Научная статья на тему 'КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ПАРТИЙНОГО АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ В 1921-1950-е гг. (НА МАТЕРИАЛАХ ПАРТИЙНЫХ СЪЕЗДОВ И КОНФЕРЕНЦИЙ)'

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ПАРТИЙНОГО АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ В 1921-1950-е гг. (НА МАТЕРИАЛАХ ПАРТИЙНЫХ СЪЕЗДОВ И КОНФЕРЕНЦИЙ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
75
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Советская политическая система / партийно-государственная номенклатура / кадровая политика / партийный съезд / аппарат управления / государственное строительство / конституция / партийная пропаганда / партийное образование / Soviet political system / party-state nomenclature / personnel policy / party congress / administrative apparatus / state building / constitution / party propaganda / party education

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Е.В. Туфанов, И.Н. Карпенко

В представленном исследовании, основанном на материалах партийных съездов, конференций, пленумов, рассматривается кадровая политика системы управления Советского государства. На основе решений партийных форумов анализируется кадровая политика по формированию личного состава органов партийно-государственного управления и отбора кадров на руководящие должности как в центральном, так и местном аппарате управления. Кадровая политика Советского государства находилась под полным контролем РКП(б)ВКП(б)-КПСС, и поэтому анализ деятельности партийных съездов, конференций, пленумов и других партийных форумов является одной из важнейших задач отечественной исторической науки. Рассматривая решения кадрового вопроса в рамках Советской политической системы, необходимо отметить особую важность и актуальность данной проблематики. Так как именно кадровый состав формировал партийно-государственную номенклатуру. Именно эта социальная группа реализовывала на местах решения центральной власти и воплощала в жизнь директивы центра. При анализе партийных документов выявлены определённые закономерности решения кадрового вопроса аппарата управления Советской политической системы. Однако необходимо отметить, что каждый из периодов исследуемого хронологического отрезка имел свои особенности и специфику решения кадрового дефицита советской системы управления. Обращаясь к исследованию кадровых проблем функционирования политической системы, можно почерпнуть опыт и для формирования современного управленца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Е.В. Туфанов, И.Н. Карпенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONNEL POLICY OF THE SOVIET PARTY ADMINISTRATIVE APPARATUS OF THE 1921-1950s (BASED ON THE MATERIALS OF PARTY CONGRESSES AND CONFERENCES)

This article considers the personnel policy of the management system of the Soviet state based on the materials of party congresses, conferences, and plenums.The author analyzes the personnel policy on the formation of the personnel of the party-state administration bodies and the selection of personnel for senior positions in both the central and local administrative apparatus based on the decisions of the party forums. The personnel policy of the Soviet state was under the full control of the RCP (b)-CPSU(b)-CPSU, and therefore the analysis of the activities of party congresses, conferences, plenums and other party forums is one of the most important tasks of the Russian historical science. Considering how well the personnel issue was implemented within the framework of the Soviet political system, it is necessary to note the special importance and relevance of this issuesince it was the personnel that formed the party-state nomenclature.It was this social group that implemented the decisions of the central government on the ground and implemented the directives of the center. The analysis of party documents revealed certain patterns of solving the personnel issue of the administrative apparatus of the Soviet political system. However, it should be noted that each of the periods of the chronological segment under study had its own characteristics and specifi cs of solving the personnel shortage of the Soviet management system. Turning to the study of personnel problems of the functioning of the political system, it is possible to gain experience for the formation of a modern manager.

Текст научной работы на тему «КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ПАРТИЙНОГО АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ В 1921-1950-е гг. (НА МАТЕРИАЛАХ ПАРТИЙНЫХ СЪЕЗДОВ И КОНФЕРЕНЦИЙ)»

УДК 9.908 ББК 63.3(0)6

DOI: 10.53315/1995-0713-2023-59-3-84-92

Е.В. Туфанов, И.Н. Карпенко

Ставропольский государственный аграрный университет

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ПАРТИЙНОГО АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ В 1921-1950-е гг.

(НА МАТЕРИАЛАХ ПАРТИЙНЫХ СЪЕЗДОВ И КОНФЕРЕНЦИЙ)

В представленном исследовании, основанном на материалах партийных съездов, конференций, пленумов, рассматривается кадровая политика системы управления Советского государства. На основе решений партийных форумов анализируется кадровая политика по формированию личного состава органов партийно-государственного управления и отбора кадров на руководящие должности как в центральном, так и местном аппарате управления.

Кадровая политика Советского государства находилась под полным контролем РКП(б)-ВКП(б)-КПСС, и поэтому анализ деятельности партийных съездов, конференций, пленумов и других партийных форумов является одной из важнейших задач отечественной исторической науки. Рассматривая решения кадрового вопроса в рамках Советской политической системы, необходимо отметить особую важность и актуальность данной проблематики. Так как именно кадровый состав формировал партийно-государственную номенклатуру. Именно эта социальная группа реализовывала на местах решения центральной власти и воплощала в жизнь директивы центра. При анализе партийных документов выявлены определённые закономерности решения кадрового вопроса аппарата управления Советской политической системы. Однако необходимо отметить, что каждый из периодов исследуемого хронологического отрезка имел свои особенности и специфику решения кадрового дефицита советской системы управления. Обращаясь к исследованию кадровых проблем функционирования политической системы, можно почерпнуть опыт и для формирования современного управленца.

Ключевые слова: Советская политическая система, партийно-государственная номенклатура, кадровая политика, партийный съезд, аппарат управления, государственное строительство, конституция, партийная пропаганда, партийное образование.

E.V. Tufanov, I.N. Karpenko

Stavropol State Agrarian University

PERSONNEL POLICY OF THE SOVIET PARTY ADMINISTRATIVE APPARATUS OF THE 1921-1950s (BASED ON THE MATERIALS OF PARTY CONGRESSES AND CONFERENCES)

This article considers the personnel policy of the management system of the Soviet state based on the materials of party congresses, conferences, andplenums.The author analyzes the personnel policy on the formation of the personnel of the party-state administration bodies and the selection of personnel for senior positions in both the central and local administrative apparatus based on the decisions of the party forums. The personnel policy of the Soviet state was under the full control of the RCP (b)-CPSU(b)-CPSU, and therefore the analysis of the activities of party congresses, conferences, plenums and other party forums is one of the most important tasks of the Russian historical science. Considering how well the personnel issue was implemented within the framework of the Soviet political system, it is necessary to note the special importance and relevance of this issuesince it was the personnel that formed the party-state nomenclature.It was this social group that implemented the decisions of the central government on the ground and implemented the directives of

the center. The analysis of party documents revealed certain patterns of solving the personnel issue of the administrative apparatus of the Soviet political system. However, it should be noted that each of the periods of the chronological segment under study had its own characteristics and specifics of solving the personnel shortage of the Soviet management system. Turning to the study of personnel problems of the functioning of the political system, it is possible to gain experience for the formation of a modern manager.

Key words: Soviet political system, party-state nomenclature, personnel policy, party congress, administrative apparatus, state building, constitution, party propaganda, party education.

Одной из актуальных проблем современной отечественной историографии является анализ функционирования системы формирования кадрового обеспечения партийно-государственного аппарата управления Советского государства. Так как именно кадры являются основным источником и инструментом политической системы, изучение кадровой политики и кадрового состава является наиболее важным в свете анализа исторической эпохи. Кадры - это прежде всего человек, социокультурный анализ представителя партийно-государственной номенклатуры и кадровой политики в длительном хронологическом отрезке (1921-1950-е гг.) позволит выявить динамику процесса и ряд специфических особенностей формирования на государственном уровне кадровой политики. Лидер Советского государства И.В. Сталин в 1935 г. в одном из своих выступлений отметил: «Надо наконец понять, что из всех ценных капиталов, имеющихся в мире, самым ценным и самым решающим капиталом являются люди, кадры. Надо понять, что при нынешних условиях «Кадры решают все» [13, с. 63]. Таким образом была обозначена одна из актуальных проблем не только Советского управленческого аппарата, но и всей Советского политической системы. Необходимо отметить, что кадровая политика Советского государства находилась под полным контролем РКП(б)-ВКП(б)-КПСС, и поэтому анализ деятельности партийных съездов, конференций, пленумов и других партийных форумов является одной из важнейших задач отечественной исторической науки.

Рассматривая кадровую политику Советского государства, необходимо отметить такой важный аспект, как специфические особенности того и или иного региона. Региональный аспект играет важную роль при реализации любого компонента политической системы, и кадровый вопрос не исключение. При изучении социокультурного облика представителя партийного аппарата управления региональные особенности будут иметь важное значение. Изучение кадровой политики позволит исследовать советское общество через призму социокультурного облика представителя советской политической системы заявленного хронологического отрезка.

Рассматривая решения кадрового вопроса в рамках Советской политической системы, необходимо отметить особую важность и актуальность данной проблематики. Так как именно кадровый состав формировал партийно-государственную номенклатуру. Именно эта социальная группа реализовывала на местах решения центральной власти и воплощала в жизнь директивы центра. Необходимо отметить, что заявленная проблематика нашла свое отражение в ряде отечественных работ и зарубежных исследователей. Проводя анализ историографии заявленной темы, необходимо отметить работы мэтра советской исторической науки Е.Г. Гимпельсона [1]. В своих работах Е.Г. Гимпельсон на основе богатого фактологического материала исследовал специфику становления Советской политической системы, анализируя и кадровую политику доминирующей политической силы. Однако в своих исследованиях автор не рассматривает региональную специфику кадрового вопроса. Следует отметить, что в данных работах сделан акцент на анализе трансформации РКП(б)-ВКП(б) в

государственную структуру. Необходимо отметить монографию С. А. Павлюченкова [9], в которой автор акцентирует свое внимание на том, что коммунистическая партия - это «орден меченосцев» с жесткой внутренней организацией и строгой иерархичностью, полным доминированием в государстве. В своей работе «Советская номенклатура -становление, механизмы действия» Т.П. Коржихина, Ю.Ю. Фигатнер [5] рассмотрели принципы номенклатурного управления и решения кадрового вопроса путем назначен-ства. Региональная специфика функционирования Советской политической системы и решения кадрового вопроса нашла свое отражение в работах Е.Г. Карелина [3], Чистякова А.Н. [21], Карпова Ю.Ю. [4], Туфанова Е.В. [14], [15], [16], [17], [18], [19]. В своих работах авторы отметили специфику исследуемого региона, указали на своеобразие местного аппарата управления.

При историографическом анализе заявленной проблематики нельзя не отметить зарубежных исследователей Э.Модсли и С.Уайт [6], которые рассмотрели в своей работе не только коммунистическую партию, а именно партийную элиту, которая влияла на все стороны жизни и деятельности государства. Однако система кадрового регулирования не получила должного освещения. Необходимо отметить работы Ш. Фицпатрик [20], Б. Штудер и Б. Унфрид [22] и Дж. Истер [2]. В данных работах не рассматривалась региональная специфика кадрового вопроса Советской политической системы.

Целью данного исследования является изучить динамику и специфику кадровой политики на материалах партийных форумов Советской политической системы в 1921-1950-е гг. Исследование базируется на анализе материалов партийных съездов, конференций и пленумов РКП (б)-ВКП (б)-КПСС. Анализ материалов основывается на принципах историзма и объективности. Необходимо отметить, что проблемно-хронологический принцип изучения заявленной проблематики является основополагающим.

Становление кадровой системы в исследуемый период 1921 - 1950-е гг. начинается с судьбоносного X партийного съезда, который работал в Москве 8-16 марта 1921 г. Именно данный съезд полностью переформатировал и экономическую, и политическую систему молодого государства. В резолюции по вопросам партийного строительства отмечалось, что «если в прошлый период партия должна была ориентироваться на непосредственно боевые задачи за счет воспитательных, то теперь поднятие уровня членов партии с одновременным привлечением их к активному участию в общепартийной жизни становится центральной задачей дня, наряду с усилением влияния партии на беспартийные массы, сближением с ними и приведением партии в боевую готовность для борьбы с силами контрреволюции» [10, с. 519]. Таким образом руководство партией и государством акцентировало свою деятельность на партийной работе для рядовых членов партии и осуществляло полное доминирование над беспартийной массой. Съезд ставит под полный контроль и требует от контрольных комиссий вести работу с злоупотреблениями со стороны членов партии своим положением и материальными преимуществами и поддерживается курс на уравнительность материального обеспечения членов партии [10, с. 521]. Следовательно, еще одной гранью кадровой политики становится деятельность контрольных комиссий и обеспечение уравнительного распределения материальных благ и привилегий, что в сложный период начала 1920-х гг. было очень актуально. Необходимо отметить, что партийный съезд для создания партийного кадрового резерва требует установления тесной связи и совместной деятельности с РКСМ и вовлечением представителей молодежи в партийную работу [10, с. 527]. Таким образом, руководство партией видело

в молодежной организации свой кадровый резерв, который можно будет использовать в ближайшем будущем. Рассматривая кадровую политику доминирующей политической силы, нельзя пройти и мимо резолюции съезда «О единстве партии», которая была призвана добиться единства при устранении фракционности внутри партии [12, с. 529]. Данная резолюция, конечно, не способствовала развитию внутренней демократии, но полностью консолидировала партийную массу и руководство партией. Утверждалась строгая дисциплина и вертикаль партийной власти.

Необходимо отметить, что съезд в рамках подготовки своих кадров организовывает систематические курсы по теории, истории и практике марксизма. Таким образом, съезд проводит политику формирования партийного образования, направленного на то, чтобы воспитать свой кадровый резерв с большим идеологическим потенциалом.

Десятый съезд РКП (б) положил начало формированию новой политической и экономической реальности. Переход от политики «Военного коммунизма» к Новой Экономической политике был воспринят партийной массой далеко не однозначно, но победила генеральная линия партии. Запрет фракционности и укрепление партийной дисциплины способствовали появлению в недрах системы партийного управления такого института, как контрольные комиссии, чья деятельность будет направлена на борьбу с негативными явлениями как в партийных, так и советских органах управления. В плане кадровой работы мы видим, что съезд акцентирует свое внимание на консолидацию с деятельностью РКСМ, в чьих рядах партия видит свой количественный и качественный кадровый потенциал. Создается система курсов идеологического образования, это тоже являлось элементом кадровой политики государства.

Вопросы кадровой политики советского государства нашли свое отражение и в деятельности Одиннадцатой Всероссийской конференции РКП(б), которая работала в декабре 1921 г. В резолюции «По вопросу об укреплении партии, в связи с учетом опыта проверки личного состава ее» отмечалось, что только преданность интересам рабочего класса и пролетарской революции должна являться мерилом при оценке качеств каждого члена партии [10, с. 595]. Таким образом, мы видим, что основным критерием партийного работника является преданность рабочему классу, а не профессиональные качества управленца. Необходимо отметить, что конференция указывает, что направлять на ответственную работу только старых членов партии. Также конференция видит необходимость в создании кадров профессионалов-организаторов и пропагандистов, повысить качественный состав аппаратов управления партийных комитетов. Расширить сеть партийных школ, способствовать формированию идеологических кружков и усилить агитационно-пропагандистскую работу [11, с. 596-597]. Согласно резолюции конференции, определялись партийные резервы в лице комсомола, Красной Армии и женотделы. Таким образом, конференция подготовила почву к работе одиннадцатого съезда РКП (б). Резюмируя работу конференции, мы видим, что в области кадровой политики официально определены резервы партии, конференция делает акцент на развитии партийного образования, прекрасно понимая, что без идеологической подготовки нельзя сформировать ответственного управленца. В то же время мы видим, что главным критерием является преданность рабочему классу, а не профессиональные качества работника, что естественным образом впоследствии скажется на качестве управления.

На одиннадцатом съезде РКП (б) вопросы кадровой политики получили серьезное освещение, так как съезд принял решения, которые были приняты на одиннадцатой Всероссийской конференции. Отметим, что в резолюции обозначалось, что в области партийно-организационной работы следует обратить внимание на состав секретарей

губкомов и укомов и назначать товарищей с дореволюционным стажем. Исключением могли быть допустимы только с санкции вышестоящей партийной инстанции. Таким образом делалась кадровая ставка на проверенных и идеологически подготовленных ответственных работников. В то же время необходимо отметить, что съезд в связи с партийными чистками наметил провести перераспределение кадровых ресурсов с таким расчетом, чтобы привлечь молодых, еще не «обстрелянных» работников, с другой стороны, разгрузить управленцев от совмещения советских и партийных обязанностей. Данное решение показывает острую проблему кадрового ресурса, и партия, несмотря на свои указания (дореволюционный партийный стаж), выдвигает молодых управленцев. Также отмечаем, что резолюция регламентирует создание кадров профессионалов - организаторов и пропагандистов, расширяет сеть партийных школ. Именно меры организационного характера и партийного обучения могли сформировать такой необходимый кадровый резерв.

Следующий партийный форум - Двенадцатая Всероссийская конференция РКП (б), она прошла в августе 1922г., на ней был принят новый Устав РКП (б). Устав регламентировал все стороны жизни и деятельности РКП (б), выстраивал жесткую вертикаль управления. На всех партийных уровнях формируются Контрольные комиссии, которые контролируют деятельность партийных органов и членов партии. Согласно Уставу, устанавливалась строжайшая партийная дисциплина, нарушение дисциплины влекло за собой санкции со стороны высших партийных органов. Необходимо отметить, что на Конференции была принята очень важная в кадровом плане резолюция «Об улучшении материального положения членов РКП (б)» [7, с. 676-679]. Согласно резолюции, принято решение о разработке положения о фонде взаимопомощи среди коммунистов. На законодательном уровне определялись активные работники всех партийных уровней управления, которые должны обеспечиваться по более высокому уровню. Необходимо отметить, согласно квоте активных работников, в Центральных и областных учреждениях на Кавкрайком Центрального комитета было выделено 20 активных работников. Для сравнения укажем, что Центральные учреждения в Москве имели 100 активных работников, Уралбюро - 25 активных управленца. Необходимо отметить, что конференция положила в основу постановление Народного комиссариата труда и ВЦСПС о ставках для ответственных работниках и применить тарифную сетку к партийным работникам с соответствующими разрядами, где 17 разряд наиболее высокий, а 12 разряд характеризовал секретарей ячеек на предприятиях с числом не менее 300 рабочих. Кроме того, все указанные ответственные работники обеспечивались жильем, медицинской помощью, в отношении воспитания и образования детей данные мероприятия согласно резолюции должны быть проведены за партийный счет [7, с. 678]. Таким образом, данная конференция провела очень продуктивную работу в области кадрового обеспечения партийных органов. Принят Устав РКП (б) и, конечно, резолюция, которая формировала систему льготного обеспечения активных партийных управленцев и систему материального обеспечения партийных работников. Несомненно, данные мероприятия способствовали созданию определенного привлекательного образа ответственного работника на «ниве» управления и, конечно, способствовали притягательности партии для молодого социума государства.

Все партийные форумы 1920-х гг. в рамках решения кадрового дефицита активизировали работу в сфере организации партийного образования и партийного воспитания. Как указывала резолюция «Об очередных задачах партийного строительства», принятая на тринадцатом съезде РКП (б), «втягивая вступивших в партию рабочих в государственную работу, партийные органы должны позаботиться о том, чтобы

новые товарищи во всей своей работе проводили общую линию партии и находились по ее полным и прямым руководством». Таким образом, партийное руководство ставило под жесткий контроль новых членов партии. Главным критерием партийной работы был идеологически правильный подход к генеральной линии партии. Необходимо отметить, что все партийные форумы 1920-х гг. делали ставку на агитацию и пропаганду коммунистических идей среди социума Советского государства. Отмечалось, что массовая агитация должна иметь в виду и ликвидацию политнеграмотности в партийных организациях нацреспублик и областей (Туркестан, Северный Кавказ и др.), где политнеграмотность среди коренного населения достигает огромных размеров [8, с. 74]. Для ликвидации политнеграмотности съезд ратует за расширение сети школ политграмоты на национальном языке при материальной поддержки центра. Таким образом, партийное руководство способствовало развитию национальных районов в области образования и партийного образования. Также партийные форумы всячески отмечали взаимодействие партии и РКСМ, данная организация согласно партийным директивам призвана выполнять роль резерва, откуда партия отбирает лучшие кадры для обеспечения притока молодых ресурсов для восполнения когорты ответственных работников. Также партийные съезды акцентировали работу на выдвижении коммунисток в руководящие партийные и советские органы [8, с. 89]. Необходимо отметить, что в резолюции Четырнадцатого съезда ВКП (б) «О работе ЦКК и РКИ» акцентировалось внимание на том, что работа по подбору работников государственных и хозяйственных органов остается важнейшей задачей партии. Для решения этой задачи и повышения качественного уровня управленцев органы Контрольных комиссий должны обеспечивать контроль регулирования вопроса о выдвиженчестве. Именно выдвиженчество было призвано решить кадровый вопрос в сфере партийного и советского аппарата управления, однако качественный уровень выдвиженцев оставлял желать лучшего, но в то же время партийные документы показывают, что именно аппаратная деятельность может дать опыт управления и повысить качественный уровень ответственного работника. В резолюции пятнадцатого съезда ВКП (б) «Очередные задачи партии» указывалось, что в рамках решения кадрового вопроса сосредоточить внимание на подготовке и вовлечении в партию, главным образом, того батрацкого и бедняцкого актива, который вырастает в союзе сельхозрабочих, группах бедноты, на практической работе в Советах, кооперации, делегатских собраниях крестьянок. Укрепить новыми членами партии советские и иные органы управления для реализации генеральной линии партии. Таким образом, съезд делает акцент на новых членах партии, которые прошли определенную идеологическую подготовку в рамках партийного образования и призваны партией получать необходимые компетенции, уже находясь на практической работе в системе управления. Данная тенденция сохранялась весь период 1920-х гг.

К 1930-м гг. Советская политическая система была уже сформирована, конечно, определенные трансформации будут происходить весь период функционирования Советского государства. Шестнадцатый съезд ВКП (б) открывал 30-е гг. XX века. Кадровая политика на данном форуме была затронута в меньшей степени, вопросы экономического характера преобладали в повестке и в обсуждении. Однако в резолюции «По отчету Центрального Комитета ВКП (б)» указывалось, съезд отмечает количественный и качественный рост партии, поднятие идейного уровня партийных кадров, но в то же время указывает на определенные перегибы в работе, вызванные, по мнению съезда, недостаточно высоким идеологическим уровнем партийцев. В резолюции «По отчету ЦКК - РКИ» съезд одобряет работу по очистке рядов партии

от чуждых элементов, съезд призывает усилить ответственность партийных ячеек, членов партии и в особенности коммунистов-руководителей за факты бюрократизма и вредительства. Таким образом, кадровые вопросы на съезде не поднимались, но в то же время мы видим, согласно документам съезда, что они косвенно затрагивались. Объединенный пленум ЦК и ЦКК ВКП (б), который работал в 7-12 января 1933г., утвердил положение о политотделах МТС. Именно политотделы принимали активное участие в подборе кадров МТС и правлений. Таким образом, сотрудники политотделов полностью контролировали все процессы на земле в сложный период коллективизации. Пленум также одобряет, что естественно решение Политбюро ЦК о проведении очередной чистке партии и приостановке приема в партию. Именно такими непопулярными методами руководство партией контролировало численность и боролось за качественный состав ВКП (б). Очень важным в предвоенное время стал Семнадцатый съезд ВКП (б), который функционировал в 1934 г. На съезде была единогласно принята резолюция «Организационные вопросы», где отмечались определенные недостатки в советской и партийной работе. Для преодоления недостатков приняты положения: перейти от общего к конкретному руководству, усилить личную ответственность, усилить контроль за исполнением партийных директив, обеспечить ротацию профессиональных кадров, сократить аппараты управления. Таким образом, съезд четко определяет в области кадровой политики - личностный фактор и личную ответственность за принятые решения - и настаивает на отказе от коллегиальности принятия решений. Необходимо отметить, что на съезде был принят Устав ВКП (б), который утвердил структуру управления, функциональные обязанности членов партии, регламентировал жизнь и деятельность всего партийного механизма.

Последним предвоенным партийным форумом стал восемнадцатый съезд ВКП (б), который прошел в марте 1939 г. Именно здесь были приняты изменения в уставе ВКП (б), которые напрямую касались членов партии в тяжелый период репрессий. Согласно дополнениям, нужно обеспечить разбор обоснованности обвинений, оградить членов партии от произвола и изъять применение исключения из практики за маловажные проступки. Конечно, изменения затронули все сферы деятельности партии - государства. Необходимо отметить, что исключение из партии являлось очень серьезным наказанием, это не только политическое «убийство», но и полное переформатирование жизни и деятельности гражданина Советского государства со знаком «минус».

Подводя итог кадровой политике ВКП (б) за 1930-е гг., констатируем, что Советская политическая система функционировала по заданным лекалам еще 1920-х гг. Но в то же время мы видим усложнение ситуации вызванными репрессиями против партийного и советского руководства. Это выразилось в партийных чистках, отмене приема в члены партии, принятие нового Устава ВКП (б) и дополнений к нему. Нельзя не упомянуть и о принятии новой Конституции СССР в 1936 г. В то же время партийные форумы были больше сконцентрированы на экономических проблемах государства (индустриализация, коллективизация), но вопросы кадровой политики имели место и обсуждались в рамках партийного образования, деятельности Контрольных комиссий. Отмечалась на партийных съездах большая роль комсомола как кадрового резерва партии.

Кадровые вопросы вышли на первый план сразу после окончания Великой Отечественной войны. Уже 2 августа 1946 г. вышло постановление ЦК ВКП (б) «О подготовке и переподготовке руководящих партийных и советских работников». Согласно постановлению, при управлении кадров ЦК создается Высшая партийная школа с

3-годичным сроком обучения, в составе два факультета партийный и советский. Также при обкомах, крайкомах создавались партийные школы с двухгодичным сроком обучения для подготовки руководителей района, села. Таким образом, данное постановление формирует заново систему партийного образования для решения актуального кадрового вопроса. Кадровый вопрос всегда имеет место, в любой системе управления, но после страшной войны, где Советский народ проявил чудеса героизма и победил нацистскую Германию, был очень актуальным. Не случайно высшее партийное руководство сразу при переходе к мирному созидательному труду формирует сеть партийных школ, для подготовки управленцев по всей стране.

Следующий крупный партийный форум начал свою работу в октябре 1952 г. Конечно, партийный съезд занимался вопросами очередной пятилетки и вопросами восстановления народного хозяйства. В то же время происходит на съезде переименование партии, которая получила новое название КПСС. Также был принят Устав КПСС, который определял структуру партии и функционал членов партии.

Таким образом, кадровый вопрос имел особую актуальность в исследуемый период. Необходимо отметить, что практически на всех партийных форумах: съездах, конференциях, пленумах самого различного уровня всегда имел место. В то же время именно традиции формирования кадрового резерва, заложенные в 1920-е гг., получили дальнейшее развитие на протяжении всего периода функционирования Советской политической системы, однако необходимо отметить, что каждый из исследованных периодов имел свою специфику решения кадрового вопроса. Обращаясь к исследованию кадровых проблем функционирования политической системы, можно почерпнуть опыт и для формирования современного управленца

Список литературы

1. Гимпельсон Е.Г. Советские управленцы 20-е годы (Руководящие кадры государственного аппарата СССР). М., 2001. 226с.; Гимпельсон Е.Г. Советские управленцы 1917-1920 гг. М., 1998. 258с.; Гимпельсон Е.Г. НЭП и Советская политическая система 20-е годы. М., 2000. 440с.; Гимпельсон Е.Г. Формирование Советской политической системы 1917-1923 гг. М., 1995. 232с.; Гимпельсон Е.Г. НЭП Новая экономическая политика Ленина-Сталина. Проблемы и уроки (20-е годы XX века). М., 2004. 304с.; Гимпельсон Е.Г. Россия на переломе эпох Осмысление XX столетия российской истории. М., 2006. 128с.

2. Истер Дж. Советское государственное строительство. Система личных связей и самоидентификация элиты в Советской России.- М., 2010.- 255с.

3. Карелин Е. Г. Региональный механизм власти и управления Западной области Советской России (1917-1937гг.). - М., 2014.- 422с.

4. Карпов Ю.Ю. Национальная политика советского государства на северокавказской периферии в 20-30-е гг. XX в.: эволюция проблем и решений. -Спб., 2017. - 398с.

5. Коржихина Т.П. Фигатнер Ю.Ю. Советская номенклатура-становление, механизмы действия // Вопросы истории №7. - С.25-38.

6. Модсли Э. Уайт С. Советская элита от Ленина до Горбачева. Центральный Комитет и его члены 1917-1991 гг. - М., 2011. - 431с.

7. Об улучшении материального положения членов РКП. Двенадцатая Всероссийская конференция РКП (б). // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Часть II. 1898-1924.- М.1954.- 832с.

8. Об агитработе. Тринадцатый съезд РКП (б) // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Часть II. 1924-1930. - М.1954. - 676с.

9. Павлюченков С.А. «Орден меченосцев» Партия и власть после революции 1917-1929 гг.- М., 2008.- 463с.

10. По вопросам партийного строительства. Десятый съезд РКП(б) // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Часть II. 1898-1924.- М., 1954.- 832с.

11. По вопросу об укреплении партии, в связи с учетом опыта проверки личного состава ее. Одиннадцатая всероссийская конференция РКП(б) // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Часть II. 1898-1924.- М., 1954. - 832с.

12. О единстве партии. Десятый съезд РКП(б) // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Часть II. 1898-1924. М.1954. 832с.

13. Сталин И.В. Речь в Кремлевском дворце на выпуске академиков Красной Армии 4 мая 1935 года //Сочинения И.В. Сталина.- М., 1997. Том 14. 1934-1940. - 360с.

14. Туфанов Е.В. Советская политическая система в период становления, развития и свертывания НЭПа.- Ставрополь, 2016.- 226.с.

15. Туфанов Е.В. Советская региональная партийно-государственная номенклатура в 1920-1939-е гг.: формирование и функционирование (на материалах Северного Кавказа).- Ставрополь, 2019. - 496с.

16. Туфанов Е.В. Кадры региональных управленцев в 1920-1930-е годы: становление и функционирование (на материалах Северного Кавказа).- Ставрополь, 2018.- 206с.

17. Туфанов Е.В. Карпенко И.Н. Становление и функционирование партийно-государственного аппарата управления в период модернизации народного хозяйства в 1920-1930-е гг. (на материалах Северного Кавказа).- Ставрополь, 2022.- 212с.

18. Туфанов Е.В. К вопросу о роли системы учета кадров в процессе формирования партийно-государственной номенклатуры в 1920-1930-е гг. на материалах Юга России // Вестник Калмыцкого университета 2018. №3(39). - С.48-56.

19. Туфанов Е.В. Становление моральных принципов нового руководителя в партийных дискуссиях 1920-х годов // Вестник Калмыцкого университета. 2017 №3(35). -С. 62-68.

20. Фицпатрик Ш. Команда Сталина. Годы опасной жизни в советской политики.-М., 2021. - 528с.

21. Чистиков А.Н. Партийно-государственная бюрократия Серо-Запада Советской России 1920-х годов.- Спб., 2007.- 294с.

22. Штудер Б. Унфрид Б. Сталинские партийные кадры. Практика идентификации и дискурсы в Советском Союзе. 1930-х гг.- М., 2011.- 247с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.