Реформирование уголовно-исполнительной системы
УДК 343 83 IN SMIRNOVA*
ББК 67.409.022 IN■ SMIRNOVA
С50
STUFF SUPPORT FOR THE SERVICE OF SENTENCE SERVING WITHOUT ISOLATION FROM SOCIETY
Аннотация: статья посвящена проблемам кадро- Annotation: the article is devoted to the stuff
вого обеспечения Службы исполнения наказаний, support for the service of sentence serving without
не связанных с изоляцией от общества В ней на ос- isolation from society. The author analyzes the results
нове анализа результатовтестирования и анкетиро- of tests and questionnaire of the heads of the penal
вания начальников отделов по руководствууголов- inspections of the territorial bodies of the Federal Penal
но-исполнительными инспекциями территориальных Service, she suggests the measures of their training
органов ФСИН России и заместителей начальников development.
территориальных органов ФСИН России, курирую- Key-words: reforming of penal system, sentence
щих их деятельность, предлагаются меры по повы- serving without isolation from society, training, re-
шению уровня их подготовленности training and development, formation of unified
Ключевые слова: реформирование уголовно-ис- educational process.
полнительной системы; наказания без изоляции от общества; повышение квалификации; подготовка, переподготовкаи повышение квалификации; формирование единого научного, образовательного и воспитательного процесса.
Реформирование уголовно-исполнительной системы направлено прежде всего на приведение ее в соответствие с международными стандартами, обеспечение законных прав и интересов осужденных в процессе ИРИНА отбывания наказания1. Не случайно на научно-практической конференции по вопросам реформирования уго-НИКОЛАЕВНА ловно-исполнительной системы (Москва, 10 сентября СМИРНОВА* 2009 г.) отмечалось, что люди, которые совершили гораздо менее значимые проступки перед государством, обществом, чем те, за которые нужно сидеть в тюрьме или в местах лишения свободы, должны иметь возможность понести наказание без разрыва их соци-КАДРОВОЕ альных связей и без серьезной ломки и деформации их
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЛУЖБЫ лич»ости2. „
В соответствии с поручениями Президента Россий-ИСПОЛНЕНИЯ ской Федерации, данными по итогам заседания прези-НАКАЗАНИЙ диума ГосударственногоСовета Российской Федера-iJ<)nna| или ции 11 февраля 2009 г.3, ведется работа по совершен-БЕЗ ИЗОЛЯЦИ И ствованию законодательствав целях оптимизации уго-ОТ ОБЩЕСТВА** ловного преследования в зависимости от общественной опасности деяния и личности правонарушителя, минимизации негативных последствий лишения человека свободы, повышения предупредительной функции административной ответственности. Это предполагается, в частности, за счет расширения сферы применения и введения новых видов наказаний, не связан-
* Кандидат юридических наук, начальник организационно-научногои редакционно-издательскогоотдела (Псковскийюридический институтФСИН России). E-mail: naykaphi@mail. ru.
* * Статья подготовленана основе анализа результатовтестирования и анкетирования начальников ОРУИИ территориальных органов ФСИН России и заместителей начальников территориальных органов ФСИН России,
курирующих их работу
ных с изоляцией от общества4 (так, с 2010 г. введен новый вид наказания - ограничение свободы).
Проблемы альтернативных лишению свободы видов наказания для России особенно актуальны, поскольку в нашем государстве численность заключенных в расчете на сто тысяч населения многократно превышает показатели развитых стран - 640 человек на сто тысяч населения, тогда как в Канаде - 107, Германии - 95, Турции - 91, во Франции - 85, Швеции - 82, Японии - 62, Индии - 225.
В настоящее время Федеральной службой исполнения наказаний принимаются меры по созданию эффективной системы управления уголовно-исполнительными инспекциями, повышению их правового статуса, увеличению штатной численности персонала. Это невозможно без проведения результативной кадровой политики, направленной на формирование высокопрофессионального, стабильного, оптимально сбалансированного кадрового корпуса органов и учреждений ФСИН России, способного решать задачи, поставленные перед УИС обществом и государством Одно из важных средств достижения этой цели - эффективная система профессиональной подготовки кадров6.
В 2008 г. было проведено тестирование 139 сотрудников УИС, в том числе 72 начальников отделов по руководствууголовно-исполнитель-ными инспекциями (ОРУИИ) территориальных органов ФСИН России и 60 заместителей начальников территориальных органов ФСИН России, курирующих их работу (7 человек не указали должность)7. На 30 тестовых заданий, предложенных ФСИН России, правильно ответили лишь 22,3 % респондентов. 71,2 % ответили правильно на 25 и более вопросов, а 6,5 % -от 20 до 25 вопросов. Это позволяет утверждать о достаточно низком уровне знаний респондентами основных вопросов нормативноправового обеспечения деятельности уголовноисполнительных инспекций и подтверждает необходимость систематического, целенаправленного обучения не только сотрудниковуголовно-исполнительных инспекций, но и руководителей, особенно в рамках дополнительного профессионального образования, обеспечивающего профессиональную переподготовкуи повышение квалификации.
Это подтверждают и результаты анкетирования 132 человек (55 - заместители начальников территориальных органов ФСИН России, 74 -начальники ОРУИИ территориальных органов ФСИН России, 3 - не указали должность). Так,
по 2,7 % от общего количества опрошенных начальников ОРУИИ территориальных органов ФСИН России обучались на курсах повышения квалификации или ВАК в 2001, 2003 и 2005 гг., 5,4 % - в 2004 г., ни один сотрудник этой категории не прошел обучение в 2008 г. Что касается заместителей начальников территориальных органов ФСИН России, то 18,2 % всех опрошенных проходили обучение на курсах повышения квалификации или ВАК в 2005 г., 14,5 - в 2006, 12,7 - в 2007, по 1,8 - в 1985, 1989, 1994, 1999, 2002 и 2004; менее 3,6 % - в 2008 г. Это противоречит требованиям соответствующих нормативных правовых актов, предусматривающих обязательное прохождение повышения квалификации раз в 5 лет.
Наибольшие затруднения у заместителей начальников территориальных органов ФСИН России вызвали вопросы, связанные: с осуществлением контроля за поведением осужденных женщин, к которым применена отсрочка исполнения наказания; со сроками отправления представлений о замене исправительных работ лишением свободы, а также с осуществлением контроля за осужденными этой категории.
Для начальников ОРУИИ территориальных органов ФСИН России наиболее проблемными оказались следующие вопросы: осуществление контроля за поведением осужденных женщин, к которым применена отсрочка отбывания наказания; осуществление первоначальных розыскных мероприятий, связанных с указанной категорией осужденных; исчисление срока наказания в виде запрещения занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Отметим, что 45,5 % респондентов имеют юридическое; 20,5 - педагогическое; 8,3 - экономическое; 22,7 % - другое образование. Различен у и стаж работы в должности, в частности, чуть менее половины из них имеют стаж от 1 года до 5 лет, каждый четвертый - от 5 до 10 лет, каждый шестой - менее года, лишь каждый седьмой - более 10 лет.
Как известно, работа с осужденными к наказаниям, связанным с лишением свободы, принципиально отличается от работы с лицами, отбывающими наказания без изоляции от общества. Тем не менее, согласно данным исследования, лишь каждый третий раньше работал в уголовно-исполнительной инспекции. Остальные поступили на службу из исправительных учреждений, ОВД, других служб УИС, что позволяет утверждать об отсутствии у них достаточного опыта, необходимых знаний и
Реформирование уголовно-исполнительной системы
Реформирование уголовно-исполнительной системы
навыков оказания воспитательно-профилактического воздействия на эту категорию осужденных.
Опрошенные руководители отметили в числе основных проблем, мешающих успешно работать, недостаточную профессиональную подготовку сотрудников; отсутствие должных навыков у начальников межрайонных уголовноисполнительных инспекций в организации функционирования филиалов.
О низком уровне юридических знаний свидетельствует то, что почти 80 % респондентов на вопрос: «Имели ли место в Вашем регионе случаи привлечения должностных лиц по инициативе уголовно-исполнительной инспекции к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ (непредставление либо несвоевременное представление сведений (информации) или представление искаженных сведений в инспекцию, касающихся исполнения приговора?)» -дали отрицательный ответ. Вероятно, это связано либо с незнанием руководителями этой и других норм, либо с нежеланием их использовать.
Кроме того, на вопрос: «Имели ли место в Вашем регионе случаи привлечения должностных лиц по инициативе уголовно-исполнительной инспекции к уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ (неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта)?» -около 92 % также ответили «нет». Таким образом, практически все респонденты не использовали возможности уголовного законодательства с целью влияния на руководителей предприятий, не выполнявших требования приговоров в отношении осужденных к исправительным работам, запрету занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также руководителей органов местного самоуправления и др.
Представляет интерес и мнение опрошенных о том, в какой сфере деятельности им не хватает базовых знаний при осуществлении своих должностных обязанностей. Так, практически каждому второму недостаточно знаний в области экономики и финансов, каждому третьему - информатики, каждому седьмому -юриспруденции. Возможно, это во многом обусловлено активным внедрением в работу уголовно-исполнительных инспекций современных информационных технологий, а также необходимостью для межрайонных уголовно-исполнительных инспекций как юридических лиц решать финансово-хозяйственные вопросы, в частности, заключать договоры на оказание услуг, приобретение товаров, производство работ. Часть опрошенных отмечает недостаток зна-
ний в области управления персоналом, социологии и психологии. На наш взгляд, это связано с необходимостью постоянного и всестороннего изучения подучетных для выявления особенностей их личности с целью оказания на них воспитательно-профилактического воздействия, внесения коррективов в работу с ними.
Изложенное позволяет сделать ряд выводов.
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудниковуголовно-исполни-тельных инспекций, руководителей отделов по руководствуими и заместителей начальников территориальных органов ФСИН России, курирующих их деятельность, требуют кардинального пересмотра и должны носить целенаправленный, систематический характер. В настоящее время решен вопрос о специализации вузов ФСИН России. Так, подготовка кадров для уголовно-исполнительных инспекций закреплена за Псковским юридическим институтом ФСИН России. Межрайонной уголовно-исполнительной инспекции № 1 УФСИН России по Псковской области переданы в безвозмездное пользование нежилые помещения общей площадью 85,6 м2 в учебном корпусе института для использования в качестве служебных, где курсанты будут приобретать необходимые навыки работы с осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, что, на наш взгляд, позволит обеспечить высокую эффективность их практической деятельности.
В заключение отметим, что для повышения уровня подготовки кадров для уголовно-исполнительных инспекций в числе приоритетных направлений дальнейшего развития в Псковском юридическом институте ФСИН России выделено продолжение формирования единого научного, образовательного и воспитательного процесса8. Так, предполагается проводить межотраслевые исследования, направленные на обеспечение действенности наказаний, не связанных с изоляцией от общества, организовывать подготовку научных исследований, финансируемых из внебюджетных источников, расширять рамки диверсификации научных исследований и инновационной деятельности за счет участия в конкурсах грантов, программах различного уровня, в том числе региональных, осуществлять научно-исследовательскую деятельность института в постоянном взаимодействии с научно-исследовательскими и образовательными учреждениями Федеральной службы исполнения наказаний, органами и учреждениями, исполняющими наказания, а также с научными и образовательными учреждениями и органи-
зациями иных ведомств на основе совместной тематики исследований, заключения договоров,
разработки актуальных проблем, координации обмена полученными результатами.
1 См.: Новое в российскомзаконодательствеоб уголовных наказаниях: пособие / под общ. ред. О.Г Ковалева. М., 2004. С. 3.
2 См.: Выступление министра юстиции Российской Федерации А.В. Коновалова // Ведомости уголовно-исполнительнойсистемы. 2009. N° 10. С. 4.
3 См.: http: //www.kremlin.ru.
4 См.: Выступлениедиректора Федеральной службы исполнения наказаний // Ведомостиуголовно-испол-нительной системы. 2009. № 10. С. 8.
5 См.: Выступлениедиректора Департамента нормативно-правового регулирования анализа и контроля в сфере исполнениянаказаний Минюста России Г.Ф. Игнатовича // Там же. С. 14.
6 См.: Шамсунов С.Х. Роль и место профессиональнойподготовкикадров в реализации кадровой политики в уголовно-исполнительнойсистеме // Профессиональная подготовкакадров для пенитенциарныхучрежде-ний в России и за рубежом проблемы и перспективы сб. материалов Междунар. науч-практ. семин. Вологда, 2006. С. 10.
7 См.: Материалы II Всероссийскогосовещания руководителейаппаратов по руководствуУИИ и заместителей начальников территориальных органов ФСИН России, курирующихих деятельность, по итогам работы службы исполнениянаказаний, не связанных с лишением свободы, в 2007 г. и задачах, стоящих перед службой на 2008-2009 гг., 24-25 апреля2008 г. Уфа, 2008. С. 143-159.
8 См.: Проблемы подготовкикадров для органов и учреждений, исполняющихуголовныенаказания, в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы (на примере Псковскогоюридического института): науч-аналит. обзор / Р.И. Иванякоц А.В. Паршков, Р.В. Пушилин, И.Н. Смирнова. Псков, 2009. С. 42-43.
Реформирование уголовно-исполнительной системы