Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ОБЛИК ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ - РОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ В 1920-1930-Е ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА)'

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ОБЛИК ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ - РОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ В 1920-1930-Е ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
67
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОРТРЕТ / МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЙ ОБЛИК / ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ НОМЕНКЛАТУРА / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ / ПАРТИЙНЫЙ СЪЕЗД / РЕГИОНАЛЬНЫЙ УПРАВЛЕНЕЦ / СОВЕТСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПОЛИТИКА КОРЕНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Туфанов Евгений Васильевич, Карпенко Инна Николаевна

В данной статье на основе опубликованных и неопубликованных источников исследуется процесс формирования нового кадрового состава молодого Советского государства. На основе решений партийных форумов анализируется кадровая политика по формированию личного состава органов партийно-государственного управления и отбора кадров на руководящие должности как в центральном, так и местном аппарате управления. На основе архивных документов изучается рождение и развитие регионального управленца. Регион Северного Кавказа являлся составной частью большого Советского государства, и все процессы, которые проходили в стране, нашли отражение и на Юге страны. Однако Северокавказский край имел ряд специфических особенностей. Как правило, эти районы были преимущественно аграрными, со слабо развитой промышленностью, малочисленным рабочим классом, низким уровнем образования местного населения. Выявлена специфика функционирования местного партийно-государственного аппарата управления. Региональный аппарат органов управления фактически создавался заново. Органами власти на местах стали советы различных уровней: губернские, областные, уездные, волостные и городские. Естественно, на руководящие посты назначались коммунисты с высоким уровнем образования, однако их количество было ограниченно, и они, как правило, не являлись представителями рабоче-крестьянского социума, но в то же время представляли их политическое кредо. Социокультурный портрет регионального работника аппарата управления, который сформировался после социальных потрясений 1917 г., позволяет рассмотреть все стороны деятельности органов местного управления. Необходимо отметить, что в личном плане представители органов власти имели свою индивидуальность, которая выражалась в особенностях характера, темперамента, интеллектуальных особенностей. Кадровая политика также претерпевала серьёзную трансформацию, так как в ее основу легла концепция формирования профессионалов-управленцев и увеличения численного и качественного состава. На территории Северного Кавказа в силу его многонациональности кадровый голод ощущался очень остро, так как среди местного национального состава было крайне мало подготовленных работников партийно-государственного аппарата управления. Для решения этой проблемы - формирования национального кадрового резерва - центральная власть в период 1920-1930-х гг. начинает активно реализовывать политику коренизации аппарата управления. Кадровая политика центральной власти в 1920-1930-е гг. была направлена на создание более профессионально качественного слоя управленцев. Аппарат управления увеличивался в масштабах и усложнялся. Новые органы управления были сформированы на всех уровнях государственного аппарата. Появлялись автономные республики и области, которые нуждались в кадровом усилении. На вершине административно-управленческого олимпа в системе государственного аппарата управления были ответственные работники, получившие название «номенклатура».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Туфанов Евгений Васильевич, Карпенко Инна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIO-CULTURAL IMAGE OF THE REPRESENTATIVE OF THE PARTY-STATE NOMENCLATURE -THE BIRTH AND DEVELOPMENT OF THE 1920S-1930S (BASED ON THE MATERIALS OF THE NORTH CAUCASUS)

This article investigates the process of forming a new cadre of the young Soviet statebased on published and unpublished sources. The authors analyze the personnel policy on the formation of the personnel of the party-state administration bodies and the selection of personnel for senior positions in both the central and local administrative apparatus based on the decisions of the party forums. The article describes the birth and development of a regional manageron the basis of archival documents. The North Caucasus region was an integral part of a large Soviet state and all the processes that took place in the country were reflected in the South of the country. However, the North Caucasus Region had a number of specific features. As a rule, these areas were predominantly agrarian, with poorly developed industry, a small working class, and a low level of education of the local population. The article reveals specifics of the functioning of the local party-state administration apparatus. The regional apparatus of the governing bodies was actually created anew. Councils of various levels became local authorities: provincial, regional, county, volost and city. Naturally, communists with a high level of education were appointed to leadership positions, but their number was limited, and as a rule they were not representatives of the workers' and peasants ’ society, but at the same time they had their political credo. The socio-cultural portrait of a regional employee of the administrative apparatus, which was formed after the social upheavals of 1917, allows us to consider all aspects of the activities of local government bodies. It should be noted that naturally, in personal terms, representatives of the authorities had their own individuality, which was expressed in the peculiarities of character, temperament, intellectual characteristics. The personnel policy of the central government in the 1920s - 1930s was aimed at creating a more professionally high-quality layer of managers. The management apparatus increased in scale and became more complicated. New governing bodies were formed at all levels of the State apparatus. Autonomous republics and regions needed personnel strengthening. The top of the administrative and managerial Olympus in the system of the state administration apparatus was headed by responsible employees and received the name "nomenclature".

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ОБЛИК ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ - РОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ В 1920-1930-Е ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА)»

УДК 9.908 ББК 63.3(0)6

БО!: 10.53315/1995-0713-2022-55-3-52-59

Е.В. Туфанов, И.Н. Карпенко

Ставропольский государственный аграрный университет

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ОБЛИК ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ -РОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ В 1920-1930-е гг. (НА МАТЕРИАЛАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА)

В данной статье на основе опубликованных и неопубликованных источников исследуется процесс формирования нового кадрового состава молодого Советского государства. На основе решений партийных форумов анализируется кадровая политика по формированию личного состава органов партийно-государственного управления и отбора кадров на руководящие должности как в центральном, так и местном аппарате управления. На основе архивных документов изучается рождение и развитие регионального управленца.

Регион Северного Кавказа являлся составной частью большого Советского государства, и все процессы, которые проходили в стране, нашли отражение и на Юге страны. Однако Северокавказский край имел ряд специфических особенностей. Как правило, эти районы были преимущественно аграрными, со слабо развитой промышленностью, малочисленным рабочим классом, низким уровнем образования местного населения. Выявлена специфика функционирования местного партийно-государственного аппарата управления. Региональный аппарат органов управления фактически создавался заново. Органами власти на местах стали советы различных уровней: губернские, областные, уездные, волостные и городские. Естественно, на руководящие посты назначались коммунисты с высоким уровнем образования, однако их количество было ограниченно, и они, как правило, не являлись представителями рабоче-крестьянского социума, но в то же время представляли их политическое кредо. Социокультурный портрет регионального работника аппарата управления, который сформировался после социальных потрясений 1917 г., позволяет рассмотреть все стороны деятельности органов местного управления. Необходимо отметить, что в личном плане представители органов власти имели свою индивидуальность, которая выражалась в особенностях характера, темперамента, интеллектуальных особенностей.

Кадровая политика также претерпевала серьёзную трансформацию, так как в ее основу легла концепция формирования профессионалов-управленцев и увеличения численного и качественного состава. На территории Северного Кавказа в силу его многонациональности кадровый голод ощущался очень остро, так как среди местного национального состава было крайне мало подготовленных работников партийно-государственного аппарата управления. Для решения этой проблемы - формирования национального кадрового резерва - центральная власть в период 1920-1930-х гг. начинает активно реализовывать политику коренизации аппарата управления.

Кадровая политика центральной власти в 1920-1930-е гг. была направлена на создание более профессионально качественного слоя управленцев. Аппарат управления увеличивался в масштабах и усложнялся. Новые органы управления были сформированы на всех уровнях государственного аппарата. Появлялись автономные республики и области, которые нуждались в кадровом усилении. На вершине административно-управленческого олимпа в системе государственного аппарата управления были ответственные работники, получившие название «номенклатура».

Ключевые слова: социокультурный портрет, морально-нравственный облик, партийно-государственная номенклатура, кадровая политика, Северный Кавказ, органы управления, партийный съезд, региональный управленец, Советская политическая система, политика коренизации.

E.V. Tufanov, I.N. Karpenko

Stavropol State Agrarian University

THE SOCIO-CULTURAL IMAGE OF THE REPRESENTATIVE OF THE PARTY-STATE NOMENCLATURE -THE BIRTH AND DEVELOPMENT OF THE 1920s-1930s (BASED ON THE MATERIALS OF THE NORTH CAUCASUS)

This article investigates the process of forming a new cadre of the young Soviet statebased on published and unpublished sources. The authors analyze the personnel policy on the formation of the personnel of the party-state administration bodies and the selection of personnel for senior positions in both the central and local administrative apparatus based on the decisions of the party forums. The article describes the birth and development of a regional manageron the basis of archival documents. The North Caucasus region was an integral part of a large Soviet state and all the processes that took place in the country were reflected in the South of the country. However, the North Caucasus Region had a number of specific features. As a rule, these areas were predominantly agrarian, with poorly developed industry, a small working class, and a low level of education of the local population. The article reveals specifics of the functioning of the local party-state administration apparatus. The regional apparatus of the governing bodies was actually created anew. Councils of various levels became local authorities: provincial, regional, county, volost and city. Naturally, communists with a high level of education were appointed to leadership positions, but their number was limited, and as a rule they were not representatives of the workers' and peasants' society, but at the same time they had their political credo. The socio-cultural portrait of a regional employee of the administrative apparatus, which was formed after the social upheavals of 1917, allows us to consider all aspects of the activities of local government bodies. It should be noted that naturally, in personal terms, representatives of the authorities had their own individuality, which was expressed in the peculiarities of character, temperament, intellectual characteristics. The personnel policy of the central government in the 1920s - 1930s was aimed at creating a more professionally high-quality layer of managers. The management apparatus increased in scale and became more complicated. New governing bodies were formed at all levels of the State apparatus. Autonomous republics and regions needed personnel strengthening. The top of the administrative and managerial Olympus in the system of the state administration apparatus was headed by responsible employees and received the name "nomenclature".

Key words: Socio-cultural portrait, moral and moral image, party-state nomenclature, personnel policy, the North Caucasus, governing bodies, party congress, regional manager, Soviet political system, policy of root formation.

В современной исторической науке одной из актуальных проблем является социокультурный анализ представителя той или иной исторической эпохи, так как именно человек является творцом исторического момента. Социокультурный анализ представителя партийно-государственной номенклатуры позволяет рассмотреть и проанализировать через призму определенных характеристик советского управленца уровень развития всех сторон социума и государства. Кадровый вопрос являлся во все периоды функционирования политической системы одним из самых актуальных. Однако кадры в структурах центральной власти имели ряд отличий от представителей местной партийно-государственной номенклатуры. Региональные управленцы впитали в себя быт, традиции и обычаи своей малой Родины. Северный Кавказ, в отличие от многих регионов Советского государства, имел ряд специфических особенностей. Исходя из этих факторов решение кадрового вопроса на территории Северокавказского региона было сложным социально-политическим процессом. Полиэтничность региона Северного Кавказа рождала очень важную проблему, такую как национальный вопрос, доставшийся от прежних структур власти. Советская власть в одном из первых

своих принятых основополагающих документов очень четко показала свою позицию по национальному вопросу. В «Декларации прав народов России» акцентировалось равенство народов, отмена национальных привилегий и право народов на самоопределение [5, с. 96]. Таким образом, мы видим, что Советский управленческий аппарат на территории Северного Кавказа должен был комплектоваться при учете всех как объективных, так и субъективных факторов. Анализ становления системы государственного управления на местах и его кадрового наполнения в рамках функционирования советской политической системы позволит раскрыть новые грани российского социума исследуемого периода в политической истории России.

Становление нового слоя управленцев на местах являлось одной из самых насущных проблем государственности. Так, именно представители власти на местах олицетворяют эту власть и реализуют все государственные инициативы. Актуальность проблематики подтверждает издание большого количества специальных работ. Анализируя историографию исследуемой проблематики, необходимо отметить работы Е.Г.Гимпельсона [4]. В своих исследованиях Е.Г.Гимпельсон на основе богатого архивного материала проанализировал становление Советской политической системы и кадровую политику Советского государства. Следует отметить, что в его работах не в полной мере освещен региональный аспект проблемы при становлении местного управленца. Функционирование системы партийно-государственного управления на территории Северного Кавказа осветил Ю.Ю.Карпов в своей монографии «Национальная политика советского государства на северокавказской периферии в 20-30-е гг. XX в.: эволюция проблем и решений» [9]. Однако автор рассматривает деятельность государственной системы в контексте национального вопроса, который являлся в многонациональном регионе очень актуальным. Негативную сторону национальной политики государства в регионе исследовали в своей работе Н.Ф.Бугай, А.М.Гонов, где на основе неопубликованных источников раскрыли трагедии народов Северного Кавказа, связанные с депортацией целых народов региона [2]. Проблему становления и развития партийно-государственной номенклатуры на Северном Кавказе в своих работах анализировал Е.В.Туфанов [12; 13; 14; 15], однако в его работах в меньшей степени рассмотрен национальный вопрос как основополагающий элемент кадровой политики в регионе. По данной проблематике работали следующие иностранные авторы: Ш.Фицпатрик [16], Б.Штудер и Б.Унфрид [17], Э.Модсли и С.Уайт [11]. Однако в работах этих авторов региональный компонент не получил должного освещения, но в то же время работы показывают, какую важную роль в политической системе государства играли политические лидеры - ответственные работники аппарата управления.

Таким образом, целью заявленной работы является сравнительный анализ социокультурного облика ответственного работника аппарата управления в политической системе Советского государства в 1920-1930-х гг., выявление особенностей и специфики делового портрета регионального управленца. Исследование базируется на сравнительном анализе архивных документов исследуемого периода и региона. Анализ материалов основывается на принципах историзма и объективности. Следует отметить, что проблемно-хронологический принцип изучения заявленной темы является основополагающим.

Формирование на территории Северного Кавказа органов партийно-государственного управления являлось одним из элементов строительства Советского государства. Рассматривать этот процесс необходимо через призму личностного начала. Любой социальный взрыв в государстве способен разрушить политическую и государственную систему управления. Таким взрывом в России явились революции

1917 г. и последующая гражданская война. Данные социальные кризисы не только разрушили государственную машину, но и способствовали полной социальной перезагрузке. В результате этой перезагрузки происходит полная замена управленческого состава. Такая социальная группа, как дворянство, исчезает с социальной карты Российского государства, благодаря принятому «Декрету об уничтожении сословий и гражданских чинов». Согласно декрету, все сословия и сословные деления граждан, привилегии и ограничения, сословные организации упразднялись, все звания уничтожались и т.д. Оставалось только одно - гражданин Российской республики [6, с. 110]. Именно после политических катаклизмов на вершине политической системы управления оказался совершенно новый слой управленцев. Государство возглавили профессиональные революционеры, олицетворяющие интересы рабоче-крестьянского социума. Следует отметить, что в первом Советском правительстве не было ни одного представителя рабоче-крестьянского класса [8, с. 87]. Именно революционеры-профессионалы стали формировать из своей среды органы центральной и местной власти. Однако следует отметить, что данная социальная группа не имела опыта государственного строительства и управления и решала проблемы удержания власти и функционирования органов управления путем проб и ошибок.

После Октябрьских событий 1917 г., в период становления Советской политической системы, очень быстро растет количественный состав РКП (б), но это была не просто дань определенной политической моде, но и жизненная необходимость для нормального функционирования как в центре, так и на местах системы государственного управления. Следует отметить, что члены партии РКП (б), которые имели дореволюционный стаж, не могли обеспечить функционирование органов управления, в силу объективной причины управленцев не хватало. Таким образом, в ряды РКП (б) пошел поток людей из представителей простого народа. Их отличительной чертой являлось отсутствие образования или малограмотность, но в тоже время они верили в идеалы, которыми руководствовалась партия. Однако в ряды партии большевиков шли не только по идеологическим соображениям, но и в силу материальной заинтересованности, то есть карьеристы и приспособленцы, что откладывало отпечаток на качественном усилении органов власти.

Региональный аппарат органов управления фактически создавался заново. Органами власти на местах стали советы различных уровней: губернские, областные, уездные, волостные и городские. Естественно, на руководящие посты назначались коммунисты с высоким уровнем образования, однако их количество было ограниченно, и они, как правило, не являлись представителями рабоче-крестьянского социума, но в то же время представляли их политическое кредо. Представители рабоче-крестьянских масс на руководящих должностях были, но и они были профессионалами-революционерами без опыта руководящей работы. Исходя из этой ситуации уже весной 1918 г. руководитель государства В.И. Ленин констатировал, что необходимо использовать опыт специалистов-профессионалов в области государственного управления [9, с. 315].

Социокультурный портрет регионального работника аппарата управления, который сформировался после социальных потрясений 1917 г., позволяет рассмотреть все стороны деятельности органов местного управления. Необходимо отметить, что в личном плане представители органов власти имели свою индивидуальность, которая выражалась в особенностях характера, темперамента, интеллектуальных особенностей. Однако, анализируя анкеты делегатов различных партийных и советских форумов и съездов, можно создать общую среднестатистическую картину, которая отражала кадровый состав органов управления в эпоху гражданской войны и политики «Военного коммунизма» по всей стране, и регион Северного Кавказа не оказался исключением.

Именно в период становления Советской политической системы и органов государственного управления, в первую очередь, при назначении на какую-либо партийно-государственную должность учитывалось социальное происхождение и идеологическая преданность доминирующей политической силе. Таким образом, все назначения проводились без учета уровня образования, опыта управления и специфики профессиональной подготовки. Однако необходимо отметить, как указывал Е.Г.Гимпельсон [4, с. 168], отсутствие должного уровня образования и каких-либо профессиональных знаний новоиспеченные управленцы компенсировали работоспособностью, неуемной энергией и идеологической преданностью партии. Как правило, во главе советских органов власти стояли члены партии и естественным образом подчинили советские органы партийным принципам управления. Данный факт еще раз подтверждает наличие и безальтернатив-ность однопартийной системы в Советском государстве. Огромное влияние на формирование морально-нравственного облика управленца имела сложная социальная, политическая, экономическая ситуация в государстве. Как отмечал Н.А.Бердяев в своей работе «Истоки и смысл русского коммунизма», «война выработала новый душевный тип, тип, склонный переносить военные методы на устроение жизни, готовый практиковать методическое насилие, властолюбивый и поклоняющийся силе»; «новый душевный тип, призванный к господству в революции, поставляется из рабоче-крестьянской среды, он пришел через дисциплину военную и партийную. Новые люди, пришедшие снизу, были чужды традициям русской культуры, их отцы и деды были безграмотными, лишены всякой культуры и жили исключительно верой. Этим людям свойственно было злопамятство по отношению к людям старой культуры, которое в момент торжества перешло в чувство мести» [1, с. 101-102].

Социокультурный облик партийно-государственного управленца эпохи революции, гражданской войны и периода функционирования политики «Военного коммунизма» формировался в сложный период для государства и гражданина, так как шла полная трансформация системы морально-нравственных норм и самая главная ценность -человеческая жизнь - не имела доминирующего положения в социуме и в системе ценностей гражданина Советского государства. Основная ценность - идеологическая преданность делу партии и вера в победу коммунизма. Методы достижения цели переносились из фронтовой действительности в мирную реальность, к этому алгоритму действий следует прибавить жесткую партийную дисциплину реализации решений центра на местах любой ценой. Таким образом, можем констатировать, что в данный хронологический отрезок формируется своеобразный тип ответственного работника, основанный на личной концентрации, работоспособности, физической силе и выносливости, волевом характере, благодаря этому данный тип руководителя добивается решения поставленных задач. Такой кадровый состав со стандартным набором качеств занял руководящие должности в системе партийно-государственного управления, однако эти кадры являлись своеобразным отражением уровня развития основной массы населения.

Однако период, последовавший после эпохи политики «Военного коммунизма», диктовал новые реалии государственной жизни. Кадровая политика также претерпевала серьёзную трансформацию, так как в ее основу легла концепция формирования профессионалов-управленцев и увеличения численного и качественного состава. Это было связано с тем, что аппарат управления стал более громоздким и сложным. На фоне административных преобразований рождаются новые административные единицы: автономные республики и области и т.д. Исходя из этих реалий - нехватки управленческих кадров - в системе государственного управления рождается номенклатура. Номенклатура выполняла две важные кадровые функции - это перечень

должностей и список возможных кандидатур для занимаемой должности. Таким образом, появилась партийно-государственная номенклатура, которая функционировала вплоть до развала Советского Союза. Необходимость отбора кадрового состава на управленческие должности вынудила партийный аппарат строго контролировать этот сложный процесс. Еще на X съезде РКП (б) был принят определенный алгоритм, согласно которому кадровые работники должны были акцентировать свое внимание на таких критериях кандидата, как стаж и подготовка, личные способности для выполнения руководящих обязанностей, социальное положение и происхождение и, конечно, отношение к Советской власти [7, 514-572].

Местные аппараты управления формировались и функционировали в условиях острого дефицита работников. На территории Северного Кавказа в силу его многона-циональности кадровый голод ощущался очень остро, так как среди местного национального состава было крайне мало подготовленных работников партийно-государственного аппарата управления. Для решения этой проблемы - формирования национального кадрового резерва - центральная власть в период 1920-1930-х гг. начинает активно реализовывать политику коренизации аппарата управления. Политика коренизации охватывала все стороны жизни и деятельности доминирующего этноса. Перевод делопроизводства на местный язык, подготовка и переподготовка работников аппарата управления, проведение агитационной работы среди местного населения, формирование школ, где преподавание и весь учебный процесс идет на местном языке, ликвидация неграмотности и т.д. Во всех административных единицах Северного Кавказа были составлены планы реализации политики коренизации и поставлены сроки полного перехода делопроизводства на национальный язык. Так как Северный Кавказ многонационален, то, естественно, все населяющие регион этносы общаются на своем языке, однако языком межнационального общения являлся русский язык, именно этот факт очень затруднял перевод делопроизводства на местный язык. Была предпринята попытка создания единого языка в регионе, но она не увенчалась успехом. Политика коренизации дала мощный толчок в развитии национальных меньшинств и способствовала созданию определенного национально-кадрового резерва, который впоследствии становится региональной политической элитой.

Проведенные преобразования в системе кадрового обеспечения и подготовки кадрового резерва способствовали трансформации социально- культурного портрета советского чиновника. Анализ архивных документов позволяет создать среднестатистический портрет представителя аппарата управления Северокавказском крае. Он, как правило, принадлежал к самой активной возрастной группе 30-40 лет. Отметим, что указанные возрастные рамки представителя партийно-государственной номенклатуры были характерны не только для исследуемого региона, но и для всей страны. Можно констатировать, что это была общегосударственная тенденция. Именно о возрасте, когда индивид с максимальной пользой может служить в системе государственного управления. Представитель аппарата управления на Северном Кавказе являлся представителем титульной нации своего региона. Его социальное происхождение было крестьянско-пролетарское, так как регион, в первую очередь, аграрный, то и основная масса населения представляет крестьянский социум. Однако в социальной картине представителей политической элиты присутствовали и представители, которые указывали в анкетах свое происхождение как служащие. Так, мандатная комиссия II Орджоникидзевской краевой партийной конференции, которая работала в июне 1937 г., констатирует, что делегатов с правом решающего голоса с происхождением из служащих было 31 % [3, с. 6]. Одним из важных критериальных кадровых показателей

было членство в рядах РКП (б) - ВКП (б). Следует отметить, что все анкеты делегатов различных партийных форумов формируют определенную иерархию членства в доминирующей политической силе. Выделяются три определенные категории партийного стажа: 1) дореволюционный, 2) период революций и гражданской войны, 3) 1920-е гг. Как правило, представитель партийно-государственной номенклатуры вступил в ряды РКП (б) - ВКП (б) либо в годы гражданской войны, либо уже в 1920-е гг. Среднестатистический управленец, как правило, имел невысокое образование, но благодаря организации целой системы как партийного, так и общего образования центральная власть всячески содействовала повышению образовательного уровня представителя партийно-государственной номенклатуры.

Социокультурный облик представителя органов управления, конечно, трансформировался, менялся в связи с политической ситуацией в стране и решаемыми задачами. Однако мы можем констатировать, что при активном участии центральной власти сформировался определенный стандарт партийно-государственного руководителя, который соответствовал критериальным показателям советской политической системы.

Список литературы

1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 1990. - 224 с.

2. Бугай Н.Ф., Гонов А.М. Кавказ: народы в эшелонах. - М., 1998. - 368 с.

3. Государственный архив новейшей истории Ставропольского края (ГАНИСК). Ф1. Оп 1. Д. 203. Л.

4. Гимпельсон Е.Г. Советские управленцы 20-е годы (Руководящие кадры государственного аппарата СССР). М., 2001. 226 с.; Гимпельсон Е.Г. Советские управленцы 1917-1920 гг. М., 1998. 258с.; Гимпельсон Е.Г. НЭП и Советская политическая система 20-е годы. М., 2000. 440с.; Гимпельсон Е.Г. Россия на переломе эпох Осмысление XX столетия российской истории. М., 2006. 128с.

5. Декларация прав народов России // Документы Октября под ред. М. Москалев. М. 1933. 212с.

6. Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов // Документы Октября. под ред. М. Москалев. - М.1933. - 212с.

7. Десятый съезд РКП (б) // КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК. Часть !!. - М., 1954. - 832с.

8. Постановление об образовании рабочего и крестьянского правительства // Документы Октября. под ред. М. Москалев. - М., 1933. - 212 с.

9. Карпов Ю.Ю. Национальная политика советского государства на северокавказской периферии в 20-30-е гг. XX в.: эволюция проблем и решений. - Санкт-Петербург, 2017. - 398 с.

10. Ленин В.И. Удержат ли большевики государственную власть? // Полн. собр. соч. Т. 34. - М., 1962. - 344 с.

11. Модсли Э. Уайт С. Советская элита от Ленина до Горбачева. Центральный Комитет и его члены 1917-1991 гг. - М., 2011. - 431 с.

12. Туфанов Е.В. К вопросу об источниках рекрутирования региональных управленцев в 1920-1930-е гг. на материалах Северного Кавказа // Вестник Калмыцкого университета. 2018. №1(37). - С. 32-42.

13. Туфанов Е. В. Становление моральных принципов нового руководителя в партийных дискуссиях // Вестник Калмыцкого университета. 2017 №3(35). - С.62-68.

14. Туфанов Е.В. Становление и развитие советской региональной партийно-государственной номенклатуры в 1921-1939 гг. (на материалах Северного Кавказа): дисс....док.ист.наук. Ставрополь 2019. - 500 с.

15. Туфанов Е.В. К вопросу о роли системы учета кадров в процессе формирования партийно-государственной номенклатуры в 1920-1930-е гг. на материалах Юга России // Вестник Калмыцкого университета. 2018 №3(39). - С.48-56.

16. Фицпатрик Ш. Команда Сталина. Годы опасной жизни в советской политики. -М., 2021. - 528с.

17. Штудер Б. Унфрид Б. Сталинские партийные кадры. Практика идентификации и дискурсы в Советском Союзе. 1930-х гг. - М., 2011. - 247с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.