение классификации кадров органов внутренних дел, что является необходимым условием научно обоснованной работы в этом направлении. Классификация может быть осуществлена по ряду критериев: профессиональной принадлежности (юристы, экономисты, педагоги и т.д.); объективным признакам личности (пол, возраст, образование); опыту работы (выслуга лет, стаж оперативной (практической) работы, стаж работы по специальности и т.д.); должностному положению (руководящий состав: начальники, заместители начальника; оперуполномоченные, инспекторы и т.д.); правовому положению в системе управления (должностные лица, представители власти и работники, не являющиеся таковыми); функциональной роли в процессе управления (то есть степени участия в выработке, принятии и организации исполнения управленческих решений); уровню развития интеллектуально-личностных качеств и другим.
При этом на основе исследований сущности управления подбором кадров для подразделений экономической безопасности органов внутренних дел с учетом новых вызовов и угроз экономической безопасности государства возможно сформулировать ряд принципов типовых индивидуальных требований к кандидату при подборе кадров для подразделений органов внутренних дел, осуществляющих деятельность в сфере обеспечения экономической безопасности России: cсоответствия, профессиональной компетентности, практических достижений, индивидуальности.
Кроме того, при определении требований и составлении современной системы подбора и подготовки людских ресурсов целесообразно заложить в основу определенные организационные принципы (рис. 2).
Рис. 2 Принципы подготовки человеческих ресурсов
Лишь при соблюдении указанных принципов будет возможно говорить об эффективности управления кадровым потенциалом органов внутренних дел в сфере обеспечения экономической безопасности государства [2, с. 62-66], в основе которой лежит понятие системы подбора кадров. При этом система подбора кадров представляет собой совокупность подразделений кадрового обеспечения (подразделений по работе с личным составом), решающих задачи подбора кадров и комплектации подразделений экономической безопасности органов внутренних дел с целью повышения эффективности их работы путем управления процессом отбора, подготовки, распределения и использования людских ресурсов. При этом существует необходимость не только в повышении профессиональной подготовки специалистов, ориентированных на защиту экономических интересов государства и личности [4, с. 112-115], а также субъектов
финансово-хозяйственной деятельности в условиях криминализации основных сфер российской экономики, но и рассмотрении вопроса расширения понятия «кадровый потенциал» как стратегического ресурса обеспечения экономической безопасности в рамках проводимого реформирования и современных требований российской действительности.
Список литературы:
1. Иванов Д.А. Роль участников уголовного судопроизводства в реализации механизма возмещения вреда, причинённого преступлением в досудебном производстве по уголовным делам // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 2: Юридические науки. 2015. № 1 (6). С. 33-36.
2. Иванов Д.А., Сермягин К.А., Попенков А.В. Особенности преподавания экспериментальной практико-ориентированной учебной дисциплины «деятельность оперативного сотрудника уголовного розыска в ходе досудебного производства по уголовным делам» в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2015. № 7. С. 62-66.
3. Коротков Э.М., Беляев А.А. Управление экономической безопасностью общества / Менеджмент в России и за рубежом 05.03.2003 http://www.cfin.ru/press/management/2001-6/02.shtml.
4. Пушкарев В.В. Современные методы практико-ориентированного обучения курсантов и слушателей факультетов подготовки следователей и дознавателей в Московском Университете МВД России имени В.Я. Кикотя // Вестник Академии экономической безопасности МВД России 2015 № 4. С. 112-115.
5. Школа О.В. Задачи органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности государства Сборник: Актуальные проблемы финансовой безопасности России сборник научных трудов по материалам научно-практической конференции. 2015. С.133-138.
6. Школа О.В. Кадровый потенциал органов внутренних дел как стратегический ресурс экономической безопасности Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 5. С. 189-193.