Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ В ПЕРИОД ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ 1930-Х ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА)'

К ВОПРОСУ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ В ПЕРИОД ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ 1930-Х ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
61
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ / ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / ПАРТИЙНЫЙ СЪЕЗД / ВКП (Б) / ПЯТИЛЕТНИЙ ПЛАН / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО / ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ НОМЕНКЛАТУРА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Туфанов Евгений Васильевич, Кравченко Инна Николаевна

В представленной работе на основе как опубликованных, так и архивных документов анализируется деятельность партийно-государственной номенклатуры в период промышленных преобразований 1930-х годов. Именно деятельность системы управления, во главе которой находилась партийно-государственная номенклатура, в период преобразований представляет серьезный научный интерес, так как именно местный управленческий аппарат реализовывал поставленные задачи центральной власти на Северном Кавказе. Исследуется деятельность крупных партийных форумов ВКП (б): съездов и конференций, по результатам работы которых принимались судьбоносные решения, которые охватывали весь спектр жизни и деятельности государства. Так как именно на партийных съездах готовились законодательные инициативы промышленных преобразований в СССР. В статье анализируется функционирование не только центрального аппарата управления, но и деятельность партийно-государственной номенклатуры в Северокавказском регионе. Северный Кавказ - территория уникальная с точки зрения развития сельского хозяйства и промышленности, так как территория региона обширна этим и было обусловлено развитие той или иной отрасли народного хозяйства. Необходимо отметить и особенность Северокавказского региона, которая заключалась в многонациональности и различном уровне культурного развития населения края. Данный факт необходимо было учитывать управленческим кадрам при проведении политики модернизации народного хозяйства региона. Кадровый вопрос являлся актуальным для всего государства и региона. На территории Северного Кавказа этот вопрос решался целой системой мероприятий. Это и коренизация аппарата управления, ликвидация неграмотности, создание системы повышения образования от курсов до открытия школ и высших учебных заведений. Необходимо отметить, что в исследуемый период центральная власть ведет активную работу по укреплению рядов ВКП (б), данный процесс не смог обойти и Северный Кавказ, где были организованны партийные чистки партийных организаций, чистке подлежали как члены партии, так и кандидаты в члены партии. Именно качественный состав партии, по мнению центрального руководства, обеспечивал решение всех поставленных задач в переходный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Туфанов Евгений Васильевич, Кравченко Инна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WORK OF PARTY AND STATE LEADERS DURING THE PERIOD OF INDUSTRIAL DEVELOPMENT IN 1930S (ON THE EXAMPLE OF NORTH CAUCASUS)

This paper analyzes the activity of the party-state nomenclature during the industrial transformations of the 1930s on the basis of both published and archival documents. The activity of the management system headed by the party-state nomenclature during the period of transformations attracts scientific attention because it was the local administrative apparatus that implemented the tasks of the central government in the North Caucasus. The article examines the activities of major party forums of the VKP (b): congresses and conferences, based on the results of which fateful decisions were made that covered the entire spectrum of life and activity of the state. The party congresses proposed legislative initiatives of industrial transformations in the USSR. The article analyzes the functioning of the central administrative apparatus and the activities of the party and state nomenclature in the North Caucasus region. The North Caucasus is a unique territory from the point of view of the development of agriculture and industry, since the territory of the region is vast, and this was the reason for the development of a particular branch of the national economy. It is also necessary to note the peculiarity of the North Caucasus region, which consisted in the multinational nature and different levels of cultural development of the population of the region. This fact had to be taken into account by management personnel when conducting a policy of modernization of the national economy of the region. The personnel issue was relevant for the entire state and the region. This problem was solved by a system of measures on the territory of the North Caucasus. These measures included the settlement of persons who worked in the administrative apparatus, the elimination of illiteracy, the creation of a system for improving education like the opening of schools and higher educational institutions. It should be noted that during the period under study the central government was actively working to strengthen the ranks of the VKP (b). This work was also implemented in the North Caucasus when party began to 'clean 'party organizations as well as party members and candidates for party members. The Central Committee thought that only the qualitative composition of the party could ensure the implementation of all the tasks set during the transition period.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ В ПЕРИОД ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ 1930-Х ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА)»

УДК 9.908 ББК 63.3(0)6

DOI: 10.53315/1995-0713-2021-51-3-76-84

Е.В. Туфанов, И.Н. Кравченко

Ставропольский Государственный Аграрный Университет

К ВОПРОСУ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ В ПЕРИОД ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ 1930-х гг. (НА МАТЕРИАЛАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА)

В представленной работе на основе как опубликованных, так и архивных документов анализируется деятельность партийно-государственной номенклатуры в период промышленных преобразований 1930-х годов. Именно деятельность системы управления, во главе которой находилась партийно-государственная номенклатура, в период преобразований представляет серьезный научный интерес, так как именно местный управленческий аппарат реализовывал поставленные задачи центральной власти на Северном Кавказе. Исследуется деятельность крупных партийных форумов ВКП (б): съездов и конференций, по результатам работы которых принимались судьбоносные решения, которые охватывали весь спектр жизни и деятельности государства. Так как именно на партийных съездах готовились законодательные инициативы промышленных преобразований в СССР. В статье анализируется функционирование не только центрального аппарата управления, но и деятельность партийно-государственной номенклатуры в Северокавказском регионе. Северный Кавказ - территория уникальная с точки зрения развития сельского хозяйства и промышленности, так как территория региона обширна этим и было обусловлено развитие той или иной отрасли народного хозяйства. Необходимо отметить и особенность Северокавказского региона, которая заключалась в многонацио-нальности и различном уровне культурного развития населения края. Данный факт необходимо было учитывать управленческим кадрам при проведении политики модернизации народного хозяйства региона. Кадровый вопрос являлся актуальным для всего государства и региона. На территории Северного Кавказа этот вопрос решался целой системой мероприятий. Это и коренизация аппарата управления, ликвидация неграмотности, создание системы повышения образования от курсов до открытия школ и высших учебных заведений. Необходимо отметить, что в исследуемый период центральная власть ведет активную работу по укреплению рядов ВКП (б), данный процесс не смог обойти и Северный Кавказ, где были организованны партийные чистки партийных организаций, чистке подлежали как члены партии, так и кандидаты в члены партии. Именно качественный состав партии, по мнению центрального руководства, обеспечивал решение всех поставленных задач в переходный период.

Ключевые слова: модернизация, Северный Кавказ, аппарат управления, индустриализация, партийный съезд, ВКП (б), пятилетний план, промышленность, Советское государство, партийно-государственная номенклатура.

E.V. Tufanov, I.N. Kravchenko

Stavropol State Agrarian University

THE WORK OF PARTY AND STATE LEADERS DURING THE PERIOD OF INDUSTRIAL DEVELOPMENT IN 1930s (ON THE EXAMPLE OF NORTH CAUCASUS)

This paper analyzes the activity of the parly-state nomenclature during the industrial transformations of the 1930s on the basis of both published and archival documents. The activity of the management system headed by the party-state nomenclature during the period of transformations

attracts scientific attention because it was the local administrative apparatus that implemented the tasks of the central government in the North Caucasus. The article examines the activities of major party forums of the VKP (b): congresses and conferences, based on the results of which fateful decisions were made that covered the entire spectrum of life and activity of the state. The party congresses proposed legislative initiatives of industrial transformations in the USSR. The article analyzes the functioning of the central administrative apparatus and the activities of the party and state nomenclature in the North Caucasus region. The North Caucasus is a unique territory from the point of view of the development of agriculture and industry, since the territory of the region is vast, and this was the reason for the development of a particular branch of the national economy. It is also necessary to note the peculiarity of the North Caucasus region, which consisted in the multinational nature and different levels of cultural development of the population of the region. This fact had to be taken into account by management personnel when conducting a policy of modernization of the national economy of the region. The personnel issue was relevant for the entire state and the region. This problem was solved by a system of measures on the territory of the North Caucasus. These measures included the settlement of persons who worked in the administrative apparatus, the elimination of illiteracy, the creation of a system for improving education like the opening of schools and higher educational institutions. It should be noted that during the period under study the central government was actively working to strengthen the ranks of the VKP (b). This work was also implemented in the North Caucasus when party began to 'clean 'party organizations as well as party members and candidates for party members. The Central Committee thought that only the qualitative composition of the party could ensure the implementation of all the tasks set during the transition period.

Key words: Modernization, the North Caucasus, the administrative apparatus, industrialization, the Party Congress, the VKP(b), the five-year plan, industry, the Soviet state, the party-state nomenclature.

Проблема функционирования системы управления и деятельность партийно-государственной номенклатуры в период становления и развития советской промышленности в северокавказском регионе является одной из актуальных в современной отечественной исторической науке. Так как именно модернизация советского народного хозяйства являлась первоочередной задачей советского центрального и регионального руководства, именно от данных преобразований зависело будущее советского государства, а партийно-государственная номенклатура стояла во главе политического и хозяйственного управленческого аппарата государства.

Функционирование партийно-государственного аппарата управления в период проведения первых пятилеток советской модернизации имеет особое значение в истории как Северного Кавказа, так и всего Советского государства. Вопрос изучения промышленной модернизации Советского Союза в 1930-е гг. нашел отражение в отечественной историографии, что еще раз подтверждает актуальность темы исследования.

Следует отметить работу Ю.Ю. Карпова [5], где на большом архивном материале рассматриваются процессы развития Северного Кавказа в период 1920-1930-х гг. Однако фактический материал анализируется через призму национального строительства и национальных взаимоотношений. Рассматривая деятельность партийно-государственной номенклатуры 1920-1930-х, нельзя пройти мимо работ Е.Г. Гим-пельсона [3], Так как именно в его работах рассматривается проблема становления и функционирования центрального управленческого аппарата, но стоит отметить, что деятельность региональной партийно-государственной номенклатуры не получила подробного освещения в его работах. Процесс зарождения и развития партийно-государственной номенклатуры в структуре центральной власти рассматривается в диссертационном исследовании В.П. Пашина [13]. Вопрос становления и функционирования управленческого аппарата партийно-государственной номенклатуры в северокавказском регионе рассматривался в работах Е.В. Туфанова [18, 19, 20, 21],

следует отметить, что в данных работах деятельность партийно-государственной номенклатуры именно в процессе промышленной модернизации народного хозяйства не получила полного анализа. Также следует обратить внимание на диссертационное исследование А.А. Меняйлова [6], где анализируется процесс индустриализации северокавказского региона в период 1900-1930-х гг., однако в данной работе процесс функционирования органов управленческого аппарата в период промышленной модернизации Советского государства не освещен в полной мере.

Целью данной работы является изучение вопроса функционирования партийно-государственной номенклатуры и аппарата управления в период промышленной модернизации народного хозяйства Советского государства. Исследование строится на принципах объективности и историзма. Основным принципом исследования является проблемно-хронологический с привлечением источниковой базы неопубликованных архивных материалов и опубликованных источников, также привлечены исторические исследования по заявленной тематике.

В период становления молодого Советского государства в 1920-е гг. страна преодолела ряд серьезных испытаний, таких как формирование новой политической и экономической системы управления. В то же время, как отмечало руководство государства, стране нужен был качественный промышленный рывок, и уже в конце 1925 г., когда работал четырнадцатый съезд ВКП (б) [24, с. 192-258], приоритеты были определены, и XIV партийный съезд войдет в историю как съезд, положивший начало промышленной модернизации народного хозяйства Советского государства. Следует отметить, что в резолюции по отчету Центрального комитета указывалось: всемерно содействовать развитию советской местной промышленности (район, округ, губерния, область, республика), всячески стимулируя местную инициативу в деле организации этой промышленности, рассчитанной на удовлетворение разнообразнейших потребностей населения вообще, крестьянства в особенности [14, с. 197]. Из этого следует, что государство сознательно акцентировало свое внимание на промышленном развитии регионов. Данная резолюция давала особый знак местной партийно-государственной номенклатуре, что именно региональное руководство должно всячески содействовать местной промышленной модернизации и возглавить данный сложный процесс преобразования народного хозяйства региона.

Северокавзский регион имел большую экономическую значимость для молодого Советского государства. Благоприятные природные условия и географическое положение способствовали развитию дифференцированной хозяйственной жизни края. Также следует отметить, что на территории Северного Кавказа проживали и работали представители более 50 национальностей. Северокавказский край в социально-экономическом отношении был самым разнообразным. В районах Донской, Кубанской областей, Ставрополья, Терека преобладал частнокапиталистический уклад. Доминировало сельское хозяйство, которое велось на крупных предпринимательских началах. Сельское хозяйство являлось высокотоварным и было наиболее передовым. Однако в горных районах преобладал натуральный уклад. С другой стороны, достаточно хорошо развивалась нефтяная и машиностроительная отрасли. Предприятия тяжелой промышленности Северного Кавказа в общем числе заводов ВСНХ СССР к 1925 г. составляли 8,7%, а выпускаемая ими продукция - 4,5 %. Однако удельный вес некоторых отраслей промышленности края к промышленности Советского Союза был довольно высок. Например, цементная давала более 36%, свинцовая и цинковая - 90%, маслобойная - 36,2 всей союзной продукции [22, с. 1-5]. В общесоюзном народном хозяйстве Северный Кавказ играл весомую роль, главным образом за счет ценного жидкого топлива и других энергоносителей.

Центральная власть продолжает формировать законодательную базу для реализации промышленной модернизации народного хозяйства. В апреле 1929 г. работала XVI партийная конференция, по результатам ее работы была принята резолюция, которая косвенно определила стиль и характер управления экономикой СССР. Именно на данном партийном форуме была принята резолюция «О пятилетнем плане развития народного хозяйства» [10, с. 569-575]. Резолюция констатировала, что данный план обеспечивает: максимальное развитие производства средств производства как основы индустриализации страны, изживание отсталости сельского хозяйства от промышленности и разрешение зерновой проблемы, подъем материального и культурного уровня рабочего класса и трудящихся масс деревни, подъем национальных республик и отсталых районов и областей [10, с. 573]. Таким образом, конференция обозначила приоритетные направления развития народного хозяйства и перестройки экономики на промышленные рельсы. Следует отметить, что данная конференция приняла резолюцию, направленную на оптимизацию аппарата управления, кадрового обеспечения [7, с. 590-605]. Также центральная власть акцентировала внимание на проверке членов партии принятой резолюцией о чистке и проверке членов и кандидатов ВКП (б) [12, с. 605-614]. Следует отметить, что принятой резолюцией о внутрипартийных делах [7, с. 614-615] конференция осуждает любой уклон от ленинской линии партии. Таким образом, данная конференция не только решала насущные экономические вопросы, но и не откладывала в «долгий ящик» решение вопросов в области управления и улучшения работы государственного аппарата, не обделила вниманием конференция и один из актуальных вопросов, кадровый вопрос, так как именно кадры являлись основополагающим элементом формирующейся сталинской политической системы. Конференция также идет путем борьбы с внутрипартийной оппозицией и формированием единой монолитной партии, не противоречащей генеральной линии.

На основе принятых документов Центральный Комитет ВКП (б) и Советское правительство разработали конкретную программу строительства новых и реконструкции старых заводов, шахт, рудников, нефтепромыслов и других промышленных предприятий. Был также разработан пятилетний план развития народного хозяйства Северокавказского края как составная часть пятилетнего плана СССР. В плане предусмотрены работы по электрификации края, созданию надежной энергетической базы путем постройки электроцентралей, строительству северного и южного колец электропередач, намечалось завершить и построить 175 различных промышленных предприятий, в их числе 5 крупнейших электростанций. Предусматривалось развертывание топливной промышленности, машиностроения, промышленности по добыче и обработке минералов, химической, лесной, легкой, пищевкусовой индустрии. Индустриализация в национальных автономных областях дала возможность вовлечь коренное население в фабрично-заводскую промышленность, создавала кадры местного рабочего класса. Архивные документы подтверждают данный тезис. Так, документ «из информации Кабардино-Балкарского облсовпрофа о подготовке национальных кадров» показывает, что на крахмальном заводе работают 80 националов (47%), на деревообделочном заводе - 47 человек (29%). Значительное число националов было занято на строительстве Мало-Кабардинской мелиорации - до 420 человек. Необходимо отметить, что именно в этот период идет процесс коренизации органов управления. Так в составе административно-хозяйственного кооперативного и общественных аппаратов всего 1674 сотрудника различного уровня, а националов 770 человек т.е. 44%. Необходимо отметить, что выдвижение в аппарат, в отличие от ряда областей промышленного характера, проходит по линии вовлечения националов [23, с. 30].

Огромный размах строительства в северокавказском крае вызвал рост потребности в специалистах. Наряду с выдвижением на управленческие должности талантливых активистов, региональная власть формирует сеть школ, курсов, техникумов и вузов. Именно в этот период был создан ряд высших учебных заведений в Ростове-на-Дону: институт инженеров железнодорожного транспорта, институт сельскохозяйственного машиностроения. В Новочеркасске был основан инженерно-мелиоративный институт, в Зернограде - Азовско-Черноморский институт механизации сельского хозяйства. В соответствии с приказом по Наркомату земледелия СССР .№232 1 сентября 1930 года на базе факультета овцеводства Московского зоотехнического института был открыт Московский институт овцеводства. В целях приближения созданного вуза к производственной базе, в соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров от 28 февраля 1932 года, институт был переведен в Ставрополь-на-Кавказе. Выбор южного региона не случаен: являясь крупнейшей базой отечественного овцеводства, Ставрополье давало стране около 40% тонкорунной шерсти. Таким образом, Северный Кавказ превращался в кузницу кадров для решения всех управленческих и хозяйственных задач региона.

Семнадцатая конференция ВКП (б), которая работала с 30 января по 4 февраля 1932 г., подвела итоги развития промышленности за 1931 г. и поставила задачи на 1932 г. Резолюция констатировала, что итогами 1931 г. обеспечено выполнение пятилетки промышленности в четыре года [4, с. 136]. Также конференция выделила и главные недостатки в работе промышленности: плохая работа транспорта, организация труда (обезличивание), в системе зарплаты (уравниловка), недостаточное руководство предприятиями со стороны объединений, недостаточность проверки исполнения, недостаточное внедрение хозрасчета, невыполнение планового задания по снижению себестоимости [4, с. 140]. Следует отметить, что конференция в своей работе делала акцент на промышленном производстве, но в то же время кадровый вопрос имел свою актуальность. Конференция поставила задачу подготовки технически культурных широких масс рабочего класса и подготовки инженеров-специалистов, действительно способных к ответственному руководству делом, ведущимся на основе новейшей техники [4, с. 148]. Также конференция приняла резолюцию по докладам В.М. Молотова и В.В. Куйбышева, Директивы к составлению второго пятилетнего плана народного хозяйства СССР, где были подведены итоги первой пятилетки и поставлены задачи второй пятилетки.

Подводя итоги первой пятилетки в Северокавказском крае, необходимо отметить, что в регионе быстрее других развивались предприятия угольной, металлообрабатывающей промышленности и сельскохозяйственного машиностроения. Всесоюзную известность завоевал построенный в годы первой пятилетки завод-гигант сельскохозяйственного машиностроения Ростсельмаш. Завершилась реконструкция завода «Красный Аксай». Важнейшим стимулом роста производительности труда в промышленности стал хозрасчет. По тресту Севкавцветмет было создано 33 хозрасчетные бригады, охватившие 43,3% рабочих. В то же время в период модернизации и коллективизации в ряды ВКП (б) на Северном Кавказе вступило большое количество различных слоев населения, что, естественно, подрывало партийное единство. По решению ЦК ВКП (б), принятому в ноябре 1932 г., на Северном Кавказе проходила чистка сельских парторганизаций, которая способствовала их укреплению, мобилизации коммунистов и широких трудящихся масс.

В начале 1934 г. работал семнадцатый съезд ВКП (б), который принимает резолюцию «О втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР(1933-1937гг.)» [9, с. 201-222]. Съезд в резолюции ставит задачу: провести техническое перевооружение

всех отраслей и народного хозяйства СССР, обеспечивающее внедрение в кратчайший срок новейших технических достижений и получение в 1937 г. около 80% всей продукции промышленности с новых предприятий, построенных или целиком реконструированных за первую и вторую пятилетки [8, с. 205]. В резолюции ставились высокие цели при реализации плана второй пятилетки во всех сферах жизни и деятельности государства. Следует отметить, что съезд не обошел вниманием и организационные вопросы перестройки органов и аппаратов управления применительно к новым реалиям переходного периода. Согласно принятой резолюции ужесточался прием в ряды ВКП (б), который возобновлялся только после окончания чистки всей партии, т.е. со второй половины 1934 г. Таким образом, именно кадровый вопрос и функционирование партийно-государственной номенклатуры имеют приоритетную цель для развития системы управления всех модернизационных процессов в СССР.

Центральный Комитет ВКП (б) придавал большое значение усилению партийного руководства на селе, приближению его к низовым организациям. С этой целью в январе 1934 г. Северо-Кавказский край был разукрупнен на два: Азовско-Черноморский с центром в Ростове-на-Дону и Северо-Кавказский - в Пятигорске. Азовско-Черно-морский объединил территории Дона, Кубани, Адыгейскую автономную область. Северо-Кавказский объединил районы Ставрополья, Карачаевскую, Черкесскую, Кабардино-Балкарскую, Северо-Осетинскую, Чечено-Ингушскую автономные области и Дагестанскую автономную республику [1, с. 140]. В годы реализации второго пятилетнего плана территория Северного Кавказа превратилась в крупную строительную площадку: в Новочеркасске строился паровозостроительный завод, в Ростове -автосборочный и цех комбайнов на Ростсельмаше, в Таганроге - новотрубный цех, в Шахтинском угольном районе - новые шахты, в Каменске - химический комбинат. Планировалось строительство тепловых электростанций на реках Терек, Баксан, Кубань, Кума, Подкумок, Зеленчук. Бала реализована в Северной Осетии реконструкция завода «Электроцинк», с пуском завода производство цинка и серной кислоты выросло в несколько раз. В результате увеличилась доля промышленного производства всего народного хозяйства области, усилился процесс индустриализации и формирования национальных кадров промышленных рабочих. Функционировал Бесланский крахмало-паточный комбинат, Гизельдонская электростанция.

На территории Северного Кавказа в 1934 г. была проведена в парторганизациях чистка, задача которой заключалась в том, чтобы избавить партию от ненужных элементов. Проверка на Ставрополье показала, что партийная работа велась на низком уровне, собрания не проводились по четыре-пять месяцев, не уделялось внимание идеологическому воспитанию. В Александровском районе 70% членов и кандидатов в члены ВКП (б) были политически малограмотными; в кружках по изучению истории ВКП (б) занималось всего 195 человек, при этом посещаемость не превышала 50% [2, с. 109-112]. На Дону чистка началась весной 1934 г., первыми проходили чистку коммунисты завода Ростсельмаш, вслед за тем чистка продолжалась и на других предприятиях региона. Уже в декабре 1934 г. чистка закончилась: многие были исключены из рядов ВКП (б), например, в Шахтинской парторганизации было исключено из партии 1352 человека, или 22,3% ее состава, в ремонтном цехе таганрогского завода «Красный гидропресс» из рядов партии исключено 38,4% состава. Также партийное руководство региона в результате чисток на пленуме крайкома ВКП (б) утвердило основные формы политической учебы. Уже к концу 1934/1935 учебного года в Азово-Черноморской краевой парторганизации работало: 3323 кандидатские школы, 1429 начальных школ, 100 вечерних совпартшкол, 1205 различных политкружков. Во всей сети обучалось 94898 коммунистов [15, с. 6-10]. Необходимо отметить, что кадровый

вопрос решался не только партийными чистками, но и выдвижением активистов на руководящие должности, необходимо отметить движение ударников и социалистические соревнования, также большое значение имела работа по обмену партийных документов, которая проводилась по всей стране, затронув и регион Северного Кавказа. В 1935 г. партийное руководство выдвинуло лозунг «Кадры решают все», именно в данном лозунге очень ярко прослеживается основная идея Советской политической системы. Так как именно лучшие исполнительные кадры должны реализовывать и организовывать процесс управления и производства. Именно центральная и региональная партийно-государственная номенклатура с соблюдением всех внутрипартийных традиций (единоначалие, субординация, исполнительность, высокий моральный партийный облик и т.д.) становится основным элементом Советской политической системы.

Глубокие социально-экономические преобразования, произошедшие к концу второй пятилетки, вызвали необходимость принятия нового Основного закона государства -Конституции СССР. Специально созданная комиссия разработала проект документа, который после утверждения на Пленуме ЦК ВКП (б) был передан на всенародное обсуждение. 5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайный съезд Советов утвердил Конституцию СССР [24, с. 482-506]. Таким образом, в результате законодательных действий Советский Союз получил на текущий период времени «на бумаге» самую прогрессивную Конституцию в мире.

Весной 1939 г. в столице государства начал работать XVIII съезд ВКП (б), который принял резолюцию по докладу В.М. Молотова, где подводились итоги второй пятилетки и ставились основные задачи третьего пятилетнего плана [16, с. 336-366]. Следует отметить, что на съезде были приняты изменения в уставе ВКП (б), что способствовало политическому моменту развития Советской политической системы.

На территории Северного Кавказа также были проведены партийные мероприятия, где были подведены итоги второго пятилетнего плана, так, II Азовско-Черноморская краевая партконференция констатировала, что важнейшим итогом второй пятилетки явилось завершение технической реконструкции народного хозяйства. Наглядным свидетельством этому было то, что обновленный основной капитал в тяжелой промышленности Дона составил к концу 1937 г. 92,6%, а в сельскохозяйственном машиностроении - 100%, в энергетике - 93,4, в черной металлургии - 79,7%. Валовая продукция промышленных предприятий Дона за исследуемый период возросла в 2,7% [16, с. 34]. Промышленность Дона выпускала 25% всех сельскохозяйственных машин, производимых в стране. На Ставрополье за годы второй пятилетки также произошли серьезные изменения в промышленности региона, продолжала развиваться машиностроительная, металлообрабатывающая, горнорудная и химическая промышленность. Увеличил выпуск станков и сложного оборудования завод «Красный металлист» в Ставрополе. Расширил производство арматурный и шиноремонтный заводы в Георгиевске, завод «Молот» в Черкесске, Невинномысская шерстомойная фабрика. Необходимо отметить, что модернизационные процессы охватили не только промышленность, сельское хозяйство, в этот хронологический отрезок была проведена культурная революция. Например, в Северной Осетии были ликвидирована неграмотность и малограмотность, получило дальнейшее развитие среднее и высшее образование, тем самым создана прочная основа подготовки национальных кадров интеллигенции для нужд народного хозяйства и культуры.

Советский Союз за годы первых пятилеток сделал мощный рывок в своем развитии, была проведена модернизация промышленности - индустриализация, страна по заявлению лидера государства из аграрной путем сложных модернизационных

процессов трансформировалась в аграрно-промышленное государство. В области сельского хозяйства также были проведены неоднозначные социально-экономические преобразования, которые полностью изменили социальный облик деревни и экономический уклад советского крестьянства. Все эти вышеуказанные преобразования стали результатом сложной и жесткой политики партийного руководства. Именно партийно-государственная номенклатура в центре координировала и проверяла исполнительность региональных номенклатурных управленцев. На плечи региональных лидеров легла основная работа по реализации всех решений и постановлений центральной власти. Именно региональная партийно-государственная номенклатура, которая хорошо знала социально-экономическое положение, традиции и обычаи на местах, являлась не только лидером, но и ответственным за все преобразования на местах. Следует отметить, что модернизация коснулась и культурной сферы общества. Благодаря действиям региональных управленцев в стране была практически побеждена безграмотность, выстраивается система как партийного, так и общего образования различного уровня, формируется новый морально- нравственный облик советского человека.

Список литературы

1. Государственный Архив новейшей истории Ставропольского края. (ГАНИСК) Ф.1, Оп.1, Д.8. Л.140.

2. ГАНИСК Ф.1, Оп.1, Д.5. Л.109-112.

3. Гимпельсон Е.Г. Советские управленцы 20-е годы (Руководящие кадры государственного аппарата СССР). М., 2001. 226с. Гимпельсон Е.Г. Становление и эволюция Советского государственного аппарата управления 1917-1930 гг. М. 2003. - 226 с.

4. Итоги развития промышленности за 1931 год и задачи 1932 года. Семнадцатая конференция ВКП (б)// КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК. Часть III. 1930-1954. - М., 1954. - С. 136-149.

5. Карпов Ю.Ю. Национальная политика Советского государства на северокавказской периферии в 20-30-е гг. XX века. - СПб., 2017. - 398с.

6. Меняйлов А. А. Индустриализация аграрных регионов Северного Кавказа в 1900-1930-е гг.): диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.02. Пятигорск, 2013. - 212 с.

7. Об итогах и ближайших задачах борьбы с бюрократизмом.Шестнадцатая конференция ВКП (б) // КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК. Часть II. 1924-1930. М., 1954. - С. 590-605.

8. О внутрипартийных делах. Шестнадцатая конференция ВКП (б) // КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК. Часть II. 1924-1930. М., 1954. С. 614-615.

9. О втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР (1933-1937 гг.) Семнадцатый съезд ВКП (б). // КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК. Часть III. 1930-1954. - М., 1954. - С. 201-222.

10. О пятилетнем плане развития народного хозяйства. Шестнадцатая конференция ВКП (б) // КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК. Часть III. 1924-1930. - М., 1954. - С. 569-575.

11. О пятилетнем плане развития народного хозяйства. Шестнадцатая конференция ВКП (б) // КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК. Часть II. 1924-1930. - М., 1954. - С. 573.

12. О чистке и проверке членов и кандидатов ВКП (б). Шестнадцатая конференция ВКП (б) // КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК. Часть II. 1924-1930. - М., 1954. - С.605-614.

13. Пашин В. П. Партийно-хозяйственная номенклатура в СССР: (Становление, развитие, упрочение, в 20-х - 1930 гг.): диссертация ... доктора исторических наук: 07.00.01. Москва, 1993. - 438 с.

14. По отчету Центрального Комитета. Четырнадцатый съезд ВКП (б) // КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК. Часть II. 1924-1930. - М., 1954. - С.197.

15. Российский государственный архив социально-политической истории (РГСПИ). Ф.17, Оп.7.Д. 230. Л. 6-10.

16. РГСПИ Ф.17, Оп.21.Д. 3690. Л. 34.

17. Третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР (1938-1942). Восемнадцатый съезд ВКП (б). // КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК. Часть III. 1930-1954. - М., 1954. - С. 201-222.

18. Туфанов Е.В. Советская региональная партийно-государственная номенклатура в 1920-1930-е гг.: формирование и функционирование (на материалах Северного Кавказа). Ставрополь 2019. - 496 с.

19. Туфанов Е.В. Кадры региональных управленцев в 1920-1930-е годы: становление и функционирование (на материалах Северного Кавказа). - Ставрополь: Издательский Дом «Тэсэра», 2018. - 206 с.

20. Туфанов Е.В. К вопросу о роли системы учета кадров в процессе формирования партийно - государственной номенклатуры в 1920-1930-е гг. на материалах Юга России. // Вестник Калмыцкого Университета. - 2018. - №39(3) - С.48-57.

21. Туфанов Е.В. К вопросу об источниках рекрутирования региональных управленцев в 1920-1930-е гг. на материалах Северного Кавказа // Вестник Калмыцкого Университета. - 2018. - №37 (1) - С. 32-42.

22. Центр Документации Новейшей Истории Ростовской Области Ф.Р-7, Оп. 1, Д.83. Л. 1-5.

23. Центральный Государственный Архив Кабардино-Балкарии. Ф.Р.-132, Оп.1, Д.177, Л.30.

24. Четырнадцатый съезд ВКП (б) // КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК. Часть II. 1924-1930. - М., 1954. - С. 192-258.

25. Чрезвычайный XVII Всероссийский съезд Советов // Съезды Советов РСФСР в постановлениях и резолюциях. - М.,1939. - С. 482-506.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.