Научная статья на тему 'Кадровое обеспечение службы исполнения наказаний без изоляции от общества'

Кадровое обеспечение службы исполнения наказаний без изоляции от общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
51
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / НАКАЗАНИЯ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПОДГОТОВКА / ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО НАУЧНОГО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / REFORMING OF PENAL SYSTEM / SENTENCE SERVING WITHOUT ISOLATION FROM SOCIETY / TRAINING / RETRAINING AND DEVELOPMENT / FORMATION OF UNIFIED EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнова Ирина Николаевна

статья посвящена проблемам кадрового обеспечения Службы исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества. В ней на основе анализа результатов тестирования и анкетирования начальников отделов по руководству уголовно-исполнительными инспекциями территориальных органов ФСИН России и заместителей начальников территориальных органов ФСИН России, курирующих их деятельность, предлагаются меры по повышению уровня их подготовленности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUFF SUPPORT FOR THE SERVICE OF SENTENCE SERVING WITHOUT ISOLATION FROM SOCIETY

the article is devoted to the stuff support for the service of sentence serving without isolation from society. The author analyzes the results of tests and questionnaire of the heads of the penal inspections of the territorial bodies of the Federal Penal Service, she suggests the measures of their training development

Текст научной работы на тему «Кадровое обеспечение службы исполнения наказаний без изоляции от общества»

Реформирование уголовно-исполнительной системы

УДК 343 83 IN SMIRNOVA*

ББК 67.409.022 IN■ SMIRNOVA

С50

STUFF SUPPORT FOR THE SERVICE OF SENTENCE SERVING WITHOUT ISOLATION FROM SOCIETY

Аннотация: статья посвящена проблемам кадро- Annotation: the article is devoted to the stuff

вого обеспечения Службы исполнения наказаний, support for the service of sentence serving without

не связанных с изоляцией от общества В ней на ос- isolation from society. The author analyzes the results

нове анализа результатовтестирования и анкетиро- of tests and questionnaire of the heads of the penal

вания начальников отделов по руководствууголов- inspections of the territorial bodies of the Federal Penal

но-исполнительными инспекциями территориальных Service, she suggests the measures of their training

органов ФСИН России и заместителей начальников development.

территориальных органов ФСИН России, курирую- Key-words: reforming of penal system, sentence

щих их деятельность, предлагаются меры по повы- serving without isolation from society, training, re-

шению уровня их подготовленности training and development, formation of unified

Ключевые слова: реформирование уголовно-ис- educational process.

полнительной системы; наказания без изоляции от общества; повышение квалификации; подготовка, переподготовкаи повышение квалификации; формирование единого научного, образовательного и воспитательного процесса.

Реформирование уголовно-исполнительной системы направлено прежде всего на приведение ее в соответствие с международными стандартами, обеспечение законных прав и интересов осужденных в процессе ИРИНА отбывания наказания1. Не случайно на научно-практической конференции по вопросам реформирования уго-НИКОЛАЕВНА ловно-исполнительной системы (Москва, 10 сентября СМИРНОВА* 2009 г.) отмечалось, что люди, которые совершили гораздо менее значимые проступки перед государством, обществом, чем те, за которые нужно сидеть в тюрьме или в местах лишения свободы, должны иметь возможность понести наказание без разрыва их соци-КАДРОВОЕ альных связей и без серьезной ломки и деформации их

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЛУЖБЫ лич»ости2. „

В соответствии с поручениями Президента Россий-ИСПОЛНЕНИЯ ской Федерации, данными по итогам заседания прези-НАКАЗАНИЙ диума ГосударственногоСовета Российской Федера-iJ<)nna| или ции 11 февраля 2009 г.3, ведется работа по совершен-БЕЗ ИЗОЛЯЦИ И ствованию законодательствав целях оптимизации уго-ОТ ОБЩЕСТВА** ловного преследования в зависимости от общественной опасности деяния и личности правонарушителя, минимизации негативных последствий лишения человека свободы, повышения предупредительной функции административной ответственности. Это предполагается, в частности, за счет расширения сферы применения и введения новых видов наказаний, не связан-

* Кандидат юридических наук, начальник организационно-научногои редакционно-издательскогоотдела (Псковскийюридический институтФСИН России). E-mail: naykaphi@mail. ru.

* * Статья подготовленана основе анализа результатовтестирования и анкетирования начальников ОРУИИ территориальных органов ФСИН России и заместителей начальников территориальных органов ФСИН России,

курирующих их работу

ных с изоляцией от общества4 (так, с 2010 г. введен новый вид наказания - ограничение свободы).

Проблемы альтернативных лишению свободы видов наказания для России особенно актуальны, поскольку в нашем государстве численность заключенных в расчете на сто тысяч населения многократно превышает показатели развитых стран - 640 человек на сто тысяч населения, тогда как в Канаде - 107, Германии - 95, Турции - 91, во Франции - 85, Швеции - 82, Японии - 62, Индии - 225.

В настоящее время Федеральной службой исполнения наказаний принимаются меры по созданию эффективной системы управления уголовно-исполнительными инспекциями, повышению их правового статуса, увеличению штатной численности персонала. Это невозможно без проведения результативной кадровой политики, направленной на формирование высокопрофессионального, стабильного, оптимально сбалансированного кадрового корпуса органов и учреждений ФСИН России, способного решать задачи, поставленные перед УИС обществом и государством Одно из важных средств достижения этой цели - эффективная система профессиональной подготовки кадров6.

В 2008 г. было проведено тестирование 139 сотрудников УИС, в том числе 72 начальников отделов по руководствууголовно-исполнитель-ными инспекциями (ОРУИИ) территориальных органов ФСИН России и 60 заместителей начальников территориальных органов ФСИН России, курирующих их работу (7 человек не указали должность)7. На 30 тестовых заданий, предложенных ФСИН России, правильно ответили лишь 22,3 % респондентов. 71,2 % ответили правильно на 25 и более вопросов, а 6,5 % -от 20 до 25 вопросов. Это позволяет утверждать о достаточно низком уровне знаний респондентами основных вопросов нормативноправового обеспечения деятельности уголовноисполнительных инспекций и подтверждает необходимость систематического, целенаправленного обучения не только сотрудниковуголовно-исполнительных инспекций, но и руководителей, особенно в рамках дополнительного профессионального образования, обеспечивающего профессиональную переподготовкуи повышение квалификации.

Это подтверждают и результаты анкетирования 132 человек (55 - заместители начальников территориальных органов ФСИН России, 74 -начальники ОРУИИ территориальных органов ФСИН России, 3 - не указали должность). Так,

по 2,7 % от общего количества опрошенных начальников ОРУИИ территориальных органов ФСИН России обучались на курсах повышения квалификации или ВАК в 2001, 2003 и 2005 гг., 5,4 % - в 2004 г., ни один сотрудник этой категории не прошел обучение в 2008 г. Что касается заместителей начальников территориальных органов ФСИН России, то 18,2 % всех опрошенных проходили обучение на курсах повышения квалификации или ВАК в 2005 г., 14,5 - в 2006, 12,7 - в 2007, по 1,8 - в 1985, 1989, 1994, 1999, 2002 и 2004; менее 3,6 % - в 2008 г. Это противоречит требованиям соответствующих нормативных правовых актов, предусматривающих обязательное прохождение повышения квалификации раз в 5 лет.

Наибольшие затруднения у заместителей начальников территориальных органов ФСИН России вызвали вопросы, связанные: с осуществлением контроля за поведением осужденных женщин, к которым применена отсрочка исполнения наказания; со сроками отправления представлений о замене исправительных работ лишением свободы, а также с осуществлением контроля за осужденными этой категории.

Для начальников ОРУИИ территориальных органов ФСИН России наиболее проблемными оказались следующие вопросы: осуществление контроля за поведением осужденных женщин, к которым применена отсрочка отбывания наказания; осуществление первоначальных розыскных мероприятий, связанных с указанной категорией осужденных; исчисление срока наказания в виде запрещения занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Отметим, что 45,5 % респондентов имеют юридическое; 20,5 - педагогическое; 8,3 - экономическое; 22,7 % - другое образование. Различен у и стаж работы в должности, в частности, чуть менее половины из них имеют стаж от 1 года до 5 лет, каждый четвертый - от 5 до 10 лет, каждый шестой - менее года, лишь каждый седьмой - более 10 лет.

Как известно, работа с осужденными к наказаниям, связанным с лишением свободы, принципиально отличается от работы с лицами, отбывающими наказания без изоляции от общества. Тем не менее, согласно данным исследования, лишь каждый третий раньше работал в уголовно-исполнительной инспекции. Остальные поступили на службу из исправительных учреждений, ОВД, других служб УИС, что позволяет утверждать об отсутствии у них достаточного опыта, необходимых знаний и

Реформирование уголовно-исполнительной системы

Реформирование уголовно-исполнительной системы

навыков оказания воспитательно-профилактического воздействия на эту категорию осужденных.

Опрошенные руководители отметили в числе основных проблем, мешающих успешно работать, недостаточную профессиональную подготовку сотрудников; отсутствие должных навыков у начальников межрайонных уголовноисполнительных инспекций в организации функционирования филиалов.

О низком уровне юридических знаний свидетельствует то, что почти 80 % респондентов на вопрос: «Имели ли место в Вашем регионе случаи привлечения должностных лиц по инициативе уголовно-исполнительной инспекции к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ (непредставление либо несвоевременное представление сведений (информации) или представление искаженных сведений в инспекцию, касающихся исполнения приговора?)» -дали отрицательный ответ. Вероятно, это связано либо с незнанием руководителями этой и других норм, либо с нежеланием их использовать.

Кроме того, на вопрос: «Имели ли место в Вашем регионе случаи привлечения должностных лиц по инициативе уголовно-исполнительной инспекции к уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ (неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта)?» -около 92 % также ответили «нет». Таким образом, практически все респонденты не использовали возможности уголовного законодательства с целью влияния на руководителей предприятий, не выполнявших требования приговоров в отношении осужденных к исправительным работам, запрету занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также руководителей органов местного самоуправления и др.

Представляет интерес и мнение опрошенных о том, в какой сфере деятельности им не хватает базовых знаний при осуществлении своих должностных обязанностей. Так, практически каждому второму недостаточно знаний в области экономики и финансов, каждому третьему - информатики, каждому седьмому -юриспруденции. Возможно, это во многом обусловлено активным внедрением в работу уголовно-исполнительных инспекций современных информационных технологий, а также необходимостью для межрайонных уголовно-исполнительных инспекций как юридических лиц решать финансово-хозяйственные вопросы, в частности, заключать договоры на оказание услуг, приобретение товаров, производство работ. Часть опрошенных отмечает недостаток зна-

ний в области управления персоналом, социологии и психологии. На наш взгляд, это связано с необходимостью постоянного и всестороннего изучения подучетных для выявления особенностей их личности с целью оказания на них воспитательно-профилактического воздействия, внесения коррективов в работу с ними.

Изложенное позволяет сделать ряд выводов.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудниковуголовно-исполни-тельных инспекций, руководителей отделов по руководствуими и заместителей начальников территориальных органов ФСИН России, курирующих их деятельность, требуют кардинального пересмотра и должны носить целенаправленный, систематический характер. В настоящее время решен вопрос о специализации вузов ФСИН России. Так, подготовка кадров для уголовно-исполнительных инспекций закреплена за Псковским юридическим институтом ФСИН России. Межрайонной уголовно-исполнительной инспекции № 1 УФСИН России по Псковской области переданы в безвозмездное пользование нежилые помещения общей площадью 85,6 м2 в учебном корпусе института для использования в качестве служебных, где курсанты будут приобретать необходимые навыки работы с осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, что, на наш взгляд, позволит обеспечить высокую эффективность их практической деятельности.

В заключение отметим, что для повышения уровня подготовки кадров для уголовно-исполнительных инспекций в числе приоритетных направлений дальнейшего развития в Псковском юридическом институте ФСИН России выделено продолжение формирования единого научного, образовательного и воспитательного процесса8. Так, предполагается проводить межотраслевые исследования, направленные на обеспечение действенности наказаний, не связанных с изоляцией от общества, организовывать подготовку научных исследований, финансируемых из внебюджетных источников, расширять рамки диверсификации научных исследований и инновационной деятельности за счет участия в конкурсах грантов, программах различного уровня, в том числе региональных, осуществлять научно-исследовательскую деятельность института в постоянном взаимодействии с научно-исследовательскими и образовательными учреждениями Федеральной службы исполнения наказаний, органами и учреждениями, исполняющими наказания, а также с научными и образовательными учреждениями и органи-

зациями иных ведомств на основе совместной тематики исследований, заключения договоров,

разработки актуальных проблем, координации обмена полученными результатами.

1 См.: Новое в российскомзаконодательствеоб уголовных наказаниях: пособие / под общ. ред. О.Г Ковалева. М., 2004. С. 3.

2 См.: Выступление министра юстиции Российской Федерации А.В. Коновалова // Ведомости уголовно-исполнительнойсистемы. 2009. N° 10. С. 4.

3 См.: http: //www.kremlin.ru.

4 См.: Выступлениедиректора Федеральной службы исполнения наказаний // Ведомостиуголовно-испол-нительной системы. 2009. № 10. С. 8.

5 См.: Выступлениедиректора Департамента нормативно-правового регулирования анализа и контроля в сфере исполнениянаказаний Минюста России Г.Ф. Игнатовича // Там же. С. 14.

6 См.: Шамсунов С.Х. Роль и место профессиональнойподготовкикадров в реализации кадровой политики в уголовно-исполнительнойсистеме // Профессиональная подготовкакадров для пенитенциарныхучрежде-ний в России и за рубежом проблемы и перспективы сб. материалов Междунар. науч-практ. семин. Вологда, 2006. С. 10.

7 См.: Материалы II Всероссийскогосовещания руководителейаппаратов по руководствуУИИ и заместителей начальников территориальных органов ФСИН России, курирующихих деятельность, по итогам работы службы исполнениянаказаний, не связанных с лишением свободы, в 2007 г. и задачах, стоящих перед службой на 2008-2009 гг., 24-25 апреля2008 г. Уфа, 2008. С. 143-159.

8 См.: Проблемы подготовкикадров для органов и учреждений, исполняющихуголовныенаказания, в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы (на примере Псковскогоюридического института): науч-аналит. обзор / Р.И. Иванякоц А.В. Паршков, Р.В. Пушилин, И.Н. Смирнова. Псков, 2009. С. 42-43.

Реформирование уголовно-исполнительной системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.