КАЧЕСТВО ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Марина Львовна Ионова
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры экономики землеустройства и недвижимости, тел. (383) 210-95-87, e-mail: [email protected]
В статье актуализируются вопросы, связанные с исследованием категории «трудовой потенциал» человека, специфика деятельности специалистов в области экологии и природопользования, рассмотрена упрощенная модель формирования качества трудового потенциала.
Ключевые слова: трудовой потенциал, качество, содержание труда,
воспроизводственный процесс трудовых ресурсов предприятия.
QUALITY OF LABOUR POTENTIAL OF WORKERS OF THE ENTERPRISES IN THE FIELD OF ECOLOGY AND WILDLIFE MANAGEMENT
Marina L. Ionova
Siberian State Academy of Geodesy, 10 Street Plahotnogo, Novosibirsk, 630108 senior teacher, department of economy of land management and real estate, tel. (383)210-95-87, e-mail: [email protected]
In article the questions connected with research of a category «labor potential» person are staticized, specificity of activity of experts in the field of ecology and wildlife management, is considered the simplified model of formation of quality of labor potential.
Key words: labor potential quality, the work maintenance, reproduction process of a manpower of the enterprise.
Современная экономическая деятельность осуществляется с помощью сложноорганизованной системы ресурсов. Особое место и первостепенную значимость в данной системе занимают человеческие (трудовые) ресурсы, осуществляющие профессиональную деятельность в области экологии и природопользования. Она реализуется на уровне промышленных предприятий, связана с охраняемыми природными территориями, с работой в учреждениях социальной сферы, просветительской и преподавательской деятельностью, предусматривает деятельность в администрациях федерального, регионального, муниципального уровней управления.
Профессионализация и специализация данной области деятельности предусматривает не только чисто функциональную грамотность специалистов, но и мотивационную заинтересованность, мировоззренческую определенность в отношении самой смысловой заданности и содержания данной области человеческой деятельности. Она характеризуется особым уровнем
ответственности - от индивидуального до цивилизационного, измеряемый не только финансовыми показателями.
Рассматривая таким образом данную сферу профессиональной деятельности человека, необходимо актуализировать исследования в области качества его трудового потенциала. Трудовой потенциал в широком смысле определяет возможности человека, которые могут быть приведены в действие для реализации целесообразного и сознательного участия его в трудовой деятельности. Существует достаточно большое количество подходов к определению трудового потенциала отдельного работника, предприятия и общества. Различные исследователи описывают его структурные компоненты. Предлагается рассмотреть следующую систематизацию компонентов трудового потенциала человека:
- Ценностно-мотивационная (ценности, мировоззренческая установка, цели и мотивы трудовой деятельности, потребность заниматься деятельностью и т.д.)
- Профессионально-квалификационная (знания и опыт в определенной области науки и практики, способность выполнять работы определенной сложности и т.д.)
- Социально-коммуникативная (способность устанавливать контакты с коллегами и трудовыми коллективами, способность мобилизовать себя для работы в команде, для достижения общих целей, критичность и объективность, адекватная самооценка и т.д.)
- Творчески-инновационная (не формальное отношение к трудовому процессу, научно-исследовательская активность, умение применять современные технологии в трудовой деятельности, потребность в саморазвитии и т.д.).
Качественное проявление каждой компоненты определяет в результате качество трудовой деятельности и характеризует степень активизации трудового потенциала человека.
Совокупность данных характеристик может применяться для формирования компетентностной модели современного специалиста в области экологии и природопользования. Но вопрос состоит в том, что речь идет о трудовом потенциале, который может быть активизирован только при определенных условиях, в соответствующей управленческой системе отношений и востребован относительно конкретной целенаправленной деятельности, как отдельного индивида, так и всей экономической системы.
С практической точки зрения активизация трудового потенциала человека происходит на всех стадиях воспроизводственного процесса человеческих (трудовых) ресурсов предприятия. На стадии формирования речь идет о потенциальных возможностях трудовых ресурсов осуществлять разного рода трудовую деятельность. Следовательно, в данном случае важно правильно проводить оценку качества трудового потенциала, определяющего проявленные и потенциальные возможности человека, характеризующие его компетентность. На стадии использования трудовых ресурсов необходимо предоставить человеку условия для активного включения в трудовой процесс с максимальной
отдачей своего трудового потенциала и подготовкой его для дальнейшего развития и совершенствования. На стадии развития происходит преобразование качества трудового потенциал, что влечет приращение и расширение границ его профессиональной компетенции. Таким образом, можно рассматривать весь воспроизводственный процесс как процесс активизации трудового потенциала человека и изменение его качественных характеристик.
Качество трудового потенциала можно определить как способность и возможность человека реализовать возложенные на него права и обязанности на конкретном рабочем месте в определенный период времени. Упрощенная модель формирования качества трудового потенциала представлена на рис. 1.
ПРОЦЕСС ТРУДА
СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА:
-научно-исследовательская работа по разработке новых технологий в научных центрах в области экологии и природопользования;
-на промышленных предприятиях участие в формировании экологической политики, деятельность в экологических службах по контролю нормативных требований, выполнение экологического аудита и т.д.; -проведение научных исследований и практическая деятельность по охране и защите природных экологических систем;
- деятельность в учреждениях социальной сферы: жилищно-коммунальное хозяйство, экологическая полиция, санатории, туристические зоны и т.д.;
- умение принимать решения на разных уровнях управления.
Рис. 1 Модель формирования качества трудового потенциала
Данная модель показывает механизм формирования качества трудового потенциала специалиста эколого-природопользователя. Из нее видно, что начинается работа всегда с изучения содержания труда, которое должно быть рациональным на каждом этапе его развития. Процесс формирования качества трудового потенциала основывается на постоянном развитии знаний, навыков, умений работника, что происходит в условиях управления качеством трудового потенциала на данном предприятии и потребности в необходимости саморазвития самого человека.
Следует обратить внимание на стадию «формирования» трудового ресурса. Ее эффективность зависит от ряда факторов, в том числе и от популярности, востребованности, конкурентоспособности данной профессиональной деятельности на рынке труда. В данном случае, речь идет о создании высокого социального статуса профессии эколого-природопользователя. Он может сформироваться в результате профориентационной работы, просветительской деятельности в области экологии, природопользования, формирование экологоэкономической грамотности участников социально-трудовых отношений, формирование системного мышления, высокого мировоззрения, получении соответствующего качественного образования, формировании надежных рабочих мест, определенной государственной политики, в конце концов фраза «Наш дом-планета Земля» должна превратиться из плакатной фразы в жизненный принцип человека и т.д.
© М.Л. Ионова, 2012