Уголовно-исполнительное право
УДК 343 83 Yu.A. SMIRNOVA*
ББК 67.409.022 С50
MEDICAL CARE OF PENAL STAFF
Аннотация: в статье рассматривается медицинское обеспечение сотрудниковуголовно-исполнитель-ных инспекций как составляющая их безопасности, определяются проблемы медицинскогообеспечения сотрудниковуголовно-исполнительных инспекций, а также пути их решения.
Ключевые слова: медицинское обслуживание безопасность сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, инфекционные заболевания, социально значимые заболевания профилактика заболеваний.
ЮЛИЯ
АЛЕКСЕЕВНА
СМИРНОВА*
МЕДИЦИНСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
СОТРУДНИКОВ
УГОЛОВНО-
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ
ИНСПЕКЦИЙ
Annotation: the article is devoted to the medical provision of penal staff as a component of penal staff safety. The author specifies problems of medical provision of penal staff and health care management.
Key words: medical care, safety of penal staff, infectious diseases, socially significant diseases, disease prevention.
В настоящее время проблема безопасности личности выступила на первый план. Безусловно, личная безопасность тесно связана с безопасностью государства в целом, обеспечение которой является стратегической задачей любого современного государства. Как отмечают исследователи, «уровень безопасность определяется обстановкой, при которой обеспечиваются жизненно важные интересы личности, общества и государства»1.
Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» «безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Кроме того, в Законе отмечено, что «безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства» (ст. 4).
Вопрос обеспечения безопасности всегда находился в центре внимания исследователей в разные периоды. Так, В.Ф. Халипов дает следующее определение рассматриваемому нами понятию: «Безопасность - состояние надежной защищенности жизненно важных интересов и коренных основ существования личности, общества и государства, а также мирового сообщества от внутренних и внешних угроз; положение, при котором кому-либо, чему-либо (в самом широком смысле) не угрожает опасность (любого вида и рода)»2.
* Кандидат филологических наук,
начальник организационно-научного и редакционно-издательскогоотдела (Псковскийюридический институт ФСИН России)
E-mail: smirnova [email protected].
Безопасность личности - «это создаваемое и гарантируемое государством такое положение личности в обществе, при котором существует возможность пользования законными правами и свободами для защиты своих жизненно важных интересов от возможного причинения вреда»3.
Личная безопасность сотрудниковуголовно-исполнительных инспекций (УИИ) напрямую связана с их медицинским обеспечением. Охрана здоровья личного состава уголовно-исполнительной системы - один из важнейших вопросов обеспечения социальной защиты сотрудников Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 октября 1998 г. № 1254 решение вопроса охраны здоровья сотрудников уголовно-исполнительной системы, пенсионеров уголовно-исполнительной системы и членов их семей было оставлено в компетенции МВД России. В настоящее время медицинское обслуживание личного состава уголовно-исполнительной системы осуществляют 47 учреждений здравоохранения, в том числе 25 центров медицинской и социальной реабилитации, 13 больниц, 6 военно-врачебных комиссий и 3 санатория4.
Медицинское и санаторно-курортное обеспечение личного состава осуществляется на основании следующихнормативных правовых документов5 : Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (ст. 281); Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 (ст. 54, 64); Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 911 «О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудниковправоохранительных органов и членам их семей»; приказа Минюста России от 12 декабря 2010 г. № 358 «Об утверждении Инструкции о порядке санаторно-курортного обеспечения в уголовно-исполнительной системе». Несмотря на, казалось бы, достаточное количество нормативных правовых документов сотрудники уголовно-исполнительной системы, в том числе сотрудникиуголовно-исполнительных инспекций, отмечают отсутствие возможности получения квалифицированной медицинской помощи (84,2 % опрошенных).
Как показало проведенное нами исследование, в настоящее время существует проблема получения сотрудниками уголовно-исполни-
тельных инспекций социально опасных заболеваний. Так считают 94,7 % опрошенных начальников и заместителей начальников МРУИИ (УИИ). При этом отметили возможность получения следующих заболеваний: туберкулез (94,4 %); ВИЧ-инфекция (27,8 %); гепатит (16,7 %); СПИД (11,1 %); сифилис (11,1 %); педикулез (5,6 %); чесотка (5,6 %); иные инфекционные заболевания (11,1 %).
Кроме того, есть основание полагать, что может возникнуть еще одна угроза безопасности сотрудниковуголовно-исполнительных инспекций в связи с тем, что на уголовно-исполнительные инспекции планируется возложить дополнительные обязанности - контроль за условно-досрочно освобожденными лицами. По мнению руководителей МРУИИ (УИИ), именно эта категория осужденных создает прежде всего угрозу - 31,6 %.
Начальники и заместители начальников МРУИИ (УИИ) полагают, что передача лиц, условнодосрочно освобожденных, может повлиять на состояние профессиональной заболеваемости сотрудниковуголовно-исполнительных инспекций. Это мнение поддержали 68,4 % сотрудников, опровергли - 5,3 %. 26,3 % респондентов не ответили на этот вопрос, однако нельзя с уверенностью утверждать, что ответ будет отрицательным. Скорее всего, отсутствие ответа можно объяснить тем, что они не задумывались над этим вопросом.
По официальным данным, на 1 января 2010 г. более 90 % (около 800 тыс.) осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, состояло на диспансерном учете по поводу различных заболеваний, 433,7 тыс. - больны социально значимыми заболеваниями, в том числе 72,46 тыс. - психическими расстройствами, 40,77 тыс. - активным туберкулезом, 55,96 тыс. -ВИЧ-инфекцией, 42,47 тыс. - вирусным гепатитом, 62,04 тыс. - наркоманией, 26,32 тыс. -алкоголизмом6.
Несмотря на то что медицинское обслуживание осужденных и лиц, содержащихся под стражей, осуществляют медицинские части или здравпункты в каждом учреждении, а также 131 больница (различного профиля), 59 лечебных исправительных учреждений для больных туберкулезоми 9 лечебно-исправительных учреждений для больных наркоманией7, уровень заболеваемости осужденных, находящихся в местах лишения свободы, остается достаточно высоким. Это связано с низкой личной культурой осужденных. Как отмечают исследователи, например, ВИЧ-инфицированные осужден-
Уголовно-исполнительное право
Уголовно-исполнительное право
ные, содержащиеся в исправительных учреждениях, вследствие низкого уровня медицинской грамотности, недостаточных гигиенических навыков, слабо развитого чувства ответственности за собственное здоровье и нежелания лечиться являются группой риска в отношении возникновения и развития как инфекционных, так и иных социально значимых заболеваний8. Безусловно, в категорию условно-досрочно освобожденных попадут и эти лица. Таким образом, расширится круг общения сотрудника уголовно-исполнительных инспекций с лицами, имеющими социально опасные заболевания. По результатам исследования 38,5 % респондентов полагают, что существует риск заражения сотрудников уголовно-исполнительных инспекций туберкулезом 15,4 % - ВИЧ-инфекцией. Более того, эта категория осужденных представляет опасность не только для сотрудниковуголовно-исполнитель-ных инспекций в силу их профессиональной деятельности, но и для населения страны9.
Сложившаяся ситуация усугубляется тем, что не предусмотрены меры профилактики этих заболеваний среди сотрудниковуголовно-испол-нительных инспекций. В связи с этим необходимо продумать меры, в том числе законодательного характера, по обеспечению безопасности сотрудника уголовно-исполнительных инспекций. Решение этой проблемы видится в возможности получения сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций медицинской помощи не только в ведомственных, но и в других учреждениях здравоохранения. В настоящее время это невозможно в связи с отсутствием у сотрудников полисов обязательного медицинского страхования. В соответствии со ст. 245 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральная служба исполнения наказаний освобождена от уплаты единого социального налога, вследствие чего в бюджете ФСИН России не предусматриваются средства на выплаты взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования. В связи с этим нет оснований на получение сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций полисов обязательного медицинского
страхования. Именно поэтому необходимопри-нять нормативный правовой акт, который урегулирует этот вопрос.
Кроме того, важное значение имеет профилактика социально опасных заболеваний. Проведение качественных медосмотров, внимательный подход к каждому сотруднику уголовно-исполнительных инспекций позволит уменьшить количество случаев заболеваний сотрудников, обеспечить их медицинскую безопасность. В целом под медицинской безопасностью России понимают следующее10: это составная часть национальной безопасности России, представляющая собой медицинскую защиту и сохранение здоровья населения страны (в том числе личного состава ВС РФ, ВМФ, ФСБ, МВД России и других силовых структур государства, а также сотрудников и осужденных УИС), включая защиту жизни, здоровья, личной неприкосновенности, защиту населения от инфекционных заболеваний (в первую очередь от заражения туберкулезом, ВИЧ-инфекцией и вирусными гепатитами), бесперебойное медобеспе-чение, оказание качественной бесплатной медицинской помощи, профилактику наркомании, токсикомании, алкоголизма, курения; охрану труда, материнства и детства, медицинскую защиту населения от заражения венерическими заболеваниями, сохранение физического и психического здоровья граждан. С учетом этого медицинская безопасность сотрудника уголовно-исполнительных инспекций - это медицинская защита жизни и здоровья сотрудников от внутренних и внешних угроз (предупреждение случаев инфекционных заболеваний) в процессе исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества. Значимость профилактических мер отметили 50 % респондентов.
Повышению медицинской безопасности сотрудников будет способствовать введение мониторинга за поведением осужденных с помощью технологий электронного контроля (видеонаблюдение, электронные браслеты, беспроводные технологии и др.), что предусмотрено Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.
1 ПаршковА.В., Савихин А.М., Смирнова И.Н. Проблемы правового обеспечения деятельности отделов безопасности исправительных колоний в условиях реформированияуголовно-исполнительнойсистемы: науч,-аналит. обзор. Псков, 2007. С. 23.
2ХалиповВ.Ф. Безопасность // Политическаяэнциклопедия М., 1999. С. 104.
3 Паршков А.В., Савихин А.М., Смирнова И.Н. Указ соч С. 19.
4 См.: Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 14 октября 2010 г. N° 1772-р.
5 www.fsin. 8и/81щс1игс/тсШстс/ток
6 См.: Концепцияразвития уголовно-исполнительнойсистемы РоссийскойФедерации до 2020 года.
7 См.: Там же.
8 См.: Дьяченко А.П., Датий А.В., Митропольская К.В. ХарактеристикаВИЧ-инфицированныхосужден-ных мужчин, отбывающих наказание в исправительных учреждениях ФСИН России // Уголовно-исполнительное право. 2010. № 1(09). С. 73.
9 См.: ИшковЮ.В., Карамышев С.Г. Некоторые проблемы безопасности в местах лишения свободы // Право и безопасность. 2006. № 1-2 (18-19).
10 См.: Там же.
Уголовно-исполнительное право